На Вечерне тремя антифонами, называемыми «малыми антифонами», были Пс. 114, 115 и 116; припев к первому был: Молитвами Богородицы...; ко второму: Аллилуиа, но в конце пелся знаменитый тропарь Единородный Сыне; припевом третьего антифона было Трисвятое. Молитвы этих трех антифонов сохранились среди молитв Вечерни в Пятидесятнице и в «Variae Lectiones» Гоара 43 . На Утрене вторая часть службы начиналась с чтения Синаксария дня и ектении « κτενς». Затем следовал Пс. 50 с тропарем, относящимся к каждому стиху и Единородный в конце; потом следовала группа из трех классических псалмов 148–149–150 (последний антифон Псалтыри); в конце Слава во вышних Богу с последующим Трисвятым. По воскресеньям процессия входила в алтарь во время Слава во вышних, после нее пели прокимен воскресный ( Пс. 9,33 ) и читали на амвоне Евангелие Воскресения. Пс. 50 и Пс. 148–150 , как и все другие антифоны имели собственную молитву (соответственно 10-ую и 11-ую из 12-ти имеющихся в нынешнем шестопсалмии; 9-ая, предназначенная для Евангелия, не читалась в Св. Софии). Мы думаем, что Слава в вышних следует рассматривать как третий антифон, но у нас нет молитвы, предназначенной для этого 3-го антифона; по крайней мере нельзя рассматривать в качестве таковой дополнительную молитву Ле и Гр- 7 в конце ρθρος– α. Третья часть Вечерни и Утрени была составлена исключительно из молитв и ектений. Схема одна и та же для обеих служб, но текст молитв различен: а) молитва оглашенных с ектенией; б) две молитвы верных; как а), они также отсутствуют в современном Евхологии; в) «третья» молитва (верных), называемая πλυσις – отпуст (и соответствующая четвертой молитве Малых Часов), предшествуемая ектенией просительной «ангела мира» (в Вечерне это последняя из семи молитв, произносимых во время Пс. 103 , и на Утрене, последняя из двенадцати, произносимых во время шестопсалмия); д) молитва главопреклонная (как в конце Малых Часов); это молитва , находящаяся в конце современных Вечерни и Утрени; единственные молитвы, сохранившие свое древнее местоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В этом случае игумен Герасим подражал примеру своего знаменитого старца, игумена Саввы, который избрал его себе в преемники, тоже еще при своей жизни. Скромный и непритязательный о. Макарий, возведенный в сан архимандрита еще в 1868 году, когда богомольствовал на Афоне Преосвященный Александр, бывший епископ Полтавский 168 , сознавая хорошо, что настоящее его избрание в преемники о. игумену Герасиму не понравится инокам-грекам и даже может повести прямо к волнениям в монастыре, – долго и решительно отказывался от высокой чести стоять когда-нибудь во главе своей «литании». Но его отговорки и опасения не были приняты в резон, и о. Макарий 15 октября 1870 года объявлен «нареченным преемником» старца игумена. В среде монахов – греков русского Пантелеимоновского монастыря сейчас же, после этого объявления, как и предполагал о. Макарий, нашлись недовольные, которые начали смущать и волновать остальных иноков обители, спокойно отнесшихся к совершившемуся обычному в жизни святогорских монастырей факту. И можно думать, что это одно обстоятельство, взятое само по себе, едва ли бы раздуло издавна тлевшуюся искру затаенной вражды греков к русским до той силы, какая проявилась на Святой. Горе в редких в истории иночества смутах и соблазнительных неурядицах, если бы к этому событию не примешался целый ряд других фактов, с которыми так или иначе связывалось русское имя. Эти побочные события, из коих большая часть, по словам очевидцев, «совершенно случайны и вовсе незначительны и в другое время прошли бы незамеченными» даже, были афонские и вне-афонские. А) «Есть на Афоне греческий монастырь св. Павла и Георгия, – пишет К. Леонтьев (тож Н. Константинов). – Он не богат и не слишком беден, и между прочим имеет земли в Бессарабии. Братия этого монастыря, ведущая строг ую киновиа льн ую жизнь, бы ла давно недовольна своим игуменом за то, что он не жил в монастыре, и если возвращался на Афон, то каждый раз ненадолго, и проживал в Константинополе монастырские доходы 169 под предлогом разных хлопот по делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (-а) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (нея или них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго (-ую) незабвеннаго (-ую) для мене раба (-у) Твоего (-ю), родителя (матерь) моего (-ю) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земли, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистая Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердный Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе (матери) моем (ей) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (-ей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити Заповеди Твоя; за благопопечение его (ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимый им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия. Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Молитвы вдовца за супругу Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты – плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

