На 1й, 2й, 3й, 4й и 6й седмицах Великого поста имеет место особенное расписание. Суть его в том, что Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, что достигается за счет чтения трех кафисм на утрене и чтения кафисм на часах. На 5й седмице Великого поста действует расписание, отличное от остальных седмиц. Причина этого в том, что в четверг 5й седмицы на утрене читается канон преподобного Андрея Критского , вследствие чего в этот день на утрене полагается только одна кафисма (8я), а на 1м часе вовсе нет кафисмы. Компенсация пропущенных в четверг кафисм осуществляется за счет чтения на вечерне каждого дня рядовой кафисмы (а не 18й, как на остальных седмицах). На Страстной седмице Псалтирь прочитывается с Великого Понедельника по Великую Среду один раз; при этом отдельно взятая 17я кафизма читается с похвалами на утрени Великой Субботы. Предусмотрены ли сокращения кафизм в период Великого поста? Здесь все строже: даже в праздники читаются все уставные кафисмы. Единственное исключение – отменяются кафизмы на двух вечернях праздника Благовещения: на вечерне перед праздником и на вечерне в день праздника. Есть ли период в церковному году, когда кафизмы Псалтири не читаются вовсе? Это период от Великого Четверга до Светлой субботы (10 дней), в который чтение кафисм отменяется полностью (исключением является утреня Великой Субботы, на которой поется кафисма 17я с «похвалами»). Когда и где возникло разделение Псалтири на 20 кафизм? Современное деление Псалтири на 20 кафизм появилось в Палестине примерно в VIII веке; в X веке это деление распространилось по всему Востоку благодаря тому, что монастыри Византии стали принимать палестинскую практику служб суточного круга. Это деление до XIII века употреблялось параллельно принятому в Константинополе делению Псалтири на 76 антифонов, которое практиковалось в кафедральном богослужении. После XIII века (вследствие взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году) кафедральная традиция исчезла и деление на 20 кафизм стало безальтернативным.

http://azbyka.ru/kafizma

Что такое бодрствование? Бодрствование – это страх. Часовой, если теряет страх, впадает в беспечность и расслабляется. Если мы вспомним жизнеописания подвижников благочестия, то увидим, что у некоторых из них борьба продолжалась иногда на протяжении всей жизни, до самой кончины. И если они в конце жизни чувствовали какое-то умиротворение, то имели для этого серьезные основания, а у нас никаких оснований нет: ни особенной благодати, ни добродетелей мы не стяжали. Мы живем более или менее спокойно, и нам кажется, что так будет всегда: человек быстро привыкает к благополучию. Самонадеянность в сочетании с саможалением делает человека совершенно беспечным. Но спокойствие, которое длится год, два или несколько лет, может закончиться страшной бурей, и если ты к этому не будешь готов, то обязательно упадешь. Мало кто усматривает опасность в болезни. Когда мы болеем, то должны, как я сказал, особенно трезвиться. Нам же представляется, что если плоть изнурена болезнью, то в это время можно не опасаться нападения плотских страстей. Однако это не так, наоборот, страсти будут нападать еще сильнее. Саможаление может проявляться в праздничные дни, когда мы под предлогом праздника начинаем снисходить к себе и забываем о мере принятия пищи. Мы думаем: неужели и на Светлой седмице нужно вводить ограничения в пище? Но для диавола-то Светлой седмицы нет, он всегда будет