4). Люди в путешествии, а то и в паломничестве. Митр. Антоний Сурожский рассказывал, что в одном российском монастыре в воскресный день настоятель не причастил группу приехавших детей (которых учительница готовила, как могла, ко встрече со Христом) на том основании, что они не постились три дня. Святейший Патриарх на прошлом Епархиальном собрании с болью и возмущением говорил о случае, когда на Рождество женщину не допустили к Причастию, потому что на Новый год она, на семейном празднике, за постным столом, выпила бокал вина. Я знаю случай, когда девушка, студентка, готовилась к причастию, но в субботу, идя из института, по забывчивости съела мороженое, которым её угостили подруги; её не причастили на следующий день. И это, к сожалению, вовсе не исключения, а скорее правило в нашей, особенно не-московской, приходской жизни.       5). Наконец, отмечу вопрос причащения на Светлой седмице и на Святках. На страницах Церковного Вестника, когда летом обсуждался этот вопрос, один архиепископ сказал, что на Пасху православные не причащаются, а разговляются, и что желание причаститься на Пасху есть признак отсутствия смирения. Другой архиепископ говорил, что на Светлой седмице хорошо причащаться, но всё равно нужно три дня поститься. Многие пастыри считают, что Пасха - время веселия, и поэтому причащаться надо Постом... и так далее.       Мы попросим вас проанализировать эти ситуации.       Помимо этого, хотелось бы обсудить вытекающие из всего этого проблемы более общего порядка, из которых я назову три.       1). Проблема соотношения евангельской нравственности и внешней аскетики. Вот пример. Приходит человек на исповедь перед Причастием, и перечисляет батюшке грехи: не туда посмотрел, не то съел, с мамой ссорюсь, ругаюсь с близкими, телевизор много смотрю, и проч. Батюшка устало кивает головой на каждый произносимый грех и повторяет автоматически: Господь простит. Перечисление закончено. Тут батюшка оживляется и начинает придирчиво расспрашивать исповедника, как он готовился к Причастию: вычитал ли три канона и последование ко Причащению, постился ли три дня, с рыбой или без, и плохо, что с рыбой, надо было без рыбы, а лучше и без масла; ходил ли эти дни в храм, был ли накануне на богослужении, и почему ушёл после помазания, нехорошо, это леность, нужно понуждать себя; не ел ли ничего с утра, etc., etc...

http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_igum...

10 серпня 2006 р. 11:44 Смоленская икона Божией Матери [Стаття] 10 августа по новому стилю (28 июля ст. ст.) Православная Церковь отмечает праздник в честь одной из наиболее почитаемых на Руси икон — чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией. 30 липня 2006 р. 19:45 Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь [Стаття] 2 августа состоится визит Святейшего Патриарха Алексия в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который отмечает 910-летие со дня своего основания. В связи с предстоящими юбилейными торжествами Пресс-служба Московской Патриархии публикует материал об истории и сегодняшнем дни жизни одного из древнейших русских монастырей. 25 2006 р. 12:52 «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая» [Стаття] Во вторник Светлой седмицы Церковь установила празднование в честь одного из наиболее почитаемых в православном мире чудотворных образов Пресвятой Богородицы — Иверской иконы. 21 2006 р. 09:00 Пасха в Дахау, 1945 г. [Стаття] Воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара († 2006). Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора. 16 2006 р. 18:17 О Страстной седмице [Стаття] Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. 11 березня 2006 р. 20:19 Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника [Стаття] Статья посвящена истории установления празднования Торжества Православия в первую неделю Великого поста и рассмотрению состава богослужения в этот день 3 березня 2006 р. 18:04 4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) [Стаття] В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

