В пятую неделю по Пасхе мы слышим в храме евангельское зачало, повествующее нам о встрече Спасителя с самарянкой близ города Сихарь (см.: Ин. 4: 5–42). Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий песнопений праздника.      Все песнопения Цветной Триоди этой недели отражают евангельский отрывок – беседу Христа с самарянкой. Это чтение выбрано неслучайно. В праздник Преполовения в богослужебных текстах явно звучит тема ожидания сошествия Святого Духа, которая раскрывается на протяжении второго периода Пятидесятницы. А в беседе с самарянкой Спаситель говорит о воде живой , подлинный смысл которой апостол и евангелист Иоанн раскрывает нам немногим позже: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7: 37–39). Вода живая – образ Святого Духа. В данной статье мы разберем кондак и икос. На церковнославянском языке их тексты звучат так. Кондак: «Верою пришедшая на кладязь самаряныня, в и де Тя премудрости воду, еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная». Икос: «Чистая таинства услышим, Иоанну нас учащу, в Самарии бывшая: како жене беседоваше Господь, воду просив, Иже воды в сонмища их собравый, Иже Отцу и Духу сопрестольный: прииде бо ищай образ Свой, вечно яко приснославный» . Приведем также и греческие оригиналы. Кондак: «Πστει λθοσα ν τ φρατι, Σαμαρετις θεσατο, τ τς σοφας δωρ σε, ποτισθεσα δαψιλς βασιλεαν τν νωθεν κληρσατο, αωνως οδιμος». Икос: «Τν σεπτν μυστηρων κοσωμεν, ωννου μς κδιδσκοντος, τ ν τ Σαμαρε γινμενα, πς γυναικ μλει Κριος, δωρ ατσας, τ δατα ες τς συναγωγς ατν συνξας, Πατρ κα τ Πνεματι σνθρονος λθε γρ κζητν τν εκνα ατο, αωνως, ς οδιμος» . Русский перевод выглядит следующим образом: Кондак : «Верой пришедшая на колодец самарянка, увидела Тебя – Воду премудрости, Которой обильно утолив жажду, Царствие Небесное приобрела навечно, всегда прославляемая».

http://pravoslavie.ru/139583.html

Вереи и врата Владыко, сильно сокрушил еси адовы, и воскресл еси яко Бог, и срет, радуйтеся, рекл еси женам, и сих рещи послал еси учеником: воста живот, и виден бысть, просвещаяй концы. Что плачете? Что носите яко смертному жены мира? Воста Христос, вопияше древле блистаяйся вельми, явлейся юноша, тщы плащаницы оставив: шедше возвестите другом Его востание. Струя сый Господи жизни независтная, и бездна милости Блаже, путешествовав седиши близ кладязя клятвеннаго, и самаряныни вопиял еси: даждь Ми воду пити, яко да приимеши оставления воды. Слава: Троичен: Пою Отца Безначальна, и Сына Сопрестольна, и Духа Единосущна верно, Едино Существо, и Естество и славу, и Едино Царство Бога всех и Творца, содержителя всего, со безплотными силами. И ныне: Богородичен: Деву едину рождшую, и утробу нетленну соблюдшу поем Тя чистая, Престол Господень, и дверь, и гору, и мысленный свещник, чертог всесветлый Божий, и сень славы яве, ковчег же и ручку и трапезу. Кондак, глас 8. Подобен: Яко начатки: Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная. Икос: Чистая таинства услышим, Иоанну нас учащу, в Самарии бывшая: како жене беседоваше Господь, воду просив, Иже воды в сонмища их собравый, Иже Отцу и Духу сопрестольный: прииде бо ищяй образ Свой, вечно яко приснославный. Синаксарь минеи. Таже настоящий. Стихи: Воду прияти пришедши тленную жено: Живую почерпаеши, еюже скверны душевныя омываеши. В тойже день, в неделю пятую по Пасце, самаряныни праздник празднуем: понеже в той Христос Мессию Себе яве исповедоваше, еже есть Христос [или помазан]: Меса бо у еврей, елей. Сего бо ради мню и в средопентикостную седмицу учинен бысть. И яко в прежде тоя убо недели в купели чудодействует, в сей же над Иаковлим студенцем, к жене беседуя Христос, иже студенец сам Иаков ископа, и дарова Иосифу сыну своему: изрядно бо бе место сие, идеже и близ сущу горы Соморы, самаряне населяху грады многи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3:4-5).     П. Истинно слово.     К. Итак, священное, то есть святое, может быть вкушаемо благоприлично для восприятия только людьми неповрежденными в себе самих; но не может еще быть предложено не пребывающим здравыми или оскверненным чрез общество с чуждыми; ибо написано: «со строптивым развратишися» (Пс.17 27). А что и для людей истинно священных не безвредно как бы обращать на общее употребление святыню и думать, что она ничем не отличается от прочих яств, это он разъяснил, тотчас же говоря: «Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую ее долю. Священники сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу, и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь, освящающий их» (Лев. 22:14-16).     