Только веселье должно быть светлым, небесным, одухотворенным, весельем ради Христа. Помните, как преподобный Серафим Саровский говорил: «Радость моя, нет нам дороги унывать, Христос Адама воскресил, смерть умертвил…». Но опять-таки, когда речь идет о Пасхе, то говорить нужно о действии благодати Божией. Даже маловоцерковленные люди на Пасху переживают такие ощущения, которые трудно поддаются описанию. Как сказал святитель Иоанн Златоуст: «Приходите все – постившиеся и не постившиеся». Здесь уже действует Дух Божий. Было много таких случаев, когда люди, случайно придя в храм на пасхальную службу, оставались там навсегда. Они испытывали переживания, подобные тем, что были у посланников святого князя Владимира: мы не поняли, где были – на небе или на земле. Это переживание само по себе необъяснимо. – Считается, что на Светлой седмице можно причащаться каждый день без предварительного поста. Нужно ли причащаться ежедневно в эти светлые дни? – Что касается ежедневного причащения на первой неделе после Пасхи, да и вообще, то говеть – соблюдать какое-то воздержание и молитвенно готовиться ко причастию – нужно всегда. В каком объеме – каждый определяет себе сам. Если с этим есть проблемы, то лучше посоветоваться с духовником. Традиционно православные причащаются в Великий четверг или на Пасху. Поскольку на Светлой седмице люди проводят жизнь несколько рассеянную, несобранную, то ежедневно причащаться наставники не рекомендуют. А говеть в том или ином объеме, повторюсь, нужно всегда, и на Светлой неделе в том числе. Нельзя подходить к чаше, грубо говоря, натрескавшись и налопавшись так, что из ушей еда сыплется. Если же ты способен с переполненным желудком сосредотачивать внимание во время молитвы – пожалуйста, причащайся без поста. Но святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что когда мы обильно покушали, плоть утучняется, и мы не способны как следует бодрствовать. На Светлой неделе можно воздержаться или от мяса, или от молока – каждый решает сам. Общего правила не в силах никто дать, все индивидуально и зависит от усердия, веры, образа жизни каждого верующего. По этому поводу полезно почитать записи старца Иоанна Валаамского. Он перечисляет много позиций из того, на что нужно обращать внимание при подготовке ко причастию.

http://pravoslavie.ru/30140.html

Вот пасхальная стихира, глубочайшая по смыслу, трогательнейшая по тонкости чувства, изящнейшая по картинности, и наименее известная нам по нашей невнимательности. Еще отличительная черта этой песни. Она усвоена только светлым дням светлой седьмицы (да и то с исключением светлого пятка), да и на светлой седмице усвоена только утрене. Знающим известно, что некоторые из пасхальных песней употребляются круглый год, например: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог», – или: " Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече», – или же: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу». Бóльшая же часть пасхальных песней поются только от первого дня светлой седмицы и до отдания Пасхи. А две поются только на светлой седмице, одна: «Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от гроба», – а другая: «Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб». Но первая и из этих песней поется как на утрене, так и на часах и на литургии. Последняя же: «Еже прежде солнца», только на утрене. Выходит, что мы должны видеть в ней песнь исключительно и преимущественно пасхальную. И действительно, это алмаз между алмазами, воды несколько сумрачной, с примесью умилительной грусти к пасхальной светлости, но блеска глубокого, но качества отборного и цены высочайшей. Боимся, что нашим словом, нашим анализом уроним единство и живую цельность выраженной здесь творческой идеи высочайшего церковного песнопевца, преподобного Иоанна Дамаскина , творца почти всех пасхальных песней. Вот духовное солнце, сперва зардевшись кроваво багряным заревом, затем укутавшись необычайным, чудесным, ужасающим мраком, под конец одевшись просветом тихо мерцающей, светло гаснущей вечерней зари, обещая светозарный день, мирно склонилось к своему закату и потухло, погрузив свои погасшие для земли и смертных очей лучи в подземный мрак гроба и