Так же обстоит дело и с богослужебными певческими формами, ибо каждая законченная в себе мелодическая форма всегда будет являться частью более развернутой мелодической формы, и это постоянное надстраивание и наслаивание все более и более обширных мелодических форм приводит к появлению некоей сверхформы, или гиперформы, тяготеющей к бесконечности. Здесь следует хотя бы вскользь коснуться весьма важного различия, пролегающего между музыкальными формами и формами богослужебного пения. Музыкальная форма есть всегда замкнутое в себе целое. Эта замкнутость происходит от того, что смысловой центр тяжести находится внутри музыкальной формы, и вся форма обретает равновесие за счет собственных внутренних возможностей. Именно в силу этой самозамкнутости музыкальная форма в конечном итоге может быть понята как вещь. Даже в том случае, когда музыкальная форма является частью цикла – сонаты, симфонии или сюиты, – даже тогда принцип замкнутости остается нерушимым, и цикл представляет собой ряд замкнутых на себе форм или ряд вещей, лишь объединенных какой-либо внешней идеей. В отличие от музыкальной формы форма богослужебного пения будет всегда разомкнутой формой, ибо смысловой центр всегда будет находиться за ее пределами, в силу чего, будучи самостоятельным целым, богослужебная певческая форма в то же самое время всегда стремится перетечь в более обширную и развернутую форму, которая, в свою очередь, тяготеет к еще более обширным и более развернутым формам. Эта тенденция к постоянному перетеканию заставляет говорить о богослужебной певческой форме не как о вещи, но как о потоке. Богослужебная певческая форма, понимаемая как непрерывный мелодический поток, или поток мелодических форм, является максимально адекватным звуковым воплощением таких характерных свойств молитвенного континуума, как его постоянство, непрерывность и кругообразность. С другой стороны, богослужебные формы, регламентируемые Типиконом, имеют еще одну очень важную особенность. Каждое богослужение включает в себя тексты, относящиеся к суточному, седмичному, годовому кругу, а также использует мелодии осмогласия, предписанные данным текстом, в результате чего каждое богослужение соединяет и задействует в себе практически все круги молитвенного континуума, а это приводит к тому, что, являясь лишь частью всеобщего молитвенного континуума, богослужение в своей структуре содержит полное отражение структуры всего молитвенного континуума.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kultura-...

Но если Львову приходилось так энергично и настойчиво доказывать правильность и церковность его переложений, то значит, в этих переложениях было что-то непривычное для слуха, чуждое для москвичей, любителей, ценителей и знатоков богослужебного пения и всего московского церковного быта. Гармония – гармония немецкого протестантского хорала того времени – придавала самим напевам, облегченным в эту строго четырехголосную гармонию, немного чуждый характер 632 . По-видимому, московская манера неодноголосно исполнять уставные церковные напевы отличалась от «ученой» гармонии Львова настолько, что для слушателей нужно было еще доказывать, что «древние напевы сохранены в точности». Но, как мы недавно видели, сама точность и древность гармонизированных Львовым напевов была под сомнением. Сознательное и обоснованное отрицательное отношение московского духовенства к переложениям Львова вызвало у их автора открытое раздражение 633 : «Эти упрямые невежи не могли помириться с мыслью, что порядок церковного пения совершается не ими, а лицом духовенству не принадлежащим».отчасти это верно: Львов, светское лицо, мирянин, властно вторгался в область богослужебную, его ведению никак не подлежащую. По-видимому, здесь имели значение и другие факторы, ускользающие от нашего наблюдения. В раздражении случается, что Львов противоречит сам себе. Так, например, сетуя на довольно известного в то время духовному композитора, настоятеля Донского монастыря в Москве архимандрита Феофана 634 , Львов пишет, что произведения архимандрита Феофана, по рассмотрении их директором капеллы (т.е. им, Львовым), будут, конечно, найдены негодными. И в то же время Львов представил митрополиту Филарету список нот, возможных для одобрения их к исполнению за богослужением, и в этом списке были указаны и некоторые сочинения архимандрита Феофана! 