Масленица: радуемся и готовимся к Великому посту Наш национальный обычай входит в некое противоречие со смыслом церковного богослужения 26 февраля, 2014 Наш национальный обычай входит в некое противоречие со смыслом церковного богослужения Радоваться или начинать каяться? О том, как христианину лучше провести Масленицу — протоиерей Александр Ильяшенко. Любое дело должно иметь цель. И эту цель хорошо сформулировал преподобный Серафим Саровский : «Стяжание благодати Духа Святаго». Надо иметь в виду, что Масленица  — древний русский обычай, языческий обычай, который Церковь восприняла как то, что людям дорого, т. е. не отвергала, а пыталась принять в круг своей жизни. Это видно из контраста: на Масленице отменяется пост в среду и пятницу, и при этом впервые в среду и пятницу начинается читаться великопостная молитва Ефрема Сирина. Церковь, составляя свой календарь, продуманно готовила верующих к вступлению в Великий пост. Наш национальный обычай входит в некое противоречие со смыслом церковного богослужения. Но противоречие — это не значит, что не совместимо, трудность в том, чтобы совместить. Чтобы празднуя Масленицу, общаясь друг с другом, угощая друг друга, не забывали, что есть не только земное и временное измерение, но и бесконечное небесное. Трудность в том, чтобы гармонично это совместить. Но вполне возможно. Желательно, конечно, посещать храм в эту неделю, принести Богу поклонение или дома прочитать молитву Ефрема Сирина — вторник и четверг вечер, среда и пятница утро — читается молитва Ефрема Сирина. И дай Бог, чтобы эта радость была одухотворенной. Если это так, то никакого противоречия нет, оно как раз снимается. Ведь Евангелие постоянно говорит о радости, которую дает благодать Духа Святаго на земле, и радости неизреченной, которую испытывают угодники Божии, стяжавшие ее своими трудами, своими молитвами, своим покаянием. Если радоваться друг с другом, стараться друг друга порадовать, при этом сохраняя духовную гармонию, то это можно только приветствовать. Поэтому Церковь и приняла этот праздник в свою орбиту, что возможно совместить и то, и другое.

http://pravmir.ru/maslenica-sovmestit-ze...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как нужно провести масленицу? 4 мин., 11.03.2024 Наступает Масленица, а за ней и Великий пост. В церковной традиции эти два, на первый взгляд, разных по своему содержанию периода, не противопоставляются, но взаимно дополняют друг друга. Как вести себя во время Масленицы, чтобы потом не было мучительно больно начинать поститься? Давайте разбираться. Представьте себе, что совсем скоро, через неделю, вам предстоит запустить проект года, или выдержать один из самых сложных экзаменов в этом семестре, или пройти триатлон. Как в этом случае вы проведете Масленицу с ее традиционными гуляньями, тусовками, общением и гастрономическими излишествами? Да, возможно, вы выберете время для того чтобы встретиться с друзьями, сходить в гости, развлечься. Но основное содержание ваших мыслей и образа жизни будет устремлено в будущее. Вы будете готовиться к тому, чтобы, когда наступит час икс, быть в форме, не оплошать, выйти победителем из предстоящего испытания. То же самое можно сказать о христианине, у которого на дворе Масленица, а в душе уже Великий пост. Очень сложно всю неделю, не думая ни о чем, есть, пить и веселиться (Екк 8:15), а в понедельник во всеоружии знаний прийти на экзамен. И так же трудно после разгульной недели войти в пространство поста, который предполагает собранность мыслей и чувств, духовную сосредоточенность и покаяние, то есть активные усилия по изменению себя. И в том, и в другом случае, веселье Масленицы должно быть соразмерным задачам, к выполнению которых нужно будет приступить сразу после ее окончания. В этом разумном соизмерении залог будущего успеха. Пример такого гармоничного сочетания дает церковный Устав. С одной стороны, на сырной седмице — так называется Масленица в церковном календаре — отменяется пост в среду и пятницу. С другой, есть можно все, кроме... мяса, которое из употребления исключается. В будние дни на Масленице в храмах служится литургия Иоанна Златоуста (Великим постом эта литургия совершается только по субботам). Однако в среду и пятницу литургии в храмах уже не предусмотрено. Общий характер богослужений практически не меняется, при этом в исполняемых текстах все чаще звучит тема покаяния, слышится предощущение поста, а в среду и пятницу читается молитва Ефрема Сирина, которая будет сопровождать все великопостные службы.

http://foma.ru/kak-nuzhno-provesti-masle...

