Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные круги – определенные и утвержденные Церковью циклы богослужений и/или составляющих их молитвословий. Подразделяются на: Каждому кругу богослужения соответствуют свои богослужебные книги ; богослужения суточного круга содержатся в Часослове (также расширенный вариант – в Псалтири Следованной), седмичного – в Октоихе, годового – в Минеях для неподвижного круга и в Постной и Цветной Триодях для подвижного. Суточный круг Это – совокупность богослужений, совершаемых в течение суток. В церковной традиции началом суток считается вечер. Говоря об «утре» или «вечере», следует учитывать, что значения этих слов в греческом и затем церковнославянском языках (и, следовательно, в богослужебных текстах Православной Церкви) и в современном русском языке различаются. Например, слово «утреня» (греческое ρθρος) образовано от глагола ρθρζω. На славянский язык этот глагол переведен как «утреневать», но означает он, собственно, «вглядываться со всей силой». Имеется в виду время, когда солнце еще не начало всходить, стоят предрассветные сумерки, предметы едва видны. Поэтому по уставу «утро» — это четыре-пять часов утра (часы указаны в соответствии с нашим временем; в действительности на Афоне принято собственное византийское время, которое отличается от гражданского). Аналогично и уставной «вечер» — это время около четырех часов дня. В тех монастырях, где сохранился уставной порядок жизни, в частности — на Афоне, монахи встают часа в 4–5 ночи, собираются в храме и служат утреню. Ближе к обеденному времени — часам к 10 утра — должно состояться второе богослужение — литургия. И в 3–4 часа дня — третье собрание братии в храме, вечерня. В суточный круг входят следующие уставные богослужения (по порядку): Как видно, литургия не входит в суточный круг, но является особым богослужением – Таинством Евхаристии. Кроме того, в нашей приходской традиции из перечисленных служб опускаются, как правило, повечерие и полунощница. Седмичный круг Это богослужения, совершаемые в течение седмицы (недели). Седмичный круг начинается с воскресного дня, когда поются воскресные песнопения нового гласа, и заканчивается в субботу, когда совершается «отдание» гласа (то есть завершаются седмичные песнопения этого гласа). Каждый день седмицы имеет свою память:

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-krugi

У первых христиан число 7 связывалось и с представлением о неделе. Христиане приняли иудейскую неделю, состоявшую из 7 дней. Когда Евангелие вошло в греко-римский мир, то государственный календарь здесь не знал этой недели. Однако, она не была неизвестна на западе. Вследствие влияния диаспора на языческие круги, иудейская неделя, как разъясняет Шюрер, уже вышла за пределы еврейства. Во всех больших торговых центрах у Средиземного моря были иудейские общины, которые своею пропагандою всюду делали приобретения среди «богобоязненных» язычников. Иосиф утверждает, что нет города – ни у эллинов, ни у варваров, ни где бы то ни было, и нет народа, куда не проникло бы празднование субботы. Он при этом имеет в виду, как показывает контекст, празднование субботы не иудейскими кругами. Иосиф преувеличивает, но в его утверждениях все же, несомненно, заключается значительная доля правды. И Тертуллиан говорит о язычниках, которые по иудейски празднуют день, предшествующий дню солнца, следовательно, субботу 301 . Нечто подобное признает и Сенека 302 . Празднование субботы и с тем вместе иудейская неделя около этого времени уже в значительной мере вышли из круга иудейского. Усвоение еврейской недели «богобоязненными» язычниками могло содействовать усвоению ее и христианами, потому что некоторые из этих кругов, вероятно, обратились в христианство , и духовная атмосфера, в них господствовавшая, влияла и на древнейшие христианские общины. Но для принятия иудейской недели христианами была более прямая и раньше действовавшая причина, заключавшаяся в исторической связи христианских обычаев с иудейскими. Апостол Павел, например, приучал христианские общины собираться регулярно чрез те же промежутки времени, которые были обычны в еврействе; разница была лишь в том, что богослужебные собрания христиан происходили не в субботу, последний день недели, но в ее первый день, когда Господь воскрес 303 . Позже западные христиане приняли 7-дневную планетную неделю астрологов, которая со времени империи захватывала все более широкие круги народа, и соединили эту неделю с иудейскою. До конца III века по Р. Хр. христиане пользовались исключительно иудейскою неделею и иудейским способом обозначения ее дней. Теперь встречаются обозначения дней посредством выражений: dies Solis, dies Lunae, dies Martis и т. д., с которыми – заметим мимоходом – отдельные христиане, не смотря на постоянное опровержение астрологической веры представителями христианской церкви (напр. Тертуллианом , Коммодианом 304 , могли соединять и астрологические суеверия 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

