Помню, в первый раз я посетила Евдокию на Светлой седмице в 2000 году. Собор тогда был еще не достроен, только каменные стены возвышались на горе. Мы сидели в уютной маленькой келье, Евдокия угощала меня сладким вином из Каны Галилейской и всевозможными экзотическими фруктами. Разговор был тогда об Алма-Ате, о наших общих знакомых, о Никольском соборе. Еще она говорила о том, что ей очень нелегко здесь, на новом месте, об искушениях, которые приходится испытывать в монастыре, но которые она терпеливо преодолевала. Тогда передо мной была еще хорошо знаемая мною регент Евдокия - с тем же сложным характером, с той же бескомпромиссной прямотой в отношениях, с тем же взором " шамаханской царицы " . И чувствовалось то же недопонимание друг друга, которое прежде иногда проскальзывало между нами. Это была та же Евдокия, которую я очень любила, и которой так недоставало тогда в Алма-Ате. Недоставало не только мне, но, думаю, недоставало ее и многим нашим прихожанам, и клиросу нашего храма. Недоставало ее молитвенного духа, ее радения и ревностности к службе Божией. И вспоминалось, как левый хор в те годы пел различные красивые припевы на акафистах святителю Николаю, великомученику Патнелеимону и великомученице Варваре, как пели стихиры на удивительные " подобны " и " самогласны " . Какие разнообразные мотивы на ектеньях звучали на левом клиросе. Как хор пел на красивейшие распевы тропарь и кондак Пресвятой Богородице, когда " Почаевская " Ее икона опускалась на синих лентах с верхнего яруса иконостаса к Царским вратам, и в это время замирал весь храм. И сами службы были неторопливыми, сдержанными, никто никуда не спешил, никто никого не подгонял. И ясно чувствовалось тогда, что не за церковной оградой, а здесь, в храме совершается самое важное дело жизни. И еще вспоминалось, что придя в храм, нужно было только слушаться регента и петь. Все остальные вопросы решались Евдокией, все " искушения " она улаживала сама, сама поддерживала молитвенное настроение хора, и благоговейное поведение певчих на клиросе. А мне казалось тогда, что это естественно, что в Церкви любовь к молитве, усердие к богослужению всегда были, есть и будут.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/14/...

Пасхальное бдение в монастыре Хиландар      Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы. Вознесение Господне      После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа. Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, исполнив радостью учеников Своих чрез обещание им Духа Святого, уверив их Своим благословением в том, что Ты Сын Божий, Спаситель мира. Пятидесятница. День Святой Троицы      Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого. После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы. Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей Вселенную, Человеколюбче, слава Тебе! Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрыми рыбаков (то есть апостолов), ниспослав им Духа Святого, и ими уловивший Вселенную. Слава Тебе, Человеколюбец!

http://pravoslavie.ru/105155.html

При храме имеется баптистерий, в котором совершается Крещение с полным троекратным погружением. В нижнем храме, посвященном преподобному Иоанну Рыльскому, имеется баптистерий. На первом этаже храма имеется баптистерий, который украшен мозаиками из классических материалов. Таинство Крещения в монастыре совершается: Для принятия Таинства Крещения (и взрослых, и детей) обязательна предварительная беседа со священником об основах православной веры. Для крещения детей необходимо присутствие хотя бы одного из крестных, который должен быть православным христианином и также прийти вместе с обоими родителями на беседу со священником об основах православной веры. Огласительные беседы перед Крещением проводятся по субботам в 12.30 в храме преп. Иоанна Рыльского. В двунадесятые и престольные праздники, а также на первой седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах Таинство Крещения не совершается. Монастыри [ править править код ] Все монастыри Санкт-Петербурга Свято-Троицкая Александро-Невская лавра [ править править код ] Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Монастырь основан в 1710 г. Адрес: Санкт-Петербург, набережная Монастырки, 1 (ст. метро «Площадь Александра Невского»). Храмы Свято-Троицкой Александро-Невской лавры: Святыни: Богослужение в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре: С понедельника по субботу Литургия в 7:00 и в 10:00; 17:00 — всенощное бдение. В воскресенье Литургия в 9:00, совершается по очереди в храмах Никольском и прп. Серафима Вырицкого. Подробнее... Иоанновский монастырь [ править править код ] Монастырь основан в 1900 г. святым праведным Иоанном Кронштадтским. Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 45 (ст. метро «Петроградская»). Храмы Воскресенского Новодевичьего монастыря: Святыни: Богослужение в Иоанновском монастыре: Начало всенощного бдения ежедневно в 17:00. Начало Литургии по будням в 8:30, по воскресениям — в 9:00, исповедь с 8:15. Ежедневно по окончании Литургии в храме-усыпальнице совершаются молебны. В 16:00 во вторник и среду — в храме-усыпальнице молебен с акафистом прав. Иоанну Кронштадтскому.

