315 Здесь на плащанице  –  изображение Богоматери без предстоящих апостолов и Христа, т. е. образ не Успения Пресвятой Богородицы, а так называемой «Богородицы Гефсиманской» (чудотворная икона во святом граде Иерусалиме). 316 Конечно, и картофель, и капусту, и яблоки. Нужно бояться оскорбить память усеченного в голову Великого из рожденных женами не тем, чтобы съесть то, что имеет круглую форму (напоминающую голову), а тем, что возбуждает наши страсти и служит средством к невоздержанию. См. сейчас ниже цитату из Устава. 318 Этот круг подвижных дней называется так потому, что подготавливает к Великому посту. Как вожди перед борьбою с врагами ободряют воинов мудрым и благовременным словом, так и Церковь нас сначала приготовляет к подвигам поста и покаяния, а потом к ним призывает. См.: Синаксарь Недели мытаря и фарисея; Николький К. Пособие к изучению. С. 667. 320 Напев песнопений этих должен быть исключительно покаянно-умилительный, а не разухабистый с ритмом в ¾ (такт вальса), как это очень часто случается в современной приходской практике (вроде пресловутого гнуснейшего Веделя). Большего непонимания и извращения духовных основ богослужения и самого христианства нельзя придумать. Только сатана может внушить допускать в церквах такое кощунство. И куда зайдет еще наше церковное пение, представить страшно! А зайдет... И если о нововведении первохристианских гласовых мелодий подвижники плакали, то без сомнения у подвижников при конце времен очи никогда не будут просыхать от слез, если некоторым из них придется жить в подобной обстановке, а не в пустыне. 321 Исторически это вызвано желанием Церкви избежать общения с еретиками-армянами, постившимися во всю эту седмицу. 325 Семик  –  в народных языческих представлениях – молодой, приветливый, веселый человек, большой приятель этой честной масленицы. И в настоящее время у нас в деревне никак не могут освободиться от двоеверия: будучи христианами, справляют в то же время праздник русальной недели в четверг на 7-й неделе по Пасхе (это и есть семик), в который девки и девочки, как бы не будучи в состоянии остаться равнодушными к ухаживаниям этого мифического молодца, украшают разноцветными лоскутками березки, завивают венки из цветов и на ветвях берез, бросают их в воду, загадывая о суженом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Arhiva Predica Patriarhului rostit în Duminica Înfricotoarei Judeci dup Dumnezeiasca Liturghie svîrit la biserica „Soborul Sfinilor Moscovei” din Bibirevo, or. Moscova 23 februarie 2020 23:21 23 февраля 2020 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, как вы уже слышали, особый воскресный день, который открывает подготовительную неделю в преддверии Великого поста. С этого дня начинается Масленица. С одной стороны, наступает время народных гуляний, что уже прочно вошло в наш фольклор и быт. С другой стороны, это неделя, в течение которой мы уже совершаем великопостные богослужения, и народ Божий готовится к вхождению в великую спасительную Четыредесятницу. Сегодняшнее воскресенье посвящается теме суда, которая особым образом представлена в Священном Писании. Вообще суд — это древнейшее человеческое учреждение; да и вряд ли возможна цивилизация без суда, ведь люди постоянно вступают в конфликты по разным поводам и причинам. А для того чтобы конфликты не завершались самым страшным образом, чтобы один человек не убивал другого, и был создан человеческий суд. Не было специальных актов о создании этого учреждения — суд вырос из самой истории человеческой цивилизации. И совершенно неслучайно, что именно сегодня, вступая в особую подготовительную неделю перед Великим постом, мы читаем страницы Священного Писания (Мф. 25:31-44), которые повествуют нам о Страшном суде — последнем Божием суде, когда явится окончательно абсолютная справедливость, когда ничто не сможет быть утаено, ничто не сможет быть искажено, но все предстанет пред лицом Божиим в свете Его Божественной правды. В Евангелии рассказывается о суде Божием, на который призваны все, и праведники будут поставлены с правой стороны, а грешники с левой, и Божественный суд отделит добро от зла, правду от лжи.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5595797...

