Творческое наследие К. по меркам домонг. рус. лит-ры обширно и многообразно, полного каталога его сочинений нет. К несомненным произведениям К. можно отнести послания: адресованное некоему иноку «Сказание о черноризьчьстемь чину от Вьтхаго Закона и Новаго», обращенные к настоятелю Киево-Печерского мон-ря Василию «Повесть о белоризце человеце, и о мнишьстве, и о души, и о покаянии» и «Послание... о схиме», а также «Притчу о человечестей души и о телеси», в которой обличается Феодор и, возможно, кн. Андрей Боголюбский. Наибольшую славу К. принесли торжественные Слова, посвященные двунадесятым праздникам: Входу Господню в Иерусалим, Пасхе и Вознесению, а также воскресным дням послепасхальных седмиц (Фоминой, Жен-мироносиц, О расслабленном, О слепом, Св. отцов Первого Вселенского Собора). К. является автором ок. 30 молитв (в т. ч. «седмичных») и 2 канонов («Канон молебен Кюрила грешнаго», «Канон и стихиры на успение княгини Ольги, бабы Владимира»). Некоторые сочинения К. не сохранились, напр. упоминаемые в Житии послания к кн. Андрею Боголюбскому. Принадлежность К. ряда произведений остается спорной. К ним относятся (по изданию М. И. Сухомлинова): «В неделю Пятидесятную поучение на Пришествие Святаго Духа и на святыя апостолы», «Того же Кюрилла наказанье», «В неделю пятую по Пасхе слово о поучении церковном», «В неделю 23-ю поучение некоего человека верна к духовному брату», «В неделю 19-ю слово святаго Кирила философа о исходе души и восходе на небо», «В неделю 28-ю слово святаго Кирила о небесных силах: чего ради создан бысть человек на земли», «Слово святаго отца Кирила о страсе Божии», «Слово святаго отца Кирила, архиепископа Александрейскаго, о страсе Божии», «Слово святаго Курила епископа о том, яко не забывати учителей своих», «Кирила мниха о преступлении и изгнании и заповеди Божиа Одамле из раю», «Слово святого Кирила отца о первозданнем». К. был выдающимся проповедником и писателем, для его сочинений характерны глубина богословской мысли, высокий уровень художественного мастерства. Руководствуясь визант. образцами христ. учительной лит-ры, он создавал оригинальные произведения, созвучные времени. К. хорошо знал и использовал сочинения Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Епифания Кипрского , Евсевия Александрийского, Григория Никомидийского, Феофилакта Болгарского , Симеона Метафраста , Георгия Амартола и др. К лит. особенностям творений К. можно отнести введение в повествование диалогов, интерес к аллегориям и притчам, использование различных стилистических приемов (аллюзия, амплификация, антитеза и др.). Свидетельством широкой известности сочинений К. является факт их включения (наряду с творениями отцов Церкви) в состав Торжественника .

http://pravenc.ru/text/1840435.html

Недля о самаряныни (5-я по Пасхе). В пятую неделю воспоминается беседа Иисуса Христа с женой самарянской (см. о ней 20 мар.). Это событие, совершившееся во время еврейской Пятидесятницы, воспоминается в настоящую неделю потому, что оно является очевидным свидетельством Божественной славы воскресшего Спасителя, ибо после беседы с Господом самарянка и сограждане ее, самаряне, убедились, что беседовавший есть воистину Спас мира – Христос ( Ин.4:41, 42 ). Черты указанной беседы, служащей предметом Евангельского чтения, воспоминаются в тропарях канона и стихирах утрени настоящей недели, а потому неделя эта и называется неделей о самаряныни. В лице жены самаряныни св. Церковь представляет пример восстания из глубины греховной грешников, ищущих спасения и готовых внять призывному гласу Божьему, повсюду непрестанно взывающему к ним о восстании духовном. Жена самаряныня, «терпящи зной премногих страстей», все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась обрести Спасителя, «седяща на кдадязи». «Хотя привлещи воистянну уловляему от сопостата врага и напоити ю водою живою», Спаситель удостоил жену самаряныню беседы с Ним, и во время этой беседы, напоминанием этой женщине о ее греховной жизни возбудив в ней искреннее раскаяние во грехах, Он соделал ее способной понять Его возвышенное учение о «спасительной воде» и возжег в ее сердце пламенное желание «прияти воду жизни, из Него изливаемую», «юже пивши», самаряныня «всем проповеда» Христа, «пришедша плотию, за еже спасти человека». Всем этим и внушается нам, что Господь Сам всегда идет навстречу ищущим св. истины и благодати и способным к раскаянию, милостиво дает им дары Свои и устрояет их спасение, а чрез ни и спасение других. Кроме того, благовествуя нам в настоящую неделю в Евангельском чтении изложенное Спасителем в беседе с самарянкой Его учение о поклонении Богу духом и истиной ( Ин.4:23–24 ), св. Церковь научает нас, как мы должны молиться Богу, чтобы наша молитва была угодна Ему и спасительна для нас. 412