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

Из Виноградово, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник и старец о. Иларион, началось и новое возрождение обители в конце ХХ века. В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обитель была приписана к храму св. равноап. князя Владимира во главе с настоятелем прот. Сергием Романовым. Храм расположен на Ивановской горке чуть выше монастыря. Промыслительно то обстоятельство, что в конце 1980-х годов о. Сергий Романов служил в селе Виноградово в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась из его духовных чад и, в том числе, будущих насельниц монастыря, приходская община храма св. князя Владимира. С этого времени до начала 2002 года община храма св. равноап. князя Владимира при участии Московского Благотворительного Свято-Владимирского Братства трудились не только над воссозданием монастырских храмов, келий и стен, но и заложили фундамент для возрождения монашеской жизни в этой древней обители. С 1992г. в бывшем больничном корпусе жила община сестер, была открыта монастырская часовня св. Иоанна Предтечи, где служились молебны св. Пророку. Полностью были отреставрированы бывший больничный корпус с домовым храмом прп. Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 г. на Светлой седмице в день иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», находящаяся в храме прп. Елизаветы Чудотворицы. Летом 2001 г. к празднику Рождества Иоанна Предтечи Архивом Московской области был полностью освобожден монастырский Собор, с октября 2001 г. в нем еженедельно совершались молебны св. Иоанну Предтече. Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с Пюхтицкой обителью в Эстонии, в которой сохранились традиции русского православного общежительного монашества. По приглашению матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни. Промыслом Божиим по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в январе 2002 г. Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная именно из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Назначение матушки Афанасии было воспринято сестрами с большой радостью.

http://sedmitza.ru/text/1219598.html

Протоиерей Димитрий Смирнов предложил следующую «схему» поста перед Причастием: кто причащается раз в год — перед этим постится месяц, кто раз в месяц — неделю, кто еженедельно — достаточно обычных постов, но без мяса в субботу, «учитывая отношение к мясу в народе — не нарушать обычай». Те же требования и на Светлой седмице, во время которой «по канонам Церкви причастие обязательно», подчеркнул отец Димитрий. Духовникам важно также знать, что прием необходимых лекарств (не витаминов) вовсе не является препятствием для принятия Причастия. Священник допускает временное отлучение от Причастия как «инструмент окормления» только для привыкших часто причащаться, но не для тех, кто приходит раз в год. Этим людям, а их примерно 15%, «надо постараться дать максимум», особенно пришедшим в первый раз и с искренним покаянием — «такого не только можно, но и нужно причастить, даже если он вообще не готовился и ничего не знает». Однако таким людям надо подробно разъяснить, как готовиться впредь и что в первый раз, без подготовки, Церковь принимает его как дитя. Отец Димитрий отказывается причащать тех, кто состоит в гражданском браке, но отказ доброжелательно обосновывает, разъясняя духовную сторону положения этих людей и перспективы Венчания или наоборот. Исповедь В храме отца Алексия Уминского для тех, кто «твердо стоит на ногах», исповедь перед каждым причащением необязательна, достаточно благословения священника. Новоначальных же он благословляет исповедоваться чаще, считая, что для них «частная исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое значение». Исповедь совершается в храме один раз в неделю после вечернего богослужения, «по внутренней необходимости» верующего. Отец Димитрий Смирнов считает, что перед большими праздниками достаточно исповедаться в течение недели и больше не подходить, «если за это время никого не убил». Очень удобна письменная форма, особенно для постоянных прихожан. Он не видит никаких препятствий для исповеди у другого духовника, например, в паломничестве. Но, с другой стороны, иногда запрещает некоторым своим чадам исповедоваться в монастырях: по его наблюдениям, общение с некоторыми «младостарцами» приводит к тяжелым последствиям.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204237...

Протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской поднял в своем выступлении вопросы употребления лекарственных средств во время литургического поста. Лекарства – это не еда, и их употребление ни каким образом не препятствует принятию Святых Таин. Также отец Димитрий напомнил, что церковные каноны предписывают всем христианам причащаться на Светлой седмице. Для тех, кто приходит раз в год, а их примерно 15%, «надо постараться дать максимум», особенно пришедшим в первый раз и с искренним покаянием – «такого не только можно, но и нужно причастить, даже если он вообще не готовился и ничего не знает». Однако таким людям надо подробно разъяснить, как готовиться впредь и что в первый раз, без подготовки, Церковь принимает его как дитя. Исповедь В храме о. Алексия Уминского для тех, кто «твердо стоит на ногах», исповедь перед каждым причащением необязательна, достаточно благословения священника. Новоначальных же он благословляет исповедоваться чаще, считая, что для них «частная исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое значение». Исповедь совершается в храме один раз в неделю после вечернего богослужения, «по внутренней необходимости» верующего. О. Димитрий Смирнов считает, что перед большими праздниками достаточно исповедаться в течение недели и больше не подходить, «если за это время никого не убил». Очень удобна письменная форма, особенно для постоянных прихожан. Он не видит никаких препятствий для исповеди у другого духовника, например, в паломничестве. Но, с другой стороны, иногда запрещает некоторым своим чадам исповедоваться в монастырях: по его наблюдениям, общение с некоторыми «младостарцами» приводит к тяжелым последствиям. О. Всеволод Чаплин полагает, что «постепенно мы снимем ложные идеи о связи исповеди и причащения», однако исповедь «не должна исчезнуть, надо все-таки ее регламентировать, чтобы не получилось, как у католиков: типичным и массовым явлением стало исповедоваться в детстве и перед смертью ». Другая крайность – «злоупотребление» исповедью, когда некоторые желают исповедоваться слишком часто и детально – это «поле для духовной прелести». О. Всеволод считает, что можно разработать «пастырские инструкции» о практике причащения разных категорий прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kru...

