10/23 февраля 1903. Понедельник. Отчеты и донесения за 1902 год кончены и отправлены на почту. Работа эта всегда немало утомляющая и, главное, отвлекающая от главного занятия – перевода богослужения – недели на две. После полудня читал накопившиеся за последние дни письма. Василий Хираи, лежавший в параличе, поправился; о. Яков Мацуда испытывал его и свидетельствует, что он совершенно свободно говорит и владеет руками и ногами, как здоровый, почему и представил его опять на службу в Сеноо; там весьма обрадовались этому и даже мне написали благодарственное письмо за это. Больше интересного из писем ничего не вычитал, а просьб о деньгах, как и водится, вычитал несколько, которые по возможности и удовлетворил. 11/24 февраля 1903. Вторник. Задень справил частную корреспонденцию: адмиралу Алексееву, начальнику Квантунской области, о находящихся здесь в Семинарии русских учениках Легасове и Романовском – как учатся и прочее, на запрос адмирала; В. Н. Буховецкому и А. Эр. Шпейер об их крестнице Кате, учительнице здесь в школе; Miss Mary Patherson, San-Francisco, что, по просьбе Reverend Jefferys’a, наши книги ныне посылаются в Сан-Франциско для живущих там японцев и прочее. Вечером с Накаем продолжали перевод. Ныне идет служба праздников Обрезания и Святого Василия Великого . 12/25 февраля 1903. Среда. Отправлен ящик книг в Сан-Франциско, по просьбе Rev. Jefferys’a, что в Сендае, – все наиболее серьезные наши религиозные переводные книги, около пятидесяти экземпляров, на имя Miss MaryJ. Patherson, Librarian for the San-Francisco Mission to Japanese – в пользу японцев, живущих в Сан-Франциско, – между которыми есть и православные. На будущее время иметь в виду, однако, что при подобных просьбах о пожертвовании книг следует, жертвуя, сдавать их тут же кому-нибудь. Теперь на пересылку ящика с этими книгами потребовали из Пароходной компании двенадцать ен; трата вовсе не по нашему карману, хотя книг не жаль. 13/26 февраля 1903. Четверг. Школы с сегодня отдыхают, так как масленица. Кстати посмотрят великолепие похорон принца Комацу, которые происходят сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

«Конец всех праздников полагается ныне, и он всех будет по нам конечный. Подобает бо смотрети, яко в будущую неделю – начало мира, и самое от рая падение положат Адамово . Настоящий же – всех дней конец, и миру самому... Понеже бо питавшеся изгнахомся из Едема, и под судом бехом и клятвою: посему зде настоящий положися праздник и яко хощем в другую неделю – Адамом, по образу Едемскому изгнатися дóндеже Христос пришед паки нас возведет к Раю 169 . Как правило, ни один синаксарь никем не подписан, и никто не знает, когда и кем он был составлен. По установившемуся преданию и традиции, синаксари всех праздников и памятных дней сохраняются и тщательно берегутся вот уже много веков. Хотя синаксарь не может рассматриваться как исторический документ, он – источник многих интересных исторических, церковных, уставных и бытовых сведений и данных. В данном случае синаксарь мясопустной недели определенно подтверждает взгляд каппадокийского богословия на то, что все мы были сотворены в Раю и были изгнаны с Адамом из Рая на эту землю. Как мы все знаем, оба масленичных воскресенья – и мясопустное, и сыропустное – действительно праздники, как и вся сплошная неделя масленицы. Синаксарь, подтверждая это, приписывает этот факт тому, что Адамово изгнание положило «начало миру на этой земле и ожиданию спасения во Христе», когда Он «возведет нас снова в Рай». То, о чем говорит этот уникальный синаксарь, имеет для нас принципиальное значение: начало нашего мира – вовсе не «творение», которое уже было в Раю, до грехопадения, полностью изменившего наш мир сотворенный, где было «хорошо весьма». Теперь – не то, теперь (только теперь!) начинается его история... Этот текст явно свидетельствует как о своей седой древности, так и о древности своего появления в Триоди (книге великопостных богослужений). Только в свете его свидетельства следует рассматривать (с точки зрения каппадокийского богословия) эти богослужения, в частности, Великий покаянный Канон преп. Андрея Критского : обратный великопостный путь в рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Традиционно отношение к православию у северных народов связано с суеверным почитанием всего «духовного». Агабыт — священник по-якутски — вызывает на улицах дальних сел почти мистическую реакцию у прохожих, особенно у пожилых людей. Каждый считает необходимым остановиться, перекреститься, как умеет. Однажды такой вот якутский дедушка долго стоял и усердно крестился напротив меня (я ждал в это время автобус), а потом подошел и говорит: «Дай сто рублей! Видишь, как я старался?» Но это лучше, чем безверие жителей центральной России. Якуты были крещены еще в XVIII столетии. Благодаря усердию святителя Иннокентия, будущего митрополита Московского, в XIX веке было переведено на якутский язык не только Священное Писание, но и Литургия. В августе 2009 года исполнилось 150 лет со дня первого богослужения на якутском языке. Мы хотели совершить хотя бы краткий молебен, включающий молитвы на якутском, но вышло так, что я оказался в это время на Большой земле. Однако я потихоньку начал учить этот язык, хотя бы для того, чтобы уметь сказать людям: здравствуйте, как дела? Это очень важно для начала общения. Якуты стремительно теряют собственную идентичность. Остался только язык, на котором говорят в основном в районах, и праздник кумыса и Нового года — Ысыах. Они не сохранили своего язычества, кроме некоторых народных обрядов, которые уже не имеют большого значения — вроде русской Масленицы. Православие же осталось только в именах, которые сегодня очень редко встретишь в России — Марфа, Прокопий, Герасим. Традиционные якутские имена носит, в основном, молодежь. Существует и попытка возрождения язычества, возводящая «якутскую религию» к тенгрианству — движение Сюр-Кут. Но это больше интеллигентское баловство, распространенное в вузах и городах. Думаю, что миссия в Якутии должна опираться на национальную составляющую. Хотя русский понимают практически все, но использование якутского языка важно, так как центробежные тенденции существуют. Задачи миссии в Тикси я бы суммировал одним словом: «быть». Быть священнику, быть постоянному богослужению, быть маленькой общине, готовой принять тех, кто стремится узнать больше о вере, о Христе.

