Вообще, само по себе уподобление Христу, желание что-то сделать такое, чтобы быть немножечко похожим на Христа, является одним из самых главных осмыслений нашего жизненного христианского пути. Потому что мы вряд ли сможем быть похожими на Христа, если будем есть не мясную пищу, а постную. Чего тут такого особенного? Вряд ли мы будем сильно похожи на Христа, если будем просто отстаивать долгие богослужения. Вряд ли мы будем похожи на Христа, если мы просто будем вычитывать очень-очень много молитвенных правил, канонов и так далее. А вот простить – это одно из немногих сложных, тяжелых дел, которое позволяет нам быть похожими на Христа. Почему? Потому что простить другого человека по-настоящему – это взять его грехи на себя, и ничего другого. Это значит просто взять его грех на себя, как это сделал Христос. Он просто взял на Себя грехи мира, и поэтому эти грехи Он искупил Собой. И вот простить человека – в каком-то смысле это так же поступить, как поступил Христос. Это взять на себя грех. Это собой, своим сердцем, своей жизнью его пережить, искупить, взять на себя ответственность за это. То есть снять ответственность за этот грех с другого человека, приняв весь удар на себя. И поэтому простить очень непросто. Ну мы-то, конечно, понимаем, что, когда мы приходим в храм на Прощеное воскресение, для нас это в какой-то степени все-таки драматическое действо – очень эмоциональное, очень серьезное, очень важное, но тем не менее мы понимаем, что легко просить прощения у того, кто перед тобой не виноват – среди прихода – и так легко простить того, кто перед тобой сильно не провинился. Но само переживание это очень эмоциональное, наполняющее, многих женщин доводящее до слез. Суть этого дня все-таки в большем. Не в том, чтобы только в этот день переживать прощение как очищение и освобождение, хотя это, конечно, чувствуется каждым человеком. А взять на себя прощение как крест, чтобы с этим жить дальше по жизни. Чтобы взять на себя это прощение как принцип своей жизни, как принцип отношения к человеку, как принцип отношения к тем, кого мы любим, и обижаем и на кого обижаемся.

http://pravmir.ru/maslenitsa-trepet-rado...

Пятница 15 марта . — Горожане, осведомленные о нашем положении, доставляют нам различными способами яйца, сласти и печенья. Воскресенье 17 марта . — Сегодня воскресенье на масленице. Все в полном весельи. Под нашими окнами проезжают туда и обратно сани. Звон колокольцов, бубенчиков, звуки гармоник, песни… Дети грустно смотрят на всех этих веселящихся людей. С некоторого времени они начинают скучать, и их тяготит их заключение. Они ходят кругом двора, окруженного высоким сплошным забором. С тех пор, как их гора разрушена, их единственное развлечение — пилить и рубить дрова. Наглость солдат превосходит все, что можно вообразить; ушедших заменили молодыми, у которых самые гнусные замашки. Их Величества, несмотря на жгучую тревогу, растущую со дня на день, сохраняют надежду, что среди верных им людей найдется несколько человек, которые попытаются их освободить. Никогда еще обстоятельства не были более благоприятны для побега, так как в Тобольске еще нет представителя правительства большевиков. Было бы легко, при соучастии полковника Кобылинского, заранее склоненного в нашу пользу, обмануть наглый и в то же время небрежный надзор наших стражей. Было бы достаточно нескольких энергичных людей, которые действовали бы снаружи по определенному плану и решительно. Мы неоднократно настаивали перед Государем, чтобы держаться наготове на случай всяких возможностей. Он ставить два условия, которые сильно осложняют дело: он не допускает ни того, чтобы семья была разлучена, ни того, чтобы мы покинули территорию Российской Империи. Государыня говорила мне однажды по этому поводу: — Я ни за что на свете не хочу покидать России, так как мне кажется, что, если бы нам пришлось уехать за границу, — это значило бы порвать последнюю нить, связывающую нас с прошлым; мне кажется, что это прошлое погибло бы безвозвратно. Понедельник 18 марта . — Царская Семья будет по обыкновению говеть на первой неделе поста. Богослужение совершается утром и вечером. Так как певчие не могут приходить ввиду того, что они очень заняты, Императрица и Великие Княжны поют с дьяконом.

http://azbyka.ru/fiction/imperator-nikol...