За исключением недель, называемых «сплошными», когда пост в среду и пятницу отменяется. 7. Седмичный и дневной круги богослужения Помимо годового богослужебного круга, включающего в себя церковные праздники, существуют также седмичный и дневной круги богослужения. Седмичный круг богослужения Седмицей на церковном языке называется неделя 122 , а седмичным кругом называют богослужения семи дней, каждый из которых посвящен определенной теме. Богослужение воскресного дня посвящено воспоминанию Воскресения Христова. Воскресенье считается первым и главным днем литургической недели: оно всегда является праздничным днем. В понедельник Церковь вспоминает святых ангелов, во вторник – Иоанна Предтечу, в среду и пятницу – распятие Иисуса Христа (именно по этой причине среда и пятница являются постными днями – в среду Иуда согласился предать Иисуса, в пятницу Спаситель был распят), в четверг – апостолов и святителя Николая, в субботу – всех усопших. Дневной круг богослужения Дневным кругом богослужения называют те церковные службы, которые совершаются в течение дня: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) и Литургия. Вечерня и утреня в канун воскресных дней соединяются в одно богослужение, именуемое всенощным бдением (или, в просторечии, «всенощной»). В древней Церкви всенощное бдение длилось всю ночь, в современной приходской практике оно начинается и завершается вечером. 1-й час обычно присоединяется к утрене, 3-й и 6-й читаются перед Литургией, 9-й предшествует вечерне. На всех церковных службах исполняются псалмы из ветхозаветной книги Псалтирь. В этой книге 150 псалмов, и все они, по уставу, должны прочитываться в храме в течение одной недели (в Великий пост – дважды в неделю). Основу богослужений вечерни, утрени и часов составляют специально для этих служб подобранные псалмы. Кроме того, на этих службах исполняются песнопения, составленные христианскими авторами (преимущественно первого тысячелетия), посвященные церковным праздникам и дням памяти различных святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Зеленый цвет используется в дни памяти преподобных, юродивых, на Троицу, Вход Господень в Иерусалим, в День Святого Духа. Происходит этот цвет от смешения голубого и желтого, цвета Христа и Святого Духа. В соответствии с этим использование этого цвета в Пятидесятницу может иметь особое значение: Господь умолил Отца, и Отец послал Утешителя, Святого Духа. Черный цвет используется в будние дни Великого поста. В воскресные и праздничные дни этого периода употребляется фиолетовый и темно-красный цвета. Праздник Святой Пасхи начинается в белом облачении (утреня) в знак Божественного Света, воссиявшего из гроба Воскресшего Христа, а продолжается (литургия) в красном, символизирующем торжество пламенной любви Бога к человечеству. Богослужебные круги. Христианские праздники и посты Православное богослужение имеет циклический характер. Принято выделять три богослужебных цикла: суточный, седмичный и годовой. Годовой цикл включает в себя месяцесловный (синаксарный) и триодный периоды. На практике, в реальной богослужебной жизни Церкви все эти круги взаимно проникают друг друга. Богослужение всех трех кругов соприкасается. Суточный круг Службы, входящие в круг суточного богослужения, совершаются в пределах суток и являются неизменными. Насчитывается девять служб суточного круга: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час (на практике присоединяется к утрене), 3 и 6 час (совершаются в соединении с литургией), Божественная литургия (в дни, когда литургия не совершается, бывает чин изобразительных), 9 час (относится к уходящему дню, хотя на практике совершается в соединении с вечерней). Суточный круг начинается с вечерни. Вечерня открывает наступающие сутки, т.е. относится к следующему дню, так что богослужение дня начинается с предшествующего вечера. Основанием этого является рассказ Библии о творении мира Богом, в котором вечер предшествует дню ( Быт.1:5 ). Исчисление суток с вечера характерно для народов, которые использовали лунный календарь. К числу таких народов принадлежал и еврейский народ. В современном Израиле субботу (Шаббат) начинают отмечать с вечера.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Но, конечно, история всей земной жизни Господа не может быть воспроизведена точно хронологически на протяжении одного года. Для такого воспроизведения, с соблюдением фактически хронологических промежутков между событиями, тоже нужны были бы годы. Так, событие Благовещения Деве Марии было за девять месяцев до Рождества Христова, Зачатие Божией Матери за девять месяцев до Ее Рождества, Сретение Господне – спустя сорок дней после Рождества Христова, Рождество св. Иоанна Крестителя – за шесть месяцев до Рождества Христова, явление ангела св. прав. Захарии, отцу св. Иоанна Крестителя, во время его священнодействия в храме – ранее девяти месяцев до рождения Предтечи, и т. д. И все-таки церковно-богослужебный Устав не только дает место праздничным воспоминаниям этих промежуточных событий Священной Истории, но и удерживает, где возможно, названные хронологические промежутки. Для этого он составляет из данных евангельских событий, а затем, дальше, и из священных событий всей истории Церкви, не только новозаветной, но и по ветхозаветной, новые круги в годичном календаре, круги больших и малых праздников. Нам должен представляться ежегодный церковный календарь в виде столпа, обвитого спиральной лентой, на которой последовательно обозначены священные для нас события евангельской и церковной истории. Конечно, если бы мы пожелали читать то, что умещено на столпе, сверху вниз или снизу вверх по линейке, поставленной вертикально, мы не улавливали бы в записях, помещенных на ленте, их действительной последовательности. Но Евангелие часто не содержит точного указания на соотношение во времени некоторых событий с другими событиями в жизни Господа; неясно, какой срок прошел между одним событием и другим. Так, в частности, не обозначено точно время мученической кончины св. Иоанна Крестителя; только косвенные данные находим о времени Преображения Господня на горе. Какие же даты следовало назначить в церковном календаре для праздников в память таких событий? Воспользоваться ли первыми случайными числами года? Творцы Устава имели лучший выход. В таких случаях они пользовались порядком седмичных 1 евангельских чтений на Литургии. А именно: когда последовательное чтение Евангелия подводило к событию особенно значительному в жизни Господа, тогда Церковь , чтобы почтить его, чтобы углубить наше внимание к нему, и назидать нас им, устанавливала в ближайшие дни определенное число месяца для празднования в честь того события. Правда, здесь получалась некоторая неточность из-за того, что Пасха, которой начинается порядок евангельских чтений, есть праздник передвижной, а отсюда – сроки чтения определенных евангельских зачал колеблются в разные года в рамках приблизительно трех недель, так как они зависят от времени празднования Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Из приведенных нами отрывков можно вывести заключение, что в освобожденной от поляков части Украины быстро наступил большой расцвет православной церковной культуры и в особенности церковного пения. По-видимому, церковно-певческая культура охватила очень широкие круги населения, и дети привлекались к активному участию в богослужении пением. Конечно, Павел Алеппский никак не мог судить о подробностях и о стилистическом и техническом достоинствах пения. Но мы должны учесть природную музыкальную одоренность украинцев и преобладание среди мужчин высоких голосов, теноров, звонких, лирических ( что, конечно, не исключает и наличие басов). При этом нельзя упускать из вида, что на родине Павла Алеппского, в Сирии, да и в других подвластных туркам православных землях православная церковная культура находилась в упадке, что видно уже из описания Павлом Алеппским богослужения как на Украине, так и позже, в Московской Руси, о чем речь будет в своем месте. В таком виде и в самых общих чертах представляется положение православного богослужебного пения у православных на Украине, особенно на Киевской Руси в середине XVII в. Две ветви юго-западно-русской церковно-певческой культуры для нас особенно важны, и нам придется возвращаться к ним при рассмотрении обстоятельств развития богослужебного пения Русской Православной Церкви в самом начале второй эпохи его истории. Первая ветвь – это естественная эволюция древнего столпового пения, теперь переведенного с безлинейного столпового знамени на общемузыкальную пятилинейную нотацию. Вторая ветвь, исходящая от чуждого, западного корня, равняющаяся по инструментальной музыке, взятая от польских образцов, но приспособленная к церковнославянскому богослужебному тексту, – партесное пение (и отчасти кант). Обе эти ветви были принесены в Московское государство в середине XVII в. и ознаменовали собой громадный переворот во всей системе богослужебного пения и даже в самом понимании сущности богослужебного пения. На этом мы и закончим нашу вводную часть настоящей главы и переходим к ближайшему рассмотрению дальнейшего развития истории православного богослужебного пения Русской Церкви в православном Русском царстве, к дальнейшему ходу тех событий и процессов, на рассмотрении которых мы закончили предыдущую главу, являющуюся в то же время и главой, закнчивающей первую эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В десять часов ночи, говорит он, все члены корабля собрались во вновь устроенный дом. Среди комнаты поставили стол, покрытый белой скатертью; на столе крестообразно разостланы две спустившиеся своими концами на пол вервы, на которые положили большой медный крест; около последнего поставили чашу с святой водою; к чаше прилепили три восковых свечи. Началась, по обычаю, „святая беседа“. В то время, когда сектанты пели, так называемую, „молитву Иисусову“ в третий раз, начальница корабля перевязалась своею вервою, взяла со стола медный крест и чашу с святою водою. При следующем четвертом пении той же Иисусовой молитвы „ангельским напевом“, начальница окропила св. водою стены нового „собора“, равно как и всех присутствовавших в нем. Вслед за этим, по ее указанию, „четыре неженатых молодца“ взялись за концы лежавших на столе верв и, приподняв последние вверх, держали их в таком крестообразном положении над головою начальницы, занявшей место стола, который этим временем был унесен из комнаты. Вокруг „молодцов“ образовался корабль из пророков, которых в свою очередь окружил новый корабль, состоявший из простых „людей божиих“, еще не удостоившихся пророческого дара. Устроившись таким образом, приступили к радениям под пение песни, составляющей переделку 26-го псалма, выражающего, как известно, ликование праведника, защищенного Господом, и его готовность посещать дом Божий и воспевать в нем Господа, По окончании радений, продолжавшихся около полутора часа, круги разомкнулись, начальница взяла обе вервы и, перевязав ими двух пророков, отправила последних прорекать „частную судьбу“. Частным пророчеством и окончилось освящение молитвенного дома. На другой день устроен был у начальницы корабля общий обед в знак торжества; пение духовных роспевцев предваряло каждое новое блюдо 1122 . 3) Время богослужебных собраний Священник Сергеев, говоря о времени богослужебных собраний хлыстов, замечает, что у них существуют „праздники двух родов: большие и малые. Первые имеют определенное время и бывают продолжительные.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