http://e-vestnik.ru/church/tserkovnaya_z...

Вечером наш преступник во всем признался с великими слезами. Что нам теперь с ним делать? Мы пока только удовлетворили пострадавшего, отдав ему альбом С., тоже новый и красиво написанный. А чтобы С. был близко к огню и научился не обжигаться, хочу приставить его приказчиком при школьной торговле бумагой и письменными принадлежностями. 1 февраля. Сегодня в школе грамоты учил по чтению второклассник П. У него вышел смешной случай. Он показал, как пишется буква Э; ученики посмотрели, посмотрели, попытались написать и потом сказали ему: «показывай другую! Эта плохая!» 11 февраля. Во втором классе получил сегодня великое наслаждение на уроке пения. Я начинаю пожинать плоды двухлетних трудов. Пели прелестную «Легенду» П. И. Чайковского, на слова Плещеева: «Был у Христа Младенца сад». Музыка довольно трудная, но мы ее осилили в один урок. Всем второклассникам она чрезвычайно понравилась: у них сильно успело развиться музыкальное чувство. На два ближайшие праздника (12 и 13) я задал им самостоятельную работу. Но после пения все обратились ко мне с просьбой: «позвольте нам не писать сочинения, мы стали бы в праздники списывать ноты!» Я разрешил. 29 февраля – 5 марта. Первая неделя Великого поста. Говели. Ученики с первой же службы ходят аккуратно. Не было ни одного случая опущения богослужения. Сегодня приобщались св. Таин. Все было сделано по примеру прошедшего года. Четверым больным ученикам были отосланы на дом их заздравные просфоры, что, говорят, привело их в восторг и умиление. 6 марта. Неделя Православия. После обедни один за другим очень дружно начали собираться уезжавшие на масленицу и первую неделю ученики, и к вечеру все были на лицо. Отец Пономарева (горбатого), по обыкновению, приехал с подарком: привез для школы прекрасную лопату (он отличный мастер по щепной части). А в прошлый свой приезд он привез кухонную доску, кадку для солонины и еще маслобойку. Чрезвычайно он доволен нашей школой и рад за своего сына: «это, – говорит, – ему Бог послал за его смирение». 7 марта. Начали ученье и занимались очень усердно. К утренней молитве явились решительно все, за исключением шестерых здешних, больных. У нас начала свирепствовать инфлуэнца. Хворают все ученики старшего отделения первого класса, – готовящиеся к экзамену. Один из них, Наум, захворал в начале первой недели и вдвойне страдает: он у нас главным пономарем, – заведует кадильным, просфорным и лампадочным делом. И вдруг, болезнь постигла его в самое горячее время – во время сплошного богослужения и говения. Отец его сказывал, что Наум «голосом плачет», когда зазвонят к богослужению, и чтобы не слышать звона, завертывается с головой в свой чапан и под ним всхлипывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

