3 января 2020 г. 15:59 Святейший Патриарх Кирилл утвердил документ в связи с эпидемией коронавируса Сегодня, 17 марта, на сайте Патриархия.ру была опубликована «Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции». Документ утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Предлагаем его вашему вниманию. «Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви. До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее. Относительно Причащения Святых Христовых Таин 1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов. 2. Преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде. 3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки. 4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.

http://e-vestnik.ru/docs/svyateyshiy_pat...

Любопытно, что вышеупомянутый канон св. Германа воспевает не только всех пророков в собственном смысле этого слова, но также и праотцов, патриархов, праматерей, судей и вообще ветхозаветных праведников. Не установлена ли память пророков в виду паримии 40-цы из книги Бытия, подобно тому как была установлена, несомненно, в виду их память о падшем Адаме в неделю сырную? По древним памятникам подобных библейских памятей было больше. Патмосский кондакарь XI в. 213, по описанию проф. К. Крумбахера, содержит для 40-цы целый ряд следующих кондаков: на 2-ую неделю о Ное, на 4-ую – о жертвоприношении Авраамом Исаака, на пятницу пятой седмицы об Исааке 70 ). Как увидим ниже, все эти памяти находятся в соответствии с содержанием паримии из Бытия, читаемых приблизительно около указанных дней. Не возникла ли таким путем и память пророков в первую неделю поста? Против такого предположения сильно говорить то обстоятельство, что в уставе в. константинопольской церкви кроме памяти пророков в 40-цу больше нет ни одной библейской памяти. Затем, этот устав говорит исключительно об одних только пророках без всякого упоминания о других ветхозаветных лицах. Таким образом, остается испробовать последнее возможное объяснение – из евангельского зачала первой недели поста. По-видимому, в древности в некоторых греческих церквах в течение 40-цы вместо евангелия от Марка читалось евангелие от Иоанна. Следы этого обычая сохранились в вышеупомянутых синайских канонарях и салернском евангелистарие 1022 г. Там на 3-ю неделю поста положено евангелие от Иоанна о самарянке, на 4-ю – о слепорожденном. Подобные же зачала находятся в евангелистариях древнеиспанской (мозарабской) и галликанской церквей с тем только различием, что там о самарянке зачало назначено на первую неделю поста 71 ). Так как в упомянутых греческих памятниках замечается западное влияние, то естественно думать, что и указанные зачала 40-цы из евангелия от Иоанна тоже западного происхождения. Но такое заключение будет несколько поспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

576 Указанные праздники: 1 сент. (2 службы: одна в Св. Софии, другая в Халкопратеиа), 8 сент., 14 сент., 18 дек. (храмовой праздн. в Халкопратеиа), 23 дек. (храм, праздн. Св. Софии), 2 февр., 25 марта, 11 мая (основание города), 29 июня, 16 июля (Халкидонский Собор), 6 авг., 15 авг., Воскр. Ваий, Вознесение, Воскр. по Вознесению, Пятидесятница, Все Святые. В 24 дек., 5 янв.. Великий Четверг и Вел. Субботу Литургия соединяется с Вечерней. 578 Литургия Преждеосвященных Даров служилась в Константинополе в среду и пятницу Сыропустной недели, с понедельника по пятницу каждой недели Великого Поста и Великие Понедельник, Вторник, Среду и Пятницу. Мы приготовляем материал для будущей работы на тему Преждеосвященных Даров по древнему Евхологию, но смотри с. 304: рукописные данные этой службы. См. научную работу Н.Д. Успенского на эту тему в БОГОСЛОВСКИХ ТРУДАХ, 15 (1975) с. 146–184. 580 См. выше с. 281 и в Типиконе: воскресенья Сыропустное, 1-ое Поста, Пасхи, Антипасхи... См. также воскресную Утреню по описанию Симеона Солунского (XV-ый в.): с. 115 (Греч. Патр. 155, гл. 349–51, с. 363C-649D). См. и с. 119. 