Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Какие службы есть в Церкви и что они означают? 3 мин., 30.06.2019 Содержание Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день. 01 Что такое богослужебный круг? Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям. 02 Какие службы входят в суточный круг? В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке. 03 Вечерня Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом. 04 Утреня Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день. 05 Всенощное бдение Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

http://foma.ru/kakie-sluzhby-est-v-czerk...

Вскоре после кончины Владыки Сергия, 1-ого апреля 2003, в приходах Архиепископии появилось послание Святейшего Aлekcuя II. Патриарх предлагал начало переговоров с целью объединения в Поместную церковь в Западной Европе всех приходов трёх русских православных юрисдикций. Во второй раз после Указа 1946 г. эмиграция, пятьдесят семь лет спустя, оказалась перед необходимостью " экзистенциального " выбора. Необходимость определить своё отношение к возродившейся России и к Матери Церкви, вот единственная аналогия между послевоенной ловушкой Сталинского Указа и сегодняшним предложением равноправного разговора. Эмигрантской интеллигенции после распада СССР, постепенно пришлось отойти от функций " наставника " , " преподавателя православной философии " , помощника и спасителя по штатной должности. С каждым месяцем, прожитым после 21 августа 1991 г. появлялось многое, чему мы здесь, на Западе, могли научиться у Русской Церкви: глубокой выношенной молитвенности, безупречно сохраненной богослужебной традиции. Вместо конспиративной перевозки Флоренского стало возможным сесть и поехать молиться в чудом вновь обретённое Дивеево и другие монастыри, а внуки русских эмигрантов могут теперь учиться в Сергиевом Посаде. Не берусь анализировать мотивы окружения владыки Гавриила, (приемника владыки Сергия) и причины действий самого владыки. На послание Патриарха официального ответа не было дано! В духовенстве была проведена кадровая чистка и перестановка почти по добрым старым правилам. Повсеместно, где только можно расставлены " свои люди " . Та часть православных, которым церковный модернизм пришёлся не по духу основали  " ОЛТР " (Движение за Поместное Православие Русской Традиции). На первом Круглом столе, проведённом ОЛТР в 2004 году Н. С. Струве, ставший теперь противником РПЦ, в своей речи сказал, что " Русская Церковь тяжело больна.... Что он хорошо знаком с её иерархией, носительницей страшных недостатков, что Архиепископия может только проиграть от сближения с ней... " Буквально на днях владыка Гавриил выступал на православной бельгийской радиостанции. " Сохранение богослужебной традиции , заявил он, дело хорошее для Африки, мы же должны быть современными " . В этой обстановке приходские советы ряда церквей сделали свой выбор и эти церкви перешли под омофор Московской патриархии. Совсем недавно это произошло с большим русским собором в Биарритце.

