В следующие недели (воскресения) до дня Вознесения воспоминаются события из жизни Господа, которые совершились прежде Его страданий, смерти и воскресения и были в дни Пятидесятницы, в этих событиях открылось людям божественное могущество, видя которое, люди должны были уверовать, что Господь есть Мессия, посланник Божий, что Он пришел на землю избавить людей от греха и смерти, должны уверовать в воскресение христово, к числу этих событий относится и исцеление расслабленного, воспоминаемое в четвертую неделю по Пасхе. Тридцать восемь лет страдал расслабленный, в надежде исцеления он принесен был к Овчей купели, в которую ангел Господень всякое лето сходил возмущать воду, после чего первый больной, сходивший в эту купель, тотчас исцелялся. Расслабленный не мог сам собою сойти в купель. Господь явил над ним Свою божественную силу, исцелил его словами: «Возьми одр твой и ходи». Иудеи же, снедаемые завистью, искали убить Спасителя, в исцелении расслабленного Церковь видит изображение обновления жизни верующих через воскресение Христово. Спаситель показал, что «Он воистину есть жизнь», когда Он «всего человека показал здрава, прежде разслаблена суща, человека, бывшаго как бы непогребенным мертвецом, которому одр был гробом». В среду седмицы расслабленного празднуется Преполовение Пятидесятницы, или 50-ти дней; день, соединяющий собою два великих праздника – Пасху и Пятидесятницу. В праздник Преполовения воспоминается событие из жизни Господа, бывшее в Преполовение Пятидесятницы ветхозаветной ( Ин. 7:14 и др.). Господь открыл божественную силу и славу, видя которую, люди уверовали в Него как Мессию. Господь в последний день праздника Кущей явил Себя в храме, «яко Царь святый и Бог», великим гласом воззвал: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и пиет». Он показал Себя Мессиею, ходатаем и примирителем нашим с Богом Отцом. В пятую неделю по Пасхе Церковь воспоминает, как Господь, придя в Сихарь на источник Иаковлев, имел беседу с самарянкою, преподал ей «воду живую, изсушающую источники грехов», открыл, что Он есть сердцеведец, и ясно исповедал Себя Мессиею (помазанником).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– Мироносицам женам при гробе предста Ангел вопияше: миро мертвым есть достойно, Христос же нетления явися чужд, но возопийте поюще: Воскресе Господ, даруяй мирови велию милость». Эти тропари в Октоихе, во 2-м гласе на воскресной утрени составляют собою седальны по 1-м и по 2-м стихословии кафизмы. 1053 В Синаксаре читаем: «празднуется ныне (в четвертую Неделю – о расслабленном) за еже в Пятидесятнице и сему содеятися, якоже и еже о самаряныне и о слепом; Фому бо и мироносицы во уверение еще из мертвых воскресения Христова празднуем». 1062 В Синаксаре на день Преполовения сказано: «настоящий праздник (Преполовение) лразднующе, Мессию поспеваем Христа... Сего же ради мню и Самаряныни по нем праздник празднуется, зане и тамо о Мессии Христе многая сказашася, и о воде и о жажде». 1065 Самаряныня в Святцах называется Фотиной, или Фотинией, что означает светозарную (с греческого). В пятую Неделю по Пасхе воспоминается беседа Господа с нею; память же ее мученической кончины совершается Св. Церковью особо 26-го февраля. 1066 В Синаксаре Недели расслабленного указывается причина воспоминания чуда над слепорожденным в дни Пятьдесятницы: «совершается память за еже в Пятидесятнице я сему (исцелению расслабленного) содеятися, якоже еже о самаряныне и слепом». 1069 В воскресенском монастыре (Московской губернии), называемом «Новый Иерусалим», совершается следующий чин убрания Плащаницы. Настоятель с братией в среду, по окончании литургии, принимают с престола находящуюся здесь до сего дня Плащаницу, обносят ее около престола, потом в Царские врата выносят на средину церкви, где полагают на приготовленный одр и несут прежде около камня Повития, потом около главного алтаря и далее галереей, что за гробом Господним и, наконец, трижды вокруг часовни гроба Господня (Краткое историч. описание Ставропиг. Воскрес. Новый Иерусалим. монастыря. Моск., 1862 г., стр. 74 и 75). 1073 День 16-го июля указан был для празднования памяти Вселенского Халкидонского Собора (451 г.) (Пролог, Месяц. прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Патриарх Кирилл: Церковь не устает напоминать странам с многовековой христианской историей о высочайшем призвании, оставленном нам Христом Мы утверждаем, что для нас, христиан, по-прежнему актуально устроение жизни по законам милосердия и нравственной чистоты; для нас не существует, не должно существовать частных интересов, которые могли бы затмить наше единство по вере 3 июня, 2013 Мы утверждаем, что для нас, христиан, по-прежнему актуально устроение жизни по законам милосердия и нравственной чистоты; для нас не существует, не должно существовать частных интересов, которые могли бы затмить наше единство по вере 2 июня 2013 года, в неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II совершили Божественную литургию в афинском храме святого великомученика и целителя Пантелеимона Ахарнон, сообщает Патриархия.ru .По запричастном стихе Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к Блаженнейшему Архиепископу Иерониму и всем участникам богослужения. Ваше Блаженство, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Христос Воскресе! Словами этого пасхального приветствия мы вновь и вновь свидетельствуем о победе Христа над адом и смертью. Эта победа — вершина того всеобъемлющего дела, которое Господь наш Иисус Христос совершил за три года Своего общественного служения. Провозвестив новый совершенный закон любви и основав на камне апостольской веры Святую Церковь, Господь продолжает управлять ею и заботиться о ней. Он Сам очищает нашу жизнь живыми водами благодати и укрепляет наши телесные и душевные силы Телом и Кровью Своими. Он Сам ведет по истории Свой новый избранный народ, не знающий разделений по этническому, социальному, половому или еще какому-либо иному признаку: нет уже иудея, ни эллина; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все — одно во Христе Иисусе (см. Гал. 3:28).

