Из-за многообразия символического материала поначалу трудно вообще увидеть здесь какой-нибудь порядок. При ближайшем рассмотрении ход развития обнаруживает себя как циклический, или спиралевидный» [Там же, с.257.]. Это описание крайне ценно для нас, ибо в нем, независимо от православной традиции, Карл Юнг приходит к открытию тех же самых фундаментальных процессов кругообращения сознания, о которых говорит и православная аскетика. Таким образом, можно утверждать, что сознание, погружающееся в себя и отвращающееся от внешнего мира, подчиняется действию некоего универсального закона и закон этот можно сформулировать как закон кругообращения сознания. Если в психоанализе закон этот только нащупывается, причем цель самого круговращения остается не вполне выясненной, то в православной аскетике как сам закон, так и механизм его осуществления, а равно и смысл его существования не только полностью осознаны и осмыслены, но и развернуты в подробно разработанную систему, включающую в себя и теоретические положения, и практические методики. Круговращение сознания, являющееся неотъемлемым атрибутом третьего вида молитвы, порождает совершенно особое переживание времени и особые временные структуры. Благодаря постоянному возвращению к самому себе время переживается не как переход от одного момента к другому, но как пребывание предыдущего момента в моменте последующем. Последование моментов образует не длительность изменяемости, но длительность неизменяемости. В результате этого время начинает ощущаться не как течение, но как пребывание. Это ощущение, в свою очередь, порождает определенные концепции времени, так или иначе связанные с образом круга и реализующиеся в виде календарной модели «миротворного круга» или в виде упоминаемых уже выше богослужебных текстовых кругов. Таким образом, круг становится парадигмой всех временных структур, порожденных третьим образом молитвы. Что же касается второго образа молитвы, то, согласно текстам Ареопагитик, этот образ порождает спиралеобразное движение души.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

