Позднее появилась серия «Наука и богословие». Тоже как прикладная задача — нам стало понятно, чтобы развивать богословское образование, надо встраивать его в систему высшего образования, или если мы говорим про Академию наук, то в систему академии. А как это сделать, если нет связи между разными областями знания? Понятно, что на западе любой старый университет начинался с богословского факультета. Потом уже наряду с ним появлялись другие факультеты. А у нас Михайло Ломоносов богословского факультета не учреждал. У нас сложилась другая ситуация. Мы поняли, что для того, чтобы сотрудничать со светскими людьми, с философами, учеными, нужно развивать диалог науки и богословия. Серия «Наука и богословие», наряду с конференциями, конкурсами научных работ, летними институтами, которые мы проводим, была призвана к решению именно этой задачи. Появились и другие академические серии, посвященные межконфессиональному и межрелигиозному диалогу и трудам ведущих религиозных мыслителей. Не забыли мы и про широкую читательскую аудиторию. У нас есть серия «Читая Библию». Это популярные книги, предназначенные для людей, которые не готовы серьезно заниматься библеистикой, но хотят получить общие сведения о Священном Писании, его истории и толковании. Важно, что эти книги также написаны ведущими специалистами. Так вкратце выглядит история издательства. Сказать, что для нас важнее, сложно. Если смотреть исторически, то это программы высшего образования, т.к. с них все началось. С другой стороны, институт у нас маленький, и количество студентов измеряется не тысячами, а десятками. Поэтому, если сравнивать отдачу, то отдача через книги, я имею в виду тех читателей, которых мы через книги достигаем: студентов семинарий, академий, теологических факультетов, которых уже довольно много в России, — то получается, что книги более эффективны. Есть еще третья область нашей деятельности, которая условно называется «академические проекты». Это не собственно учеба, а попытка создания и развития богословской среды. Есть, к примеру, среда физиков, в которую попадают еще студентом, которая сложилась исторически, в рамках которой есть различные научные конкурсы, конференции, есть с кем общаться, можно ездить по различным программам обмена. В нашей богословской среде таких явлений пока еще мало. А в свое время не было вообще.