ТИПИКОН (греч. образ, тип) - 1. Богослужебный устав. 2. Книга богослужебная, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами, соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников. ТРАПЕЗНАЯ (греч. стол, еда) - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме ТРЕБЫ - богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию). Требы делятся на содержащие совершения таинств - крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие - отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома. колодца и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследования треб содержатся в требнике. ТРЕБНИК - богослужебная книга, содержащая чинопоследования треб. Различаются малый требник и большой требник, более полный (напр. малый требник не содержит последования пострига). ТРЕЗВОН - праздничный радостный звон во все колокола с короткими перерывами. Совершается в праздничные дни, в торжественные места богослужения, во время крестного хода и др. ТРИКИРИИ (греч. трехсвечник) - подсвечник для трех свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям три свечи соответствуют трем лицам Св. Троицы. Во время богослужения архиерей трикирием и дикирием благословляет народ. ТРИОДЬ (греч. трипесенный) - книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга. По содержанию различаются Триодь Постная и Триодь Цветная. Постная содержит службы Великого поста и трех предшествующих недель. Цветная, иначе называемая пентикостарион (греч. пятидесятница), содержит службы от Пасхи до недели Всех святых (т.е. Пятидесятницы и еще одной недели). Название происходит от содержащихся в книге трехпесенных канонов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