Правописание Сербское. 374 (по преж. кат. 307). Требник Сербский, пис. полуустав., в лист, на бомбицине, первой половины XV в., 424 л. На оборотной стороне первой переплётной доски написано скорописью: рг г взта и з кльи гдр па т ріарха . А на начальном белом листе, вне счёта, помечено: арсенїи (Суханов, т.е. привёз рукопись с Востока). Рукопись состоит из двух частей. Вторая начинается с л. 267. В первой части, по разметка писца, 36 тетрадей; вторая счёта тетрадей не имеет. На первых двух листах оглавление на первую часть ркп., состоящее из 89 глав. Как в предыдущей рукописи, все нечётные главы писаны чернилами, а чётные – киноварью. В первой части требник этот содержит почти все статьи предыдущей рукописи, Сербского же, современного ему списка, в том же самом переводе. Л. 3. Под заставкою из перевитых кругов: Млтва. вь еже знаменати троче. приемл име вь. и. днь рожьства своего. За тем молитвы над родильницею и новорожденным в 40-й день, при оглашении его, при крещении – заклинательные, и при омытии новопросвещенного в 8-й день и пострижении, с описанием всего чина оглашения, крещения, знаменания и омытия его. Тоже самое, что в предыдущем требнике 373. л. 52 об.–72. Л. 14 об. инь бываемы. на ьренїе. д. (первые же три главы в ркп. не означены). Там же л. 73. Л. 21. инь бываемыи на данїе расы е. Там же л. 110 об. Л. 22 об. Послдованїе маго (чит. малого) бра з еже есть мантїа. . Там же л. 113 об. Л. 27. инь бываемыи. великаго и агглъскаго браза. з. Там же л. 121. Л. 43 об. глашенїе вькратц великаго и агглкаго браза. и. Состоит из одних вопросов к постригаемому, без ответов на них, и пяти молитв, – трёх перед пострижением и облачением и двух после того. Словом, содержит только то, что во время пострижения надобно говорить или читать постригающему. Против изложенного выше, л. 27., чина великого ангельского образа есть значительные разности не только в переводе вопросов и молитв, но и в самом тексте. Напр. прибавлен вопрос о сохранении девства, целомудрия и благоговения; наставление или оглашение после сего слишком кратко; из молитв вторая перед пострижением находится в чине малого образа, а третья, начинающаяся: Ги бе нашь. иже двьство сице вьзлюбивїи, – своя; читается у Гоара р. 473. В заключении статьи замечено: коньць, четыремь, постригмь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Перикопа (греч. perikop – отрезок, отрывок) – целостный по смыслу отрывок из Священного Писания, богослужебное зачало. Префация (лат. prefatio – введение, вступительное слово) – в Римско-Католической Церкви начальная часть Евхаристической молитвы. Прототип (греч. protos – первый, typos – отпечаток, оттиск) – прообраз, образец, оригинал. Ранжирование (франц. ranger – выстраивать) – упорядочение, размещение данных и явлений в определенном порядке. Редукция (лат. reductio – возвращение, приведение обратно) – упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-либо. Реликт (лат. relictum – остаток) – явление, сохранившееся как остаток, след минувших эпох. Респонсорий (лат. respondeo – отвечаю) – в католическом богослужении повторяющаяся строфа (рефрен), которую община поет в ответ на строфу, исполненную солистом; обозначение этого песнопения, складывавшегося из чередования реплик солиста и хора. Сегмент (лат. segmentum – отрезок, полоса) – часть чего-либо. Символ (греч. symbolon – знак, опознавательная примета; symballo – соединяю, сталкиваю, сравниваю) – в широком смысле: понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий выражать идеальные содержания. Синкретизм (греч. synkretismos – соединение) – нерасчлененность, характеризующая нестабильное состояние какого-либо явления. Синхрония (греч. sin – вместе, chronos – время) – понятие, подразумевающее восприятие явлений как существующих в один период времени (противоположно диахронии). Стациональный (лат. station– стояние, стоянка) – с остановками в определенных местах. Стихирарь – книга, содержащая собрание стихир. Торжественник – сборник житий, похвальных слов, сказаний о церковных праздниках и поучений верующим. Тракт (лат. tractus – протяжение) – литургическое песнопение в ходе католической мессы. Тритоэкти (тритекти) – особая служба, заменяющая дневные часы. Тропологий (греч. tropos – троп, logos – слово) – универсальный богослужебный сборник с синкретичным содержанием и композицией, который сочетал в себе материалы минейного, триодного, седмичного кругов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То, как сократилась калмыцкая территория, можно показать на таком примере. Мы слышим название Ессентуки, и чаще всего ни у кого не возникает сомнений в том, что это – северокавказский топоним. Но калмыки говорят: это название происходит от монгольского «йисун туг», что означает «девять знамен». То есть, видимо, в какой-то момент там, возможно, был лагерь, стойбище, племена собрались на какой-то съезд, и получилось такое название. Между прочим, очень долгое время взаимоотношения Российского государства с калмыками шли по линии Министерства иностранных дел. То есть они воспринимались как иностранцы, прибывшие для того, чтобы выполнить определенную миссию. Калмыки имели определенные договорные обязательства с российским правительством о том, что они защищают территорию, где живут. Такой красноречивый момент. Хурул в поселке Цаган-Аман. Начало XX века Оскомина российских миссий Естественно, занимаясь вхождением в богослужебную жизнь, в пастырскую обязанность на новом месте, хоть немножко стараешься сориентироваться. И поэтому для меня стало естественным разобраться, чем я могу быть более понятен для монголов, для калмыков. Наверное, не только тем, что я буду говорить об истории соседства калмыков и русских, калмыков-буддистов и русских православных. Потому что, если покопаться хоть немного в истории, оказывается, что для монголов христианство – религия давным-давно известная. Более того, монголы намного раньше познакомились с христианством, чем русские. Есть исторические свидетельства о том, что в VI-VIII веках в Монголии и Китае были христианские общины. И что, проводя свои походы, Чингисхан, помимо племен, которые на тот момент были язычниками и буддистами, встречал и христиан. То есть для монголов знакомство с христианством не начинается со времени соприкосновения калмыков с русскими. Вот о чём я как архиерей сам хотел бы больше знать, эту тему поднимать и развивать, говорить о ней в Калмыкии и вовне. Если, рассказывая про Индию, говорят об апостоле Фоме, то вполне возможно, что проповедовать предкам нынешних монголов мог он, может, был и кто-то другой. Конечно, заниматься подобными исследованиями нужно на территории Монголии и Китая, но для этого должно быть желание нынешних правительств и научных кругов этих стран.

http://pravmir.ru/kafedralnyiy-sobor-che...