Во всех храмах УПЦ помянули погибших в результате трагических событий в Киеве 22 февраля, 2014. Новостная служба Также распоряжением Блаженнейшего Митрополита Владимира отменены все развлечения на Масленицу 22 февраля. ПРАВМИР. Во Вселенскую родительскую поминальную субботу, 22 февраля, во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви были совершены поминальные богослужения, за которыми были вознесены молитвы о всех погибших в результате трагических событий в Киеве. Во Вселенскую родительскую поминальную субботу, 22 февраля, во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви были совершены поминальные богослужения, за которыми были вознесены молитвы о всех погибших в результате трагических событий в Киеве, сообщает Православие в Украине . Накануне вышло соответствующее распоряжение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира с благословением сугубо помянуть всех погибших и помолиться за упокой их душ и прощение грехов без разделения по политическому или любому другому признаку. «Перед Богом нет ни правых, ни левых; ни милиционера, ни протестующего, — отмечается в обращении Предстоятеля. — Церковь молится за упокой их душ, о прощении грехов и милосердии к тем, кто преждевременно предстал перед нелицемерным Судьей и Милосердным Богом». Также распоряжением Блаженнейшего Митрополита Владимира отменены все развлечения на Масленицу. Украинская Православная Церковь призвала верующих молитвой и покаянием готовиться к Прощеному воскресенью и Великому посту и предложила продолжить дни траура по погибшим до Светлого Христова Воскресения, незадолго до которого наступит 40-й день с их гибели. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 апреля, 2018 23 апреля, 2018 25 февраля, 2016 25 февраля, 2016

http://pravmir.ru/vo-vsex-xramax-upc-pom...

В русских храмах на Тайване отпраздновали юбилей возрождения богослужебной жизни Тайбэй, 6 марта 2014 г.      1 марта 2014 года в Крестовоздвиженском приходе Русской Православной Церкви в г. Тайбэй (Тайвань) в юбилей воссоздания приходской общины состоялось богослужение, сообщает пресс-служба православной общины Русской Православной Церкви в Тайване. По окончании Божественной службы члены общины со своими семьями организовали празднование Масленицы. Православная община в столице Тайваня была возрождена год назад, и первое богослужение в новом храмовом помещении было совершено в Прощеное воскресенье. В этом году прихожане встречают Великий Пост уже в полностью отремонтированном храме. 2 марта, в Неделю о Страшном Суде, православное богослужение также состоялось в г.Тайчжун на Тайване. В течение всего Великого поста в двух православных общинах в г. Тайбэй и Тайчжун на Тайване будут совершаться богослужения. На первой седмице в храме города Тайбэй ежедневно совершается Великая Вечерня с чтением покаянного канона Андрея Критского, а в субботу Первой седмицы в храме состоится Божественная литургия святителя Василия Великого, в последующие седмицы будет совершаться литургия Преждеосвященных даров. В богослужениях в качестве чтецов, пономарей и певчих участвуют студенты и выпускники Московской духовной академии, проходящие обучение в университетах Тайваня, в хоре также помогают члены общины, проживающие на Тайване или находящиеся в долгосрочных командировках, а также местные жители, интересующиеся православием и готовящиеся к принятию Таинства крещения в Великую Субботу. Все богослужения совершаются на церковнославянском и на китайском языках. В г. Тайчжун литургия будет совершаться по договоренности с прихожанами несколько раз в течение Великого Поста. Русская православная община на Тайване готовится встретить праздник Пасхи на общем богослужении в г.Тайбэй. Пасхальные торжества будут также проводиться на приходе в г. Тайчжун и в кругу православных соотечественников проживающих в г. Синьчжу. 6 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/68985.html