нападать, всегда будет искать удобный момент, для того чтобы осквернить и погубить нас. Поэтому, когда мы, даже под предлогом болезни, позволяем своему телу отдых, более сытную, чем обычно, трапезу, мы должны понимать, что это обязательно будет иметь последствия. Диавол не даст нам «выходной» на Светлую седмицу или Святки, не скажет: «Ладно, братья, празднуйте, а потом приступим к честной борьбе». Лучше проявить к себе большую, чем положено, строгость, чем, наоборот, мягкость под предлогом рассудительности. В монастыре саможаление проявляется и в отношении к молитве, богослужению. У кого-то болит голова, кто-то утомился на послушании, кто-то чрезмерно занят и потому вынужден пропустить правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Конечно, нельзя давать детям такую установку: мир вокруг плохой, а мы хорошие. И все-таки с некоторыми людьми нужно общение пресекать. Например, у нас рядом с домом, к сожалению, открыли пивнушку. Ну, не будем же мы общаться с человеком, который находится в известном состоянии? К счастью, у меня есть возможность многое обсудить с детьми, и даже если мы сталкиваемся с чем-то неприятным, например с агрессией, я потом объясняю старшим детям, как нужно к этому относиться. Для нас важно еще и то, что мы теперь имеем возможность посещать богослужения всех великих и двунадесятых праздников - ведь большинство из них выпадает на будние дни - всей семьей. Например, на Светлой седмице мы можем хоть каждый день ходить на службу. А раньше было так: мы все идем в храм, а Коля идет в школу - он уже не с нами. Трудно воспитывать ребенка в вере, если он не погружается в этот мир целиком. А наши дети могут пережить и Рождество, и Пасху сердцем, гораздо полнее, чем если бы они были подчинены ритму светской школы. Конечно, полностью изолировать детей от вредных влияний нельзя. Рано или поздно они окончат школу, будут учиться дальше, пойдут работать, и там они столкнутся и с агрессией, и с безверием, и с соблазнами, и не всегда смогут прийти в храм. Но я надеюсь, что, когда они вырастут и столкнутся с этими трудностями и искушениями, светлые детские впечатления станут тем якорем, который поможет им сохранить себя. Мои дети еще не вступили в подростковый возраст. Время покажет, как мы переживем этот сложный период. Я сама была трудным подростком и прекрасно себе представляю, что такое подростковый бунт и как болезненно реагируют вчерашние послушные дети на любые запретительные меры. В юности я увлекалась питерским роком, и меня очень обижало тотальное отторжение моих увлечений со стороны взрослых. Мне так хотелось обсудить с родителями то, что я слушала в наушниках! Я считаю, что нужно не ограждать детей от той или иной музыки или литературы, а развивать вкус. Как воспитать монаха? Супруги Алексей Залесный и Ирина Тарасова вырастили двоих сыновей. Сергею 24 года, он окончил СГУ по специальности «Менеджмент» и продолжает обучение как магистрант по специальности «Педагогика». А вот у младшего сына с именем сложнее: он был крещен Андреем, но в 2018 году принял монашеский постриг с именем Серапион. Сейчас иеродиакон Серапион (Залесный) - насельник Спасо-Преображенского мужского монастыря в Саратове и одновременно учится на третьем курсе семинарии. Он служит как иеродиакон в Свято-Алексеевском монастыре и мечтает после окончания семинарии продолжить обучение в магистратуре Московской Духовной Академии.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/13/va...