Во время пасхальной службы в Хакодатэ, слушая песнопения на японском языке и порой различая не каждое отдельное слово, а только глас, стихиру или тропарь в целом, я вспоминала другие богослужения на Пасху или на Светлой седмице, когда в эти радостные дни удалось побывать в монастырях и приходских храмах Москвы, в соборах Петербурга, в Вырице, в Лондоне, встретить Благодатный огонь в Иерусалиме. И ощущение родины всегда бывало не только и не столько среди русскоговорящих людей, сколько среди прихожан православного храма – британцев, арабов, греков, японцев… 10 апреля. В Японии сообщают о продвижении фронта цветения сакуры. Больше недели сакура цветет в Осака и Киото, около недели – в Токио, а на Хоккайдо праздник любования цветами сакуры и сливы ожидается в начале мая. К Саппоро фронт приблизится 5 мая, в японский праздник мальчиков в конце золотой недели, когда семьи берут отпуск и отдыхают несколько дней. Немного смешно в начале апреля с точностью до дня знать время, когда сакура и вишня порадуют всех своими белоснежными или розоватыми лепестками. Посмотрим, сбудется ли прогноз… В любом случае, это условность. Наверняка, все будут радоваться, когда бы сакура ни расцвела. Если это случится раньше, то каждый заметит, что ожидание оказалось не столь долгим. Если же любование цветами начнется позже, то и тогда все будут еще более трепетно относиться к этому долгожданному и все-таки наступившему событию. 13 апреля. Начиная с самолета компании «Японские авиалинии», продолжается ощущение того, что я попала внутрь какого-то фильма, сериала или игры с трехмерным изображением. Постепенно удается говорить и читать по-японски и привыкать к жизни в новой стране. Но каждый вечер, засыпая, искренне верю, что открою глаза снова в Москве, где только три дня назад прощалась с коллегами, только вчера было Вербное воскресенье и весь храмовый двор был наполнен людьми, лишь сегодня утром видела распускающиеся листья деревьев в Ботаническом саду, днем села в самолет, часа четыре назад оказалась в Токио, а еще несколько часов спустя – здесь, на Хоккайдо, на самом краю света…

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

– Сестра Е., не плачь, через тебя переполнилась чаша его беззаконий, и Бог не стал его больше терпеть. Скоро ты узнаешь правду! И вот как-то я узнаю от кого-то, что он плохо обращался с женой, а от другой женщины (не видевшей меня на его похоронах) узнала, что она тоже была уволена со службы потому же – что не выполнила его распоряжения . Горы Рарэу Монахиня N . Несгоревшая фотография В субботу вечером, 17 апреля 2004 года (на Светлой седмице), около 21 часа, после богослужения опустошительный пожар охватил монастырь Сузана в уезде Прахова. Тогда дотла два корпуса сгорели и несколько сараев. Сгорела и келья сестры Г., которая рассказывает следующее: «Меня не было дома, а поскольку пожарные начали тушить с тех келий, которые были ближе к церкви, то никто не взломал мою дверь и не стал тушить у меня огня. И всё сгорело: кровать, стол, шкаф, пол и крыша, крытая дранкой. Стропила крыши, сделанные из строевых елей, я обнаружила в келье рухнувшими вместе с потолком, который я недавно еле отремонтировала, – добавляет сестра Г. без тени сожаления о понесенном ущербе. – Тлеющих угольев в ней было по колено!» Вот что еще рассказывает сестра Г.: «С отцом Клеопой я не встречалась лично ни разу, но очень благоговела перед ним, слушая его кассеты и читая его книги. Отец Клеопа говорил, что как кузнечик, так прыгает к спасению монах. Люди идут как обычно, а монах прыгает, как кузнечик. Думаю, и эти слова Батюшки внушили мне любовь к монашеской жизни. Перед Святой Пасхой, наводя чистоту, я повесила фотографию отца Клеопы на стенку над кроватью, говоря себе, что, когда он будет канонизирован, повешу ее на восточную стену кельи. Это была простая цветная фотография на картоне, обернутая пленкой, формата А3. Когда я после пожара возвращалась домой, то встретилась с матерью И., у которой тоже сгорела келья, и сказала ей: – Ну что поделать, матушка, если Богу так было угодно! – а потом спросила ее: – А у меня что-нибудь осталось? На это мать И. ответила: – Ничего! Ты осталась с одним отцом Клеопой!