Так ли нам подобает готовиться к бесконечной вечности, тем ли платить Избавителю Нашему Господу, грядущему судить нас за всё это окаянство наше? Хорошо и многополезно нам повторять, при всякой требе напоминать прихожанам о спасении души в простых словах, но с чувством сердечной любви. Вот погребение: скажи рабам Божиим коротенько: нет уж с нами усопшего, помогите ему молитвами в пути по мытарствам. Сколько бывает умиления и отрады от доброго слова! А мы все молчим или говорим народу так недушевно, для обычая — без сочувствия, без сердечного сострадания; оттого и бесплодны бывают слова наши! 20-е февраля . Сердце моё радуется, что ни сегодня, ни вчера никто не приезжал в село кататься на лошадях, как в Масленицы прошлых лет. Масленица широкая, весёлая, необузданная, слава Богу, пропадает; помоги, Боже, нам пожить получше, потвёрже, подобродетельнее, построже! На беседе и в храме Божием за богослужением тоже народу много, сугубая радость. Ревнуй же, душа, сеять в сердца людские семена слова Божия, а плод уже есть; Сам Господь показывает силу Своего слова на душу людей. 24-е. Запишу одну заметку. Авва Исаия пишет: я подобен коню, который пасётся на лугу на свободе. Подходит чужой кто-то, садится и едет. Когда один наездившись бросает, подходит другой и то же делает и т. д. А некий старец уподобляет себя куделе; подсядет, говорит, враг — и ну прясть, и всё прядёт, покуда не отгонишь. Прядение есть течение помыслов. Понравилось мне, убогому, что можно изменить своё правило домашнее только без поблажки лености. А сколько, Боже Мой, в нас лености, без числа! А сна, а пустословия, пустословия? 3 марта. Сижу дома, а пятница. Надо бы идти в храм Божий и читать акафист Честному Кресту . Не знаю, что делать с моим умом, волей, сердцем. Буря страстей, самых негодных, охватывает душу мою: от людей они сокрыты, но Сердцеведец и Всеведущий Бог зрит их. Поборись! Желание есть, но какая-то духовная леность, бесчувствие ко всему святому побеждает доброе желание. Во всякий грех легко впасть. Люб грех сердцу: в сию минуту согрешил бы, а там будь что будет. Господи мой, Господи, как вырвать скверну из глубины сердечной? Дела могут благообразны быть, а Господь зрит наипаче на тайники сердечные; по свету хорош, благочестив, богобоязнен, в душе же лентяй, сладострастник, обжора, бесстрашный. Смутися воистину дух мой и не знаю, что делаю! Господи, изведи из темницы душу мою, из тяжкого плена, накажи меня лучше как-нибудь, только избавь вечного мучения! Побори борющия мя!

http://bogoslov.ru/article/6174200

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Лука (Степанов): Неделя о Страшном Суде не должна превратиться в балаган Известный священник об инициативе петербургских депутатов сделать Масленицу официальным городским праздником 24.11.2010 311 Время на чтение 3 минуты Как сообщает сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга , 24 ноября петербургский парламент принял в первом чтении проект закона о дополнении списка праздников Санкт-Петербурга общепризнанным традиционным праздником Масленица. Ранее, в интервью «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов, комментируя намерение петербургских депутатов принять этот законопроект, отметил, что его введение требует серьезной исторической подготовки . «Нужно создать комиссию, состоящую из представителей духовенства, из представителей исторической, этнографической науки, чтобы это был праздник исторически выверенный, наполненный глубокой культурой, а не стал подражанием западным карнавалам, сувенирным праздником на показ приезжим гостям города», - сказал отец Геннадий. Мы попросили также прокомментировать инициативу петербургских законодателей заведующего кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятеля Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директора православной гимназии игумена Луку (Степанова) . Существует большая опасность превратить Сырную седмицу, церковную традицию перед Великим постом, в балаган, в перегрузку чрева – пищей, ума – развлечениями, души – грехами. Необходимо при выработке концепции праздника вспомнить о том, что праздничная седмица начинается, посвящается и осмысляется Воскресением и Неделей о Страшном Суде. Песнопения этого богослужебного периода полны благоговейного осмысления грядущего ответа всех нас на Страшном Суде и подготовкой к Великому Посту именно с точки зрения необходимости приведения в порядок своей души для того, чтобы не посрамиться на этом главном испытании рода человеческого, который грядет. Очень важно, чтобы в общении с близкими в этот предпостовой период было растворено покаяние, мыслями о Вечном, воспоминанием о том, что на богослужениях в среду и пятницу уже начинаются поклоны с молитвой Ефрема Сирина.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/24/ig...

