Но не из одной чисто нравственной области Святитель Димитрий заимствовал содержиние своих проповедей. Между поучениями его встречаются и слова догматического содержания, напр. слово на Собор Архистратига Михаила, об отношении Ангелов к человеку (3, 247.); в седьмую неделю по Пасхе о Божестве, Сына Божия и о лжемыслии Ария (2, 155.); – на Вознесение Господне о радостотворных причинах вознесения Господня (2, 144.). Догматы веры вообще важны сами по себе, и тем более, что слушать основанием практических уроков. С этой последней стороны проповедник преимущественно и обращал на них внимание. Кроме догматических, есть у Святителя Димитрия проповеди исторические: таково слово в неделю Ваий о событии в сей день воспоминаемом (2, 70.), и многие слова в четьих-минеях; есть слова похвальные, – так в слове на субботу пятую, похвальную, великого поста проповедоник прославляет Пресвятую Деву (2, 50.). Во всех сих словах Святитель преимущественно обращает внимание на те черты воспоминаемого лица или события, которые наиболее служат к назиданию слушателей. Любя беседовать в своих проповедях о предметах, имеющих близкое отношение к вечным потребностям христианина, Святитель Димитрий оставался верен себе и тогда, когда нужно было приспособление к какому-нибудь особенному случаю. Для примера можно указать на слова надгробные. Изключая похвального слова Иннокентию Гизелю, говоренного при годичном его поминовении и принадлежащего к малороссийскому периоду жизни Святителя, святой проповедник нигде не распространялся в похвалах умершим, но прямо приступал к разсмотрению общих назидательных истин. Из двух надгробных слов, говоренных при поминовении знатных особ, Святитель в одном из них говорит о неизвестности смерти (3, 372.); в другом о памятовании смерти (3, 777.). Наконец между словами св. Димитрия есть и такие, в которых он, вызываемый долгом доброго пастыря, возстает против заблуждений, распространяемых лжеучителями разного рода. Таковы: поучение о четвероконечном кресте, говоренное в Ростове, в праздник Воздвижения креста Господня (3,150.) и другое поучение, также говоренное в Ростове «к препростому народу» против соблазнов раскольнических (2, 389.). Также слово о молитве при начатии Шведской войны, направленное против лжеумствующих о бесполезности молитвы (2, 205), и поучение о поклонении св. иконам, – против лютеранского лжемыслия, проникавшего к нам с Запада с иностранцами (2, 36.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

— Пассии, насколько мне известно, в Греции не совершаются? — Нет. Пассии не совершаются. Хорошо известно, что это служба латинского происхождения, о чем свидетельствует и само ее название, а греки очень чутки к сохранению православных традиций. Ведь Пассия во многом дублирует службы Страстной Седмицы, а Великий Пост посвящен именно тому, чтобы хорошо подготовиться и к Страстной, и к Пасхе. Так что в конце каждой седмицы греки не пассию служат, а возносят благодарение Матери Божией за проведенные постные дни. Кстати, в первые четыре пятницы Поста служится по одной четвертой части Акафиста Божией Матери, а в пятую, накануне Похвалы Пресвятой Богородицы, служится весь Акафист. И весь храм с огромным воодушевлением поет " Взбранной Воеводе " , что всегда очень впечатляет. — Если подвести итог, что дала Вам учёба в Греции? Я так понимаю, что не только образовательные приобретения? — Два главных приобретения посчастливилось мне добыть от учёбы в Греции. Прежде всего, это, конечно, знакомство с греческими монастырями. Действительно, там есть прекрасные монастыри, и я думаю, тем нашим русским православным христианам, которые размышляют о том, как устраивать монастырскую жизнь у нас, необходимо съездить в Грецию и своими глазами посмотреть, как это делается. Потому что выдумать это невозможно. Нужно пожить там, познакомиться с их укладом, и уже на основании собственного опыта и участия в жизни в хороших греческих монастырях всё самое лучшее перенимать и применять к нашей жизни, в наших монастырях. Это первое. И второе, это сам греческий язык. Потому что знание даже новогреческого языка открывает возможность гораздо более лёгкого изучения древнегреческого, то есть языка Священного Писания, языка богослужебных текстов. Ведь почти все наши богослужебные тексты, и прежде всего, конечно же, сама литургия, являются переводом с греческого. Знание греческого языка позволяет лучше и глубже все это понимать. Так что язык и соприкосновенеие с духовной жизнью в монастырях и в лучших приходах — вот главные приобретения.