Апостольское зачало на Литургии читал 14-летний Василий Пуцылов, чтец храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО, учащийся 7 класса московской школы 1329. Патриаршее богослужение посетила заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова.  За Литургией молились около 4000 детей из воскресных школ и православных гимназий г. Москвы. Также в Храме Христа Спасителя молились учащиеся Таврической духовной семинарии (Симферополь), по благословению Святейшего Патриарха Кирилла совершавшие на Светлой седмице паломническую поездку по храмам и монастырям Москвы и Подмосковья. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Все песнопения за богослужением исполнили два сводных детских хора под управлением секретаря Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения  В.А. Волковой и С.Ю. Маркелова. Организацию участия детских коллективов в богослужении осуществляет Церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения. В этом году в двух сводных хорах участвовало 630 детей, которые представляли 27 хоров из 22 епархий. Впервые в сводном хоре принимал участие детский коллектив из Луганской епархии . В состав сводного хора вошли следующие коллективы: Проповедь перед причастием произнес иеромонах Онисим (Бамблевский). По завершении богослужения от лица учащихся воскресных школ и православных гимназий столицы учащиеся воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких Полях г. Москвы приветствовали Святейшего Патриарха Кирилла и преподнесли Его Святейшеству подарки — шоколадное яйцо и пряники. Затем Святейшего Владыку приветствовали участники детского сводного хора из разных епархий Русской Православной Церкви. Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом: «Христос Воскресе! Дорогие дети, папы и мамы! Все, кто сегодня вместе со мной празднует Пасху в Храме Христа Спасителя!

http://patriarchia.ru/db/text/6021383.ht...

В Иерусалимском уставе Л. является обязательным ежедневным богослужением: по характеру она бывает вседневная (заупокойная) и воскресная, праздничная. Вседневная Л. Согласно 9-й гл. совр. Типикона, ежедневно вечернее и утреннее богослужение должно заканчиваться Л. По отпусте вечерни или 1-го часа и после того как пропеты многолетны, священник с кадилом в предшествии 2 свещеносцев исходит в притвор при пении стихиры храма. По окончании стихиры, если Л. служится после утрени, читается «Оглашение» прп. Феодора Студита (т. е. одна из бесед преподобного, посвященная порядку жизни в мон-ре; см.: Виноградов В. П. Уставные чтения. Серг. П., 1914), после к-рого поется тропарь преподобному. Затем священник, облачившись в епитрахиль , возглашает      , следует Трисвятое по «Отче наш», далее поются заупокойные тропари                        священник произносит заупокойную сугубую ектению, затем следуют возгласы и отпуст; по отпусте поется                    (Типикон. Ч. 1. Л. 22 об.- 23; также см.: Афанасий (Сахаров), сщмч. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 186-188). В связи с заупокойным характером этой службы она получила в рус. традиции название заупокойной Л. В греч. Церквах она называется «заупокойное Трисвятое» (νεκρ Þ σιμον τρισγιον). Эта Л. в установленное Типиконом время, как правило, не совершается, но в совр. практике РПЦ ее часто служат по окончании литургии, иногда по просьбе отдельных молящихся, т. е. по сути она превратилась в требу . Заупокойный характер этой Л., вероятно, обусловлен обычаем древних мон-рей (Студийского и афонских) погребать в притворе ктиторов мон-ря и совершать их ежедневное поминовение при выходе из храма после богослужения. На Светлой седмице Л. по окончании утрени совершается не в притворе, а вне монастыря; она сопровождается преднесением хоругвей, участники Л. также несут в руках Евангелие, крест и иконы - т. е. по сути Л. представляет собой крестный ход; это богослужение в отличие от вседневной Л. совершается по чину молебна с пением канона и чтением Евангелия (см.: Типикон. Ч. 2. Л. 471 об.). Л. на вечерне в составе всенощного бдения

