Архив Пн Прощеное воскресенье 28 февраля 2009 г. 20:00 Воскресный день перед началом Великого поста носит названия: Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье. В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение — это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же — все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена. Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

http://patriarchia.ru/db/text/198562.htm...

То, что название «Четыредесятница» связано с сорока днями поста, является также из того, что далее сказано в Апостольских постановлениях: «Совершайте пост этот прежде поста пасхального [вероятно, имеется в виду пост Страстной седмицы], начиная с понедельника [то есть с Чистого понедельника], оканчивая же в пятницу [накануне Лазаревой субботы]. После этих дней [сорока дней Четыредесятницы], отпостившись, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в нее со страхом и трепетом». Четыредесятница очень рано была названа Великой. Это наименование было дано ей не только для того, чтобы выделить ее из других многодневных ежегодных постов, но и для того, чтобы подчеркнуть ее значение: строгость поста и предполагаемого им подвига вообще, а также цель, ради которой он был установлен, то есть нашу духовную подготовку к главному христианскому празднику – Пасхе. 5. Великая Четыредесятница, как известно, начинается с Чистого понедельника. Предшествующий ей период продолжительностью в три недели, от воскресенья мытаря и фарисея, с которого начинается употребление в богослужении Постной Триоди («открывается Триодь», как говорят в Греции), до Недели сыропустной, представляет собой подготовительный период, готовящий нас к вступлению в Четыредесятницу. Чтения Священного Писания и чудесные песнопения, полные умиления и сокрушения, раскрывают перед нами значение истинной молитвы, искреннего покаяния, поста и воздержания. Первая неделя – сплошная, то есть во все ее дни, включая среду и пятницу, разрешена любая пища. Во вторую неделю (от воскресенья блудного сына до мясопустного) любая пища разрешается во все дни, кроме среды и пятницы. В эти два дня положен пост, как и в дни Четыредесятницы. Эта неделя – и особенно третье воскресенье – называется мясопустной, так как в это время мы прекращаем вкушение мяса, то есть как бы прощаемся с ним, делаем ему «отпуст», собираясь вскоре начать пост. Третья неделя начинается с поне­дельника (после Недели мясопустной) и завершается сыропустным воскресеньем. Эту неделю – более известную под именем масленицы – святой Феодор Студит называет «предпостной», а церковные песнопения – «предочистительной» неделей, ибо она по преимуществу готовит нас к вступлению в Четыредесятницу. В эту неделю запрещается вкушение мяса, но разрешается – во все дни – вкушение рыбы, сыра (и всех прочих молочных продуктов) и яиц. Сыропустной Неделей завершается трехнедельный подготовительный период и на следующий день мы входим в Великую Четыредесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Первая ограда образовывала внешний двор, доступный для всякого, к какому бы кто народу и религии ни принадлежал. От того двор этот и назывался, впоследствии, двором языков. В нем обыкновенно располагались меняла и продавцы разных предметов, употребляемых при жертвоприношении. Второй двор, двор Израиля или великий, был исключительно назначен для народа еврейского. Ворота, ведшие в него, также как и ворота двора священников, были покрыты медью. Двор священников назначался собственно для жертвоприношений. В нем, пред храмом, стоял алтарь для всесожжений, сделанный из меди имевший двадцать локтей в длину и широту и десять – в высоту. В этот двор народ входил только для жертвоприношений, но не проникал далее невысокой ограды, отделявшей жертвенник и заключающееся между ним и храмом пространство от остального пространства двора. За эту последнюю ограду входили только священники. Там на двенадцати медных волах, стояла огромная медная чаша, имевшая вид шестилиственной лилии, называвшаяся