ада, озарив собою антипод всякой жизни – подземную преисподнюю. Это солнце – страдалец Христос, умиравший в тяжких муках, обагренный собственною кровию, на кресте, одетом в сумрак потухающего дня и чудесно нависшей, совершенно необычайной тьмы, – Христос, отдавший дух Свой в руки Божии при землетрясении, при распадении камней, при чудесном отверзтии гробов, которые испускали своих восставших мертвецов, наконец, снятый с грозного креста, унесенный с ужасной Голгофы в цветущий сад, при тихом мерцании зари тихо гаснущего вечера, положенный в новом гробе, осыпанный ароматами, укутанный плащаницею, омытый слезами друзей, обвитый их погребальными молитвами и песнями исходными, заваленный камнем в уединенном гробе и оставленный всеми во мраке надвинувшейся ночи на покой субботы, субботы великой, – умерший, как злодей со злодеями, погребенный как царь, как грозный и во гробе судия злобной, но и робкой совести своих врагов, как похороненная, но не умершая надежда друзей и учеников, как смутно, но горячо чаемый ими Победитель смерти и ада, как Воскреситель человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Что сказать в совет тебе, сердце маловерующее, желающее однакож увериться в истине воскресения Господа и близости Его к нам? Древние христиане в этот день имели и ныне добрые христиане имеют обычай делать выходящие из ряда добрые дела, особенно дела милосердия. Попытай и ты сделать что-либо подобное: обнимись со врагом, накорми алчущего, отри слезу вдовы и сироты, посети больного или узника, сделай сегодня праздник для несчастного – Христа ради, и Христос сегодня же провещает тебе: добро, сделанное тобою единому сих братий моих меньших, Мне сотворено. Мир тебе. Попытайся, маловер, делом милосердия отверзсть Христу сегодня дверь твоего опустевшего сердца: Он уже стоит у них и стучится, не услышишь ли ты гласа Его и не отверзешь ли двери, – Он уже готов войти и свечерять с тобою. Отертая тобою сегодня слеза несчастного уверит твое маловерное сердце, что Христос жив и присущ каждому из нас также, как и апостолам был присущ, что Христос воистину воскресе. Аминь. Поучение на вечерне в первый светлый день св. пасхи ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Еже прежде солнца солнце зашедшее иногда во гроб предвариша ко утру ищущыя яко дне Мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини! приидите, вонями помажем тело живоносное и погребенное, плоть воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе; идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся и принесем мира, яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим и возопиим: о Владыко! востани, падшим падаяй воскресение. Ст. Св. Пасхи. Вот пасхальная стихира, глубочайшая по смыслу; трогательнейшая по тонкости чувства, изящнейшая по картинности, и наименее известная нам по нашей невнимательности. Еще отличительная черта этой песни. Она усвоена только светлым дням светлой седмицы (да и то с исключением светлого пятка) 1 , да и на светлой седмице усвоена только утрене. Знающим известно, что некоторые из пасхальных песней употребляются круглый год, например: Во гроб плотски, во ад же с душею, яко Бог, – или: Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, – или же: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу. Большая же часть пасхальных песней поются только от первого дня светлой седмицы и до отдания пасхи. А две поются только на светлой седмице, одна: Предварившыя утро яже о Марии и обретшыя камень отвален от гроба, – а другая: Еже прежде солнца солнце зашедшее иногда во гроб. Но первая и из этих песней поется как на утрене, так и на часах и на литургии. Последняя же: Еже прежде солнца, только на утрене. Выходит, что мы должны видеть в ней песнь исключительно и преимущественно пасхальную И действительно, это алмаз между алмазами, воды, несколько сумрачной, с примесью умилительной грусти к пасхальной светлости, но блеска глубокого, но качества отборного и цены высочайшей. Боимся, что нашим словом, нашим анализом уроним единство и живую цельность выраженной здесь творческой идеи высочайшего церковного песнопевца, преподобного Иоанна Дамаскина , творца почти всех пасхальных песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Наряду с двунадесятыми Церковь также особо чтит следующие праздники: Обрезание Господне (Новый год по старому стилю) — 14 января. Покров Божией Матери — 14 октября. Рождество Иоанна Крестителя — 7 июля. Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября. Первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля. Перед некоторыми из праздников Церковь установила посты — периоды воздержания от развлечений, увеселений и скоромной пищи (мяса, молока, масла, яиц, а при строгом посте — и рыбы): Существуют также однодневные посты: Среда — в воспоминание предательства Иудой Спасителя, пятница — в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас. Пост в среду и пятницу отменяется только на Светлой седмице (седмица после Пасхи), в Святки (от Рождества Христова до Крещения), на седмице после Пятидесятницы, на седмице, идущей после Недели мытаря и фарисея, и на масленице — седмице перед Великим постом, на которой, однако, не положено вкушение мяса. Грехом против четвертой заповеди является непочитание воскресных и праздничных дней, нарушение постов, тунеядство, лень, небрежное и недобросовестное отношение к труду и возложенным обязанностям. Пятая заповедь Закона Божия Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. Пятая заповедь учит почитать родителей — любить их, быть благодарными им, проявлять заботу о них, не оскорблять их ни словами, ни поступками, помогать им во всём, заботиться о них в болезни и старости, молиться за них как при их жизни, так и по смерти. Наряду с родителями мы должны также почтительно относиться к пастырям Церкви и мирским начальникам, наставникам и благодетелям. Грубость, черствость, дерзость, жестокость, неблагодарность и безразличие по отношению к ним — грехи против этой заповеди. Шестая заповедь Закона Божия Не убий. Шестая заповедь запрещает любое убийство (в том числе и самоубийство), соучастие в убийстве и содействие кому-то в его совершении. Грехом против этой заповеди является аборт — убийство в утробе матери неродившихся младенцев, в чем одинаково виновны как женщины, совершившие это злодеяние, так и те, кто толкает их на этот шаг.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Обсуждая учение о воскресении мертвых, Кирилл сначала кратко разбирает некоторые господствующие заблуждения о бессмертии. Он более интересуется моральной стороной учения о воздаянии, чем теоретическим вопросом о природе преображенного тела. Суд над мертвыми есть торжество справедливости, которая требует, чтобы зло было в конце концов наказано, а добродетель вознаграждена. Мертвые воскреснут в теле, так как без тела невозможно получить ни награду, ни наказание 469) . Останавливаясь на природе Церкви, Кирилл отмечает ее наднациональность и всемирность. Ссылаясь на этимологию слова κκλησα, он объясняет, что Церковь является собранием людей, стремящихся обрести вечную жизнь. Кирилл дает необыкновенно масштабное определение церковной соборности: Церковь называется соборной (кафолической) потому, что она распространена по всему миру, от края до края земли, и потому, что во всеобщности и безо всякого упущения преподает все, долженствующее входить в состав человеческого ведения, о видимом и невидимом, о небесном и земном. Еще потому, что подчиняет благочестию весь человеческий род, и начальников, и подначальных, и ученых, и неученых. Наконец потому, что она повсеместно врачует и исцеляет всякого рода грехи, совершенные душою и телом, и потому, что в ней приобретается все именуемое добродетелью какого бы то ни было рода – и в делах, и в словах, и во всяком духовном даровании 470) . Это поистине пророческое определение Церкви можно считать манифестом христианской культуры. Сам Кирилл не имел достаточных ресурсов для того, чтобы воплотить в жизнь эту богатейшую идею: церковное образование не могло заменить языческой академии, весь человеческий род не был подчинен благочестию и даже Иерусалим оставался во многом языческим городом 471) . Тайноводственный катехизис на светлой седмице “Возвратив” символ незадолго перед Пасхой, “готовящиеся к просвещению” соблюдали строгий пост и участвовали во всенощных бдениях на Великой (Страстной) седмице вместе со всеми верующими. Крещение совершалось в ночь с Великой субботы на Воскресенье. Крещаемые только в общих чертах догадывались о происходящем, так как подробное объяснение таинств было предметом особого тайноводственного катехизиса, который проводился на Светлой седмице после крещения.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

