За богослужением молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница архиерейского подворья Новодевичьего в честь Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко), педагоги и учащиеся Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор под руководством регента Киры Молевой. В его состав вошли хоры нижегородского Александро-Невского кафедрального собора (регент Кира Молева) и Воскресенского кафедрального собора Арзамаса (регент Татьяна Кошелева). В храме находились волонтеры Нижегородской епархии, которые оказывали помощь в проведении торжеств. После Литургии икона Божией Матери «Достойно есть» была перенесена крестным ходом к месту своего постоянного пребывания — в храм Святого Духа. У церковной ограды к сонму архиереев обратилась монахиня Феогноста. Она поблагодарила главу Нижегородской митрополии за пастырское попечение об Алексеевской обители и преподнесла Его Высокопреосвященству заздравную просфору и четки. Их получили и другие архипастыри. Затем митрополит Георгий обратился к верующим с архипастырским словом. Архипастырь рассказал об истории написания иконы Божией Матери «Достойно есть» — святыни Алексеевского монастыря, ее утраты в годы богоборчества и обретения год назад. «В страшные годы революции люди пустили в свои сердца зло века сего, — сказал владыка Георгий. — Они разоряли Божии храмы, глумились над святынями. Но все возвращается на круги своя, пришло время собирать камни. Уже 15 лет в Арзамасе действует программа " Арзамасские купола " . Это не только восстановление храмов. Она включает в себя вопросы духовного образования, социального служения, миссионерства и, конечно, возрождения монашеской жизни. Восстал из руин Свято-Николаевский монастырь, поднимается Спасо-Преображенский, и ждет своего часа Алексеевская обитель. Возрождение святынь — дело многотрудное. Но мы полагаем свои надежды на помощь Божию, на Покров Царицы Небесной и верим, что Ее предстательством расцветет в былой славе и этот древний монастырь».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Панагия (в пер. с греч. – «всесвятая») – круглая икона Богородицы, лежащая на груди епископа. Посох (или жезл) – знак пастырской власти над пасомыми, показывает обязанность епископа привлекать к Богу неверующих, пасти христиан и карать отступников. В то время, когда нет особо торжественного богослужения, епископ надевает мантию (особый плащ без рукавов), олицетворяющую ангельские крылья и все покрывающую силу Божию. Виды богослужения В Православии богослужения разделяются на те, участие в которых принимает вся община христиан, – они называются общественными, и те, которые совершаются для отдельных людей, – они называются частными, или требами. Основным принципом формирования вседневного богослужения является круг священного времени. Общественные богослужения состоят из молитвословий, входящих в несколько таких кругов. Существуют следующие богослужебные круги, соединение которых и создает наше богослужение: суточный, седмичный, годовой и пасхальный. Суточный круг Суточный круг богослужения, по традиции, восходящей к царю Давиду ( Пс. 118, 164 ), включает в себя семь богослужебных последований, которые должны освящать все время. По Уставу они совершаются одинаково каждый день всего года. Тексты этих молитвословий напечатаны в Часослове. Само освящение тех или иных времен связано с тем, что в тот или другой час произошло определенное священное событие нашего спасения. В храме Небо соединяется с землей и вечное – с временным, а точками этих соединений и являются богослужения. Так как Бог сотворил мир вечером, то первым богослужением наступающего дня является вечерня, совершаемая на закате. Она напоминает нам о погребении Христа вечером Страстной Пятницы и о нашей кончине. Как говорит святитель Симеон Солунский , на вечерне «мы славословим Создателя нашего за то, что достигли окончания дня, и весь остаток его хотим посвятить Богу. При этом мы благодарим за нашу жизнь, за пищу, мысли, слова и дела; просим же ночи мирной, безгрешной и свободной от соблазнов, которая предуготовляет на конец нашей жизни, так как смерть приходит к нам подобно ночи».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