От язычества к христианству, или Как провести Масленицу Через неделю Православная Церковь вступит в Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы. Последняя из них, которая в церковном календаре именуется сырной, в народе более известна как Масленица. Она завершается Прощёным воскресеньем, после которого и начинается Великий пост. Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? 8 февраля, 2009 Через неделю Православная Церковь вступит в Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы. Последняя из них, которая в церковном календаре именуется сырной, в народе более известна как Масленица. Она завершается Прощёным воскресеньем, после которого и начинается Великий пост. Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Через неделю Православная Церковь вступит в Великий пост. Подготовка к нему началась за три седмицы. Последняя из них, которая в церковном календаре именуется сырной, в народе более известна как Масленица. Она завершается Прощёным воскресеньем , после которого и начинается Великий пост . Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник научить нас милосердию? Об этом специально для сайта «Правмир» Валерия Ефанова беседует с сотрудником Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС священником Сергием Звонаревым. – Отец Сергий, что можно посоветовать тем, кто собирается праздновать Масленицу? – Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей – часть годового круга богослужения, связанная с Великим постом. Уточню, что, когда мы говорим о «седмице», речь идет о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в текущем году она начинается 22 февраля) оканчивается в Прощеное воскресение, когда совершается заговенье на Великий пост. Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса.

http://pravmir.ru/ot-yazychestva-k-xrist...

Закрыть Христианский или языческий праздник - масленица? 09.03.2004 1092 Время на чтение 4 минуты Из реализации народного творчества складывается культура, питающаяся соком из поколения в поколение передаваемой традиции. Поэтому-то столь важно соблюдение традиций и, главное, их понимание, ибо в мире греха легко извратить добрые истоки. Одним из самых сложных в этом плане праздников является масленица. Что это - остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение? Остановим наше внимание на Великом посте. Задолго до поста мы уже чувствуем его " дыхание " . За три недели до его начала открывается Постная Триодь, впервые звучит " Покаяния отверзи ми двери... " и читается Евангельская притча о мытаре и фарисее - так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням поста. На следующей воскресной службе прибавляется печальное пение 136 псалма " На реках Вавилонских... " и вспоминается притча о блудном сыне. Еще через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. А воскресение перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе - Прощеное воскресение). Затем следует сам Великий пост, отличающийся продолжительностью и строгостью, весь наполненный покаянным чувством и ожиданием светлого и радостного Воскресения Христова. Наконец, приходит Страстная седмица, в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом, а за ней наступает пасхальное ликование: " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ! " . Таким образом, перед нами предстают три периода: 1) предпостовой, 2) постовой и 3) пасхальный. Богословски это можно трактовать следующим образом. Великий пост - это жизнь человечества на земле после грехопадения. Соответственно, до того жизнь протекала в раю, которая, с одной стороны, еще не была обременена горьким плачем и человек был еще свободен в своих делах - это и отражено в двух сплошных предпостовых неделях (вторая касается только молочной пищи), - а с другой, уже имела привкус предстоящего грехопадения - отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И вот, грехопадение свершилось. Человеку была дана свобода (сырная седмица) и он не смог достойно нести ее. Наступает изгнание человека из рая (Прощеное воскресение) и последующие скорбь, тяготы и покаяние нашей наполненной грехом жизни (Великий пост). Но Христос пришел и умер за нас (Страстная седмица), воскрес и даровал нам жизнь вечную (Пасха). В итоге путь от предпостовых дней через пост к пасхальному торжеству означает путь от Адама ко Христу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Последствиями этого были втоптанный в грязь товар и несколько детских истерик. Кроме того, когда с девицы из окрутников сорвали маску, оказалось, что она под какими-то препаратами. В той или иной мере были разгромлены все лавки». Другие участники обсуждения уверяют, что такого рода поведение как раз очень естественно и показывает высокую степень одержимости духами, с которыми опытные неоязычники вошли в контакт 92 . Именно так проходят