В неделю о Страшном Суде, накануне наступления Масленицы, в день памяти святого равноапостольного Кирилла, просветителя Словенского, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в московском районе Марьино и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru. В неделю о Страшном Суде, накануне наступления Масленицы, в день памяти святого равноапостольного Кирилла, просветителя Словенского, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение хра ма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в московском районе Марьино и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru . Во время богослужения Патриарх удостоил настоятеля храма протоиерея Анатолия Родионова права ношения митры. По окончании Литургии протоиерей Анатолий поблагодарил Предстоятеля за высокую награду и, поздравив от лица священнослужителей и прихожан, с днем памяти его небесного покровителя, преподнес ему икону святого равноапостольного Кирилла и образ Божией Матери «Утоли моя печали».   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

По окончанию богослужения состоится чаепитие для всех его участников. Запланировано также проведение викторины на духовную тематику, спортивных и кулинарных состязаний, приуроченных к празднованию Масленицы. 7 марта. ПРАВМИР. По благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в воскресенье, 10 марта, в двух красноярских храмах будет совершена Божественная литургия с участием воспитанников воскресных школ города, сообщает  пресс-служба Красноярской епархии . В храме святого Иоанна Предтечи читать Евангелие, исполнять пономарское и другие послушания за богослужением будут воспитанники воскресных школ города Красноярска, а место на клиросе займет муниципальный детско-юношеский духовный хор «София». По окончанию богослужения состоится чаепитие для всех его участников. Запланировано также проведение викторины на духовную тематику, спортивных и кулинарных состязаний, приуроченных к празднованию Масленицы. В храме Архистратига Михаила и чуда его в Хонех алтарно-клиросные послушания за Литургией будут нести также воспитанники младшей и старшей групп воскресной школы при храме. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 июля, 2017 29 июня, 2017 16 марта, 2019 27 февраля, 2019 20 февраля, 2019 4 июня, 2018 11 февраля, 2018 13 января, 2018 25 августа, 2017 22 июля, 2017 29 июня, 2017 16 марта, 2019 27 февраля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-krasnoyarske-vpervye...

И, однако, многие безумно веселятся даже и тогда, когда Церковь побуждает нас к скорби и сетованию. Ибо как обыкновенно проводится масленица – это преддверие сетования и поста? Как она у нас празднуется? «Стыд лицо мое покрывает, – говорит св. Тихон Задонский , – когда я празднование сие на средину привожу. Люди обоего пола убираются в платье лучшее, жены сверх того украшают, или, паче сказать, портят лица своя различными красками на прельщение юных сердцем и уже из естественной красоты делают притворную личину. Приготовляют и всякое, какое кто может, богатое кушанье: тако приготовившися, друг друга в гости зовут, друг друга посещают. А далее, чем еще веселие сему празднику делают? Не держится зло между стенами, не сокрывается в домах, является по улицам, по стогнам, по дорогам, и бывает зло сугубейшее – зло соблазнами». «Тогда непрестанное на конех ристание: тогда едины за другими, аки привязаны, следуют; протягивается долгий обоз, аки веревка соблазнов. К сим забавам придаются и другие неменьшие: тут возносятся кличи, песни, а инде кулачные бои производятся; инде драки, брани, сквернословия слышатся. И так, кажется, что и самый воздух, соблазнами человеческими преисполненный, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю; ибо бываемая отай от них срамно есть и глаголати». Конечно, ныне тонкий вкус утончил, в некоторых местах, увеселения и забавы, какие приготовляются на дни масленицы, и наложил на них печать некоторого благородства. Но, по духу Церкви, ей должно быть временем прекращения всяких увеселений и должного приготовления к строгому посту. Посему весьма мудро поступит тот, кто проведет масленицу в надлежащем воздержании! Он вступит в дни св. Четыредесятницы с готовностью и с сердечным расположением к подвигам поста. Ничто не будет побуждать его возвратиться вспять, его не будет отзывать от трудов добродетели ни желание египетских мяс, ни жажда к мирским увеселениям, ни воспоминание минувших дней, ибо все это, как давно прошедшее, уже им забыто. Пост для него – бремя легкое, ибо он уже привык к несению его. (Из «Воскресного чтения», см. «Афонский листок» 153). Б. Что такое масленица по учению св. Тихона Задонского?