Кроме частного поминовения каждого умершего, бываемого по желанию родных и знакомых его, Православная Церковь совершает в определенные дни общее поминовение всех умерших христиан. Такие поминовения называются вселенскими панихидами, а самые дни – родительскими. Таковы дни: суббота перед мясопустом (масленица), субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, суббота перед Троицыным днем и вторник (в иных местах понедельник) Фоминой седмицы. Кроме того, в Православной Русской Церкви установлено поминовение Православных воинов на брани убиенных: в субботу перед днем Святого великомученика Димитрия Солунского (26-го октября (8-го ноября)) и в день усекновения главы Святого Иоанна Предтечи (29 августа (11 сентября)). Вопросы для повторения учения о богослужении 1 Понятие о церковном богослужении и отличие его от молитвы домашней: – Что называется церковным богослужением? В чем состоит оно? Как разделяются церковные службы? Какие службы называются постоянными? Какие службы считаются требами? Какие из постоянных церковных служб называются главными? Какие важнейшие требы? Чем церковное богослужение отличается от домашней молитвы? Где совершается общественное богослужение? Кто совершает его? 2 Храм. Внешний вид его и внутреннее устройство : – Как называются дома, в которых верующие собираются для общественной молитвы? Какую они имеют форму? С которой стороны устраивается вход в церковь ? Почему вход в церковь – с запада? Что устраивается на кровле храма? Чем украшается купол церкви? Что находится в алтаре? Что такое престол? Что находится на престоле? Что такое антиминс? Что находится в антиминсе? Что ставится за престолом? Как называется место за престолом? Кому принадлежит это место? Что находится в правой (южной) частя алтаря? Что – в северной, левой? Что такое жертвенник? Что называется просфорою? Чем алтарь отделяется от церкви? Что такое иконостас? Как он устроен? Как называются двери в иконостасе, и почему они так названы? Что изображается на царских вратах? Какие иконы занимают первые места? Какая икона ставится над царскими вратами? Чем украшается верх иконостаса? Только ли в одном иконостасе ставятся иконы? Что такое клиросы? Где они устраиваются? Что называется клиросом? Что ставится подле клиросов? Какое значение имеют хоругви? Что устраивается пред царскими вратами? Как называется стол, на котором полагается Евангелие во время чтения? Как узнают христиане, что в церквах совершается богослужение? Где находятся колокола? Что такое кладбище и где оно устраивается?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

27. Понедельник сырный. Прп. Прокопия Декаполита, исповедника. Седмица сырная (масленица) – сплошная . Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах. Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди. Служба прп. Прокопия Декаполита не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»). На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и преподобного, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко молитву неусыпающую...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость...». Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 1-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 8-я и 9-я песни: канон преподобного со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона преподобного, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-11/