Историк искусства и многолетний научный сотрудник «Общества защиты памятников культуры Косово и Метохии» Милан Иванович, родившийся в Печи, в 1986 году приводил в своей научной работе «Церковные памятники Косово и Метохии XIII-XX вв.» следующие факты: «В 1090 из современных официально переписанных 1445 населенных пунктов Косово и Метохии, найдены сохранившимися полностью или частично, остатки сербских церковных архитектурных памятников. По другим селам/сейчас албанским/в большинстве случаев не хватает данных, потому что как более ранним, так и современным исследователям они были недоступны. Приблизительно в 1100 населенных пунктах собраны данные в среднем о 1300 монастырях, церквях, церквных руинах и других памятниках. А что уж говорить о «переносных» памятниках: иконах, книгах, текстиле и металле. Если же учитывать, что для поддержания постоянства духовной церковной жизни, в каждой церкви должен был существовать иконостас… иконы…книги…облачения и, по крайней мере, 3-4 сосуда (крест, лампады, дискос, потир, кадила), то можно предположить, что в этих церквях находилось 10 - 15 тысяч икон, около 7 -10 тысяч богослужебных книг, несколько тысяч сосудов и не одна сотня церковных колоколов и клепал». Эти многочисленные церковно-национальные святыни на сербском Косово и Метохии являются не «мифологией» или «мифоманией», но свидетельством сложившегося и веками существовавшего православного идентитета благочестивого христианского народа, одаренного и творческого. Материально и духовно, по культуре и цивилизации исторического народа Божьего, который не вчера появился на свет; но который вчера и сегодня так унижен нацифашистами, коммунистами и известными представителями европейских и американских кругов, как никогда прежде не был унижен на протяжении своей нелегкой, но славной истории. Нужно ли добавить и особо подчеркнуть, что все эти Божьи и народные святыни Косово и Метохии, святые мощами и живой народом, собранный вокруг них, никогда не имели зла ни на кого, никогда не восставали на другие народы. Поэтому только варвары и нелюди могут разорять и жечь их, а к несчастью, террористы разоряют и жгут на глазах у всей цивилизованной Европы, всего мира, в конце второго и начале третьего тысячелетия Христианской эры! Немногочисленные протесты со стороны тех, кто первым должен был вмешаться, например ЮНЕСКО, часто имеют лишь формальную, декларативную форму, и не приносят никаких результатов, потому что до сих пор, за 4 года полного владычества международного сообщества в Косово и Метохии, ни один албанский террорист, убийца или поджигатель, не был арестован, не был судим и осужден!

http://pravoslavie.ru/40798.html

В соборных церквах и в тех приходских и кладбищенских храмах, в которых клиросное пение совершается хорами певцов профессиональных или любителей, недостаток и нехватка церковно-богослужебных книг может быть заменена восстановлением древнейшего чина на клиросе – канонарха. В древности у греков канонарх запевал тропари канонов В «Типиконе» Русской Православной Церкви есть XXVII глава, в которой приводятся подробности канонархания стихир. Первоначально канонарх должен провозгласить во услышание всем молящимся и присутствующим в храме, что именно будут петь на клиросе и на какой глас или напев. После этого, обратившись к хору, канонарх провозглашает каждую строку песнопения, которая и повторяется хором по напеву гласа. Кроме того, канонарх должен петь на вечерни прокимен и аллилуия и «Бог Господь» или аллилуия на утрени. Канонарх, для успеха своего дела, должен обладать сильным, звучным и приятным голосом. Произношение текста церковных песнопений должно быть ясное, отчетливое, чтобы каждый богомолец в храме слышал каждое слово канонарха и понимал то, что поют на клиросе. От канонарха требуется превосходное знание гласов и напевов и умение разделить строки песнопений на небольшие равномерные части, чтобы не затруднить слушателей многословием в одном случае, и не удивить их нехваткой слов для напева – в другом. Конечно, канонаршить в храме всегда должно одно и тоже избранное лицо, обладающее всеми необходимыми качествами, и отнюдь не допускать постоянной смены канонархов за каждой службой. В нашей русской древности канонархи избавили храмы и монастыри от непосильной траты денег на покупку нескольких кругов книг для каждого клироса. В старину книги были очень дороги, и многие храмы не в состоянии были купить один цельный круг, довольствуясь несколькими самыми необходимыми для клироса – октоих, общая минея, следованная псалтирь, триодь постная и триодь цветная. Нехватка книг вызывала необходимость канонархов на многолюдных клиросах. Канонархи были бы полезны и теперь, но они должны подвергаться строгому отбору и обладать всеми качествами настоящего канонарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