http://bogoslov.ru/article/570101

(Хельсинки, 7–11 июля 1971 г.) Седьмого июля 1971 г., в среду, в Хельсинки начались работы Междуправославной Комиссии по подготовке богословского диалога с англиканами. Эта Комиссия, как известно, была учреждена решением Третьего Всеправославного Совещания на острове Родос в ноябре 1964 г. и имела первое свое заседание в Белграде в сентябре 1966 г., где была выработана подробная программа и условия будущего диалога. Англиканский вопрос обсуждался также на 4 Всеправославном Совещании в Шамбези в июне 1968 г., где было принято важное решение о предоставлении, в целях большей плодотворности работы, некоторой автономии комиссиям по диалогу в смысле предоставления им права выбора своих председателей, определения, с одобрения Церквей, времени и места своих заседаний, а также решено, в изменение белградских постановлений, что все без исключения вопросы, независимо от того, обсуждались ли они или нет с англиканами ранее отдельными Церквами, могут быть предметами будущего диалога (имеется главным образом в виду англиканское священство). В силу этого решения, была созвана Вторая сессия Комиссии по англиканству в октябре 1970 г. в Шамбези, избравшая своим председателем архиепископа Фиатирского Афинагора (Константинопольской Патриархии) и постановившая собраться на 3 свою сессию в Хельсинки в первой половине июля 1971 г. В силу этого решения, одобренного Поместными Церквами, члены Комиссии начали прибывать в Хельсинки накануне начала работ во вторник 6 июля. В силу решений нашей Комиссии о желательности не менять состав своих членов, все они были те же, что и в 1970 г. в Шамбези, единственным новым членом был проф. Николай Брациотис (сын известного богослова), назначенный Иерусалимской Патриархией вместо состарившегося проф. П. Трембеласа. Присутствовал также старый член Комиссии прот. проф. о. Ливерий Воронов , не смогший принять участие во 2 сессии Комиссии в Шамбези в 1970 г. Зато отсутствовали полностью представители семи Поместных Церквей, а именно Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Польской, Чехословацкой, не считая Американской, которая не была приглашена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Аргументы за и против жизни после смерти 9.4.1. Бестелесное посмертное существование 9.4.2. Реинкарнация 9.4.3. Воскресение 9.5. Заключение     Серия посвящена диалогу между богословием и наукой и включает книги по основным проблемам этого диалога: научной и богословской методологии, богословию и философии науки, взаимоотношению религиозной веры, богословского и научного познания, биоэтике, космологии, теориям эволюции и возникновения жизни, истории взаимоотношений ученых и религиозных деятелей и т.д. В книге представлены все важнейшие аспекты философии религии, включая логику божественных атрибутов, бессмертие, чудо, доводы теизма и атеизма, соотношение веры и разума, религии и этики, человеческой свободы и божественного провидения, науки и религии. Кроме того, она рассматривает ряд важных тем, часто игнорируемых в подобной литературе, таких как атеистический «аргумент от божественной сокрытости», согласованность учений о Троице и о воплощении, а также связь между религией и политикой. Книга станет ценным сопровождением для университетских курсов. Предисловие к русскому изданию В течение более двадцати лет Общество христианских философов, базирующееся в США, является инициатором философского диалога и взаимообмена философскими и религиозными традициями по всему миру. В некоторых случаях в этот обмен включаются также традиции, достаточно отличные от той христианско-теистической традиции, к которой относят себя участники Общества. В иных случаях целью подобных обменов было сведение воедино тех – исходящих из христианских богословских традиций – течений философской мысли, которые, отличаясь равной степенью внутреннего богатства, не связаны друг с другом сущностно. Именно такая мотивация побудила членов Общества начать поиск возможностей интеллектуального обмена с философами и богословами в России. На это имелись две особые причины. С одной стороны, последние исследования в области христианской философии религии проходили большей частью в изоляции от богатой и глубокой богословской традиции Русской православной церкви. Поэтому мы надеялись, что подобный взаимообмен сведет вместе относящихся к разным традициям христианских философов ради взаимного богословского обогащения. С другой стороны, политические и идеологические различия между Россией и Западом воздвигли культурный и интеллектуальный барьер, также затрудняющий более широкое общение между российскими и англо-американскими философами. Посему мы надеялись и на то, что этот взаимообмен как-то свяжет последние направления развития этих разных традиций. В результате имел место целый ряд с каждым разом все более плодотворных философских встреч, обогативших и принимавших в них участие ученых, и возникшие на этой основе научные исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Данные аргументы приводятся представителями Лютеранской Церкви в качестве доказательства того факта, что до нашего времени (сер. XX в.) еще не произошло действительной богословской встречи лютеранства и православия. Одним из примеров квалифицированной богословской встречи лютеран с православными можно считать двусторонний богословский диалог между Русской Православной Церковью и представителями Евангелической Церкви Германии, схематичную историю которого можно представить в следующем виде. После нескольких лет послевоенного отчуждения Германии и России в 1949 г, устанавливается первый контакт между Евангелической Церковью Германии и Русской Православной Церковью, пока лишь с целью выяснения возможности взаимного посещения. Результатом этих переговоров явился ряд визитов церковных деятелей из Восточной и Западной Германии в начале 50-х гг. Ответный визит представителей Русской Церкви последовал в начале 1955 г., когда в Германию приехала делегация во главе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) . В последующее время в результате договоренности об обмене профессорами ряд ученых из Германии выступает с докладами в духовных школах Русской Православной Церкви, и, соответственно, Германию посещает ряд русских профессоров. Импульсом к богословской дискуссии послужило составление профессором Ленинградской духовной академии Л. Н. Парийским списка вопросов для богословского диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью, который он передал проф. Боннского университета Гансу Иванду. Начало официальному диалогу было положено в Евангелической академии в Арнольдсхайне (ФРГ), когда в 1959 г. в Германию прибыла делегация Русской Православной Церкви. Помимо этих так называемых Арнольдсхайнских собеседований с 1974 г. осуществлялись также встречи с богословами из ГДР в Троице-Сергиевой Лавре, получившие название «Загорские собеседования». Всего за период с 1959 по 1992 г. было проведено 20 богословских встреч. С 1992 г., после объединения Евангелических Церквей Западной и Восточной Германии, начинается новый период богословских собеседований. Первая встреча в рамках этого диалога состоялась в Бад-Урахе (ФРГ) в 1992 г., а следующая – в Минске в 1998 г. Документом, подводящим итог богословским собеседованиям более чем за 30 лет, явился разработанный в 1995 г. «Совместный отчет руководству Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии о состоянии двустороннего богословского диалога».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Комиссия может способствовать созданию партнерских центров по диалогу с наукой в России (на федеральном и региональном уровне), Украине, Беларуси, а также в дальнем зарубежье. Такой центр уже существует при Санкт-Петербургском университете, а также начинает свою работу в Москве при МИФИ. Идет работа по созданию подобных центров в других светских университетах, в том числе в МГУ и в Высшей школе экономики. Хотел бы обратить внимание на то, что важно развивать диалог богословия не только с естественными науками, но и с науками гуманитарного цикла и прежде всего общественными. У нашей церковной науки традиционно существуют тесные связи и взаимодействие с историками, искусствоведами, филологами и языковедами, а в последнее время и с психологами. Это понятно, потому что с этими дисциплинами у богословия не просто есть пересечения: очень часто оно, по существу, работает в одном исследовательском пространстве со светской наукой, активно пользуясь ее методологией и конкретными достижениями. Совсем другая ситуация с общественными науками: социологией, политологией (включая политическую философию), правоведением, социально-культурной антропологией и, не в последнюю очередь, собственно с религиоведением. К этим дисциплинам богословы пока проявляют недостаточно внимания. Однако есть серьезные причины, чтобы такое внимание проявлять. В постсоветский период, после краха старой идеологии, в нашей стране происходило восстановление и развитие общественных наук, которое сопровождалось изучением и освоением различных теорий и массива знаний, появившихся в мировой науке в течение XX века, а также современных тенденций. И сегодня богословие должно освоить современные общественные науки, чтобы оценить их со своей точки зрения. Без этого вряд ли будет возможно развивать православное социальное учение, основы которого были приняты нашей Церковью на рубеже веков. На основе обмена мнениями в ходе пленарного заседания нашей Комиссии будет подготовлен рапорт Святейшему Патриарху о долгосрочных перспективах деятельности Синодальной библейско-богословской комиссии, а также предложен план деятельности на предстоящий год.