635 Во время своего пребывания в Москве в начале 1850 г. по делу признания своих переложений для богослужебного употребления Львов счел необходимым установить отношения также и с московским дворянством, хотя эти круги общества вообще стояли далеко от церковно-певческого дела. Но какая-то поддержка и со стороны этих кругов была Львову необходима. Львов устраивал у себя в Москве музыкальные вечера, и здесь в разговорах разъяснял, что он приехал в Москву не для того, чтобы проповедовать какие-то перемены или вводить новшества, а наоборот, для того чтобы сохранить древние напевы и прекратить произвол при исполнении этих напевов различными хорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Едва ли можно серьезно оспаривать то положение, что наши богослужебные книги по конструкции речи, неудобовразумительности многих слов и темному смыслу некоторых выражений представляются малодоступными для понимания современного общества и в этом отношении требуют пересмотра. Об этом уже много писали и пишут. Но здесь, в этой заметке, я желал бы обратить внимание на другую сторону вопроса, а именно на ту орфографию, которая ставит широкие круги в недоумение. Я имею в виду способ печатания высочайших имен Божиих, а также имен собственных и названий священных предметов и лиц в наших богослужебных книгах. В изданиях типографий С.-Петербургской и Киево-Печерской в 60–70 годах прошлого века эти имена и названия печатались, согласно правилам грамматики, с прописных (больших) букв, но с половины 80-х годов издания этих типографий уже носят те особенности, которыми всегда и с такою настойчивостию отличались издания московской синодальной типографии. Особенность эта заключается в том, что имена Божии, собственные и названия священных предметов и лиц печатаются не с прописных (больших), но со строчных (малых) букв, каковая орфография в некоторых ревнителях православия возбуждала и продолжает возбуждать порицание, а в широких кругах общества всегда порождала недоумение. Ведь и в самом деле нельзя не считаться с заявлениями тех, кто с порицанием утверждает, что имена Божии в наших богослужебных книгах низводятся в разряд имен человеческих и не имеют подобающего своему достоинству отличия и почета пред прочими словами низшего порядка. Недоумение усиливается от того обстоятельства, что в тех же книгах имена Августейшей фамилии выделяются особым (жирным) шрифтом. В некоторых епархиях, напр., в московской, по этому поводу даже возникала официальная переписка. Не зная тех своеобразных соображений, которыми вдохновляется в данном случае синодальная типография, многие и образованные люди при объяснениях подобного рода становятся в тупик. Мне известен, напр., случай, когда даже законоучитель одной из московских гимназий на предъявленный ему в этом смысле вопрос учеников не мог дать ответа и сам смутился.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

М.С. Красовицкая Лекция 7. Особенности и составные части праздничного богослужения Всем известно, что богослужение бывает не только будничное, не только строгое, простое, покаянное, но и праздничное, то есть по преимуществу радостное, хвалебное, связанное с церковным торжеством. Праздничные элементы имеются в любом богослужебном круге времени. Все эти круги представляют собой не ровную линию, а некий рельеф. Во всяком богослужебном круге есть вершины и спады, все они организованы сложно и разнообразно. Что это за вершины? Говорить о праздничности служб дневного круга вряд ли правомерно, потому что дневной круг образует канву богослужения; вечерня и утреня совершаются в любой день года, независимо от того, будничное богослужение в этот день или праздничное. Однако, если мы взглянем на устроение дневного круга, то увидим, что каждая служба имеет отличительные черты. Есть службы совсем скромные, простые и краткие, например, часы. Есть службы, которые выделяются из всего дневного круга как своими размерами, так и своей литургической темой, своим общим характером. Несомненно, утреня – самая большая, самая праздничная служба из всего дневного круга. Литургия, которая является целью, вершиной, недосягаемой для разума высотой богослужебного дня, по своей природе к дневному кругу богослужения не принадлежит. Природа ее иная, на литургии совершается величайшее таинство Церкви, являющееся центром всей церковной жизни – таинство Евхаристии. Ни на одной другой службе дня ничего подобного не совершается. А литургия лишь сопрягается с богослужением времени, привходит в него, испытывая лишь отчасти его влияние, но никогда не может с ним смешаться и сравняться вполне. Итак, из служб дневного круга мы выделяем утреню, как самую большую и праздничную (это выделение условно, но оно помогает почувствовать разнообразие богослужебного дня). Возьмем седмичный круг. В начальных главах Типикона, которые называют «общими», потому что в них излагается порядок неизменяемых частей службы, можно выделить три типа богослужения, которые встречаются в седмичном круге. Каждый тип соответствует