Священник благословляет трапезу: «Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси всегда, ныне и присно и во веки веков». Народ (или братия): «Аминь». После трапезы поются следующие песнопения: «Слава, и ныне». «Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель». «Честнейшую Херувим…». «Возвеселил ны еси, Господи , в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), « Благослови » . Священник: «С нами Бог, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков». Народ (братия): «Аминь». В настоящее время в практике духовных школ и на приходах перед трапезой поется только «Отче наш…» , а после трапезы – «Благодарим Тя, Христе Боже наш…». На двунадесятые праздники и в период их попразднства перед трапезой поется тропарь праздника, а после трапезы – кондак праздника. От Пасхи до ее отдания перед трапезой – «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), а после трапезы – «Светися, светися…» (иногда с припевом «Ангел вопияше…» ). §2. Дневная трапеза и чин о панагии Святые апостолы, как объясняет про­тоиерей К. Никольский , по Вознесении Господа Иисуса Христа «имели обычай оставлять за трапезою праздным среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. После трапезы они с молитвою и благодарением возвышали этот хлеб» 453 . В воспоминание этого обычая Святая Церковь постановила после дневной трапезы совершать «Чин о панагии». В настоящее время этот чин совершается только в некоторых монастырях строгого устава в воскресные и праздничные дни (на Светлой седмице вместо «Чина о панагии» совершается «Чин возношения артоса»). Последование «Чина о панагии» находится в Следованной Псалтири и Часослове.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Я, соблазнённый великолепием соборов Германии, Австрии и Венгрии, очарованный богослужениями монахов-бенедиктинцев 19 , наполненный незабываемыми впечатлениями от органной музыки Баха и католических песнопений, оказался абсолютно не подготовленным к прозорливости отца Гавриила. Помню свою первую исповедь и первое Святое Причащение в Самтаврийском монастыре... Первое коленопреклонение и испрошение благословения у отца Гавриила, спустившегося из своей кельи в храм на всенощное бдение. Все верующие хорошо знали о его высокодуховной жизни. Я не случайно вспомнил о бенедиктинских монахах. Если сравнить их с восточнохристианским монашеством, достойным представителем которого и был старец Гавриил, можно увидеть колоссальную разницу. Такую же разницу можно увидеть между песнопениями в сопровождении органной музыки и древнегрузинскими песнопениями; между тем, кто молится, сидя на скамье, и тем, кто молится в храме стоя, невзирая на усталость в ногах. Слова отца Гавриила, проникнутые духом Священного Писания , запоминались особо. Невозможно было равнодушно пройти мимо старца: он как бы притягивал к себе. В сердцах людей, случайно приходивших в храм, не знающих Православия, он сеял семена благой веры. А многочисленных гостей, приезжавших из Тбилиси и из других уголков Грузии, утешал и наставлял. Отец Гавриил жил в соответствии с монастырским уставом и в свободное от бдения и молитв время трудился. Даже тогда, когда кого-то принимал или с кем-то говорил, он трудился: реставрировал, чинил иконы, мастерил рамки для них, чистил церковную утварь. Для него не существовало значительного и незначительного дела, всё было важным, и всё делал он во славу Божию. Отца Гавриила все знали как очень требовательного и сурового старца, который в нужное время прямо в глаза говорил любому человеку правду. Так случилось, что на Светлой седмице, всего лишь через несколько недель после моего воцерковления, духовник ввёл меня в алтарь и надел на меня стихарь. Это для меня было большим событием, и, переполненный благодарностью, в тот же день после литургии я остался и вымыл пол в алтаре и на амвоне. Отец Гавриил несколько раз заходил и смотрел, как я усердствую, но на его лице я ничего не мог прочесть: ни укора, ни одобрения – а сам он ничего не говорил...