http://patriarchia.ru/db/text/2100564.ht...

поиск:   разделы   рассылка Профессор Б.Халленслебен: " Своим протестом представитель Московского Патриархата помогает католикам разобраться в препятствиях к общему пониманию примата " Источник:  www.orthodoxeurope.org Пресс-служба Представительства РПЦ при европейских международных организациях Участники IX сессии Смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу, состоявшейся в Белграде 18-24 сентября, заявили единогласно о царившей во время заседаний атмосфере конструктивного сотрудничества. В этой ситуации " официальный протест " , заявленный главой делегации Московского Патриархата епископом Венским и Австрийским Иларионом, представителем Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, кардиналу Касперу, со-президенту Смешанной комиссии с католической стороны, на первый взгляд может показаться странным. Католические информационные агентства сразу заговорили об " удивлении " , некотором " недопонимании " , или же даже поспешили провозгласить " новый упадок " во взаимоотношениях между Москвой и Ватиканом. Барбара Халленслебен, профессор догматического и экуменического богословия теологического факультета Фрибургского университета, бывшая в Белграде в качестве члена Смешанной богословской комиссии с католической стороны, оценивает ситуацию несколько иначе. " Своим протестом представитель Московского Патриархата помогает католикам разобраться в препятствиях к общему пониманию примата " , – объясняет богослов швейцарскому агентству KIPA-APIC. Как считает Барбара Халленслебен, католические члены Смешанной богословской комиссии, к сожалению, не поняли достаточно быстро всю глубину поднятой проблемы. Проявляя самокритику, она говорит о " полезном удивлении " , которое может нас привести к углубленному размышлению о путях к полному церковному единству. В чем же собственно дело? Отправной точкой диспута, разгоревшегося на заседании Смешанной комиссии, стал параграф из итогового документа, касающийся авторитета Вселенских Соборов. Как сказано в тексте, в течение второго тысячелетия Восток и Запад продолжали созывать Соборы, " которые объединяли епископов Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом или с Константинополем " . Епископ Иларион верно отмечает, что после VII Вселенского Собора (Никейского 787 года) никакие общеправославные Соборы не созывались. Согласно православной традиции, " общение с Константинопольским Престолом " для восточных Церквей никогда не являлось таким же необходимым условием соборности, как общение с Римским престолом для Церквей Запада. В списке патриархатов (taxis) Константинополь изначально занимал второе место, однако после разрыва общения с Римом Константинопольский Патриархат в общеправославном диптихе стал занимать " первенство чести " . Но ни с исторической, ни с экклезиологической точек зрения это вовсе не означает " примата " , равного примату Римского епископа, пусть и осуществляемого в иной форме.