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

    К положению Церкви должно мирствовать, хотя вместе должно понимать его. Это допущение свыше.    Старец Исаия говорил мне: «пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись. «Спасаяй да спасет свою душу», сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим», («Отечник» и «Письма» Еп. Игнатия).    Утешительные слова! Нет ничего для нас неожиданного, непредвиденного: все идет по прописанному. Попущение Божие!    Но, как учит святитель Игнатий, «надо понимать происходящее!» Понимать, конечно, для того, чтобысамому не быть увлеченным «духом времени», а «устраниться от него», «избегнуть влияния его».    И для того, чтобы сохранить верность Христу-Спасителю, Воскресшему из мертвых и даровавшему нам жизнь вечную!    У нас есть еще наша Русская Зарубежная Церковь, которая хранит свое историческое преемство от прежней Российской Православной Церкви. Против нее давно уже идет борьба, заметным образом усиливающаяся в последнее время. Не будем слишком смущаться этой борьбой: будем всячески оберегать и ограждать нашу Церковь, как последнее прибежище наше в этом мipe, от увлечения «духом времени», о котором говорит Епископ Игнатий.    Не будем бояться остаться в «меньшинстве»: главное для нас — это оказаться в составе того малого остатка спасающихся, который Сам Господь назвал «малым стадом», говоря:     «Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам царство»  (Луки 12, 32).    И кто всей душой принадлежит к этому «малому стаду» спасающихся, тому ничто в современном отступническом мipe не страшно, того ничто не в силах будет поколебать в его исповеднической твердости, в его стоянии за Правду Божию, ибо с ним всегда вся полнота пасхальной радости — с нимСам Христос Воскресший, Победитель ада и смерти. Поклонение Богу в духе и истине.     «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися»     (Иоан. 4:24).    В пятую неделю по Пасхе за Божественной литургией читается Евангелие от Иоанна, повествующее о замечательной беседе Господа Иисуса Христа с женой-самарянкой. В этой беседе Господь высказал чрезвычайно важную мысль о том, что истинно-верующие в Бога люди должны поклоняться Богу в духе и истине:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

2 . Поучение на Пентикостии. 3 . Слово о Премудрости. Притча. 4 . Слово. В первых трех сочинениях в пергаментном списке XIII века не указано имя составителя, но К. Калайдович считает, что есть достаточные причины утверждать принадлежность этих слов святителю Кириллу с. XXXIII]. М. И. Сухомлинов опубликовал одиннадцать произведений, предположительно принадлежащих святителю Кириллу (часть из них была ранее издана К. Калайдовичем): 1 . «В Неделю пятидесятую поучение на пришествие Святаго Духа на святые Апостолы». 2 . «Того же Кирила наказанье». 3 . «В Неделю пятую на Пасхе слово о поучении церковном». 4 . «В Неделю 23-ю поучение некоего человека верна к духовному брату». 5 . «В Неделю 19-ю, слово святого Кирила философа о исходе души и восходе на Небо». 6 . «В Неделю 28-ю, слово святого Кирила о Небесных Силах, чего ради создан бысть человек на земли». 7 . «Слово святаго отца Кирила о страсе Божии». 8 . «Слово святаго отца Кирила, архиепископа Александрийскаго, о страсе Божии» (это Слово было переписчиками приписано святителю Кириллу Александрийскому , но М. И. Сухомлинов пришел к выводу, что оно может быть отнесено к святителю Кириллу Туровскому . – Прим. авт.). 9 . «Слово святаго отца Кирила епископа о том, яко не забывати учителей своих». 10 . «Кирила мниха о преступлении и изгнании и заповеди Божиа Одамле из раю». 11 . «Слово святого Кирила отца о первозданнем». Современный польский ученый Г. Подскальский отмечает, что «до сих пор нет полного каталога сочинений (рукописей) святителя Кирилла, ни фактических, ни тем более приписываемых ему» с.168]. Тот же ученый подвергает сомнению принадлежность святителю Кириллу канона святой княгине Ольге. Святитель Кирилл и толкование Священного Писания В христианской экзегезе известно три основных метода толкований: буквальный, аллегорический и типологический. О буквальном методе толкования и его преимуществах перед толкованием аллегорическим святитель Василий Великий писал: «Мне знакомы правила аллегории, хотя не сам я их открыл, но нашел у других... следуя им [толкователи] не принимают обычного смысла написанного, говоря, что вода – это не вода, а какая-то другая природа... Я же, услышав [слово] «трава» – траву и разумею, равно как и «растение», «рыбу», «животное», «скот», – всех их разумею именно так, как сказано». То есть при таком методе толкования написанное в Писании понимается в своем прямом, буквальном смысле. У святителя Кирилла такой вид толкований встречается достаточно редко, преимущественно в описании евангельских событий (путешествие в Эммаус с. 11], исцеление слепорожденного c. 45]).