В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII Иоанн Дамаскин , Герман константинопольский , и последующих веков – Василий монах и Византий написали многия священные песни, коими Церковь прославляет ныне св. Василия Великого . Восхваляя его, Церковь между прочим поет: «во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, им же боголепно научил еси: естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское освящение отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим». 50 На всенощном бдении в день св. Василия Великого , когда бывает праздник и Обрезанию Господа, Церковь произносит в честь этого праздника две паремии, и одну в честь вселенского учителя и святителя о высоком совершенстве праведных и благе от них для ближних ( Притч. 10:32, 12:12 ). Евангелие утреннее в честь святителя тоже, что на утрене в день св. равноапостольного Константина ( Ин. 10:9–16 ). На литургии, которая в 1 день января бывает св. Василия Великого , чтением Апостола в честь его Церковь возвещает о совершеннейшем архиерее – Сыне Божием, Которому св. Василий Великий подражал ( Евр. 7:26; 8:2 ); чтением Евангелия благовествует учение Иисуса Христа о блаженстве нищих духом, алчущих и жаждущих правды и гонимых за Веру Христову ( Лк. 6:17–23 ), каким был и св. Василий Великий. Примечание. Говорят, что нетленные останки великого Василия перенесены впоследствии в Италию и находятся в Риме или в ином городе Италии 51 , а глава святителя на Афоне в Лавре Иверской. 52 5 Григорий не допустил их подвергнуть новоприбывшего в Афины Василия школьническому обычаю посвящения в общество учеников, которые после публичного диспута с новичком вели его с шумом и криком в баню. Григория знал Юлиан, который учился с ними в Афинах 49 Прол. 30 января. Надгроб. слово Григория св. Василию. 195 и. к приморск. епископам в рус. переводе. Так же бесед. Василия на 1-ю част. Псалм. перв. и на 59 псал. Читать далее Источник: Жития святых : Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго/[Соч.] прот. Г.С. Дебольского. (Извл. из книги «Дни Богослужения»), с изображениями их, Академика Ф.И. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1897. - 95, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Имя Василий происходит от греческого прилагательного «βασλειος», означающего «царский», «царственный». На протяжении нескольких столетий имя Василий было в России вторым по популярности после имени Иван. Имя Василий можно назвать княжеским, не только по его смысловому значению, но и потому, что его носили многие князья из рода Рюриковичей. Начало этому положил князь Владимир, который сам был крещен с именем Василий. С XIV века имя Василий упрочивает свое значение, становясь великокняжеским. Среди князей великого княжества московского можно вспомнить Василия I, Василия II. В любом случае, имя Василий было воспринято всеми сословиями. Так самый известный московский юродивый - Василий Блаженный - был по происхождению крестьянином. Интерес к имени Василий в России стал снижаться только в начале XX века, когда оно с лидирующих позиций по популярности сначала сместилось в первую пятерку, а потом в первую десятку самых распространенных имен. К 60-ым годам XX века за именем Василий закрепился имидж деревенского имени. Поэтому именем Василий стали называть детей еще реже. Но если в России интерес к имени Василий можно охарактеризовать как волнообразный, то в Греции он не снижается уже много веков. Святитель Василий Великий остается одним из наиболее почитаемых и любимых святых Греции. Оставаясь примером доброго пастыря, заботящегося об обездоленных, больных и сиротах, чуткого к чужим бедам и оберегающего свою общину, он стал прообразом греческого Деда Мороза. Именно от святого Василия дети в Греции получают подарки в Новый год. Литургия Василия Великого. В чем ее особенность? Десять раз за год чинопоследование литургии меняется, и служится особое богослужение, которое называется литургия Василия Великого. Она совершается в день памяти святителя Василия - 14 января по новому стилю (1 января по ст.стилю), а также в первое, второе, третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. В зависимости от того, на какой день недели выпадает празднование Рождества Христова и Крещения Господня, литургия Василия Великого служится либо в сам день праздника, либо накануне в навечерие (сочельник) праздника.