С X в. все песнопения мессы с нотацией стали помещать в отдельные П. к. для солиста и для хора. В период Высокого средневековья Антифонарий мессы стали называть Градуалом ; песнопения подвижного (темпорал) и неподвижного (санкторал) годовых кругов соединены в нем в одно последование; в Градуал стали включать все песнопения ординария. Со временем в Градуале песнопения были четко закреплены за определенными литургическими памятями, а их число увеличилось (гл. обр. в санкторале, темпорал оставался в основном неизменным). В этой книге различия восточной и западной традиций гораздо менее заметны, чем в Антифонарии оффиция. Они проявились в составе стихов для «Аллилуия» воскресных дней летнего периода, в начальной мелодической формуле для стихов и в мелодиях communio (причастных антифонов) периода Великого поста. Раздел Градуала, содержащий песнопения ординария мессы и называвшийся Кириалом по 1-му песнопению - «Kyrie», иногда выделялся в отдельную книгу. Древнейшим ядром Гимнария являются гимны , носящие имя Медиоланского еп. свт. Амвросия ( 397). Различные версии Гимнария были созданы в богослужебных центрах Италии, Галлии, Испании, Британии и Германии. В Галлии до IX в. использовалась древняя монашеская версия Гимнария; сменивший ее в результате каролингской реформы тип книги распространился по всему Западу и вытеснил местные версии. Частично нотированные Гимнарии известны с рубежа IX и X вв., полностью нотированные - с XII в. В амвросианском Гимнарии каждый гимн имеет собственную мелодию, в др. традициях мелодия одного гимна может использоваться и в др. гимнах, написанных в том же стихотворном размере. Часто средневековые П. к. формировались из неск. небольших книг (libelli) для отдельных видов песнопений - так появился, напр., Тропарий, сб. песнопений с тропами (вставки в песнопения проприя и/или ординария мессы, возникшие в монашеской среде), списки к-рого сохранились от X-XIII вв. Большинство Тропариев происходят из мон-рей, реже встречаются соборные. Сборник секвенций - силлабических песнопений, прибавлявшихся в праздники к «Аллилуия» на мессе (в романских землях они назывались «prosae»),- именовался Секвенциарием или Тропарием-Прозарием; позднее эти песнопения стали также записывать в Градуале.

http://pravenc.ru/text/2579888.html

К тому имеете вы присовокупить мнение своё, который из тех каплиц признаются вами более вредными для окрестных Православных прихожан и по каким причинам. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 22 января за 199, с уведомлением о нуждах церквей, на случай изъявления благотворителями желания сделать пожертвование для Литовской епархии Отношением, от 12 сего января за 204, ваше сиятельство требуете сведения: сколько для церквей Литовской епархии нужно икон двунадесяти праздников, и не нуждаются ли церкви сии в других принадлежностях более, нежели в иконах. По забранным справкам, в делах консистории оказывается, что ещё около 180 церквей не имеют икон двунадесяти праздников. Что же касается других потребностей, то они по общей скудости церквей столь огромны, что и исчислить их было бы затруднительно. На случай, однако же, желания благотворителей способствовать по возможности сим потребностям, долгом считаю сообщить, что благотворение это хорошо бы обратить на снабжение церквей священными сосудами сколько возможно, равно на сделание хотя по 100 пар бронзовых подсвечников пред местными иконами и лампад перед другими иконами. Священные сосуды по воссоединённым церквам вообще прежней формы, скудные, некомплектные и не единообразные; и сделание новых приличных от местных средств, по дороговизне, должно ожидать разве в отдалённое время: подсвечники же и лампады служили бы образцом для сделания подобных в других церквах от собственных средств. Но в особенности я просил бы покорнейше обратить усердие благотворителей на приобретение для Литовской епархии от 80 до 100 кругов богослужебных книг. Около 80 церквей, поступившие к сей епархии от епархии Минской, почти все нуждаются в богослужебных книгах; да и некоторые прежние беднейшие церкви Литовской епархии нужно бы оными снабдить, так как при прежнем снабжении церквей той епархии по распоряжению Святейшего Синода богослужебными книгами, многие церкви пропущены, как показаные благочинными, имеющими церковные книги, тогда как впоследствии оказалось, что книги сии были разнокалиберные разных бывших Униатских изданий, да притом ветхие, так что отправлять по ним богослужение весьма затруднительно, а отчасти и соблазнительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

