Приведенный эпизод из жития Василия Великого носит легендарный характер, но всякая легенда всегда создается вокруг исторических фактов, чем она, собственно, и отличается от мифа, как продукта исключительно творческой фантазии. Возможность фактов отнятия у православных никейцев их соборного храма и вмешательства Василия Великого более чем вероятна. Дискуссия между императором и Василием Великим относительно права православных на владение соборным храмом в Никее и уступка Валента Василию была вполне закономерна, если учесть, что Василий Великий был вождем младоникейцев, объединившим вокруг себя на борьбу с арианами не только православных, но и так называемых полуариан, и не Валенту было бороться с Василием. Григорий Богослов в надгробном слове Василию Великому рассказывает, как император пришел в храм, когда Василий Великий совершал литургию. «Он вошел в храм со всей своей свитой. В тот день был праздник Богоявления и было богослужебное собрание. Когда император вступил в храм, он был оглушен пением; когда же увидел целое море народа и все благочиние, царившее в алтаре и похожее больше на ангельское, чем на человеческое, именно: самого Василия, который стоял впереди всего народа прямо, подобно, как говорит Писание, Самуилу, неподвижно и телом, и очами, и духом, как будто ровно ничего и не случилось, подобно столпу Божию  – [увидел] тоже клир, стоявший вокруг него со страхом и почтением, то его охватила слабость, в глазах у него помутилось и завертелись круги. Когда же следовало принести Дары к Божественной трапезе, он захотел сделать это сам, и, когда никто не принимал их у него, как это было обычно, потому что не знали, захочет ли он сделать приношение, тотчас же обнаружилась его слабость: он зашатался, и если бы кто-то из клириков не поддержал его, то он упал бы» 202 . Что касается авторства гимна «Святый Боже», которым народ сопровождал Василия Великого , идучи от церкви мученика Диомида до соборного храма, то Никифор Каллист Ксанфопул (XIV век) говорит, что эта песнь принята от самих апостолов 203 . Но в свете существующих научных данных в области церковной истории и гимнографии это сообщение не вызывает доверия. Проф. К. Крумбахер относительно «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула пишет, что существуют некоторые указания на то, что Ксанфопул просто переработал какое-то сочинение, написанное в начале X века и доведенное до 920 года, поставив без дальних околичностей на нем свое имя… В лучшем случае заслугу творца идеи всеобщей истории Церкви следует приписать не Ксанфопулу, а неизвестному автору X века. Но и для того времени идея эта не была уже новой по существу, ибо в подобном же духе были составлены церковные истории Филиппом Сидским (около 430) и Федором Чтецом (около 530) 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Октоих (от греч. κτ — восемь, и χος — голос, — осьмогласник, восьмигласный) – богослужебная книга , содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день Недели (см. богослужебные круги ). Вместе с Триодью и Минеей Октоих охватывает круг изменяемых песнопений на весь год. Пение всех восьми седмиц и Недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть.  Употребление Октоиха в уставном богослужении Октоих как книга используется за православным богослужением во все воскресные дни года, кроме периода от Недели ваий до Недели Всех святых (от воскресенья перед Пасхой до воскресенья после Пятидесятницы). В воскресные дни Цветной Триоди Октоих как отдельная книга не используется, однако его песнопения включены в саму Триодь (в Недели пасхального периода к таким песнопениям относятся только стихиры и седальны по 1й кафисме, в недели святых отцов I Вселенского Собора и Всех святых – все необходимые песнопения Октоиха напечатаны в Триоди). Безусловно Октоих в воскресные дни отменяется, если в неделю случится Господский двунадесятый праздник (всегда отменяется на подвижные Господские двунадесятые праздники, совпадающие с воскресными днями: Неделю Ваий, Антипасху, Пятидесяницу). В седмичные дни Октоих не поется в периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, в период пения Цветной Триоди. В период Святой Четыредесятницы Октоих используется только в 1–4 субботы и на великих вечернях, совершаемых в воскресенье вечером (накануне понедельника); в остальные дни Октоих как книга не востребован. Во все праздники великие, бденные и полиелейные Октоих не используется. Также весьма ограниченно Октоих используется в праздники с великим славословием: он поется только в праздники славословных святых (коих в нашем Уставе всего 3) и только в каноне на утрене, тогда как в других видах славословных богослужений Октоих отменяется.  Виды изданий Октоиха Основным является полное издание, состоящее из двух частей: том первый содержит 1–4 гласы, второй — 5–8 гласы. Структура 1го и 2го томов Октоиха почти идентична; разница только в том, что в 1м томе в самом начале дублируются главы Типикона, посвященные воскресной службе (во 2м томе их нет).

