26 мая, в Неделю пятую по Пасхе, Святейший Патриарх Кирилл в сослужении членов делегации Русской Православной Церкви, а также главы Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископа Барышевского Виктора, представителя Русской Православной Церкви в Страсбурге, настоятеля храма Всех святых игумена Филиппа (Рябых), представителей Болгарской и Румынской Православных Церквей, клириков Корсунской епархии Московского Патриархата совершил великое освящение ставропигиального храма Всех святых в Страсбурге и возглавил Божественную литургию в нем. На богослужении присутствовали католический архиепископ Страсбурга Люк Равель, мэр Страсбурга Р. Рис, постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановский, посол России во Франции А.Ю. Мешков, генеральный консул России в Страсбурге Ю.А. Соловьев, председатель европейской ассоциации Страсбурга Р. Эррманн, дипломаты ряда стран. 26 и 27 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом, архиепископом Страсбурга Люком Равелем, Комиссаром Совета Европы по правам человека Д. Миятович, мэром Страсбурга Р. Рисом. 27 мая Генеральный секретарь Совета Европы г-н Т. Ягланд дал прием в своей официальной резиденции в Страсбурге, в котором, в том числе, приняли участие Председатель комитета министров Совета Европы, постоянный представитель Франции при Европейском Союзе г-н Ж.-Б. Маттей, Председатель Европейского суда по правам человека г-н Л.-А. Сицилианос и другие высокие представители европейской дипломатии. В тот же день Его Святейшество и сопровождающие лица отбыли в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за завершение строительства ставропигиального храма Всех святых в Страсбурге. 2. Признать важность посещения Патриархом Совета Европы и состоявшихся бесед с Генеральным секретарем г-ном Т. Ягландом и Комиссаром по правам человека г-жой Д. Миятович. 3. Выразить признательность Чрезвычайному и Полномочному послу России во Франции А.Ю. Мешкову, постоянному представителю Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановскому, генеральному консулу Российской Федерации в Страсбурге Ю.А. Соловьеву за содействие в организации визита Патриарха Московского и всея Руси в Страсбург.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5444202...

Мы поем эти первые два песнопения на утрени первых трех дней Страстной недели, чтобы напомнить себе о том, что мы приближаемся не только к Воскресению Христову из мертвых, но и к воскресению всего человечества в Царстве Небесном. Как говорил отец Александр Шмеману: " Мы всегда живем после Пасхи и всегда движемся к Пасхе " . (Пасха — от древнееврейского слова pesah, что значит " прохождение " ). Поэтому с каждым литургическим днем и с каждым литургическим годом мы всегда движемся к великому переходу в Царство Небесное, из конечного времени в вечность. Песнопения Триоди выражают эти идеи с еще большей силой. Начало проповеди Спасителя отводит покаянию место в Царстве Небесном, которое приближается к нам: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф. 4:17). Время Великого поста и песнопения Триоди — оба настаивают на этой и других важных идеях. Еще в начале триодного периода мы начинаем петь: " Множества содеянных мною лютых помышляю окаянный, трепещу страшного дне судного: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости " . Эта тема покаяния встречается снова в каноне преп. Андрея, епископа Критского, который мы поем в первую и пятую неделю Великого поста: " Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй " или " Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается: востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся? " Эти примеры можно продолжать. Сознание Церкви, отраженное в гимнографии, подчеркивает, что конец, эсхатон, не просто событие в отделенном будущем, но немедленное, происходящее " у самой двери " . Вот причина, по которой на всех главных богослужениях мы молимся Бога о " христианской кончине живота нашего, безстрастной и непостыдной и о мирном и добром ответе, на страшном суде Христовом " . Г. Продолжая литургической опыт в Церкви, мысль о конце земного бытия и ожидающем нас страшном суде Божием отмечает личную духовную жизнь верующих. Когда верующие спросили великого исповедника XX века, который подвизался в Сиастрийской монастыре в Румынии, о чем мы должны в первую очередь думать изо дня в день, он ответил: " О смерти " , " А во-вторых? " он ответил: " О смерти " , " А в-третьих? " — " О смерти " .