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наряду с молитвой важнейшее место в жизни людей имел пост. Ранее уже отмечалось, что русские постились ежедневно до 2–3 часов дня, кроме того, очень строго соблюдали среды и пятницы и все годовые посты. Несмотря на то что, по церковному уставу, постных дней в году получается больше, чем скоромных, верующие прилагали к этому еще и особые личные посты. Но самым замечательным был Великий пост ! К нему тщательно готовились и вступали в пост с твердой решимостью к подвигам самоотвержения, испросив при этом друг у друга прощения за все вольные и невольные обиды. Постились обычно так: первые два дня первой седмицы вообще не вкушали ничего, в среду, после литургии преждеосвященных даров, подкреплялись холодной пищей без масла и компотом и затем снова не вкушали ничего до утра субботы, все это время неопустительно посещая богослужения и предаваясь дома подвигам молитвы и трезвения 349 . «Все жители, – пишет Павел Алеппский, – в течение ее (то есть первой седмицы. – Авт.) не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих (приходских. – Авт.) церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными в течение всего поста. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного в руках! Его обнажали в этот сильный холод и скручивали ему руки за спиной: палач шел позади него, провозглашая совершенное им преступление и стегая его по плечам и спине длинной плетью из бычьих жил: как только она коснется тела, тотчас же брызнет кровь» 350 . Далее таковых несчастных сажали в тюрьму на некоторое время. Особенно строгий надзор за жителями осуществлялся на первой седмице поста, по средам и пятницам, на страстной седмице и светлой (пасхальной), «чтобы люди не пьянствовали, а то их стегают без всякого милосердия и жалости». На страстной седмице постились до вечера четверга и затем до кануна Пасхи вновь не вкушали ничего. Пасхальные торжества проходили в тихой радости, очень светло. Пасхальную седмицу стремились сделать именно светлой во всех отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец Эмилиан (Вафидис) в «Толковании на подвижнические слова аввы Исаии», ставшем замечательным подспорьем инокам и желающим подвизаться мирянам, вообще утверждает, что тот, у кого всё в порядке, предпочитает молчать . Но и само пусть и вынужденное для привыкших болтать мирян погружение в этот благой раствор монастырского молчания, с одной стороны, и молитвы – с другой, – исцеляет. Паломницы, как и сами сестры, неопустительно посещают все богослужения суточного круга без исключений. Утреннее богослужение длится до 7:00, а если служится Литургия, то до 8:00. Потом – общая трапеза, за которой читаются жития святых и святоотеческие творения. После этого сестры расходятся по послушаниям, работы по которым необходимо завершить ровно к 12:00. Начинается тихий час. Как правило, сестры отдыхают в кельях, а если не спится, можно почитать святых отцов, но непременно лежа. По рекомендации врачей-физиологов, в это время около двух часов для тех, кто так рано встает, обязательно надо, подчеркивает матушка игумения, находиться в горизонтальном положении. Митрополит Марк (Арндт), матушка Мария и сестры обители преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе. Поездка в горы В этом монастыре все как-то без надрыва, без чрезмерности. Русская душа, что бы ни говорили, все-таки тяготеет к размаху и скорости свершений, будь то восстановление столь же быстро разрушенного или возведение чего-то нового. А здесь все по-немецки размеренно и основательно. Впрочем, главное – стяжать молитву, а там – и «горы сдвинутся» (ср.: Мк. 11: 23). Сестры очень любят находящиеся неподалеку Альпы и стараются туда обязательно выезжать каждый год на Светлой седмице. Хотя здесь, в самой обители, душа чувствует себя настолько свободно и легко, что никуда и не рвется. Помню, когда матушка Мария на 15-минутном чае-«планерке», который бывает в 13:45 сразу после тихого часа, сообщила, что, возможно, в Альпы поедет машина, как-то и не хотелось отлучаться. И даже когда потом предложила: – В лес сходите погуляйте. «В лес?!..» – опять немое вопрошание. Там действительно просто очень хорошо в монастыре – так что точно всё, что душе надо, она уже получает, и хочется только всё больше сосредотачиваться.