Полунощница – богослужение суточною круга, совершаемое в полночь или в любой час ночи до утра. Служба полунощницы установлена, во-первых, с тем, чтобы напоминать верующим молитвенный полуночный подвиг Христа перед отшествием Его на страдания (см.: Мф. 26, 36 – 44 ; Мк. 14, 32 – 39 ; Лк. 22, 41–46 ); во-вторых, для постоянною памятования о дне второго пришествия Христова, которое, по церковному преданию, основанному на евангельской притче о десяти девах (см.: Мф. 25, 1 – 13 ), наступит в полночь; в-третьих, для призыва верующих и в полночь подражать ангелам, немолчно прославляющим Господа. Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. Попразднество, или попразднство , – продолжение праздника. В дни попразднества, наряду с песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь продолжает прославлять событие праздника, а также участников этого события. Число дней попразднества бывает разным – от одного до восьми. Пост – воздержание на какое-то время от чувственных, плотских удовольствий: определейной пищи (мяса, молочных продуктов), зрелищ, мирского общения, «пустых разговоров» и т. п. Пост для христианина есть время особою молитвенною сосредоточения, покаяния и милосердных дел. Пост является средством для укрепления в христианине духовно-нравственных стремлений и возобладания их над чувственно-телесными. В Православной Церкви посты делятся на многодневные и однодневные. Многодневными являются посты: Великий – перед праздником Пасхи; Петров, или Апостольский, – перед празднованием памяти апостолов Петра и Павла; Успенский – перед праздником Успения Пресвятой Богородицы; Рождественский, предваряющий праздник Рождества Христова. К числу однодневных относятся посты в среду и пятницу, установленные соответственно в воспоминание предания Спасителя на страдания и самых Его страданий и смерти. (В некоторые седмицы поста в среду и пятницу нет. Такие седмицы называются сплошными: пасхальная седмица; седмица Пятидесятницы; святки – период в двенадцать дней от праздника Рождества Христова до Богоявления, кроме последнего дня (навечерия Богоявления),седмица мытаря и фарисея и седмица сырная (масленица) – перед началом Великого поста.) Однодневными являются также посты в праздник Воздвижения Креста Господня, 14 сентября; в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,29 августа; в навечерие Богоявления, 5 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ходить в церковь к установленному богослужению была первая потребность; кроме того, хозяева приглашали к себе духовенство, служили в доме молебны и считали долгом кормить нищих и подавать милостыню. Таким образом, цари учреждали трапезы для нищих в собственных своих хоромах и, покормивши их, из собственных рук раздавали деньги, отправлялись в богадельни, посещали тюрьмы и давали милостыню заключенным. Такие благотворительные путешествия происходили особенно перед большими праздниками: перед Пасхой и Рождеством Христовым, также на Масленице; но совершались и в другие христианские праздники. Обычай этот соблюдался повсеместно знатными господами и вообще зажиточными людьми. Алчных кормить, жадных поить, нагих одевать, больных посещать, в темницы приходить и ноги умывать, по выражению того времени, составляло самое богоугодное препровождение праздничных и воскресных дней. Были примеры, что за такие благотворительные поступки цари повышали в чины, как за службу. Дни праздничные считались приличнейшим временем для пиров, как уже было сказано выше. Законодательство русское помогало Церкви, возбранявшей отправлять житейские труды в праздничное время; запрещало судить и сидеть в приказах в большие праздники и воскресные дни, кроме, впрочем, важных нужных государственных дел; торговые люди должны были прекращать свои занятия накануне воскресного и праздничного дня за три часа до вечера; и даже в будни по случаю храмовых праздников и крестных ходов запрещалось работать и торговать до окончания богослужения; но эти правила исполнялись плохо, и несмотря на строгую подчиненность церковным формам в жизни, несмотря на то, что русские даже время считали не иначе, как праздниками, к изумлению иностранцев, они торговали и работали и по воскресеньям, и по христианским праздникам. Зато простой народ находил, что ничем так нельзя почитать праздника, как пьянством; чем больше был праздник, тем ниже был разгул, тем больше поступало в казну дохода в кабаках и кружечных дворах, даже во время богослужения пьяницы уже толпились около питейных домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Проводить масленичную (а, вернее, Сырную, или мясопустную) неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние (допустим, балладу о Кудеяре – о двенадцати разбойниках). Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа – потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек – Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост – это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично.

http://pravoslavie.ru/44978.html

“ Неделя о блудном сыне ” 94 – вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. Накануне на всенощной звучит новое покаянное песнопение “ На реках Вавилонских... ” 95 . “ Неделя о Страшном суде ” – третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным , ибо это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть уже нельзя. Накануне мясопустного воскресенья поминаются все усопшие. Об этом читайте в разделе “Родительские”. Следующая за этим воскресеньем седмица называется масленицей. “ Неделя об Адамовом изгнании ” – прощеное воскресенье . В этот воскресный день читается Евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения . Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие, в знак икренности произносимого. Так же прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста. Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями. Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников); а в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям литургия Василия Великого . Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше. В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010