Поучение 1-е в Неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея Поучение 2-е в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии Поучение в Неделю мясопустную. О Втором пришествии Христовом Поучение в Неделю сыропустную. Условие при вступлении в Святую Четыредесятницу Беседа в понедельник первой недели Великого поста. Приготовление к Таинству Исповеди Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства Поучение в пяток первой недели Великого поста. О теле человеческом Речь к братии по приобщении Святым Христовым Тайнам Слово в первую Неделю Великого поста. О Православии Поучение во вторую Неделю Великого поста. Значение поста для человека Поучение в третию Неделю Великого поста. О крестоношении Поучение в четвертую Неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в пятую Неделю Великого поста. Сочетание поста с милостию и молитвою Слово 1-е в Неделю Цветоносную Слово 2-е в Неделю Цветоносную Слово в Великий Четверток на Литургии. О Святых Христовых Тайнах Слово в Великий Пяток на вечерне Поучение в Неделю Антипасхи. О христианстве Поучение в Неделю жен-мироносиц, третию по Пасхе. О мертвости духа человеческого Поучение в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих Поучение в Неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии Поучение в Неделю всех святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу Поучение в девятую Неделю. Бог – помощник человека в скорбях его Поучение во вторник одиннадцатой недели. На слова Спасителя «Вящшая закона: суд и милость и вера» Поучение на слова: «Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне, совершаются» Поучение в дванадесятую Неделю. О спасении Беседа в тринадесятую Неделю. О причинеотступления человеков от Бога Беседа в двадесять вторую Неделю. О богаче и нищем

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Статьи о прокимнах, аллилуариях и причастных ‹...› довольно значительно разнятся от подобных статей ‹не только› нынешнего Служебника, но даже и предшествующих ‹его› изданий. Вот некоторые из этих особенностей: в субботу сыропустную прокимен «Честна пред Господем», причастен «В память вечную», в неделю сыропустную два причастна: «Хвалите» и «Радуйтеся», во вторую неделю поста один причастен «Хвалите», в неделю пятую поста на утрени и на литургии прокимны или аллилуарий гласа, в субботу третьей недели по Пасхе прокимен «Дивен Бог во святых Своих», в следующую неделю по Пасхе два причастна, причём вторым указан «В память вечную», в субботу пред пятидесятницею два прокимна: «Да воскреснет Бог» и «Души их» и два причастна: «Радуйтеся» и «Блаженни яже избрал». Есть несколько особенностей и в статьях о прокимнах и аллилуариях общим святым. Прокимна, например, на утрене в праздник Богородице не положено, пред Апостолом второй прокимен: «Помяну имя Твое», причастен священномученику и преподобномученику: «В память вечную», прокимен Христа ради юродивым «Возвеселится праведник» и «В память вечную», причастен мученицам «В память вечную» или «Радуйтеся праведнии о Господе», причастен преподобным женам «Радуйтеся». Что же касается текста самих чинов, то в них содержится весьма немного особенностей сравнительно с подобными чинами в предыдущих изданиях. Например, в «Чине» Преждеосвященной литургии несколько исправлено описание момента произнесения слов «Свет Христов», удерживаемое и доселе в нашем Служебнике в таком виде: «И вторый прокимен. Посем возглашает диакон „Повелите“» и т.д. Вновь прибавлен особый отпуст с именем Григория Двоеслова в «Чине Литургии Преждеосвященных Даров» с замечанием: «Сице же творит отпуст до страстныя седмицы» и т.д. Для первого замечания в чине Литургии Преждеосвященных оригиналом мог быть подобный чин в Евхологии 1602 года, но другие особенности данного издания не находят для себя оправдания в указанных пособиях, бывших под руками справщиков. Отпуст с именем Григория Двоеслова в чине Литургии Преждеосвященных Даров позаимствован из южнорусских служебников. 16. Пятое издание исправленного Служебника (1658 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Да работником 2 человеком, которые на огороде: по хлебу, по мерке снетков, по четверухе круп, да им же пол-чалбуша осетрья. Конюху, которой на Красном лугу: хлеб, мерка снетков, четверуха круп, четверть чалбуша осетрья. Мая в 7 день, в неделю пятую по Пасхе Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с яицы. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог косой с сыром. Пироги пышки. Сырники. Оладьи путныя. Пирошки маленкия с яицы. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Збитень. Яишница. Линь на масле из живых. Кисель холодной с сливками. Кисель гарячей с маслом. Щука колодка из живых. 