Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину.    Третья из настольных книг клироса — Минея (“мин” по греч. — месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная — Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня.    В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной.    Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, — чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи.    Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году.    На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования.    Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого.    Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Что же касается подвижного годового круга, ориентированного на лунный календарь, то в него входит весь цикл богослужений Великого поста, праздника Входа Господня в Иерусалим и Страстной седмицы, а также весь пасхальный цикл, включая праздники Пасхи (Воскресения Христова), Вознесения Господня и Пятидесятницы. Тексты богослужений Великого поста и Страстной седмицы содержатся в Триоди постной, а тексты богослужений пасхального цикла в Триоди цветной. Существуют также круги церковных чтений, включающие в себя регулярное чтение священных книг Ветхого и Нового Заветов. Наиболее часто в церкви читается Псалтирь: помимо того что в каждое богослужение включены определенные псалмы, вся Псалтирь целиком должна прочитываться за богослужением в течение недели, а в Великом посту – дважды за неделю. Четыре Евангелия целиком прочитываются на Божественных литургиях в течение года: с этой целью Евангелие поделено на «зачала» – небольшие тематические отрывки. Чтение Евангелия от Иоанна начинается на литургии первого дня Пасхи и заканчивается на литургии праздника Пятидесятницы. В период от Пятидесятницы до Воздвижения читается Евангелие от Матфея, от Воздвижения до предпостовых седмиц – от Луки, в Великом посту – от Марка. В течение года за литургией прочитываются также все остальные книги Нового Завета кроме Апокалипсиса. Из ветхозаветных книг в церкви, преимущественно во время Великого поста, читаются книги Бытия, Иова и Премудрости Соломоновой. В некоторые праздничные дни читаются также специальные тематические подборки паремий (фрагментов из Ветхого Завета): их бывает от 3 до 15. Богослужение каждого конкретного дня строится с учетом сочетания упомянутых богослужебных кругов и кругов чтений из Священного Писания. Так, например, если память какого-либо святого выпадает на четверг, то богослужение составляется из Часослова, службы Октоиха (четверг того гласа, на который выпала память святого) и Минеи месячной, содержащей богослужение в честь святого. При этом чтений из Апостола и Евангелия может быть два – одно «рядовое» (положенное по календарю на данный день), другое – посвященное празднуемому святому. Если праздник Благовещения Пресвятой Богородицы выпадает на один из дней Великого поста, то для богослужения, помимо Часослова, Апостола и Евангелия, необходимы также Минея, где содержится служба Благовещению, и Триодь постная, содержащая службу данного дня Великого поста. Правила соединения различных по содержанию служб содержатся в Типиконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину . Третья из настольных книг клироса – Минея (“мин” по греч. – месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная – Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня. В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной. Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, – чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи. Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году. На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования. Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого. Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Кроме того, богослужение имеет поучительный характер. Церковные песнопения, перемежаясь с чтениями из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, преподносят верующим глубокое и точное знание о вероучительных и нравственных истинах Православия. Годовой круг нашего богослужения отражает почти всю Библейскую Историю как Ветхого, так и Нового Завета, а также историю христианской Церкви, дает образцы подлинно-христианской жизни ежедневным празднованием памяти святых угодников Божиих. Богослужебное время Службы суточного круга Православное Богослужение находится в тесной связи со временем, с тремя его кругами: суточным, недельным и годовым. