«Конечно, масленица — это время, когда по традиции люди ходят в гости, общаются за трапезой. Но не стоит разрушать себя пьянством или опасными играми ни в какое время, тем более в эту покаянную неделю, подготавливающую человека к Великому посту», – подчеркнул в интервью РИА «Новости» зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Дни Масленицы в 2016 году Понедельник — 7 марта В понедельник отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. В семье с утра теща приходила научить дочь печь блины, первый из которых традиционно оставляли на помин усопших родственников. В больших семьях невестку отправляли к родителям с самого утра готовиться к вечернему визиту сватов. Вторник — 8 марта Во вторник на Руси были заигрыши: холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого Поста сыграть свадьбу. Зажиточные люди отправляли «позыватку» — человека, приглашавшего в гости соседей, с которыми семья хотела породниться. Отказ прийти в гости в таком случае рассматривали как желание выдать дочь за представителя другой семьи. Среда — 9 марта

http://pravmir.ru/maslenitsa-v-2016-godu...

В храмах начинают совершать великопостные службы . В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем . В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Читайте также — Как проводят Масленицу в семьях священников? От язычества к христианству, или Как провести Масленицу в 2024 году: Празднование Масленицы — древняя традиция на Руси, которая пришла из времен до Крещения Руси. Важным элементом этого празднования обычно является и языческая традиция — сжигание чучела зимы. К христианству этот обряд не имеет никакого отношения. Сжигают чучело, чтобы отметить наступление весны, и это символизирует жертвоприношение. Но таких масленичных обрядов нет в христианстве, для верующих Масленица — это преддверие празднования Пасхи, которая в 2024 году выпадает на 5 мая. Сама же Сырная седмица праздником не является. Православные в дни Масленицы тоже могут печь блины, приглашать друг друга в гости, но веселые проводы зимы не сопровождаются сжиганием чучела, потому что христиане в эти дни готовятся к Великому посту. И, хотя во многих веселых народных традициях нет ничего плохого, древние славянские обычаи сжигания чучела не входят в их число. По уставу Церкви в эти дни уже нельзя вкушать мясо, но еще можно молочные продукты и рыбу. Сырная седмица — это светлое предчувствие поста. Неделя завершается Прощеным Воскресеньем, когда мы просим прощения у Бога и у близких за свои грехи, ошибки и слабости. Впереди — Великий пост, время подготовиться к Пасхе и к победе над смертью. Войти в это время лучше без ропота, без душевных обид. И это время должно стать тихим размышлением, в храмах уже идут службы, которые готовят людей к посту, а широкие масленичные гулянья лучше оставить. Для христиан Праздник Праздников — это Пасха. Традиция печь блины допустима, потому что молочные продукты на Сырной неделе не запрещены, но время проводов зимы для верующих — это время вступления в дни Великого поста.

http://pravmir.ru/maslenica-v-2024-godu/

Значит, эти страшные слова Христа относятся не к нам: «поскольку вы единому от малых сих этого не сделали, то и Мне не сделали! Идите во тьму кромешную…»? Главная заповедь, данная еще в Ветхом Завете, это заповедь о любви к Богу. Любим ли мы Бога? И что это значит – любить Бога, если «Бога никто никогда не видел…»? Мы говорим, что любим (свидетельствуем об этом нашей принадлежностью к Церкви), но ведь мы лжем! Мы любим хорошее уставное богослужение, красивое пение, хорошую проповедь, свое настроение, успокоенность и умиротворенность после службы, любим слышать о себе похвалы и сами готовы расточать их хвалящим, но это – не любовь к Богу! Помните: «Если ты брата, которого видишь и который всегда с тобой рядом, не любишь, то как можешь любить Бога, Которого не видишь!»? Значит, это ложь, и первая (и главная) заповедь Божия нами попирается! А вторая? О " любви к ближнему как к самому себе " ?.. Тут и говорить нечего. Это слишком хлопотное дело – любить ближнего, вникать в его проблемы и в его душевное состояние. Как сказал один священник, если я люблю кого-то по-настоящему, то «я совершенно открыт перед ним», я «беззащитен перед ним». А разве это не опасно? Нет уж, это не для нас: наш внутренний мир – это наша крепость, ближнему там не место… Вот, наверное, поэтому «широкая масленица» ближе нам по всему: понятно, что «перед смертью не надышишься», но впереди семь недель Поста, такого долгого и строгого, что " будем веселиться, пить и есть, радоваться жизни " , а о всем «страшном» пока забудем. Придет время – придется вспомнить, а пока – еще веселимся. Но не является ли эта, последняя перед Постом неделя, прообразом всей человеческой жизни? Этой «масленицы» накануне Страшного Суда? Мы все знаем: и что мы смертны, и что призваны к христианским добродетелям, к любви и милосердию, но " масленица еще впереди "  – пока не будем об этом серьезно! Успеем еще покаяться… А некоторые люди, начинавшие еще добрыми и хорошими христианами, «перевалив», так сказать, за некую жизненную черту, обретя жизненный опыт (а лучше сказать, «мертвящий, циничный, без-жизненный, анти-опыт) и всерьез начинают считать все эти «благочестивые рассказы» просто «страшилками», призванными сохранить некий нравственный уровень человечества, чтобы оно уж совсем не оскотинилось и не вернулось к своему животному «пра-источнику». Мне знаком сын священника, очень почтенного батюшки, ныне давно покойного, который, переступив некую черту, не отягощает себя вообще «благочестивыми размышлениями» и «уверен, что ТАМ ничего и нет!»