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершился визит патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Элладскую Православную Церковь 07.06.2013 1-7 июня 2013 года по приглашению Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима и Священного Синода Элладской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) посетил Грецию . В ходе визита Святейшего Владыку сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. В числе сопровождавших Его Святейшество в ходе визита также были руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Милкин, глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков, исполняющий обязанности заведующего Службой коммуникации Отдела внешних церковных связей священник Илия Косых, сотрудник ОВЦС А. Г. Чуряков. В аэропорту Афин Святейшего Патриарха встречал Блаженнейший Архиепископ Иероним, оттуда Предстоятели Русской и Элладской Церквей направились в храм во имя священномученика Дионисия Ареопагита в Колонаки. В заполненном людьми храме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен . Тем же вечером в Архиепископском дворце в греческой столице состоялась беседа Предстоятелей двух Церквей. 2 июня, в Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним совершили Божественную литургию в афинском храме святого великомученика и целителя Пантелеимона Ахарнон.

http://drevo-info.ru/news/15354.html

Усилившиеся беспорядки обратили внимание духовной власти и вызвали соответствующие им исправительные меры. Отмененный порядок церковного надзора и суда был восстановлен. Митрополит Иоаким в грамоте на имя игумена Авраамия 1674 года писал, чтобы холмогорский поповский староста, десятники и заказчики по прежнему время от времени посещали монастырь без обременения скудных средств его содержанием и подводами, обязав его церковной данью в 13 алтын 4 деньги, да дьячими пошлинами с записным 3 алтына 4 деньги. Основанием такого его распоряжения послужило то, «что Черногорская пустыня в области и подначальна Новгородской епархии, а в дальнем расстоянии без дани новгородского престола быть не возможно, дабы впредь в той пустыни какие люди из старцев бесчинники и непослушники святой апостольской церкви новгородского престола нашего смирения не явили, и по нас кто будет новгородского престола архиерей также от них посланных духовному чину для смотра монастырского и церковного исправления»; но при всем том он воспретил посланным требования разъездных и кормовых в той пустыни, кроме указного числа церковной дани и дьячих пошлин, а в случае нежелания игумена и братии выдавать им указные деньги, обязывались сами привозить в Великий Новгород. (Сия грамота дана в Москве, на Софийском нашем дворе. Лета 7182 марта в 11 день). Заботясь о пресечении беспорядков, митрополиты новгородские не могли входить непосредственно во все нужды и потребности церковной жизни северного края. Отделяющее его от Новгорода пространство затрудняло их нравственное влияние, отношения митрополии не шли далее официальной переписки, донесений и грамот. С учреждением в 1682 году самостоятельной кафедры архангельской, внешняя и внутренняя духовная жизнь северного края оживляется. Находившиеся в жалком состоянии церкви, недостаток образованного духовенства, волнения раскола, народные суеверия, запустевшие или пришедшие в упадок монастыри, – все это не ускользнуло из внимания местных архипастырей. Личные посещения и ревизии церквей преосвященными производили благотворное действие. Замечая слабые стороны духовной жизни, они находили их причины и принимали действительные средства к исправлению. Так Афанасий, первый архиепископ холмогорский и важеский, удалил из Красногорского монастыря вкладчиков и бобылей, бывших причиною смут и беспорядков. В одной из грамот своих он строго подтверждает монашествующим жить по правилам св. отец. Предписывая воздержание, он для Красногорского монастыря установил про монастырский обиход и для почести приезжих начальных, приказных и всяких чинов знатных людей, варить пива в год пять варь: первую к празднику Рождества Христова, вторую к великому заговенью, третью ко