585 Указывается, что в течении всего Вел. Поста, если не служатся Преждеосвященные, поются всегда 12 антифонов (даже на Вечерне дня Пасхи). Если служатся Преждеосвященные, только первый и последний антифоны. 586 Не надо забывать, что прямое изучение этого кодекса сейчас невозможно. Остались немногие цитаты Дмитриевского; см. примеч. 58. 587 В палестинской традиции (см. Житие Св. Саввы Кирилла Скифопол ьского и Рассказ Иоанна и Софрония) иногда утренняя служба монахов называется просто «канон». 588 Участие аскитириев по Патмос 266: три 25 дек., один 16 янв. (вериги ап. Петра), один 25 апр. (храм ап. Петра), один в Влахернах в 5-ую субботу Поста. По А. Ставрос 40 и Дрезден 104: три аскитирия 1 сент. 589 Патмос 266: 5-ую субботу Поста: одна «неделя» поет Вечерню, другая – Утреню, но «аскитирион» поет 8 антифонов. См. и А. Ставрос: 6 янв., среда Сыроп., и т.д.; смотри указатель Матеоса, т. II, с. 283, 289, 328 (анагностис, евдомас, псалтис).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обличал о. Иоанн тех политических деятелей, которые разрушали Россию. «Нынешние беспокойные и непризнанные политики, – говорил он, – питают вожделения конституционного или республиканского правления и в России, но они не понимают истории и характера Русского народа, который не может быть без Царя Самодержавного, который живет им и в нем и в благополучии и в злополучии и на него одного, после Бога и Царицы небесной, возлагает свои надежды. Итак, будем благоговеть перед Царем, как данным от Бога самодержцем для блага России». Обличая Россию, о. Иоанн указывал и практический путь для спасения от грядущих бед. «Да приблизятся к престолу достойные помощники, имеющие Божию правую совесть, имеющие страх Божий, любящие Бога и Церковь Его, которую Он основал на земле и да бежат от Престола все, в ком сожжена совесть, в ком нет совета правого и мудрого, благонамеренного, как это недавно было с первым министром-предателем. Особенно вы, – продолжал он, – собирающиеся в 3-ую Государственную Думу и готовящиеся быть советниками Царю, которого держава занимает 6-ую часть света, изучите всесторонне ее потребности и нужды, болезни и раны Родины, ее бесчисленные сокровища земли и воды, коими так много пользуются иностранцы по непредприимчивости русских. Будьте правой рукой его, очами его искренними и верными, деятельными доброжелателями и советниками его, при этом богобоязненными, неизменными вере и отечеству». Обличая Россию и горячо ее любя, о. Иоанн верил в светлое будущее России. «Россию куют беды и напасти. Крепись Россия! – восклицал он. – Кайся и молись. Плачь горькими слезами перед твоим Небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала. Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить, как золото в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни». Исполнились все пророчества о. Иоанна Кронштадтского в полнейшей силе. Воистину он был не только великий чудотворец, но и великий пророк. Куда нам теперь идти? Все кумиры революции разбиты. Все, что казалось внешне спасительным и привлекательным повержено долу. Вместо розовых надежд на быстрое возрождение нашей Родины над нами висит грозная атомная бомба полного уничтожения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это и будет подлинным, истинным благодарением Богу, и это благодарение вызывается обилием благодати. Потому мы должны всячески стараться пребывать в том свете, о котором мы прочли в самом начале: «Бог, сказавший: свет да воссияет из тьмы, — есть Тот, Кто воссиял в сердцах наших к нашему просвещению познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (ст. 6). К стяжанию этого света мы и должны всеусильно стремиться. Когда же он воссияет в наших сердцах, тогда мы приобретем познание, названное святым апостолом Павлом верой, тогда мы будем веровать и говорить — говорить