Масленица 2016: как провести Масленицу в этом году? Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник научить нас милосердию? 17 февраля, 2012 Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник научить нас милосердию? Масленица 2016: как провести Масленицу в этом году? В 2016 году Масленица пройдет с 7 марта по 13 марта. Православная Церковь вступает в Великий пост . Подготовка к нему началась за три недели. Последняя неделя перед Великим постом называется в церковном календаре сырной, а в народе эта неделя более известна как Масленица . Масленица завершается Прощёным воскресеньем , после которого и начинается Великий пост . Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях масленицы  и сжигать соломенное чучело? Может ли неделя масленицы научить нас милосердию? Об этом специально для сайта «Правмир» Валерия Ефанова беседует с сотрудником Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС священником Сергием Звонаревым. – Отец Сергий, что можно посоветовать тем, кто собирается праздновать Масленицу в 2016 году? – Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей – часть годового круга богослужения, связанная с Великим постом . Уточню, что, когда мы говорим о «седмице», речь идет о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в 2012 году масленица начинается 20 февраля) оканчивается в Прощеное воскресение, когда совершается заговенье на Великий пост . Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса.

http://pravmir.ru/maslenica2016/

Масленица: вопросы, ответы, рецепты! Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники. 19 февраля, 2013 Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники. Масленица — последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что — пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники. Священник Сергий Звонарев , клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС: – Отец Сергий, что можно посоветовать тем, кто собирается праздновать Масленицу? – Сырная седмица, иначе именуемая Масленицей – часть годового круга богослужения, связанная с Великим постом . Уточню, что, когда мы говорим о «седмице», речь идет о неделе в современном понимании. Сырная седмица (в 2013 году масленица начинается 11 марта) оканчивается в Прощеное воскресение, когда совершается заговенье на Великий пост . Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса. Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом , хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха. В языческих представлениях наших далеких-далеких предков Масленица была праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления чувств. В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы», совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований.

http://pravmir.ru/maslenica-voprosy-otve...

Сегодня началась подготовительная неделя перед Великим постом — Масленица, или Сырная седмица. На этой неделе, согласно уставу, отменяется мясо, а в богослужение добавляются элементы великопостных служб. Сегодня началась подготовительная неделя перед Великим постом — Масленица , или Сырная седмица. На этой неделе, согласно уставу, отменяется мясо, а в богослужение добавляются элементы великопостных служб. В среду и пятницу начинают читать молитву прп. Ефрема Сирина с земными поклонами, также в эти дни не служится Литургия. По русской традиции, во дни Сырной седмицы пекут и едят блины, что сопровождается широкими народными гуляниями. Этот обычай пошел с дохристианских времен и связан с обрядами проводов зимы. В Европе неделя перед Великим постом также является традиционным временем народного веселья — в эти дни во многих европейских городах проходят карнавалы. Сырная седмица закончится Прощеным воскресением (в 2011 — 6 марта) — в этот день в храмах совершается чин Прощения, люди должны помириться со всеми, с кем были размолвки и ссоры. После этого начинается Великий пост. Читайте также: Масленица 2012 Масленица Блины, блинчики, оладьи – простые рецепты, вкусные блюда! Отдых перед Весной. Видеоколонка протоиерея Алексия Уминского Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/u-pravoslavnyx-nachala...

«Мы забываем, что Масленица – это подготовка к Великому посту» Предваряет Великий пост Масленица, которая широко отмечается у нас в городе. И рекламируется она соответственно, несмотря на то, что, в общем-то, это ведь еще и языческий праздник! Но нигде в средствах массовой информации не был «разрекламирован», если можно так выразиться, предстоящий Великий пост! А для чего же тогда, собственно говоря, ожидается эта Мясопустная седмица, эта подготовка к тому длительному периоду времени, когда нельзя уже будет ни устраивать таких всенародных празднеств, ни поедать всякие сладости и лакомую пищу, ни кататься с гор, ни выпивать большое количество алкоголя и т.д.? То есть, если поразмыслить даже нецерковному человеку, то Масленица – это всего лишь подготовка к Великому посту. В мое время Масленица отмечалась очень скромно и все на самом деле готовились к Великому посту. Я прекрасно помню, как мы с бабушкой перетирали дома все иконочки, как меняли цветные лампадки на обыкновенные, как убирали всякие цветные покрывала, как вязаные скатерти покрывались черным флером и разными кисеями. То есть дома создавалась более простая, более скромная, более «соразмерная» предстоящему посту обстановка. Так же нужно было видеть, как это все делалось, с каким усердием, с каким отношением. Например, когда в Прощеное воскресенье члены семьи просили прощения друг у друга… Так что я могу сказать только одно: в мое время Церковь общественная предполагала наличие Церкви домашней, и домашняя Церковь как бы предваряла вот это первое богослужение «введения в Великий пост»: а это была, конечно же, вечерня с великими поклонами. Церковь общественная предполагает наличие Церкви домашней, ведь домашняя Церковь дает нужный настрой на богослужения поста Мы можем теперь просто констатировать, что сегодня все это идет как-то труднее. И это потому, что мы знаем: домашняя Церковь уже не такая у нас, какой она была раньше! Конечно, когда были живы наши дедушки и бабушки, нам было удобно и хорошо! С ними было покойно и понятно, потому что, во-первых, все разъяснялось: почему так делается, для чего так делается. И в церковь шли уже с настроением Великого поста.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/16/nastro...