морем и служившая для омовения священникам. По сторонам находилось еще десять других омывальниц, медных же, на медных подставах и колесах, которые служили для омовения жертв. Пред притвором, по обе стороны входа, поставлены были две колонны из меди имевшие восемнадцать локтей в высоту и двенадцать в окружности. Колонны эти имели, сверх того, капители высотою в пять локтей, и вероятно – цоколи: потому что вся высота их вместе с капителями, равнялась тридцати пяти локтям. Южная из них называлась якин, северная – воаз (крепость и сила). Поверхность капителей их, была покрыта цветам лилий и опутана, в виде сети, семью цепями. По краям капителей на цепях, было привешено по сто гранат. Внутренние стены храма был покрыты кедровым досками, золотом, драгоценными каменьями, изображениями херувимов, ветвей пальмы и развернувшихся цветов. Потолок был также кедровый; пол в святом кипрского, а в святом святых – кедрового дерева. Все украшения их, даже гвоздья – были из золота. В святое вели двери, которых косяки были из масленичного дерева, а обе половинки из кипрского; они были украшены скульптурою и золотом, как стены. Направо от входа, как и в скинии, стояла золотая трапеза для хлебов предложения, налево – светильник, а прямо – алтарь кадильный. Кроме того, по обеим сторонам стояло по пяти других золотых светильников, и золотых же столов, разнообразной формы, уставленных чашами, сосудами и другими принадлежностями богослужения, тоже из чистого золота. Из святого в святое святых вели такие же двери, как и в святое из притвора; только первые все были из оливкового дерева. Внутри святого святых стоял ковчег завета. Его осеняли два херувима, вырезанные из оливкового дерева и покрытые золотом. Они имели в высоту десять локтей и распростертые крылья их, каждое в десять же локтей, охватывали всю широту святого святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если трудно проходит пост… Критики церковной жизни укоряют нас тем, что вот де, православные нарочно напридумывали лишнего, что когда-то никакого Великого поста не было, а первые христиане просто и радостно встречали Пасху… 25 марта, 2013 Критики церковной жизни укоряют нас тем, что вот де, православные нарочно напридумывали лишнего, что когда-то никакого Великого поста не было, а первые христиане просто и радостно встречали Пасху… Начало Великого поста у нас на приходе из года в год – всегда одинаковое. Говорю не об одинаковости Богослужений или меню питания постящихся, — о другом: с первых же дней поста на прихожан и священников наваливается то, что в церковной среде называется « искушениями »: какие-то неприятности, скорби, маленькие и побольше, обострения конфликтов и болезней (одна прихожанка что ни пост, то неизменно – ну вот так получается — падает и ломает то руку, то ногу, но не унывает и относится к этому стоически и даже не без юмора), житейские неудачи и самые нелепые несообразности… У иных вылезают раскаянные и подзабытые уже, казалось бы, греховные страсти (сколько горьких исповедей выслушаешь на тему «плавного» заговенья на масленицу, которое столь же плавно затягивает человека в запой в дни поста!…). Многие из тех, кто задавался целью «уж этот-то пост» провести подвижнически, строго и свято, стяжать ту и эту добродетель, к концу первой же седмицы, долгой, трудной, неуютно-прохладной, но трезвящей и целительной, как утренний сквозняк, выдувающий из комнаты похмельный чад и дурман, приходят на исповедь в неподдельных, «непостановочных» слезах, слезах обессиленности от самих себя: ничего-то мы не стяжали, никакой-то грех не победили, только еще раз убедились в своей немощи… Состояние это таково, что высоким словом « Богооставленность », встречающимся у святых отцов, его как-то не назовешь, а приходит в голову разве что обескураживающе низменный образ из молитвослова: «яко свиния лежит в калу, тако и аз греху служу»… Эта тягота была хорошо знакома и тем христианам первых веков, на которых мы привыкли ориентироваться как на искусных духовных делателей.