http://radonezh.ru/analytics/nedelya-o-s...

Древняя Масленица включала обычай поминать предков блинами. В христианской Руси его переосмыслили как «заговенье», то есть праздничную трапезу накануне Поста. Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»     Из Триоди постной и последование богослужения на 6 марта   Настал день, бодрствуй, душа,/уже при дверях суд,/где вместе цари и князья,/богатые и бедные собираются,/и получит по достоинству им соделанного/каждый из людей. В звании своем монашествующий и иерарх,/старец и юный, раб и владыка/будут испытаны;/вдовица и дева дадут отчет;/и горе тогда всем,/не имевшим жизни безупречной. Неподкупен Твой суд,/не утаятся в Твоем судилище ни ухищрения,/ни ораторов доводы, истину скрывающие,/ни свидетелей показания,/правосудие обманывающие;/ибо Тебе, Богу, сокровенные деяния всех предстоят. Да не приду я в землю плача,/да не увижу места тьмы, Христе мой,/да не буду по рукам и ногам моим связан, Слово,/ и из чертога Твоего извержен, несчастнейший,/ как имеющий на себе оскверненной/одежду нетления. Когда отделишь Ты грешных от праведных,/совершая над миром суд,/одною из овец Твоих меня сочти,/с козлами разлучая меня, Человеколюбец,/чтобы услышать мне тот глас Твой благословенный. Когда наступит испытание,/и раскроются книги с записью содеянного,/что будешь делать, о душа несчастная?/Что скажешь в свою защиту на суде,/не имея плодов праведности,/чтобы их принести Христу и Создателю Твоему? Слыша о жалостных словах богатого/в пламени мучительном,/плачу и скорблю я, несчастный,/достойный того же осуждения, и молю:/«Помилуй меня, Спаситель мира,/во время суда!» Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски Последовнаие богослужения на 6 марта   М. Красовицкая «Литургика»   Богослужебные тексты Недели о Страшном Суде посвящены преданию церковному о том, как произойдет Пришествие Спасителя и как начнется Страшный Суд. Здесь упоминается и огненная река, и разгибание книг, раскрытие тайн. Появляется тема, которая достигнет своего апогея в Великом каноне Андрея Критского: беседа со своей душой. Помните, как в кондаке: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши…?» И вот тот же ход мысли, то же построение текстов в эту Неделю. Так, на стиховне стихира на Славу. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? доколе унынием слезиши? но не помышляеши о страшном часе смерти?» Какой удивительный ход мысли — воспоминание часа смерти должно помочь избавиться от уныния.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-strash...