от опытного знания Бога. Но этому должна быть посвящена вся жизнь, это и цель ее, невидимая, внутренняя, тайная, это и вход в Царство Небесное, в Царство Божие. Если сейчас мы не встанем пред Господом Иисусом Христом своей воскрешенной душой вместе со святыми апостолами и другими святыми мужами и женами, то кто знает, будем ли мы с Богом в будущей жизни? Нужно всячески подвизаться и трудиться для того, чтобы еще в этой жизни ощутить в себе и познать Божественный свет, опытно постичь слова Спасителя: «Аз есмь свет» (Ин. 8, 12). У кого дела добрые, как сказал Господь Иисус Христос, тот идет к свету (см. Ин. 3, 21), и это можно понимать не только в том смысле, что такой человек хочет сделать их известными, но и в том, что добрые дела приводят его к свету. Потому будем понуждать себя к добрым делам и мыслям, ведь мысли — это тоже дела, только духовные, и тогда мы увидим в себе этот внутренний, невидимый для телесных глаз, но ясный, реальный, подлинный Божественный свет, тот свет, который есть Сам Бог, сказавший воссиять свету и приведший из небытия в бытие и этот видимый свет, и весь вещественный мир. Аминь. 9 сентября 2007 года Проповедь читаемая в неделю 15-ую по Пятидесятнице Прочтите толкования:   Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин.Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 15-ую по Пятидесятнице.(Апостольское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский.  Воскресныепроповеди. Чудесный улов рыб (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). О просвещенииБожественным светом (Апостольское чтение)   Профессор А.П.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Невозможно вообще средним людям угнаться за эволюцией больших людей. Когда С. Н. Булгаков стал депутатом Думы, он внутренне был уже другим человеком, чем до выборов. Шел на выборы еще думая, что он «с революцией», а очутившись в Думе сознал себя с «контрреволюцией». Такова была эта левейшая Дума. Социалисты, убедившись на опыте, что они сделали глупость, бойкотируя 1-ую Думу, пришли дружно во 2-ую и нагнали в нее левых крестьян к полной неожиданности правительства. А легальная большевицкая партия, пользуясь правом депутатской неприкосновенности, начала цинично, почти в открытую готовить военное восстание в Кронштадте. Едва смелым арестом «неприкосновенных» депутатов с.-д. был залит этот пожар, как запылало в другом месте, взбурлило всемирно известное дело о правительственном агенте из среды террористов — Азефе. Думская оппозиция с азартом молодых парламентариев громила правительство. Ответчик от лица власти нашелся редкостный — П. А. Столыпин. Он соединял в своем сознании носителя власти — бюрократа со всей живостью земского, общественного деятеля. И с вдохновенным достоинством защищал правоту власти пред лицом государственно-безответственной интеллигентской критики. Этот тон моральной до трагизма государственной ответственности пронзил сердце моралиста и идеалиста в политике С. Н. Булгакова. Он потерял вкус к думской оппозиции. Более того, он оторвался от политики вообще и устремился целиком в мир богословия и жизни церковной. Его внешнее положение всегда отставало от быстрого полета его внутренней эволюции. В дни, когда Столыпин произнес с думской трибуны, обращаясь к озлобленным левым, свое знаменитое: «не запугаете!», часов около·5-ти я встретил С. Н. Б. на Знаменской, идущего одиноко в глубокой задумчивости, с деловым портфелем со стороны Государ. Думы. Я окликнул, как бы разбудил его. Он уцепился за меня и явно хотел поговорить, излиться. Разговор разгорелся. Мы с людной Знаменской свернули, в поисках тишины, в Ковенский переулок, незаметно дошли до пустынной площадки, на которой стоит белый собор Спаса-Преображения, обнесенный кругом высокой чугунной оградой стиля ампир и много раз обошли его, как в крестном ходу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2691...

