Есть молитвы, которые повторяются через каждую неделю в определенный день. Напр. «Воскресение Христово видевше…» мы слышим только под воскресенье за всенощной; молитву «Небесных воинств Архистратизи…» – только по понедельникам. Следовательно, «очередь» этих молитв наступает через недельный срок. Наконец, есть еще третий ряд молитв, которые исполняются только в известные числа года. Напр. «Рождество Твое, Христе Боже наш» слышится 25 декабря, а «Рождество Твое, Богородице Дево» – 8 сентября (или в ближайшие после этих чисел дни). Если сравнить троякого рода изменение и чередование между собою церковных молитв, то окажется: каждый день повторяются молитвы, относящиеся к священным воспоминаниям «часовым», через неделю – относящиеся к священным воспоминаниям «седмичным», а через год – относящиеся к священным воспоминаниям «годовым». Так как все наши молитвы чередуются между собою, повторяются, (словно «кружатся»), одни с быстротою дня, другие – седмицы, и третьи – года, то этим молитвам усвоено в церковных книгах наименование богослужения «круга повседневного», «круга седмичного» и «круга годового». Каждый день в церкви слышатся молитвы всех трех «кругов», а не одного какого-нибудь, причем, основным «кругом» является «круг повседневный», а два других – дополнительными . 52. Состав церковных служб Чередующиеся между собою молитвословия кругов повседневного, седмичного и годового носят название «изменяющихся» молитвословий. Встречающиеся же молитвословия за каждой службой называются «неизменяющимися». каждая церковная служба состоит из соединения неизменяющихся и изменяющихся молитвословий. 53. Неизменяющиеся молитвословия Чтобы был понятен порядок и смысл наших церковных служб, удобнее сначала понять смысл «неизменяющихся» молитв. Неизменяющиеся молитвы, которые читаются и поются за каждой службой, суть следующие: Начинательные молитвы, т.е. молитвы, которыми начинаются все наши службы и которые поэтому в богослужебной практике называются «Обычным началом», Ектении, Возгласы и Отпусты или отпуски. 54. Обычное начало

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При чтении архивных документов создается впечатление, что, несмотря на поддержку митрополита Антония, Святейший Синод в целом относился к трудам Комиссии с большой осторожностью, стараясь не привлекать к ним излишнего внимания, а также, по возможности, свести к минимуму все отличия новоисправленных книг от старого их текста. Характер правки, которую архиепископ Сергий вносил в доклад Комиссии от 18 декабря 1907 г., позволяет предположить, что эти настроения членов Синода были ему известны. Объяснялись они, вероятно, общим усилением консервативных тенденций в церковной жизни, наблюдавшимся (параллельно с аналогичными изменениями в государственной политике) уже в течение 1907 г. и нараставшим в последующий период. Требования церковных преобразований, связанные с ожидавшимся созывом Собора и открыто высказывавшиеся в 1905–1906 гг., постепенно затихали. В этих условиях были предприняты некоторые попытки наиболее консервативных кругов если не остановить, то хотя бы ограничить, насколько возможно, деятельность Комиссии по исправлению богослужебных книг. Усилия С.Д. Войта Мы уже упоминали о резкой реакции управляющего МСТ в марте 1906 г. на предложение о создании Издательского комитета или Комитета по исправлению книг. Дальнейшие события еще не раз причиняли С.Д. Войту серьезное беспокойство. В конце 1906 г. Контроль при Святейшем Синоде провел проверку финансовой отчетности МСТ и выявил понижение доходов по типографскому капиталу вследствие непродуманной издательской политики. В связи с этим Комиссия для предварительного рассмотрения сметы специальных средств Святейшего Синода на 1907 г. предложила учредить Особый наблюдательный комитет, который осуществлял бы контроль за работой Синодальных типографий 552 . В этом комитете, по мысли Сметной комиссии, могло бы сосредоточиться руководство всей издательской деятельностью Святейшего Синода. При обсуждении вопроса в заседании Синода 18 декабря, митрополит Антоний предложил поручить Наблюдательному комитету и заботу о справе священных и богослужебных книг 553 (напомним, что Комиссия архиепископа Сергия была учреждена двумя месяцами позже). Синодальным определением от 20 декабря 1906 г. Хозяйственному управлению совместно с Контролем при Святейшем Синоде было поручено представить проект положения о новом Комитете.