святой Пасхе, четвертую к Троицыну дню и пятую к празднику Стретения чудотворной иконы нарицаемой Грузинской, а вина в монастырь отнюдь ныне и впредь не покупать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Улыбнулся слезам моим преподобный и трижды слегка коснулся меня прутом, так что не почувствовал я никакой боли и с тем проснулся. И вот внезапно ослабела моя правая рука, длань пригнулась к запястью, и едва мог я поднять три верхних перста, чтобы сложить для крестного знамения, два же перста нижних прикорчились 86 . (Вот как в обители преподобного Александра в 1562 году слагались персты для крестного знамения, – в самые дни Стоглава: три “верхние” перста – следовательно, первые три перста! Какое обличение для наших мнимых ревнителей старины! Пусть они размыслят об этом по совести.) Увидев себя в таком положении, познал я, что согрешил и наказан за мое маловерие. Я поспешил исповедать видение и болезнь свою старцу Елисею, который утешил меня надеждой на милость Божию. После того пришел я ко гробу Александрову и начал омочать слезами раку его, взывая к нему: “Верую, помози моему неверию!” Я показал свою больную руку всей братии и игумену и просил всех помолиться за меня. Все, что у меня было, я велел отнести в казну монастырскую, ибо уже не надеялся жить, и часто приходил на гроб преподобного, уже не прося себе многолетия, а только прощения, дабы с миром скончаться в обители. Однажды, выйдя из притвора, я почувствовал облегчение в болезни; тогда вспомнил, что при самой угрозе преподобный милостиво мне улыбался, и уразумел, что данные мне три удара предзнаменовали трехнедельную болезнь. С тех пор моя болезнь стала проходить и совсем миновала. В пятую неделю по Пасхе я начал уже совершать литургию и снова приступил к описанию жизни и чудес преподобного...» Александро-Ошевенский Кириллов монастырь 3-го класса (с 1764 г.) находится в Олонецкой губернии, Каргопольского уезда, в 41 версте к северо-западу от Каргополя при реке Чуруге. Соборный двухэтажный храм во имя Успения Богоматери наверху и Сретения Господня внизу построен в 1707 году; в нем покоятся мощи основателя в приделе его имени. 25-й день. Преподобный Сильвестр, Обнорский чудотворец Прежде всех других пустынножителей пришел в Комельский край преподобный Сильвестр и поселился на самом краю глухого леса, на берегу реки Обноры, не в дальнем расстоянии от жилищ человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Увидев себя в таком положении, Феодосий познал свое согрешение. Исповедав видение и болезнь старцу Елисею, Феодосий пришел ко гробу преподобного и стал молиться: «Верую, помози моему неверию и не оставь меня, ибо на тебя возлагаю всю надежду». Пошел затем в собор, к братии, показал игумену руку, у всех прося прощения и молитв. Прошло несколько времени. Однажды Феодосий вышел из притвора и почувствовал облегчение, тогда вспомнил, что при самой угрозе ему милостиво улыбался блаженный Александр и уразумел, что три удара предзнаменовали трехнедельную болезнь. С тех пор, мало–помалу, совершенно миновала его болезнь, и видевшие исцеление прославляли Господа и его угодника. В пятую же субботу по Пасхе он стал опять совершать литургию и снова приступил к описанию жития и чудес преподобного и окончил его с успехом. Описал и нижеследующие чудеса. Ермил Павлов, некоторое время управлявший Подпорожьем, и отличавшийся милосердием и благочестием, когда состарился и передал имущество зятю, хотел поступить в Ошевенский монастырь, но раздумал и вознамерился урожай с поля, предназначенный обители, продать за море – вдруг опасно заболел. Когда же исповедался в грехе и постригся, поправился (он долго жил в обители и кротко терпел все огорчения); в 1564 г. исцелился в обители немой отрок (в Николин день); исцелился разбитый лошадью крестьянин у гроба преп. Александра; отроковица бесноватая; спасся инок Мисаил от потопления при переходе через реку; исцелился помешанный старец Мисаил и священники Игнатий, страдавший расслаблением правой руки. Это житие было «сыскано» и рассмотрено Варлаамом епископом Вологодским, в 1578 году, и в этом же году, по распоряжению митрополита Филиппа, преп. Александру было установлено праздновать всей русской церковью 20 апреля. Тогда же была составлена и служба преподобному (а Царем отведены в пользу обители земли вокруг ее на 5 верст). Это было при игумене Кирилле (1576–1586 г.). В 1667 году при игумене Иосифе был установлен крестный ход из Каргополя в Ошевенский монастырь, ибо, 10 мая того года так заповедали, – говорится в приб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В 1550 году