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки — это оборот Земли вокруг своей оси, год — оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Поэтому и богослужебное время состоит из трех кругов – суточного, седмичного и годового. Суточным кругом богослужения называются те службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. Это вечерня , повечерие , полунощница , утреня , первый час , третий час, шестой час, девятый час . Божественная Литургия в суточный круг не входит, потому что Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности. Литургия выше всех остальных служб, это центр, цель, вершина всего богослужения. Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня , так как богослужебный день начинается с вечера. О том, что день начитается с вечера, говорится в Священном Писании: « И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). В ветхозаветные времена началом суток считался вечер, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с  тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а  утреня — новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа . Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на Литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и вечной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ - определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам - ангелам Господним; вторника - пророкам и Иоанну Крестителю; четверга - апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы - воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы - поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы - совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга - содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного - в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Праздники делятся на великие, средние и малые. К великим праздникам (к-рые обозначаются знаком ) относятся все двунадесятые праздники , дни памяти нек-рых великих святых (память св. апостолов Петра и Павла 29 июня, 2 дня памяти Крестителя Иоанна - Рождество 24 июня и Усекновение главы 29 авг.), а также праздники Покрова Пресв. Богородицы 1 окт., Обрезания Господня и память свт. Василия Великого 1 янв. Средние праздники обозначаются знаками (с совершением всенощного бдения) и (без всенощного бдения, но с полиелеем на утрене). Малые праздники - знаками (красный: дни, в к-рые на утрене поется великое славословие) и  (черный: дни с указанием: «святой, поемый на шесть», или «шестерик», количество нек-рых песнопений Минеи в эти дни увеличивается до 6). Дни, не имеющие знака, и дни с шестеричным знаком являются непраздничными. Среди непраздничных различаются дни, имеющие в гимнографическом последовании тропарь (на утрене таких дней поется «Бог Господь» ), и дни, не имеющие тропаря (на утрене поется Аллилуия , служба совершается по великопостному чину). Следует подчеркнуть, что система знаков распространяется только на памяти Г. н. б. к., памяти подвижного и седмичного кругов, даже наиболее праздничные (такие как Пасха, Пятидесятница, воскресные дни), знаков не имеют. Нек-рые дни Г. н. б. к. не закреплены за определенной датой, а празднуются в ближайшее воскресенье или субботу, напр. недели (т. е. воскресенья) до и после Воздвижения, до и после Рождества Христова, до и после Богоявления, субботы до и после Рождества, до и после Богоявления, а также Димитриевская родительская суббота - день поминовения усопших, бывающий в субботу перед днем памяти вмч. Димитрия 26 окт. Эти дни не могут быть отнесены к подвижному годовому кругу, т. к. они зависят не от праздника Пасхи, а лишь от положения воскресного или субботнего дня относительно того или иного праздника неподвижного круга. Праздники и памяти седмичного и годового подвижного кругов также прославляются через песнопения - изменяемые части суточных служб.

http://pravenc.ru/text/годового ...

Вошедшие в это «царственное убежище мира» (преподобный Максим Исповедник ; † 662) могут сказать о себе словами церковного песнопения: «В храме стояще славы Твоея, на небесе стояти мним» (молитва на утрене). Здесь происходит встреча неба и земли, восхождение человека к Божественной жизни и нисхождение Бога с неба на землю. Поэтому богослужение – не только наше служение Богу, но и служение нам Богочеловека Иисуса, Который пришел на землю, чтобы послужить и отдать душу Свою для избавления многих, и Который в таинстве богослужения снова нисходит к нам. С момента этой встречи и начинается для нас новая, неведомая нам раньше жизнь – участие человеческой души в богослужении. Чем чаще входит человек в храм Божий и чем внимательнее воспринимает то, что