И иное многое сказал я. Святой же сжалился над моим молением и слегка улыбнулся, прообразуя тем, что милостиво простит меня и обессиленную руку сделает здоровой. Когда же сделал надо мною знак прутом, как бы ударяя трижды, тогда прообразовал, что я буду три недели страдать от болезни той. И спустя три недели с каждым днем делалось мне легче и легче, и затем стала рука моя здоровой, подобно другой. О, неизглаголанная милость Божия! О, великое чудо преподобного Александра, ибо обессиленную мышцу укрепил он, искривленную руку выпрямил и согнутые персты расправил! Многие и миряне, видевшие такое чудо, славили Бога и преподобного отца Александра, ибо все видели, как ранее нельзя мне было ни пищи к устам поднести тою рукою, ни взять что в руку, а теперь она стала здоровой, как будто никогда и не болела. В пятую Неделю по Пасхе стал я опять служить Божественную литургию. Потом пожелал я писать житие святого и чудеса его, как сказано выше, малое из многого, что мог я разыскать и узнать, для ревности читающих и слушающих на пользу. Как недостойный раб, не хотевший исполнить дела господина своего, был бит за это, так и я, не желавший добровольно послужить преподобному, тотчас как бы насильно стал работать, и так написал я житие преподобного и чудеса святого. Прославляю я Бога за то, что сподобил меня совершить таковое Божие дело, прославляю и чудеса преподобного Александра, ибо не отстранил меня Господь от таковой святой службы и не лишил меня святой такового дара своего. Ныне же, если бы я и больше узнал, не поленился бы писать и еще бы побудил старость свою за любовь к святому, сколько есть силы. Здесь кончается душеполезная сия повесть. И если кто больше узнает или вернее услышит и расскажет яснее, чем я, худой и меньший из всех в обители, то мы о сем прославим и возблагодарим Бога, а он от Бога сугубую мзду приимет и большей части сподобится о Христе Иисусе. Написано было житие преподобного отца Александра в 1567 году, при державе царя государя и великого князя Иоанна Васильевича, всей России самодержца, при митрополите всея России Филиппе, при архиепископе Пимене Великого Новгорода и Пскова, во обители великого Николая Чудотворца, в созданном преподобным Александром монастыре, который именуется Ошевнев, где святой приял конец жития сего, а наследовал начало жизни вечной и радость неизреченную, которую все мы да получим о Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже слава со Отцем и Святым Духом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Мы с Марией моей в октябре 1951 года прибыли в Печерский монастырь. Рукоположение было поручено совершить бывшему там на покое владыке Гавриилу 94 . Его я увидел на территории монастыря, но ему не понравилась моя личность. Он позвонил Ленинградскому митрополиту Григорию и сообщил, что посланный ставленник «почти слепой», и хиротонию мою отменили. В 10 часов вечера меня вызвали к наместнику Пимену 95 и «рекомендовали» ехать самому в Ленинград. Я разбудил Маню, ночевавшую у знакомых, и пошли мы с ней темной осенней ночью по лесу на вокзал, три километра. Я оставил Маню у своего двоюродного брата в Пскове, а сам поехал. Была суббота, день неприемный, но я заявил, что по вызову, и меня представили митрополиту. Владыка сам меня проэкзаменовал: дал 3 вопроса: Евангелие в Неделю пятую по Пасхе (о слепом), место из книги Судей и место из послания к Римлянам. «Завтра я Вас посвящу сам в священника» – сказал он мне и велел готовить меня и готовиться самому. 15 октября (28) я был исповедован прот. Фруктовским и рукоположен Владыкой Григорием. Подводили к престолу прот. Евгений Лукин и протодиакон Симеон. Я начал практику. Мне было велено: вечером в тот день стоять и смотреть, как совершает службу чередной; в понедельник смотреть, как совершают Литургию; вечером служить самому вечерню, утром Литургию раннюю и на следующий день позднюю, а затем явиться к владыке. Рапорт ключаря свящ. Наумова уж был там. Увидев меня, Владыка задал мне вопрос: «В чем же состоит Ваша слепота? Ходите без поводырей, читаете правильно, служите нормально». «У меня близорукость» – ответил я. – «Так Вам же не стрелять?» – «Я не узнаю людей по лицам». – «Это хорошо: лучше пусть они Вас узнают. Идите, приход Вам дан неплохой, но запущенный. Возраст и силы есть, и Вы его направите. Поучайте, расскажите мужику то, чего он не знает, и объясните, чего он не понимает, и он Вас полюбит». «Как Вы знакомы с отчетностью?» – спросил Владыка. Я ответил, что полный невежда. «Спуститесь вниз в бухгалтерию, найдите там счетовода Чукова, он с Вами займется». Сам взял трубку и предупредил Чукова. Дали мне все бланки, и я отправился в Псков.