В 1820-1822 гг. братия К. под рук. игум. Гавриила пыталась найти икону, но безрезультатно. Однажды во сне настоятелю К. явилась Пресв. Богородица и объяснила, где искать святыню. На следующий день игум. Гавриил, настоятель Веджинского монастыря в честь Вознесения Господня Иуст (Иостосис) (Андроникашвили) († 1823), священник из Гурджаани Авраам Демуров в сопровождении большого числа верующих с крестным ходом отправились в Цамебули и обрели в церкви икону. В К. была устроена школа для священников. Особое попечение о К. имел выпускник школы свящ. Иасон Китошвили († 1882), при его финансовой помощи в 30-х гг. XIX в. кафоликон К. был перекрыт дубовыми досками. В 1845 г. братия К. была переведена в мон-рь Хирса, икону Божией Матери перенесли в гурджаанскую ц. во имя вмч. Георгия. Два раза в год, в день Успения Пресв. Богородицы и в понедельник на Светлой седмице, икону носили в К. и служили литургию ( Карбелашвили. 1897. С. 7-10). Кафоликон мон-ря Квелацминда. Вост. фасад. VIII — нач. IX в. Кафоликон мон-ря Квелацминда. Вост. фасад. VIII — нач. IX в. В 1938 г. в К. велись реставрационные работы. При расчистке зап. части храма была выявлена лестница, ведущая на 2-й ярус. В результате реставрации изменились первоначальный вид юж. и вост. фасадов, а также нек-рые архитектурные детали (напр., обрамление левого верхнего окна вост. фасада). В неск. шагах от юж. фасада была обнаружена тайная комната с полуциркульным сводом ( Чубинашвили. 1959. Т. 1. С. 273, 283). В 1994 г. по благословению католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в церкви было возобновлено богослужение, здесь подвизались монахи. Был восстановлен монастырский дом, построены кельи, трапезная и другие здания. В 1998-2001 гг. при содействии архиеп. Сагареджойско-Гурджаанского Андрея (Гвазавы) в церкви были проведены ремонтные работы (освящен алтарь, установлен иконостас, перекрыта крыша и др.), построена ограда. В 2003 г. Сагареджойско-Гурджаанская епархия была разделена на Сагареджойско-Ниноцминдскую и Гурджаанско-Велисцихскую. К. стал резиденцией еп. Гурджаанско-Велисцихского Евфимия (Лежавы) и возрожден как муж. мон-рь. В 2005 г. в К. подвизались 15 монахов и послушников, в нач. 2011 г.- 8 монахов. Настоятель К.- правящий архиерей Гурджаанско-Велисцихской епархии. Архитектура

http://pravenc.ru/text/1684037.html

В настоящее время Оранская Богородицкая обитель восстановлена, ей придан первоначальный архитектурный облик. В 2014 году жемчужина Нижегородской земли - Оранский Богородицкий монастырь отметил два значимых юбилея 380 лет основания обители и 385 лет написания образа Оранской Владимирской иконы Божией Матери.  По материалам сайта html//оранкимон.рф/история Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 г. дворянином Петром Андреевичем Глядковым, в схиме Павлом, отставным головой или капитаном. В 1629 г. Петр Андреевич очень тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Получив исцеление и исполнив обещание, он заказал сделать с Владимирской иконы точный список. С ним он возвратился в свое родное село Бочеево. В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, в ночь на Субботу Акафиста, Глядков слышал во сне повеление поставить церковь на горе. Все дни Великого поста Петр Глядков провел в воздержании и молитве, а в субботу на Светлой седмице отправился на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Орано поле, он пробирался через лес и увидел огонь на горе, называемой Словенской. Предполагая, что там находятся у костра какие-то люди, Глядков направился туда и, не увидев людей, увидел сияние, столпом восходящее к небу. Он понял, что знамение говорит о конце его пути, что он нашел именно то место, которое представилось ему во сне. Усердно помолившись, он отправился в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему всё, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Словенской горе. После получения грамоты он водрузил крест на указанном месте и немедленно приступил к строительству храма, который был возведен в течение 2-3 месяцев и освящен в 1634 г. Вокруг храма было построено несколько деревянных келий, где жили восемь старцев во главе с иеромонахом Феодоритом, совершавшим богослужение. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство. А в 1665 г. он был пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени. В 1665 г. основатель монастыря схимонах Павел был злодейски убит разбойничьей шайкой из окрестных мордовских сел, ночью напавшей на обитель.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Вторая Мировая война и немецкая оккупация Афона привели к упадку монастырей, во многих из которых жизнь едва теплилась. Ослабли порядок и молитва. Возрождение Афона, сильнейший подъем духовной жизни на Святой Горе начался в 1959 году под влиянием величайшего из афонских молитвенников 20 века – старца Иосифа Исихаста. После кончины старца, его ученики разошлись по монастырям Святой Горы и вскоре сами стали старцами, окормляющими монахов и паломников. Одному из них Геронде Ефрему Филофейскому (известному еще как Ефрем Американец), Господь сподобил решить трудную и, казалось бы, невозможную задачу. Уже на закате жизни простой греческий монах, без денег, без связей, плохо зная английский язык, создал в США и Канаде 20 великолепных монастырей. Если кто-нибудь сегодня спросит, а где они, чудеса 20 века, – покажите им, что с помощью Божией и молитвой может сделать один монах! Прибыв в Дафни, мы через 45 минут пересаживаемся на другой паром, который идёт до самой оконечности афонского полуострова. Нам так далеко не надо. Через 20 минут мы прибываем туда, куда стремились весь год – в Новый Скит. Он состоит из примерно 28 калив, подчинён монастырю Святого Павла Ксиропотамского и находится примерно в получасе ходьбы от него по горной тропе. С другой стороны, примерно на таком же расстоянии, находится Скит Святой Анны – матери Пресвятой Богородицы. Агиу Павлу      Калива, к которой мы направляемся, находится примерно на высоте 130 метров над уровнем моря, и известна тем, что в ней провёл последние годы своей земной жизни Иосиф Исихаст. К могилке старца идут поклониться многие паломники (в том числе и из России). Рядом находится маленькая церковь, две пещеры и кельи, в которых жил сам старец и его ученики (сейчас они ремонтируются). В церкви скита находится часть святых мощей старца Иосифа, к которым нам довелось приложиться. Преодолев подъем от пристани до каливы, входим внутрь и встречаемся с гостеприимными хозяевами. Здесь живут двое монахов – отец Никодим, грек, иконописец, и отец Павлин - русский, более 10 лет живущий на Афоне, хорошо знающий его географию и порядки. Встреча через год, расросы об общих знакомых, размещение в келье, совместная трапеза. После обеда, ближе к вечеру, мы отправились в монастырь Св. Павла. Живописная дорога, фотографирование, посещение иконной лавки, покупка икон, масла и прочих нужных дома вещей и подарков. Незаметно подошло время вечерней службы, которая на Светлой Седмице короче обычной. На богослужении присутствовал и настоятель монастыря архимандрит Парфений, у которого в конце службы мы взяли благословение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1654

– Наверное, батюшка Гавриил перевел твой английский старцу Ефрему. А ты больше не выпендривайся – говори со старцами на родном языке: если они прозорливые, поймут и на грузинском… Обращение к читателям портала «Православие.Ru» Дорогие читатели портала Православие.Ru! Из-за правил визового режима с конца апреля я не смогу приехать в Россию в течение полугода. В монастыре Самтавро мне сказали, чтобы я не грустил: «Видишь, шесть месяцев закончатся к концу октября, а 2 ноября – день памяти старца Гавриила. Завершишь фильм – и сразу поедешь в Россию, покажешь его в день памяти старца Гавриила». Несколько дней назад, благодаря Вашей помощи, мы записали саундтрек для нового фильма. Ближайшие полгода мы будем доделывать русскоязычный фильм о батюшке Гаврииле «Я жду вас в Самтавро», и даю слово, что первый показ фильма мы обязательно проведем в России. Обращаюсь к Вам с просьбой поддержать наш новый фильм и внести любую лепту в его создание. Карта Сбербанка: 4276380126284707. Получатель: Давид Кобаевич Чикадзе. При переводе средств укажите свои имена в крещении. На Светлой седмице за всех жертвователей будет служиться молебен у мощей преподобного Гавриила (Ургебадзе) в монастыре Самтавро, также имена будут помянуты на Пасхальном богослужении. Указать имена вы можете в комментариях к переводу, а также в письме по адресу: diademas@yahoo.com . Рейтинг: 10 Голосов: 2246 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Купить книги о преподобном Гаврииле (Ургебадзе) можно здесь: скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.