http://religare.ru/2_22918_1_21.html

В следующие недели (воскресения) до дня Вознесения воспоминаются события из жизни Господа, которые совершились прежде Его страданий, смерти и воскресения и были в дни Пятидесятницы, в этих событиях открылось людям божественное могущество, видя которое, люди должны были уверовать, что Господь есть Мессия, посланник Божий, что Он пришел на землю избавить людей от греха и смерти, должны уверовать в воскресение христово, к числу этих событий относится и исцеление расслабленного, воспоминаемое в четвертую неделю по Пасхе. Тридцать восемь лет страдал расслабленный, в надежде исцеления он принесен был к Овчей купели, в которую ангел Господень всякое лето сходил возмущать воду, после чего первый больной, сходивший в эту купель, тотчас исцелялся. Расслабленный не мог сам собою сойти в купель. Господь явил над ним Свою божественную силу, исцелил его словами: «Возьми одр твой и ходи». Иудеи же, снедаемые завистью, искали убить Спасителя, в исцелении расслабленного Церковь видит изображение обновления жизни верующих через воскресение Христово. Спаситель показал, что «Он воистину есть жизнь», когда Он «всего человека показал здрава, прежде разслаблена суща, человека, бывшаго как бы непогребенным мертвецом, которому одр был гробом». В среду седмицы расслабленного празднуется Преполовение Пятидесятницы, или 50-ти дней; день, соединяющий собою два великих праздника – Пасху и Пятидесятницу. В праздник Преполовения воспоминается событие из жизни Господа, бывшее в Преполовение Пятидесятницы ветхозаветной ( Ин. 7:14 и др.). Господь открыл божественную силу и славу, видя которую, люди уверовали в Него как Мессию. Господь в последний день праздника Кущей явил Себя в храме, «яко Царь святый и Бог», великим гласом воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет». Он показал Себя Мессиею, ходатаем и примирителем нашим с Богом Отцом. В пятую неделю по Пасхе Церковь воспоминает, как Господь, придя в Сихарь на источник Иаковлев, имел беседу с самарянкою, преподал ей «воду живую, изсушающую источники грехов», открыл, что Он есть сердцеведец, и ясно исповедал Себя Мессиею (помазанником).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«За пять лет объединенной Церкви мы почувствовали себя братьями и сестрами», — Патриарх Кирилл 20 мая, 2012. Новостная служба Церковь воссоединилась силой Божией — не умом человеческим, не способностью тех, кто участвовал в переговорах, а именно силой Божией. И те, кто в переговорах участвовал, чувствовал руку Божию от начала до конца. 20 мая 2012 года, в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В праздничном богослужении, приуроченном к торжествам по случаю пятилетия воссоединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом, приняла участие делегация РПЦЗ во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня, в последний пасхальный день, когда Церковь вспоминает евангельское повествование о слепом, мы торжественно прославляем пятую годовщину преодоления долгого и болезненного средостения в жизни нашей Церкви — годовщину подписания Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. То, что произошло в XX веке в истории нашей Церкви, мы все должны помнить как тяжелое испытание для веры, для Церкви, для народа; как испытание, которое, начавшись в сакральной сфере церковной жизни, порой углубляло разделения людей на иных уровнях. И все понимали, что не может произойти полного объединения народа нашего, разделенного революцией и гражданской войной, до тех пор, пока Церковь не найдет в себе силы примириться, пока иерархи, духовенство, верующий народ не найдут в себе силы простить друг друга и более не смотреть друг на друга как на исторических противников. Уже много написано и сказано и об истории разделения, и об истории становления единства. А я хотел бы обратить сегодня ваше внимание на удивительное совпадение. Сегодня читается отрывок из XVI главы Деяний апостолов, в котором повествуется о том, как апостол Павел вместе с Силой и Тимофеем, учеником своим, переправившись на иной берег, достигли Европы. Малая Азия осталась позади, и первые деяния, связанные с апостолом Павлом, проповедавшим язычникам на европейском континенте, происходили в Македонии.