III. После всего сказанного нельзя не упомянут еще, братие, о тех двух трогательных и умилительных песнях церковных, которые поются на воскресных утренях после псалмов полиелейных («Хвалите имя Господне») в сказанные четыре приготовительные недели к Великому посту, а именно: а) «Покаяния отверзи ми двери…» и б) «На реках вавилонских…» Первая песнь, как вообще покаянного характера и тона, начинается с недели мытаря и фарисея и продолжается до пятой недели Великого поста исключительно. Что же касается второй песни, или 136-го псалма («На реках вавилонских»), то она поется на воскресных утренях только в три недели: блудного сына, мясопустную и сырную, и преимущественно относится к неделе блудного сына, чтобы живее напомнить грешным об удалении их от отечества небесного и рабстве греху. Приложение к беседе 1 А. Сырная седмица, или масленица Есть в году дни и седмицы, которых ждут почти с нетерпением. Такова седмица сырная, или так называемая масленица. И низшие и высшие, и малые и старые, и богатые и бедные, и трудящиеся и праздные – ожидают ее, как великого праздника и приготовляются к ней заранее. Но не все, может быть, знают, что это за праздник, когда начался он, и как должно проводить его? Масленица, если понимать ее так, как понимает ныне народ христианский, – есть учреждение и древнее, и вместе новое: древнее – ибо еще в язычестве, у греков и римлян были празднества, похожие на нашу масленицу, которые называли они вакханалиями и проводили в играх, пьянстве и бесчинии; новое – ибо такое празднование масленицы, какое видим ныне, как несогласное с духом истинного христианства, не могло быть в те века, когда христиане, как верные сыны Церкви, были послушны материнскому гласу ее и с детской покорностью исполняли все ее повеления. Середину между этими двумя масленицами – языческой и новохристианской – занимает, по времени происхождения своего, масленица древнехристианская. Последняя ведет начало свое из светоносных времен первобытного христианства и принадлежит к учреждениям первых веков Православной Церкви. Правда, учредителем ее, в настоящем виде, признается греческий император Ираклий, который во время шестилетней войны с Хозроем и персами дал обет Богу – установить ее посереди поста и мясоястия, если победит врагов своих, и обет сей исполнил. Но первыми изобретателями и учредителями сего, так сказать, полупоста были древние отцы Церкви, а участие императора Ираклия, действовавшего уже в 7-м веке, могло состоять в том, что он сообщил сему учреждению церковному силу закона гражданского. Таким образом, со времен Ираклия учреждение это сделалось всеобщим, и хотя слабые христиане впоследствии времени нарушали пост сей, подобно тому, как нарушаются ими и другие посты, но Церковь никогда не изменяла, в рассуждении его, своих предписаний, и что повелевала она насчет сих семи дней первым христианам, то самое внушает она теперь и нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Первый день Поста Первый день Великого Поста. Утреннее богослужение. Еще нет усталости, еще перевариваются вчерашние масленичные блины и есть совсем не хочется. Людей на службе мало, день будний, многие придут в храм лишь вечером, на Канон Андрея Критского. Удивительные службы первой седмицы Поста — они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. 7 марта, 2011 Первый день Великого Поста. Утреннее богослужение. Еще нет усталости, еще перевариваются вчерашние масленичные блины и есть совсем не хочется. Людей на службе мало, день будний, многие придут в храм лишь вечером, на Канон Андрея Критского. Удивительные службы первой седмицы Поста — они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Первый день Великого Поста . Утреннее богослужение. Еще нет усталости, еще перевариваются вчерашние масленичные блины и есть совсем не хочется. Людей на службе мало, день будний, многие на работе и придут в храм лишь вечером, на Канон Андрея Критского . Удивительные службы первой седмицы Поста. У нас они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Постовые напевы сменяются чтением, редкие возгласы священника подчеркивают особую тихую торжественность этих служб. Темные облачения священника, синие лампадки у икон – все это создает особое настроение. Этих служб ожидаешь, и очень жаль бывает, когда первая седмица поста заканчивается. Мысли трудно удержать, даже когда следишь за службой по книге. Ловишь себя на совсем «непостных» мечтах, и тут же понимаешь, насколько это все далеко от того, что сейчас происходит здесь, в храме. …Господи, помилуй мя падшего (кондак понедельника) Псалтирь читается много, знакомые слова перемежаются с менее знакомыми, чтецы меняются, кто-то присел и уже подкатывает дремота. Нет в этой службе привычного «Бог Господь и явися нам», вместо этого поется протяжно «Аллилуиа», нет торжественного Полиелея, зато канон читается с библейскими песнями, которые в другое время заменяются лишь краткими припевами. Выходит на амвон священник и читается удивительная молитва святого Ефрема Сирина .

http://pravmir.ru/pervyj-den-posta/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010