совершается здесь, тем глубже входит в жизнь примирную, средоточием которой и является Божественная литургия, так как в таинстве Святой Евхаристии мы входим в непосредственное общение со Христом, становимся причастниками Его Пречистого Тела и Божественной Крови. Будучи центром духовного мира и вершиной восхождения человеческой души, Божественная литургия лучами небесного света озаряет всё богослужение: вечерня, повечерие, полунощница, утреня и часы являются лишь подготовкой к литургии и получают свое завершение и смысл через нее. То же самое относится и к службам каждого дня седмичного и годичного богослужебных кругов, раскрывающих глубину своего содержания только в связи с таинством Евхаристии. Обратимся теперь к некоторым основным чертам, которыми характеризуется жизнь человеческой души в богослужении. Богослужение и в пределах одной церковной службы, и в пределах суточного, седмичного и годичного кругов – неизменно дает нам образ восхождения к Богу человеческой души. Богослужение по своему строю всегда динамично: начинаясь с земного, оно возводит нас в небесные обители, с чем связана и другая важнейшая черта православного богослужения – восхождение человека к Богу и встреча земного и небесного осуществляется всегда через посредство внешнего, телесного образа. Здесь путь человеческой души идет от образа к Первообразу, ибо человек, по учению Святой Церкви, по своей природе состоит из двух естеств – тела и души, видимого естества и невидимого. Поэтому и богослужение церковное совершается и духовно, и одновременно в видимых чувственных образах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Венцом всех служб суточного круга является Божественная литургия. И хотя в ней, как уже говорилось, раскрывается всё тело истории и мы слышим снова ветхозаветные пророчества о Христе (в пении антифонных псалмов), и славим Его пришествие на землю в песни «Единородный Сыне и Слове Божий», она по преимуществу посвящена раскрытию земной жизни Спасителя и Его искупительного подвига. В ней, в таинстве Евхаристии, мы соединяемся с Господом Иисусом Христом. Наряду с неизменяемой частью служб суточного круга мы слышим в них молитвы и песнопения, содержание которых меняется в зависимости от дня седмицы, числа и месяца, в которые совершается служба. Песнопения эти, главнейшими из которых являются стихиры, канон, тропари, кондаки, седальны и прокимны, служат как бы связующим звеном между суточным кругом богослужения и службами седмичного и годичного кругов, включающими его в свой состав. Годичный богослужебный круг имеет сложное внутреннее построение. В содержании его отразилась многовековая история православного богослужения, начиная со времен апостольских и до наших дней. Посты и праздники, посвященные Спасителю и Божией Матери, чередуются здесь с празднованием памяти святых. Каждый великий праздник имеет один или несколько дней предпразднства, подготовляющих нас к достойной его встрече. За каждым праздником следует несколько дней попразднства, в которые человеческая душа живет тем, что было пережито в день праздника, и переживания углубляет. Однако как бы ни было разнообразно содержание служб отдельных дней годичного круга, весь он повторяет содержание малых кругов седмичного и суточного, которые, в свою очередь, отражают и развивают содержание службы служб – Божественной литургии. В нем (годичном круге) раскрывается перед нашим духовным взором всё та же тайна Божественной любви и Домостроительства Божия, то же единое тело истории, что и в литургии. Только путь, проходимый нашей душой во время литургии в краткий отрезок времени, теперь развертывается на протяжении целого года. Отдельные этапы этого пути в той или иной степени связываются с жизнью природы, со сменой времен года, включающихся в символику богослужения так же, как в суточном круге используются символы вечера и ночи, утра и дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самоподобен – песнопение, которое не только имеет свои собственные способы метрики и мелодии, но также является метрическим и мелодическим образцом для иных песнопений. Примером такого «самоподобна» является хвалитная стихира 20 декабря «Ангельские предыдите…». Подобен – песнопение, которое поется по образцу другого (самоподобна). Например, 23 декабря на утрене на «Хвалите…» назначаются стихиры 6-го гласа, которые обозначены словами: «подобен: Ангельские предыдите». Это значит, что данные сти­хиры надлежит петь по метрическому и мелодическому образцу самоподобна «Ангельские предыдите…» (стихира с утрени 20 