Потом Церковь облегчает нас от поста на сырной или по просторечию масляной седмице, постепенно приготовляя нас к св. Четыредесятнице и вместе обличая лжеучения яковитов и тетрадитов. Яковиты, возникшие в VI веке и рассевавшие в Сирии плевелы евтихианской ереси, вопреки правилу всей Вселенской Церкви, постились на сырной неделе три дня: во вторник, среду и четверток, по подобию Ниневийского поста и покаяния. Тетрадиты же, или, как называются они вторым Вселенским Собором, средницы – по средам ели мясо и постились всю сырную седмицу. Примечание. Тетрада, слово Греческое (Τετρς), означает четвертый. Тетрадитами называются потому, что они в четвертый день седмицы, т. е. по средам, не хранили поста, а в сырную неделю постились; в 14-й день марта праздновали Пасху 196 . Некоторые из них даже не разрешали поста в Пасху 197 . Тетрадиты называются также субботниками, манихеями 198 и четыренадесятидневниками 199 . Далее Церковь разрешает пост среды и пятка на светлой седмице, ради светлейшего торжества Пасхи, как бы за один воскресный день всю седмицу считая 200 . После Пасхи Церковь разрешает пост на седмице Пятидесятницы в честь двух высоких христианских праздников – св. Троицы и Сошествия Святого Духа, и считая эту седмицу подобно светлой, как бы за один воскресный день. На сплошную седмицу после Пятидесятницы указывается в древнейших письменных памятниках христианства – в постановлениях Апостольских, где говорится: «после Пятидесятницы празднуйте одну седьмицу» 201 . Наконец пост среды и пятка разрешается на двух седъмица святок – с первого дня праздника Рождества Христова, до навечерия Богоявления Господня. Это разрешение установлено Церковию в честь великих праздников Рождества Христова и Богоявления Господня. В Церковном уставе о святках сказано, «яко от Рождества Христова до св. Богоявления никакоже пост, ни коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» 202 . Примечание. По древним правилам Церкви, пост в среду и пяток разрешался также в некоторых местах в течение семи недель Пятидесятницы, т. е. с Пасхи до дня Сошествия Св. Духа. Позднейшие монастырские уставы св. Саввы, Евфимия Великого, Феодора Студита , Афанасия Афонского разрешали пост в среду и пяток не только для Рождества Христова, но и для других великих праздников Господских, Богородичных и некоторых святых. Чтобы примирить разногласие поздних уставов с древними правилами, Константинопольские патриархи – в XI веке Николай Грамматик и в XII веке Лука Хрисоверг и другие святители писали послания и решили, что пост среды и пятницы должно прекращать только ради двух великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Впрочем и после этого решения разногласия великими патриархами спор о разрешении поста в среду и пятницу возник в нашем отечестве 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

– Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону. 8.4. Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании? – После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют. 8.5. Что положено употреблять в пищу на поминках? – По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем. К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу. 8.6. Как помочь усопшему? – Облегчить участь усопшего вполне возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре. 8.7. Что читать по усопшему на Пасхальной неделе? – Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов. 8.8. Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это? – Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь , раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В сороковой день душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней. 8.9. Для чего нужна смерть тела?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Елецкой Знаменской женской обители местные праздники суть следующие: Праздник главного верховного храма, посвящённого в честь Пресвятой Богородицы Знамения, торжественно празднуемый 27 ноября и в 9-ю пятницу по Пасхе.       