П. Не очень понимаю, что значит сказанное тобою.     К. Уразумеешь это, и очень ясно, ибо здесь нет ничего трудного. Возносимое в воню благоухания, тельцы ли то или же овцы, возносимы были на алтарь только отчасти, причем отделяемы были внутренности, ноги и голова, тук, а иногда и почки; остатками же питались священники, ибо «те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника», как и божественный Павел сказал (1Кор. 10:18). Итак, необходимо было, чтобы посвящаемо было Богу нечто из приносимого, согласно приличествующему каждой жертве обряду, а остальным телом жертвы вознаграждались бы совершители ее. Если же бы кто унес совершенно весь дар и употребил на собственные нужды, ничего не воскурив, то виновен был бы пред законом, как употребивший в пищу святое. Так поступали сыновья священника Илия, похищая и оскверняя посвящаемое Богу прежде принесения его в жертву и весьма нечестиво говоря приходящим для жертвоприношения: «дай мяса на жаркое священнику» (1Цар.2:15). Но оные беззакония, как вольные и заключавшие в себе явное оскорбление, получили соответственное наказание. Если же случится кому-либо, сказано, или по забвению, или по неточному знанию постановленного законами сделать что-либо таковое, тот пусть подвергнется взысканию и немедленно отдаст равное возмездие; «и да приложит к сему еще пятую... часть», то есть пятую долю ценности; и таким образом разрешит вину и устранит вред, происшедший «по неведению» (Лев. 22:14-16). Итак, когда и по неведению совершенное не свободно от вины, то что же думать о совершаемом с умыслом и по дерзости? Посему имеющим попечение о священном должно остерегаться искать случая присвоить что-либо прежде жертвоприношения; иначе пусть они знают, что, ужасно согрешая, повинны будут наказанию и подвергнутся Божественному гневу. Разве ты не считаешь этого истинным, друг мой?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Мужчина или женщина, возложившие на себя такой обет, обязывались в продолжение его исправлять дела служения при храме или вместо того выкупать себя. В этом случае платили выкуп по возрасту. От двадцати до шестидесяти лет мужчина должен был платить за себя 50 сиклей серебра; от пяти лет до двадцати – 20 сиклей; от одного месяца до пяти лет – 5 сиклей; шестидесятилетний – 20 81 . Женщина платила в каждом случае половину. Если кто, давши обет, обеднял и не мог заплатить должной суммы, тому закон делал снисхождение ( 4Цар.23:35 ). Собственность, которую евреи могли посвящать Богу по обету, были животные чистые и нечистые и имение недвижимое, напр., дома и нивы. Если назначали в обет животное чистое, то закалали его в жертву, а нечистое выкупали, прилагая к цене животного пятую ее долю. Закон относительно обетных животных был тот же, какой и о животных, отдаваемых в десятину: не должно выменивать хорошее худым или худое хорошим. Если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она, и замен ее будет святынею. Но никто не имел права обещать Богу первородных от людей и скота, которые принадлежали Ему по закону. По постановлению об обете относительно животных должен был поступать обещавший Богу дом свой или ниву. «Если владелец дома, обещавший его Богу, хотел оставить за собою: то обязан был к цене за дом приложить пятую долю этой цены, и тогда будет его. Если поле из своего владения посвятил кто Господу: то оценка должна быть по мере посева; где высевается хомер 82 ячменя, то место оценивается в пятьдесят сиклей серебра. Если кто в юбилейный год посвящает поле свое, должно состояться по оценке владельца. Если же после юбилея посвящает кто поле свое, то священник должен рассчитать серебро по мере лет, оставшихся до юбилейного года, и должно убавить из оценки твоей. Если же захочет выкупить поле, посвятивший его, то пусть он прибавит к цене его пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним. Если же не выкупит поля и продадут его другому человеку, то уже нельзя выкупить.