5. Типик Палестинския Лавры Св. Саввы Освященнаго, на пергамент в 4-ую д. листа, рукопись века, писана при Царе Стефане Душане, след., между 1347 и 1356 годами. В конце Месяцеслове, в котором значится: «Ноября (11-е). Паметь благовернаго Кнеза Стефана Владислава и хтитора дому Господа Бога и Спаса нашего, Исуса Христа, иже есть Милешева. В ти же день паметь Св. и благовернаго Крала Стефана Уроша и хтитора дому Господа Бога и Спаса нашего, Ис. Хр., иже глаголет се Дечани.» Февраля . (14): «Пр. Отца нашего Курила Филосопа.» Тропарь ему: «Тврдым умом и богодхновенным учением просвещае мира, обтече яко млнию вселенную, Куриле Свете, разсевае пресветло Божие слово на Западе, и Севере, и Юзе, мира просвещае учением, Свете.» 6. Сборник, озаглавленный неправильно: «Синаксарион» 101), в большую 4-ую долю примечательны: «Евфимиа Патриарха Трновскаго (слово) похвальное Святым великыим и равноапостольным Царем, Константину и Елене». В конце этого слово сказано: Благочестивейший Цару, Иоанне Шишмане, любымый дар, иже нас на се понудивый слово. Сие ти многожелательное сокровище, не бо лжним баснем последовавьшии сие составихом слово, не от истинныих и нелжныих сведетелей, нельстнаа избрахом разумениа, ихже люботроудей се обрящешь в Божественныих писаниих. Буди же и тебе подражателю быти благочестивеишему Константину и с ним вечныих насладити се благв…» С таким благожеланием обращался к последнему Болгарскому Царю, если не последний по числу, то последний из известных и самый замечательнейший из всех бывших Терновских Патриярхов, Архипастырь Болгарской Церкви, учитель и сородич нашего Всероссийскаго Митрополита Кипряна (по свидетельству знавшаго лично обоих, Южно-Русскаго Митрополита Григория Самблака, написавшаго им обоим Похвальныя Слова). Давно пора бы кому либо из Болгарских родолюбцев извлечь из забвения, разбросанныя в разных местах, сочинения блаженнаго Евфимия. Конечно, это было бы давно исполнено, если бы у Болгар было поболее таких трудолюбцевь, как почтенный о. Неофит Рыльский, и побольше свободнаго времени для таких просвещенных мужей, как нынешний Игумен Зографский.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

– Они оба были Поместным Собором, избиравшим патриарха, выдвинуты кандидатами, оба – и Алексий, и Питирим – баллотировались. Может, и было что-то негативное, какая-то неприязнь между ними. Тем более что Патриарх действительно критиковал работу владыки в издательстве. Сам владыка никогда не говорил об отношениях с Патриархом. Но вот он служит на Пасху в 2003 году в храме Христа Спасителя (из-за болезни Патриарх Алексий II не смог служить), а через несколько месяцев попадает в больницу, где, как говорится, завершился его земной путь, – а перед этим патриарх ему позвонил: «Владыка, разрешите вас навестить?» И владыка говорил мне, что для него это было большим счастьем. Они встретились, помирились, попрощались – трогательное событие было. – Отец Николай, а о чем мечтал владыка? – (Без паузы) О Царстве Божием! – А он верил, что Православная Русь возродится? – (Задумывается) Верил. У него была такая уверенность! Рейтинг: 9.5 Голосов: 79 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ТАМАРА 28 сентября 2017, 16:04 Царствие Небесное Владыке Питириму.Владыка,моли Бога о нас ,грешных. Галина 14 марта 2015, 02:30 Владыка Питирим был удивительно скромным человеком. Мы с мужем беседовали с владыкой, когда он был уже смертельно болен, но владыка никак не хотел нас отпускать, несмотря на свое самочувствие. Он любил людей и свою любовь переносил в наши сердца. Когда хоронили владыку в 16 часов, то я обратила внимание на солнце - огромное солнце состояло из маленьких зеркал и они играли,переливались как обычно бывает на Пасху и было необычайно тепло. р.Божия Ирина 5 ноября 2013, 17:11 Он верил, потому что, сам жил по законам Бога. А вот во что верует народ наш, если постоянно нарушает и 1-ую и 2-ую заповеди Христа? А как известно - " Вера без дел метрва " . И сбудется пророчество о Третьем Риме. А жаль, очень жаль. По грехам нашим и будущее наше. Нина 5 ноября 2013, 13:36 Преклоняю свою грешную голову пред Господом и Владыкой Питиримом и прошу его молитв за грешную мою душу.Раба Господня Нина.