И в субботу на Светлой седмице состоится поездка к чудотворным иконам Пресвятой Богородицы. (Объявление). Батюшка, есть некоторые поездки в году, я часто провожу поездки к чудотворным иконам Матери Божье. Но дважды в году бывают поездки необыкновенные. Я чуть не проговорился в прошлый раз. Теперь могу сказать. Не благословляет, просто в эфире радио " Радонеж " говорить, созывать народ. Но те, кто знает, вы запомните, что всегда на субботу акафиста в Богоявленский собор в последние годы, Елоховский, на субботу акафиста на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы привозят икону Матери Божьей Умиление, перед которой молился батюшка Серафим. Всех радостей радость. В этот день там живая очередь идет к иконе пока  служба идет. но по " Радонежу " нельзя объявлять, потому что, понимаете столпотворение будет. Но те, кто запомнит это, год доживем до субботы акафиста, приезжайте в Богоявленский. Также люблю эти поездку на Святой седмице, она необыкновенная, связанная с Иверской, Касперовской, живоносным источником. И в колокола можно позвонить все-таки. Но это хотелось бы отдельно вас просить. Сейчас нашему слушателю ответим. Говорите, вы в эфире. - Здравствуйте. Батюшка, почему-то везде и во всех, на всех радиостанциях, сейчас говорите про язык, про русский. А везде говорят россияне. А по статистике, у нас 80 процентов русских. И я не разу не слышала, так горько и обидно, ни разу не слышала, что русские. А говорят россияне.  Откуда оно возникло, и почему так все говорят. Спасибо. - Вы знаете, почем употребляют этот термин. Для того, чтобы  выделить тех. кто в Российской Федерации живет. В РФ кроме русских живут другие. И этим термином включают всех, кто еще и не русский. Но почему-то, действительно, у нас сегодня не звучит это слово " русское " . Оно забыто. Как и язык тоже свой забываем родной. Ну, давайте, каждый на своем месте будет употреблять эти слова, каждый будет заниматься своим родным русским языком. Давайте будем носителями этого. Потому что, когда мы говорим почему-то, кто-то, мы думаем, что кто-то за нас это должен сделать.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-na-sve...

– Приводится также аргумент, что для преображения души как раз и нужно Причастие за каждой Литургией… – Пастырь должен видеть, растёт его прихожанин духовно или нет. У меня был случай – человек попросил о частом Причастии. Я согласился, но через восемь месяцев сказал, что больше не буду его причащать, потому что он совершенно не изменился и даже стал из-за частого приобщения превозноситься над другими. То есть результат, к сожалению, получился обратным. – Получается, священник должен смотреть, помогает частое Причастие возрастать или наоборот, становится препятствием, привычкой? – Да, именно. Бывает, правда, что человек настолько слаб, настолько грешен, настолько порочен, хотя с болью исповедует свою немощь, что причащаешь его, не требуя особой духовной работы, просто чтобы он не впал в большую пагубу. Но до определённого предела, пока он не встанет на ноги, и тогда уже необходимо указать на то, что Причастие должно служить преображению. Мы не просто учимся не грешить, мы стремимся приобрести что-то положительное – большее смирение, терпение, более сосредоточенную молитву. Заботиться нужно и о том, и о другом. – То есть, вы согласны с позицией, изложенной в проекте документа Межсоборного Присутствия, что вопрос частоты Причастия нельзя регламентировать – это дело духовника и его духовного чада. – Конечно, жизнь слишком разнообразна. Вспомним общину Сретенского храма в Заостровье. 20 лет там по заветам о. Георгия Кочеткова еженедельно причащались, без частной исповеди и соблюдения поста. Результат – гордыня, обособление, пафос «мы не такие, как все», нападки на архиерея и священнослужителей, ложь и грязь в интернете. Но не возрастание в любви, в молитве, в смирении, в послушании, в милосердии - чего как раз никто не увидел. Механическое частое приобщение само по себе ничего не даёт. – А, например, на Светлой Седмице, когда можно причащаться ежедневно? – Насколько я знаю, на Светлой Седмице многие священники дают общее благословение на Причастие тем, кто готовился к нему. Документ чётко говорит об этом. То же самое в Великий пост, особенно на первой седмице – можно исповедоваться во вторник, а причаститься в воскресенье, если ничего серьёзного не случилось…