свои дням седмицы и для каждого существуют свои правила, не совпадающие с правилами других дней. Эти правила существуют, конечно, не сами по себе, они выражают церковное учение о днях седмицы, а также научают нас с вами, как, что, когда и каким образом мы должны праздновать и о чем, и каким образом, и в каком порядке нам полезно молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второе занятие. Краткое содержание Священного Писания. Акцент на Священной Истории и заповедях. Третье занятие. История Церкви. Догматы. Акцент на Символе Веры. Я не считаю, что заучивание Символа Веры наизусть – это правильная практика. Достаточно, чтобы люди были хорошо знакомы с этим текстом и чётко понимали его смысл. Первые три занятия можно назвать теоретическими. Последующие два более прикладные, практические. После третьего занятия человек должен сделать свой выбор. Мы ещё раз задаём ему вопрос: зная всё вышесказанное, хочет ли он креститься? И если человек отвечает: «Да», то мы совершаем над ним чин «О еже сотворити оглашенного» из Требника. Четвёртое занятие. Краткий курс Литургики. Чем, собственно говоря, мы занимаемся в церкви на богослужениях? Вкратце касаемся того, как и из чего развились современные богослужебные чинопоследования. Подробно разбираем суточный, недельный и годовой богослужебные круги и особо подробно Божественную Литургию. Если время позволяет и народ не против, немножко касаемся церковнославянского языка. Пятое занятие. О том, как жить христианину в современном мире. Подробно разбираем Нагорную проповедь и некоторые другие места из Нового Завета. После последнего занятия, как правило, в ближайшую субботу утром мы совершаем Крещение, как правило, в виде Кре- щальной Литургии по чину, изданному ПСТБИ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Ну и последнее, после оглашения важно не бросить человека. Особенно это касается молодых людей. Очень трудно быть верующим человеком в современной, достаточно развращённой, молодёжной среде. Молодому человеку важно не чувствовать себя «белой вороной». У нас на приходе по благословению Высокопреосвящен- нейшего Митрополита Санкт-Петербургского Владимира создана молодёжная община «Агапа». Уже на стадии оглашения мы приглашаем молодых катехуменов на наши встречи (собираемся по четвергам вечером). Члены нашей молодёжной группы успевают подружиться с оглашаемыми, присутствуют при чине оглашения и при Крещении, причащаются на Кре- щальной Литургии. Таким образом, молодой человек продолжает свое воцерковление в уже хорошо ему знакомой церковной общине среди друзей, верующих и по возрасту таких же, как он.

http://azbyka.ru/katehizacija/osobennost...

Я хорошо понимал, что переходил за пределы моей компетенции, выступал уже как церковный деятель, а не как представитель власти. Но я сознавал и то, что моя первая задача, как Министра Исповеданий, заключалась во внесении мира в церковную жизнь, – путем удовлетворения действительных нужд всех церковных групп. Мне кажется, что ничто не создало такого доверия ко мне со стороны украинских кругов, как смелый – с точки зрения церковно-государственных отношений – шаг по созданию Ученого Комитета при Министерстве. Украинские круги убедились не только в том, что я действительно и реально хочу послужить интересам украинской церковной жизни, а не только формально отделаться исполнением разных лежавших на мне обязанностей. Но гораздо больше, чем окрепшее доверие ко мне, на них действовало сознание, что учреждением Ученого Комитета при Министерстве Исповеданий положена была серьезная основа для того, что было самым заветным и дорогим для многочисленной украинской интеллигенции (вообще говоря – гораздо более религиозной и церковной, чем общерусская интеллигенция) – для развития и выявления в церковной жизни всего то[го] своеобразия, какое имел в [себе] украинский гений. Ученый Комитет был задуман и осуществлен в начале Июня – Совет Министров без возражений дал мне средства на это. Во главе Ученого Комитета я поставил проф. П. П. Кудрявцева – хотя и великоросса по рождению, но любившего и понимавшего Украину, а главное – понимавшего и светлое и темное в украинской церковности и знавшего границы национальной стихии в церковной жизни. Туда вошли членами несколько профессоров Духовной Академии (Рыбинский, Мухин, Мищенко, Экземплярский), проф. Университета по кафедре славяноведения А. М. Лукьяненко, а также б проф. Богословия в Киевском Университете – о. П. Светлов. Ученый Комитет получил задание содействовать выявлению и выражению всех тех церковно ценных сторон в украинской церковной жизни, какие заслуживали закрепления, он должен был заняться подготовкой, а по мере готовности – осуществлением переводов на украинский язык Священного Писания и богослужебных книг, собирая все издания этого рода, быть экспертом по всем вопросам украинской церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