Стоглавый собор запретил готовить в монастырях хмельные квасы и держать горячее вино, но это правило часто нарушалось. Так, в XVII веке некоторые соловецкие иноки, вопреки древнему уставу монастыря, имели обыкновение выносить из трапезной сыченый квас и в кельях доквашивать его дрожжами. Дело дошло до того, что в 1637 году царь Алексей Михайлович послал соловецкому игумену специальную грамоту с требованием искоренить этот пагубный обычай (Досифей. Т. 3. С. 270). В тех монастырях, где допускались (иногда по особому распоряжению архиерея) хмельные напитки, готовили хмельной мед и пиво. В XVII веке Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важский, разрешил Красногорскому монастырю для братии и «почести» приезжих начальников и знатных людей варить пять вар пива в год: первую – к празднику Рождества Христова, вторую – к великому заговенью, третью – к Пасхе, четвертую – к Троицыну дню и пятую – к престольному празднику Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, вина же в монастырь, как раньше, так и впредь, покупать не дозволялось (Описание Красногорского монастыря. С. 31). По древним же уставам Иосифо–Волоцкого, Кирилло–Белозерского, Нило–Сорского, Корнилиево-Комельского монастырей, в этих обителях «пития, которые пиянство имут, не держали никоторого». Однако в XVI веке в Кирилло–Белозерском монастыре завет его основателя уже не исполнялся, по двунадесятым, великим и большим праздникам братия исправно получала чашу вина. Особое примечание Мясо русские монахи никогда не употребляли. По древним уставам, даже приносить мясо на территорию Монастыря или готовить его на монастырской кухне строго запрещалось. Насколько строгим было это правило, подтверждает чудо из Жития преподобного Пафнутия Боровского, случившееся с известным иконописцем Дионисием. Он был приглашен вместе со своей дружиной для росписи нового каменного храма в монастыре. Иконописцы жили в селе неподалеку от обители. Поскольку были они людьми мирскими, то преподобный Пафнутий повелел им никакой своей еды в монастырь не приносить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поклонение Богу в духе и истине. «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися»  ( Иоан. 4, 24 ). В пятую неделю по Пасхе за Божественной литургией читается Евангелие от Иоанна, повествующее о замечательной беседе Господа Иисуса Христа с женой-самарянкой. В этой беседе Господь высказал чрезвычайно важную мысль о том, что истинно-верующие в Бога люди должны поклоняться Богу  в духе и истине: «Грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися»   ( Иоан. 4 23–24). Очень любят это место из Евангелия разного рода лжеучители-сектанты, ополчающиеся на Православную Церковь . Они истолковывают его по-своему – в том смысле, будто Христос-Спаситель этими словами запрещает всякую обрядность, всякое внешнее выражение молитвенных чувств. При этом они забывают другое важное изречение Священного Писания, говорящее против такого толкования:  «Прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия»   ( 1Кор. 6, 20 ). Да и простой здравый смысл подсказывает: если человек двухсоставное существо – состоит из души и тела, то почему же тело не должно участвовать в Богопоклонении? Смысл этого изречения гораздо более глубокий: истинное Богопочитание не связано ни с каким местом, но приобретает цену лишь от внутренних качеств своих. Не то это значит, что место совсем не имеет значения и что форма не нужна вовсе, но что главное – это  внутренняя  настроенность человека. Поклонение Богу должно быть  «духовно»  и  " истинно».  Везде можно и нужно молиться Богу, но молитва эта должна быть «духовна», то есть должна служить выражением действительного нашего внутреннего духовного устремления к Богу, и должна быть «истинна», то есть не лицемерна, не притворна, – не показная только, наружная и фальшивая, но вполне искренняя, исходящая из глубины сердца и отражающая действительное настроение души молящегося. Настоящая «духовная» и «истинная» молитва, или, как ее называют святые отцы-подвижники, молитва «умно-сердечная»  – удел лишь немногих. Она требует большого подвига – труда над очищением своего сердца от греховных страстей, борьбы с разсеивающими внимание человека греховными помыслами. Велика немощь нашего естества человеческого, поврежденного грехом, и не так-то легко приобрести дар настоящей, ничем не развлекаемой молитвы – молитвы, которая вполне выражала бы собою наше поклонение Богу «в духе и истине». Много значит тут, однако, искреннее стремление стяжать такую молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010