http://pravmir.ru/za-pyat-let-obedinenno...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в храме великомученика Пантелеимона в Афинах 2 июня 2013 г. 18:34 2 июня 2013 года, в неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II совершили Божественную литургию в афинском храме святого великомученика и целителя Пантелеимона Ахарнон. По запричастном стихе Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к Блаженнейшему Архиепископу Иерониму и всем участникам богослужения. Ваше Блаженство, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Христос Воскресе! Словами этого пасхального приветствия мы вновь и вновь свидетельствуем о победе Христа над адом и смертью. Эта победа — вершина того всеобъемлющего дела, которое Господь наш Иисус Христос совершил за три года Своего общественного служения. Провозвестив новый совершенный закон любви и основав на камне апостольской веры Святую Церковь, Господь продолжает управлять ею и заботиться о ней. Он Сам очищает нашу жизнь живыми водами благодати и укрепляет наши телесные и душевные силы Телом и Кровью Своими. Он Сам ведет по истории Свой новый избранный народ, не знающий разделений по этническому, социальному, половому или еще какому-либо иному признаку: нет уже иудея, ни эллина; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все — одно во Христе Иисусе (см. Гал. 3:28). Все это домостроительство Божие, как в капле воды, отражается в слышанном нами сегодня евангельском повествовании о беседе Христа с самарянкой близ колодца Иакова (Ин. 4:4-42). В этой поучительной истории, донесенной до нас святым евангелистом Иоанном Богословом, есть всё: и утверждение нравственной основы жизни, и преодоление этнических различий, и превосходство духовного над материальным. Сегодня, спустя почти два тысячелетия после этого события, мы собрались в этом святом храме, чтобы сообща совершить Святую Евхаристию, наполниться бесконечной жизнью Христовой, насладиться Его неистощимой пищей, чтобы соединиться друг с другом в братском единомыслии и общении во Святом Духе, чтобы явить наше единство во Христе.

http://patriarchia.ru/db/text/3014585.ht...

Архив Пн Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей совершили Божественную литургию в храме великомученика Пантелеимона в Афинах 2 июня 2013 г. 18:30 2 июня 2013 года, в неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II совершили Божественную литургию в афинском храме святого великомученика и целителя Пантелеимона Ахарнон. Предстоятелям Русской и Элладской Церквей сослужили члены официальной делегации Московского Патриархата: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин. В числе иерархов Элладской Православной Церкви, сослуживших за воскресной Литургией, — митрополит Филиппский, Неапольский и Фасосский Прокопий, митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма, митрополит Сисанийский и Сиатистийский Павел, митрополит Коринфский Дионисий, епископ Христианупольский Прокопий и епископ Диавлийский Гавриил. В алтаре молились глава Автономной Синайской Архиепископии архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан, архипастыри Элладской Церкви. В храме присутствовали председатель Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы,  президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Попов , глава Сергиево-Посадского муниципального района В.Н. Коротков, президент Международного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев. Богослужение, за которым молилось множество верующих, совершалось на греческом и церковнославянском языках. Святейший Патриарх Кирилл произносил некоторые возгласы на греческом языке. За Литургией пели византийский хор святого Дионисия под управлением г-на Папандопулоса и сводный русский хор Панагия Сумела (регент — Ангелина Соху).

http://patriarchia.ru/db/text/3014578.ht...

Патриарх Кирилл: Церковь не устает напоминать странам с многовековой христианской историей о высочайшем призвании, оставленном нам Христом Мы утверждаем, что для нас, христиан, по-прежнему актуально устроение жизни по законам милосердия и нравственной чистоты; для нас не существует, не должно существовать частных интересов, которые могли бы затмить наше единство по вере 3 июня, 2013 Мы утверждаем, что для нас, христиан, по-прежнему актуально устроение жизни по законам милосердия и нравственной чистоты; для нас не существует, не должно существовать частных интересов, которые могли бы затмить наше единство по вере 2 июня 2013 года, в неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II совершили Божественную литургию в афинском храме святого великомученика и целителя Пантелеимона Ахарнон, сообщает Патриархия.ru .По запричастном стихе Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к Блаженнейшему Архиепископу Иерониму и всем участникам богослужения. Ваше Блаженство, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Христос Воскресе! Словами этого пасхального приветствия мы вновь и вновь свидетельствуем о победе Христа над адом и смертью. Эта победа — вершина того всеобъемлющего дела, которое Господь наш Иисус Христос совершил за три года Своего общественного служения. Провозвестив новый совершенный закон любви и основав на камне апостольской веры Святую Церковь, Господь продолжает управлять ею и заботиться о ней. Он Сам очищает нашу жизнь живыми водами благодати и укрепляет наши телесные и душевные силы Телом и Кровью Своими. Он Сам ведет по истории Свой новый избранный народ, не знающий разделений по этническому, социальному, половому или еще какому-либо иному признаку: нет уже иудея, ни эллина; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все — одно во Христе Иисусе (см. Гал. 3:28).