уклонение от богослужения, или нескромность при богослужении наказывались земными поклонами – до 30 и более – в столовой, или в зале – при богослужении – до 100; а так же коленостоянием во время богослужения; за оскорбление товарища полагалось испрашивать у него прощение, в присутствии товарищей и особенно самого инспектора (по правилам инсп. Саввы); один ученик, ударивший товарища по щеке, кроме наказания черным столом на 2 дня, должен был публично просить прощение у него и кланяться в ноги. Не явившиеся своевременно после праздников лишаемы были правлением отпуска домой на масленицу, или на Рождество. За самовольную отлучку нескольких учеников в течение нескольких дней на Пасхе, правление постановило: сделав им надлежащее внушение, не увольнять их на вакацию столько дней, сколько они самовольно отлучались (1826 г.). Самовольное катанье на чужой лодке, соединенное с буйством, наказано было лишением прогулки и голодным столом, в течение 3-х дней (1826 г.). Наказания старались так же применять к возрасту н положению воспитанников. В 1828 г. ученикам разных классов, провинившимся в нетрезвости, правление определило различные наказания: ученикам богословия назначено было в течение 3-х дней носить в столовой пищу; ученикам философии – в продолжении недели исправлять в номерах служительскую должность, с занесением их в книгу поведения; учеников словесности определено было наказать розгами и записать в книгу поведения. Своекоштные увольнялись из общежития; приватные увольнялись вовсе из семинарии; имевшие ту или другую должность лишались ее, напр. в 1830 г. был лишен лекторства за нетрезвость Ив. Ч–ский, который в следующем же месяце был рекомендован, как отличный по поведению и успехам, но в 1831 г. снова замечен в нетрезвости и наказан заключением, на хлебе и воде, в карцере на 5 суток; за этот же порок окончил курс, по списку, последнпм в 1-м разряде, хотя был из самых лучших. Исключенные, но остававшиеся в семинарии, изгонялись из нее с сообщением об них консистории 85 ; так же и кончившие курс, но проживавшие без места в семинарии: напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И так какие бы лживые извинения кто бы ни вздумал приводить в оправдание действий и упорного состояния отступивших и отступающих от Христианства в мохаммеданство инородцев, как бы ни защищали адвокаты этих вероотступников пред современным формальным судом, а все таки даже вышеизложенные официальные обстоятельства, сопровождающие все усиливающееся отступничество, представляют и будут представлять явление в высшей степени не нормальное, противозаконное, несправедливое не только с Русской Государственной, но и со всякой, только не мохаммеданской, точки зрения. Может ли какое-либо государство или благоустроенное общество, может ли какой, уважающий себя, порядочный гражданин всякого государства и общества, помимо только мохаммеданских, терпеть спокойно такое попрание общественных законов совести, какое безнаказанно совершается теперь вероотступниками восточных областей России?!... Вспомните: в 1809 году Елышевцы, при освящении в их деревне храма, слыша христианское богослужение на их разговорном языке, с восхищением и живою радостью сознавались, что если они отпадали прежде, то единственно по непониманию богослужения; потом на масленице и постом и старый и малый, усердно посещали христианский храм и добровольно исполнили Христианский долг исповеди и Св. Причастия. Чрез несколько же только месяцев за тем, в 1870 году, некоторые из них, снова совратившиеся в мохаммеданство, требуемые, но решению Уголовного суда, законною административною властью за несколько шагов от их домов, на площадь их селения, к духовному их начальству для вразумления и увещания, не только не повинуются, но даже сами требуют к себе в их волостное правление самого Высокопреосвященнейшего Архипастыря целой великой Русской области! А в конце 1874 года, после того как им были сделаны всевозможные уступки и даны были и обучение и богослужение на их разговорном языке, и священник из их же племени и сословия, – уже поголовно все они вновь отреклись, отступили от Христианства!!!... – Если же такое попрание христианства, законов совести и государства не терпимо ни в одном христианском обществе, ужели у нас, в искони православной России, стало можно так спекулятивно и безнравственно относиться к Христианской религии, как делают это теперь вероотступники восточных областей Европейской России!?...