http://azbyka.ru/oktoix

Разделы портала «Азбука веры» С чего начать Дорогие братья и сестры! Вы находитесь на страницах ведущего мирового православного портала, содержащего около 7 терабайтов информации. Как разобраться в этом море статей, книг, тестов, аудио- и видеофайлов, не запутаться в десятках тысяч пособий? С чего начать, как системно изучать основы православного христианства, и почему именно оно истинно? Эта страница призвана облегчить как поиск конкретных материалов, так и прямого пути к исполнению заложенного Творцом смысла жизни. Вводные материалы Главные шаги на пути к Богу Осознание Действие Мы не можем преодолеть смерть и собственное несовершенство, которые обессмысливают нашу жизнь. У нашего мира есть Творец . Он всесовершенен и ни в чём не нуждается. Он желает, чтобы мы общались с Ним. В рамках разных религий  проповедуются разные, во многом взаимно противоречащие учения о Боге (в некоторых — о богах) и о пути к Нему. Благодарность Отцу Небесному. Уподобление Богу становится предметом наших деятельных устремлений. Любовь к Богу реализуется в т.ч. и через любовь к людям. Важнейшие принципы на пути к Богу Христианство — религия любви Где найти ответы на вопросы Используйте правильную терминологию для поиска: Как это называется в Церкви . Как правильно изучать Библию Ежедневное чтение Священного Писания — один из 4 столпов духовной жизни (наряду с молитвой, Церковными Таинствами и доброделанием). Библия — книга религиозная и боговдохновенная , её невозможно адекватно понять вне Церкви, которая её создала. Церковный календарь Вы можете приобрести официальный Православный церковный календарь и (или) пользоваться электронным (он значительно богаче по содержанию). Он поможет Вам войти в богослужебные , постовой и праздничные церковные круги. Учтите, что богослужебный день начинается с вечера, поэтому вечером в храме совершается служба, посвященная святому или празднику уже следующего дня. Постное время начинается и заканчивается в полночь (во время 4 многодневных постов заканчивается праздничной Литургией ). Первый день седмицы — воскресенье. Неделя (с большой буквы) — это воскресенье. О духовной жизни