http://pravoslavie.ru/65426.html

В Пасхальную седмицу Великого славословия совсем не положено. 4. Во все те дни Великого поста, когда положены великие поклоны с молитвою преп. Ефрема Сирина, совершаются они и на утрени Благовещения, но только три поклона с чтением молитвы, после сугубой ектении: « Помилуй нас, Боже:» Часы в день Благовещения бывают великопостные, если Благовещение случится в те дни Великого поста, когда по уставу полагаются часы великопостные, то есть: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Но поклоны с молитвой преп. Ефрема Сирина в Великую Четыредесятницу положены только на 1–ом часе и в конце изобразительных, а не бывают на 3–м, 6–ом и 9–ом часе. В Страстную же седмицу положены на каждом часе. Но никогда не бывает более 3–х поклонов. На часах читается тропарь и кондак Благовещения. В субботы и недели великой Четыредесятницы, а также в Четверток и Субботу страстной седмицы бывают обычные часы вседневные. Литургия в праздник Благовещения, в какой бы день он не случился (не исключая и Великого пятка, когда обычно никакой литургии не положено), всегда совершается полная — или св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого (в 3–ью, 4–ую, 5–ую неделю св. Четыредесятницы, в Великий четверток и Великую субботу, когда эта литургия положена). В те дни, когда литургия начинается вечерней, так бывает и в день праздника Благовещения: во все седмичные дни св. Четыредесятницы, то есть кроме суббот и недели, литургия в день Благовещения всегда начинается вечерней. Особенность этой вечерни та, что на ней прибавляется 11–ая стихира на «Господи воззвах» со стихом: « Творяй ангелы своя духи». На следующий день после Благовещения 26 марта, празднуется Собор Архистратига Гавриила. Это вместе с тем и день отдания Благовещения. Если отдание Благовещения случится в Субботу Лазареву, или в Неделю Ваий, или в один из дней Страстной или же Светлой седмицы, то отдания Благовещения совсем не бывает, а канон и стихиры этого дня поются на повечерии «в мимошедших днех шестыя недели».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Митрополит Иларион: Если брат восстает на брата, это значит, что помутились очи и сердца человеческие 23 июня, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Говоря о земле Русской, мы имеем ввиду не только нынешнюю территорию Российской Федерации, но и всю историческую Русь. 22 июня 2014 года, в Неделю 2-ую по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Перед сугубой ектеньей митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Митрополит Иларион обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня особый день в жизни нашей великой и многонациональной Русской Церкви. Мы празднуем память всех святых, в земле Русской просиявших. Говоря о земле Русской, мы имеем ввиду не только нынешнюю территорию Российской Федерации, но и всю историческую Русь, которая и по своим политическим границам в некоторые времена значительно отличалась от нынешней России, и по своему духовному единству продолжает оставаться совершенно особым духовным пространством, которое объединяет людей, живущих в разных городах, в разных странах. Когда говорим о святых земли Русской, мы имеем ввиду святых исторической Руси – угодников Божиих, просиявших в России, великий сонм святых, которых почитает Украинская Православная Церковь, неотъемлемая составная часть Московского Патриархата, и святых, которые просияли в Белорусской, Молдавской земле, в Прибалтике, в Средней Азии, в Китае и в Японии – везде, где Русская Православная Церковь несла свое служение, где она осуществляла свое спасительное сеяние. Свои святые были во всех землях исторической Руси. Это говорит нам о том, что Божественный Сеятель, Который избрал нашу Русскую землю для того, чтобы посеять на ней слово Божие, избрал ее не как землю каменистую, не как землю, на которую семя Святого Православия упадет в терния, не как землю, на которой птицы поклюют то, что Он посеял, а как плодородную и благоудобренную почву, на которой Его спасительное слово дало такие удивительные и богатые плоды (см. Мф. 13. 1-8; Мк. 4. 1-9;  Лк. 8. 4-8). Сонм святых земли Русской – это сегодня наши заступники и покровители. На протяжении веков в разных землях исторической Руси воссиявали по милости Божией и святители, и мученики, и исповедники, и преподобные, и благоверные князья, и юродивые. Нет такого города на земле Русской, где бы не почитался тот или иной местный святой. На канонической территории Русской Православной Церкви нет страны, где кроме угодников Божиих, известных всему миру и всей Русской Церкви, не почитались бы и свои местночтимые святые, просиявшие в конкретной стране, в конкретном городе при конкретных исторических обстоятельствах в конкретную эпоху.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-esl...