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«Если же после юбилея посвящает кто поле свое; то священник должен рассчитать серебро по мере лет, оставшихся до юбилейного года, и должно убавить из оценки твоей» (ст. 18). Убавка производится по количеству оставшихся (от времени посвящения) до юбилея лет. Если же посвятивший захочет выкупить посвященное поле, т. е., как говорит Кнобель, освободить его от всякого обязательства по отношению к святилищу, чтобы продать или сдать в аренду из экономических расчетов выгоды, то он должен заплатить сумму, определенную священником при оценке, прибавив к ней пятую часть ее по тем же основаниям, какие указаны для этой прибавки при рассмотрении закона о выкупе посвященного дома. «Если же захочет выкупить поле посвятивший его, то пусть он прибавит пятую часть серебра оценки твоей, и оно останется за ним» (ст. 19), – так закон формулируете это определение. Выкуп конечно не был обязателен, а представлялся на волю посвятившего, и производился в круге пятидесятилетнего периода, так как по общему законодательству Моисея о землевладении земельные участки, временно отчужденные от владельцев (продажей ли, или посвящением), в юбилейный год без всякого выкупа возвращались к прежнему владельцу. Поэтому и в рассматриваемом случае должен бы действовать общий принцип Моисеева законодательства, но здесь по-видимому оно уклоняется от него Право выкупа здесь как будто переходит в обязанность, неисполнение которой ведет за собой полное лишение посвященного владения. «Если же (посвятивший) не выкупит поля и будет продано поле другому человеку, то уже нельзя выкупить» (ст. 20). И далее: «Поле то, когда оно в юбилей отойдет, будет святынею Господу, как бы поле заклятое; священнику достанется оно во владение» (ст. 21). По первому определению посвятивший лишается права выкупа поля, если оно будет «продано другому человеку». Здесь не ясно, кем будет продано. По синодальному, приведенному нами, переводу продажа по-видимому предполагается со стороны не посвятившего, а кого-то другого, так как в первом предложении стоит активная форма, а во втором страдательная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zemlja...

И в новолуние четвертого месяца Адам и его жена вышли из рая Едем, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева. И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года 7 . И после сего он познал ее. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Едем. IV. И в третью седмину во второй юбилей родила она Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван. И в первую седмину третьего юбилея Каин убил Авеля, ибо Он (Бог) принял дар от руки его милостиво, а от руки Каина жертву плодов не милостиво. И он убил его на поле, и его кровь вопиет от земли к небу, восклицая, что он убит. И Бог наказал Каина за Авеля, которого он убил, и сделал его проклятым на земле за кровь его брата, и проклял его на земле, ради чего на небесных скрижалях написано так: «Да будет проклят, кто убивает своего ближнего по злобе, и все видящие это должны говорить: да будет так! И человек, который видит и не объявит сего, да будет проклят, как он!» Ради сего мы являемся к Господу, Богу нашему, возвещать все грехи, которые совершаются на небе и на земле, во свете и во тьме, и всюду. И Адам и его жена скорбели об Авеле четыре седми- ны. И в четвертый год пятой седмины он утешился, и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя – Сиф; ибо он сказал: «Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его». В шестую седмину он родил свою дочь Азуру. И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох. И Адам познал свою жену Еву, и она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса 8 . И он первый начал призывать имя Господне на земле 9 . И в седьмой юбилей в третью седмину Энос взял свою сестру Ноаму 10 в жены, и она родила ему сына в третий год пятой седмины, и он нарек ему имя Каинан. И в восьмой юбилей в конце его Каинан взял свою сестру Муалелиту в жены, и она родила ему сына в девятый юбилей, в первую седмину, в третий год той седмины, и он нарек ему имя Малалел. И во вторую седмину десятого юбилея Малалел взял себе в жены Дину, дочь Боракиэла, дочь сестры его отца, – себе в жены, – и она родила ему сына в третью седмину в шестой год, и он нарек ему имя Иаред; ибо в его дни сошли на землю Ангелы Господни, которые назывались стражами, чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И в новолуние четвертого месяца Адам и его жена вышли из рая Еден, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева . И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года 74 . И после сего он познал ее. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Еден. Глава IV И в третью седмину во второй юбилей родила она Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван 75 . И в первую седмину третьего юбилея Каин убил Авеля, ибо Он (Бог) принял дар от руки его милостиво, а от руки Каина жертву плодов не милостиво. И он убил его на поле, и его кровь вопиет от земли к небу, восклицая, что он убит. И Бог наказал Каина за Авеля, которого он убил, и сделал его проклятием на земле за кровь его брата, и проклял его на земле, ради чего на небесных скрижалях написано так: «да будет проклят, кто убивает своего ближнего по злобе, и все видящие это должны говорить: да будет так 76 ! И человек, который видит и не объявит сего, да будет проклят, как он!» Ради сего мы являемся к Господу, Богу нашему, возвещать все грехи, которые совершаются на небе и на земле, во свете и во тьме, и всюду. И Адам и его жена скорбели об Авеле четыре седмины. И в четвертый год пятой седмины он утешился, и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя – Сиф; ибо он сказал: «Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его». В шестую седмину он родил свою дочь Азуру 77 . И Каин взял себе свою сестру Аван в жену, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох. И Адам познал свою жену Еву, и Она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жену свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса. И он первый начал призывать имя Господне на земле. И в седьмой юбилей в третью седмину Энос взял свою сестру Ноаму (Noamha) 78 в жену, и она родила ему сына в третий год пятой седмины, и он нарек ему имя Каинан. И в восьмой юбилей в конце его Каинан взял свою сестру Муалелиту (Mualelith) 79 в жену, и она родила ему сына в девятый юбилей, в первую седмину, в третий год той седмины, и он нарек ему имя Малалел. И во вторую седмину десятого юбилея Малалел взял себе в жену Дину, дочь Боракиэла (Borakihel), дочь сестры его отца, – себе в жену, – и она родила ему сына в третью седмину в шестой год, и он нарек ему имя Иаред; ибо в его дни сошли на землю 80 ангелы Господни, которые назывались стражами, чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И о сынах Израиля написано и определено: если они обратятся к Нему в справедливости, то Он отпустит им всякую вину и все грехи их простит. Написано и определено, что милосердие будет оказано всем, которые обратятся от всякого своего злодеяния, однажды в год. Но всем тем, которые свои пути и свое стремление извратили пред потопом, не дано снисхождения, кроме только Ноя, ибо Господь призрел на лице его ради сыновей, которых Он спас из-за него от потопа. Ибо сердце его было праведно во всех путях его, как было повелено ему. И он ничего не преступил из того, что было ему предписано. И Господь сказал: «Да будет истреблено все, что на суше, от всякого скота до диких зверей и птиц и до всего, что движется на земле!» И Он повелел Ною сделать себе ковчег, чтобы спастись в нем от потопа. И Ной сделал ковчег для всех тварей, как Он повелел ему, в (двадцать седьмой) юбилей, в пятую седмину, в пятый год. И он вошел в него в шестой год ее, в другой месяц, в новолуние другого месяца. До шестнадцатого дня его вошел в ковчег он и все, что мы привели к нему. И Господь затворил его снаружи в семнадцатый день вечером. И Бог открыл семь окон небесных, чтобы они изливали воду с неба на землю в продолжение сорока дней и сорока ночей. И источники бездны также изливали воду, так что весь мир наполнился водою. И поднялись воды на земле: на пятнадцать локтей поднялась вода над всеми высокими горами. И ковчег носился над землею и плавал на поверхности воды. И вода стояла на поверхности земли пять месяцев, сто пятьдесят дней. И он (ковчег) пришел и остановился на вершине Любара, одной из гор Арарата 14 . И в четвертый месяц замкнулись источники великой бездны и хляби небесные затворились. И в новолуние седьмого месяца все отверстия пропастей земли открылись, и вода стала стекать в преисподнюю бездну. И в новолуние десятого месяца показались вершины гор. И в новолуние первого месяца обнаружилась земля, и вода стекла с земли в пятую седмину в седьмой год ее. И в семнадцатый день второго месяца просохла земля.