http://pravmir.ru/pervaya-stupenka-k-neb...

Илья 1 февраля 2017, 10:09 " Народное " - не всегда синоним язычества, но очень часто. Вряд ли нам стоит равнять и называть безвредными все " народные традиции " , среди них немело неприемлемого для христианина. И вот еще что важно помнить и понимать: в наши дни нам очевидно, что неоязычество - чуждая России идеология, рожденная на Западе и направленная на решение его задач. Но на расстоянии двух веков нам сложнее заметить, что идеология почитания " народа " и " народности " , превозношение фольклора, выискивание всего племенного - пришло к нам оттуда же, и активно применялось в 19 веке для формирования в Европе идентичностей, альтернативных христианским, для разложения государств и создания новых, и т.п. Вячеслав Камальдинов 31 января 2017, 20:05 Артур31 января 2017, 13:00 Постарайтесь ко всему подходить с рассуждением. Если: " Масленичное чучело в Христианской культуре – это символ человеческой «ветхости», греховности, которая сгорает, «как сено, прикоснувшееся к огню». То можно увидеть стремление человека к Богу. Вот курение ладана, на богослужениях, символизирует возношение молитв ко Творцу, а в древнем Риме кому его курили? Лучше не вспоминать! Апостол Павел учит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» Вот по плодам и проверяйте, точно не ошибётесь ;-) Артур 31 января 2017, 13:52 " ...сжигать соломенное чучело на Масленицу. " Что то не помню ,чтобы святые сжигали соломенное чучело на Масленицу или учили этому. Двойственное чувство от этой статьи мирянина Максима Кузнецова. Тем более, что идет возрождение язычества и суеверия куда ни глянь. Народное это фактически синоним язычества,за редким исключением. Любой народный обычай или обряд основан на суеверии,которое происходит от язычества. В этих обрядах и обычаях нет Христа,всё(здоровье,благосостояние и т.д.) зависит не от Христа,а от того или иного действия,ритуала. Как проверить,как не ошибиться? Очень просто,где нет Христа,там нет христианства и участвовать христианам в таких действиях,обрядах и т.д не надо. Павелъ 31 января 2017, 13:25 Ивану: " Балаганы на Масленицу " Борис Кустодиев Татьяна 31 января 2017, 12:49 Это картина Бориса Кустодиева " Масленица " . Написана в 1920 году. Иван Снетков 31 января 2017, 11:45 Кто знает,что за полотно?Подскажите пожалуйста?Спасибо за всё. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/100612.html

Миф 2: Русские — ленивый народ. Мнение первое: В характере русского народа есть такие черты, как: лень, надежда на авось, разгильдяйство, невыполнение обещаний. Надо воспользоваться опытом Запада, начать перевоспитывать русский народ на западных ценностях. Другое мнение: русский народ исторически не мог быть ленивым. Жизнь в северной стране тяжелее, условия жизни требовали напряженного труда. Наша страна самая большая по площади, и мы осваивали новые территории, что также требовало труда. При этом мы не занимались колонизацией, мы никогда не эксплуатировали другие народы. Читаем отрывок из «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна: Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 и 1526 годах, чьи “Записки о Московии” современные ученые оценивают как одно из наиболее полных и достоверных описаний Русского государства XVI beka. В главе “Праздники” Герберштейн пишет: «Именитые, либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы — дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем растрачивать достаток и время на питье, игру и тому подобные дела. Человеку простого звания воспрещены напитки: пиво и мёд, но всё же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как, например, Рождество Господне, Масленица, праздник Пасхи, Пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы…» Вывод: Пьянству и праздности предавались только высшие слои, которые позволяли себе роскошествовать и пьянствовать. Русский же народ предстает трудолюбивым настолько, что даже в праздники, в которые обычно в других христианских странах отдыхали, русские люди работали. При этом запрещались даже слабоалкогольные напитки — пиво и мёд. И, скорее всего, запрещались эти напитки не кем-то сверху (там как раз наоборот часто предавались пьянству), а самим народом, негласным законом — народным обычаем. Как и у всех древних народов, воспитанных в традиции трезвости, поскольку пьянство было не распространено, то и запрет на хмельные напитки был не абсолютным, но они разрешались в самые большие праздники, когда работать точно было неблагочестиво. Таким образом, мы можем говорить, что в русском народе все, что мешало трудиться, исключалось.

http://azbyka.ru/zdorovie/uroki-trezvost...