что я говорю с общего согласия, если провозглашаю, что мы взираем на настоящий акт как на богослужебное действие. Позвольте же нам, как свободным от Рима протестантам, протестовать против новых несправедливых папских присвоений, так как мы все признаём, что основание нашего блаженства есть свет нашей жизни. Мы напоминаем папе, что, наконец, должно быть дано место слову Божию. Все иезуиты мира в прошлом, настоящем и будущем не могут помочь римской церкви: Иисус один может это сделать для неё, если она Его признает. Бог – судья между нами и римской церковью, Он сохранит нам и нашим потомкам св. Евангелие и распространит это Евангелие на земле. Эта речь вице-президента, выразившего общее настроение всего синода, даёт повод сказать несколько слов и президенту верховного евангелического церковного совета Баркгаузену. Он говорит: «Я не думал, что должен говорить при этом случае, но дружеские слова вице-президента вменяют мне в обязанность высказать слово благодарности. Я благодарю вас, что вы единодушно присоединились к этому предложению, я благодарю также то огромное число друзей, которые во всей Германии и вне её выступили с веским словом по этому поводу и успокоили меня. Когда я выступил со словом в этом собрании, я был далёк от того, чтобы быть представителем сельской церкви в этом деле, но я лишь предполагал, что только здесь должно последовать его выяснение. Я считал необходимым, неизбежным высказать здесь это слово, потому что сельскими церквами овладело большое возбуждение. Мной руководило не возбуждение страсти, хотя и можно было бы прийти в возбуждение, и не долго сдерживаемая злоба, как это приписывают мне, но зрелое размышление. Я, имевший возможность в течение десятилетий наблюдать общее развитие католической церкви, должен сказать, что это послание имело целью поражение евангелической церкви и, как я думаю, было рассчитано на широкие круги существующего равнодушия, чтобы новым призванием напомнить о католицизме и воспламенить к нему многих и во многих местах. Я должен заметить, что число согласных с нашим изъяснением, которое поступило ко мне

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Интересно заметить, что сочинения Сарти для Католической Церкви отличаются большой строгостью стиля, нежели его сочинения на богослужебные тексты Русской Церкви. Вероятно, в последних он должен был идти навстречу желаниям русского двора и князя Потемкина, у которого он одно время служил. Итальянцы, занявшие при Екатерине Великой руководящее положение среди деятелей музыкального искусства в России, мощно поддерживались императрицей Екатериной Великой: они способствовали блеску ее двора. А так как двору старались, по мере возможности, подражать и быстро возносившиеся по общественной лестнице вельможи, а за ними, в провинции, и богатые крупные землевладельцы-помещики, то итальянский стиль в хоровом церковном пении распространялся по России быстро и широко. При этом музыкально еще мало подготовленные широкие круги русского общества не могли еще иметь достаточно эстетической подготовки, чтобы должным образом критически отнестись к массе нахлынувших на них новых впечатлений в хоровой церковной и вообще в музыкальной области. Невзыскательный вкус поражала не столько утонченность исполнения, сколько внешняя техника не всегда хорошо музыкально воспитанных певчих. При увлечении концертами русские далеко не всегда умели соблюдать чувство меры. Особенно это замечалось в хорах, принадлежащих вельможам и крупным помещикам, вкус и эстетическое чутье которых не успели еще как следует выработаться. Внешняя шумливая эффектность играла при этом большую роль и вызывала подражение у разных любителей попеть, которым, вероятно, интересен был сам процесс пения, а не его эстетическая сторона. А. Преображенский 401 приводит отзыв одного русского ревнителя церковного благолепия из первых лет описываемого периода, когда еще не прекратилась, вероятно, практика партесного пения. Сами русские характеризуют этот свободный стиль, так сказать, «партес на исходе» как «бесовертошный балалаечный, скоморошный шум», прекрасно осознавая неуместность и бесцельность такого стиля в богослужении: «... Что пользует святой Церкви, как пели в концерте такой мерзко-скоморошный шум: и возгреме, и возгреме, и возгреме, и возгреме, и возгреме с небесе Господь – да раз до тридцати, через павзы (паузы. – И.