http://pravoslavie.ru/134484.html

Более всего я замечаю, что народ Божий службу не понимает и не чувствует, не улавливает красоту богослужений. А ведь богослужебный круг – он такой осмысленный и красивый! В православном богослужении все участвует: ум сосредоточен на понимании богослужения и молитве, слух – на чтении и пении, обоняние – на ощущении запаха ладана и восковых свечей; смысл имеет цвет облачения, и так хотелось бы, чтобы люди это поняли и почувствовали. На Светлой седмице я сопровождал Курскую икону в Германию. В аэропорту меня встретили монахини из монастыря в Бухендорфе и мы отправились в греческий храм, где служил в тот день архиепископ Марк. До храма мы добрались, когда пели Символ веры. Чтобы не перебивать Литургию, я спокойно вошел и положил икону на аналой, а сам встал в сторонке. Главный момент службы, а народ идет к иконе и вместо молитвы получается какой-то круговорот. Или, идет Светлая седмица, а народ бъет поклоны. Люди не понимают, не чувствуют богослужения. Мало верующих ходят на вечерние богослужения по субботам. А там – весь смысл праздника. Как Вы сами в подростковом возрасте мысленно рисовали свою жизнь? Я всегда желал служить при церкви или в монастыре, но детально не мог представить где и кем. Главным для меня было помогать людям и передавать то, что получил от других. Просто я всегда полагался на волю Божию. И Господь меня вел.      Владыка, а какие качества Вы цените в людях? Искренность, доброту, доступность и, конечно, веру в Бога. Можно быть ученым, современным, гостериимным, знать разные традиции, языки, но когда человек верит в Бога, это сильно объединяет. Люблю людей, которые умеют радоваться и заряжать этой радостью других. Как говорит апостол Павел: " Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите " Сол. 5:16-18) Какие качества в людям Вам неприятны? Внутренняя удаленность человека от Бога. Мне такого человека жалко. Он не понимает, что теряет. Компьютер, игры, мобильный телефон не заменят молитвенного общения с усопшими и личного общения с живыми, с друзьями, не заменят соприкосновения с природой. Эти люди сами лишают себя глубины восприятия мира, понимания жизни, истории страны, своей семьи.

http://pravoslavie.ru/71926.html

(с 1996 епископ) Никоном (Васиным) . Решением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2002 г. З. м. был возобновлен, старшей сестрой, а с 2004 г. настоятельницей стала мон. Арсения (Семёнова). К сент. 2008 г. в З. м. проживали 5 монахинь, 4 инокини, 2 послушницы, трудницы. Восстановлены Вознесенский собор, старый келейный корпус, построены трапезная с домовой ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского, купель на источнике свт. Тихона. Новую трапезную со старой соединяет теплая галерея, ведется внутренняя отделка помещений, где разместятся кельи игумении и сестер, канцелярия и б-ка. Богослужения начинаются с чтения правила в 6 ч. утра, полунощницы, акафиста Божией Матери и малого монашеского правила. Сестры читают неусыпаемую Псалтирь. В числе реликвий - портрет последней настоятельницы игум. Мелитины. В день мученической кончины игум. Мелитины и духовника обители свящ. Г. Аргунова служатся панихиды. В престольные праздники, в дни Великого поста и на Светлой седмице богослужения в З. м. совершает еп. Липецкий и Елецкий Никон (Васин). Арх.: РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 74. Л. 3; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 251. Л. 71-76, 78; ГА Воронежской обл. Ф. 84. Оп. 1. Д. 1953. Л. 19-20; ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 17 ОЦ. Л. 178-180; Д. 26. Л. 75; Д. 94. Л. 80 об.- 81; Д. 96. Л. 151; Ф. Р-97. Оп. 1. Д. 1. Л. 178-180; Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 23971. Л. 61; Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 23971. Л. 1-36, 54, 58-62, 66-73 об., 77, 83 об.- 89, 106-106 об., 116, 129 об., 194-204, 217-233; Д. 23971/2. Л. 12. Ист.: Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 18895. Т. 5. С. 12. Лит.: Нольде Н. К. Неск. слов о Тюнинской Тихоновской Богородицкой общине. Тула, 1865; Воронежские ЕВ. 1868. 11. С. 269-373; 1878. 11. С. 220; 1897. 10. С. 165; 1900. 19. С. 795-796; 1901. 11. С. 157; 1916. 38. С. 1022-1030; 40. С. 1081-1086, 1151; Обзор учреждения в России правил мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству 1764-1869 гг./Сост.: Н. И. Григорович. СПб., 1869. С. 194-195; Казанский П. С. Житие иже во святых отца нашего Тихона, еп.