ТРОПАРЬ ХРАМА глас 4-й. «Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои Богородице Пречистая, сопротивных ополчение низлагаем: Тем же молим Тя, мир граду и обители Твоей даруй, и душам нашим велию милость». Престольный праздник правого предела святителя Димитрия Ровстовского, празднуется 21 сентября. Престольный праздник левого предела святителя Тихона Задонского и Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца. 1-й празднуется 13 августа, 2-й – 6-го ноября. Престольный праздник в нижней церкви правого предела святителя Митрофана Воронежского . Празднуется 7 августа и 23 ноября. Престольный праздник там же левого предела святителя Николая Мирликийского чудотворца. Празднуется 9 мая и 6 декабря. Крестные ходы Крестные ходы, совершаемые в Знаменской обители суть следующие. В положенные уставом дни: 6-го января – в день Богоявления Господня; в день преполовения по Пасхе и 1-го августа – вниз под гору на колодезь для освящения воды. Местные: во вторник на Светлой Седмице с иконой Иверской Божией Матери, с хоругвями и св. артосом вокруг храма; в пятницу на Светлой Седмице, с иконою Божией Матери Живоносный Источник и хоругвями – на колодезь; для совершения освящения воды; в одно из воскресений до отдания Пасхи с иконами: Божией Матери Знамения, Иверской, Воскресения Христова и хоругвями – вокруг всей монастырской ограды. В 9 пятницу по Пасхе – с иконою Божией Матери Живоносный Источник и хоругвями – под гору на колодезь для совершения освящения воды. После молебствия с водосвятием крестный ход возвращается от колодези в монастырь при красном звоне. Ризница Ризница Знаменского монастыря вверху главной церкви – в особой палате, пристроенной, как мы уже говорили, к паперти Знаменского Собора – с западной стороны. Она не заключает в себе особенного богатства, но достаточна по месту и весьма прилична для употребления при Богослужении. Так лучшими и более ценными считаются здесь следующие священно-дьяконские облачения: I

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В самый день Пасхи бывает освящение артоса. Он приносится в алтарь к иерею по совершении Божественной литургии, по заамвонной молитве. Диакон произносит: «Господу помолимся», а клир: «Господи, помилуй». И священник читает молитву, в которой просить благословить и освятить артос, а приносящих и лобызающих его и вкушающих от него – сотворить причастниками небесного благословения. После молитвы иерей кропит артос святой водой со словами: «Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь,» (Дополн. Требн.). Артос в день Пасхи и во всю Светлую седмицу полагается или в алтаре, или в храме на аналогии нарочно к тому устроенном, вместе с образом Воскресения Господня (Тип., послед. Пасхи). В приходских церквах во время крестного хода с хоругвями, образами Воскресения Христова, Богородицы, обносят, обыкновенно, и артос. Крестный же ход полагается в каждый день Светлой седмицы после утрени (Тип., послед. понед. Светлой седмицы, утро). Но в приходских церквах он обыкновенно совершается после литургии. В монастырях после литургии бывает шествие в трапезу с иконой Воскресения Христова, с артосом, лампадой или двумя, при звоне во все колокола, и пении (вместо псалма «Вознесу Тя, Боже», который поется в Чине о панагии): «Христос воскресе». После трапезы (стола) бывает возношение артоса, подобно тому, какое бывает с частью хлеба, называемою «панагиею» 1031 . При возвышении артоса, вместо слов: «Велико имя Святой Троицы», какие говорятся при возношении панагии, келарь говорит: «Христос воскресе», однажды; все же отвечают: «Воистинну воскресе». Потом, назнаменав крестообразно артосом, он говорит. «Покланяемся Его тридневному воскресению» – и полагает артос на панагиар. Затем все целуют артос, и он относится, с песнопением 9-й песни канона Пасхи, в храм прежним порядком. Артос раздробляется в субботу после литургии. В Дополнительном Требнике сказано, что после литургии, по принесении артоса в трапезу (сн. Тип., послед. артоса), после