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И это невероятно ТРУДНО. Так и хочется порой справедливо упрекнуть экс-супруга или экс-супругу – вот, это из-за тебя и твоей постоянной «пьянки-гулянки» (лени, лжи и тунеядства) у нашей дочери или сына не было счастливого детства (хороших игрушек, поездок, кружков и праздников). А то и твердить об этом изо дня в день, если вы продолжаете жить под одной крышей. Правдиво? Пожалуй, да – но вашему чаду, так или иначе ОБЩЕМУ, постоянно слышать об этом не стоит. Возможно, он и сам всё это осознает, но, если бередить больную мозоль, боль будет снова и снова о себе напоминать. Кроме того, мама и папа – это вечные ценности, и, как бы они оба не провинились, обесценивать их в глазах ребёнка недопустимо. Вспомним пятую заповедь из книги «Исход» – «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» ( Исх. 20:12 ). Это моральное наставление  – не временное, оно действует вовсе не до вступления детей во взрослый возраст, оно вечно – то есть до конца жизни вменяется нам в обязанность. Это не благодеяние – а всего лишь ответ на родительское добро. Возвращение долга. Дань уважения. Второзаконие дополняет пятую заповедь обещанием: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» ( Втор. 5:16 ) А в Новом Завете Господь наш Иисус Христос устанавливает прямую причинно-следственную связь  между исполнением заповеди и долготой отпущенных дней: «Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» ( Марк.7:10 ). Кстати,  «злословящий»  в Писании по-гречески звучит как «какологео» и означает «говорить зло».  Переводим буквально: тот, кто плохо говорит о своем отце или матери, плохо закончит свои дни.  Как слово наше отзовется? Иногда развод превращается в театр одного актера, а зачастую и сразу двух.  Иногда страдающая сторона бьет себя в грудь  и изображает мученичество, усугубляя накал страстей и эмоций и доводя ситуацию до предела. А порой виноватый переходит в решительное наступление.

http://azbyka.ru/deti/lico-v-stradatelno...

л. 5 горький? И приму ли от кого честь: не к князю я послан, не к иному вельможе. Если что скажу или что возвещу этому гробу каменному, кто мне ответит? И кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он и иное многое спутникам своим. Святой же явился ему во сне, смиренно промолвил: «О чадо, я хотел тебя вознаградить за труд твой; если же не покаешься, тяжелые времена испытаешь». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него Господь за грехи его: кони его пали, и одежду их украли, и все взяли у них воры, кроме посланного с Василием богатства. И открыл он отправленное для окования раки сокровище, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на необходимое себе и коням, и не уразумел он, что был наказан гневом за хулу его. Когда Василий был в Чернигове, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукою двинуть. Спутники Василия, положив его в привезли под Киев, когда уже свечерело. В ту же ночь явился Василию святой и сказал: «Василий, разве ты не слышал Господа, говорящего: «Приобретайте себе // л. 5 об. друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные Хорошо ведь уразумел сын мой Георгий слова Господа, сказавшего: «Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду Ты же за труд свой мог быть увенчан, хотя такой славы никто не удостаивался, какую ты принял бы вместе с Георгием; теперь же, всего этого лишившись, не отчаивайся за жизнь свою. Иначе не можешь получить исцеление, только если покаешься, и когда положат тебя на раку мою – ты обретешь целым утраченное золото и серебро». И все это наяву произошло с Василием, а не во сне, в тот же вечер было ему явление. И пришел к нему князь Георгий Владимирович со всеми боярами и, увидев Василия в столь горестном состоянии, ушел, обеспокоенный за него. Василий же, поверив видению святого, повелел своим спутникам нести себя в Печерский монастырь. Когда они были уже на берегу, вошел некий незнакомец к игумену, говоря: «Скорее иди на берег, введи Василия и положи его на гроб Феодосия, и, когда тебе даст сокровище, обличи его перед всеми, сказав, что он взял себе пятую часть денег, если же он покается, то верни ему». Сказав это, сделался он невидим. И игумен стал искать того //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010