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тогда представляется, что овцы, т.е. праведники, поставлены будут одесную страшного Того Судии, а козлища, то есть грешники, ошуюю. Тогда слышится к сущим одесную вожделенный глас Судии праведного: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира...» ( Мф.25:34 ) Тогда аки гром возгремит и всех в трепет приведет страшное изречение прогневанного Судии к сущим ошуюю Его: «Идите от Мене, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). Вот что представляет нам день тот, который предваряет седмицу сырную! Можно, кажется, очувствоваться всякому, и осторожнее поступать в последующих днях, кто хотя мало попечения о душе своей имеет и верует, что будет страшный тот день. А чем кончается сырная седмица? В неделю сыропустную воспоминает нам святая Церковь падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас самих. Так мы, поэтому, в этот день оплакиваем крайнее наше несчастие, оплакиваем мы тогда тот час и день, в который род наш начал быть преступником заповеди Божией, в который Божиим правосудием мы проклятью преданы, на смерть осудилися, предалися тлению, изгналися от рая, лишилися краснейшей оной доброты, удалилися от богосозданнаго селения, посланы в юдоль сию плачевную, в поте лица нашего искати хлеб себе. Плачем еще, поминая тот час, в который образ Божий потеряли мы и приложилися скотам несмысленным, уподобилися им, в который, наконец, смерть начала над нами царствовать. О сколь плачевное воспоминание! Каким печальным днем оканчивается масленица! Всех бед и зол начало в тот день воспоминаем мы. Видите, братие, какими днями ограждается масленица: один нам предлагает плач, а другой страх; один представляет начало грехопадения, а другой муку вечную за грех; один воспоминает, что грехом прогневали мы Бога, а другой предсказывает, что прогневанный Бог за этот грех будет судить и воздаст каждому по делом его. Вот теперь видите, что такое сырная седмица, и как противно христианству поступают те, кто проводит ее в пьянстве и других бесчиниях: посему, чтобы проводить ее по-христиански, должно поступать так, как приказывает святая Церковь , а именно: отложить все вкрадшиеся непристойные забавы и оставить злой обычай, памятуя страшный суд Христов и воспоминая праотеческое падение и все бедствия, от того последовавшие. Надобно отстать, и еще повторяю, надобно отстать заранее, оттого, что при исходе души от тела будет совесть нашу терзать и мучить!.. Ежели теперь от злых обычаев отстанем, то это будет дело нашего доброго произволения; а если не оставим их теперь, то при смерти уже они нас самих не оставят, хотя бы мы того и не желали… Но тогда уже вооружится совесть, которая будет обличать, мучить, терзать нас, что не слушали мы полезного увещания; тогда будет истязание страшного суда Божия, тогда настанет скорбь, печаль, болезнь, тоска, воздыхание, отчаяние вечной жизни, тогда обымет нас трепет и ужас геенны, будет тогда раскаяние истинное, но уже позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Не всякому известны эти внушения, потому что в эти дни редкие из христиан посещают храмы и внимают священным песням Церкви. Посему небесполезно будет напомнить, по крайней мере, о тех из сих песней, в коих преимущественно показывается цель и назначение сырной седмицы. В самом начале ее Церковь обращается к нам со следующим воззванием: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия, приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяще, яко послушницы Христа» и проч. Такого же содержания и многие другие песни, которые поются в церковных храмах в продолжение сырной седмицы. Например: «Светлая предпразднества воздержания, светлая предпутия поста днесь». Или: «Се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы… се время покаяния, предпразднственный сей постов вход… постов входы и преддверия вси да не оскверним зле невоздержанием и пьянством…». «Яко утро возсия нам покаяния заря; ныне предочистимся в посте и слезах и велиих исправлениих; возсия весна постная, цвет покаяния; очистим убо себе, братие, от всякия скверны», и проч. После сего всякий видит, что есть и чем должна быть, по духу Православной Церкви, наша масленица. Она есть начало и преддверие поста, мера исправления легкая, долженствующая расположить нас к мерам строгим, врачевство