http://foma.ru/imja-vasilij.html

Дядьково-1 (6-й МКР Дашково-Песочня). Церковь Василия, епископа Рязанского. Подворье Свято-Троицкого мужского монастыря Церковь. Действует.   Престолы: Василия, епископа Рязанского Год постройки:приблизительно не ранее 2008. Адрес: Рязанская область, Рязанский район, Дядьково-1 (6-й МКР Дашково-Песочня) Координаты: 54.608547, 39.837681 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Подворье Свято-Троицкого мужского монастыря храма Святителя Василия Рязанского было создано по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона в связи с обращением членов ТИЗ (товарищество индивидуальных застройщиков). Так на территории поселка было открыто небольшое молитвенное помещение, в котором и совершаются богослужения: исповедь и причастие, водосвятный молебен, заупокойная лития. Они проходят по воскресным дням, обычно в 11 часов (время может меняться по просьбам прихожан). В дни больших праздников совершаются крестные ходы, в том числе и на расположенный неподалеку от молитвенного помещения источник во имя свт. Василия Рязанского. На Крещение Господне здесь бывает освящение воды. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на территории товарищества (в центре на пересечении улиц 2-й Земляничный проезд и Малиновая) будет строиться храм Василия Рязанского, небесного покровителя земли Рязанской. Он нужен всем, кто желает добра, мира, любви и богатства не только земного, но и духовного себе и своим близким. Просим Вас, уважаемые члены ТИЗа, оказать материальную и финансовую помощь в строительство этого храма. Правление ТИЗ " Дядьково-1 " . Нет на этом месте церкви Василия Рязанского: на перекрестке решено поставить памятник святому. Рядом стоит неизвестная часовня. Церковь Василия Рязанского решено было строить в селе Новоселки, где она ныне и обретается. Также сообщаю, что 6-й МКР Дашково-Песочня является территорией Октябрьского района города Рязани. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17010

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Патриарх Алексий II почтил память Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца 15.08.2002 15 августа Русская Православная Церковь празднует день Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. В день памяти Блаженного Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Покрова на Рву, известном также как храм Василия Блаженного. По окончании богослужения состоялся молебен у раки с мощами святого. Обращаясь к пастве, Предстоятель Русской Церкви отметил, что православная Москва всегда с особым благоговением чтила память Блаженного чудотворца Василия. Как напомнил Патриарх Алексий, за нелицемерную веру и горячую любовь к миру Горнему Господь укрепил его на подвиг юродства и сообщил проповедям святого особую силу духовного воздействия на всех людей - от последнего нищего до царя. Вся жизнь Василия Блаженного прошла среди людей, и похоронен он был на самом людном месте Москвы - на Красной площади (в XVI в. там располагался городской рынок, и ныне Покровский собор окружает многолюдная толпа). Слово Святейшего Патриарха Алексия в день памяти Блаженного Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Мы совершили здесь, в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, Божественную литургию. Молебное пение святому блаженному Василию, юродивому, Московскому чудотворцу, мы совершим в нижнем храме, где погребены его святые останки. Поздравляю всех вас с праздником одного из наиболее чтимых святых нашего Первопрестольного града, по имени которого - храмом Василия Блаженного - нередко называют этот соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Я поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин. Много подвижников веры и благочестия прославились в нашем граде. Это - и святители Московские, и святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский, и святой Блаженный Василий Московский, память которого мы сегодня совершаем. Василий Блаженный принял на себя тяжкий крест юродства: обличал тех, кто вел себя недостойно христианского звания, и предсказывал милость от Господа тем, кто основывал свою жизнь на христианских духовных ценностях.

http://zavet.ru/news/0208/n15-5.htm

Ивица. Церковь Василия Великого. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Каменная однопрестольная церковь святителя Василия Великого слободы Ивицы Корочанского уезда была построена в 1854 году, хотя метрические книги прихода сохранились с 1849 года и можно осторожно делать предположения о более раннем деревянном здании. Приход этой церкви был небольшим, включал только саму Ивицу, где население немногим превышало тысячу человек. Престольный праздник отмечали и до сих пор отмечают 14 января (по григорианскому календарю)», — рассказал начальник управления по делам архивов Белгородской области Павел Субботин. По его словам, к началу ХХ века местной сельской общиной для священника был построен деревянный общественный дом, а при храме в здании сторожки открылась церковно-приходская школа. К храму был приписан пахотный надел, а церковнослужители получали небольшое жалование. После революции служба в храме продолжалась вплоть до начала 1930-х годов. Потом изза борьбы церковных течений, голода и репрессий советской власти служба прекратилась. В 1936 году Корочанский райсовет принял решение церковь разобрать, но ждал санкции областного начальства. В 1937 году оно подтвердило решение о закрытии церкви, но до войны здание полностью не было разобрано и частично сохранилось до наших дней. Во время войны немцы открыли храм для богослужений. А после оккупации его вновь закрыли. После войны в здании хранили зерно. http://korocha31.ru/1229.html Каменная церковь святителя Василия Великого слободы Ивицы Корочанского уезда была открыта в 1854 году на месте деревянной церкви, построенной в 1849 году. Служба в храме осуществлялась до 1937 года, когда решением областного начальства церковь была закрыта, а после войны была превращена в зернохранилище, что предотвратило полное уничтожение здания. В середине 50-х годов прошлого века была уничтожена звонница и снят крест. Решение о восстановление храма было принято в год 170-летия прихода. Работы по восстановлению начались в июне 2019 года. Реставрация была завершена в декабре 2019 года. Торжества открытия прошли 14 января 2020 года, в престольный православный праздник села — день памяти Святителя Василия Великого. http://sdelanounas.ru/blogs/129812/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Храм живёт, один раз в месяц в нём служит настоятель храма в с.Соколовка о.Евгений. 16 июля 2012. Престольный праздник на Ивице празднуют 14 января по н.ст., следовательно сельский храм был освящён в честь иконы Обрезания Господня, либо в память св.Василия Великого. Построен храм более 150 лет назад (по воспоминаниям уже почивших предков). 16 июля 2012. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=16875