http://religare.ru/2_15298.html

   Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину.    Третья из настольных книг клироса — Минея (“мин” по греч. — месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная — Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня.    В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной.    Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, — чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи.    Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году.    На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования.    Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого.    Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Типикон ничего не говорит о цвете богослужебных облачений, но на практике установилась традиция, согласно которой всем важнейшим церковным праздникам присвоены определенные цвета облачений. В Русской Церкви используются следующие семь цветов богослужебных облачений: белый, красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный. Приведенные ниже указания относительно использования облачений каждого из семи цветов отражают практику Санкт-Петербургской Духовной Академии. В воскресные дни и в дни памяти апостолов, пророков и святителей богослужения совершаются в ризах золотого (желтого) цвета. Это наиболее часто используемый цвет облачений. В праздники Богородичные (в том числе и Сретение Господне) назначаются облачения голубого цвета. В субботние и воскресные дни Великого поста, а также в праздник Воздвижения Креста Господня (и до отдания этого праздника) используются облачения фиолетового цвета. В период от Пасхи до ее отдания, а также на полиелейные и бденные праздники в честь мучеников полагаются облачения красного цвета. В Пятидесятницу (и до ее отдания), Вход Господень в Иерусалим, в полиелейные праздники в честь преподобных богослужения совершаются, как правило, в зеленых облачениях. В праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня, Преображения и до их отдания используются облачения белого цвета. Также белый цвет употребляется на праздники Ангелов (8 ноября), на всех заупокойных богослужениях и при совершении Таинства Крещения. Наконец, ризы черного цвета употребляются в седмичные дни Великого поста. Необходимо также отметить, что на праздник праздников – Пасху Христову – полунощница и утреня совершаются в белых облачениях, но на часах происходит переоблачение духовенства в ризы красного цвета, в которых и совершается пасхальная литургия. Глава 3. Круги богослужения и посты Время обладает двумя характеристиками. С одной стороны, оно линейное, так как всегда течет только вперед и никогда не движется вспять. С другой стороны, время циклично, о чем говорят существующие единицы его отсчета: часы, дни, месяцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Здесь почти все обращено к человеческому рассудку; здесь совершается, главным образом, служение «словом», проповедь. И не удивительно, что наиболее серьезные и глубокие люди среди сектантов протестантского толка после тяжелой борьбы внесли в свои собрания музыку и другие элементы внешней обрядности. Богослужение освящает человека через все пять чувств Священник Павел Флоренский называл богослужение «синтезом искусств». И, действительно, не какая-то одна сторона человеческой личности должна облагораживаться и освящаться в храме, а все его существо, все его 5 чувств должны быть включены в богообщение. Поэтому в храме важно и значительно все: и величие архитектуры, и аромат ладана, охватывающий обоняние всех молящихся и возносящийся к Престолу Божию, и красота икон, и пение хора, и проповедь, и священнодействия, составляющие храмовую мистерию, в которую вовлечен весь тварный космос. Все служит здесь раскрытию провозглашаемой Истины, все свидетельствует о Ней, все побуждает человека воспрянуть над будничным миром суеты и томления духа. Богослужебный Устав (Типикон) Богослужение Православной Церкви совершается по Уставу (Типикону) . Это значит по определенным правилам, по некоему раз и навсегда установленному порядку или чину. Богослужения неуставного наша Церковь не знает; причем понятие Устава относится одинаково и к богослужебной жизни в целом, и к каждому отдельному ее циклу, и, наконец, ко всякой службе. Даже при поверхностном знакомстве с Уставом не трудно убедиться, что в его основе лежит сочетание двух основных элементов: Евхаристии (с которой так или иначе связаны и все другие Таинства) и того богослужения, которое связано, прежде всего, с тремя кругами времени: суточным, седмичным, годовым, который в свою очередь распадается на пасхальный и неподвижный; эти богослужебные циклы иначе называют богослужением времени. Оба эти элемента составляют две неотъемлемые и обязательные части современного Устава. Центральность Евхаристии в литургической жизни Церкви самоочевидна. Седмичный и годовой циклы также не вызывают сомнений. И наконец, в том, что касается суточного круга, практически вышедшего из употребления в приходской жизни, – пренебрежение им, очевидно, не соответствует букве и духу Устава, согласно которому он является неотменяемой и обязательной рамой всей богослужебной жизни Церкви. По Уставу есть дни, когда не положено служение Литургии, или же когда одна «память» или «праздник» вытесняют другие, но нет дня, когда не было бы положено служить вечерни и утрени. И все праздники и памяти всегда сочетаются с постоянными, неизменяемыми богослужебными текстами суточного круга. Но столь же очевидно и то, что Евхаристия и богослужение времени различны между собой, являясь двумя элементами литургического предания. Богослужебные круги

http://azbyka.ru/bogosluzhenie-sl

Открылся сайт, посвященный празднику Святой Троицы 24 мая 2007 г. 22:16 Ко Дню Святой Троицы в кольце праздничных сайтов «От Пасхи до Пасхи» www.paskha.ru открылся сайт http://troitsa.paskha.ru , посвященный этому празднику. Материалы сайта рассчитаны на разнообразные круги пользователей Интернета, как на тех, кто лишь что-то слышал о том, что такой праздник существует, так и на тех, кто регулярно посещает праздничные богослужения и хотел бы больше узнать о празднике и всем, что с ним связано. Сайт ориентирован на широкую возрастную аудиторию, от вполне взрослых людей, до молодежи и детей. Для детей, как и на других сайтах кольца «От Пасхи до Пасхи», создана специальная детская страничка. В разделе «Обычаи» рассказывается о том, как празднуют Троицу в России и других христианских странах; здесь же размещены рецепты праздничных угощений, тексты народных песен и ноты к ним. С сайта можно отправить поздравительные открытки, скачать праздничные заставки для рабочего стола компьютера и мобильного телефона. В разделе «Богослужение» размещены богослужебные тексты и чтения, положенные в этот день, на церковно-славянском и русском языке и толкования к ним, Богослужебные указания на период Троицы, ноты авторских праздничных песнопений. Также на сайте размещена фотогалерея икон Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на апостолов. В разделе «Богословие» опубликованы поучения Святых отцов и учителей Церкви, богословские статьи, посвященные празднику и православному учению о таинстве Святой Троицы. В разделе «Монастыри и храмы» создан краткий справочник Троицких монастырей и храмов, с указанием их расположения, контактных телефонов и находящихся в них святынь, фотогалереи действующих храмов, описание их состояния в настоящее время. В разделе «История» размещены материалы, посвященные Сионской горнице, в которой Святой Дух видимо сошел на апостолов на пятидесятый день после Пасхи, истории Богослужения на Троицу, истории иконографии образа «Сошествие Святого духа на апостолов». В разделе «Искусство» размещены стихи и проза Ивана Бунина, Сергея Есенина, Ивана Шмелева, посвященные Троице, как одному из главных праздников, особенно чтившихся русским народом. В разделе «Медиа» опубликованы видеоматериалы телекомпании «Глас», посвященные празднованию Дня Святой Троицы, аудиозаписи праздничных песнопений. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/248299.htm...