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Усилившиеся беспорядки обратили внимание духовной власти и вызвали соответствующие им исправительные меры. Отменённый порядок церковного надзора и суда был восстановлен. Митрополит Иоаким в грамоте на имя игумена Аврамия 1674 года писал, чтобы холмогорский поповский староста, десятники и заказчики по-прежнему, время от времени, посещали монастырь, без обременения скудных средств его содержанием и подводами, обязав его церковною данью в 13 алтын 4 деньги, да дьячими пошлинами с записным 3 алтына 4 деньги. Основанием такого его распоряжения послужило то, «что Черногорская пустыня в области и подначальна Новгородской епархии, а в дальнем расстоянии без дани новгородского престола быть не возможно, дабы впредь в этой пустыни какие люди из старцев бесчинники и непослушники святой апостольской церкви новгородского престола нашего смирения не явили, и по нас кто будет новгородского престола архиерей также от них посланных духовному чину для осмотра монастырского и церковного исправления»; но при всём том он воспретил посланным требования разъездных и кормовых в той пустыни, кроме указного числа церковной дани и дьячих пошлин, а в случае нежелания игумена и братии выдавать им указные деньги, обязывались сами привозить в Великий Новгород. (Сия грамота дана в Москве, на Софийском нашем дворе. Лета 7182 марта в 11 день)». Заботясь о пресечении беспорядков, митрополиты новгородские не могли входить непосредственно во все нужды и потребности церковной жизни северного края. Отделяющее его от Новгорода пространство затрудняло их нравственное влияние, отношения митрополии не шли далее официальной переписки, донесений и грамот. С учреждением в 1682 году самостоятельной кафедры архангельской, внешняя и внутренняя духовная жизнь северного края оживляется. Находившиеся в жалком состоянии церкви, недостаток образованного духовенства, волнения раскола, народные суеверия, запустевшие или пришедшие в упадок монастыри, – всё это не ускользнуло из внимания местных архипастырей. Личные посещения и ревизии церквей преосвященными производили благотворное действие. Замечая слабые стороны духовной жизни, они находили их причины и принимали действительные средства к исправлению. Так Афанасий, первый архиепископ холмогорский и важеский, удалил из Красногорского монастыря вкладчиков и бобылей, бывших причиною смут и беспорядков. В одной из грамот своих, он строго подтверждает монашествующим жить по правилам св. отец. Предписывая воздержание, он для Красногорского монастыря установил про монастырский обиход и для почести приезжих начальных, приказных и всяких чинов знатных людей, варить пива в год пять варь: первую к празднику Рождества Христова, вторую к великому заговенью, третья ко святой Пасхе, четвёртую к Троицыну дню и пятую к празднику Сретения чудотворной иконы нарицаемая Грузинская, а вина в монастырь отнюдь ныне и впредь не покупать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Проповедь для Иоанна Златоустог о являлась первой и важнейшей функцией его пастырского служения. Только болезни, временами постигавшие его, вынуждали его прерывать труд проповеди для отдыха и поправления физических сил. Зато после таких случаеве, иногда даже не совсем оправившись от болезни, он с усиленным рвением возобновлял свой подвиг. Весьма характерны обращения его к слушателям в первых беседах после болезни. Так, в беседе на пятую неделю по Пасхе 387 года, сказанной после ряда праздничных дней и памятей святых, когда Златоустый болезнью удерживаем был дома, он, вспомнив пред слушателями о торжествах этих дней, на которых они были без него, говорит: «Впрочем, если я и не принимал участия в торжестве, то всё же был участником радости, если и не имел удовольствия быть на празднестве, то всё же был соучастником вашего веселия. Такова уже сила любви: она заставляет и не испытывающих удовольствие радоваться наравне с испытывающими, побуждая считать общими (всем нам) блага ближних. Поэтому-то я и будучи дома, радовался вместе с вами, (а сегодня), хотя и не совсем ещё оправился от болезни, поднялся и побежал к вам, чтобы видеть ваши любезные лица и принять участие в настоящем празднестве. А настоящий день, полагаю я, представляет величайшее торжество, по причине присутствия наших братьев, которые придали сегодня блеск нашему городу и украсили наше собрание. Люди эти, хотя и отличны от нас по языку, но согласны с нами по вере, живут в тихом спокойствии и проводят воздержанную и достославную жизнь» 517 . В один из последующих годов Златоустый так заболел, что должен был удалиться из города в село для восстановления сил на свежем воздухе и пробыл в этой отлучке довольно долго. Наконец, он стал получать письма то с похвалами его подвигу в проповеди, то с упрёками за удлинение отдыха. Тронутый этим, он не дожидается выздоровления, поспешно возвращается, открывает ряд слов о покаянии, и первое из них начинает так: «Помнили-ль вы о нас, когда мы в течении этого времени были в разлуке с вами? Я-так, никогда не мог забыть вас, но, и оставив город, не оставил памяти о вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