пения триада: «Христос Воскресе», с поклонением, и по прочтении: «Отче наш», и по благословении обычным образом трапезы, диакон говорит: «Господу помолимся». Братия поют: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву, в которой просит, чтобы все, вкушающие артос, телесного π душевного благословения и здравия сподобились. Затем артос раздробляется, напоминая те пять хлебов, которыми Господь чудесно напитал в пустыне множество народа 1032 . В монастырях келарь, раздробив хлеб, возносимый во всей седмице, раздает братиям прежде обычного их ядения, и тако потребляют его (Тип., послед. субботы Светлой седмицы). Но, сказано в Дополнительном Требнике, иерей может раздробить его и на литургии по заамвонной молитве и раздавать вербующим вместо антидора. Артос не должно хранить весь год для какого либо суеверия (Указ 1723 г., июня 15-го).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

191 К этому времени несущие фонарь, запрестольный Крест, хоругви и образ Воскресения должны стать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи, сюда же становятся и певцы. Все стоят сначала лицом к востоку; когда начинается шествие, то сразу все обращаются на запад и спокойно выходят из храма. За ними идет священник с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой и диакон со свечей. 192 У закрытых западных дверей участники крестного хода становятся лицом на запад. Священник становится напротив образа Воскресения, лицом к востоку. 197 Если утреня совершается на середине храма, то духовенство входит в алтарь после вторичного пения эксапостилария: «Плотию уснув…», а хор поет третий раз. 198 В богослужебной практике хвалитные стихиры обычно опускаются; сразу после эксапостилария поются стихиры Пасхи. 200 Этот отпуст бывает на всю Светлую седмицу. Святые храма, дня и даже составитель литургии не поминаются (см. Богослужебные указания на 1958 г., с. 125). 204 Священник, служащий литургию вместе с утреней в день Пасхи, должен совершить входные молитвы перед полунощницей или непосредственно после нее, а затем облачиться (читая положенные молитвы) в полное облачение. В последующие дни Светлой седьмицы священники выходят читать входные молитвы не через царские врата, а боковыми, т.е. как и в обычное время. Что касается содержания входных молитв, то ввиду того, что первое место в них занимают покаянные тропари, рекомендуется в дни Светлой седмицы, по обычаю большинства монастырей, совершать входные молитвы по следующему чину: после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» читать «Предварившая утро…», «Аще и во гроб…», «Во гробе плотски», «Слава» – «Яко Живоносец...», «И ныне» – «Вышняго освященное Божественное Селение», затем – «Пре¬чистому Твоему образу...», «Милосердия сущи источник...» и «Господи, ниспосли руку Твою...» (см. Сборник решений недо¬уменных вопросов из пастырской практики, вып. II. Киев, 1903, с. 177–178, 181–182). 205 Ввиду того, что до Пятидесятницы «Царю Небесный...» употреблять за богослужением не полагается, вместо этой молитвы перед началом литургии на Светлой седмице священнику рекомендуется читать трижды тропарь: «Христос воскресе...», а от Фоминой Недели до отдания Пасхи также добавлять: «Слава в вышних Богу...» и «Господи, устне мои отверзеши...». От Вознесения до Троицы вместо «Царю Небесный...» обычно читают «Святый Боже...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Так как песнь Богородицы является одной из библейских песней, то она, во-первых, опускается тогда, когда вообще библейские песни не используются (период от Лазаревой субботы до Светлой субботы). Во-вторых, в те дни, когда опускаются только песни, связанные с 9-й песнью канона (песнь Богородицы и Захарии), а вся 9-я песнь поется с особыми праздничными припевами (на двунадесятые праздники и их отдания, а также 1 и 30 января), или хотя бы первый канон на 9-й песни имеет особый припев (Недели 3-я, 4-я, 5-я и 6-я по Пасхе). Глава 21 – о пении антифонов 120 на литургии. Здесь