- Я считаю это не совсем правильным. В богослужении для простых людей и так не очень понятен язык, ещё бывает у священников невнятная дикция, голос тихий, так что ничего не разберёшь. А прихожанин должен всё понимать, знать и молитвенно участвовать в богослужении - иначе зачем он приходит на службу?! Просто постоять? Сейчас очень много богослужебной литературы, не то что в советское время. Пожалуйста, бери, изучай слово Божие: суточный и годовой круги богослужения, какие основные песнопения, а какие изменяемые, богослужебную символику. Это всё очень интересно. - Любовь к богослужению вам отец привил? - Да, он очень трепетно относится ко всему, что касается церковно-богослужебной жизни. По окончании Духовной академии в 1972 году он был направлен на Украину , где служил в сане протодиакона, а в начале 80-х переехал в Петрозаводск и продолжил служение, но по причине инвалидности уже в качестве регента Крестовоздвиженского собора. До революции это была кладбищенская церковь, впоследствии получившая статус собора, так как Свято-Духовский кафедральный собор Петрозаводска, построенный по проекту архитектора Тона на Соборной площади, был взорван в 1930-е годы. На протяжении многих десятилетий во всей Карелии действовали четыре храма: два в Петрозаводске, по одному в Олонце и Сегеже. А сейчас более сотни приходов, в Петрозаводске - более десяти. Двенадцать лет отец прослужил в соборе регентом большого хора, состоявшего в основном из пожилых женщин. Певчие музыкальной грамоты не знали, но были глубоко верующими людьми, пели сердцем и духом, следуя основному принципу церковного пения: «не как, а Кому!». Прихожане считали их пение более благостным и богодухновенным, нежели у архиерейского хора, который после образования епархии в 90-м году был создан из профессиональных певцов. Несколько позже секретарём архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила игуменом Тихоном (Степановым) был создан молодёжный хор. После хиротонии во епископы и назначения на Архангельскую кафедру владыка Тихон забрал его с собой, сделал архиерейским хором и стал брать в поездки по епархии, чтобы в самых отдалённых уголках области показать людям красоту богослужения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Как бы то ни было, любовь к церковному пению в конце XVIII-ro и в начале XIX в. охватила самые широкие круги общества во всей России. Еще не исчез бывший прежде обычай у некоторых посетителей храма, даже горожан и помещиков, подпевать певчим и таким образом принимать участие в совершении богослужений. С.Т. Аксаков вспоминает про двоюродную тетку своего отца, богатую помещицу, и ее мужа: «Михаил Матвеевич не забыл (в своем имении) и о церкви и в два гола вместо ветхой деревянной выстроил и снабдил великолепную утварью новую каменную церковь ; славных певчих завел из своих дворовых людей» 461 ; владелица имения любила церковное благолепие и сама пела со своими певчими, стоя у клироса. Она знала наизусть весь годовой круг песнопений 462 . Петь вместе со своими певчими (а не дьячками!), не стоя на клиросе с певчими, а около них, можно было только в том случае, если напевы были хорошо знакомы. Вероятно, здесь дело идет не о партесном пении, а об уставном. При партесном пении нужно было ведь петь по нотам определенную партию, тогда как при уставном, хотя бы и многоголосном, пении для тех, кто знал весь годовой церковный круг песнопений и напевов, не составляло труда петь вместе с певчими, не заботясь о художественности исполнения. Важно было совершение богослужения пением, а не развлечение присутствующих и щеголяние перед ними искусством исполнения. Монастырское пение. Единоверцы. Как мы видели, в конце XVIII-ro и в начале XIX в. хоровое, свободно сочиненное композиторами церковное пение стало не русским и даже не православным по характеру. Но пение в монастырях не было затронуто модой, даже в самом Петербурге. Там еще сохранилось уставное пение и были иерархи, которые любили древнее уставное богослужебное пение и следили за тем, чтобы традиция его не угасала. Вот одно свидетельство из 1807 г. о пении в Петербургской Александро-Невской лавре на первой неделе Великого поста 463 : «Служба простая, но величественная... Ирмосы пели монахи прекрасно: клир состоял из одних басов 464 , кроме какого-то послушника, высокого тенора. Это басовое пение шестигласных ирмосов невыразимо действует на душу. В Троицкой лавре поют также отлично, но там голоса перемешаны, здесь же, напротив, одни басы. Сказывали, что митрополит Амвросий 465 очень любит столповое пение и в бытность свою Казанским архиепископом кроме обыкновенных певчих архиерейского дома имел еще хор, составленный из одних басов, который предпочтительно любил слушать».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следует понимать, что иудаизм является тем корнем, из которого произросло и произрастает христианство. Иудаизм также нуждается для полноты своего существования в христианстве, ибо отказавшись от нас, иудеи закрывают себе путь на небо. Благодаря христианству они осознали тупик Иерусалимского храма с его жертвоприношениями. Я недавно слышал, что современные иудейские богословские круги пришли к мнению, что призывы к восстановлению Иерусалимского храма должны быть отвергнуты. — Это их общее мнение? — Нет, радикалы за храм, а их в Израиле 150000 человек. — На каком языке писал сам апостол Иоанн — на греческом или арамейском? Ведь если на арамейском, то греческий оригинал Евангелия сам окажется переводом. — Это никому не известно. Структура текста апостолов Иоанна и Павла семитская, они же были евреями. Но у нас есть только греческие тексты Нового Завета. Связь перевода Библии и богослужения — Миссионеры во все времена переводили Библию, прежде всего, как часть богослужения. Может ли эта задача сегодня быть выполнена в обратном порядке, то есть перевод Библии стать основой для перевода богослужения? — Библия занимает в богослужении незначительное место, это только отрывки в некоторых местах службы. Кроме того, ее язык проще, чем язык богослужения. Я считаю, что литургию нужно подчинить слову. Но литургия и все богослужение страшно богаты! В богослужебных произведениях столько сложного смысла, но он не доступен для непосредственного восприятия. Греческий литургический текст переводить трудно, в нем много поэзии, причем тяжеловесной, и она положена на определенный поэтический размер. Сплошь и рядом употребляются сложные риторические построения, которые трудно или невозможно заменить чем-нибудь простым. Более того: это ученая поэзия. Действительно, есть проблема в том, что славянский язык уже мало понятен, даже в духовных учебных заведениях есть студенты, которые плохо читают Евангелие. Для того, чтобы людям было хоть немного более понятно в храме, нужно изменить модальность чтения Святого Писания на славянском. Когда диаконы читают Апостол погласицей, понять ничего невозможно. Сейчас это уже бывает редко, но прежде считалось большим шиком во время чтения Писания кричать так громко, как только возможно. Помните, у Лескова, как выбирали дьяконов: претендент подносит стакан ко рту и орет так, чтобы стакан разлетелся вдребезги. Выход может быть вот в чем. Можем попробовать создать несколько богослужебных форматов — полный и сокращенный. Посмотреть, что мы можем исключить из ежедневного богослужения, чтобы оно стало короче, что-то перевести на русский, а праздничные и покаянные богослужения оставить полными.