Скоморохи ходили большими компаниями, человек в пятьдесят и более, из посада в посад, из села в село и представляли свои позоры преимущественно в праздники. «Ленивые безумные невегласы дожидаются недели (воскресного дня), чтобы собираться на улицах и на игрищах, – говорится в предисловии к слову о неделе св. Евсевия, – и тут обрящеши ина гудяща, ина плещуща, ина поюща пустотная, пляшуща, ови борющаяся и помизающа друг друга на зло». В праздничный день гульба начиналась с самого утра, народ отвлекался от богослужения, и так веселье шло целый день и вечер заполночь; местами представлений были улицы и рынки; от этого самое слово «улица» иногда означало веселое игрище; и старые, и малые глазели на них и давали им кто денег, кто вина и пищи. Скоморохи возбуждали охоту в зрителях, и последние сами принимались петь, играть, плясать и веселиться. Зимой разгулье скоморохов было преимущественно на святках и на Масленице; тут они ходили из дома в дом, где были попойки, и представляли свои потехи; некоторые, не совсем разборчивые в средствах возбудить веселье гостей, приглашали их на свадьбы; когда ехали к венцу, впереди бежали смехотворцы и глумцы, кричали и кривлялись, а на свадебном пиру гудочники и гусельники сопровождали звуками инструментов свадебные песни. Вообще же песни их были большей частью содержания, оскорбляющего стыдливость; их танцы были непристойны; наконец, их позоры также имели предметом большей частью что-нибудь соблазнительное и тривиальное, как это можно видеть из сохраненных Олеарием изображений скомороха, сидящего верхом на другом скоморохе и представляющего, как видно, половое совокупление животных, и другого скомороха в самом отвратительном и непристойном образе. Веселость неразвитого человека всегда ищет потешного в том, что образованное чувство находит только пошлым. Правительство, следуя внушениям Церкви, не раз приказывало воеводам ломать и жечь их инструменты и хари и бить батогами тех, кто созывал к себе песенников и глумцев. При Михаиле Федоровиче однажды в Москве не только у скоморохов, но и вообще в домах музыкальные инструменты сжигали; таким образом их было истреблено пять возов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Почему же видим мы на Руси, что, несмотря на разность средств и положения, купечество, даже самое богатое, гораздо ближе не только к духовенству, но и к низшим слоям народа, нежели наше дворянство, даже самое мелкое и часто во всем нуждающееся? – Потому, что наш чиновный класс, чрез внешнее свое образование и направление мыслей, идет уже более ста лет совершенно по иной дороге, чем народ, хотя и высказывает к нему свою симпатию; это как бы две совершенно разные стихии в одном государстве, несродные между собою никакими воспоминаниями, ни историческими, ни церковными; это как бы два совершенно разных исповедания веры, хотя и одинаково называемые православными. Простой русский человек, по крайней мере, так бывало прежде, пока дурные примеры не возымели своего вредного влияния, хотя и предается неприличному разгулу на святках, или на масленице, однако же не забывает церкви, и, одумавшись, усердно посещает в праздник и под праздник церковную службу. Вот наступает Великий пост – и русский человек входит опять в нравственную свою колею, потому что самая перемена пищи и обряды богослужения напоминают ему, что в церкви совершается нечто высокое, призывающее нас к покаянию; он желает достойно встретить Св. Пасху – торжество искупления всего человечества. Простой народ хотя и не может себе иногда объяснить всего таинственного смысла чтений и обрядов, совершающихся перед его глазами, но он благоговейно следит за ними и неприметно доходит до светлого праздника, внутренне очищенный молитвою и говением. Коснусь теперь воспоминаний отечественных, чтобы доказать величающим себя русскими, до какой степени они действительно могут так называть себя. Положим, что убеждения веры есть дело совести, и что соблюдение церковных молитв, постов и обрядов, следует предоставить на добрую волю каждого. «Дома можно еще лучше молиться, чем в церкви», говорят эти русские космополиты, хотя едва ли молятся они и дома, если жертвуют лучшими часами молитвы пустым увеселениям. Но этим русским по имени людям чужда вся церковно-отечественная история наша, все великие события ее и те славные деятели, которые в свое время спасли и прославили Русскую землю, и потому взаимно ею прославляются ныне в ликах святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Подмосковный детский православный приют «Никита», существующий уже 13-й год, — один из самых знаменитых в России. Его основателя и руководителя — игумена Амвросия Святейший патриарх Алексий II наградил орденом, а губернатор Московской области Борис Громов — почетным знаком. И вот этот игумен бьет в набат — прокуратура Павлово-Посадского района добивается фактической ликвидации приюта, где живут 30 ребятишек. После 13 лет благополучной работы над православным детским приютом «Никита» всерьёз нависла угроза закрытия . В подмосковной прокуратуре считают, что здесь серьёзно нарушены санитарные нормы. После визита в Бывалино специалистов СЭС суд принял постановление о закрытии приюта. Корреспонденты православной телестудии Неофит несколько раз ездили в детский приют в Бывалино. Вот каким они увидели приют: «Детский подарок Патриарху» скачать видеосюжет «Масленица в Бывалино» скачать видеосюжет «Богослужение в поле» скачать видеосюжет Война приюту Борис Клин. Источник — Известия Подмосковный детский православный приют «Никита», существующий уже 13-й год, — один из самых знаменитых в России. Его основателя и руководителя — игумена Амвросия Святейший патриарх Алексий II наградил орденом, а губернатор Московской области Борис Громов — почетным знаком. И вот этот игумен бьет в набат — прокуратура Павлово-Посадского района добивается фактической ликвидации приюта, где живут 30 ребятишек. 2 февраля 2007 года в прославленный приют в деревне Бывалино пожаловали санитарные врачи. Они-то и обнаружили, что число писсуаров, унитазов и ногомоек несколько ниже нормы. В пищеблоке не хватает разделочных столов и моечных ванн для кухонной и столовой посуды, да и помещения устроены неправильно. Не на все продукты есть «удостоверения качества». Словом, множество нарушений. В тот же день райсуд рассмотрел дело о нарушении статьи 6.3 (нарушение санитарных правил) КоАП и вынес отцу Амвросию предупреждение. Но районной прокуратуре такое наказание показалось недостаточным, и она внесла протест в областной суд, указав, что «предупреждение» — это только для физических лиц, а если к ответственности привлекается юридическое лицо, то его деятельность должна быть приостановлена на срок до 90 суток.