http://bogoslov.ru/article/3647194

Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. 28 апреля, 2006 В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления) Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

ПОНЕДЕЛЬНИК СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 2. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6а, 8а Вторник Светлой седмицы Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 4. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а Среда Светлой седмицы Прокимен, глас 6 Памятным сделаю имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:18а, 11а Зачало 5. Аллилуия, глас 2 Стих: Величает душа Моя, Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Четверг Светлой седмицы Прокимен, глас 3 Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Царю нашему, пойте. Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости. Пс 46:7, 2 Зачало 6. Аллилуия, глас 4 Стих: Укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды. Стих: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Пс 44:5а, 8а пятница Светлой седмицы Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 И прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Лк 1:46–47 Зачало 7 и Богородице, зачало 240. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 88:6а, 8а; 44:11а суббота Светлой седмицы Прокимен, глас 3 Господь — просвещение моё и Спаситель мой:/кого убоюсь?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Сам русский язык, он уже формирует определенный менталитет. Вы знаете, замечено исследователями языка, что в русском языке все грамматические конструкции строятся на глаголе быть. Тогда, как в других известных языках, европейских особенно, там строится вся мировоззренческая конструкция на глаголе иметь или хотеть. Это же такое построение языка, оно приучает уже совершенно к другому отношению к миру, к человеку. - Основам мировоззрения. Первый звонок, мы слушаем вас. - Христос Воскресе! Я не совсем по теме, но для меня это очень важно. Можно ли на  Светлой седмице молиться за усопших на псалтири, дома я имею в виду. А если не на псалтири, то как? - На псалтири  не принято мо литься на Светлой седмице. Если уж у вас есть такая необходимость, то читайте Пасхальный канон. Даже если мы вынуждены в этих дни совершать отпевание  или поминовение, оно все равно совершается по особому пасхальному чину. Поэтому на Светлой седмице не принято вести заупокойные службы. Если уж у вас есть такая необходимость, то значит, стройте ее на Пасхальном каноне. Обязательно Христос Воскресе читайте. - Я думаю, что это понимание придет в связи с тем, о чем мы с вами говорим. В связи с победой нашей на уровне мировоззренческом. Мы упустили этот уровень. А это очень важный уровень, первый уровень в системе управления. А раз он первый уровень в системе управления, то значит, он и первый уровень, вообще, в организации социальной жизни. Через это можно управлять и манипулировать, но через это же можно созидать. Наша задача созидательная. И Пасха, она  обязывает нас вообще смотреть на мир созидательно. Потому что весь мир, он в Боге, он весь принят Богом. Весь мир должен быть преображен через человека, который должен сработничать с Богом. Человек для этого создан. И  поэтому мы должны восстановить память об этом. Не только пм ять. А мы должны восстанавливать свое внутреннее ощущение и свою внутреннюю приобщенность к жизни. И вот таинства церковные, они должны не просто быть какими-то индивидуальными такими таинствами - пришел, причастился и какое-то время ты испытываешь благодать.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-na-sve...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010