1869 г. 23 сентября. Владыка говорил, что Обер-Прокурор, ныне летом бывши в Москве, снова заявлял свое согласие на учреждение Собора, только не вселенского наперед, а Русского, состоящего из одних русских Епископов,-но не соглашается ни за что на разделение Русской области церковной на округа и учреждение местных соборов. Это разделение, по его мнению, может вести к распадению, с отторжением, напр., округа Виленского, или Малороссийского, или Грузинского. Обер-Прокурор прибавил, что „и Государь ему говорил: не торопитесь с этим делом; и я ему ответил, что ни я, ни митрополит того не требуем скоро”.-Затем на последние слова Владыка сказал, что Обер-Прокурор его одного только имеет в виду между желающими Собора. Для учреждения Собора предварительно нужно, чтобы Синод составил вопросы и объявил Епископам для обсуждения и чтобы эти вопросы были предметом свободного рассуждения в духовной литературе, чтобы занялись ими pro или contra все Академии и даже светская литература.– На первый раз не нужно задаваться многими вопросами. Поместные соборы могут явиться у нас впоследствии всероссийскими; когда признаны будут необходимыми, тогда государство не решится отказать в них Церкви.-Нужно бы кого-нибудь послать на собор будущий Римский для наблюдения за внешним порядком на этих соборах. Обер-Прокурор говорил, что он составил записку и непременно подаст ее Государю,-о назначении духовенству приличных окладов и учреждения для этого налога с земли,-что этому противятся теперь, но будут вынуждены сделать это, когда и в духовном звании с уничтожением теперь сословности, выходить будут более и более, а вступать в него, по причине бедного содержания, посторонние не будут. Я сам, как дворянин, – прибавил Обер-Прокурор,-должен в будущем платить 30-ую часть из своих земель в пользу духовенства. Вообще Владыка заметил, что после известной истории с запискою о семинарском Уставе он видит в Обер-Прокуроре более уступчивости. В последнее время, когда читалось о соборах, Обер-Прокурор прямо сказал, „что сам он готов убавить свою власть, если будем на пути. Мне уж, говорил он, надоело самому читать всякие бумажки! Я уж много передал Товарищу”. Эти слова, прибавил Владыка, побудили меня уж не говорить о возвышении власти первенствующего в Синоде, с тем чтобы на нем лежала главная заботливость о делах Церкви. Это должно само собою устроиться с открытием Собора, как необходимое требование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Иеракс (Бочаров), иеромонах Будущий иеромонах Иеракс (в миру Иван Матвеевич Бочаров) родился в 1880 г. Пострижен в монашество 13 апреля 1915 г. в Троице-Сергиевой лавре. Там же в 1918 г. рукоположен в иеродиакона архиепископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) . 22 декабря 1919 г. на Троицком подворье в Москве Святейшим Тихоном Патриархом Московским и всея России рукоположен во иеромонаха для служения в церкви Скорбящей Божией Матери, что при военном госпитале в Лефортове в Москве. Распоряжением митрополита Евсевия (Никольского) 17 февраля 1921 г. назначен в церковь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (что при Солдатенковской больнице). На его послужном списке 1923 г. имеется запись: «иеромонах Иеракс известен как ревностный пастырь церкви, служащий при самых трудных материальных условиях бескорыстно и довольствуется самым малым содержанием» 514 . Прихожане этого храма ходатайствовали перед архиепископом Верейским Иларионом (Троицким) о награждении иеромонаха золотым наперсным крестом. Они писали: «Мы, прихожане Церкви Божией матери «Отрада и Утешение», благодарные своему духовн[ому] Пастырю иеромонаху Троице-Сергиевской Лавры Иераксу за его благоговейное богослужение, постоянные поучительные беседы и горячее участие в церковном пении – 2 марта 1923 г. обратились с просьбой к Высокопреосвящен[ному] Никандру (Феноменову) наградить иеромонаха Иеракса золотым наперсн[ым] крестом, который тогда же был приобретен нами. Но церковь православн[ую] как раз в то время постигло великое несчастие; архипастыри ее подверглись заключениям и ссылкам, вследствие чего просьба наша о награждении нашего духовного отца осталась без ответа. Теперь милостью Господа Бога, мы снова видим (хотя далеко и не всех) пастырей церкви у кормила корабля Христова и снова обращаемся уже к Вашему Высокопреосвящ. с покорнейшею просьбой наградить иеромон. Иеракса золотым наперсным крестом» 515 . Имя о. Иеракса было внесено в листок наград. Прошение было направлено и Святейшему Патриарху Тихону 516 , что свидетельствовало о большой любви прихожан к своему пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песен. Перед тропарями (начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего, (усопшей рабы Твоей)» (имя). Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека. Поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (рабы Твоей)» (имя), произносить другие имена умерших (родителей, родственников, знакомых и т. п.). Канон читается только за одного. В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением самого имени покойного: «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя)...». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имя), Господи». «Последование» читается от лица усопшего(ей) с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего(ую) облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела. Вот молитвенные прошения из этого канона. «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (песнь 5). «Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (песнь 4). «Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его(ее)» (из начального тропаря). Затем в течение трех дней над умершим читают и Псалтирь. Она помещена в «Православном молитвослове». Псалтирь начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы. Псалтирь разделена на двадцать больших частей – кафизм. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Есть серьезные основания ожидать ухода арх[иепископа] Петра от управления Епархией» 457 . Упомянутым циркуляром Наркомюста 254 от 8 декабря 1923 г. «публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений» объявлялось уголовно наказуемым деянием. Для «непонятливых» в циркуляре разъяснялось, что он действителен «в частности, в отношении гр. Белавина (Тихона)» 458 . Показательно, что архиепископ Петр, сам незадолго до того едва не высланный, безбоязненно выступил в защиту Патриарха, «распространил свое “разъяснение " » к циркуляру Красикова, за что тут же был тем привлечен к суду. Ожидаемый осведомителем ОГПУ уход архиепископа Петра от управления епархией, однако, по каким-то неясным причинам тогда не состоялся, равно как и суд над ним. Вслед за этим обстановку несколько разрядило распоряжение Патриарха, исключавшее его собственное имя из богослужебного поминовения (точнее, оставлявшее поминовение Патриарха Московского без указания имени после Восточных Патриархов). Тем же патриаршим распоряжением от 9 февраля 1924 г. в церквях Москвы и Московской губернии вводилось поминовение архиепископа Петра за богослужением как «господина нашего». Введенная тогда формула звучала так: «Еще молимся о Святейших Патриарсех Православных Константинопольском, Александрийском, Антиохийском, Иерусалимском и Московском и о господине нашем Высокопреосвященнейшем Петре, архиепископе Крутицком» 459 . Вскоре последовало еще одно служебное повышение Высокопреосвященного Петра: 22 марта 1924 г. его и двух других входивших в Синод архиепископов Патриарх Тихон «в ознаменов[ание] прекращения Президиумом ЦИК Его (Святейшего Патриарха – свящ. А. М.) след[ственного] дела и за отлично [слово неразб.] полезн[ую] службу Ц[еркви] Б[ожией]» возвел в сан митрополита 460 . «Вы пять лет не прослужили. Но все-таки Вам сан дали», – выразил по этому поводу митрополиту Петру свое недоумение следователь, допрашивавший его в декабре 1925 г. 461 Недоумение это было, однако, не очень уместным: своему сану Высокопреосвященный Петр с учетом его выслуги лет в Учебном комитете Святейшего Синода вполне соответствовал, не говоря уже том, что он был членом Синода и Наместником Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Адвентисты считают, что учение о втором пришествии является главным в Св. Писании, а все прочее и догматы имеют второстепенное значение. 