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Действие системы осмогласия не ограничивается одной лишь организацией и регламентацией мелодического материала, но простирается еще и на регулирование временного потока, ибо мелодическая структура осмогласия напрямую связана с определенными богослужебными временными структурами. Каждый глас господствует на протяжении одной недели, так что пропевание всех гласов осмогласной системы занимает восемь недель. Восьминедельный цикл, необходимый для пропевания восьми гласов, называется столпом. Именно отсюда проистекает второе название знаменного распева, называемого иногда столповым распевом (столпы начинают пропеваться со второй недели по Пятидесятнице; в течение года происходит смена около шести столпов, которая кончается в последнюю неделю перед Великим постом). Подобно тому как суточный, седмичный и годовой богослужебные крути представляют собою определенные последования текстов, так и осмогласный столп представляет собой определенную последовательность мелодических структур. И подобно тому как в результате повторения текстовых богослужебных кругов происходит постоянное возвращение одних и тех же текстов, так и в результате повторения мелодических столпов происходит возвращение одних и тех же мелодических структур. В этом можно усмотреть первый уровень соответствия текстового и мелодического континуумов. Другой уровень связи мелодии и текста, осуществляемый в рамках древнерусской певческой системы, проявляется в том, что каждому пропеваемому молитвенному тексту приписывается определенный глас, и такое раз установленное единство текста и мелодии уже никогда не может быть расторгнуто. Таким образом, соответствие текстового и мелодического континуума осуществляется не только в воссоздании мелодическим континуумом артикуляционно-структурного строения текстового континуума, но и в прямой связи каждого конкретного текста с конкретной мелодической структурой. В результате этой связи порядок следования мелодических структур начинает определяться порядком следования текстов. Порядок же из последования текстов в богослужении определяет «Типикон», или «Устав», — книга, указывающая, каким именно образом нужно сочетать тексты разных богослужебных кругов и в какой очередности эти тексты нужно располагать в рамках каждодневного богослужения.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

Этим объясняется план предлагаемой работы. Первые две трети (главы I–IV) работы мы посвящаем сравнительному обзору наиболее полных и определенных памятников двух основных и наиболее сродных разветвлений богослужебного строя и Церковного Устава –Студийско-Константинопольского и Иерусалимского. Все же остальные, менее полные и определенные и даже совершенно отрывочные памятники и свидетельства обозреваем и излагаем в последней трети сочинения (V глава), при свете выводов, вытекающих из предшествующего обзора; пытаясь, насколько возможно, осветить самую историю развития уставной регламентаций и практики Чтений. При таком построении нашей работы проблематичность тех или других выводов нисколько не мешает документальности и полноте обзора, изложения и анализа источников; с другой стороны: документальность обзора не мешает ему в значительной мере, в пределах научной возможности, подниматься до свойств исторического очерка развития уставной регламентации и практики Чтений в связи с историей богослужебного строя и Церковного Устава вообще. В таком виде наша работа, по нашему намерению, должна представлять наиболее прочный исходный пункт для освещения истории происхождения и развития сборников Уставных Чтений. Этим назначением обусловливаются и другие, более частные особенности нашей работы. Сосредоточивая главное внимание на составе четьяго материала, мы обозреваем его по трем кругам церковного года; не только потому, что это соответствует делению самого богослужебного последования, но прежде всего потому, что каждый из этих кругов обусловливает собою существование и развитие особых родов учительных сборников; в круге минейном мы различаем специально-учительную и житийно-повествовательную группу, так как первая имеет значение для истории развития Панигирикона-Торжественника минейного, а вторая – Четиих Миней. Конструируя списки чтений, мы не ставим целью указывать полную литературную историю каждого произведения по рукописным сборникам и печатным изданиям, так как это – задача дальнейших выпусков; мы лишь