Путь истинно-христианской жизни. «Внидите узкими враты; яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им; что  узкая  врата, и  тесный  путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его»  ( Матф. 7, 13–14 ). Великий пост, во вторую половину которого мы уже вступили, есть для нас как бы школа истинно-христианской жизни: он учит нас входить «узкими вратами» и идти тем  «тесным путем»,  который, по словам Христа-Спасителя,  «ведет в жизнь». Но как и во всякой школе, пользу от учения извлекает лишь тот, кто  добросовестно  учится, внимательно слушая своих учителей и старательно, со всем усердием и прилежанием, выполняя все задания, – так и Великий пост может принести настоящую пользу только тому, кто  добросовестно постится,  внимает всем глубоко-назидательным наставлениям св. Церкви и ревностно стремится исполнять все то, что от него требуется. Таковы ли все мы, современные православные христиане? Пусть на это ответит совесть каждого из нас! Но если мы не таковы, если Великий пост не является для нас школой, курс обучения в коей мы со всем старанием и усердием проходим, с любовью исполняя все то, чему нас учит св. Церковь , то мы – далеки от истинного христианства,  мы не живем истинно-христианской жизнью, напрасно носим имя «христиан», и ничего хорошего ожидать для себя не можем. Какому же именно пути истинно-христианской жизни учит нас св. Церковь Великим постом? Указав нам в 3-ью неделю Великого поста, называемую Крестопоклонной, что истинное христианство заключается в смиренном, кротком, терпеливом и безропотном несении своего креста и сораспятии нашему Подвигоположнику Христу, св. Церковь во вторую половину поста наглядно, образно, необыкновенно сильно и вразумительно (для тех, конечно, кто еще способен к вразумлению!) представляет нам, в чем состоит путь истинно-христианской жизни  практически. Так, в 4-ую неделю Великого поста прославляемый св. Церковью Преподобный и Богоносный отец наш Иоанн,  Игумен Синайской Горы,  Лествичник,  всей своей замечательной подвижнической жизнью, а одновременно – своим дивным письменным творением  «Лествица Духовная, возводящая на небо»,  убедительно учит нас, что путь истинно-христианской жизни состоит в постепенном восхождении  по лествице христианского совершенства, чрез непрестанную борьбу с греховными страстями и похотями, вплоть до полного искоренения их из своей души, и чрез насаждение в душе противоположных этим страстям и похотям христианских добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

– Отец Сергий, мы в одну программу не смогли уместить весь ваш жизненный богатый опыт. Мы остановились на завершении вами Духовной семинарии, как это происходило. И вы начали рассказывать о знакомстве с вашей будущей женой? – Очень красивая и милая Людмила. Она мне даровала большое счастье – родила мне четверых детей. 27 января 1957 года мы зарегистрировались, а уже 19 декабря 1957 года Патриарх Алексий Первый рукополагал меня во диакона. – То есть, с 1957 года вы служите Церкви? – Да, пятьдесят пять лет моего священнического служения. Служба вся шла нормально. Первый курс, второй курс, – и я продолжал иподиаконство у Патриарха Алексия. Потом уже диаконом меня определили, я шесть месяцев служил в Николо–Хамовническом храме для практики, протоиерей Павел Лепехин. И год семь месяцев – на Николо–Кузнецкой улице, Свято-Николаевский храм, Шпиллер – это родной брат Натальи Дмитриевны Шпиллер, солистки оперного театра. А потом мой друг служил в Новодевичьем протодиаконом, с которым мы семинарию заканчивали, – его направили в Иерусалим в нашу миссию духовную, а меня направил Патриарх Алексий в Новодевичий. Вот там с 1959 года по 1982 год, март месяц, я прослужил двадцать три года. – Удивительно. В те годы, я хотел уточнить, – вы сталкивались с каким-то, может быть, некорректным отношением со