2 присола щучья из живых. Подлещик росолной из живых. Звено лососи свежие в росоле. Уха щучья из живых. Уха плотичья из живых. Уха пескаревая из живых. Огнива белужьи в ухе. Сморчки с сметаной да с яицы. Шти снитные с сметаной да с яицы. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Схаб белужей паровой. Звено белые рыбицы паровое. Кружек телной. Казначею с началною братиею: икра, вязига, звена осетра просолного, ухи плотичьи, шти с сметаной, варанчюг, пироги, папошники, звена белужьи астраханские. Священникам и братье: икра, вязига, шти с сметаной, варанчюг присолы щучьи, звена белужьи, пироги. Певчим дьяком и поддиаком: икра паюсная, вязига, присолы щучьи, ухи подлещиковые, шти с сметаной, варанчюг, стерляди коренные, пироги круглые, калачи хомутинные, звена белужьи астраханские. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти с сметаной, варанчюг, звена белужьи, пироги. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход: 3 белуги мерные, 3 косяка мякотных, да в поварню просолные рыбы пол-белуги, осетр, 12 щук, да свежие рыбы в тело, в кружек и в збитень 5 щук да судок, да в варанчюг язык з башками, 2 косы певчим на звенье. Выдано на подачи: 3 белуги мерные, 3 косяка хрящевых, теша белужья, косяк мякотной. Изготовлено на подачи: пол-головы да звено лососи свежие под лимоны, 2 наряда огнив в ухе, 3 блюда пирогов приказных, 6 блюд пряжья. Мая в 8 день, в понедельник Для празднества Иоанна Богослова святейшему патриарху подано в келью столового кушанья:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

181 . Кроме вышеприведенных сборов пожертвовании в церквах же производятся еще сборы в кружки, кои не относятся к числу переходящих сумм и за количество и целость коих причты и церковные старосты не отвечают, а именно: 1) существующим при церквах церковно-приходским попечительствам дозволяется выставлять в церквах кружки, которые могут быть обносимы в церкви. (Полож. о приход. попеч. при прав. церк. § 6, ук. Св. Син. 12 окт. 1868 года 62). Кружки эти должны быть печатаемы именными печатями председателя попечительства, церковного старосты и других членов оного (ук. Св. Син. 27 июля 1867 г. 31); 2) ежегодно в неделю пятую по Пасхе «о слепом» священники обязаны поучениями приглашать молящихся к пожертвованиям в пользу попечительства для призрения слепых и допускать уполномоченных для сего лиц к производству сбора во всю означенную седмицу, без всякой ответственности со стороны причтов за сохранение таких пожертвований (опред. Св. Синода 26 мар.–3 апр. 1881 года 676; 3) С.-Петербургскому Славянскому Благотворительному Обществу разрешено выставлять в церквах кружки с тем, чтобы эти кружки поставляемы были с дозволений настоятелей приходов и на указанных местах и чтобы на самом обществе лежала обязанность смотреть за целостью как кружек, так и находящихся в них сумм (опред. Св. Син. 21–29 дек. 1883 г. 2760). 182 . Согласно ходатайству Главного Управления Общества Красного Креста, определением Св. Синода разрешено в неделю 25 «о Самарянине», помимо общего действующего ныне кружечного сбора производить сбор посредством обношения кружки или тарелок, как во время всенощного бдения в субботу, так и на литургии в неделю 25 по пятидесятнице (Церк. Ведом. 1895 г. 33). Примечание. В церквах же продаются венчики и разрешительные молитвы, возлагаемые на умерших. Порядок получения оных и отчетность по расходованию изложены в нижеследующих правилах. Венчиковая сумма и правила выписки и продажи венчиков и листов разрешительной молитвы 188 . В каждой церкви на обязанность церковного старосты возлагается продажа венчиков, возлагаемых на умерших и листов разрешительной молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Школьникам не дают возможность выбрать религиозный курс 02.12.2010 15:33 Версия для печати Общественная палата РФ в среду обнародовала исследование, согласно которому более половины школьников во время эксперимента по введению основ религиозной культуры в школах не имеют возможности самостоятельно выбрать образовательный курс, а за пятую часть учащихся решение и вовсе принимали директора школ и чиновники. Представители традиционных религиозных конфессий считают, что причина — в нехватке средств на учителей под каждый из шести образовательных модулей. В Общественной палате прошли (ОП) слушания, на которых члены палаты и представители основных религиозных конфессий подвели итог эксперимента по введению учебного курса основ религиозных культур и светской этики в школы, который начался 1 апреля. В нем приняли участие около 200 тыс. школьников из 19 регионов. Собравшиеся обсудили проведенное по заказу ОП агентством социальных технологий «Политех» исследование об отношении родителей и школьников к преподаванию курса, из которого следует, что в целом он принят положительно.