ОБЛАЧЕНИЕ ПРЕСТОЛА - покрова, в которые облачается престол - срачица (нижний) и индития (верхний). ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, 1 января ст.ст. (14 января нов.ст.). Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память совершения над Иисусом Христом на восьмой день по Его рождении иудейского обряда обрезания (см. Лк. 2; 21). ОБРУЧЕНИЕ - богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию. Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно меняются. Чинопоследование обручения состоит из благословения, великой ектений, иерейских молитв, собственно обручения, иерейской молитвы и отпуста. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием. ОГЛАШЕННЫЕ - люди, готовящиеся к принятию таинства крещения и прошедшие чин оглашения. Оглашенные как не являющиеся еще членами церкви не допускаются к присутствию при совершении таинств, на литургии им разрешается присутствовать до начала литургии верных. В настоящее время утвердилась практика совершать оглашение непосредственно перед крещением. ОКТОИХ (греч. восьмигласный) - книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели (см. богослужебные круги). Составлен в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным. ОМОФОР (греч. носимый на плечах) - принадлежность богослужебного облачения архиерея. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор - длинная широкая лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим - на спину. Малый омофор - широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами. Надевается поверх саккоса. Символически изображает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили, архиерей не может священнодействовать. Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме литургии, совершаемой в малом омофоре.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

          3. Годовой круг богослужения. Все круги церковных служб расположены концентрически, то есть основное ядро служб и характер их остаются неизменными, но в каждом новом случае расширяются и дополняются новыми песнопениями и богослужебными действиями.           Таким образом, как среди суточных служб есть менее торжественные (полунощница, часы, повечерие) и более торжественные (утреня, литургия, вечерня), так и в седмичном кругу есть дни торжественные (воскресенье) и неторжественные: покаянно-постные (среда и пятница) и скорбно-молитвенные (суббота – день поминовения усопших). Подобным же образом построен и годичный круг богослужения. В нем единичные торжественные дни недели разрастаются в целое собрание праздничных дней, посвященных памяти известных событий, святых, небесных чинов или отмечаемых во славу Господа и Его Пречистой Матери, отдельные постные дни – в продолжительные посты; а поминовению усопших назначено несколько специальных дней («родительские субботы»).           Все эти отмечаемые Церковью праздники и события делятся на два разряда: некоторые приурочены к одним и тем же числам определенных месяцев и воспоминаются в эти дни из года в год неизменно, другие же ежегодно празднуются в различные числа и месяцы. Влияет на это день празднования св. Пасхи, который высчитывается по особым нерушимым правилам и от которого зависит круг церковных праздников и постов, так же нерушимо с ним связанных в известных сочетаниях. Те праздники, которые падают ежегодно на разные дни недели 7 , но одни и те же числа, называются неподвижными, а те, которые падают на разные числа 8 , – подвижными.           Праздники сами по себе делятся на великие, малые и средние.           Великие (обозначаются красным крестом в круге) – это те, «имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу» 9 . На утрене в великие праздники обычные каноны Богородице отменяются 10 , даже и в Ее собственные дни 11 , а поются только праздничные. «Честнейшую» тоже не поют; эта песнь заменяется величаниями с припевами, или запевами, и ирмосом девятой песни. На литургии вместо «Достойно» – задостойник (ирмос девятой песни канона), вместо «изобразительных»  –  праздничные антифоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Данная статья планирует отразить непосредственное миссионерское значение богослужения, а также катехизаторские методы, позволяющие проводить работу по воцерковлению людей, не укрепленных в вере через богослужение.   