Следующий период — распри между Иудеей и Израилем, это от 798 года до падения Израильского царства, 722 года. Союз был расторгнут Ииуем, который уничтожил весь дом Ахава. Последний период вражды продолжался до времени увода Израиля в Ассирию во время отправления царя Иоаса до Асии в Израиле и от Амассии до Ахаза в Иудее. В этот период выступали пророки царства Израильского: пророк Иддо, Аия, и просто сказано «человек Божий», пророк Ииуй, великий пророк Илия, при нем же был пророк Миха, после Илии был пророк Елисей, который дерзновенно просил благодати больше, чем можно и получил. После Елисея — пророк Иона, затем Осия, Амос. КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН. Одновременно с книгами Царств нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую книги Паралипоменон (от греч. — «содержащие добавление»). Эти книги, как и книги Царств, охватывают большой промежуток времени, который начинается отнюдь не с царств, а с сотворения мира и оканчивается эдиктом царя Кира 538 года. Однако, в основном, подробно рассматривается только история Давида и Соломона, к которым прибавлены описания царей Иудейских, начиная с раздела государства до Вавилонского пленения. И здесь имеются некоторые пробелы. Составитель книг неизвестен, хотя многие исследователи приписывают их Ездре. Источники, которые послужили для этой книги — Пятикнижие Моисея, книга Иисуса Навина, книга Священный войн Яхве, книги — родословные, которые, к сожалению, утеряны, книга пророка Самуила, книга пророка Нафана, книга Гада-прозорливца, пророчества Ахаи Силомлянина и различные видения, книга Адды-провидца, книга пророков Самея, книга пророка Ииуи и книга пророка Исаии о царе Озии. Основная мысль книг Паралипоменон — краткий обзор еврейской истории, показывающий всемогущество Божие в Его деяниях от Сотворения мира до Вавилонского пленения. Особые признаки книги Паралипоменон — описывается история только царей Иудейских, цари Израильские не упоминаются. Полное умалчивание об Израиле происходит возможно потому, что Израильские цари не принимали участия в храме и истинном богослужении. Вторая особенность — многочисленные родословия, эти списки имели для Израильтян того времени особое значение, как доказательство принадлежности к различным родам и к Божиему народу. Третий особый признак — составитель этих книг сознательно представляет события таким образом, какими они являются в соответствии с общественными богослужениями, т.е. все события, связанные с храмом.

http://sedmitza.ru/lib/text/432135/

Попытайтесъ проиллюстрировать в каждом прямоугольнике соответствующее событие – как оно происходило, как воспоминается в Церкви. Можете взглянуть на 1-ую картинку из 3-го урока или на 2-ую картинку в данном уроке. А перед тем, как нарисоватъ третью картинку, подумайте немного о том, что именно совершил для нас Спаситель, и каким образом Церковь непрестанно свидетельствует об этом. Иисус Христос празднует Свою последнюю Пасху с учениками. (См. Мф.26:20–29 ) Новая Пасха, которую мы празднуем,в воспоминание смерти Спасителя и Его Воскресения из мертвых (См. 1Кор.11:23–26 ) Спаситель вкушает пасхальную трапезу Иуда замышляет предать Учителя Первосвященники и старейшины народа собрались во дворце Каиафы, первосвященника, и совещались между собой каким образом тайно задержать Иисуса Христа и погубить Его. Они думали, что будет лучше дождаться завершения праздника Пасхи, поскольку опасались возмущения народа, собравшегося во множестве в Иерусалим. Это происходило как раз в те дни, когда Спаситель отправился в Вифанию. Там одна женщина приступила к нему с алавастровым сосудом драгоценного мира и возлила Ему на голову. Иуда, Его ученик, вознегодовал: к чему такая трата, если миро можно продать за большую цену. Однако Христос не прислушался к нему. И вот теперь Иуда пришел к первосвященникам и служителям храма и сказал им: «Что вы дадите мне, если я предам Иисуса вам?» Они очень обрадовались и согласились дать Иуде тридцать сребренников, если он исполнит свое обещание. И ушел от них Иуда и стал искать удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе. Ученики готовятся к Пасхе В первый день опресночный, когда закалывали пасхального агнца, который должен был приноситься в жертву, ученики спросили Господа: «Где велишь нам приготовить тебе