http://pravenc.ru/text/лития.html

Ольга 25 апреля 2020, 21:34 Искренне благодарю за вечернее богослужение. Это так необходимо и ценно. Храни Вас, Господь! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Татьяна 24 апреля 2020, 22:21 Христос Воскресе! Спасибо огромное за трансляции в Великий Пост. До переезда были прихожанами Сретенского монастыря, соскучились по владыке Тихону. А тут такой подарок! Жалко, что на Светлой седмице не было трансляций, но благодаря этому открыли для себя еще Святогорскую Лавру. Марина 23 апреля 2020, 16:59 Спаси Господь за вашу работу, за ваш подвиг. Да, это подвиг - найти выход для тысяч людей иметь возможность молиться на богослужении, пусть даже не находясь непосредственно в храме. Агрессивность некоторых отдельных православных и целых движений несколько удивляет. Откуда у них такое безапелляционное видение своей правоты? Они молятся больше Святейшего Патриарха, больше владыки? Кто знает, что покажет время... Возможно это было единственно правильное решение сохранить Русскую Церковь и Православие в России. Владыке Тихону скорейшего выздоровления. Всем нам мира душевного и любви. Ольга 20 апреля 2020, 14:31 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Низкий православный поклон и слова благодарности Владыке Тихону, братии Псково-Печерского монастыря. Храни Вас, Господь! Многая и благая лета! Анна 15 апреля 2020, 18:46 А ещё, дорогие православные христиане, сейчас идут ВЕЛИКИЕ ДНИ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ! А мы с вами тут (в первую очередь, о себе говорю) " залипли " в сети с этим коронавирусом и только и смотрим мнения, обсуждаем, всё, что связано с ним, и как нам в храм ходить и не ходить и прочее! Лучше бы нам помолиться сейчас побольше, покаяться и почитать Евангелие и проповеди! Вот, какую замечательную подборку всегда Православие.ру нам делает! Про Страстную Седмицу, про каждый день в отдельности! Спасибо вам большое, уважаемые сотрудники! Анна 15 апреля 2020, 18:42 Тем, кто говорит, что никогда не прекращали в храмы ходить во время эпидемий. глубоко ошибается. Почитайте получше церковную историю! Во время эпидемий только Причастие не прекращалось. Нужно думать и о том, что можно священников заразить и вот тогда, действительно храм вынуждены будут закрыть СОВСЕМ, на карантин, и некому о нас будет помолиться и Частички на Литургии вынуть. И весь причт и собратия по храму должны будут на карантине сидеть. И сами прихожане! Кроме того, многие священники - многодетные, так что и детки их, вся семья может пострадать!

http://pravoslavie.ru/129886.html

- Да вы сидите, сидите, Анатолий Михайлович! Причастил, произнёс проповедь. Стали опять обсуждать что-то, Анатолий сидел, мы с Батюшкой стояли. Разговор был каким-то радостным, не помню о чём. Прошло минут примерно десять. И вдруг Анатолий побледнел и, сидя на кровати, стал клониться на бок. Я стала из ложечки давать ему оставшуюся запивку, он сглатывал. Внук Никита стал звонить в скорую. Вижу, глотательный рефлекс пропал... - Матушка, отходную читать? - спросил отец Илья. - Читайте, Батюшка. И ещё до конца отходная не была прочитана, отошёл Анатолий ко Господу 25 Апреля 2014 года. Отец Илья уже позже мне говорил, что много ему довелось в своей жизни причащать умирающих... - Но тут я даже растерялся. Сразу позвонили Владыке. А Владыка собирался ехать в Верхотурье, но поездку отменил. Приехал Владыка, обнял меня, заплакал. Спросил моего согласия похоронить Анатолия в монастыре. Позже внук мне сказал, что незадолго до кончины дедушка тоном - вот бы на Марс слетать - сказал ему: - Вот бы на Ганиной Яме быть похоронену... » Который раз я перечитываю эти строки письма Светланы Николаевны, и каждый раз у меня наворачиваются слезы - и духовной радости, и благодарности к Богу, к Святым Царственным Мученикам, что мой Друг и Соратник своими простыми жизненными подвигами достиг такой ясной высоты и переходом своим к Жизни Вечной засвидетельствовал слова Святого Царя и Пророка Давида: Правда Твоя - правда вовеки, и закон Твой - истина. Беды и скорби овладели мной; но заповеди Твои - в поучение мне. Правда вечная откровения Твои; вразуми меня, и жив буду (Пс. 118, 142-144) Отпевали А.М.Верховского Архиерейским Богослужением в Екатеринбургском соборе на Крови Царственных Мучеников Антипасхой - 27 Апреля. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в прощальной проповеди произнес: «Анатолий Михайлович Верховский был верным чадом Русской Православной Церкви. Он отошёл ко Господу вскоре после Причастия Святых Христовых Таин, на Светлой Седмице. Христианская кончина, непостыдная и мирная, стала логическим завершением его подвижнического земного пути... Неутомимый исследователь, он был человеком несгибаемой воли, очень честным, прямым и открытым. Он готов был стоять за правду, чего бы ему это ни стоило... Чтобы так умереть, надо было так жить. Мы ценили и любили его при жизни и с особым чувством признательности станем молиться об упокоении его бессмертной души теперь. Возносим также тёплые, сердечные молитвы о здравии его родных, переживающих эту утрату».