Г.) настигая усугубляют... если же когда поют, хотя вышеупомянутыми скоропорывистыми сочинениями, да имеют искусство, и к тому – натурально хорошие голоса малороссиянцы, то не столь противно. Но уж наши великороссиянцы, не только из купечества купцы, из господских домов слуги, да фабрищики и суконщики, а разных мастеров художники, многие, научившись пению по партесу, по тем же многовздорным сочинениям, поют на скороговорных паузах, и столь иногда неприятно, что слушать их прескаредно, ибо один русский д... басистый, растворяя свою широкую пасть, кричит скороговорно, как в набатный колокол бьет, есть ли же случится чрез паузы с верхней ноты ему взять, то так неискусно возьмет, как жеребец заржет, если на отрывах так безчинно оторвет, точно как бык рыкает...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ литургическая традиция, сформировавшаяся в средневизант. период в результате взаимодействия богослужебных традиций древних Церквей К-поля и Иерусалима. История В. б. восходит к доиконоборческому времени (325-726) и в дальнейшем может быть разделена на иконоборческий (726-843), послеиконоборческий (843-1204), никейский (1204-1261) и палеологовский (1261-1453) периоды. Доиконоборческий период (325-726) Одним из важных церковно-адм. решений, принятых на Вселенском I Соборе (325), было признание особых преимуществ епископов крупных адм. центров Римской империи: Рима (диоцез Италия), Александрии (диоцез Египет) и Антиохии (диоцез Восток). С каждым из них связано формирование особой литургической традиции (см. ст. Литургические семьи ), определяющей особенностью к-рой является структура евхаристической молитвы - анафоры . Литургическая традиция каждого центра развивалась независимо и определяла богослужение в церковных провинциях, зависящих от них. В вост. части Римской империи крупнейшим и влиятельнейшим адм. и церковным центром в III-IV вв. была Антиохия, из к-рой христианство распространялось как по территории империи, так и за ее пределами. С историко-литургической т. зр. Антиохия была центром «антиохийского литургического пространства», границы к-рого значительно превосходили границы адм. диоцеза Восток. Уже во 2-й пол. IV в. в этой литургической традиции сформировались основные богослужебные круги - суточный, седмичный и годовой. Определяющее влияние на развитие и облик антиохийской литургической традиции оказали городские аскетические общины, к-рые обеспечивали в храмах регулярное совершение богослужения с молитвами, пением псалмов и различных гимнов. Богослужение этих общин определяло структуру суточного круга и основные характеристики литургической традиции антиохийских мон-рей, находившихся вне городов. 2 наиболее значимые литургические традиции Византийской империи - иерусалимская и к-польская (традиционно последнюю и называют византийской) - в начальный период были тесно связаны с антиохийским богослужением и во многом находились под его влиянием, что определило характер и особенности их развития. Для 1-й это было обусловлено прямой церковно-адм. зависимостью Палестины от Антиохии, для 2-й - воздействием антиохийского богослужения на литургическую традицию М. Азии (диоцез Асия с центром в Эфесе и диоцез Понт с центром в Кесарии Каппадокийской), с к-рой было непосредственно связано к-польское богослужение в начальный период.

http://pravenc.ru/text/158428.html

За пять лет фестиваль собрал сотни участников из трех стран СНГ и семнадцати регионов России. Помощь в его организации оказывают руководители региональных и муниципальных учреждений органов власти Российской Федерации и Сербии, общественные организации и деловые круги. Диакония.ru /Патриархия.ru за темою центр доставив 14 тонн допомоги до зони про допомогу 12 2024 року) [Стаття] 85 зону про допомогу 11 2024 року) [Стаття] Звернення Кирила у зв " язку з масштабною на та у : та звернення] Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в виставки сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в м. Москви Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» центр доставив 14 тонн допомоги до зони про допомогу 12 2024 року) [Стаття] 85 зону про допомогу 11 2024 року) [Стаття] Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года) [Стаття] з ключовими словами – виставки, конкурси – синодальний та   новини Митрополит Смоленський очолив молитовне стояння за РФ секретар Синодального з козацтвом взяв участь у круглому в РФ, присвяченому урокам 1812 року у 1812 року у Синодального з козацтвом провели з та отаманами та козацьких Синодальний у справах проведе у вектори розвитку Церкви» В.Р. Легойда: Заява справ цю у часи Кирила з головою церковних зв " та екзархом У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3757611...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010