Митрополит Крутицкий Ювеналий возглавил торжества по случаю престольного праздника храма святителя Василия, епископа Рязанского, в подмосковном селе Протекино 25 июня 2020 г. 16:45 23 июня 2020 года, в праздник обретения мощей святителя Василия, епископа Рязанского, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в храме святителя Василия, епископа Рязанского, в селе Протекино Московской области. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Московской областной епархии протоиерей Михаил Егоров и благочинный Зарайского церковного округа протоиерей Петр Спиридонов. В храме присутствовали первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, член Совета Федерации от Правительства Астраханской области Ю.К. Чаплин, глава Зарайского городского округа В.А. Петрушенко. После сугубой ектении владыка Ювеналий вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия. На богослужении было совершено молитвенное поминовение болящих священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви и вознесены прошения о упокоении приснопоминаемого Василия Никитича Степнова. По заамвонной молитве было совершено славление перед иконой святителя Василия, епископа Рязанского. По окончании Литургии протоиерей Петр Спиридонов обратился к архиерею с приветственным словом: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! После трудных дней в условиях пандемии вспоминаются Ваши слова, обращенные в те дни, когда распространение коронавируса только началась. Вы сказали, что для молитвы и любящих сердец нет никаких преград, никаких расстояний. Сегодня, владыка, Вы вновь посетили Зарайскую землю, покровителем которой является святитель Николай Чудотворец, икону которого Вы в 2013 году помогли вернуть в наш родной город и которая стала одной из главных святынь Московской области. Сегодня, дорогой владыка, вместе с Вами совершив молитву о даровании всем здравия и спасения, хочется Вам от всей души пожелать крепкого здоровья, помощи Божией в Вашем нелегком архипастырском труде и многая и благая лета Вам и всей нашей Московской епархии».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Церковь святого Василия Острожского (Прелина) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Василия Острожского в Прелине — православный храм Жичской епархии Сербской Православный Церкви в общине Чачак, Сербии. Содержание История [ править править код ] Придорожный храм в честь святого Василия Острожского расположен на Ибарском шоссе, в деревне Прелина, недалеко от Чачака. Этот храм уникален по своей архитектуре, красоте и, прежде всего, своему назначению. В Греции таких церквей тысячи, а придорожный храм святого Василия Острожского – первый и пока единственный в Сербии. В храме не совершаются богослужения, он предназначен для путников: здесь можно приложиться к иконам, помолиться и поставить свечи. Храм был построен при поддержке гуманитарного фонда церковной общины Прелины в год 2000-летия юбилея христианства. Проект храма выполнил Минья Радованович, архитектор из Чачака. Храм расписан художником Владимиром Кецманом из Белграда. Церковь построена в форме креста и имеет площадь 56 квадратных метров с куполом высотой 10 метров. Примечательны украшения храма: мозаика с изображением святого Василия Острожского и фреска Господа Иисуса Христа на престоле размером 2,5 х 6 метров. Действует церковная лавка. Эту небольшую церковь возле Ибарского шоссе ежедневно посещают десятки верующих. Престольные праздники [ править править код ] Василий, святитель, митрополит Острожский - 12 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: E763, Сербия Проезд: Деревня Прелина расположена вдоль Ибарского тракта, там, где дорога уходит на три стороны: на Чачак (6 км) (E761/763), Горни-Милановац (16 км), Белград (145 км) (E763) и Кралево (33 км) и Крагуевац (E761) (50 км). Телефон: +381 65 8545888 Паломнику [ править править код ] Храм открыт ежедневно с 09:00 до 17:00. Близ Прелины, под Чачаком находится знаменитое Овчарско-Кабларское ущелье с его монастырями , которые иначе называют «Сербский Афон». Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святог...