канон великий покаянный к Господу по Главам азбуки, ибо сохранившийся молебный канон святого Кирилла, хотя выражает и чувствования покаянные, но вовсе не расположен по буквам азбуки и обращен не к одному Господу Иисусу, а часто и ко всем Лицам Святой Троицы; 6. вероятно, и многие другие сочинения, которыми занимался святой Кирилл, еще подвизаясь в столпе и потом в числе “множайших” предал Церкви.    Думать, будто под именем посланий к Андрею Боголюбскому разумеются собственно известные Слова и поучения святителя Туровского, потому только, что послания эти, по выражению жизнеописателя, написаны от евангельских и пророческих писаний, совершенно неосновательно, ибо и послания к игумену печерскому Василию, как говорит сам святой Кирилл, написаны тоже от святых книг и почти в каждом из своих сочинений, иногда даже не раз, он повторяет, что пишет не от себя, а от евангельских и пророческих писаний. Жизнеописатель именно выражается, что святой Кирилл “Андрею Боголюбскому князю” многие послания написал, а известные Слова на праздники написаны святым Кириллом для произнесения в церкви пред народом и обращений к Андрею Боголюбскому никаких не содержат. Мог, конечно, святой Кирилл препровождать копии с своих Слов к Андрею Боголюбскому, но уже это самое требовало сопутствовать их посланиями к князю или письмами. В рукописях встречаются Слова и поучения под именами: Кирилла мниха, святого Кирилла епископа, святого отца Кирилла; может быть, эти сочинения принадлежат к числу потерянных или неизвестных нам творений святого Кирилла Туровского, тем более что под двумя первыми именами встречаются и его подлинные, несомненные сочинения, но утверждать это с решительностию было бы неосновательно...    Сомнительными сочинениями святителя Туровского мы признаем два поучения и два Слова, помещенные в числе печатных его творений (у Калайдовича), именно: шестое – поучение в неделю пятую по Пасхе, десятое – поучение на Пятидесятницу, одиннадцатое – Слово о премудрости и двенадцатое – Слово о мытарствах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иван Чарушин. Биография в деталях. 23.02.2022 10:03:10 Протоиерей Александр Балыбердин В 2022 году исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина (1862-1945), хорошо известного не только у себя на родине в Вятке, но также в Прикамье, Приуралье и даже на Сахалине. В преддверии этого юбилея, предлагаем познакомиться с  биографией юбиляра, обратив внимание на факты и детали, которые показались наиболее интересными.   Рождение Иван Чарушин родился в уездном городе Орлове 24 февраля 1862 года – в день, когда Церковь вспоминает первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и был назван в честь своего небесного покровителя. Примечательно, что позже, когда Иван Аполлонович стал губернским архитектором и подыскивал в Вятке дом для своей семьи, он поселился в усадьбе на улице Пятницкой, 15, окна которой выходят на старинную церковь Иоанна Предтечи. Несколько лет спустя, по его проекту, этот храм был перестроен – высота центрального нефа была повышена, что позволило устроить окна, украшенные красивыми каменными кокошниками, которые придали зданию более современный и нарядный вид. Отчий дом Дом в Орлове, в котором жили Чарушины, сохранился до наших дней. Найти его несложно. Он находится в самом центре города, на перекрестке улиц Ленина и Зонова. Сегодня напротив него расположен Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж. Однако старожилы помнят, что когда-то было иначе – на этом месте находился Спасо-Орловский мужской монастырь, закрытый советской властью, после чего часть монастырских зданий была приспособлена для нужд колледжа. Поэтому в детстве архитектора окна родительского дома выходили на храмы, купола, кресты и колокольню, которая даже сегодня, в полуразрушенном состоянии, поражает своим величием и красотой. По праздничным и выходным дням под стенами монастыря бурлила главная городская ярмарка. В пятую неделю по Пасхе, а также в конце августа в монастырь со всех концов уезда стекались паломники, чтобы поклониться местной святыне – Нерукотворному образу Христа Спасителя и принять участие в крестном ходе к часовне в семи верстах от Орлова, где этот образ был обретен.