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-cerkov...

В слове Божьем мы встречаем много примеров, подтверждающих эту мысль. Пророк Божий Моисей, молясь о победе над амаликитянами, воздевал руки к небу — и всякий раз, когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, a когда опускал руки свои, одолевал, Амалик (Исх. 17:11–12 ). Мать пророка Самуила, когда высказывала в скинии Господу свою скорбь и просила о разрешении неплодства, то молитвенная скорбь её так ясно отразилась на ней, на движении её губ, и во всей её внешности, что первосвященник Илий счел её нетрезвой (1 Царств. 1:13 ). Святый царепророк Давид, торжествуя перенесение ковчега Господня, “ скакал пред Господом ” (2 Царств. 6:14 ). Пророк Даниил, невзирая на царский указ, строго воспрещавший в продолжение тридцати дней обращаться с просьбой к кому-либо другому, помимо царя, три раза в день “преклонял колена” в сторону, обращенную к Иерусалиму (Дан. 6:10 ). Сам Господь наш Иисус Христос молился с обращенными к небу очами (Иоанн. 17:1 ), коленопреклоненный (Лук. 22:41–45 ), павши ниц — на лицо Своё (Матф. 26:39 ). Итак, братие, будем твердо стоять и крепко держаться предания, которому научились мы в святой православной Церкви. Будем всей душой любить уставы матери нашей — Церкви, хранить их как святый завет благочестивой древности, как учреждения самые благотворные для нашей души во всех её состояниях, даже в минуты самой смерти нашей. Аминь. Самоткровение Божества во Христе Святая православная Церковь в установленном ей порядке богослужений попеременно возводит мысль своих чад то к тому, то к другому из величайших событий евангельской истории. Пятую неделю по Пасхе она посвящает воспоминанию о знаменитой беседе Христа с самарянкой. Эта беседа представляет одну из поразительных тайн Божьего домостроительства. В ней содержится одно из величайших самооткровений Христа о Своем Божестве, a между тем она велась с безвестной, грешной женщиной, едва способной разуметь высшие истины религии. Один из новейших неверов говорит, что он в том только случае признал бы действительность евангельских событий, если бы они совершались в присутствии особой комиссии ученых — специалистов, да и то признал бы условно, предполагая, не произошло ли тут случайного стечения необычных обстоятельств.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в храме великомученика Пантелеимона в Афинах 2 июня 2013 г. 18:34 2 июня 2013 года, в неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II совершили Божественную литургию в афинском храме святого великомученика и целителя Пантелеимона Ахарнон. По запричастном стихе Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к Блаженнейшему Архиепископу Иерониму и всем участникам богослужения. Ваше Блаженство, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Христос Воскресе! Словами этого пасхального приветствия мы вновь и вновь свидетельствуем о победе Христа над адом и смертью. Эта победа — вершина того всеобъемлющего дела, которое Господь наш Иисус Христос совершил за три года Своего общественного служения. Провозвестив новый совершенный закон любви и основав на камне апостольской веры Святую Церковь, Господь продолжает управлять ею и заботиться о ней. Он Сам очищает нашу жизнь живыми водами благодати и укрепляет наши телесные и душевные силы Телом и Кровью Своими. Он Сам ведет по истории Свой новый избранный народ, не знающий разделений по этническому, социальному, половому или еще какому-либо иному признаку: нет уже иудея, ни эллина; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все — одно во Христе Иисусе (см. Гал. 3:28). Все это домостроительство Божие, как в капле воды, отражается в слышанном нами сегодня евангельском повествовании о беседе Христа с самарянкой близ колодца Иакова (Ин. 4:4-42). В этой поучительной истории, донесенной до нас святым евангелистом Иоанном Богословом, есть всё: и утверждение нравственной основы жизни, и преодоление этнических различий, и превосходство духовного над материальным. Сегодня, спустя почти два тысячелетия после этого события, мы собрались в этом святом храме, чтобы сообща совершить Святую Евхаристию, наполниться бесконечной жизнью Христовой, насладиться Его неистощимой пищей, чтобы соединиться друг с другом в братском единомыслии и общении во Святом Духе, чтобы явить наше единство во Христе.