Пасху?» Иисус Христос сказал им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним. И куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть Пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам». И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как нужно покланяться Богу? Мысли в неделю 5-ую по Пасхе. В течение сорока дней, до праздника Вознесения Господня, наша Церковь продолжает за всеми Богослужениями славить Воскресшего Господа. Но кроме этого величайшего события, которое легло, как краеугольный камень в основание нашей православно-христианской веры, в воскресные дни этого периода вспоминаются и другие евангельские события, которые ярко свидетельствуют о том, что Воскресший Господь есть действительно Сын Божий – Мессия, для проявления всемогущества и царской власти которого нет никаких ограничений и который пришел на землю для того, чтобы просветить и научить нас, как мы должны поклоняться нашему Творцу и Отцу Богу, дабы улучить вечное спасение. В неделю 5-ую по Пасхе вспоминается замечательная, богатая самым глубоким содержанием беседа Господа Иисуса Христа у колодца Иакова с женой-самарянкой, которую Господь закончил открытым свидетельством о Себе, что Он и есть Мессия-Христос, о приходе Коего предвозвещали ветхозаветные пророки ( Ин. 4, 25–26 ). Между иудеями и самарянами был долговременный спор о том,  где  нужно покланяться Богу, в иерусалимском храме или на горе Гаризим, где самаряне построили себе свой, отдельный храм. И вот на этот казавшийся столь важным вопрос Господь отвечал самарянке:  «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух; и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»  ( Ин. 4, 20–24 ). Оба храма действительно скоро прекратили свое существование – были разрушены, но с этим отнюдь не прекратилось истинное Богопоклонение. Оно продолжалось в Христианской Церкви, но как и предрек Господь, уже не было связано с каким-либо одним определенным местом, ибо истинное Богопоклонение может совершаться везде – «на всяком месте владычества Божия», как провозглашал это еще Псалмопевец Царь Давид ( Пс. 102, 22 ), лишь бы только оно совершалось «в духе и истине».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Составлен он ранше 381 года. До XVIII-ro века это была единственная уцелевшего книга Дидима. С известным основанием можно приписывать Дидиму 4-ую и 5-ую книги о Святом Духе, сохранившиеся под именем святого Василия; может быть также и «Слово против Ария и Савеллия», сохранившееся с именем Григория Нисского. — По ссылкам древних авторов можно восстановить названия многочисленных утраченных сочинений Дидима: О догматах, О смерти малых детей, Против ариан, еще какая то книга («первое слово») и т.д. Из сохранившихся фрагментов многие не поддаются твердому определению. Особо нужно назвать книгу Дидима об Оригене, опыт комментария к Оригеновым «Началам». По сообщению Иеронима, Дидим здесь старался объяснить Оригеново учение о Троице, в православном смысле; но неосторожно принимал другие нечестивые мнения учителя: о падении ангелов, о падении душ, о воскресении, о мире, о всеобщем восстановлении. Руфин пользовался комментарием Дидима при своем переводе: О началах. — От экзегетических трудов Дидима сохранились только отрывки, рассеянные в позднейших катенах, где не всегда можно их опознать с уверенностью,— знак: «Δι» может означать не только Дидима, но и Диодора или Дионисия. По свидетельству Палладия, Дидим объяснил всю Библию, — и Ветхого и Нового Завета. По-видимому, так это и было. Во всяком случае, сохранились указания или отрывки из комментариев Дидима на Бытие, на Исход, на Книги Царств, на пророка Исаию, на Иеремию, Осию, Захарию, на Псалмы, на Книгу Притч, на книгу Иова, на Экклезиаст и на Песнь песней, еще на пророка Даниила. Из книг Нового Завета Дидим объяснял Евангелие Матфея и Иоанна, из посланий Павла — к Римлянам, оба к Коринфянам, к Евреям. Комментариями Дидима обильно пользовался Иероним. И он сравнивает его, как образцового экзегета, с Платоном, Аристотелем, Цицероном, Оригеном… Дидим и был прежде всего экзегетом, он мыслил библейскими образами и оборотами. Его система есть прежде всего система библейских истин. Библия для него Божественная и духовная книга, «Богом помазанная» книга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010