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/25/...

Икона является как бы связующим звеном между двумя центрами Русского монашества на Афоне: нынешней прибрежной Пантелеимоновой обителью и Старым Нагорным Руссиком. Некогда она была местным образом в иконостасе Пантелеимоновского собора Старого Руссика. В 30-х годах XVIII века пресеклось русское монашество на Афоне. Более 60-ти лет выходцы из Руси не могли попасть на Афон и пополнить свою обитель по причине начавшейся череды военных столкновений России с Турцией, а также антимонастырской политики Императора Петра I. Лишь после 1745 года они вновь смогли попасть на Святую Гору, однако их вековая отчина, Русский Пантелеимонов монастырь (нынешний Нагорный Руссик), был занят греками. Впервые за 600 лет существования обители греческие насельники изменили ее общежительный устав на своевольный, что неминуемо влечет за собой ослабление монашеской жизни. В этот период были проданы или заложены растовщикам многие монастырские святыни, в числе которых и драгоценнейшая из всех святынь глава свтого великомученика Пантелеимона, выкупленная впоследствии князем Скарлатом Каллимахом (+1821). Спустя всего два дестилетия греки бросили Нагорный Русский монастырь и спустились на побережье, где во владении Руссика, недалеко от его пристани, находилась старинная Воскресенская келлия. Обновив келлию с церковью при помощи благодетелей, греки поселились там. В новое свое пристанище забрали они и оставшиеся святыни, среди которых была чтимая икона святого Пантелеимона. Однажды, войдя в храм для утреннего богослужения, они увидели, что образа нет на его месте. Спустя некоторое время икона была обнаружена в Соборе Старого Руссика. Греки вновь перенесли икону в новое свое пристанище. Однако, и на следующее утро образа не оказалось в церкви. Он вновь возвратился в оставленную самовольно греками древнюю обитель. Не поняв вразумления, они в третий раз спустили икону к побережью. Икона более не покидала Воскресенского храма, но спустя некоторое время произошло грозное попущение Божие: в 1890 году, на Светлой седмице случилось на Афоне сильное землетрясение, в результате которого брошенный греками и забытый Отечеством Древний Русский монастырь рассыпался в прах. Погибли все братские корпуса с 15 малыми храмами, оба Соборных храма – Пантелеимоновский и Успенский, расписанные в XIV веке знаменитым мастером Македонской школы Мануилом Панселином.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2631