Значение и роль православного богослужения в катехизаторской работе « Церковь, как Тело Христово есть свидетельство и миссия в обращенности к страждущему миру и человеку. Средоточие жизни и словесного служения Церкви есть Евхаристия, которая есть актуализация Царствия Божиего пришедшего в силе, есть служение Самого Иисуса Христа, Который " не отступил… вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Свое даровал еси будущее " » . « Внутренняя вера и духовность христиан сегодня, как и во времена Древней Церкви, определяется, в первую очередь, тем, что они познают и переживают в богослужении» . Исторически христианское богослужение было предназначено к научению основам христианского вероучения людей, приходящих в Церковь, из всех категорий. Слова молитв, интерьер храмов, украшенных иконами с библейским содержанием, были главным подспорьем в понимании христианства, особенно для неграмотных прихожан. Эта же роль богослужения обретает новую актуальность в наше время, после многих лет атеизма и наступления неоязычества. « Учение о сокровенных тайнах веры, наставления в молитве и благочестивом образе жизни, рассказ о многообразных ликах святости – всё это может быть почерпнуто из текстов православных молитв и песнопений» . Особое значение, которое можно назвать и учительным и воспитательным, то есть катехизаторским, имеют евангельские и апостольские чтения, годичные постовые и праздничные круги, а также комментирующие их проповеди, живым языком доносящие до прихожан всю глубину мудрости, данной в Откровении Богом и накопленной в опыте Церковью. « В проповеди также важно нескучным языком прилагать глубинные основы слова Божия и святоотеческого учения к сегодняшней жизни» . По мнению иностранных богословов, наша Церковь в период гонений приобрела особый опыт и масштаб проповедничества: « ...Самые серьезные свидетельства совместимости иконы и проповеди приходят все же из России. В стране, где религиозная пропаганда была запрещена, богослужебная проповедь приобрела размах невиданный для западного протестантизма» .

http://bogoslov.ru/article/3377738

Восточные христиане, будучи в большинстве своём выходцами из иудейской среды, не порывая до конца со своей национально-религиозной традицией, были убеждены, что «под формами ветхозаветного праздника спасения совершают новозаветную „Пасху спасительную“» 41 . Согласно мысли профессора В.В. Болотова , малоазийские христиане совершали празднование не столько новозаветной Пасхи, сколько чествовали христианизированный ветхозаветный Пессах 42 . Представители христианских общин на Западе, следовавшие принципу свободы от иудейского закона, выработанному на Апостольском Соборе 51 года, и стремившиеся к освобождению от элементов иудаизма в своей жизни, закрепили совершение Пасхи за первым воскресным днём, следующим за полнолунием месяца нисана. В таком случае Пасхальное торжество совершалось в интервале дат от 21 марта по 19 апреля. Западная традиция символически связала годичный и седмичный богослужебные круги, установив зависимость седмичных воскресных дней от ежегодного прославления Воскресения Христова в празднике Пасхи. Помимо этого, западный подход более соответствовал исторической действительности при рассмотрении событий смерти и Воскресения в рамках седмицы 43 . Но, хотя в Христианской Церкви и началось движение к постепенному дистанцированию от иудаизма, основные принципы еврейской пасхалии и лунный календарь прочно вошли в церковную жизнь. Мы уже упоминали о том, что каждый третий год в еврейском лунном календаре, оформленном метоновым циклом, был високосным. Однако цикл не предусматривал точку отсчёта в исчислении годов, что привело к тому, что использовавшие его христианские Церкви Сирии, Константинополя и Александрии пришли к разногласию в определении начала цикла. Это привело к тому, что 17-й год константинопольского и сирийского исчислений был первым годом исчисления александрийского. Исходя из этого, в 5 и 16 годах сирийского цикла разновременность празднования Пасхи достигала одного месяца по отношению к Александрийской Пасхалии 44 . Таким образом, уже к началу IV столетия в Церкви существовало три традиции совершения Пасхи: Малоазийская, Сирийская и Александрийская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Время, как одна из категорий материальности, через годичный, седмичный и дневной богослужебные круги входит в область вневременного и внематериального горнего мира. А вместе со временем к высотам нетварного бытия восходит Вселенная 28 . Вот почему так важна для