в связи с принятием христианства в качестве гос. религии в Римской империи резко возрастают численность Церкви и значение в ее жизни крупных адм. центров, сделавшихся и церковными центрами. Изменение условий совершения Б. повлияло и на его порядок. IV в.- время формирования литургических семей , богослужебных систем (обрядов), возникших и бытовавших в пределах главных областей христ. мира. Разнообразие богослужебных обычаев, унаследованное от III в., в IV в. начало подвергаться унификации в рамках богослужебных традиций церковных центров (а в этих рамках - дальнейшему развитию). Б. каждого обряда состоит из одних и тех же главных компонентов (чины Евхаристии и таинств, система служб суточного круга, круги праздников, лекционарная система, корпус гимнографических сочинений), но различается в конкретном оформлении этих компонентов (используются разные анафоры, гимнография; церковные календари включают в себя разные наборы памятей; неодинаково распределение библейских чтений по дням года и т. д.). На Западе основными обрядами были, с одной стороны, галликанский и близкие к нему испано-мосарабский и кельтский , с др.- римский (к нему был, вероятно, близок обряд Сев. Африки); в крупных городах существовали свои традиции (напр. в Медиолане, где Б. содержало элементы и рим., и галликанского обрядов - см. Амвросианский обряд ). На Востоке важнейшими были обряды александрийский и восточносирийский (обряд христиан Персии), а также группа близких друг к другу обрядов: Антиохии (см. Антиохийское богослужение , Западносирийский обряд ), Кесарии Каппадокийской (и Армении, обряд к-рой первоначально зависел от кесарийской практики - см. Армянский обряд ), а после св. имп. Константина I - еще и Иерусалима (см. Иерусалимское богослужение ) и К-поля (см. Византийский обряд ),- к-рая может быть названа анатолийской. В каждом из обрядов использовался свой тип анафоры. На формирование местных обрядов кроме общей централизации Церкви оказал большое влияние процесс перевода Б. с греч. на национальные языки - так, широкое употребление на Западе латыни за Б. начинается с IV в.