подавляющее большинство неоязыческих празднеств. Второй любимый неоязычниками праздник, который также не имеет никакого отношения к язычеству, это Масленица. Масленица – последняя неделя перед Великим, сорокадневным постом. С одной стороны, это праздничный период, когда еще можно и даже нужно петь, плясать, веселиться, с другой – подготовка к посту, и на богослужении уже звучат покаянные песнопения. Светские ученые видят здесь только языческие гульбища, приуроченные к весеннему равноденствию, однако объективный подход способен выявить совсем иной смысл Масленицы. В работе «Что скрывает народная культура? Смыслы и символы Масленицы» Д. Крапчунова приводится подробнейший анализ масленичной атрибутики и обрядности и делается следующий вывод: «Анализ масленичной обрядности, выявление мифологемы праздника через фольклорные тексты и его календарная привязка к Пасхе не подтверждают распространенное представление о Масленице как об исключительно языческом наследии. Несмотря на то, что в традициях Масленицы прослеживается общеиндоевропейское прошлое, есть все основания видеть в этом празднике глубокие христианские смыслы, раскрываемые через различные вербальные, визуальные и драматургические образы» 93 . Масленица, появившись на Руси с принятием христианства, получила свое название – «белая», «сырная» или «масленая неделя». Однако суть иносказательных символов Масленицы сугубо христианская. Масленичное чучело в христианской культуре – это символ человеческой «ветхости», греховности, которая сгорает, «как сено, прикоснувшееся к огню». «Огнь сый Владыко, не смею, сено, прикоснуться огню, да не опалиши мене сено суща!» – абсолютно понятный христианский образ, взятый из службы Собору Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа. 9.14. Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами? – Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу. 9.15. Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест? – Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. В праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в центр храма также выносится Крест. 9.16. Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме? – Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу. 9.17. Кто такие оглашенные, которых призывают выйти из храма во время богослужения? – Это люди некрещеные, но которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства – Причащения – их призывают выйти из храма. 9.18. С какого числа начинается масленица?Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощеным Воскресеньем. 9.19. До какого времени читают молитву Ефрема Сирина? – Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы. 9.20. Когда уносят Плащаницу? – Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером. 9.21. Когда можно приложиться к Плащанице? – К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы. 9.22. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Здесь невозможно подойти с одной меркой к каждому человеку, но вектор движения должен быть понятен. Стремиться нужно к тому, чтобы увеселения занимали все меньше и меньше внимания человека, а богослужения и серьезное отношение к молитве, к посту – все больше и больше. На Сырной седмице, конечно, можно проводить культурные мероприятия, творческие вечера православного содержания, если речь идет о том, чтобы уйти от грубых развлечений и увеселений и постепенно через душевное прийти к духовному. Протоиерей Артемий Владимиров Протоиерей Артемий Владимиров (настоятель московского храма в честь Всех святых б. Алексеевского монастыря, что в Красном Селе): Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное (в том числе, в среду и пятницу). Многие находят затруднительным совмещение веселых хлебосольных застолий масленицы с пронизывающей церковное богослужение этих дней мыслью о Страшном суде Господнем. Иным видятся в русской традиции печь блины чуть ли не рудименты языческого самосознания. Спешим развеять это мнимое противоречие. Дело в том, что готовиться к встрече с Человеколюбцем Христом нужно, свершая шесть дел евангельского милосердия: жаждущего напоить, голодного накормить, странника ввести в дом, нагого одеть, посетить больного и навестить томящегося в темнице. Масленица с ее русским гостеприимством и дает нам возможность потрудиться в деятельном милосердии. Общая трапеза имеет свойство смягчать и примирять сердца. А ведь не случайно последнее воскресенье перед Великим постом именуется прощеным! Будем готовиться к нему, взаимно прощая и утешая всех ближних и дальних во славу Божию! Протоиерей Димитрий Мерцев (председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол»): – Несмотря на то, что в наше время масленица – уже больше этнография, народная традиция, не имеющая языческого ритуального значения, тем не менее к христианству она никого отношения не имеет.