души, приготовляющее к способам врачевания более решительным и сильным. Нужно, поэтому, проводить ее в воздержании. Нужно в наступающие дни ее поступать осторожнее и воздержнее, нежели как мы поступали в дни прошедшие. Надобно помнить, что Церковь , как сердобольная мать и искусный врач, дала нам это время для того, чтобы мы мало-помалу привыкли к подвигу поста. Для того-то она в сию седмицу наложила запрещение на многое такое, что позволено ей во дни других седмиц. Так – запретила употреблять в пищу мясо, венчать браки, и даже в среду и пяток не позволила совершать Литургии. В сии же дни приучает нас читать с коленопреклонением молитву св. Ефрема, дабы тем явственнее показать нам, что настало уже время сетования и поста. Притом окружила неделю эту такими событиями, воспоминание коих должно заставить каждого сетовать и скорбеть. Ибо, какими днями ограждена наша масленица? Какое начало ее и какой конец? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую Церковь воспоминает будущий страшный суд Христов, а оканчивается неделей сыропустной, в которую воспоминается падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас всех. Воспоминая эти два великие события, из которых одно ужасным образом решило, а другое решит еще – неизвестно как – судьбу нашу, кажется, нельзя бы и подумать об увеселениях, играх и забавах! Можно ли сколько-нибудь не очувствоваться в дни, следующие за тем днем, в которые представляются нам страшные события будущего пришествия Христова? Адам плакал и каялся всю жизнь, припоминая свое падение, а мы ужели не посетуем об этом всеобщем бедствии несколько дней в нашей жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. Великая мать всего живого Народное название Параскевы Пятницы. Великдень 1) малороссийское и белорусское название Пасхи. Кроме Пасхи в Малороссии существовали еще три Великдня. 2) Рахманский Великдень. На этот день скорлупу освященного яйца выносили на реку и пускали на воду. Считалось, что когда она доплывет до " то тогда у них будет Великдень. Иногда приурочивали рахманский Великдень к празднику Преполовения. 3) Мертвецкий Великдень. По малороссийскому поверью в полночь Великого четверга мертвецы встают из гробов, идут в церковь , слушают богослужение, исполняемое священником-мертвецом, и возвращаются в гробы; если живой попадет в это время в церковь , то не избежит смерти. 4) Мавский (русальний) Великдень – в четверг на Троицкой неделе. Считалось, что в это время мавки и русалки очень опасны. Лит.: Маркевич Н. А. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. Киев, 1860; Беньковский. Обычаи и поверья, приуроченные к великодню//Киевская Старина. 1895. V; Свидиницкий. Великдень у подолян//Основа, 1861, X-XII. Великий пост Важнейший из многодневных постов Православной церкви. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресенья, Пасхи. Для русского народа обязательное соблюдение Великого поста было одной из главных составляющих русского образа жизни. Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью, а вместе с тем и богослужение – особенной продолжительностью. В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) на Великом повечерии читается канон св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В русском быту первый понедельник первой седмицы Великого поста назывался чистым днем, когда русские соблюдали обряд очищения от грехов только что закончившейся Масленицы. Хозяйки прибирали в доме, чистили и мыли посуду. В этот день человек должен быть чист душой и телом, даже полагалось полоскать рот, чтобы смыть следы скоромной пищи, оставшейся от Масленицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Тихон прилагал также отеческое попечение о воспитании духовных юношей – будущих пастырей Христовой Церкви. Он устроил и открыл семинарию почти вновь; часто посещал классы, учреждал порядок в учении, отмечал лучшие и поучительнейшие места из писателей для чтения учащимся; для нравственного руководства учеников составил инструкцию из 28 пунктов и велел им прочитывать ежедневно по вечеру. Для учеников и вместе для народа, об образовании которого святитель также много заботился, с 1765 года установил чтение Закона Божия в соборной церкви по воскресным дням перед литургией. Сверх того, он составил для народного назидательного чтения: Краткое увещание, что всякому христианину от младенчества до смерти всегда в памяти содержать должно; Примечания некие, из Св. Писания выбранные, возбуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие и проч.; Наставление о должности христианской к детям и детей к родителям. Эти наставления святитель приказывал священникам чаще прочитывать в церквах для народа. Для тех, которые не могли лично слушать его поучений, Тихон велел списывать оные на особые листы и выставлять листы на стенах в церквах. Сильные убеждения ревностного пастыря были не напрасны. Они произвели то, что беспутное празднование Масленицы надолго оставлено было в Воронеже, и только по удалении преосвященного Тихона на покой в Задонск опять начались масленичные увеселения. Его же словами и обличениями навсегда прекращен был в Воронеже бесчинный языческий праздник яриле, продолжавшийся с 25 по 30 мая. К числу трудов св. Тихона во время управления Воронежской Церковью принадлежат разные его проповеди, из коих две относятся к прекращению безобразного празднования Масленицы и яриле: О муке вечной и о вечном животе; О праздиичестве яриле, и также в 1767 году написано святителем для народного чтения сочинение Плоть и дух, или собрание нравоучений из Писания Нового Завета и псалмов, и проч. В своей домашней жизни святитель никогда не был празден. После дел епархиальных он занимался почти всегда до полуночи сочинением поучений, наставлений и увещаний духовенству и народу; читал творения Св. отцов, особенно св. Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением («Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…»), еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост. Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой – особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев (клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия»): – История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице (точнее, Сырной неделе), мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях – Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии.

http://pravoslavie.ru/44978.html

Что такое масленица? Это древние языческие проводы зимы и встреча весны, радость по случаю окончательной 326 победы солнца и тепла над тьмою и холодом. Отсюда блины, эти знаменитые масленые кружочки из теста, представляющие наглядно круг солнца 327 . Но если пословица «Без блина не масленица» понятна в устах язычника, солнцепоклонника, то в отношении к христианину, по моему мнению, это отзывает вероотступничеством. Христианин, не говорю монах или подвижник, за блином  –  это нечто неприемлемое, дикое, позорное, нетерпимое, нечестивое, христоубийственное! Это возвращение к почитанию гнусных богов и богинь, прямее сказать, самих демонов... Но кое согласие Христово с велиаром? Или кое сложение Церкви Божией со идолы? ( 2Кор.6:15 .) Но, скажет кто, с мыслями языческими никто блинов не соединяет. Согласен, с мыслями не соединяет. Но с делами соединяет. Ибо что значит, что блины приурочены к определенному времени года, к масленице? Если бы они не были невидимо, так сказать, посвящены в честь кого-то, то мы их бы видели не раз и у всех, во всякий иной (любой) день года. Это было бы обычное, среди прочих обеденных блюд, кушанье, не сопровождаемое тостами: «С широкой масленицей!..» Следовательно, блины не просто кушанье, но кушанье с мистическим оттенком. Чтобы его изжить, наши предки, перейдя в христианство , несли первый блин в церковь на помин усопших, подавали его с тою целью нищей братии. И этим парализовали силу злого влияния. Теперь люди просто не признают никакой мистики, ибо не верят в бесов, и однако продолжают в точности исполнять все обряды древнеязыческого культа. И, конечно, от наличности этого неверия злое влияние демонов не парализуется. Простецам, тем, которые и не подозревают, что лежит в основе нашей масленицы, простительно и то, если они принесут блины в церковь , но тому, кому Бог дал не только разум, но и образование, хотя бы и светское, должно подумать и подумать над своим времяпровождением в эти священные, постные дни, запечатленные такими страшными церковными воспоминаниями…

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что Масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование Масленицы — это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви. Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами. Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается Евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением Церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться.

http://pravmir.ru/creative/maslenitsa-ch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010