указаны три вида антифонов и говорится о том, что праздничные антифоны поются на Пасху и всю Светлую седмицу, а также на Господские двунадесятые праздники. Вседневные антифоны поются в дни памяти святых, которым Устав не указывает петь «Блаженны». В остальных случаях в большинство дней года поются антифоны изобразительные. Глава 22 – о каждении. Подробно указан порядок каждения всего храма. Глава 23 – о том, когда отверзается завеса и царские врата. Главы 24 и 25 – о возжигании светильников на службах суточного круга. Главы 26–46 – некоторые правила монастырской жизни. Хотя для монашествующих эти главы могут иметь некоторую актуальность, все же к приходской богослужебной практике они почти не имеют отношения. Глава 47 – знаки месяцеслова. Глава 48 – месяцеслов. Это самая большая по объему глава Типикона, здесь представлены особенности всех неподвижных праздников годичного круга. Месяцеслов Типикона, как и церковный год, начинается 1 сентября, когда Православная Церковь празднует начало индикта (нового лета), и оканчивается августом. Многие праздники, кроме основных уставных статей, имеют еще так называемые Марковы главы, которые указывают особенности в случае совпадения данного праздника с воскресным днем, а также различными днями и праздниками подвижного круга богослужения. Эти главы, согласно преданию, составлены монахом Марком (отсюда и название) и обозначаются буквами «Мр». Легко догадаться, что наибольшее число Марковых глав имеет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как этот праздник может случиться в различные дни Великого поста, в том числе и на Страстной седмице, а также на Пасху и в первые три дня Светлой седмицы. Ни в одном из этих случаев праздник не переносится на другой день (тем более не отменяется), но совершается с особенностями, которые и указаны в соответствующих Марковых главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Когда мы приехали в монастырь Секу, я уже не мог бы показать место укуса: больше не было ни покраснения, ни опухоли, не видно было даже ни точки укуса, ни жала, которое оставалось там. Этот случай для меня из ряда вон выходящий, потому что даже на укусы неядовитых насекомых я даю реакцию бурную и стойкую. Не стану делать никаких комментариев этому случаю, я представил только факты, но нужно сказать еще, что если произошло чудо, если отец Клеопа ходатайствовал о нас, то не сила нашей молитвы или нашей веры была определяющей, а великая любовь, на которую лишь немногие, избранные, способны. Одним из них, несомненно, является отец Клеопа. Сколько раз я ни бывал в тех местах, каждый раз у меня было такое чувство, что ступаешь по костям святых. Множество героев и мучеников за веру и народ, известные и неизвестные нам, освятили своей жертвой землю наших предков. Раду К, Сибиу Отец Клеопа молит Бога о нас Пишу эти строки и благодарю Благого Бога, Матерь Божию и отца Клеопу за то, что 13 октября 2003 года я попала на могилу отца Клеопы. Я молила его помочь мне попасть на могилу его святости и верила, что исцелюсь от болезни, которая у меня была. Я страдала остеопорозом, и скажу вам, что боли в костях при этом жестокие, но отец Клеопа меня исцелил, и я вернулась домой без всяких болей. Р. М., Бая Олэнешть Несгоревшая фотография Вечером в субботу, 17 апреля 2004 года (на Светлой седмице), около 21.00 часа после богослужения опустошительный пожар охватил монастырь Сузана в уезде Прахова. Тогда сгорели дотла два здания и несколько сараев. Сгорела и келия сестры Г., которая рассказывает следующее: «Меня не было дома, и поскольку пожарные начали тушить келии, расположенные ближе к церкви, то никто не взломал мою дверь и не стал тушить в ней огня. Все сгорело: кровать, стол, шкаф, пол и крыша, крытая дранкой. Стропила крыши, сделанные из строевых елей, я обнаружила в келии рухнувшими вместе с потолком, который я до этого едва отремонтировала, – добавляет сестра Г. без тени сожаления о понесенном ущербе. – Тлеющих угольев в ней было по колено!»