В Иваново-Вознесенской епархии впервые пройдут общеепархиальные торжества, посвященные памяти святителя Василия Кинешемского 31 июля 2009 г. 14:02 13 августа Русская Православная Церковь празднует память святителя Василия исповедника, епископа Кинешемского. На основании решения Епархиального Совета от 17 октября 2008 года (журнал данному празднику в Иваново-Вознесенской епархии придан общеепархиальный характер. Праздник пройдет в городе Кинешма, на месте служения и подвигов святителя Василия. Вечером 12 августа в Введенском храме Свято-Введенского женского монастыря города Иваново, где в настоящий момент находятся мощи святителя Василия, епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф совершит всенощное бдение. 13 августа в Троицком кафедральном соборе города Кинешма архиерейским чином в сослужении духовенства Иваново-Вознесенской епархии будет совершена Божественная литургия, по окончании которой начнется общеепархиальный крестный ход с ковчегом с частью мощей святителя Василия Кинешемского. Шествие пройдет от Троицко-Успенского кафедрального собора по улице Советской к храму Вознесения Господня, где будет совершен молебен и освящен памятный знак, посвященный святителю Василию Кинешемскому. Затем крестный ход вернется к Троицко-Успенскому собору, от которого проследует по улице Рылеевской на площадь Революции. Здесь, у часовни над братской могилой героев обороны Кинешмы 1609 года будет совершена заупокойная лития. После этого крестный ход проследует через площадь Революции к Благовещенскому храму, где богослужение будет закончено. Епископ Василий (в миру — Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 г. в г. Кинешме Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника. По окончании гимназии поступил в Киевскую духовную академию , которую окончил в 1901 г. со степенью кандидата богословия. Преподавал в Воронежской духовной семинарии. Написал диссертацию «О скитском патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. Для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Лондон, где прожил 1910-1911 гг.

http://patriarchia.ru/db/text/707932.htm...

В 2001 году было возбуждено ходатайство о возвращении здания храма в честь святителя Василия Великого в собственность Русской Православной Церкви. С 2003 года по благословению протоиерея Николая Барсукова в Государственном архиве Нижегородской области, а с 2007 года и в Государственном архиве Республики Марий Эл под руководством учителя Юринской средней школы И.В. Ахметовой начала работать группа прихожан храма по теме «История церквей Юринского района». В результате архивных поисков выяснилось, что деревянная церковь в честь святителя Василия Великого была построена в Васильевском в 1761 году на средства прихожан. После случившегося в 1842 году пожара она была обновлена, а в 1866 году с разрешения епархиального начальства перестроена тщанием верующих по новому плану и фасаду. Храм имел один престол во имя святителя Василия Великого, в 1881 году по благословению Преосвященного Поликарпа (Гонорского), епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, к церкви была пристроена новая колокольня на каменном фундаменте. Краеведческие исследования принесли свои плоды. 29 октября 2008 года на основании записи из клировых ведомостей церкви Василия Великого Макарьевского уезда Нижегородской епархии собрание депутатов муниципального образования «Юринский муниципальный район» решило безвозмездно передать здание васильевского храма Михаило-Архангельской церкви поселка Юрино. Возрождать деревянную церковь в Васильевском начали, объявив в 2009 году сбор средств, и реконструкция церкви продолжилась: были выполнены работы по разборке и устройству кирпичной кладки фундамента, разборке грунта, устройству фундамента, очистке и подготовке кирпича. В 2011 году построены колокольня, паперть, притвор, изготовлены рамы, входные двери, косяки. 13 июля 2015 г. правящий архиепископ Иошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил праздничное богослужение и освящение восстановленного храма. По материалам буклета «Приход храма Архангела Михаила-церковь Василия Великого», сайтов - Йошкар-Олинская епархия и Марий Эл православная Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=40619