А там находят еще новые и новые волны, все больших и больших длин, и бьют в душу и в тело. Цикл суточный – из девяти служб, ритмически повторяющихся изо дня в день, в соединении по три. Затем цикл седмичный, то есть ритм «гласов», и в зависимости от них – всего, что ими определяется, – прокимнов, песнопений, воспоминаний седмичных, отпустов и т.д. и т.д. Этот ритм повторяется из седмицы в седмицу. А там – еще «ширший» круг – годовой, с воспоминаниями событий года, с чтением Евангелий и Апостолов, с канонами т.д. и т.д. Он повторяется из года в год. Сверх этого – особые, вставные циклы – «около Пасхи», выражаемые Великим постом и временем от Пасхи до Пятидесятницы» (из письма В. В. Розанову . 18.1.1913). Расчлененность богослужения на ряд ритмически повторяющихся циклов теснейшим образом связана с циклами солнечным, лунным и лунно-солнечным, подчинена ритму космической жизни. «Тут нет произвола – служба течет с такою же точностью, как и светила небесные, да и сама есть явление небесной музыки здесь, на земле» (Там же; выделено мною. – С. 71). Идея ритма, понимаемого как всеобщее жизненное начало, как закон жизни, находит у священника Павла Флоренского всестороннее выражение. Идя от дыхания, от молитвы – восходим к ритму космической жизни. Идя от ритма жизни Вселенной, от «музыки небесных сфер», приходим к ритму богослужебных кругов, к ритму человеческой деятельности, освящаемой в культе, к ритму внутренней жизни, строящейся «по образу и по подобию небесной музыки». Каждая церковная служба есть сложное сплетение многих тем, контрапунктически связанных в единое целое, образующих сложную полифоническую структуру богослужения. Отец Павел детально прослеживает ритмическую канву богослужения, намечает темпо-ритмическую разработку службы. «У каждой части службы есть внутренний, присущий ей ритм и темп, и если эти последние соблюдены, то чтение, пение, возглас, молитва производят свое молитвенное действие на душу молящегося, хотя бы содержание всего этого воспринималось почти бессознательно или почти не воспринималось. 123

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Некоторые духовно-музыкальные деятели, введенные в заблуждение теорией Д.В. Разумовского о «домашнем» происхождении демественного пения (как пения не церковного, не богослужебного, а пения внехрамового, домашнего), называли духовные концерты, программа которых была составлена исключительно из богослужебных песнопений, демественными собраниями» 959 : они слыхали выражение «демество», но не знали точно, что оно означает, и придавали этому выражению значение по догадке, по созвучию со словом «домашний». Духовные концерты имели очень большое значение для ознакомления широких кругов русских людей со стилистическими направлениями в русской духовно-музыкальной литературе того времени и позволяли аудитивно ознакомиться с духовно-музыкальным творчеством новых композиторов, а не только довольствоваться слушанием исполнения давным-давно знакомых по храмовому богослужению песнопений. В этом отношении граммофонная пластинка с русским церковным пением может рассматриваться как духовный концерт, зафиксированный на пластинке и который поэтому можно прослушивать неограниченное число раз. Программы духовных концертов, какие давала во времена Бахметева Придворная певческая капелла, имели почти что только развлекательное, эстетическое, но никак не инструктивное значение, потому что они были составлены из повторений давно уже всем во всей России известных произведений, «разрешенных и одобренных» в свое время Львовым, а после него – Бахметевым. Образовательное значение получили духовные концерты после того, как по инициативе С.В. Смоленского в программу духовных концертов московского Синодального хора стали включаться также последние произведения современных самому концерту духовных композиторов 960 . По программам духовных концертов в разных частях России до 1917 г. можно составить себе представление о нормальном богослужебном репертуаре церковных хоров. В то время как петербургские хоры предпочитали ( за некоторыми исключениями) произведения, характерные для XIX в. и для петербургской школы, московские хоры и некоторые хоры в провинции вводили в свою программу и еще тогда новых духовных композиторов. Так, петербургские хоры исполняли в первом десятилетии XX в. произведения следующих композиторов 961 : Азеева, 962 , Аренского, Беневского, Богданова, Бахметева, Березовского, Вифляева, Веделя, Виноградова, Воротникова, Гольтисона,Галуппи, Григорьева, Голицина, Дегтярева, Давыдова, Жданова, Иванова, Копылова, Лаврова, Лисицина, Лирина, Львовского, Ломакина, Орлова, Панченко, Полуэктова, Римского-Корсакова, Сарти, Сорокина, Старорусского, Соловьева, Соломина, Фатеева и

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010