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Таков же и ответ Христа: " Как ты говоришь: человека не имам? Я ради тебя сделался человеком; тебя ради оставил скипетры горнего царства и, нижним служа, обхожу: не пришел я, да мне послужат, но да послужу другим. Тебя ради, будучи бесплотным, плотию облекся, да исцелю душевные и телесные недуги всех. Тебя ради невидимый ангельским силам явился всем человекам, ибо не хочу презреть моего образа, лежащего в тлении, но хочу спасти его и в разум истинный привести, а ты говоришь: человека не имам? Я сделался человеком, да сотворю человека богом, ибо сказал: боги будут и сыны вышнего все, и кто другой вернее меня служит тебе? Тебе я всю тварь на работу сотворил: небо и земля тебе служат - небо влагою, земля плодом; солнце служит светом и теплотою, луна с звездами ночь обеляет; для тебя облака дождем землю напояют, и земля всякую траву семянистую и деревья плодовитые на твою службу возвращает; тебя ради реки рыб носят и пустыни зверей питают, а ты говоришь: человека не имам " и проч. Слово в неделю пятую по пасхе содержит в себе упрек народу за нехождение в церковь для слушания слов епископа: " Я, друзья и братья, надеялся, что с каждою неделею все больше и больше будет собираться народу в церковь, а теперь вижу, что собирается его все меньше и меньше; если бы я свое что-нибудь говорил вам, то хорошо бы делали, если бы не приходили, но я возвещаю вам владычнее и прочитываю вам грамоту Христову " . Кириллу же Туровскому приписывается слово о состоянии души по разлучении с телом; здесь сочинитель, исчисляя мытарства, седьмым из них полагает: " Буе слово, срамословие, бесстудная словеса и плясание, еже в пиру и на свадьбах, и в павечерницах, и на игрищах, и на улицах " ; пятнадцатым: " Всяка ересь и веруют в стречу, в чех, в полаз и в птичьи грай, ворожю, и еже басни бають, и в гусли гудуть " . От описываемого времени дошли до нас еще некоторые любопытные поучения, неизвестно какой области и какому лицу принадлежащие. Здесь, между прочим, видим, как церковь вооружалась против явлений, бывших следствием родовых отношений княжеских, и как изначала содействовала утверждению отношений государственных; сочинитель слова обращается к дружине княжеской со следующими словами: " Если начнете доброжелательствовать другим князьям от своего, то подобны будете замужней женщине, неверной своему мужу " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

53 Эти мысли, часто проповедуемые Златоустом, особенно живо и обильно раскрыты в 5-й беседе об Анне. См. беседы его, изд. при С.-Петербургской дух. Академии. 1850 г. стр. 95–103. 54 Подчеркнутые нами выражения могут означать, что Флавиан в доставшемся ему по наследству дом создал постоянное учреждение в виде приюта для бедных и странников. Под гонимыми за истину можно разуметь тех, которые, переходя в христианство из иудеев и язычников или в православие от еретических сект, подпадали гонению со стороны прежних единоверцев. 55 В вступительной беседе на послание к Римлянам он говорит: „часто слушаю я чтение посланий блаженного Павла, каждую неделю дважды (в субботу и воскресенье), а большею частью, если совершается память св. мучеников, три и четыре раза». За чтением же всегда или почти всегда следовала ин проповедь. Во 2-й беседе на книгу Бытия он говорит: „мы смело выходим на поприще слова каждый день». В 4 из бесед о покаянии, говоренных в великий пост, выражается: „вот мы уже четвертый день пасем это стадо (т. е. проповедуем) на пастбище покаяния и до сегодня не располагаемся встать, потому что видим еще много пищи, много наслаждения, много пользы». Подобных свидетельств в беседах Златоуста иного. Сюда же относятся частые выражения его: вчера мы говорили о том-то. О проповедании утром и вечером того же дня см. упоминания в беседе 16 о статуях, в беседе против возражающих, почему диавол не истреблен (Изд. С.