http://religare.ru/2_33131.html

На самом деле широко известно, что уже с начала XX в. западное богословие во всех своих формах идет собственным путем покаяния и самокритики и старается освободиться от оков неосхоластики и рационалистического богословия. Его самые видные представители ищут традицию Церкви, как она существовала до разделения, и стремятся к диалогу с современным миром. Новое открытие эсхатологического самосознания Церкви, прежде всего в контексте немецкого протестантизма, и движения по обновлению римского католического богословия, такие как движение возвращения к отцам (самые характерные примеры которого – школа Фурьера в Лионе и публикация исследований по патристике серии “Sources Chrétiennes”, осуществляемая ее наиболее яркими представителями ), движение по литургическому обновлению , новое объединение Библии и литургии , а также социальное измерение в богословии Церкви – вот лишь несколько аспектов стремления к освобождению и самокритике в западном богословии, которые были связаны с т. н. движением “nouvelle théologie” , без которого православное движение «возвращения к отцам», вероятно, было бы невозможно . 3. Православное богословие было настолько занято – за немногими исключениями – серьезной проблемой освобождения от западного влияния и «возвращения к отцам», иными словами, самопознанием и поиском себя, что оно почти не представлено в важнейших сферах богословских исследований XX в. и почти не влияло на создание богословской повестки дня. Диалектическое богословие, экзистенциальное и герменевтическое богословие, богословие истории и культуры, богословие секуляризации и cobpeмehhocmu,“nouvelle théologie”, контекстуальное богословие, богословие надежды и политическое богословие, богословие освобождения, богословие черных, феминистское богословие, экуменическое богословие, богословие миссионерства, богословие религий и «другого» – вся эта революция, произошедшая в богословской науке XX в., едва ли коснулась православного богословия. Наоборот, на протяжении века православное богословие было занято своими «внутренними» проблемами; бегство от «западных» влияний стало одной из его главных задач.

http://bogoslov.ru/article/2586215

Митрополит Волоколамский Иларион и руководитель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох обсудили текущие вопросы православно-католического диалога 17 октября 2012 г. 20:27 17 октября 2012 года председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох дал обед в честь председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , находящегося с визитом в Риме. В обеде также приняли участие ответственный секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии иеромонах Антоний (Севрюк) , сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Милан Жуст и сотрудник ОВЦС диакон Алексий Дикарев. Участники встречи всесторонне обсудили вопросы, касающиеся современного состояния отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Митрополит Иларион поделился своими положительными впечатлениями от Синода католических епископов, на заседаниях которого 16 и 17 октября владыка присутствовал как официальный представитель Русской Церкви. Митрополит рассказал также о состоявшейся у него накануне встрече с Папой Бенедиктом XVI и о словах поддержки, которые Папа высказал в адрес Русской Церкви в связи с богохульным актом в Храме Христа Спасителя в феврале этого года. Со своей стороны кардинал Курт Кох присоединился к словам Папы Римского, выразив солидарность со Священноначалием и верующими Московского Патриархата. Кардинал также дал высокую оценку подписанному 17 августа Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом Совместному посланию народам России и Польши, назвав его важным шагом вперед в отношениях между Церквами и народами двух стран. Стороны уделили внимание современному состоянию православно-католического богословского диалога в рамках Смешанной международной комиссии по диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Собеседники также согласились с полезностью дальнейшего сотрудничества в области богословского образования, в частности, по обмену студентами между учебными заведениями Московского Патриархата и Римско-Католической Церкви. В заключение встречи, прошедшей в теплой и дружественной атмосфере, стороны обменялись памятными подарками. Вечером того же дня митрополит Иларион отбыл в Лондон, где под его председательством пройдет конференция архиереев Русской Церкви , несущих свое служение за пределами ее канонической территории. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2534191.ht...