http://radonezh.ru/2022/02/23/ivan-charu...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет взят из Евангелия от Иоанна, где повествуется о встрече Спасителя с женщиной – жительницей Самарии ( Ин. 4:5-6 ). Город Сихем (в евангельском тексте он называется Сихарь) некоторое время – после смерти Соломона и разделения царства Давидова на две части – считался столицей северного царства Израильского; через сорок лет столицу перенесли в Самарию; ко времени земной жизни Спасителя город пришел в упадок. Ныне на этом месте находится Наблус (территория Палестинской автономии), а на горе Гаризим (это о ней говорила самарянка в Ин. 4:21 ) до сих пор компактно проживают остатки некогда многочисленного народа. Сихем был также важным религиозным центром. Поблизости Авраам построил первый жертвенник, когда пришел в Ханаан: Прошел Аврам до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу ( Быт. 12:6-7 ). После Вавилонского пленения Самария была заселена народом, ведущим свою историю от библейских праотцев и сохранявшим Закон Моисеев, но в значительной степени находившимся под влиянием языческих обычаев. Иудеи самарян презирали и старались с ними не общаться; неприязнь эта была взаимной. Именно поэтому с таким удивлением отвечала самарянка на просьбу утомленного долгим путем Христа: Как ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются ( Ин. 4:9 ). Именно этот момент запечатлен на картине. В разговоре Христа с самарянкой затронуты  две темы: о воде живой и о спасении через поклонение Богу-Отцу. Из Предания известно, что Самарянка, которую Христос встретил у колодца, носила имя Фотиния. Она стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней за Христа пострадали ее сыновья Иосия и Виктор, а также сестры Анафролия, Парасковия, Кириакия, Фота и Афотина. Память Фотинии совершается 2 апреля (20 марта по ст. ст.). Воспоминание беседы Спасителя с Фотинией Самаряныней о живой воде, Его божественном и спасительном учении, совершается в пятую Неделю по Пасхе. Описание

http://azbyka.ru/art/hristos-i-samaryank...

Из церковных событий, участвовать в которых пришлось патриарху Макарию за это время, выделяются следующие. Первое место по времени и по значению занимают начавшиеся 23-го апреля 1656 г. соборные заседания в Москве, к которым п. Никон вызывал архиереев русской земли. Соборные заседания, начавшиеся 23-го апреля, продолжались долгое время и в мае месяце; в соборных рассуждениях принимал деятельное участие и антиохийский патриарх. 5-го мая, в пятую неделю по Пасхе, было посвящение астраханского троицкого архимандрита Иосифа в астраханского архиепископа. Хиротония происходила по печатному чиновнику. Хиротонию и литургию совершали оба патриарха со властями и служащими в числе 54 человек. В установленное время п. Никон повелел никейскому и новгородскому митрополитам обводить новопоставляемаго вокруг престола и подводить его для благословения сначала к нему, Никону, потом к Макарию антиохийскому, сидевшему у южной стороны престола; молитвы хиротонии говорил московский патриарх 109 . 11-го мая, в воскресенье перед праздником Вознесения, было большое заседание собора, снова по вопросу о перекрещивании латинян, переходящих в православие; на этом заседании п. Макарий настаивал на отмене этого перекрещивания, так как прежние его замечания по этому делу не строго выполнялись 110 . 18-го мая, в воскресенье, во время продолжительного благовеста к литургии, в патриаршей крестовой палате происходило соборное заседание на бывшего казанскаго протопопа Ивана Неронова; по окончании заседания патриархи Никон  и Макарий вместе пришли в Успенский собор, облачались среди церкви и осенили народ трикириями. Во время малого входа с Евангелием архидиакон вошел на амвон и читал все изложенные в соборном определении вины Ивана Неронова, «что он протопоп ему великому государю и всему освященному соборному не покоряется и святый собор весь укоряет. И повелел государь патриарх архидиакону на амвоне по прочтении его Протопоповых вин прокликати да будет проклят, и повелел государь патриарх и антиохийский патриарх всему освященному собору пети да будет проклят, и по них пели дьяки певчие по крилосам да будет проклят, и потом пели подьяки среди церкви да будет проклят, и паки пели власти всем собором да будет проклят, и паки дьяки и подъяки трижды».