стороны вашего окружения? – Идя на службу Богу и людям в сане диакона, в сане священника, меня ничто не колебало. В 1986 году митрополит уже Алексий, будущий патриарх, делает предложение в Совете Министров: говорит, надо светским высшим властям и церковным объединиться и служить народу своему. «Вы с народом работаете, а мы – со слонами работаем? Тоже с народом». Будет общее дело. Это не понравилось в светских кругах, – и его отправляют в Санкт-Петербург. И он там митрополитом до 1990 года. Но идею эту – сближения высших властей светских и церковных, – не оставляет, а увеличивает. Уже в должности Патриарха он сделал одно из больших дел: убедил Ельцина, чтобы священнослужителей и церковных работников перевели с 19–ой статьи на 13–ую, – и Ельцин это сделал. То есть, налогообложение со всем населением, 13–ая статья. Это первое достижение Патриарха Алексия. Но второе, громаднейшее, тут и Владимир Владимирович Путин, которого я встречал трижды здесь, – он помог суметь победить девяностолетний раскол Русской Православной Церкви с Матерью-Церковью. И живя в Америке два с половиной года, 1985–1986, в 1987 году я прибыл уже, – в Джорданвилле – это 80 миль от Нью-Йорка. Я туда ездил, и там был на месте архимандрит Лавр, а потом епископ Лавр. Впоследствии он митрополит Лавр. И когда я приезжал в Джорданвилл, ему докладывали: «Отец Сергий приехал!» – «Откройте ему все двери храма!» А я им привозил минеи, месячные службы, календари, журналы. Безвозмездно было, свалю все… «Откройте все двери храма!» – и мне открывали. И тут когда мы встретились он обнял меня, расцеловал: «Я помню, – говорит, – как вы приезжали».

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-suzd...

Зам.: В среду Сыроп. Свет Христов и зажигание светильников – после 1-го прокимна; в Вел. Пятницу нет возгласа Свет Христов; не указано время обычного его исполнения: вероятно после 2-го прокимна. л. Литургия Преждеосвященных. м. Паннухис (1-ую и Великую неделю). 3. – Псалмопение 25 ежедневных антифонов В Типиконе Великой Церкви нет прямых указаний на чередование 68 изменяемых антифонов Псалтыри в течении одной недели, по 14-ти антифонов в день (7 на Утрене и 7 на Вечерне), как это излагалось на предыдущих страницах, по кодексам Афины 2061 и 2062. Встречаем только совпадение между этим антифонарием и между Типиконом в следующих случаях: 1 . Первый и последний антифон воскресной Вечерни недели А Антифонаря находится во всех праздничных и постных Вечернях Типикона. Смотри также евхологии типа М) 579 . 2 . Антифоны воскресной Утрени те же самые в Антифонаре и по Типикону 580 . 3 . То же самое псалмопение в субботней Утрене 581 . Если бы в Типиконе просто не упоминалось бы о ежедневном псалмопении, то мы не удивлялись бы, так как в Типиконе Великой Церкви не описываются ежедневные службы, и предполагали бы, что это было псалмопение подходящее к восьми молитвам антифонов Патриаршего Евхология, т.е. система антифонарьев нами описанных. Но в Типиконе Великой Церкви содержится указание на число 25 антифонов в день, разделяя их на две неравные части (идя с 18 антифонов до 7) в зависимости от времени года. Мы не можем представить себе, как это беспрерывно меняющееся множество антифонов могло поместиться внутри постоянных рамок Вечерни и Утрени Евхология. С этим затруднением мы уже встречались в главах о Вечерни и Утрени 582 . Нам нужно опять заниматься этим вопросом. Исследуем сначала данные Типикона, или скорее типиконов. I. Патмос 266: а) 25 дек. (лист 64: Описание, I, 36): Утреня в св. Софии на амвоне (т.е. не на паперти). Сходят три «аскитирия» (три монастыря или три монашеских общины) и поют 18 антифонов... На Бог Господь и на Пс. 50 тропарь... б) 15 авг. (л. 178 об: Описание, I, 105): С этого дня 10 антифонов на Утрене и 15 на Светильничном.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010