П. дух. академии 1850 г. т. II, стр. 237) и др. 56 Под иноязычною братиею разумеются здесь сирийцы – поселяне и их священники, приходившие в Антиохию на богомолье в пятую неделю по Пасхе, о том упомянем еще ниже. 57 Златоуст указывает здесь на плоды своих увещаний против обычая клятв, с которым боролся он в Антиохии. 58 Сокращенным выражением „беседы о статуях“ обыкновенно заменяется выражение: беседы по случаю низвержения царских статуй. 59 Интересное свидетельство о том, с какого раннего возраста начиналось тогда обучение детей в школах, под которыми разумеются, конечно, домашние школы, устраиваемые учителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И, по-видимому, я хочу сказать нечто невероятное, однако ж, это истинно. Именно я слышал, будто эти столь нежные девы достигли такой строгости в жизни, что надевали на свои нагие тела самые грубые власяницы, что ноги их оставались босыми, и они имели своим ложем тростниковые прутья; преимущественно же большую часть ночи они проводили без сна и уже не думали больше ни о благовонных мастях, ни о чем-либо другом из прежних прихотей и даже оставляли в небрежении свою голову, обыкновенно составляющую особенный предмет их попечений, так что волоса заплетали просто и как-нибудь, лишь бы не нарушить благопристойности. Трапеза у них бывает только вечером, трапеза, на которой нет ни трав, ни хлеба, а только семидал, бобы, горох, елей и смоквы. Постоянно они заняты прядением шерсти и имеют еще занятия, гораздо труднейшие, чем какие имеют дома у них служанки. Именно: они взяли на себя труд лечить тела больных сестер, носить их одры, умывать им ноги. Многие из них занимаются и приготовлением пищи. Такую имеет силу огонь Христов! Так благое произволение превышает самую природу! Однако ж, ничего такого я не требую от вас, потому что вы хотите, чтобы жены опередили вас в подвигах добродетели“. Вот пример в другом роде – пример сельских поселян и их священников, как пример христианской простоты и трудолюбия, представленный в одной из характеристических бесед его. Эта беседа сказана была в 387 г. в пятую неделю по Пасхе или неделю пред Вознесением, называвшуюся υρια σωομνη. Был обычай, что в эту неделю приходили в Антиохию из окрестностей поселяне сирийцы со своими сельскими священниками, получавшими здесь и наставления. Златоуст, прервавший свои беседы по случаю болезни, поспешил на дело проповеди и часть ее посвящает речи о пришельцах. „Празднеством, говорит он, почитаю этот день по причине собрания здесь всей братии, украшающей наш город и чествующей церковь своим усердием, братии иноязычной, но соединенной с нами верою, народа мирного, ведущего жизнь целомудренную и достойную всякого почтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так, в беседе на пятую неделю по Пасхе 387 г., сказанной после ряда праздничных дней и памятей святых, когда Златоуст болезнью удерживаем был дома, он, вспомнив пред слушателями о торжествах этих дней, на которых они были, а он не был, выражается: „и однако, хотя мы и не были с вами, но мы участвовали в вашей радости, хотя не присутствовали в собраниях, но были сообщниками вашего веселия. Ибо такова сила любви, что она и не присутствующих возбуждает иметь общую радость с присутствующими, давая осязательно чувствовать, что у них общие блага. Поэтому, и пребывая дома, я сорадовался вам, и ныне, еще не совершенно облегченный от моей болезни, я встал и поспешил к вам, чтобы видеть вожделенные очи ваши и быть участником настоящего торжества и день его почитаю великим праздником ради присутствия здесь братии, украшающей наш город и своим усердием чествующей нашу церковь , братии иноязычной, но соединенной с нами верою“ 56 . В том же году и, как видно, довольно скоро после упомянутой беседы, Златоуст опять заболел и должен был наложить на себя молчание и оставаться дома. Оправившись от болезни, он возвращается к своему подвигу и начинает так: „как будто возвратился я к вам из дальнего пути, – так чувствую себя сегодня. Для любящих, когда им нельзя быть вместе с любимыми, нет никакой пользы от близости. Потому и мы, оставаясь дома, чувствовали себя ничем не лучше странников, так как не могли в прошедшее время беседовать с вами. Но – простите: это молчание было не от лености, а от болезни. Теперь вы радуетесь тому, что мы освободились от болезни; а я радуюсь, что снова