http://azbyka.ru/s-chego-nachat

Греки и русские с течением времени порознились между собою в некоторых церковных обрядах. Русские объясняли себе это явление тем, что греки потеряли истинное благочестие и привнесли в свою церковную жизнь разные новшества, заимствованные ими у латинян. Со своей стороны, греки смотрели на особенности русского церковного обряда как на искажение истинно православного обряда, как на отступление от него, допущенное русскими по невежеству. Более ревностные между греками не прочь были заклеймить русских за их церковно-обрядовые особенности именем если не еретиков, то раскольников. Такое отношение греков к русским церковным особенностям было подмечено и иностранцами. Олеарий говорит: «Русские во многих делах, как в основных положениях веры, так и в церковных обычаях и обрядах своих, уклонились от греков, так что эти последние считают их за раскольников, хотя и не смеют высказать это по причине значительных приношений, которые ежегодно получают от них» 485 . Справедливость этого свидетельства Олеария, по крайней мере относительно известной части греков, подтверждается фактом сожжения в конце первой половины XVII века русских церковных книг на Афоне как еретических. Это в высшей степени характерное событие произошло таким образом. Русь, благотворя всему православному Востоку, между прочим посылала в славянские восточные монастыри целые круги богослужебных книг московской печати. Эти посылки богослужебных книг стали обычны собственно со времени патриарха Филарета Никитича, когда в Москве усилена была типографская деятельность. Получив в Москве богослужебные книги, некоторые славянские афонские монастыри стали отправлять по ним богослужение, причем сейчас же обнаружилось, что между греческими и русскими церковными чинами и обрядами существуют некоторые несходства и разности. А так как на Афоне славянские монастыри находятся буквально рядом с греческими и каждый монастырь отлично знает все, что творится в другом, соседнем, то всякая малейшая разность в церковных чинах и обрядах выдавалась здесь особенно заметно и резко и невольно обращала на себя внимание всех иноков, которые к тому же всегда сильно дорожили своей репутацией как ревнителей и охранителей истинного православного благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Разрешение вина и елея, рыбы, мяса и проч. – дозволение ради праздника или в честь святого употреблять ту или другую пищу, в обычные и особенно постные дни не дозволяемую. Разрешение души от тела, т. е. освобождение души от тела через смерть. Разрешительная молитва – так по преимуществу называется молитва , священником читаемая в конце последования погребения над телом усопшего; в ней испрашивается разрешение, т. е. прощение грехов, содеянных усопшим. Рамо рамена-плечо-плечи. Риза см. Фелонъ. Рипида (от греч. ριπς, ριπδιо) – опахало, орудие для отгнания мух. Это металлические на довольно длинных рукоятках круги с изображением на них шестокрылатых Серафимов. Ими диаконы при архиерейском служении веют, колеблют над Св. Дарами, чтобы в них не упало какое-либо насекомое, – вместе с тем рипиды напоминают нам, что при священнодействии Литургии присутствуют и сослужат нам Св. Ангелы, изображения которых имеются на рипидах. Родильнице молитва . Св. Церковь , как чадолюбивая мать, предполагая дать свое благословение родившей жене, не ожидает ее выхода из дома и прихода в храм Господень, но тотчас после разрешения укрощает понесенные ею во время рождения болезни читаемыми молитвами и утешает ее саму. Причины, побуждающие Церковь к установлению и преподанию молитв жене родильнице: 1) испросить ей пособие Бога к благовременному окончанию слабости и недугов, последующих за болезнями рождения; 2) чтобы чистые очи Божии не отвратились от плода, происшедшего от плотского зачатия и от матери, в нечистотах и грехах зачавшей, и 3) чтобы защитить дитя, как неомытое от первородного греха, и мать, находящуюся в родильных нечистотах, от духов лукавых, дневных же и ночных, от ревности и зависти и от очес призора (Нов. Скр.). Родостам – розовая вода с красным вином, которая возливается на св. престол во время его освящения (см. вода розовая). Рукоположение – см. Хиротония. Ряса ρσα – одежда широкая, нестянутая, неопоясанная. Так называется верхняя одежда священников, диаконов и монахов. Эта одежда должна служить для носящих оную всегдашним напоминанием того смирения и отчужденности от мирской суеты, к которым обязываются носящие рясу своим саном. (Слов. В. Михайловск .).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Псалтирь (следованная) – псалмы, полный часослов, службы из Октоиха на каждый день, молитвы перед и после причащения и каноны. Рипиды – металлические круги на длинных рукоятках с изображением Херувимов, выносятся во время архиерейского богослужения. Саваоф – (древнеевр.) стройно расположенное множество: например, звезды небесные или воинство. «Бог Саваоф» есть Бог Всемогущий, имеющий в своем распоряжении «воинство» небесное – Ангелов для исполнения Своих повелений. Саккос – одежда, похожая на стихарь, которую носит архиерей во время богослужения. Сатана – «противник» (древнеевр.). Особо применимо к диаволу, лукавому, искусителю. Свети льник – символ присутствия Господня. Он напоминает огненный столп, сопровождавший евреев, направлявшихся через пустыню в Землю Обетованную. Сердце – средоточие умственной, чувственной и нравственной жизни. Служебник – церковно-богослужебная книга, заключающая в себе молитвы священника во время вечерни, утрени и литургии. Соблазн – препятствие (например, камень на дороге), поступок, пример или слово, могущие быть камнем преткновения для верующего. Вводить в соблазн – значит ослаблять или даже убивать в ком-либо веру. Солея – возвышенное место перед иконостасом. Стихарь – длинная прямая одежда, которую носят во время богослужения все священнослужители и прислужники. У диакона и прислужников она с широкими рукавами, у священников – более легкой материи, с узкими рукавами, носится под ризой и называется подризником. Трикирий – трехсвечник, который вместе с дикирием (двухсвечником) употребляется во время архиерейского богослужения в знамение света Святой Троицы. Тропарь – короткая церковная песнь в честь праздника или святого. Например, тропарь Пасхи – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Фелонь – верхняя полукруглая одежда без рукавов с отверстием для головы, которую священник надевает во время богослужения. У архиерея заменяется саккосом. Херувимы (и серафимы) – небесные создания наивысшего ангельского чина, служащие Богу и воспевающие славу Ему. Херувимы носят на себе Бога, престол Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Я был совсем не религиозным человеком, в семье не соблюдались никакие традиции, кроме, пожалуй, того, что на Пасху были куличи, а на Рождество пироги. Ну и мама еще ходила в храм поставить свечку. В одно удивительное утро, я с температурой и болью внутри собрался и пошел…в храм. Это был Покровский храм, который я частенько видел, пересекая улицы Московскую и Горького, и именно он мне в тот день и вспомнился. Страх, боль и неизвестность, наверное, достигли во мне к тому моменту критической отметки. Дорогой отец Владимир Я мало помню события того дня, но в храме мне встретился священник, прямо на пороге. Это был многим в нашем городе знакомый, ныне уже покойный отец Владимир Семенов. Я не вспомню сейчас того, что он мне тогда сказал, наверное, ничего особенного, но я сразу понял - человек этот в моей жизни неслучаен. И, наверное, во всей оставшейся жизни тоже. Через него я вошел в Церковь. Не по ступеням, не в здание, а в удивительное общение с главной Тайной моей жизни.      С отцом Владимиром я общался недолго. Сразу после первой исповеди и Причастия я обратился к врачу, а спустя несколько дней был прооперирован. А потом жизнь «наладилась» - институт, учеба, и все вернулось на круги своя. Но я уже тогда все равно был другим. Прошло больше десяти лет. Однажды знакомая привела в храм, где я теперь служу, свою подругу. Женщина была смертельно больна. Она решилась на первую исповедь. В праздник Покрова Божией Матери женщина исповедовалась, причастилась, а через некоторое время ее не стало - я узнал это от знакомой, которая ее привела. А еще вместе с этой вестью она принесла мне символически, в знак благодарности, кое-что, что заставило меня вспомнить все, что однажды случилось со мной, и понять, что ничего в этом мире случайно не происходит и никаких случайных встреч и людей не бывает. Это была епитрахиль (часть богослужебного облачения священника) отца Владимира, который однажды встретил меня в храме и просто выслушал и услышал. Я держал в руках облачение, словно бы мне отдали его не теперь, а когда-то давно. Отца Владимира уже не было в живых, а я почувствовал себя так же, как и тогда, когда вышел из храма после того, возможно, самого важного в моей жизни разговора.