http://pravmir.ru/detskij-priyut-byvalin...

Масленица у лютеранского населения не празднуется, разве только более состоятельные в этот день пьют кофе с упомянутым выше печеньем, хворостом. День считается будничным. Пасха, наоборот, считается самым торжественным праздником. Еще с самого начала страстной недели начинается праздничное настроение; четверг (Gründonnerstag) и пятница (Charfreitag) особенно чтутся; в эти дни причащается все село, если оно не успело причаститься уже с конфирмантами в вербное воскресенье. В субботу начинают красить яйца, печь кухены, хворост, сдобные калачи и подготовлять гусей, уток, кур к празднику. Яйца окрашиваются в желтый цвет при помощи луковой шелухи или особой травки, пробивающейся уже очень рано на более возвышенных и сухих местах, и молодежь на страстной повторно отправляется в поле в поисках за этой травой; были, конечно, и красные яйца, но чем они окрашиваются, не знаю. Субботу все проводят в работе и сутолоке; на вечернее богослужение собираются далеко не все, да оно и не торжественно. Для встречи Пасхи убираются и приводятся в порядок не только комнаты и двор, но и улица. Деревенские улицы не мощены, поэтому после весенней грязи вся улица представляется настолько кочковатой, что даже переходить через нее трудно. Поэтому в субботу на страстной улицы боронуют, т. е. путем прохождения всей улицы повторно бороной, на которой в качестве груза сидят ребята, кочки срывают и заполняют образовавшиеся глубокие колеи. После боронования запрягают в одну лошадь вал длиною около сажени и толщиною около полуаршина, тяжестью которого кочки вдавливаются в колеи и полотно улицы принимает гладкий вид. После этого подметают также двор, а переходы из избы в избу посыпают белым песком. Этот песок вообще в большом употреблении у колонистов: им посыпают полы в комнате после мытья пола, часть улицы перед калиткой и т. д. Дети, ложась спать, ставят под кровать или в определенных излюбленных ими местах свои шапки, в которые зайчик ночью должен принести яйца; многие стремятся не проспать восход солнца, потому что в это время в восходящем солнце можно видеть Христов барашек. У лютеран Христос всегда изображается с пастушьим посохом и барашком у ног.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010