декабря). Глава 5. Богослужебные книги Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. От священнослужителя и церковнослужителя требуется близкое к совершенству знание содержания богослужебных книг. Это значит, что необходимо не только знать, какие именно молитвословия находятся в данной книге, но и уметь довольно скоро найти в них нужную молитву или указание относительно совершения служб. Церковный устав без книг не разрешает совершать богослужение (Служебник, «Известие учительное»). Потому даже если священнослужитель или церковнослужитель полагает, что он знает наизусть определенные тексты, все равно необходимо иметь перед собой книгу во избежание путаницы, пропусков или пауз, могущих возникнуть в случае проблем с чтением наизусть. Конечно, не следует понимать слишком буквально это замечание, простые песнопения можно и нужно читать или петь по памяти (например, тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых…»), но уже при чтении более пространных, пусть даже известных молитв (50-й, 90-й пс.) и последований (часы) желательно в поле зрения держать их текст в книге. Как богослужение бывает общественным и частным, так и книги делятся на две соответствующие группы: книги, относящиеся к общественному богослужению (Минея, Октоих, Триодь, Часослов и другие, см. далее), и книги, относящиеся к частному богослужению (Требник, Книга молебных пений). При рассмотрении книг, относящихся к общественному богослужению, можно обратить внимание на то, что во многих из них содержатся песнопения для одних и тех же служб, например песнопения вечерни и утрени. С другой стороны, ни в одной книге нет полного последования всех служб на конкретный день года, непременно придется пользоваться несколькими книгами 74 . Такое положение дел связано с наличием различных кругов богослужения. Каждая книга содержит службы только одного из трех кругов богослужения. Соответственно, книги, относящиеся к общественному богослужению, можно разделить на три группы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В неделю Ваий двунадесятый праздник «Вход Господень во Иерусалим», вся служба носит исключительно праздничный характер, а гласовый элемент целиком опускается. Вот некоторые особенности этой службы: На великой вечерни поем дважды тропарь, поемый в Лазареву субботу — «Общее Воскресение», затем тропарь «Спогребшеся Тебе». На утрени поем величание празднику, но «Воскресение Христово» не поем. Совершается чин освящения вербы (ваия). Канон и катавасия праздника, вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни — «Бог Господь». На литургии св. Иоанна Златоустого поются антифоны праздника, а вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни «Бог Господь». Начиная с утрени Лазаревой субботы «Честнейшую» не поем во все дни до понедельника по недели Фоминой, а по воскресеньям и далее до недели Всех Святых. Заключительные Замечания. Для полноты понимания воскресного богослужения нам следует остановить внимание на нескольких общих понятиях и положениях, затронутых в нашем толковании трех кругов богослужебного года. Четыредесятницы же и Пятидесятницы: В некоторых приходах укрепился обычай петь «Ныне отпущаеши». Согласно Устава, «Ныне отпущаеши» всегда читается, а вовсе не поется, причем самим настоятелем (Типикон, глава 2) или предстоятелем — старейшим из священнослужителей, самим настоятелем или даже архиереем, когда он присутствует при совершении вечерни (Типикон, глава 7). Некоторые считают, что петь «Ныне отпущаеши» в самый праздник Сретения Господня может быть допускаемо. Для того, чтобы определить глас недели нужно из порядкового числа недели отнять единицу и остаток разделить на 8; остаток, получившийся от деления, укажет глас. Например, неделя 27-я по Пятидесятнице: 27-1=26 : 8 =3, остаток 2. Остаток 2 означает, что глас недели 2-й. Если же остатка не будет, то поется 8-й глас. Например, неделя 32-я по Пятидесятнице: 32 : 11 =2, остаток 10. Остаток 10 означает, что рядовое утреннее воскресное Евангелие 10-е. Послесловие. Познакомившись в воскресным богослужением, каким оно бывает в течение всего года, мы должны были вникнуть не только в соединение неподвижного круга с подвижным кругом периодов великопостного и пасхального, но и в мудрое согласование богослужебных кругов: суточного, седмичного и годичного, во всех возможных сочетаниях и совпадениях, что и выявляет подлинную духоносность богатейшего богослужения Православной Церкви. Тушение свечей и собирание огарков во время богослужения

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010