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Паломники ночевали на голой земле у лаврских стен или в полях и лесах, окружавших монастырь. На них совершала набеги милиция, тех, кто не успевал скрыться, избивали, иногда арестовывали, вывозили из города по обвинению в нарушении паспортного режима и приговаривали к лишению свободы, некоторых помещали в дома для сумасшедших. В сентябре 1973 г. духовный собор лавры во главе с наместником обители архимандритом Самуилом был вынужден подать жалобу председателю Совета по делам религий В. А. Куроедову. Положительной реакции на жалобу не последовало, более того, в 1980 г. у лавры конфисковали последний принадлежавший ей земельный участок. Были предприняты новые действия, которые, вероятно, опять имели целью закрытие монастыря. Вечерами после службы милиция стала изгонять паломников из храмов, где они оставались ночевать, поскольку монастырская гостиница была конфискована, а в местные гостиницы их не пускали. Из лавры насильственно удалены были 30 монахов и послушников, среди них игумен Амвросий (Юрасов), которого многие богомольцы почитали как хорошего проповедника и духовника, игумены Антоний (Темников), Апеллий (Станкевич), монах Нестор. Архимандрит Олимпий был жестоко избит милицией на Светлой седмице 1981 г. и вскоре после этого скончался от побоев. Верующий народ стал подозревать наместника лавры архимандрита Иакова (Панчука) в сотрудничестве с гонителями Церкви, и одна фанатичная женщина совершила на него покушение, ударив его топором по голове. Для того чтобы спасти Почаевскую лавру от закрытия, в «Журнале Московской Патриархии» были опубликованы статьи об истории обители, которая в прошлом служила форпостом православия против римско-католической экспансии. В «Журнале» регулярно помещались сообщения о богослужениях, которые совершали в Почаевской лавре посещавшие ее архипастыри, в одной из статей сообщалось о постриге в лавре американского студента-богослова. И закрытие монастыря и на этот раз удалось предотвратить. После 1000-летия Крещения Руси перемены коснулись и православных монастырей. В 1988 г. снова была возобновлена монастырская жизнь в Киево-Печерской лавре. В конце юбилейного года и в 1989 г. Русской Православной Церкви были возвращены Толгский монастырь в Ярославской епархии и знаменитая Оптина пустынь. 29 новых монастырей открылось в других епархиях: Московской, Рязанской, Ивано-Франковской, Курской, Кишиневской, Львовской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

10 лет спустя о. Димитрий Дудко так объяснял мотивы своего выступления по телевидению: «Из тех фраз, которые я говорил на допросах, и было составлено мое заявление. Если бы я составлял его сам, то я бы, конечно, по-своему выразил свою позицию, тем не менее в словах, что я буду делать дело Божие «как сын Православной Церкви и как сын своего Отечества», лежит мое сердце. Это основа моего заявления. Все остальное – шелуха. Но именно на шелуху обратили внимание мои недруги... Я никогда не ставил себе целью быть диссидентом ни в отношении своей страны, ни в отношении своей Церкви. Но я не мог не бороться с тем, что уродовало нашу жизнь, загоняло нас в тупик... Значит, вопрос встал так: страдать не за дело Христа, а за дело кесаря. За политику, а не за веру. За земное, а не за небесное. Чекисты мне предложили выбор: земную славу, венец мученика – или дело Божие... Я понимал, на какой позор я иду, как будет трудно меня понять, но я сознательно пошел на это» 648 . В 70-х гг. неизменным оставалось число монастырей, принадлежавших Русской Православной Церкви, но в крайне стесненном состоянии оставалась Почаевская Успенская лавра. В сентябре 1973 г. духовный собор лавры во главе с наместником обители архимандритом Самуилом вынужден был подать жалобу председателю Совета по делам религий В. В. Куроедову 649 . Положительной реакции на жалобу не последовало, более того, в 1980 г. у лавры конфисковали последний принадлежавший ей земельный участок. Предприняты были новые действия, которые, вероятно, опять имели целью закрытие монастыря. Вечерами, после службы, милиция стала изгонять паломников из храмов, где они оставались ночевать, поскольку монастырская гостиница была конфискована, а