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Елма убо во учительстве том Христос мессию себе показа, Ходатай и Примиритель наш быв, и вечнаго Отца Своего. Тоя настоящей вины, настоящий праздник празднующе, и средопятидесятницу именующе, мессию воспеваем Христа, и честное еже от обою двою великою празднику представляюще. Сего же ради мню и самаряныни по нем празднуется, зане и тамо о мессии Христе многая сказашася, и о воде и о жажди, якоже зде во Евангелисте Иоанне, слепаго паче самаряныни предлежит. Тогда-то, близ окончания сего праздника Иисус, став, громко воззвал: Кто жаждет, иди ко Мне и пей ( Ин.7:37 ). А поскольку научением этим Христос явил Себя как Мессия, сделавшись нашим ходатаем и примирителем с превечным Его Отцом, то и мы, совершая нынешний праздник и именуя его Преполовением Пятидесятницы, воспеваем Мессию Христа и оба великих праздника чествуем. Думается, и празднование самарянке принято совершать после нынешнего потому, что оно, как и сие, много о Мессии-Христе, о воде и жажде говорит. Ибо у Евангелиста Иоанна повествование о слепом весьма тесно сопряжено с рассказом о самарянке. Неизчетною милостию Твоею Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Синаксарь в неделю пятую по Пасхе о самаряныне Стихи: Воду прияти пришедши тленную жено: Живую почерпаеши, еюже скверны душевныя омываеши. Стихи: Ты, к колодцу придя за тленной водою, Черпаешь воду живую, ей омываешь грехи. В тойже день, в неделю пятую по Пасце, самаряныни Праздник празднуем: понеже в той Христос мессию себе яве исповедоваше, еже есть Христос [или Помазан]: меса бо у еврей, елей. Сего бо ради мню и в средопентикостную седмицу учинен бысть. И яко в прежде тоя убо недели в купели чудодействует, в сей же над Иаковлим студенцем, к жене беседуя Христос, иже студенец сам Иаков ископа, и дарова Иосифу сыну своему: изрядно бо бе место сие, идеже и близ сущу горы Соморы, самаряне населяху грады многи. В этот день, в неделю пятую по Пасхе, совершаем празднование Самарянке: поскольку Христос в настоящий день со всей ясностью объявил Себя Мессией, что означает Христос, или «Помазанник» (ибо меса по-еврейски значит «елей»), то нынешний праздник оттого, полагаю я, и назначен на воскресенье, ближайшее к Преполовению Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Мог, конечно, святой Кирилл препровождать копии с своих Слов к Андрею Боголюбскому, но уже это самое требовало сопутствовать их посланиями к князю или письмами. В рукописях встречаются Слова и поучения под именами: Кирилла мниха, святого Кирилла епископа, святого отца Кирилла ; может быть, эти сочинения принадлежат к числу потерянных или неизвестных нам творений святого Кирилла Туровского, тем более что под двумя первыми именами встречаются и его подлинные, несомненные сочинения, но утверждать это с решительностию было бы неосновательно... Сомнительными сочинениями святителя Туровского мы признаем два поучения и два Слова, помещенные в числе печатных его творений (у Калайдовича), именно: шестое — поучение в неделю пятую по Пасхе, десятое — поучение на Пятидесятницу, одиннадцатое — Слово о премудрости и двенадцатое — Слово о мытарствах. Относительно трех первых статей сам издатель сознается, что они не надписаны именем святого Кирилла в древнейшем сборнике (XIII в.), в котором находится большая часть изданных его творений, но присовокупляет: «Один слог, то же величие, и та же простота выражений, и непосредственная связь означенных статей с подлинными сочинениями св. Кирилла дозволяют приписать оные нашему святителю» (Предисловие. С. XXXIII). Основания очень недостаточные! И, во-первых, одно то уже, что эти три статьи не надписаны именем святого Кирилла в том самом сборнике, в котором все прочие его сочинения надписаны его именем, заставляет предположить, что составитель сборника или переписчик не признавали ненадписанных статей творениями святителя Туровского. Во-вторых, при ближайшем сличении этих статей с достоверными сочинениями святого Кирилла, нельзя не чувствовать значительной разности между ними: в статьях и по слогу, и по составу, и по тону более простоты, менее витиеватости, искусственности, образности, нежели в сочинениях святого Кирилла. В-третьих, в чем состоит непосредственная связь этих статей с сочинениями святителя Туровского в древнем сборнике? В том, что первая статья — Поучение в неделю 5-ю по Пасхе помещено между Словами его в неделю 4-ю и в неделю 6-ю по Пасхе, а статьи вторая и третья следуют за Словом его на Собор 318 святых отцов и потом сопутствуются Словами Иоанна Златоустого, Василия Великого и других...