довольствуемся раскрытием литературно- библиографического содержания отдельных титулов уставной регламентации путем указания одного или нескольких известных нам печатных изданий, в которых соответствующая данному титулу редакция того или иного литературного памятника находится в оригинальном или переводном (латинском, русском, славянском) текстах; в случае отсутствия печатных изданий мы указываем один или несколько известных нам рукописных источников местонахождения тех или других произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Таким образом, в противостоянии богослужебного пения и музыки можно отметить еще один уровень – уровень противостояния кругообразного и прямолинейного принципов мелодического формообразования. Кругообразный принцип формообразования является следствием кругообразного движения души, погружающейся в себя, и отражает течение сакрального циклического времени. Прямолинейный принцип формообразования является следствием прямолинейного движения души, исходящей из себя к созерцанию внешних предметов и явлений, и отражает течение профанического прямолинейного времени. Кругообразные мелодические формы есть лишь звуковое воспроизведение богослужебных кругов, регламентируемых Типиконом, а потому в богослужебной певческой системе нет и не может быть чисто мелодических или только мелодических законов организации, свободных от связей с богослужебной структурой. Вообще мелос богослужебного пения не может быть рассматриваем сам по себе, ибо он является всего лишь частью молитвенного континуума, вне которого его существование немыслимо. Прямолинейные мелодические формы, образующие тело музыки, никак не связаны ни с богослужебными кругами, ни с Типиконом, но абсолютно свободны, самозначны и подчиняются своим собственным законам организации. Именно поэтому музыка и почитается свободным искусством, в то время как богослужебное пение вообще не является искусством, но представляет собой аскетическую дисциплину. Вот почему в богослужебном пении возникновение звука, да и само существование звуковых структур не может являться самоцелью, как в музыке, но есть лишь то, что сопровождает определенные духовные и психические процессы, которые-то и заключают в себе подлинную цель пения. И только после того, как будут исследованы закономерности процессов, протекающих на духовном и душевном уровнях, только тогда можно будет приступить, наконец, к непосредственному исследованию звукоизвлечения и звуковых структур, образующих систему богослужебного пения. 3. О третьем уровне богослужебной певческой системы

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Формирование суточного богослужебного круга Истоки христианского богослужения суточного и седмичного кругов следует искать в храмовом и синагогальном богослужении эпохи Иисуса Христа. Как мы уже говорили, обычаем Иисуса было посещать синагогу по субботам; кроме того, не менее одного раза в год, на пасху, Он вместе с учениками участвовал в храмовом богослужении в Иерусалиме. Богослужебная практика учеников Христа вне храма и синагоги, вероятно, основывалась на пении псалмов (именно в этом смысле следует понимать слово «воспев» в Мф. 26:30 ; Мк. 14:26 ), проповеди и чтении Писания (Ветхого Завета). Иисус давал ученикам наставления о том, как следует молиться: эти наставления касались как молитвы наедине с Богом, так и молитвы общественной, возносимой от лица группы верующих. Примером последней является молитва «Отче наш», созданная Самим Христом, прочно и навсегда закрепившаяся в христианском богослужении. Тайная Вечеря Особым, уникальным и судьбоносным событием в жизни учеников стала Тайная Вечеря, совершенная Христом накануне Своей крестной смерти. Именно эта пасхальная трапеза, на которой Христос преломил хлеб и разделил с учениками чашу вина, стала основой евхаристического богослужения в раннехристианской общине. А вокруг Евхаристии стала постепенно выстраиваться вся богослужебная жизнь Церкви. О том, как происходила пасхальная вечеря во времена Иисуса Христа, мы узнаем из книги Исход, где описано установление Богом праздника пасхи и перечислены основные правила, по которым должна совершаться пасхальная трапеза. Эта трапеза представляет собой семейный ужин, совершавшийся 14 нисана. Основным блюдом пасхальной трапезы является агнец, «без порока, мужеского пола, однолетний»: он должен быть запечен на огне и съеден всеми членами семьи с пресным хлебом и горькими травами. Есть