20-ую главу Апокалипсиса (или книги «Откровения» они понимают буквально и, якобы на ней основываясь, утверждают, что настанет 1000-летнее царство Христа, когда будут воскрешены только праведники. Спустя же 1000 лет Христос придет в третий раз, когда воскреснут нечестивые и небесный огонь их вскоре уничтожит. Земля станет «новой», населенной праведниками, и тогда начнется вечное блаженство. Православная Церковь 1000-летний период 20-ой главы Апокалипсиса понимает в иносказательном смысле, а именно: что после Своей смерти на кресте и воскресения Господь Иисус Христос отнял у сатаны власть на людьми. Число 1000 – символическое и означает длинный срок, точная продолжительность которого известна только Богу. Перед концом мира, по причине массового отступления от христианства, дьявол получит некоторую власть над неверующими людьми, но на короткое время. Тогда Господь Иисус Христос придет на землю во второй раз, чтобы судить мир, после чего начнется вечное Царство Христово. Таким образом, «первое воскресение» – это духовное возрождение верующих , которое началось во времена Спасителя и происходит по сей день. «Второе воскресение» – это возвращение человеческих душ в их обновленные тела; оно произойдет перед концом мира. Тогда восстанут из мертвых все люди, а не одни только праведники. Но внешний вид воскрешенных будет соответствовать их духовному состоянию праведности или греховности. (Надо помнить, что книга Апокалипсис полна символики, и ее надо понимать в контексте всего христианского учения о конце мира). Учение Спасителя о Его втором пришествии изложено в Евангелии и в посланиях апостольских (Евангелие от Матфея ( Мф. 24 -ая глава), послания ап. Павла Сол. 4:13–18 – 5:1–3 и 2Сол. 2 -я глава) и не имеет ничего общего с учением Адвентистов. Евангелие говорит только о двух пришествиях Иисуса Христа и об одном общем Страшном Суде. (Первое, когда Он родился в Вифлееме, второе – перед концом мира). Учение адвентистов взято из раввинистических книг и сродни иудейскому ожиданию пришествия Мессии. Учение же о третьем пришествии Христовом – изобретение адвентистов. Свидетели Иеговы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Священник Николай Булгаков в своём «Этюде о Хлестакове», называет его мнимого ревизора «человеком - юлой «, «человеком - воздушным шаром», огромным снаружи и совершенно пустым внутри, надутым лестью, гордостью, желанием занимать наибольшее место в атмосфере, быть кем-то (всем! желательно всем! в фельдмарш...), иметь что-то (всё! желательно всё...). И он один, Хлестаков, надулся здесь этим пороком, самим этим пороком и стал 66]. Если проследить за репликами Хлестакова в минуты его «вдохновения», то в нём, как и в чиновниках города, обнаруживаются две главные страсти. Первая - это стремление жить для полного удовлетворения своих потребностей, «срывать цветы удовольствия», для чего «необходимо богатство» (отсюда и взятки). Вторая - это стремление к власти, выраженное в следующих словах: «...я бы, признаться, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уважение, уважение и преданность». Интересно то, что именно эти две страсти будут присущи людям в последние для всего человечества времена. В своих посланиях апостол Павел предупреждает о том, что люди перед Вторым Пришествием будут слабы духом, немощны совестью, «самолюбивы, сребролюбивы, горды,...нечестивы,...не любящие добра, более сластолюбивы, нежели боголюбивы... Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3,1-5,13). Старец Иосиф Ватопедский в своих толкованиях на 24-ую главу от Матфея пишет, что «нормальным» состоянием людей станет порабощённость всеми видами греха. «Духовная деградация человечества» и станет той «почвой», необходимой для прихода «беззаконника», «сына погибели» (т.е. антихриста) 7]. Грех станет нормой, естественным состоянием души человека (посмотрите, как беспечны чиновники города), и тогда в этот падший мир придёт антихрист. О его кратком воцарении мы узнаём из Апокалипсиса, из книги Откровения Иоанна Богослова. Православная Церковь традиционно считает книгу Откровения таинственной и чрезвычайно трудной для толкования. Тем не мене острый интерес к эсхатологическим вопросам всегда был характерен для русского сознания. Вопросы, касающиеся последних времен, Второго Пришествия и антихриста нашли отражение и в творчестве Гоголя, отличающееся, по выражению протоиерея Г.Флоровского особым апокалиптическим слухом.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/20/...