http://pravoslavie.ru/44978.html

12. Такое же нехристианское препровождение Пасхи: пьянство, непосещение богослужения, глупые игры, разгульные увеселения и т.п. 13. Нехристианское празднование именин. Именины это личный праздник каждого. В этот день следует сходить в храм Божий, причаститься Святых Тайн за литургией. Вот истинно христианское провождение дня своих именин. 14. Питие и ядение прежде окончания Божественной Литургии в праздники и в воскресенье. 15. Неразличение часов относительно принятия пищи: полуночи на постный день, когда уже начинается утро следующего дня. 16. Несоблюдение поста в среды и пятницы и четырех постов, установленных Церковью . 17. Разговоры, посторонние мечтания и рассматривание по сторонам во время божественной службы. Засматривание в лица с нечистыми желаниями. Уход из храма прежде окончания службы. 18. Употребление рыбы и вина в те дни поста (особенно – Великого), когда нет на них разрешения. 19. Употребление рыбы и вообще нехранение в строгом посте особых дней: Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня и навечерий Рождества Христова и Богоявления. 20. Пьянство, посещение театральных зрелищ, хождение и езда с песнями в дни сырной седмицы и масленицы, которая является преддверием Великого Поста. Такое нехристианское проведение масленицы есть не что иное, как пережитки древнеславянского язычества. 21. Пресыщение в посты и постною пищею. 22. Нарушение любого поста (особенно – Великого) скоромною пищею. В Номоканоне пишется: «Аще кто не хранит поста Апостолов и Рождества Христова и Богородицы, того в Церковь не приемлеши». А 69-е правило Апостольское гласит: «Аще кто не постится во Святую Четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесной, тот да будет отлучен». 23. Пощение с ропотом. 24. Отвлечение других от поста, когда, например, гостям без разбора подают в постный день скоромные блюда и бывают недовольны, когда гость постник от них отказывается, или, приняв квартирантов, не приготовляют постного стола для желающих соблюдать постные дни. 25. При посте телесном несоблюдение поста душевного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Новости 28 февраля, 2011 Сотрудники Центра социальной адаптации Василия Великого отучают воспитанников колоний от мата Сотрудники наиболее успешного церковного центра социальной адаптации – Санкт-Петербургского Центра Василия Великого - нашли эффективный способ отучения воспитанников Колпинской колонии для несовершеннолетних от матерной ругани 28 февраля, 2011 В новоосвященном храме в Марьино помолились о пострадавших от преступлений За Божественной литургией в новоосвященном храме иконы Божией Матери " Утоли моя печали " возносилось прошение: «Еще молимся о братиях и сестрах наших, от преступных деяний невинно пострадавших, и о еже даровати им утешение, здравие и спасение». 28 февраля, 2011 Российский православный институт опубликовал сборник докладов по вопросам религиозного образования Сборник, напечатанный на русском и английском языках, является результатом деятельности международного семинара «Преподавание религиозных знаний в школах РФ: возможности и реалии», проведенного Гетеборгским университетом (Швеция), МПГУ, РПИ св. Иоанна Богослова, Федеральным агентством по образованию РФ, Отделом религиозного образования и катехизации Московского патриархата. 28 февраля, 2011 Святейший Патриарх Кирилл освятил храм в Марьино В неделю о Страшном Суде, накануне наступления Масленицы, в день памяти святого равноапостольного Кирилла, просветителя Словенского, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " в московском районе Марьино и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru. 28 февраля, 2011 Наступившая рабочая неделя будет шестидневной На этой неделе россияне будут работать в субботу - по сообщениям Федеральной службы по труду и занятости, с 5 марта выходной день будет перенесен на понедельник, 7 марта. 28 февраля, 2011 У православных началась Масленица Сегодня началась подготовительная неделя перед Великим постом - Масленица, или Сырная седмица. На этой неделе, согласно уставу, отменяется мясо, а в богослужение добавляются элементы великопостных служб.

http://pravmir.ru/category/news/page/552...

Не следует забывать и о том, что традиция масленичных гуляний имеет общехристианское происхождение. То, что у русских называется Масленицей, в Европе - карнавал. И вспомнив, что писал Михаил Бахтин о карнавальной культуре средневековой Европы, отметим, что русские увеселения по сравнению с западноевропейскими весьма целомудренны и безгрешны. И к тому же, у нас помнят о связи Масленицы с Великим постом, а вот на Западе - уже нет. И саратовские чиновники, спешно переименовавшие «Масленицу» в «Русские блины», интуитивно чувствовали эту связь. Эта точка соприкосновения народной и полуязыческой Масленицы с церковной традицией - Прощеное воскресенье. Собственно, вот этим наличием прощеного дня русская Масленица принципиально отличается от европейского карнавала. Последний день Масленицы Чин прощения появился в жизни первых монашеских общин. О нем упоминается, например, в хорошо известном житии преподобной Марии Египетской. Перед наступлением Великого поста монахи расходились по одному по пустыне до начала Страстной седмицы. Некоторые из них уже не возвращались обратно, погибая от рук разбойников или в лапах диких зверей. Поэтому, расходясь, чтобы встретиться только перед Пасхой, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды - как перед смертью. При этом для тех, кто уходил, пелись пасхальные стихиры - ведь удалившиеся в пустыню могли не дожить до великого праздника... С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. Однако сохранился чин прощения только в православной традиции - у католиков и протестантов его нет. И не только сохранился, но и распространился далеко за стены храмов. Ведь даже в самое безбожное время большинство не забывших родных корней советских граждан твердо знали: последний день Масленицы - Прощеное воскресенье! В отличие от нынешнего времени, в прошлом вся жизнь русского человека проходила в русле церковного календаря. И Масленица со всей свойственной ей удалью вписывалась в церковный уклад особым днем, когда было необходимо примириться со всеми ближними. Хозяева просили прощения у слуг, начальники - у подчиненных. Правило хорошего тона заключалось в том, что первыми просили прощения старшие и больше никогда не вменяли в вину младшим совершенные теми до Прощеного дня прегрешения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010