его надо «с поспешностью»: члены семьи должны быть препоясанными и обутыми, с посохами в руках. Пасхальное празднование после вечери должно продолжаться семь дней, в течение которых в домах не должно быть квасного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Памятники . Богослужебно-певческие памятники второй половины первого периода второй эпохи в истории русского богослужебного пения очень многочисленны. Они рассеяны по разным книгохранилищам, не исключая книгохранилищ и вне территории бывшей Российской Империи и частных книжных и рукописных собраний. Эти памятники до сих пор еще не систематизированы. Памятники эти можно разделить на следующие группы: 1 . Безлинейные богослужебные певческие рукописи со столповой, реже с демественной нотацией или с обеими нотациями, а иногда – с демеством, изложенным столповым знамением. а) Рукописи старообрядческого происхождения: α) – поповцев (т.е. приемлющих священство) с нотацией типа А, иногда еще не вполне определившегося типа (например, с признáками, но без помет); с признáками и с пометами; с признáками, придерживаясь иногда орфографии столповой нотации типа В, но без хомонии; β) рукописи старообрядцев-беспоповцев со столповой нотацией типа В, с хомонией в тексте;весьма редко, большей частью из середины XVII в. – даже с нотацией типа С. б) Рукописи, происходящие из кругов, принадлежащих официальной, господствующей Церкви. 2 . Нотнолинейные богослужебные певческие рукописи: α) одноголосные, б.ч. называемые «Ирмологами», хотя, в сущности говоря, эти рукописи представляют собой «Певческие сборники», но также и Обиходы, Октоихи и другие богослужебно-певческие книги; β) многоголосные, хоровые партитуры и отдельные голосовые партии. Все эти рукописи писаны линейными нотами, с квадратной формой нотных головок. По месту происхождения рукописи этой группы можно разделить на: а) нотные рукописи, писанные в юго-западной Руси, на территории, принадлежащей Польско-Литовскому королевству; б) нотные рукописи, писанные на Московской Руси до 1700 г.; в)такие же рукописи, писанные после 1700 г. в Петербурге, в среде придворных, а после – и синодальных певчих в Москве. 3 . Двознаменники – о которых говорилось нами в предыдущей главе. Памятники эти не очень многочисленны, но имеют большое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обращаю ваше внимание на то, что по мере совершенствования работы Издательского совета в церковных лавках и в храмах должны распространяться книги только с грифом этого совета, подтверждающим, что печатная продукция рекомендована к изданию и распространению. С Издательским советом, а также с Богослужебной комиссией в обязательном порядке согласовывается вся богослужебная литература, издаваемая приходами и монастырями. В своем недавнем отчете Богослужебная комиссия указала на то, что многие храмы и монастыри пытаются заниматься гимнотворчеством, составляя акафисты и службы и распространяя их среди верующих прежде рассмотрения и утверждения Богословской комиссией. Чаще всего подобные акафисты бывают отмечены безграмотным изложением, а зачастую имеют и сомнительное богословское содержание. Еще печальнее, когда подобное «творчество» вводится в богослужение. Такая практика будет пресекаться. Хотел бы сказать и еще об одном важном аспекте, касающемся информационного взаимодействия Церкви и общества. Внимание к Православию со стороны светских кругов и, в первую очередь журналистов, неуклонно возрастает. Этому вызову времени необходимо соответствовать. Важно помнить, что по каждому священнику судят обо всей Церкви, а благодаря средствам массовой информации любой неприятный инцидент вызывает широчайший резонанс. Важно также помнить, что есть вопросы пастырские, а есть вопросы, связанные с церковно-общественными или церковно-государственными отношениями. Говорить от имени всей Полноты Церкви могут лишь специально уполномоченные лица, это нужно помнить самим и стараться напоминать об этом всем, в том числе и журналистам. Мнение даже известного священника или мирянина-активиста не должно выдаваться за общецерковную позицию. Конечно, вовсе отказываться от общения с журналистами не стоит, кроме того, во многом данная проблема зависит от интерпретации журналиста полученного комментария, и все-таки не лишним будет в каких-то случаях обращения журналистов посоветоваться сначала в профильных синодальных структурах или переадресовать вопрос представителям данных структур.