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Китаец Борис и чудеса после крещения Как Бин хотел снять квартиру, а получил русское имя и православную веру 19 января, 2017 Как Бин хотел снять квартиру, а получил русское имя и православную веру По каким только причинам не решают люди креститься. Был случай, когда хозяйка квартиры предъявила квартирантам условие, что жилье будет сдавать только крещеным православным христианам. Так молодая пара, муж с женой, переступили порог близлежащего храма, где их встретил настоятель, уже знакомый нам киевский священник Николай Загородний. Он и рассказал «Правмиру» эту необычайную историю, а также о том, что из всего этого вышло… Крестился, чтобы снять жилье Это был самый настоящий китаец. Он и его жена-украинка, девушка Светлана из Харькова, снимали квартиру в доме напротив нашего храма у одной из прихожанок. И женщина им заявила, что некрещеным жилье сдавать не будет. Протоиерей Николай Загородний Тогда Бин (так его звали по-китайски) пришел ко мне и говорит: «Батюшка, можно креститься?» Я, мягко говоря, удивился. А поскольку дело было перед Масленицей, в преддверии Великого поста, я предложил: «Давайте мы сначала познакомимся поближе, посмотрим друг на друга. Вы в пост посещайте храм Божий, ходите на богослужения, я за вами понаблюдаю, а потом решим, как со всем этим быть». Они согласились. В итоге за шесть недель поста Бин не пропустил ни одной службы! То ли работы постоянной у него тогда не было, то ли он на дому трудился – не знаю, но это было ошеломляюще. У меня не оставалось другого выхода, и во второе воскресенье после Пасхи по окончании литургии мы всей общиной пошли крестным ходом на ближайшее озеро и совершили крещение. Так в торжественной обстановке Бин стал Борисом. После крещения Борис и дальше не пропускал ни одного богослужения – настолько родным и естественным это для него стало. Со временем я завел его в алтарь. Помогали в алтаре у нас тогда подростки и дети: мои сыновья, дети прихожан. Конечно, разгильдяи, ответственности – ноль, а Борис был из алтарников самым надежным. Быстро и четко улавливал, что в какой момент службы нужно делать, не было необходимости ему подсказывать, предупреждать. И когда как-то раз он надолго уехал в Китай, мне его очень не хватало.

http://pravmir.ru/kitaets-boris-i-chudes...

У меня как-то дрогнуло сердце: не даром это приглашение. Действительно, скоро возвратился командир полка и говорит: «Ну, батюшка, с походом! Через час приказано выступать к Синминтину, выследить обходное движение японцев». Боже мой, какие предстоят хлопоты!.. Ведь нужно все уложить в обоз, который остается; возможно, что он без нас выступит. А я опять взял с собою только то, что уложилось в кобуры, то есть самое необходимое. Иначе нужно бы устроить на войне священника в кавалерийском полку. Теперь имеется церковная двуколка; в ней уложено все нужное для богослужения, причем полагается только одна верховая лошадь. На деле же выходит так: выступает полк на боевую разведку, часто дальнюю; могут быть убитые, раненые, наконец, может выдаться свободное времечко и для богослужения. Полк не берет с собою колесного обоза, значит, и церковная двуколка остается. Что делать священнику? Долг и совесть, понятно, побуждают ехать с полком, но как? Верховая лошадь одна, а нас двое: я и церковник. Затем, куда класть ризы и другие вещи, самые необходимые? Вот и получилось, что свою лошадь я отдал церковнику; от убитого солдата достал ему седло; а мне командир 3го эскадрона подарил китайскую лошадку по прозванию Крокодил; но вьюка все-таки нет и возить его не на чем. Через час выступать… Однако нас не торопили, и мы выступили только в 3 часа дня. Вынесли штандарт. Оставил я свою фанзу, простился с Ксенофонтом, поехал к строю и благословил полк в поход. Двинулся наш полк и два эскадрона нежинцев. Опять пыль. Я еду сзади с Михаилом, беседуем, вспоминаем инкоуский поход, думаем, гадаем, что-то будет с нами теперь. Подходит масленица, Великий пост: где-то и как приведет Господь нам отговеть?! Вступили в незнакомые места, осматриваю окрестности; война еще не коснулась их: большие деревни, много народа, священные рощи на кладбищах — все еще цело, а в душе скорбный вопрос уже стоит: надолго ли? Ведь если мы отступим от Мукдена, то в этих окрестностях должна разразиться страшная битва и все эти рощи, деревни, люди — все сгорит, разрушится, разбежится.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-polkovo...