в местные гостиницы их не пускали. Однажды даже из храма были изгнаны 20 послушников, ожидавших пострига и перевода на святую Афонскую гору. Из лавры насильственно удалены были 30 монахов и послушников, среди них игумен Амвросий (Юрасов), которого многие богомольцы почитали, как хорошего проповедника и духовника, игумены Антоний (Темников), Апеллий (Станкевич), монах Нестор. Архимандрит Олимпий был жестоко избит милицией на Светлой седмице 1981 г. и вскоре после этого скончался от побоев. Верующий народ стал подозревать наместника лавры архимандрита Иакова (Панчука) в сотрудничестве с гонителями Церкви, и одна фанатичная женщина совершила на него покушение, ударив его топором по голове. Для того чтобы спасти Почаевскую лавру от закрытия, в «Журнале Московской Патриархии» были опубликованы статьи об истории обители, которая в прошлом служила форпостом православия против римско-католической экспансии. В «Журнале» появлялись сообщения о богослужениях, которые совершали в Почаевской лавре посещавшие ее архипастыри, в одной из статей сообщалось о постриге в лавре американского студента-богослова. Закрытие монастыря и на этот раз, на рубеже 70–80-х гг., удалось предотвратить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

949 Леонид (Сенцов Михаил Иванович, 1863–1918), архимандрит, начальник Иерусалимской духовной миссии (1903–1918). Окончил Императорское Московское техническое училище со званием инженера-технолога (1888), работал инженером. В 1898 г. поступил в МЦА, был помощником церковного старосты академического Покровского храма. 09.03.1902 г. пострижен в монашество епископом Арсением, 25.03.1902 г. рукоположен в сан иеродиакона, 23.05.1902 г. – в сан иеромонаха. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1902), был назначен на должность преподавателя Орловской ДС (1902), затем переведен смотрителем в московское Заиконоспасское духовное училище (1902). Начальник Иерусалимской духовной миссии с возведением в сан архимандрита (1903). В конце мая 1918 г. на предложение Святейшего патриарха Тихона принять должность викария Тамбовской епархии архимандрит Леонид ответил отказом из-за невозможности сдать дела Миссии в связи с войной. Об архимандрите Леониде (Сенцове) см.: ЦИАМ. Ф. 229. Он. 4. Д. 3682. Личное дело студента МДА; Докладная записка начальника Иерусалимской духовной миссии архимандрита Леонида (Сенцова) Святейшему патриарху Тихону/Богословский сборник. Вып. 11. М. 2003. С. 467–468. 950 Светлая седмица – неделя, следующая за Пасхой, в течение которой по церковным правилам верующие должны находиться на службах в храме, радуясь и торжествуя о воскресшем Спасителе. Вся Светлая седмица литургически рассматривается как один пасхальный день и имеет одинаковый план богослужения для каждого дня (см.: Настольная книга. 1992, Т.1. С. 504). 955 Обер-гофмаршал (нем. Hofmarschall) – придворная должность (по «Табели о рангах» отнесена к чинам II класса). Обер-гофмаршал управлял хозяйством Императорского двора, придворными служителями, руководил устройством приемов, церемоний и пр. 956 Александра Петровна (в иночестве Анастасия, 1838–1900), Великая княгиня, дочь принца П.Г. Ольденбургского, благотворительница. В 1856 г. вышла замуж за брата Императора Александра II Великого князя Николая Николаевича и приняла Православие. В С.-Петербурге основала Покровскую обитель сестер милосердия с больницей и училище для подготовки фельдшериц (1859); состояла председательницей совета детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии Феодоровны. Во время русско-турецкой войны (1877–1878) на собственные средства организовала санитарный отряд. С 1881 г. проживала в Киеве, где после чудесного исцеления (7 лет была парализована) основала Покровский женский монастырь (по благословению Св. Синода от 10.07.1889 г.). 03.11.1889 г. тайно приняла иночество с именем Анастасия. Скончалась на Светлой седмице, в ночь на 13 апреля 1900 г. См.: Воспоминания об августейшей строительнице Киево-Покровского монастыря инокине Анастасии/Монахиня Е. СПб., 1901; Береснев Д. Александра Петровна Романова, в монашестве Анастасия (1838–1900)/Московский журнал. 1994. 7. С. 60–62.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010