К сожалению, подобные настроения нередко можно наблюдать, иногда даже среди духовенства. Как-то на собрании духовенства какой-то священник встал и начал говорить на украинском языке. Так в зале начались выкрики. Стыдно! Нам нужно реально оценить обстановку и государство, в котором мы живем, и понять, что нужно нивелировать радикалов с обеих сторон. Это общая задача. Нельзя строить общество на подавлении какой-то его части. В Севастополе украинских радикалов крайне мало, но их очень опекают греко–католики и католики, подталкивают в сторону от канонической Украинской Православной Церкви. Хотя если крещеные православные украинцы соберутся, я, например, согласен раз в месяц для них служить службу на украинском языке. Замечу, что мне впервые пришлось бы осваивать такой «контент». Я закончил севастопольскую школу, программа которой в  СССР не предусматривала изучение украинского языка. Проблемы языка не должны ограждать наших православных соотечественников от евхаристической Чаши Жизни. Но для этого должны быть решения священноначалия. Уже давно известно благословение УПЦ, согласно которому вопрос языка богослужения может решать преобладающее большинство конкретной общины. Вчера я созвал свою молодежь, мы собрались еще раз друг друга увидеть, почувствовать локоть. Среди членов нашего молодежного футбольного клуба «НИКА» половина ребят с украинскими фамилиями, а некоторые являются военнослужащими ЧФ РФ. И НИКАКИХ ПРОБЛЕМ! Мы скромно отметили Масленицу. Почтили минутой молчания павших соотечественников с обеих сторон гражданского конфликта. Были прихожане, много детей, и не воцерковленная молодежь была — очень много народу, полный зал. Я им сказал: давайте смотреть на то, что нас объединяет, а не на то, что нас разделяет. Нас объединяет стремление к нашей личной безопасности, к безопасности наших детей, наших близких, наших родителей, ближних и дальних родственников. Безопасность наших улиц и городов. Должна быть совершенно здоровая обстановка для того, чтобы какое-то социальное творчество масс проходило в законном русле и во взаимном интеллектуальном соревновании, а не в противостоянии.

http://pravmir.ru/sevastopolskij-svyashh...