28-го ч. писал мне из Витебска Протоиерей Кафедрального Собора В.С. Покровский: «Опасения наши, при назначении к нам Преосвященнейшего Викторина, были измышлены и возбуждены злобой и клеветой, которых достается на долю каждого человека, и чем он выше и достойнее, тем, кажется, злые люди более и более стараются забросать его грязью. С первого моего представления моему новому Архипастырю в Смоленске, – куда я был командирован с церемониалом о встрече, – каждый день осчастливлен я его отеческим благовниманием к моему недостоинству. Я вполне уверен, что этим счастьем, равно как и многим другим, я обязан Вашему Преосвященству. Да и вообще ко всем нам он добр, кроток и снисходителен и все наши епархиальные язвы усиливается излечить одной только милостью. В силу такого направления Владыки, Юркевичу 2243 предоставлено право искать себе священническое место в епархии, кроме Полоцка; наше Семинарское препирательство тоже разрешено мирным путем. О. Красовицкого 2244 приказано считать неудаленным от преподавания латинского языка, а отказавшимся. Словом, дарована нам многим амнистия, но только воспользуемся ли мы ею во благо – Бог весть. Ведь Оо. Красовицким и К° стоит только показать перст, вся желчь их всплывет наружу. Ну, да Бог с ними! Видно уже, нужны в нашем грешном мире и такие люди, иначе земная жизнь наша была бы так хороша, что мы совершенно забыли бы о небе. Но более всего утешает меня то обстоятельство, что Владыка наш не ищет суетной – как он сам выразился – славы – заменять порядки своего предшественника новыми – своими: напротив, нам строго приказано отнюдь не делать ни малейшего изменения как в Соборе при богослужении, так и вообще во всех административных порядках, заведенных Вашим Преосвященством. Таким образом мы, —79— и в отсутствии Вашем, живем Вашим духом, и этим утешаем себя в разлуке с нашим благодетельным Архипастырем и Отцом. В Соборе у нас все до сих пор шло хорошо, и всем Владыка оставался, по-видимому, доволен; только в настоящее время нас сильно тревожит наступающая неделя Православия: наш добряк Нектарий 2245 разрешил, – ради масленицы, да так и продолжает»...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Память о мытаре и фарисее указует нам ПУТЬ – СМИРЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, настраивает на молитву. «Боже, милостив буди мне грешному!» Неделя о Блудном сыне 2. Притча о блудном сыне дает нам утешение, что Отец небесный ждет нас. И направление пути – к Богу. 136 псалом поется на богослужениях этой недели – «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.» — найти изображение этого сюжета можно у источника воды. Вода, как мы помним, символизирует «воду живую», о которой говорит нам Евангелие. Можно спросить детей – почему такие грустные сидят эти люди у реки? О чем они грустят? А почему рядом скрипки и они не играют на них? И через детские размышления мы наводим их мысль на толкование и суть этого псалма, который учит нас останавливать грех уже в его зачатке («блажен, кто имет и разбиет младенцы твои о камень» и стремление и надежду вырваться из плена греховного. Неделя о Страшном Суде 3. Масленичная неделя одновременно символизирует и воспоминание о райском блаженстве - и скорбь о потере его, поэтому и памятуем о Страшном Суде и вспоминаем плач Адамов. Встречи с родственниками, которые у нас «прописаны» в народных традициях должны нас настроить на примирение с нашими ближними! На любовь к ним и желание послужить людям. А через это – к желанию послужить Богу. Поэтому и сочетаются в народе и масленичные гуляния веселые и уже строгие богослужения с земными поклонами и чтением молитвы Ефрема Сирина . И все это изображено в одной «связке», как подножие и основание поста, это — ступени, ведущие нас к вхождению в пост.  Также тут можно рассказать детям об интересной параллели — мы в православной традиции именуем Великий Пост — весной духовной и ждем Светлое Христово Воскресение — Христа, Солнце Истины . Потому что мы знаем, что Господь управляет миром. Он побеждает беспорядок во вселенной и устанавливает порядок. А в языческих весенних традициях — мы видим “заклички весны” и “зазывание солнца”; но не в духовном, а в самом земном натуральном смысле. Но схожесть «ожиданий» — даже здесь, как одно из подтверждений того, что наша душа по природе христианка и тянется к Свету.

http://azbyka.ru/deti/interaktivnyj-kale...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010