http://patriarchia.ru/db/text/3014585.ht...

Архив Пн Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей совершили Божественную литургию в храме великомученика Пантелеимона в Афинах 2 июня 2013 г. 16:14 2 июня 2013 года, в неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II совершили Божественную литургию в афинском храме святого великомученика и целителя Пантелеимона Ахарнон. Предстоятелям Русской и Элладской Церквей сослужили члены официальной делегации Московского Патриархата: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин. В числе иерархов Элладской Православной Церкви, сослуживших за воскресной Литургией, — митрополит Филиппский, Неапольский и Фасосский Прокопий, митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма, митрополит Сисанийский и Сиатистийский Павел, митрополит Коринфский Дионисий, епископ Христианупольский Прокопий и епископ Диавлийский Гавриил. В алтаре молились глава Автономной Синайской Архиепископии архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан, архипастыри Элладской Церкви. В храме присутствовали председатель Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы,  президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Попов , глава Сергиево-Посадского муниципального района В.Н. Коротков, президент Международного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев. Богослужение, за которым молилось множество верующих, совершалось на греческом и церковнославянском языках. Святейший Патриарх Кирилл произносил некоторые возгласы на греческом языке. За Литургией пели византийский хор святого Дионисия под управлением г-на Папандопулоса и сводный русский хор Панагия Сумела (регент — Ангелина Соху).

http://patriarchia.ru/db/text/3015064.ht...