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Я сделала наиболее загруженным членам семьи выдержки на каждую седмицу поста: выделила по 8–10 тропарей и несколько стихир, напечатала, раздала, и теперь наша семья второй год будет погружаться в атмосферу Триоди, вместе с Церковью проживать каждый день, приближаясь к Пасхе. Еженедельный тонус – каждую неделю поста проживать, твердо помня и держа в сознании ее итог. Скажем, во вторую неделю уже с понедельника молиться, чтобы Господь (в нашу нищенскую, конечно, меру) позволил и нам причаститься его Божественной Благодати, стать участниками Просвещения. Третью начать и провести в памяти о приближающемся поклонении Кресту. Четвертую прожить, заглядывая в «Лествицу» или особенно усердно изучая иную, более приближенную к нашим временам, святоотеческую книгу. Пятую провести, помня, что посту осталось совсем немного, а истинное покаяние – перемена – все еще от нас далеки. Шестую прожить в доме Лазаря, ожидая приближения Христа. И каждый день поста помнить, что его цель – Воскресение . 2. Молитва. Тут все, в принципе, понятно. Тем более что выше уже сказано о Постной Триоди. День, разумеется, начинаем всегда с молитвы, освящая его начало. «По начатку дня я узнаю все его течение», – говорит Иоанн Лествичник. Если уж для великого подвижника важно начать день с верной ноты, тем более это актуально для нас, слабеньких и духовно тщедушных. Тут есть еще такой момент: как бы мы ни торопились, в начале молитвы хорошо бы положить хоть два-три поклона. Водится за нами такой грех, привычка схватить молитвослов, «вычитать» молитвы и бегом, бегом по делам. Хотя всем уже давно известно, что лучше одну молитву с сердечным вниманием произнести, чем десять отбарабанить. Но все же. А несколько поклонов как-то автоматически выдергивают из круговерти, остепеняют, и молитвословие, каким бы кратким оно по недостатку времени ни было, все же получается более трезвенным и собранным. О чтении Постной Триоди сказано выше. К вечерним молитвам прекрасно было бы ввести дополнение в виде Иисусовой молитвы . Даже самое малое число молитв уже согревает сердце…

http://pravoslavie.ru/159170.html

486 Игумен Касьян – игуменом Кассиан назван в грамоте, выданной 30 ноября 1530 г., как бывший игумен он упомянут в грамоте 1532–1533 гг. 493 ...приатбысть... от игумена... – Очевидно, речь идет о игумене Досифее, который возглавлял Кирилло-Белозерский монастырь в 1533–1539 гг. 494 ...Лаврентие да будет игумен. – Лаврентий стал игуменом не ранее 1534 г. и оставался на игуменстве до 1548 г. Его имя впервые упоминается в купчей грамоте 1526 г., возможно, он же назван в разъезжей грамоте 1532–1533 гг. как «Лаврентие уставщик». 495 ...нашествие безбожных татаръ... – Имеется в виду нашествие казанских татар на Вологду зимой 1538 г. (см.: ПСРЛ. Т. 26. С. 318). 497 ...уклонися в блозерскиа предлы на Ухтому... – Согласно жалованной грамоте Ивана IV в Корнилиев монастырь от 17 июля 1538 г. на реке Ухтоме монастырь владел несколькими деревнями (по сведениям этой же грамоты, эти деревни тоже были разграблены, но не татарами, а бежавшими от татар – «бежью»). 498 ...окрестъ ту многиамста и честныа обители пожгоша... – В 1538 г. были разорены Павлов Обнорский, Арсениев Комельский и Иннокентиев Комельский монастыри. 500 ...лта 7046-го месяца маиа въ 19 день... – Т. е. 19 мая 1538 г. В рукописной традиции Жития имеются разночтения в указании на год смерти святого. В пользу датировки смерти св. Корнилия 1538 г. говорит то, что из 9 рукописей конца XVI – начала XVII в., содержащих Житие, в 8 указан 1538 г. и только в одной (РГБ, Рогожское собр., 176) смерть св. Корнилия датирована 7045 (1537) г. Перед рассказом о предсмертной болезни святого в Житии описано упомянутое нашествие казанцев на Вологодчину, датированное в Вологодско-Пермской летописи 1538 г. и известное по житиям св. Павла Обнорского (20-е чудо) и св. Арсения Комельского. Кроме того, в Житии говорится о преставлении святого «по Пасце в пятую неделю, въ время заутрении въскресныя». В Древней Руси от Пасхи до «недели всех святых» неделя (седмица) считалась начинающейся с Воскресения, первой неделей после Пасхи была «светлая седьмица». См.: Пентковский А. М. Календарные таблицы в русских рукописях XIV–XVI вв.//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 1. С. 146. Согласно этой системе счета пятой «неделей» (воскресением) после Пасхи было 19 мая 1538 г.; в 1537 г. 19 мая было субботой 7-й недели (седмицы) по Пасхе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010