http://pravenc.ru/text/182473.html

Вообще вся Светлая седмица проходит как один день и имеет абсолютно идентичный план всех богослужений, все они симметричны и различаются только в текстовом наполнении и незначительных мелочах. Про вечерню мы уже сказали. Утреня дней Светлой седмицы совершенно такая же, как утреня первого дня Пасхи, за исключением двух-трех моментов. Первое: пасхальный канон Иоанна Дамаскина с понедельника Светлой седмицы поется с Богородичными тропарями; второе: каждый день имеет в своем последовании воскресные песнопения Октоиха определенного гласа, а так как гласы каждый день меняются, то вместе с ними меняются и тексты. Структура службы остается неизменной, а тексты, взятые из воскресных служб Октоиха, все время разные. Во все дни Светлой седмицы на Божественной литургии звучат праздничные антифоны и все, что было в первый день Пасхи. Меняются ежедневно только прокимен, Апостол и Евангелие, а в остальном все то же самое, что и в первый день Пасхи, и таким образом семь дней действительно проходят, как один.   В пятницу на Светлой седмице назначено празднование образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», и песнопения этого дня не только пасхальные, но и Богородичные. Эти песнопения включены в Триодь, но там оговорено, что в Типиках это исследование не указывается. И действительно, в Типиконе ничего не говорится о праздновании Живоносному Источнику. Оно достаточно позднее, возникло не раньше XIV века. Есть и другое празднование, которое не зафиксировано ни в Типиконе, ни в Триоди, а указывается только в календаре, во вторник Светлой седмицы — празднование в честь Иверской иконы Божией Матери (Око Церковное назначает на этот день празднование Одигитрии). Часы, полунощница и повечерие на Светлой седмице имеют идентичное последование. На Светлой седмице во все время совершения служб и между службами оставляются открытыми Царские и дьяконские врата как образ того, что врата Царства Божия открыты для нас. И действительно, эти постоянно открытые врата производят очень большое впечатление. Наконец, приходит Суббота Светлой седмицы. Совершена Божественная литургия. В этот день должно быть раздробление артоса, который стоял на солее и выносился на крестном ходе каждый день Светлой седмицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

На сырной седмице в среду и пяток не воздерживаемся от сыра и яиц, но всю седмицу делаем сыроястною. И это установлено не для наступающего поста, но по другой причине, которая изображена в Триоди в среду на сырной, в следующих словах: «по повечерии же в среду и пяток сырныя недели ядим сыр и яйца, соблюдающе и правило во святых отца нашего Никифора, патриарха константинопольского, исповедника, и отвращая предание иаковитское и тетрадитскую ересь. Иаковиты, возникшие в шестом столетии, постились три дня на сырной седмице – вторник, среду и четверток», в воспоминание поста и покаяния ниневитян и учили тому же и других вопреки общему обычаю всей церкви; тетрадиты, то есть четыренадесятники (11 Всел. 7), в среду ядят мясо, а на сырной седмице во все дни постятся. Посему святый Никифор (в правиле 32), разрешая в те же среды и пятки на сыр и яйца, говорит: «монахи, в каком бы месте ни были, не должны поститься в среду и пяток сыропустной седмицы, и после преждеосвященной есть сыр и яйца, в противность ереси Иакова и тетрадитов». А потому епископ Иоанн (в правиле 21), объясняя ересь тетрадитов, говорит: «тетрадиты всю сырную неделю содержат Великий пост. В опровержение их, мы разрешаем и в постные дни на то же, на что и в скоромные». §15. Разрешается пост на Светлой седмице А особенно разрешаем на вся яства в среду и пяток на Светлой седмице, подобно как и в прочие ее дни. Хотя всякий может догадаться о причине этого и искать ее в настоящем празднике, в честь которого веселимся, разрешая на все; но обстоятельнее объясняет ее тот же епископ Иоанн, в правиле 18, так: «разрешаем же в среду и пяток новой, то есть Светлой седмицы – считая как бы всю эту седмицу за один день, и ни чем не меньше Воскресного дня; так как она вся есть седмица Светлая». Посему и служба на Светлой седмице во всякий день на вечернях и утренях совершается такая же, как и в первый день Светлого Воскресения. §16. Разрешается пост в неделю по Пятидесятнице На неделе по Пятидесятнице разрешается в среду и пяток на мясо, не для наступающего Петрова поста, чтобы нам вступить в него, насытившись мяса, но в честь Святого Духа, пришествие Которого праздновали в два дня пред тем, то есть в воскресный день и понедельник, и в честь Его седми даров, как тот же епископ Иоанн (в правиле 26) пишет: «разрешаем во всю седмицу по Пятидесятнице в честь Святого Духа, как разрешаем и новую неделю в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святой единочестен Отцу и Сыну и чрез благословение Их устроилось таинство воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания». §17. Разрешается в среды и пятки праздничные