318 В Великий Четверг священник читает полностью «Вечери Твоея Тайныя…», а диакон говорит «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа»; в Великую Субботу священник говорит: «Да молчит всякая плоть человеча…», а диакон завершает: «Предходят же Сему лицы ангельстии, со всяким Началом и Властию…». 320 Обычно для литургии святителя Василия Великого в нотных сборниках даются особые варианты пения молитв евхаристического канона, которые отличаются большей продолжительностью в сравнении с мелодиями соответствующих песнопений для литургии святителя Иоанна Златоуста . Это связано с тем, что тайные молитвы на литургии святителя Василия Великого , которые читает священник во время исполнения этих песнопений, более пространные (особенно это касается 2-й молитвы евхаристического канона «С сими блаженными Силами, Владыко Человеколюбче…», текст которой в некоторых изданиях Служебника занимает более четырех страниц). 321 Если литургия святителя Василия Великого совершается на Рождество Христово или на Богоявление (это имеет место в том случае, если один из данных праздников случится в воскресенье или понедельник), то поется задостойник праздника. Также задостойник праздника поется на Благовещение Пресвятой Богородицы, если этот праздник случится в 3-ю, 4-ю или 5-ю Недели Великого поста. Наконец, задостойники всегда поются в Великий Четверг и Великую Субботу: в Великий Четверг – «Странствия Владычня…», в Великую Субботу – «Не рыдай Мене, Мати…». 325 1 января и в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю недели Великого поста (если не случится Благовещение Пресвятой Богородицы) на отпусте полагается поминание автора литургии: «…иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския». 326 Софроний (Смук), игум. Божественная литургия Преждеосвященных Даров//Церковный вестник. СПб., 2000. 328 См.: Успенский Н.Д. Литургия Преждеосвященных Даров: историко-литургический очерк//Успенский Н.Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М., 2007. («Литургическая библиотека»). С. 85–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

И ныне: праздника. И ныне: праздника. По 1й кафизме седален, глас 5. Подобен: Собезначальное: По 1й кафизме седален, глас 5 Подобен: Слово, безначальное: Яко царское украшение Церкве, Василия вси да восхвалим,/учений сокровище неоскудное,/сими бо той наказа нас Троицу почитати Святую,/соединену убо Существом, разделену же Ипостасьми. Как царское украшение Церкви Христовой/давайте все Василия восхвалим,/сокровищницу неоскудевающую учений:/ибо ими он наставил нас/Троицу почитать святую,/соединенную Естеством, разделяемую же по Ипостасям. Слава, глас 1. Подобен: Гроб Твой: Слава, глас 1. Подобен: Гроб Твой: Василие премудре, предстояй Троице,/молися получити в День суда нам, поющим тя и чтущим память твою,/благодать, милость и очищение прегрешений,/яко да усты прославляем и сердцем Единаго Человеколюбца. Василий премудрый! Предстоя Троице,/моли, чтобы мы, воспевающие тебя/и почитающие память твою/в день суда получили благодать,/милость и очищение от согрешений,/да будем устами и сердцем прославлять/Единого Человеколюбца. И ныне: Всех Творец и Владыка мира,/Сый со Отцем и Духом горе,/яко Младенец обрезуется на земли осмодневен./Истинно Божественна же и чудна дела Твоя:/Ты бо, Владыко, нас ради обрезался еси,/яко Сый закона исполнение. И ныне: Всех Творец и Владыка мipa,/Пребывающий со Отцом и Духом на высоте,/на земле как младенец принимает/обрезание в день восьмой./Подлинно божественны и чудны дела Твои:/ибо Ты обрезываешься ради нас, Владыка,/как истинное Закона исполнение. И чтем во Евангелии толковом поучение Великаго Василия монахом. И читаем во Евангелии толковом поучение Василия Великого монахам. По 2й кафизме седален, глас 8. Подобен: Премудрости: По 2й кафизме седален, глас 8 Подобен: Премудрости: Неизреченныя премудрости Боговидне почерпл еси богатство тайное,/всем источил еси православия воды,/верных убо сердца Божественне веселящия,/неверных же веления достойне потопляющия./Отнюдуже обоюду благочестия поты/показался еси непобедим Троицы поборник, святителю Василие./Молися Христу Богу прегрешений оставление даровати/празднующим любовию святую память твою.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Решившие последовать примеру своего аввы и до конца оставшиеся верными Богу и Его Святому промышлению другие насельники обители, среди которых были иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем, послушник Василий, разделили с преподобномучеником Евфросином его участь и были мученически убиты 20 марта 1612 года. Преподобномученик Ефросин был прославлен во святых в 1912 году. Его ученики, разделившие с ним мученический подвиг, почитаются наравне с ним в Вологодской епархии. Места погребения иеромонахов Сергия и Аврамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия неизвестны. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Причислить к лику святых для местного почитания иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия. 2. Память преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия совершать 20 марта/2 апреля. 3. Честные останки преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. 5. Включить имена преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия в поименный список Собора Вологодских святых.   ЖУРНАЛ 23 СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, о представлении на утверждение Священного Синода новой редакции акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой «Целительница». ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенный текст акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой «Целительница».   ЖУРНАЛ 24 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, об изменении состава организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского, в связи с приближением юбилейного года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109914...