Калом смесихся окаянный умом  –  «смешал я, окаянный, ум (свой) с нечистотою». Св. отцы беспощадны в названиях для страстных предметов (помыслов), с которыми беседует наш ум, как бы они на языке мира ни были прославлены. Песнь седьмая    Кивот яко ношашеся на колеснице, Зан оный,  –  Οζν κενος,  –  егда превращшуся тельцу, точию коснуся, Божиим искусися гневом  –  «когда ковчег ведом был на колеснице и телец преклонил его, то Оза, только коснувшись, испытал гнев Божий». ( 2Цар.6:6 .) Но воспой, прослави Живот и Животы, душе, всех Бога  –  «воспой же и ты, душа, прославь Жизнь и Жизни (Ζων κα Ζως) Бога всех». Св. Троица, как простая и нераздельная, есть Жизнь, но, по своим трем Лицам, в то же время есть и три Жизни, и все вместе Она  –  един Бог всех!  Песнь восьмая    Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася  –  «как бы из пурпурового некоего состава, Пречистая, внутри чрева Твоего соткалась мысленная багряница  –  плоть Еммануила». Песнь девятая    Боже, благодарю Тя: и прочыя (ξς)  –  по порядку (в евангельском тексте, разумеется), непосредственно следующие за сим,  –  безумныя глаголы («яко несмь якоже прочии... якоже сей мытарь...»).  Пленяет ратники, и проходит послушание – «торжествует над врагами и держит (их) в подчинении». Вторник. По службе день, во всем подобный предыдущему. По Уставу есть (и пить, конечно) не разрешается. «Во святую и великую Четыредесятницу,  –  говорится в нем  –  первыя недели первый день, сиесть в понедельник, отнюдь ясти не подобает, такожде и во вторый» 336 , «могущии же да пребудут постящеся до пятка» 337 Устав же св. горы Афонской дозволяет во вторник (после вечерни) съесть «одну литру [около фунта] хлеба и воду, и што ничтоже, разве соли требуя с хлебом» 338 . Таково правило поста для немощных и престарелых 339 . Без сомнения, оно выполнимо для всех, но для этого нужно, конечно, известное упражнение. Если будет человек круглый год есть досыта мясо, на масленице одолеет гору блинов, то, разумеется, от неядения у него в глазах круги пойдут и в желудке тошно будет, да и просто не в силах он будет вынести эту тяготу. Но если мы будем соблюдать положенные посты круглый год и не станем отравлять свой желудок мясными ядами (токсинами и птомаинами), то не только не зачахнем, но и жизни прибавим себе. И совершенные посты в два дня или по крайней мере в один легко переносить будем 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В те времена крестьянским детям действительно случалось выбиваться в люди: мы знаем архитекторов, художников, ученых из крестьян, чьи таланты и упорство позволили перешагнуть сословные перегородки. Таким стал и Василий, сделавшийся преуспевающий купцом 2-й гильдии и торговавшим на знаменитом Апраксином дворе. А пока, в 1876 году, мальчик оказался один в большом городе. Выполняя мелкие поручения, постепенно он учился правилам торговли и быстро завоевал доверие хозяина лавки. В 16-летнем возрасте Василий стал приказчиком — следил за порядком в лавке, принимал товар, продавал, предоставлял хозяину отчет. Всего через год Муравьев — уже старший приказчик! Хотя обычно для такой должности требовался немалый опыт. В 1892 году при поддержке хозяина лавки, где он трудился, Василий Николаевич открыл свое дело — заготовку и продажу пушнины. Дело было очень успешным и прибыльным. Но даже преуспев, этот человек не погнушался сесть за парту: он стал одним из двадцати двух первых выпускников Высших коммерческих курсов, открытых в России для развития предпринимательства. Обучение длилось два года, каждый день после работы с 7 до 10 вечера Муравьев слушал лекции. Работа же в лавке начиналась в 6 утра — с молитвы. Потом товар выкладывался на прилавки, и двери открывались для посетителей. На обед лавка не закрывалась, работа заканчивалась лишь в 10 вечера, после благодарственной молитвы. Торговля, однако, неукоснительно прерывалась несколько раз в году: на Рождество, на Пасху и на Троицу. В другие большие церковные праздники торговали всего 4 часа. На Масленицу, Прощеное воскресенье и Фомино воскресенье работали с 12 часов дня, чтобы дать возможность всем сотрудникам лавки побывать с утра на богослужении. Таким образом, вышедший из крестьян, Василий Николаевич Муравьев добился успеха в торговле, сделался человеком «высокого интеллекта, духовной культуры, знающий великолепно историю, богатство русского языка» , как вспоминала его правнучка Ольга Даниловна Набоко . Семья Семья Муравьевых. 1905 г.

http://foma.ru/ot-biznesmena-k-prepodobn...