церковного календаря ориентация на реальное астрономическое время, ибо астрономический год – это единственные «часы», заведённые Самим Богом, и задача любого календаря – по возможности услышать этот ритм и вычислить его 29 . Реализация принципа освящения творения через соприкосновение с духовным уровнем бытия требует календарной точности, что и явилось предпосылкой календарных реформ, известных в истории Церкви. Нужно также добавить, что принципиально недопустима весьма часто используемая современными раскольниками дифференциация календарей на «светский» и «церковный» (имеется в виду астрономический аспект, а не эортологический). История свидетельствует, что Церковь изначально приняла в свой обиход уже имевшийся календарь римского императора и языческого Верховного Жреца (Pontificus Maximus) Гая Юлия Цезаря, не клеймя эту астрономическую систему громкими оскорблениями, подчёркивающими её происхождение. Отсюда естественным образом возникает вопрос, почему для современных раскольников «языческий» юлианский календарь является символом православности, а «христианский» новоюлианский – символом отступления и падения? Нонсенс раскольнического мировоззрения происходит из их неспособности правильно расставить акценты и определить задачи Церкви, ибо «смысл церковного календаря [...] не в создании новой системы исчислений – это дело математиков и астрономов, а в том, чтобы церковные праздники приспособить к действующему гражданскому календарю» 30 . 1.4. Календарь и православная Пасхалия 1.4.1. Зависимость православной Пасхалии от иудейской Для точного определения дня празднования христианской Пасхи желательным является знание точной даты воскресения Господа. Однако дата эта, по мнению профессора В.В. Болотова , «осталась и вероятно навсегда останется для истории неизвестной» 31 , поскольку документально подтверждённых данных о времени голгофских событий не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконопись перешла в натуралистическую живопись на релегиозно-исторические темы, а изображения святых стали тяготеть к портретной живописи. Случалось, что в некоторых сельских храмах, где ктитором был владелец имения, который и построил, и украсил храм в своем имении, в ликах икон можно было узнать черты владельца имения и членов его семьи. Внутренний смысл иконы и смысл ее внешних форм были утеряны. Это шо параллельно отходу от бытового православия и от всего православного быта, в значительной степени регулирующего и внутреннюю сущность этого быта. Четвертый период второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви и замечателен тем, что его характерной чертой является возвращение к истокам церковно-богослужебного искусства. И не только русская икона была открыта, открыта была и духовная, внутренняя эстетическая ценность византийской и южнославянской православной иконы и стенной живописи. Совершенно параллельно этому двинулось и понимание эстетических основ и церковно-культурной ценности искони русского уставного богослужебного пения. Продолжавшиеся исследования в этой области углубляли понимание эстетической его ценности. Понятно, что это не могло захватывать широкие круги: для этого нужны были специальные знания. Только по мере расширения и углубления их можно было надеяться на сдвиги в «общем вкусе» по отношению к церковному стилю богослужебного пения. Но как бы тщательно ни была разработана программа регентского класса московского Синодального училища церковного пения, нельзя упускать из вида, что это училище и Синодальный хор, наследник славных когда-то Патриарших певчих дьяков, имели возможность к моменту революции, всего за 20 лет своей деятельности по новой программе, выпустить сравнительно малое число высоко музыкально и богослужебно образованных регентов. Придворная же капелла в течение почти что столетия успела выпустить и разослать по всей России сотни регентов, получивших среднее музыкально-хоровое образование, но в отношении богослужебного пения осведомленных не более того, что требовалось практикой петербургских церквей. Естественно, поэтому, что направление, даваемое своим питомцам московским Синодальным училищем, не могло еще к моменту революции 1817 г. распространится по России в том же объеме, как распространилось и укоренилось легкое и стилистически столь близкое к светской музыке направление