Приидите, Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим,/Иисус бо Боголепно наречеся днесь./С сими же и память святителя величаем. Придите, имени Христа Владыки славное торжество/во святыне будем праздновать,/ибо в сей день Он Иисусом богоприлично наречен./Вместе с тем мы и память святителя величаем. Таже святаго припевы к тропарем его: Так же припевы святого к тропарям его: Величай, душе моя, во иерарсех Василия Великаго (2). Величай, душа моя,/среди иерархов великого Василия. (2) Величай, душе моя,/вселенныя пресветлаго светильника (2). Величай, душа моя,/вселенной пресветлое светило. (2) Величай, душе моя,/от Кесарии Василия Великаго (2). Величай, душа моя,/из Кесарии просиявшего Василия великого. (2) Сей же вместо Слава: Величай, душе моя,/украсившаго Христову Церковь. Вместо “Слава:” Величай, душа моя,/украсившего Христову Церковь. Вместо И ныне: Величай, душе моя,/Честнейшую Небесных воинств,/Деву Пречистую Богородицу. Вместо “И ныне:” Величай, душа моя,/честью высшую Небесных Воинств,/Деву пречистую, Богородицу. Перваго пастыря, яко овча верное Христово, Василие,/живоносным стопам последовал еси,/мучителю бо твою душу, отче, предал еси,/доблественне предбедствуя о Церкви, всеблаженне. Как Архипастыря Христа верная овца/ты, Василий, живоносным Его стопам последовал:/ибо тирану душу свою предал, отче,/доблестно подвергшись опасности/за Церковь, всеблаженный. Церковное всесвященное Христово видев совокупление,/твоим украшено святительством, мудре,/всегубитель, яко от грома, тресновен быв, падеся мучитель,/сущия бо в тебе Духа зари не стерпе, Василие. Церкви Христовой всесвященное устроение узрев,/украшающееся твоим, мудрый, священноначалием,/пал, как громом пораженный, всегубитель тиран:/ибо не вынес он сияния Духа,/пребывавшего в тебе, Василий. Апостолов седалища, лика же страдалец Христовых,/патриархов скинии, и праведных сладости,/и радости пророков сподобился еси, Василие:/Богородицы бо служитель и Троицы таинник был еси. Апостольской кафедры,/и ликования Христовых страстотерпцев,/обители патриархов, и услады праведных,/и радости пророков ты удостоился, Василий:/ибо посвященным в тайны Богородицы/и Троицы служителем соделался.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

«Блаженны» на 12: Октоиха на 4, рядовая песнь канона праздника (в предпразднство – 3-я песнь канона) на 4 и 6-я песнь святого на 4. Если святой не имеет «Блаженн», то читаются «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и канона праздника рядовая песнь (в предпразднство – 3-я песнь) на 4. По входе: – в храме Господском: тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника; – в храме Богородичном: а) в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого Минеи; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника; – в храме святого: тропари воскресный, праздника, храма, святого Минеи; кондаки воскресный и храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Однако если святой не имеет прокимена (и всего остального), то в попразднство поются прокимены, аллилуиа и причастны воскресный и праздника. Апостол и Евангелие – рядовые и святого (если святой не имеет чтений, то читаются только рядовые Апостол и Евангелие). Задостойник праздника (только в попразднство). §6. Литургия Святителя Василия Великого В сравнении с литургией святителя Иоанна Златоуста , проскомидия и литургия оглашенных на литургии святителя Василия Великого почти не имеют особенностей (на проскомидии поминается святитель Василий Великий как святой, «егоже есть литургия»). Потому все особенности касаются литургии верных, что вполне понятно, так как это самая древняя часть литургии. Вот отличительные черты литургии святителя Василия Великого : 1. Начиная с ектении об оглашенных, в последовании литургии святителя Василия Великого употребляются другие тайные молитвы священника. 2. Вместо Херувимской песни два раза в году поются другие песнопения: в Великий Четверг «Вечери Твоея Тайныя…» , а в Великую Субботу – «Да молчит всякая плоть человеча…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Архив Пн В Великую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя 23 апреля 2011 г. 12:39 23 апреля 2011 года, в Великую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений ; архиепископ Филарет (Карагодин) ; председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии епископ Подольский Тихон ; епископ Звенигородский Николай ; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев ; заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) ; ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Исидор (Тупикин) ; и.о. руководителя службы протокола Святейшего Патриарха протоиерей Андрей Милкин; клирики Храма Христа Спасителя и столичных храмов. За Божественной литургией Предстоятель Русской Церкви совершил иерейскую хиротонию диакона Иоанна Омелянчука, учащегося Московской духовной академии . Среди молившихся за богослужением были проректор МИФИ, председатель Совета ветеранов МИФИ Н.С. Погожин и советник ректора МИФИ В.Г. Цыганов. После чтения Апостола, во время пения «Воскресни, Боже...», Предстоятель Русской Церкви, сослужившие иерархи и духовенство сменили великопостные черные ризы на белые. Переоблачение священнослужителей напоминает о том, как в древности после чтения паримий Великой субботы в храм вступали новокрещеные в белых одеждах, а также указывает символически на ангелов, благовествовавших о Воскресении Христовом. После отпуста Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил благословение пяти хлебов и вина. Это благословение ежегодно совершается в память о том, как древние христиане, оставаясь в храме после Литургии до Пасхальной утрени, вкушением освященных хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси  Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1459471.ht...