наслаждаюсь вашею любовью. Для меня, и тогда, как я был болен, тягостнее самой болезни было то, что я не мог участвовать в этом любезном собрании; и теперь, как оправился от болезни, вожделеннее самого здоровья то, что имею возможность наслаждаться вашею любовью. Не так горячка жжет, обыкновенно, тела одержимых ею, как наши души – разлука с любимыми; и как те ищут чаш и стаканов и холодной воды, так эти – лиц любимых: это хорошо знают привыкшие любить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А шесть книг миней месячных которые отданы на Волок Пинежский и проданы в Валдокурскую церковь , указали мы преосвященный взять ради свидетельства на Холмогоры в наш архиерейский дом, откуда возвращены будут к вам в монастырскую казну. Да указали мы вам впредь будущему у вас игумену и братии про ваш монастырский обиход ни для почести приезжих, начальных и приказных и всяких чинов знатных людей варить пива в год пять вар: первую к празднику Рождества Христова, вторую к великому заговению, третью ко св. Пасхе, четвертую к Троицыну дни, пятую к празднику Сретения чудотворной иконы нарицаемой Грузинская. А вина себе в монастырь отнюдь вам ныне и впредь не покупать и в монастыре и нигде не держать, кроме того, что у вас вино посылается в монастырский Пустозерский отпуск к промыслу, без чего быть у того промысла невозможно, а излишнего вина в тот монастырский отпуск отнюдь не посылать; и сверх вышеупомянутого пива не варить и смотреть накрепко, чтобы в монастыре живучи, никто не пил и не бражничал, а кто в монастырские службы и промыслы послан будет и к вам они с промыслом и службою приедут и их в монастырской казне по приходным и расходным книгам считать со всяким подлинным свидетельством вправду, и на том будет начетная монастырская казна и то на них править без пощады, чтобы за ними монастырская казна не терялась. И того монастыря иеромонахам живущих при монастыре вкладчиковых и крестьянских и бобыльских жен родильною молитвою не очищать и не исповедовать и младенцев не крестить. Такие нужды указали мы, преосвященный архиепископ, исполнять Валдокурской да Юрольской волостей нынешним и впредь будущим священникам; о монастырском же всяком правлении и промыслах попечение иметь вам с братского совета со всяким радением и рассмотрительством до нашего архиепископского указа и до присылки к вам в монастырь нового игумена, чтобы монастырское иждивение туне ничто никуда не изнурялось и зазору никакого у вас не было. Когда доведется у вас в монастыре очистить или помыть кельи, и их мыть кому из братства или работным людям, а связки мыть работникам вне монастыря, а женскому полу у вас в монастыре ни у кого келей и связков отнюдь не мыть и женского полу в кельи и на монастырь отнюдь не пущать, кроме по вере молебщиков, да молебников женского полу в кельи на монастыре по тому же не пущать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В неделю пятую по Пасхе [Самарянки]. Кондак, гл. 8: Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная. С верою пришедши к колодезю, самарянка увидела Тебя, Воду премудрости. Напившись ее обильно, она, достойная вечного прославления, наследовала Царство Небесное. В неделю шестую по Пасхе [Слепого]. Кондак, гл. 4: Душевныма очима ослеплен, к Тебе Христе прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме свет пресветлый. Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Тропарь, гл. 4: Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшым 187 благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира. Ирмосы первого канона, гл. 5 [Св. Иоанна Дамаскина .] 1. Спасителю Богу в мори люди немокрыми ногами наставльшему, и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим: яко прославися. Спасителю Богу, проведшему народ по морю так, что он не замочил ног, и потопившему фараона со всем его войском, – Ему единому запоем: «Ибо Он прославился». 3. Силою Креста Твоего Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое Вознесение. 4. Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им, и возопих: слава силе Твоей Господи. 5. Утренююще вопием Ти Господи, спаси ны: Ты бо еси Бог наш, разве бо тебе иного не знаем. 6. Обыде мя бездна, гроб мне кит бысть, аз же возопих к Тебе Человеколюбцу, и спасе мя десница Твоя Господи. Кондак, гл. 6: Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящым Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