http://pravenc.ru/text/149589.html

возможность причаститься на литургии Иоанна Златоуста сократилась почти в семь раз, а покаянная практика наоборот увеличилась, т.к. почти все службы Великого поста носят покаянный характер, причем, публичный. Еще по воскресным дням во время Великого поста совершаются литургии Василия Великого, а в среду и пятницу – литургия Преждеосвященных Даров. Но и с учетом этих литургий возможность причаститься во время прохождения второй части богослужебного годового круга сокращается в сравнении с его первой частью. Ранее я писал, что при прохождении первой части этого круга в основном используются силы и способности мужского начала, а для прохождения второй части лучше подходит женское начало. В идеальном варианте человек проходит вторую часть годового круга, уже став сыном или дочерью Божией по благодати ( к моменту празднования Рождества ). В реальности это почти никому недоступно, поэтому безгрешных сынов и дочерей Божьих по благодати на литургии представляют ( заменяют ) грешные люди, исповедующиеся перед каждой литургией. Сынам и дочерям Божьим ( по благодати ) нет надобности часто причащаться т.к. они не утрачивают связи с Богом, поэтому прохождение второй части годового богослужебного круга не подразумевает частое причащение Святых Христовых Тайн. В первые века христианства на богослужениях акцент делался на том, что составляет содержание первой части годового богослужебного круга, а в последние века – на том, что составляет содержание второй части этого круга. Во время прохождения первой части успешнее работает мужское начало, а во время второй – женское, поэтому в первые века христианства начало богослужебных циклов совпадало с «мужским максимумом», а в последние века оно сместилось в сторону «женского максимума». Приблизительно так работает теория о мужских и женских максимумах на примере многовековых изменений произошедших с правилами совершения исповеди и причастия. Необходимость этих изменений заложена в текстах Четвероевангелия. Это все можно подробно рассмотреть и проанализировать, учитывая то, что сами книги Четвероевангелия образуют и задают временной цикл, который затем трансформируется Церковью в богослужебные круги ( циклы ), но для этого потребуется много времени и места, а я свой лимит печатных знаков, кажется, уже исчерпал, рассмотрев только один вид изменений богослужебной практики Церкви ( изменение правил исповеди и причащения ).

http://bogoslov.ru/article/6169494

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010