В праздник Обрезания Господня глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме города Алма-Аты 14 января 2019 г. 16:27 14 января 2019 года, в праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Крестовоздвиженском храме микрорайона Карасу города Алма-Аты. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: благочинный приходов города Алма-Аты, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, игумен Феодосий (Белобородов), иеромонах Силуан (Синегубов), ключарь Христорождественского собора протоиерей Александр Гайченя, настоятель Крестовоздвиженского храма иеромонах Мелитон (Поротиков), благочинный Талдыкорганского церковного округа иеромонах Клавдиан (Поляков), руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, протодиакон Михаил Спельник, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Виталий Быструшкин, клирики Крестовоздвиженского храма. Перед началом Литургии митрополит Александр освятил новый иконостас северного придела храма, посвященного святым благоверным Петру и Февронии. Дубовый иконостас выполнен в традиционном средневековом русском стиле. На богослужение из Софийского храма Иверско-Серафимовского монастыря была доставлена икона XVIII века с частицами мощей многих почитаемых святых, среди которых находятся мощи святителя Василия Великого. За Литургией пел хор Крестовоздвиженского храма под управлением Н. Бурдуковой. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Иаков (Воронцов). В завершение богослужения состоялось славление празднику Обрезания Господня и святителю Василию с молитвами Каппадокийскому иерарху и на Новолетие. После возглашения многолетия владыка Александр обратился к собравшимся с проповедью , в которой рассказал о жизни и трудах святителя Василия Великого и раскрыл духовный смысл праздника Обрезания Господня. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вид восточной стороны храма с главной Тверской-Ямской улицы Предисловие Храм Св. Василия Кесарийского , что в Тверской-Ямской слободе 1 , принадлежит к числу замечательных и наиболее известных приходских храмов нашей первопрестольной столицы 2 . Это единственный теперь 3 в г. Москве храм, посвященный имени Вселенского Учителя и Святителя Христова, твердого исповедника и поборника православной веры, – Св. Василия, Архиепископа Кесарии Каппиадокийской, († 1 января 379 г.), за свои подвиги и труды для Церкви Божией получившего от неё наименование „Великого“. Как бы в соответствие с таковым наименованием Святителя Василия 4 , – и храм его в нашей местности отличается величественным видом и обширностью. Пятиглавый, – с большими тремя алтарными выступами на главную улицу, – с обширною папертью с западной стороны, с двумя, кроми того, боковыми папертями-входами, он по своему наружному грандиозному виду и широте своих размеров 5 мог бы занять не последнее место и между нашими соборными храмами, – а из приходских храмов г. Москвы в сравнение с ним могут быть поставлены лишь весьма немногие. Таковому внешнему виду нашего храма вполне соответствует его внутреннее величественное строго-церковное благолепие и богатство украшений. В нем мы видим множество Св. икон, написанных по древним образцам, и почти все они облечены в драгоценные ризы. Престол его главного храма сияет дорогою, художественной работы, одеждою. Величественный пятиярусный средний его иконостас весь обложен позлащенной с эмалью бронзою. Иконостас одного из его приделов (Николаевского) сребро-позлащенный. Все его стены и своды росписаны священными изображениями в строго византийском стиле. Особенно благолепный вид имеет храм наш при освещении, во дни праздничных торжественных богослужений, к которым молящиеся призываются благовестом громогласного, тысячепудового колокола. Кто бывает в эти дни в храме нашем, тот невольно умиляется душею: Красота храма и священнослужение, при стройном пении, оживляет и поддерживает в молящихся благоговейное настроение, неприметно вознося их мысли к красотам высшего горного мира, где Престолу Божию предстоят Святые – наши верные Покровители и Молитвенники, – а вместе с ними – Матерь Божия, Царица Небесная, сияющая вечной славой и совершенствами, – и ими, как бы „ризами позлащенными одеяна, преукрашена“.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010