http://pravoslavie.ru/117569.html

В Общецерковном туре, прошедшем в стенах Сретенской духовной академии на Светлой седмице 27-29 апреля 2022 года, приняли участие 46 человек. Перед началом Олимпиады был отслужен торжественный молебен, который возглавил и.о. ректора Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов в сослужении первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви иеромонаха Аполлинария (Панина) и и.о. проректора по учебной работе Сретенской духовной академии иеромонаха Иринея (Пиковского). Программа Общецерковного тура состояла из двух частей: написания творческой работы (эссе) и выполнения тестовых заданий. В рамках первой части тура, прошедшей 27 апреля, участникам были предложены на выбор следующие темы творческого задания: Тестовая часть, над которой участники работали во второй день, 28 апреля, содержала в себе 75 вопросов, касающихся основных областей богословского знания: догматики, истории Церкви, библеистики, литургики. Работы участников Олимпиады были оценены экспертами из числа преподавателей ведущих высших духовных учебных заведений. Помимо непосредственного участия в Олимпиаде в конкурсные дни студентам была предложена обширная культурная программа, включавшая в себя экскурсии по Сретенскому монастырю и Сретенской духовной академии, посещение Храма Христа Спасителя, экскурсия на смотровую площадку башни «Федерация», пешие прогулки по вечерней Москве. Было предоставлено и свободное время для самостоятельного осмотра достопримечательностей пасхальной столицы. Завершающий день мероприятия, в Светлую Пятницу, 29 апреля, начался с Божественной литургии в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке. Богослужение возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий в сослужении председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова , и.о. ректора Сретенской духовной академии протоиерея Вадима Леонова, наместника Сретенского монастыря иеромонаха Иоанна (Лудищева), братии обители и гостей. За богослужением молился ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5922306...

Митрополит Чувашский и Чебоксарский Варнава: «О Господе надо говорить с любовью…» Источник: «Благовест», Самара На Светлой Пасхальной Седмице Митрополит Чувашский и Чебоксарский Варнава совершил праздничное Богослужение в Свято-Троицком мужском монастыре, что в небольшом, уютном старинном городке Алатыре. Монастырь этот – мощный духовный центр Чувашии, жемчужина древней земли, ровесник города, который ведет свое летоисчисление со времен Царя Иоанна Грозного. На протяжении всей своей многовековой истории монастырь дважды горел, до полного уничтожения огнем, но по Промыслу Божию, молитвами и трудами верующих всякий раз возрождался из пепла. По благословению Митрополита Варнавы Свято-Троицкий мужской монастырь с 1995 года после долгих лет духовного запустения и разрухи активно восстанавливается. Владыка часто бывает здесь, молится, помогает советом и делом, наблюдает за ходом работ, за духовным становлением и ростом многочисленной монашествующей братии. Сегодня Митрополит Чувашский и Чебоксарский Варнава – наш собеседник. – Христос Воскресе! Ваше Высокопреосвященство! В Чувашии немало подписчиков нашей газеты «Благовест», поэтому хочется, чтобы со страниц газеты прозвучало сегодня Ваше слово Архипастыря. Расскажите о епархии, о храмах, монастырях… – Чебоксарско-Чувашская епархия образовалась в шестнадцатом веке. В то время на чувашской земле, в душах человеческих еще господствовало язычество. Но постепенно люди просвещались светом веры Христовой, возводили храмы, возносили свои молитвы к Врачу душ и телес наших. Но жили чуваши всегда очень бедно. И потому те старинные церкви, которые сохранились в республике до наших дней, не отличаются богатством и красотой внутреннего убранства. Когда в 1976 году я принял управление епархией, народ даже в храмы на Богослужения ходил еще в лаптях. У приходских батюшек в селах зачастую не было в запасе даже простыни, чтобы организовать после службы отдых Архиерея; отправляясь в поездки, я всегда брал с собой деревянную ложку. Но несмотря ни на что я всей душой возлюбил этот особый народ. Порой смирялся, терпел – а как же иначе? Терпением человек приобретает многое. Тем более – духовный отец должен понимать, для чего он пришел к людям. И верующие стали отвечать мне тем же: горячей любовью и преданностью.

http://pravoslavie.ru/36734.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010