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

Скачать epub pdf 50. Неделя 5 по Пасхе. О самаряныне. О стяжании благодати Божией (Ин. 4:4–42) «Вода, которую Я дам, сделается в человеке источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ) В наступившую пятую неделю по Пасхе, благочестивые слушатели, святая Церковь предлагает нашему назиданию беседу Спасителя с самарянкой. По своему смыслу эта беседа примыкает к евангельскому чтению предыдущей недели – о расслабленном, являясь, как бы продолжением и завершением этого чтения. Тридцать восемь лет пролежал расслабленный в купальне при Вифезде, проходя великую школу терпения и веры в возможность исцеления от движения воды. Когда Христос сказал ему: Встань, возьми постель твою и ходи, он не подумал: не шутит ли этот человек, приказывая мне, пролежавшему 38 лет при купальне, вдруг, минуя действие воды, встать и идти домой. Не подумал так потому, что когда услышал слова Христа (встань... и ходи), то неожиданно почувствовал действие в себе исцеляющей силы этих слов Христа, а вместе и веру, и исцеление действием именно этих слов Спасителя. И он, движимый этой верой и этой исцеляющей силой слов Божиих, действительно встал и пошёл. Вода купальни оказалась уже ненужной; его подняла на ноги и исцелила не эта вода Вифезды, а Тот, Кто Сам источал благодатные токи. Как это могло произойти? Подробный ответ на этот вопрос, братия и сестры, даёт Христос в беседе с самарянкой. Беседа эта произошла в Сихаре, когда Христос, утрудившись в пути, присел у колодца Иаковлева и попросил воды у самарянки, пришедшей из города за этой колодезной водой. Просьба Христа вызвала недоумение у женщины: как он, будучи иудей, может просить воды у самарянки, женщины того народа, который презирался евреями. Христос, желая перевести беседу на духовно-спасительную для самарянки тему, стал раскрывать перед ней понятие о воде живой, которая, будучи даром Божиим, сама является источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Трудно было самарянке уразуметь благодатную природу этой другой, неведомой для неё воды, как и понять, кем же является этот таинственный её собеседник, однако, она незаметно для себя стала проникаться доверием к Нему и подпадать под Его благодатное воздействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Вся жизнь Корнилия была одним непрерывным служением Богу и ближним, как светильник, поставленный на свещнице, он светил современникам своими добродетелями. Ему было уже более 80 лет от роду; от старости и трудов, от различных скорбей и лишений здоровье его расстроилось, силы ослабели, жизнь видимо в нем догорала, но и теперь он не хотел изменять и ослаблять своего правила, а когда ему бывало легче, по прежнему приходил в церковь . Весною (1538 года) ему стало тяжелее и наконец горячка совершенно изнурила его и уложила в постель. Чувствуя приближение кончины, блаженный старец велел созвать к себе игумена и всю братию, которой было тогда 90 человек кроме послушников, и преподал им последнее наставление, заповедуя и после своей смерти строго исполнять данный им устав, для этого чаще прочитывать его на братской трапезе, совершать церковную службу со вниманием и благоговением и жить друг с другом в мире и согласии. «Когда будете совершать о мне поминовение, присовокупил старец, остатки братской трапезы раздавайте нищим». В пятницу четвертой недели по Пасхе блаженный старец велел вести себя в церковь к Божественной литургии, в последний раз причастился святых Таин и в субботу совершенно ослабел и начал крайне изнемогать. Братия со слезами и плачем окружили его одр и видя его предсмертные страдания, столько скорбели и плакали о нем, что многие из них не хотели пережить его и желали умереть вместе с ним, чтобы только не разлучаться со своим наставником