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-cerkov...

В пятую неделю по Пасхе Церковь празднует «праздник самаряныни, понеже в той Христос Мессию Себе яве исповедаше, еже есть Христос. Сего бо ради и в средопентикосную седмицу учинен бысть». Беседу Спасителя с самарянкою в пятую неделю по Пасхе Церковь воспоминает с древних времен. В IV веке св. Иоанн Златоуст , при богослужении в эту неделю, говорил: «Сегодня Христос возвестил нам подвиг самарянки, и нам должно бедное слово наше обратить на море ея добродетелей». В V веке Анатолий Константинопольский 129 , в IX – Иосиф Студит и другие предали Церкви многие песнопения на неделю о самаряныне, ныне поемые Церковью в эту неделю. Служба самаряныне отправляется в неделю (воскресение) и потом в следующие за нею седмичные дни: четверток, пяток и субботу, – а в понедельник, вторник и среду этой седмицы поется служба Преполовению. Шестая по Пасхе неделя о Слепом В шестую по Пасхе неделю Церковь воспоминает о чудесном исцелении слепорожденного Иисусом Христом в Иерусалиме (Ин. гл. 9) в третий год Его евангельской проповеди, в праздник Кущей ( Ин.7:2 ) или в праздник обновления Храма ( Ин.10:22 ). Воспоминание о прозрении слепорожденного совершается в шестую неделю по Пасхе с древних христианских времен, о чем свидетельствуют поучения, произнесенные в эту неделю отцами IV и V века – Иоанном Златоустом , Астерием, епископом Амассийским. Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в неделю (воскресение), понедельник, вторник и среду, в которую совершается отдание Пасхи. В неделю шестую по Пасхе и на отдание Пасхи катавасия «Спасителю Богу...» (Типикон, гл. 19). Отдание Пасхи На отдание Пасхи вечерня совершается вседневная; утреня – без полиелея, а только с великим славословием; часы – трипсалмные. В начале вечерни, утрени и литургии поется «Христос воскресе...», со стихами, как в дни пасхальные. На вечерне, после воскресных стихир на стиховне, поются стихиры Пасхи. На утрени: ирмосы Пасхи; катавасия: «Спасителю Богу...»; по 6-й песни – кондак и икос Пасхи; на 9-й песни – припевы Пасхи, после 9-й песни – светилен Пасхи: «Плотию уснув...», дважды; к стихирам на «хвалите» присоединяются стихиры Пасхи с их припевами. На литургии: антифоны изобразительные, прокимен пасхальный; отпуст совершается как в Пасху 130 . Вознесение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Состав: 1) последования Четыредесятницы и Пятидесятницы (1–23 об.), здесь недостает нескольких листов; каноны: 2) великий, творение Андрея Критского , певаемый на утрени в четверг пятой недели вели поста (25–63 об.); 3) Ангелу хранителю (64–67); 4) благодарственный Пресвятей Богородице Одигитрии (67 об.–72); 5) отрывки из богослужения великой субботы (73–74); 6) в великий пяток «вечер» (75–75 об.); 7) канон на утрени в великую субботу (75 об.–81 об.), несколько отличный от напечаанного в Цвеной Триоди, изданной в Киево-Печерской лавре в 1631 году; 8) апостольское и евангельское чтения на литургии в великую субботу (81 об.–83 об.); 9) стихиры на «Господи воззвах» на вечерне в великую субботу (84–85); службы: 10) в неделю Пасхи (86–95 об.), неполная: нет конца канона; в числе стихов, сопровождаемых пением «Христос воскресе», есть пять таких, которых нет в Цветной Триоди, употребляемой при богослужении в настоящее время; 11) во вторую неделю по Пасхе (95 об.–104); 12) в третью неделю по Пасхе (104–112); 13) в четвертую неделю по Пасхе (112–120 об.); 14) в среду четвертой недели по Пасхе, «в преполовление» (120 об.–131 об.); 15) в пятую неделю по Пасхе (131 об.–138 об.); нет конца евангельского чтения на литургии; 16) в субботу Цветоносную (139–144 об.); 17) в пятницу шестой недели вели поста (145–150 об.); оканчивается апостольским чтением на литургии; 18) Кириллу Белозерскому 9-го июня (151–170 об.); 19) в великий четверг (171 –176 об.); 20) в великий четверг «вечер» – последование страстей Господа Иисуса Христа (177–196 об.); 21) в субботу шестой недели по Пасхе (196 об.