Преставился же блаженный Корнилий по Пасхе в пятую неделю во время воскресной заутрени, на память святого священномученика Патрикия Прусийского. Игумен же Лаврентий со всей братией его священные мощи на одр с честью положили и внесли на своих главах в церковь , со всей подобающей честью и псалмопением отца провожали, со многими слезами, и, немного оправившись от горя, совершили воскресную службу. Услышали же игумены в окрестных обителях о преставлении блаженного Корнилия и с утра в понедельник сошлись, и совершили Божественную литургию, и с прилучившимися игуменами со многою честью надгробное богослужение совершили, и выкопали своими руками могилу, , и землей покрыли многострадальное и трудолюбивое отца тело вблизи храма Введения Пречистой в честном его монастыре, который он сам создал многими трудами, 1538 года месяца мая в 19 день, хорошо упас Богом врученную ему паству и на пажити жизни наставив. Таковы подвиги и деяния, и чудотворения, и исцеления блаженного Корнилия. Было святому Корнилию сорок один год, когда пришел он на место то, и оставался он на том месте 41 год, и собрал он множество братий, было же их до 90 человек; научил он их благочестию и иноческому житию, по преданию святых и блаженных и преподобных отцов, и за год до преставления своего избрал одного из них, по имени Лаврентий, и поставил игуменом; и пожил блаженный всех лет восемьдесят и два, и в старости глубокой преставился к Богу. О игумене Лаврентии По смерти же блаженного Корнилия ученик его игумен Лаврентий с братией молили Господа Бога и Пречистую его Матерь и преподобного отца Корнилия на помощь призывали, говоря: «О, преблаженный отче Корнилие, если получил Бога, не забудь нас, чад своих, которых сам собрал». Потом же игумен Лаврентий, как и заповедал ему блаженный Корнилий, когда еще был жив, старался поступать сам и дела свои совершать так, как и отец его. Пожил же во всяком благочинии и смирении, соблюдая в житии своем любомудрие, в полноте показывал видящим его пользу, и великое опасение и тщание имел, чтобы не нарушилось ничего от законоположений святых отцов и отеческого предания, воздержание же во всем имел большое и прочие благие деяния . И врученное ему о Христе стадо хорошо упас, научив их стремиться к вышнему, и отца своего блаженного Корнилия предания соблюдал невредимыми, как и научен был от него, ничего он не нарушил. И так пребывал он в посте и в молитвах и в бдении, безмолвствуя, вдобавок же и многие книги написал своей рукой. Достаточно было видеть образ его жития, чтобы получить понятие о его добродетели, ибо был смирен во всем, предав себя полностью Божией любви, потому и все мог о Христе. Жил же тот добрый настоятель по преставлении преподобного Корнилия десять лет и отошел к Господу, которого от юности возлюбил, месяца мая в 16 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы поем эти первые два песнопения на утрени первых трех дней Страстной недели, чтобы напомнить себе о том, что мы приближаемся не только к Воскресению Христову из мертвых, но и к воскресению всего человечества в Царстве Небесном. Как говорил отец Александр Шмеману: " Мы всегда живем после Пасхи и всегда движемся к Пасхе " . (Пасха — от древнееврейского слова pesah, что значит " прохождение " ). Поэтому с каждым литургическим днем и с каждым литургическим годом мы всегда движемся к великому переходу в Царство Небесное, из конечного времени в вечность. Песнопения Триоди выражают эти идеи с еще большей силой. Начало проповеди Спасителя отводит покаянию место в Царстве Небесном, которое приближается к нам: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " (Мф. 4:17). Время Великого поста и песнопения Триоди — оба настаивают на этой и других важных идеях. Еще в начале триодного периода мы начинаем петь: " Множества содеянных мною лютых помышляю окаянный, трепещу страшного дне судного: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости " . Эта тема покаяния встречается снова в каноне преп. Андрея, епископа Критского, который мы поем в первую и пятую неделю Великого поста: " Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй " или " Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается: востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся? " Эти примеры можно продолжать. Сознание Церкви, отраженное в гимнографии, подчеркивает, что конец, эсхатон, не просто событие в отделенном будущем, но немедленное, происходящее " у самой двери " . Вот причина, по которой на всех главных богослужениях мы молимся Бога о " христианской кончине живота нашего, безстрастной и непостыдной и о мирном и добром ответе, на страшном суде Христовом " . Г. Продолжая литургической опыт в Церкви, мысль о конце земного бытия и ожидающем нас страшном суде Божием отмечает личную духовную жизнь верующих. Когда верующие спросили великого исповедника XX века, который подвизался в Сиастрийской монастыре в Румынии, о чем мы должны в первую очередь думать изо дня в день, он ответил: " О смерти " , " А во-вторых? " он ответил: " О смерти " , " А в-третьих? " — " О смерти " .