и отцом. Некоторые из них, не имея возможности сдерживать своих рыданий, сказали ему: «без тебя, отче, опустеет и монастырь наш, потому что когда тебя не будет, многие из нас оставят это святое место и разойдутся в разные стороны». Тогда старец, видимо перемогая себя, уже слабым и прерывающимся от болезни голосом, ответил им: «братия и чада мои! не скорбите о том, что уже приспело время почить мне и разлучиться с вами: не сиротами оставляю вас, но предаю вас Богу и Его пречистой Матери. Он да сохранит вас от всех козней лукавого! Ученик мой игумен Лаврентий заменит вам меня и восполнит недостатки ваши. Почитайте его, как меня самого». Преподобный занончил свою беседу увещанием, чтобы не было между ними никаких ссор и вражды, но чтобы все жили друг с другом в братской любви и согласии. Тогда все стали подходить к нему, со слезами прося последнего его благословения; умирающий старец, как чадолюбивый отец, с любовью всех целовал и благословлял и сам у каждого просил себе прощения и молитв, приказавши в то же время читать часы, канон Иисусу Христу, акафист Богородице и канон великомученице Екатерине 175 . По прочтении канонов старец сам поднялся со своего ложа, взял кадильницу и скадив фимиамом св. иконы и предстоявших, снова распростерся на одре и с молитвою на устах тихо предал душу Богу, так что и предстоящие не заметили его кончины, ибо лице его было светло и весело и казалось, что старец не умер, а только уснул. Блаженная кончина его последовала в пятую неделю по Пасхе 19 мая 7046 (1538) года. 176

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аще и кладязь еси глубокий, Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да, яко самаряныня, не ктому пияй, жажду жизни бо струи источаеши. Самаряныня — жительница Самарии на севере Израиля, у которой Христос попросил воды, вопреки иудейскому обычаю не общаться с самарянами, исповедовавшими другую веру. Этим Он удивил женщину и побудил её на беседу с Ним. Господь открыл самарянке её тайные грехи и этим заставил в них покаяться. Благодаря проповеди самарянки множество жителей Самарии уверовали в Христа (Ин. 4:1-42). Согласно преданию, самарянка носила имя Фотиния. После вознесения Спасителя Фотиния продолжила проповедь о Нём среди язычников. Вместе со своими сыновьями и сёстрами приняла мученическую смерть в Риме во времена правления жестокого императора Нерона, в 66 году н.э. Память святой мученицы Фотинии самаряныни празднуется Церковью 2 апреля и в пятую Неделю по Пасхе. Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца, и вижду Тя, умна Света превечна. Силоамская купель в современности Силоам — водоём в Иерусалиме, который сохранился до наших дней. Согласно Евангелию от Иоанна, Господь, исцелив человека, слепого от рождения, посылает его омыть глаза в купели Силоам (Ин. 9). Памяти об этом событии, которое прообразует духовное исцеление человека от врождённого ослепления грехом, посвящена шестая Неделя по Пасхе. Песнь 6 Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи. Иисус Навин — предводитель израильтян на пути в землю обетованную во время исхода из Египта. После смерти пророка Моисея возглавил священную войну израильтян против нечестивых языческих племён, населявших Палестину. Амалик, амаликитяне — народность, с древних времён занимавшая земли между Синайским полуостровом и юго-западной частью Палестины, до границ Египта и Аравии. Амаликитяне напали на израильтян во время их исхода из Египта. Между ними произошло сражение, в котором израильтянам помогла победить молитва пророка Моисея. Когда Моисей поднимал руки в молитве, евреи побеждали, а когда его руки (а вместе с ними и молитва) ослабевали, верх брали амаликитяне.

http://pravmir.ru/kto-est-kto-v-kanone-a...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010