б. Елена 22 января 2020, 12:07 Пожалуйста, все Пишущие! Пишете по-русски? Так и пишите. Что означает слово, Саундтрек,? Придерживайтесь уважения к языку и к тем кто не есть филолог. Господи прости мя, грешную и никчемную. Аминь. Ксения 28 марта 2019, 17:54 Спаси Господи. Деньги не переводятся. Пишут, что Карта заблокирована лидия 2 ноября 2018, 05:30 Отец Гавриил помолись Христа ради о продлении жизни рабе Божией Маргарите во имя Божие ради ее маленьких детей,чтоб они прославляли всей семьей Господа нашего матерь Его Причистую иВас молитвенников Его о нас грешных,низкий Вам поклон батюшка

http://pravoslavie.ru/111756.html

Богослужение в общине совершалось как местными приходскими иереями 258 , так и иеромонахами Хризолеондийского монастыря 259 . Оставаясь директором Ризариона, святой Нектарий из-за ограниченных тогда возможностей морского транспорта 260 чаще всего посещал Эгину на Светлой седмице, после Фоминой недели или летом. Располагался где-нибудь по соседству с монастырем: у Панайиса Кукулиса в Айях, у Яниса Симандониса или у Павлинерисов, а летом – в Сувале (за храмом Святого Серафима), где били целебные воды. Духовно окормляя и назидая монахинь, владыка использовал свое пребывание на острове и для богослужения. Помимо церкви «Живоносного Источника» (вскоре разобранной под строительство новой, Свято-Троицкой) он служил в храмах соседней Палиахоры 261 . В более продолжительные наезды Пентаполец, не ограничиваясь пастырско-литургическими обязанностями, пристально наблюдал за ходом строительства и сам в нем участвовал. Память эгинян наиболее живо запечатлела работы по возведению нового храма. Однажды у строителей возникли серьезные затруднения с водой, поскольку ближайший колодец, откуда ее брали, заметно обмелел, и хозяин запретил им пользоваться. Тогда святой сотворил прилежную молитву. И вот послышался подземный грохот, а из колодца забил неиссякаемый ключ. После этого смущенный хозяин (Павлинерис) подарил его монастырю. Такое же чудо случилось и на праздник Преполовения, когда наша Церковь воспевает тропарь: «Преполовившуся празднику жаждущую душу мою благочестия напой водами...». Во время Божественной литургии святой распорядился откопать пересохший колодец на юго-западной стороне монастыря, и, когда исполнили повеленное, оттуда также забила превосходная вода. В другой раз, когда рабочие отправились в Палиахору за туфом, Агесилай Хацопулос нашел громадный камень, но, как только попробовал поднять его, замер как вкопанный и лишился речи. Его товарищи известили о случившемся владыку. Прибыв на место, он произнес молитву, после которой Хацопулос пришел в обычное состояние. Через некоторое время святой тщательно осмотрел камень и, обнаружив на нем явные следы освящения, убедился, что это – престол разрушенной церкви в честь Святого Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Время было непростое. Помню, как по Кутузовскому проспекту, где я жила, шли танки. В тот день Кутузовский неожиданно затих, я вышла на балкон и увидела, как со стороны Кремля в полной тишине идут танки. Было страшно. В то время у меня было желание уйти от этой действительности. Она была тревожной. Все менялось на глазах, рушилось. Люди теряли работу, оставались без средств для пропитания, страдали. В тот период я была студенткой упомянутого юридического вуза. Помню, как учебники утратили актуальность, и юриспруденцию мы изучали по новым законам: читали их и сами комментировали, поскольку ни комментариев, ни новых учебников не было. А храм был пристанищем, в котором ничего не менялось, он был источником стабильности, успокоения. Каждую свободную минуту я посвящала храму. Если не служба, то труды