http://religare.ru/2_22918.html

26 мая, в Неделю пятую по Пасхе, Святейший Патриарх Кирилл в сослужении членов делегации Русской Православной Церкви, а также главы Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископа Барышевского Виктора, представителя Русской Православной Церкви в Страсбурге, настоятеля храма Всех святых игумена Филиппа (Рябых), представителей Болгарской и Румынской Православных Церквей, клириков Корсунской епархии Московского Патриархата совершил великое освящение ставропигиального храма Всех святых в Страсбурге и возглавил Божественную литургию в нем. На богослужении присутствовали католический архиепископ Страсбурга Люк Равель, мэр Страсбурга Р. Рис, постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановский, посол России во Франции А.Ю. Мешков, генеральный консул России в Страсбурге Ю.А. Соловьев, председатель европейской ассоциации Страсбурга Р. Эррманн, дипломаты ряда стран. 26 и 27 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом, архиепископом Страсбурга Люком Равелем, Комиссаром Совета Европы по правам человека Д. Миятович, мэром Страсбурга Р. Рисом. 27 мая Генеральный секретарь Совета Европы г-н Т. Ягланд дал прием в своей официальной резиденции в Страсбурге, в котором, в том числе, приняли участие Председатель комитета министров Совета Европы, постоянный представитель Франции при Европейском Союзе г-н Ж.-Б. Маттей, Председатель Европейского суда по правам человека г-н Л.-А. Сицилианос и другие высокие представители европейской дипломатии. В тот же день Его Святейшество и сопровождающие лица отбыли в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за завершение строительства ставропигиального храма Всех святых в Страсбурге. 2. Признать важность посещения Патриархом Совета Европы и состоявшихся бесед с Генеральным секретарем г-ном Т. Ягландом и Комиссаром по правам человека г-жой Д. Миятович. 3. Выразить признательность Чрезвычайному и Полномочному послу России во Франции А.Ю. Мешкову, постоянному представителю Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановскому, генеральному консулу Российской Федерации в Страсбурге Ю.А. Соловьеву за содействие в организации визита Патриарха Московского и всея Руси в Страсбург.

http://patriarchia.ru/db/text/5444198.ht...

Наконец, нашу духовную жажду мы можем утолять и вкушением воды естественной, но освященной посредством священнодействия Церкви, какое совершается и ныне. Вся Церковь будет молиться Отцу Небесному, чтобы Он освятил естество наитием Святого Духа. Вода действительно освятится благодатью. И кто будет пить с верой освященную воду, тот, утоляя свою телесную жажду, невидимо будет напоять вместе с тем и свою душу благодатью Святого Духа. Таким образом, дорогие братия и сестры, пусть никто не жалуется, что у нас мало средств для утоления нашей духовной жажды или что они для нас малодоступны: почти всеми ими мы можем пользоваться постоянно. Только будем помнить, что с нашей стороны всегда необходимо одно существенное условие — живая вера. Молимся ли мы Отцу Небесному о даровании Святого Духа, читаем ли слово Божие, приступаем ли к причащению святых Христовых тайн, пьем освященную воду, мы непременно должны быть верующими: только вера и чистая жизнь отверзает нашу душу для приятия благодати Святого Духа, а без веры душа остается как бы заключенной, закрытой. В этом-то смысле и сказал Спаситель: «Верующий в Меня не будет жаждать никогда». Аминь. В пятую Неделю по Пасхе, о самаряныне О самарянке, о воде живой Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе! Какую радость мы переживаем и чувствуем, когда участвуем в общей молитве в храме Божием! Мы воочию убеждаемся, что с нами Бог! Здесь мы слышим учение Христово и насыщаем свою душу водой живой. Как прекрасно выражена эта мысль о живой воде во Святом Евангелии, которое мы только что услышали. По окончании праздника Пасхи, говорит святой Иоанн Богослов, Господь наш Иисус Христос со Своими учениками проходил через Самарию. От долгого пути они утомились. Но вот вдали показался небольшой самарянский городок Сихарь, а перед ним находился колодец Иакова, который существует в Палестине и доныне. Спаситель, утрудившись от пути, присел у колодца, а ученики Его пошли в городок купить пищи. Одна из городских женщин, самарянка, подошла с кувшином к колодцу, чтобы почерпнуть из него воды. Господь и говорит ей: дай Мне пить. «Как Ты, — восклицает удивленная самарянка, — будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» (Иудеи не имели никакого общения с самарянами, считали их полуязычниками.) И сказал ей Иисус: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе… то ты сама просила бы у Него и Он дал бы тебе воду живую. Тот, кто пьет эту воду живую, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010