http://pravmir.ru/budet-li-sozdan-patria...

Сам Октоих в своем главном песенном содержании принадлежит преп. Иоанну Дамаскину. Третья из настольных книг клироса — Минея (“мин” по греч. — месяц), именно Месячная Минея за текущий месяц (или сокращенная — Минея Праздничная). В ней содержатся песнопения, относящиеся к каждому дню календарного года, т.е. к вспоминаемому в данный день евангельскому или церковному событию или к памяти святых дня. В дни Великого Поста Октоих уступает место Триоди Постной (Триодь значит “трипеснец”, соответственно некоторым в ней песнопениям под этим названием). В дни от Пасхи до воскресения после дня Святой Троицы включительно Октоих заменяется Триодью Цветной. Отсюда получаются три богослужебных круга: а) неподвижный, или суточный, черпаемый главным образом из Часослова; б) седмичный, — чтения и песнопения коего содержатся в Октоихе и в Триодях Постной или Цветной; в) годичный, пополняющий и разнообразящий собой суточно-седмичные богослужения: его материал находится в 12 томах Минеи. Богослужения еще согласовываются с днем празднования Пасхи. Это широкие периодические круги в 28 и в 532 года, по которым устанавливается на каждый год день празднования Пасхи. Эта “пасхалия” согласовывает годичный круг с пасхальным и сроки весеннего передвижения богослужения, занимающего около 4-х месяцев в году. На клиросе имеются также Апостол, Псалтирь и другие книги. Для частных служб есть Требник. В него входят чины таинств крещения, миропомазания, исповеди, елеосвящения, брака, погребения, освящения храма и разных богослужебных и других предметов и иные последования. Сложный устав соединения трех кругов богослужения в одно целое, с учетом пасхалии, находится в особой книге, называемой Типиконом. Типикон, или иначе Церковный Устав (образец), гармонирует материал трех кругов соответственно важности событий данного дня или памяти Святого. Первостепенная книга для богослужений это Евангелие. Ее нет на клиросе. Как особо священная книга она находится на престоле в алтаре. Для чтения ее снимает с престола сам священнослужитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010