по храму. Богослужение было главным, чему мы целиком отдавали себя. Удивительное было время. — У Вас была такая активная жизнь, Вы учились, много трудились в храме, у Вас наверняка был большой круг общения. Почему Вы выбрали именно монашеский путь? — Монашеский путь сознательно я избрала после прочтения летописи Дивеевского монастыря, написанной священномучеником Серафимом (Чичаговым). В январе 1991 года в Петербурге, в музее истории религии и атеизма, были найдены мощи преподобного Серафима Саровского, которые скоро доставили в Москву, в Богоявленский собор. Я решила во что бы то ни стало приложиться к святыне. Когда мощи привезли, к ним выстроилась огромная очередь, которую я отстояла и вошла в храм с твердой решимостью посвятить себя Христу. На руке у меня было серебряное колечко, которое я никогда не снимала; в тот день я сняла его, положила на раку с мощами преподобного Серафима и оставила там, как бы дав обещание преподобному, что стану невестой Христовой. С Божией помощью, свое обещание я исполнила. — Особую роль в Вашей жизни сыграл Пюхтицкий монастырь . Именно там Вы узнали волю Божию о своем монашеском будущем. Как это было? — Я работала юристом в Московской Патриархии при Патриархе Алексии II и была еще мирянкой, когда, во время служебной командировки в Санкт-Петербург, познакомилась с игуменией Софией (Силиной), настоятель­ницей Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга. Вместе с ней мы отправились в паломничество в Пюхтицкий монастырь. Было это на Светлой седмице. В монастыре нас принимала игумения Варвара (Трофимова), очень радушная, теплая душой матушка. И я помню, как во время трапезы она вдруг сказала: «Ксенечка, почему мне хочется назвать тебя матушкой?» Я тогда не связала эти слова с монастырем. Мне и в голову не пришло, что она могла сказать о моем будущем. Но, видимо, это были пророческие слова. Матушка была известна как старица, подвижница. И все время моего пребывания в Пюхтицах было каким-то чудесным.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6075422...

Когда очередь дошла до меня, я тоже протянул отцу Иоанну свою подробную исповедь в толстой тетради, опасаясь, что он не возьмет ее. Но, батюшка взял мою исповедь и при этом спросил, на сколько дней я приехал в монастырь? Я не знал, что и сказать. Заметив мою нерешительность, он напомнил правило для паломников приезжать в монастырь не менее чем на три дня. Ведь всем паломникам нужно помолиться, исповедаться и причаститься. Благословив меня остаться при монастыре на три дня, он добавил, что постарается прочесть мою исповедь и пригласить к себе на беседу. Я, конечно, был весьма рад этому обстоятельству и с трепетом ждал приглашения к старцу. Встреча и произошла на третий день. Ко мне подошел монах и передал, что отец Иоанн благословил прийти к нему сегодня. Когда я вошел в келью батюшки, он уже ждал меня. Келья отца Иоанна была светлой, все стены были увешаны иконами и портретами Архиереев. В ней я почувствовал себя как в намоленном домовом храме. Батюшка, благословив, посадил меня на свой диван, на котором он всегда принимал посетителей. Он беседовал со мною как Отец с заблудшим сыном из евангельской притчи. Я, было, оробел внутренне от такой близости и простоты общения со старцем. Но его тактичная и проникновенная беседа со мной стала для меня настоящим праздником и духовной радостью. В 1983 году я приехал в Псково-Печерский монастырь на Страстной седмице, чтобы здесь встретить Пасху Христову. Помню Пасхальное ночное богослужение в Михайловском соборе. Возглавлял его сам отец Иоанн Крестьянкин. Во время Пасхального крестного хода батюшке с особой радостью пел и, обращаясь к нам стоящим в соборе, не раз восклицал: «Пойте все братья и сестры!». Рано утром в этот же день Воскресения Христова вместе с другими паломниками я пришел к келье батюшки отца Иоанна, чтобы поздравить его лично. Среди нас, помню, была совсем слепая женщина, которая принесла пасхальные яйца для отца Иоанна. Мы стали петь все громко пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!».

http://pravoslavie.ru/36630.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010