http://patriarchia.ru/db/text/969773.htm...

Пост и бдение обусловливают систему телесных действий, приводящих человека в состояние независимости от телесного диктата мира. Независимость от телесного и душевного диктата мира располагает человека к молитве, оплодотворяющей его жаждой соединения с Богом и подводящей его к мистическому мраку неведения, куда человек и вступает своим духом для встречи с Богом. Таким образом, тело и душа, выполняя каждый свое задание, наравне с духом принимают участие во встрече с Богом, ибо без трудов души и тела око духа не откроется, и человек так и не встретится с Богом. Являясь аскетической дисциплиной, охватывающей всю полноту человеческого существа, древнерусское богослужебное пение представляет собой единый процесс, протекающий одновременно на трех уровнях, соответствующих телу, душе и духу человека. Под телом богослужебного пения следует разуметь конкретные мелодии богослужебных песнопений, вернее, всю сумму этих мелодий, образующих мелос богослужебной певческой системы. Мелодии эти, воспроизводимые голосом, воспринимаемые слухом, письменно фиксируемые сначала в рукописных, а затем и в печатных богослужебных книгах, образуют физическое звуковое тело, обладающее конкретным акустическим и физиологическим существованием. Именно это звуковое тело и является объектом изучения современных ученых-медиевистов. Однако, концентрируя все исследовательское внимание на физически слышимом уровне системы богослужебного пения и не принимая в расчет причины, вызывающие к жизни конкретные звуковые формы, эти ученые подобны врачам, никогда не покидающим помещений анатомического театра и не знающим, как ведет себя тело, оживленное душой. Но что для человеческого тела есть душа, то для мелоса богослужебной певческой системы есть Типикон, или Устав, ибо именно Типикон, содержащий в себе указания, касающиеся порядка, соединения и распределения богослужебных действий, текстов и мелодий при совмещении различных богослужебных кругов, объединяет разрозненные песнопения в единое живое целое конкретной церковной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Комиссия активно работает, обеспечивая своим научным потенциалом подготовку важнейших церковных решений. Надеюсь, что с тем же усердием она будет работать и впредь. Однако хотел бы сделать одно существенное напоминание. Опыт работы комиссии показал, что изучаемые темы находят широкий отклик, привлекают внимание многих церковных и околоцерковных кругов. И здесь необходимо избегать какой-либо политизации процесса научного богословского изучения, не вносить в академическую работу дух отстаивания групповых или тем более общественно-политических интересов. К сожалению, попытки такого рода при обсуждении указанных тем делались. Говоря о трудах Синодальной Богослужебной комиссии, должен сказать, что ею проделана серьезная работа по составлению, рассмотрению и представлению на утверждение Священному Синоду служб новопрославленным святым, а также по подготовке других решений Синода по литургическим вопросам. Тексты, представленные комиссией, отличаются содержательностью, глубокой богословской и церковно-исторической осмысленностью. Замечу, что хотелось бы скорее иметь службы всем новопрославленным святым. Полагаю, что Издательство Московской Патриархии должно более активно публиковать авторизованные комиссией службы новопрославленным святым и приводить в соответствие с ними церковный календарь. Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения " Канона о самовольне живот свой скончавших " . При прославлении местночтимых святых в епархиях нередко вводятся в употребление богослужебные тексты, гимнографический и богословский уровень которых далек от совершенства. Поэтому представляется целесообразным, чтобы такие тексты все же проходили проверку в Богослужебной комиссии. За истекшее время Священным Синодом были приняты решения об образовании новых епархий: Абаканской, Белгородской (Определение от 18 июля 1995 года), Томской, Элистинской, Сыктывкарской (Определение от 6 октября 1995 года), Мурманской (Определение от 27 декабря 1995 года). По решению Священного Синода Украинской Православной Церкви также образованы две новые епархии - Владимир-Волынская и Криворожская. Эти решения предлагаются на утверждение настоящему Собору.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010