Я вполне уверен, что этим счастьем, равно как и многим другим, я обязан Вашему Преосвященству. Да и вообще ко всем нам он добр, кроток и снисходителен и все наши епархиальные язвы усиливается излечить одною только милостью. В силу такого направления Владыки, Юркевичу 159 предоставлено право искать себе священническое место в епархии, кроме Полоцка; наше Семинарское препирательство тоже разрешено мирным путем. О. Красовицкого 160 приказано считать не удалённым от преподавания латинского языка, а отказавшимся. Словом, дарована нам многим амнистия, но только воспользуемся ли мы ею во благо – Бог весть. Ведь Оо. Красовицким и Ко стоит только показать перст, вся желчь их всплывет наружу. Ну, да Бог с ними! Видно, уже нужны в нашем грешном мире и такие люди, иначе земная жизнь наша была бы так хороша, что мы совершенно забыли бы о небе. Но более всего утешает меня то обстоятельство, что Владыка наш не ищет суетной – как он сам выразился – славы – заменять порядки своего предшественника новыми – своими; напротив нам строго приказано отнюдь не делать ни малейшего изменения как в Соборе при богослужении, так и вообще во всех административных порядках, заведенных Вашим Преосвященством. Таким образом мы, и в отсутствии Вашем, живем Вашим духом, и этим утешаем себя в разлуке с нашим благодетельным Архипастырем и Отцом. В Соборе у нас всё до сих пор шло хорошо и всем Владыка оставался, по-видимому, доволен; только в настоящее время нас сильно тревожит наступающая неделя Православия: наш добряк Нектарий 161 разрешил, – ради масленицы, да так и продолжает»... 2-го Марта получил я из Москвы от Н. П. Киреевской 162 письмо следующего содержания: «Приятно слышать отзывы Ваши о духовенстве и обществе г. Харькова. Радуюсь, что местность дома Вашего, из которого приятный вид, Вам нравится. Желаю иметь силы и возможность посетить Вас, возлюбленный Владыко, на новоселье. Графиня Анна Георгиевна Толстая очень довольна, что Вы её посетили и уважили её приглашение. Она очень уважает Вас, Владыко святый! Сообщу Вам её мне рассказ и желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Ну, посудите сами, Неделей мясопустной возглавляется сырная седмица, во время которой не только мясо удаляется из рациона, но весь строй жизни постепенно, плавно изменяется в перспективе приближающегося периода покаянного сосредоточения на внутренней жизни. Конечно, мирянин не обязан ежедневно посещать богослужения, но в любом случае жизнь православного человека должна соответствовать тому настрою, который логично следует из богослужебного устава. А теперь давайте сопоставим «устав» Масленицы и устав богослужебный, который может не соблюдаться формально (в самом деле, у каждого свои возможности посещения храма), однако, по духу, по мысли своей должен служить стержнем повседневной духовной жизни любого православного христианина вне зависимости от того, мирянин он или монашествующий, в священном сане или нет. Что же открывается нашему незамутненному взору? Неделя мясопустная предваряется поминальной родительской субботой (кстати, одна из поздних версий смысла выражения «первый блин – комом», что первыми блинами поминали почивших родителей, а воспоминания о них, естественно, сжимают горло – «ком» в горле). Поминальная мясопустная суббота логично предшествует Неделе мясопустной – воскресному дню, который еще называется Неделей о страшном суде: мы накануне поминали усопших и, заботясь об их участи, теперь обращаем внимание на себя, на свою готовность к переходу в иную жизнь. Все тексты Триоди постной в этот день как бы встряхивают православного человека от духовной дремоты: «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых отреваешися? Доколе унынием слезиши? Что не помышляеши о страшном часе смерти? Дела твоя предстоят на обличение твое… Прочее, о душе, время наста: тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти, но вем человеколюбие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния, великия ради милости Твоея». Воскресный день дает импульс на всю последующую седмицу. Так, по идее, всегда должно быть. Однако не только мысль о Христовом и всеобщем Воскресении важна для проведения очередной седмицы, но и та, которая отличает конкретный воскресный день.

http://pravmir.ru/drugoj-prazdnik-ili-pe...

Дата начала Великого поста всегда приходится на отрезок между 15 февраля и 21 марта. В самом конце этого периода — 18 марта — начинается Великий пост 2024 года. Первый день поста получил народное название Чистый понедельник. С одной стороны, в этот день самое время навести порядок после масленичных гуляний, а с другой — отсюда начинается великопостный путь к Пасхе, предполагающий очищение от греховных привычек. Существует традиция в последний день перед началом поста прощать друг друга, чтобы не входить в Четыредесятницу (еще одно название Великого поста) со скрытыми обидами и недоговоренностями. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы и пожать плоды от своего покаяния : простите ближним согрешения их перед вами». Вечером в воскресенье в храмах совершается великая вечерня с особым чином, на котором священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения. С этого богослужения начинается Великий пост. Читайте также: Календарь Великого поста Когда заканчивается Великий пост 2024 Строго говоря, Великий пост заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем, как раз на сороковой день (отсюда и название — Четыредесятница). Однако Страстная седмица, которая следует за Вербным воскресением и является по существу отдельным смысловым периодом, не нарушает общий аскетический настрой Великого поста — все постные ограничения сохраняются и даже в каком-то смысле становятся строже. Поэтому можно сказать, что окончание Великого поста — это канун Пасхи, а она всегда празднуется в период с 4 апреля по 8 мая. В этом году православные верующие встретят Светлое Христово Воскресение 5 мая, соответственно, 4 мая — Великая Суббота — будет днем, которым заканчивается Великий пост в 2024 году. Великую Субботу называют «днем тишины»: позади непростые шесть недель Четыредесятницы и самые трудные и важные дни Страстной седмицы, соединяющие верующих с событиями двухтысячелетней давности. Несмотря на то, что в храмах в этот день обычно шумно и многолюдно (даже далекие от церковной жизни люди заходят освятить куличи и яйца), сохраняется ощущение, будто весь мир замирает в ожидании самых главных для всего человечества слов — «Христос Воскресе!», которые прозвучат в 2024 году в ночь с 4 на 5 мая. Первые дни Великого поста

http://foma.ru/velikij-post-2024.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010