Итого всего в минувшем 1913 году в расход выписано наличных денег 1.933 р. За вычетом означенного расхода из общей суммы прихода наличных денег в остатке на 1-е января 1914 года в кассе Комиссии состоит наличными деньгами По фонду помощи бывшим воспитанникам Академии 52-го курса: К 1-му января 1913 года в кассе фонда состояло: а) процентными бумагами б) наличными деньгами В течении 1913 года поступило налич- ными деньгами – проценты с капиталов фонда Итого к 1-му января 1914 года в кассе: Комиссии по означенному фонду состоит: а) процентными бумагами б) наличными деньгами (с остатком от 1912 г. в сумме 31 р. 64к.) Сумм в расход в течение минувшего года по означенному фонду не выписывалось По фонду помощи бывшим воспитанникам Академии 54-го курса: К 1-му января 1913 года в кассе фонда состояло наличными деньгами В течение 1913 года в фонд поступило: а) процентными бумагами От вдовы протоиерея Московской Богородицерождественской, в Столешниках, церкви Александры Ильиничны Модестовой одно свидетельство 4% Государственной ренты за 04250 сторублевого достоинства с купоном на 1-е марта 1913 года Куплено пять 5% свидетельств 2-го внутреннего займа с купонами на 1-е марта, 16024, 295, 113–14, 102545 и 99624 сторублевого и двухсотрублевого достоинства на сумму семьсот рублей по номиналу Итого в кассу Комиссии по вышеозначенному фонду в отчетном году поступило %-ными бумагами б) наличными деньгами: %% с капиталов фонда по книжке Сберегательной Кассы за 59491, разряд 20 за истекший 1912 год От продажи одного свидетельства 4% Государственной ренты за 04250 с купоном на 1-е марта От священника местечка Загнатково, Подольской губернии, о. Иосифа Цесарь членский взнос за l-yю половину1913 г От Епископа Михайловского, Рязанской епархии, Преосвященного Амвросия взнос в фонд за 1913 г. и 3 руб. пожертвования фонду От преподавателя Ростовского Дмитриевского духовного училища, Ярославской епархии, Николая Волнина – членский взнос за 1-ую половину 1913 г. %% по купонам с принадлежащих фонду %%-ных бумаг

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соловьёвская идея единого теократического государства христиан является утопической в своей основе, и мыслитель в последний период жизни откажется от неё. Однако теократический проект В. С. Соловьёва даёт повод к современным размышлениям о нашем отношении к инославию, к христианам других конфессий, а значит и о сущности самого христианства. В своих беседах митрополит Антоний Сурожский подчёркивал принципиальное отличие современного состояния инославных христианских конфессий от ересеучений раннего христианства . Ссылаясь на мнение одного из самых традиционных и консервативных православных богословов ХХ века, митрополита Антония Храповицкого, митрополит Антоний обратил внимание на то, что ереси раннего периода отрицали самую сущность православной христианской веры: Божество Христа, человечество Христа, сочетание во Христе Божественной и человеческой воли. Подобные ересеучения были полностью отвергнуты Церковью. Однако по мере исторического развития христианские общины, отделяясь или удаляясь от Православия, уносили с собой всё большее количество православного содержания. «Те, кто уходили вначале, уносили очень мало, – комментирует мысль своего предшественника митрополит Антоний Сурожский, – те, кто уходили позже, уносили с собой столетия православного вероисповедания, лишь напоследок исковерканного или умалённого новым вероучением. И это очень важно. Отношение к инославным нашего времени не может быть таким же, как к еретикам ранних столетий» . Таким образом, заключает митрополит Антоний, христианская вера, объединяющая людей, принадлежащих к различным исторически сложившимся конфессиям, может и должна свидетельствовать о нашем чаянии церковного единства. Об этом свидетельствует и христианский Символ веры, принятый Первым и Вторым Вселенскими Соборами: «Верую… во Ед ину, Свят ую, Соборную и Апостольскую Церковь (Верую… и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь)». В. Н. Лосский богословски тонко сформулировал значение этих главных свойств Церкви: «Мы веруем во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Таково христианское предание о Церкви, преподанное отцами, утвержденное Соборами, хранимое на протяжении веков христианским миром. Ни один верующий никогда не усомнится в исповедании этих четырех свойств Церкви, истинность которых он ощущает тем инстинктом истины, той свойственной каждому сыну Церкви способностью, которую хочется назвать “врожденной”, – инстинктом или способностью именуемой вера. И мы понимаем или по крайней мере чувствуем, может быть не очень четко, но твердо, что Церковь без какого-либо одного из этих свойств не была бы Церковью, что только гармоничное соединение этих четырех качеств, исповедуемых в Символе веры, выражает всю полноту её бытия» .