петербургской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Литургия преждеосвященных Даров в богослужебных книгах XII–XIV вв. чаще носит название «постной» службы, иногда называется литургией свт. Василия Великого или других, но не свт. Григория Великого , папы Римского. К особенностям совершения литургии преждеосвященных Даров в рассматриваемый период следует отнести следующие: 1) она могла совершаться Великим постом ежедневно, как предписано Студийским уставом, в т. ч. и в понедельник, вторник и четверг первой седмицы, а также в Великую Пятницу и в сырные среду и пятницу (см. Сырная седмица). В соответствии со Студийским уставом на Благовещение, случившееся в постный день, литургия также соверша-лась преждеосвященная, а Златоустова – только в храмах, посвященных Божией Матери. 2) Отсутствовал обряд перенесения св. Агнца (см. Агнец литургический) с престола на жертвен-ник. 3) Возглас «Свет Христов просвещает всех» произносил диакон, имевший в руке три за-жженные свечи (см. Трехсвечник) и кадило. В XIV в. этот возглас стал уже произноситься свя-щенником, также с «триплетеной» свечой и кадилом. 4) Во время великого входа дискос со св. Агнцем нес диакон, как на полной литургии. 5) Причащение на литургии преждеосвященных Даров совершалось по чину полных литургий, сначала от св. Хлеба, затем – от Чаши. Такой порядок причащения связан с существовавшим в Русской Церкви до кон. XVII в. убеждением, что при погружении Агнца в Чашу ее содержимое становится Кровью Христовой. Круги триодных и минейных праздников. В Студийско-Алексиевском уставе годовой богослужебный круг подвижных праздников (триодный) имел уже практически завершенный вид, и, хотя он претерпел впоследствии некоторое развитие, состав памятей и тексты Триодей остались почти неизменными до нашего времени. Триодный круг, как и ныне, начинался неде-лей о мытаре и фарисее и состоял из трех подготовительных к Великому посту седмиц, шести седмиц поста, Страстной седмицы, семи седмиц Пятидесятницы, седмицы после Пятидесят-ницы. Триодная часть студийских уставов завершалась изложением правил об Апостольском (Петровом) посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Открылся новый сайт, посвященный празднику Преображения 21 августа 2007 г. 13:02 В кольце праздничных сайтов «От Пасхи до Пасхи» открылся новый сайт http://preobrazhenie.paskha.ru , посвященный празднику Преображения Господня . Материалы сайта рассчитаны на разнообразные круги пользователей Интернет — от тех кто слышит об этом празднике впервые, до тех, кто хотел бы больше узнать о значении и смысле Преображения Господня перед апостолами, о местах связанных с этим евангельским событием, традициях церковного богослужения в этот день и многом другом. Сайт также ориентирован на широкую возрастную аудиторию, от вполне взрослых людей, до молодежи и, в том числе, детей. Для них, как и на других сайтах кольца «От Пасхи до Пасхи», создана специальная детская страничка. В разделе «Обычаи» рассказывается о том, как празднуют Преображение Господне в России и на святой горе Афон. С сайта можно отправить поздравительные открытки, скачать праздничные заставки для рабочего стола компьютера и мобильного телефона. В разделе «Богослужение» расположены богослужебные тексты и чтения, положенные в этот день, на церковно-славянском и русском языках, и толкования к ним, проповеди, ноты праздничных песнопений. Также на сайте размещена фотогалерея икон Преображения Господня. В разделе «Богословие» опубликованы поучения Отцов-Учителей Церкви, богословские статьи, посвященные празднику и православному учению о Преображении Господнем. В разделе «Монастыри и храмы» создан краткий справочник Перображенских монастырей и храмов, с указанием их расположения, контактных телефонов и находящихся в них святынь, фотогалереи действующих храмов. В разделе «История» размещены материалы, посвященные святой горе Фавор, фотогалерея с видами Фавора. В разделе «Искусство» размещены стихи и проза Александра Блока, Бориса Пастернака, Ивана Шмелева, посвященные Преображению, галерея живописных работ российских и зарубежных мастеров. В разделе «Медиа» опубликованы видеоматериалы телекомпании «Глас», посвященные празднованию Дня Святой Троицы, аудиозаписи праздничных песнопений. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/283543.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010