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

§ 119. «Обедне преждеосвященных (Даров)» непременно а) предшествуют: 3-й 6-й и 9-й часы; б) она всегда соединяется с вечернею; в) Апостол и Евангелие, собственно в велик. пост, не читаются, но «паремии» бывают, после которых г) следует трогательное пение: да исправится молитва моя…., с прочими стихами; д) вместо: «иже Херувимы»…., поется: ныне, сцлы Небесныя с нами невидимо служат….; е) «милость мира, жертву хваления»…. и проч. относящееся собственно к совершению таинства Тела и Крови Господней, очевидно, не поется; остальное же все отправляется почти так, как и на обыкновенной обедне, кроме немногих исключений. Особенности седмичного великопостового Богослужения § 120. Богослужение каждой седмицы велик. поста, сверх общих своих особенностей, имеет частные, более, или менее сложные, и лишь известной седмице свойственные, так: 1) на первой седмице: а) в понедельник, вторник, среду, четверток, во время «велик. повочерия» по частям, читается великий канон Андрея Критского , с припевом: помилуй мя, Боже, помилуй мя! б) в субботу совершается память великомуч. Феодора Тирона; в) в Воскресенье отправляется торжество православия. 2) На второй седмице: а) в субботу отправляется заупокойная служба; б) это же самое бывает и в две следующие субботы; в) в Воскресенье празднуется память великого ревнителя и защитника православия, св. Григория Паламы . 3) На третьей седмице совершается поклонение честному и животворящему Кресту Господню. 4) Ha четвертой седмице: а) в некоторых местах нашего отечества, в пятницу, на «малом повечерии, читается евангелие от Иоанна о страданиях Господних; б) то же самое совершается в три предыдущие пятницы, по трем первым Евангелистам; в) в Воскресенье восхваляются великие подвиги великого подвижника и учителя подвижничества, св. Иоанна Лествичника . 5) На пятой седмице: а) в четверток на утрене, за один раз, прочитывается тот же самый «великий канон», который на первой седмице читается по частям, в продолжение четырех дней; б) в субботу, так называемую похвальную, на утрени, особенным торжественным образом, читается акафист, иначе – похвала Божией Матери; в) в Воскресенье совершается память о Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  О, святая ты, ночь весенняя! Долгожданный взойдёт рассвет: Чудо Божия воскресения, Древней клятвы отныне нет.   Мы стоим пред камнем отваленным… Плоть любая, сейчас молчи! …В алтаре воспевают ангелы, Занимается Свет в ночи…   ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ   Эта маленькая горница, Пламя зыбкое свечи. Под стрехой воркуют горлицы, И неспящие в ночи.   Всё для пира приготовлено, Да веселья не слыхать: Слово главное не молвлено, И в ночи крадётся тать.   Будут Агнца есть Пасхального, – Вот Он, во главе стола. Затуманилась печальная, В бликах света, голова.   Одинокий Он пред бездною – Царь, имеющий всю власть. А вокруг – друзья любезные, И один из них предаст.   Только он на Тайной Вечере Не подал Христу руки: Кровью Божией помечены, Жгут ладони медяки.   Что положено, да сбудется, Всё Отцом предрешено. Месяц белою верблюдицей Смотрит в тусклое окно.   Что положено, исполнится, Приближается рассвет. Время вечностью становится: Бог творит Святой Завет.   В этой Чаше – Кровь Пречистая, В этом Хлебе – Божья Плоть. Чудо первой Евхаристии Совершает Сам Господь.   Льётся свет Сионской горницы, Время замедляет ход, И Божественная Троица Чашу жизни подаёт…     На Светлой седмице Весёлые лица, И солнце сияет с небес. На Светлой седмице Легко мне молиться: — Христос, мой Владыка, воскрес!   На Светлой седмице Так сладко молиться — На Светлой седмице души. И, с мамами вместе, На службе воскресной К Причастью идут малыши.   Весна, как невеста, Краснея не к месту, Украсилась белой фатой, И, в радость влюблённый, Творцом обновлённый, Мир дышит любовью святой.   ОДА РАДОСТИ   Радость — по нарастающей! Из немоты — в крик! Господи Воскресающий: Чудный и страшный миг!   Боже Препобеждающий Ад, да и смерть саму! Свет, никогда не тающий, Преодолевший тьму!   Пленники смерти бывшие, Больше мы не рабы. Ныне, Тобой ожившие, Будем Твои сыны.   Милости ради сшедшего, Хлеб Твой желаем есть, Будущего и прошедшего Слышим Благую Весть.   Бархатом чёрным вышитый, Тих ночной небосвод. Ангелов в ои, слышите: Церковь моя поёт!

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/20/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010