http://bogoslov.ru/article/4786475

Кузьма Иванович Мамонич и брат его Лука Иванович устроили в г. Вильне, около 1575 года, весьма хорошую типографию, в которой печатали по-славянски священные и другие книги, как то: Евангелие, Деяния и послания Апостольские, псалтири, грамматики славянского языка, статут великого княжества Литовского и др. Вокруг Мамоничей образовался в Вильне кружок высоко образованных людей, которые свои средства и знания употребляли на издание необходимых и полезных для духовенства и народа книг. На первом плане следует поставить Зиновия Семёновича Зарецкого и брата его Ивана Семёновича, заботившихся об издании св. Писания на славянском языке. Во главе типографского дела стояли, примыкавшие к этому кружку, известные типографщики того времени: Пётр Мстиславец и Василий Гарабурда. Покинув Москву, Пётр Тимофеевич Мстиславец, со своим знаменитым товарищем Иваном Фёдоровым, проработав некоторое время в Заблудове (местечко в —201— Белостокском уезде, Гродненской губернии), в типографии Литовского гетмана Григория Александровича Ходкевича, переселился затем в Вильну и трудился в типографии Мамоничей. С этим кружком в весьма тесных отношениях находился князь Курбский. В одном из своих писем к Кузьме Мамоничу, он просил его посоветовать православным без помощи своих учёных не вступать в споры с иезуитами, хулящими их св. веру и ведущими хитрые беседы, в заключении этого письма князь просил также Мамонича прочитать это письмо в доме Зиновия Семёновича Зарецкого „всем в правоверии стоящим Виленским мещанам“. В другом своём письме к тому же Кузьме Мамоничу, князь советовал православным Виленцам скорее списать произведения Солунских митрополитов Григория и Нила, взяв рукопись у него, князя, или же у типографщика Василия Гарабурды 1729 . Также весьма любопытно письмо кн. Курбского (от 1580 г.) к Семёну Седларю „мещанину Львовскому, мужу честному о духовных вещах вопрошающему“. Исполняя просьбу Седларя, желавшего знать, что думал Иоанн Златоуст о чистилище, князь послал ему переведённую им, князем, с латинского языка беседу сего святителя (именно 9-ую) на апостола Павла и советовал читать её и услаждаться ею „со правоверными восточных церквей“; в заключении письма князь просил к себе „отца Мину“, или же самого Седларя на беседу („усты ко устом“) относительно того, какими средствами лучше отразить софизмы иноверных 1730 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Николай Дмитриевич умственно сложился и вырос в духовно здоровой атмосфере благороднейших традиций Императорского Училища Правоведения и олицетворявшего славу и величие России блистательного Петербурга. 1905 год, год начала открытого всероссийского беснования, когда явным стало, что социальная и политическая отрава, широким потоком прорвавшаяся с Запада в Россию, уже захлестнула значительную часть образованного и правящего слоя народа, этот 1905 год и определил окончательно жизненный путь Николая Дмитриевича. Его призвание лежало в живом служении Отечеству, России и народу. И он, по окончании Императорского Училища Правоведения поступает на службу в Министерство Внутренних Дел, где в течение 10 лет занимает ряд ответственных должностей. Начав в 1907 г. службу в Отделе Личного Состава Департамента Общих Дел Министерства Внутренних Дел, – в 1908 г. он направляется в Ригу для усиления Канцелярии Прибалтийского Генерал-Губернатора, – в 1909 году он советник Курляндского Губернского Управления, – в 1910 году советник Киевского Губернского Управления, – в 1911 году переводится в С.-Петербург, в 1914 году – чиновник особых поручений при Министерстве Внутренних Дел, с откомандированием в канцелярию Министра; ему поручается заведование делопроизводством по выборам в Государственный Совет и в Государственную Думу. Одновременно Николай Дмитриевич состоит, с началом войны, секретарем благотворительного Комитета Министерства Внутренних Дел, а в 1915 г., к тому же, избирается и членом Совета Помощи Русским Беженцам. В 1916 г. Николай Дмитриевич представляет Министру Внутренних Дел обзор общественно-политических настроений по губерниям и степени подготовленности к выборам в 5-ую Государственную Думу; – в 1917 г. на него возлагаются еще и обязанности помощника управляющего делами сенаторской ревизии. Не “служакой честным”, а человеком Чести и Долга явил себя в эти годы десятилетнего пребывания на Императорской Государственной службе Н. Д. Тальберг , а постоянная связь с самыми широкими кругами российского общества и ознакомление с самыми важными сторонами жизни государства укрепили его в сознании необходимости для России Державного Скипетра. Недостаточно сказать о Николае Дмитриевиче: он честно служил, нет – он самоотверженно нес подвиг служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010