158 Рукоп. Кир. мон. 2–602, л. 38. В октябре 1568 года на «шваленном дворце» существовали уже шесть изб и седьмая «дехтярня» (там же, л. 47). – В сентябре того же года «крыли плотники кровлю на меншой казне и чулан поделывали и крыли» (там же, л. 43 об.). 161 Здесь старцы постоянно производили закупки на монастырь (Рукоп. К. м. 586, л. 28 об.; л. 31). 162 См. там же (июль 1581 г.) 586, л. 8: «Плотники в кузничной избе у старца у Пафнутья сделали чюлан, от дела дал 3 алтыны». (См. также л. 28). 163 В сентябре 1581 года «на швальне в новой избе в чюлочной плотник Юрья делал дверь да три столы мастеровы(е), от дела дал 3 алтыны» (Рукоп. Кир. м. 586, л. 15 об.). 164 В октябре 1581 года «плотники Данило с товарищи взомшили и покрыли две кельи гостиную да Хабарову, от дела дано им 40 алтын» (Рукоп. Кир. м. 586, л. 17 об.). 179 Архим. Варлаам, Опис. истор. археол. древностей Кир. бел. монастыря, стр. 5; А. И. т. 1 204, стр. 380. 180 Рукоп. Соф. библ. 1451, л. 190 об. – Обычай погребать умерших на другой день их смерти был общераспространенным в наших северных монастырях. Преп. Корнилий Комельский, скончавшийся в пятую неделю по пасхе (1536 года) во время воскресной заутрени, в тот же воскресный день был перенесен в церковь , где братия совершила воскресную службу. Погребение же состоялось на утрие в понедельник (Рукоп. Кир. б. 28–1267, л. 55 и об.). 182 «И того ж году преставись Михайло Гневашь месяца ноября и положен бысть в монастыре в Кирилове». (Рукоп. Имп. Публ. Библ. Погод. 1554, л. 23 и об.). – Предшествующая дата в этом летописном отрывке относится к 14-му марта 7034 (1526) года. Неизвестно, считать ли временем смерти Гневаша ноябрь 7034-го года, т. е. время предшествовавшее марту 7034-го года, или-же ноябрь 7035 года. 184 Между 1515–1520 годами инок Иосифо-Волоколамской обители, во время пребывания своего в Кириллове монастыре «прииде в гробницу святого великого чюдотворца Кирилла, идеже лежит честное и святое тело его» (Велик. мин. четьи, изд. Арх. Комм., сент. 9, стб. 496).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

72 Antiqu. XIV, 2: 2 у Niese (Berolini 1892), 243–244: συνβη τν ορτν πιστναι τν αλουμνην φσα, а по IX, 13: 3 λεγομνη φσα=νστσης τς τν ζμων ορτς (cp. IX, 13, 2 у Niese, II, 321, 322). XVII, 9: 3 у Niese, IV, 110: νστασης δ ορτς ν ουδαοις ζυμ προτϑεσϑαι πατριον φσα δ ορτ αλεται. De bello jud. II, 1: 3 у Havercamp. II, 148; у Weidmann. 776B: α δ τς τν ζμων νστσης ορτς, φσχα παρ τος ουδαοις . VI, 9: 3 у Havereamp. II, 398, 399; у Weidmann. 968 E-F: τν τν ζμων ορτν… νστσης ορτς, πσχα αλεται. Следует обратить внимание и на то, что, говоря о пасхе, Иосиф Флавий упоминает только о празднике опресноков. Antiqu. IX, 13: 2 (дважды) у Niese, II, 321 – 322. De bello jud. IV. 7: 2 у Havercamp. II, 294; у Weidmann. 887 F-G. 73 De bello jud. V, 3: 1 у Havercamp. II, 324; у Weidmann. 910 C-D. Cp. Antiqu. XI, 4: 8 у Niese III, 25 νστσης δ τς τν ζμων εορτς μην τ πρτω…α τν ορτν γαγον, α σα πσχα προσαγορευομνην ϑυσαν τ τετρδι α δετη το ατο μηνς πιτελσαντες ατευωχησαν π μρας πτ. Кажется, и здесь ясно! 76 Напр., касательно того, какая чаша послужила для установления таинства крови Христовой Одни (Лайтфут, Шеп, Шанц, Laurent, Skene, Lilley, Pölzl) разумеют третью «чашу благословения», другие (Bickell Cornely) – четвёртую, а некоторые (ср. Лангена) – даже пятую, употреблявшуюся после вечери и не вполне и не для всех обязательную. 77 Ср. ещё «Хр. Чт.» 1878, I, 379. Passamahl, S. 45 fig. Othonis Lexicon rabbinico – philologicum, р. 454: Notandum hic etiam totum festum Paschatis septiduum aliquando translatum fuisse in alium mensem, non tantum ex villa lege quae extat Num. IX. sed ex causis etiam aliis de quibus Hierosol. in Maaser Scheni fol. 56. 3 Maymon. in Kiddush. Chodesch cap. 4». 78 Ведь – по следам Д. А. Хвольсона – и Казанский проф. А. А Некрасов (см. в «Православном Собеседнике» 1878, II, стр. 113–132) предложил свою корректуру (τ δ πρ τς τν ζμων или τ δ πρ τς ορτς τν ζμων), хотя теперь благоразумно взял своё слово назад («Чтения св. Евангелий, стр. 139–110).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010