http://pravoslavie.ru/109731.html

Подпишитесь на наш Телеграм Сегодня мы более подробно поговорим о вечерней молитве. С чем мы приходим к Богу вечером? Какие основные темы вечерней молитвы? Каковы особенности церковной и домашней молитвы вечером? Круги богослужения Церковь живет в своем особом молитвенном ритме, который сложился исторически. И все, кто приходит в Церковь, приобщаются к этому опыту, встраиваются в общую богослужебную жизнь. Естественно, что мы начинаем и оканчиваем свой день молитвой, стараемся выделить в течение дня определенное время для памяти о Боге. Так складывается суточный круг богослужения. По заповеди Божией ветхозаветная Церковь выделила субботу как день, особо посвященный Богу, напоминающий о Творении и свободе, к которой мы призваны. К субботе добавилось воскресение — как праздник победы Господа над смертью. Эти два дня составили основу недельного цикла. Наконец, в течение всего года выделялись и выделяются отдельные праздники, напоминающие о спасительных событиях истории. Если для Ветхого Завета это были праздники Пасхи (Освобождения из Египетского плена), Шавуот (дарования Закона) и Суккот (странствования по пустыне), то для Новозаветной Церкви основой годового круга стали Рождество Господа Иисуса Христа , Пасха , Троица (Пятидесятница) , а также другие праздники, связанные с жизнью Спасителя, Богородицы и святых. Как мы видим, богослужение устроено циклично, то есть кругами. Однако, по мысли Андрея Черняка , это не просто хождение по одному и тому же кругу. Здесь лучше подходит образ спирали. В христианстве есть принцип направленности, векторности. То, что совершает Бог, нециклично: Бог ведет человека от сотворения к обожению, к полноте бытия в Пресвятой Троице. Все, что совершает Бог в этом мире, это стрела от ничего к полноте. Суточный круг богослужения  День в церковной традиции начинается с вечера. Такой порядок восходит еще к ветхозаветным временам (Лев 23:32). В Книге Бытия в повествовании о днях творения используется формулировка «И был вечер, и было утро: день один (второй и т. д.)» (Книга Бытия, 1-я глава). В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. С вечера начинается подготовка к главному богослужению Церкви — Литургии .