Теперь назовем дни, когда Устав назначает совершать каждый из трех видов литургии. Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается большую часть дней года. Это настолько распространенный вид литургии, что в церковной практике обычно называется просто «литургией» (то есть когда мы говорим «литургия», без пояснений и уточнений, то подразумеваем литургию Иоанна Златоуста ). Дни ее совершения можно классифицировать следующим образом: – от Пасхи до Недели сыропустной литургия святителя Иоанна Златоуста совершается каждый день, кроме тех случаев, когда совершается литургия Василия Великого или не положено литургии вовсе; – в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю субботы Великого поста, а также в Неделю ваий; – на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, случившийся в седмичный день Великого поста. Литургия святителя Василия Великого совершается ровно 10 раз в году в следующие дни: – в навечерие Рождества Христова и Богоявления (однако если 24 декабря или 5 января случится в субботу или воскресенье, тогда в навечерие праздника совершается литургия святителя Иоанна Златоуста , а литургия Василия Великого – на сам праздник); – 1 января (память святителя Василия Великого ); – в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю Недели Великого поста; – в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста в следующих случаях: – в каждую среду и пятницу периода Святой Четыредесятницы; – в четверг 5-й седмицы (ради Великого канона) 250 ; – 24 февраля (Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), а также в храмовый праздник и в праздник чтимого святого, случившиеся в понедельник, вторник или четверг в период Святой Четыредесятницы; – в Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду. Литургии не положено в следующие дни года: – в среду и пятницу сырной седмицы (если не случится Сретение Господне или храмовый праздник); – в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы (если не случится полиелейного, храмового праздника или Благовещения Пресвятой Богородицы); – в Великую Пятницу (однако если в этот день случится праздник Благовещения, то совершается литургия святителя Иоанна Златоуста ); – в седмичные дни Рождественского и Петрова постов в случае аллилуйных служб (однако в настоящее время аллилуйные службы почти не совершаются, несмотря на их наличие в Уставе (Типиконе) и пожелание Поместного Собора 1917–1918 годов относительно их возрождения); – если навечерие Рождества Христова или Богоявления случится в субботу или воскресенье, то накануне в пятницу литургия отменяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил Черновицко-Буковинскую епархию 14 января 2015 г. 20:05 13 января 2015 года, накануне праздника Обрезания Господня и дня памяти святителя Василия Великого, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил всенощное бдение в Свято-Духовском кафедральном соборе города Черновцы. Его Блаженству сослужили архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий , епископ Хотинский Евсевий , духовенство Черновицко-Буковинской епархии . После чтения Евангелия Блаженнейший владыка поздравил присутствующих с Рождеством Христовым, праздником Обрезания Господня, днем памяти святителя Василия Великого и наступающим новым годом по старому стилю. Предстоятель Украинской Православной Церкви пожелал пастве мира, предстательства Божией Матери и помощи святителя Василия Великого в молитвах и трудах. По установившейся традиции митрополит Онуфрий обратился к верующим Черновицко-Буковинской епархии на украинском и румынском языках. 14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, Блаженнейший владыка совершил Божественную литургию в Вознесенском Банченском монастыре (с. Банчены Черновицкой области). Его Блаженству сослужили архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий, епископ Банченский Лонгин , епископ Хотинский Мелетий, духовенство епархии. Во время богослужения митрополит Онуфрий совершил диаконскую хиротонию насельника монастыря монаха Евфимия (Митрика). По окончании Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил всех присутствующих с Рождеством Христовым, праздником Обрезания Господня, днем памяти святителя Василия Великого и новым годом по старому стилю. «Пусть молитвами святителя Василия Великого Господь хранит каждого из вас. Желаю всем счастья, здоровья, благословения, чтобы мир Божий всегда находился и в наших душах, и в нашей Украине, а сами мы были достойны этого Божиего благословения», — обратился к пастве Блаженнейший митрополит Онуфрий. После богослужения Блаженнейший владыка посетил детский дом в селе Молница , который опекает братия Банченского монастыря. Митрополит Онуфрий поздравил детей с праздниками и вручил им подарки. Воспитанники детского дома также поздравили Его Блаженство, спев рождественские колядки. По материалам  официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3937249.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010