– 201); 22) в четверг шестой недели по Пасхе, в день Вознесения (201–206 об.); 23) в седьмую неделю по Пасхе (206 об.–212 об.); 24) в неделю Пятидесятницы (212 об.–224), неполная: нет одного листа между 218 и 219 листами, без молитв коленопреклонных на вечерне; 25) в неделю Всех Святых (224–233 об.); отличная от службы в ту же неделю, напечатанной в Триодях Цветных, изданных в Киеве в 1631 г. и в Москве в 1660 и 1886 гг.; в тропарях канона поименовываются мученики и мученицы; 26) Никифора Влемида мудреца избранные псалмы с припевами, т. е., величаниями (234–249 об.); отметим псалом «на сбор бесплотных», которого почти каждый стих сопровождается особым «припевом»; 27) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, с коленопреклонными молитвами (250–257 об.); молитвы те же, что в рукописи за 861 на лл. 58–67; разница лишь в том, что четвертая молитва здесь короче, чем там, и текст второй части ея совершенно отличен от того; 28) таблицы из Пасхалии зрячей (258–259).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жена возвестила о Господе прочим жителям города. Приидите и видите человека, говорила им Самарянка, иже рече ми вся, елика сотворих: егда той есть Христос. От града же того мнози вероваша в Он от Самарян, за слово жены свидетельствующая, яко рече ми вся, елика сотворих. После же двухдневнаго пребывания Господа у Самарян, и много паче вероваша за слово Его. Жене же глаголаху, яко не ктому за твою беседу веруем: сами бо слышахом, и вемы, яко Сей естъ воистину Спас миру, Христос. Самарянка приняла веру христианскую и за нее венец мученический. Память св. мученицы Фотии Самаряныни, «с нею же беседова Христос на студенце», совершается в Православной Церкви в 20 день марта 555 . Итак, в пятую неделю по Пасхе Церковь празднует «праздник Самаряныни, понеже в той Христос Мессию себе яве исповедоваше, еже есть Христос. Сего бо ради и в средопентикостную седмицу учинен бысть» 556 . Воду прияти пришедши тленную, жено, Живую почерпаеши, ею же скверны душевныя омываеши. Беседу Спасителя с Самарянкою в пятую неделю по Пасхе Церковь воспоминает с древних времен. В ΙV веке св. Иоанн Златоуст при Богослужении в эту неделю говорил: «сегодня Христос возвестил нам подвиг Самарянки, и нам должно бедное слово наше обратить на море ея добродетелей» 557 . В V веке Анатолий Константинопольский, в IX Иосиф Студит и другие предали Церкви многие песнопения на неделю о Самаряныне, ныне поемые Церковью в эту неделю. Чтением Апостола в пятую неделю по Пасхе, сообразно дням Пятидесятницы, Церковь возвещает славу Воскресшего и могущественным действием слова Божия на сердца человеческие и быстрым умножением Церкви Христовой в Антиохии: и бе рука Господня с Апостолами, которые явно видели благодать Божию и радовались. В Антиохии – ученики Христовы первые стали называться христианами ( Деян.11:19–26, 29–30 ). Евангелием Церковь благовествует беседу Господа с Самарянынею ( Ин.4:5–42 ). Неделя о Самаряныне чтением Евангелия показывает, что ожидание Мессии древле было всеобщим между Иудеями, Израильтянами и Самарянами; жена Самарянка, пришедшая сама за водою на кладезь, знала, что имеет придти Христос и возвестит вся. Иудеев, поклонявшихся Богу в Иерусалиме, и Самарян – на горе Гаризин примиряя образом истинного Богопоклонения, Господь в беседе с Самарянкою возвестил, что дух есть Бог: а иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися; духом – внутренно, деятельно, искренно, постоянно, и истиною – во всей полноте и совершенстве внутреннего и внешнего Богопоклонения, без малейшего опущения и недостатка – и душею и телом; во всяком месте – и дома и особенно во храме: – и по внушениям сердца и разума, и преимущественно по уставу и обычаю Церкви; – непрестанно и наипаче в определенное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010