Источник информации: Знаменский храм расположен в привокзальной части города, недалеко от железной дороги. Здание церкви кирпичное, стены оштукатурены и окрашены в два цвета с выделением декоративных элементов побелкой. Участок обнесён оградой. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы начала действовать с 1869 года в Станичной слободе, являющейся тогда пригородом Борисоглебска. (Сам же Борисоглебск принадлежал тогда Тамбовскому уезду). Построена она была казаками на пожертвования прихожан. В храме были освящены три придела: центральный — Знамения Пресвятой Богородицы, южный — в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, северный — в честь Казанской иконы Божией Матери. Иконостас был подарен Знаменскому храму более ста лет назад самим Императором Николаем II. Это — дипломная работа выпускников Императорской академии. Все иконы писались в Санкт-Петербурге в стиле афонского письма, там же вырезались и покрывались позолотой киоты. Краски использованы масляные, доски для образов и для резных киотов – липовые. При церкви имелась церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. Весной 1941 года Знаменский храм (в то время это был последний из действующих в Борисоглебске и районе) хотели закрыть. Абсолютно достоверно известно, что соответствующие документы были полностью подготовлены и отправлены в Воронеж «на утверждение». Но принять по ним «положительное решение» воронежские безбожники не успели — началась Великая Отечественная война. Таким образом, службы в храме прекращены не были. В настоящее время Знаменский храм — вторая кафедра Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. После Пасхи на Светлой Седмице и на второй день Рождества Христова правящий Архиерей совершает Богослужение в Знаменском соборе Борисоглебска. В храме имеется святыня — Икона Пречистой Девы Марии Богородицы, именуемая " Отрада и Утешение " . Написана она на святой горе Афон в Ватопедском монастыре в 1902 году. В этом же году образ Богоматери привезен паломниками в Таволжанский Казанский монастырь в Новохоперском уезде Воронежской губернии, где находился до 1937 года. После разрушения обители святыня сохранялась у игумене Аполлинарии в с. Средний Карачан. В 1945 году икона передана в Знаменский храм города Борисоглебска, где и находится по настоящее время.

http://sobory.ru/article/?object=11533

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время. С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, " что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика " . Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми. Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие: " В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: " Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день " . И прогремело в ответ как гром мощный: " Воистину воскрес Христос " " . Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений. Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог " не Бог мертвых, но Бог живых " . В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

http://religare.ru/2_101256.html

— Какие вопросы церковной жизни, на Ваш взгляд, являются наиболее актуальными для паствы, находящейся в рассеянии? — Я считаю, что Церковь должна больше выходить к людям, совершать, как пишет епископ Феофан Затворник, «апостольское хождение в народ». Нельзя ограничиваться богослужениями и требоисполнением. В своем служении духовенство должно постоянно познавать что-то про любовь и любить своих пасомых. Мы, священнослужители, прежде всего должны работать над собой, становиться лучше, развивать путем молитвы и смирения личные отношения с Богом, снисходить к другим, не осуждать грешников, не смотреть на них свысока, а сочувствовать им и жалеть их. Мы должны проповедовать не столько словом, сколько делом, доброй жизнью. С такой проповедью мы должны выходить в мир. Интересно отметить, что на Светлой Пасхальной седмице положено ежедневно совершать крестный ход вокруг наших православных храмов. Почему? Это Церковь призывает своих чад к проповеди Воскресения Христова в этом мире, «прелюбодейном и грешном». Церковь как бы говорит: «выходите к людям и в радости духовной продолжайте дело апостолов и мироносиц». Свет Живоносного Гроба Господня должен сиять в наших глазах, в наших делах, в нашей жизни. Тогда, и только тогда, мы вкусим сладость успеха в церковно-проповедническо-миссионерском делании. — Не могли бы Вы дать оценку году, прошедшему после подписания Акта о каноническом общении; что уже сделано и что предстоит сделать? — Благодаря молитве и праведным трудам блаженнопочившего Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра , последний год прошел весьма благоуспешно, с большим духовным подъемом и колоссальной пользой для Православия. После торжеств, связанных с подписанием Акта о каноническом общении, владыка Лавр посетил Украинскую Православную Церковь, где он, посещая ее святыни, протянул братскую руку поддержки Блаженнейшему митрополиту Владимиру и всему страждущему от раскольников каноническому Православию в этой стране. Затем, по благословению Святейшего Патриарха Алексия и приснопамятного Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, официальная делегация Московского Патриархата и певчие хора Сретенского Градо-Московского ставропигиального мужского монастыря, сопровождая Державную икону Божией Матери, посетили почти все епархии Русской Зарубежной Церкви, сея доброе, полезное и вечное.

http://patriarchia.ru/db/text/423867.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010