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

Эти черты нашли своё выражение в Четья-Минеях. Во-первых, самые широкие круги православного населения России – миряне, священники, монашествующие − нуждались в доступном и написанном на понятном языке сборнике жизнеописаний святых, то есть конкретных примеров того, как должен жить христианин, чтобы достичь цели своего земного существования − святости. Во-вторых, церквам, монастырям и клиру требовались книги, в которой были бы помещены богослужебные тексты, посвященные каждому святому из месяцеслова. В-третьих, для полемики с католиками и униатами был нужен сборник житий святых, который бы был независим от католической литературы и демонстрировал богатую историю святости Православной церкви после XI века и её преемственность с древней церковью. Именно поэтому важно уяснить, какой была история создания «Книги Житий Святых» и как складывались дружеские отношения митр. Димитрия с московскими интеллектуалами в ходе написания книг Четий-Миней. Возможно, это послужит ключом к уяснению тех процессов, которые происходили в московской интеллектуальной элите в конце XVII в. Чтобы понять значение Четий-Миней митр. Димитрия Ростовского для современников, следует взглянуть на них в контексте церковной ситуации того времени. В католической церкви в XVI – начале XVII вв. создается целый ряд масштабных собраний древних агиографических памятников, переведенных на латынь. Эти изыскания имели большое значение для процесса конфессионализации, на их основе католические богословы писали сочинения, предназначенные для богослужения, а также для чтения мирян. В славянских странах самым значительным произведением такого рода были “ywoty Swtyh” выдающегося иезуитского проповедника Петра Скарги (1579 г.). Эта книга представляла собой краткие рассказы об общехристианских и католических святых, изложенные в порядке месяцеслова. Главными достоинствами труда были полнота и широта охвата жизнеописаний христианских подвижников, хороший стиль и простота изложения. Сочинение Скарги пользовалось популярностью среди как католиков, так и православных Речи Посполитой 464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Разделы портала «Азбука веры» Типикон — (от греч. Τυπικν (от τπος — образец, вид, норма)): 1) Богослужебный Устав Православной Церкви. В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года (при патриархе Адриане) Иерусалимский Устав. Иерусалимский Устав назван по местонахождению лавры прп. Саввы Освященного (439–539 гг.) близ Иерусалима. Свои записи св. Савва назвал сразу тремя словами: Τπος κα παρδοσις και νμος («Образец, предание и закон»). С 13 в. в заглавиях рукописей уже появляется и одно слово τυπικν, без пояснений. Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освящённого пришёл в России на смену Студийскому. 2) Богослужебная книга, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами (соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги), правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни. Мирянам следует помнить, что исполнение в полной мере указаний Типикона – удел монашествующих (и то далеко не всех), миряне же могут соответствовать этому идеалу в зависимости от возраста (физического и духовного), семейного положения и т.п. Знаток Устава Михаил Скабалланович писал о Типиконе: «Книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нём всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере может быть и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир». Откуда у Церкви Богослужебный Устав? Понятие «Богослужебный Устав» относится не к какому-то единому, общему своду норм, правил и требований, признанных полнотой Вселенской Православной Церкви , а к различным богослужебным кодексам, отличающимся друг от друга обстоятельствами происхождения и содержанием.

http://azbyka.ru/tipikon

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010