  7) Контакты в академической сфере   Это направление сотрудничества всегда было исключительно важным в отношениях между нашими Церквами. Оно имеет очень успешную предысторию. В частности, в 1950–1970-х годах был эффективно запущен проект студенческого обмена. В определяющей степени это стало возможным благодаря выдающемуся личному вкладу приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Возобновление этого сотрудничества началось в 2019 году, незадолго до пандемии коронавирусной инфекции, – тогда два студента из Эфиопской Церкви приступили к обучению в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Москве. В то же время были заключены и другие договоренности академического профиля, которые в сегодняшних условиях могут быть успешно реализованы. Комиссия отметила важность нескольких посещений делегациями Русской Православной Церкви, возглавлявшимися иеромонахом Стефаном (Игумновым), учебных заведений Эфиопской Церкви, в том числе ее главной духовной школы – Свято-Троицкой богословской академии в Аддис-Абебе – и семинарий в разных частях Эфиопии (в Дэбрэ-Бырхане, Лалибэле, Гондэре и Джинке). Комиссия также пришла к пониманию важности установления академического сотрудничества между Московской духовной академией и Свято-Троицкой богословской академией в Аддис-Абебе. Планируется реализация ряда конкретных инициатив.   8) Контакты в молодежной сфере   Были рассмотрены и перспективы налаживания межцерковного сотрудничества в сфере молодежного служения, значение которой трудно переоценить.   9) Взаимодействие в области церковного искусства и производства церковной утвари   Комиссия подтвердила существующие договоренности о развитии сотрудничества на данном направлении, которое имеет серьезное практическое значение. Признано важным наладить регулярные деловые контакты между Художественно-производственным предприятием «Софрино» и соответствующими организациями Эфиопской Церкви.   10) Взаимодействие в сфере социальной работы и диаконии

http://mospat.ru/ru/news/90068/

В Дублине прошла международная научная конференция «От миссии в мире к межрелигиозному свидетельству: экуменизм в XXI веке» 21 июня 2010 г. 12:31 16-18 июня 2010 года в университете Тринити Колледж в Дублине (Ирландия) прошла международная научная конференция «От миссии в мире к межрелигиозному свидетельству: экуменизм в XXI веке». В этом году отмечается столетний юбилей экуменической конференции «Миссия в мире», прошедшей в Эдинбурге в 1910 году. С тех пор произошли существенные изменения во взглядах и была провозглашена активная деятельная позиция экуменизма, благодаря чему стало возможно переосмыслить итоги экуменического движения и критически интерпретировать его достижения и ошибки. Уже на первой конференции было очевидно разнообразие религиозных традиций и культур, но последующее политическое, философское и богословское развитие в ХХ веке заставило пересмотреть значение и характер этого разнообразия и поставило перед христианством радикально новые задачи. К таким задачам на научной конференции в Дублине были отнесены, в частности, следующие: Обозначенные выше вопросы наряду с другими темами стали предметом серьезного философского и богословского обсуждения на конференции в Дублине, в которой по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия   митрополита Волоколамского Илариона принял участие руководитель Службы коммуникации ОВЦС священник Георгий Завершинский. Отец Георгий выступил с докладом «Плюрализм и подлинный диалог. Православное свидетельство», в котором особо подчеркнул внутренне присущее человеческой природе стремление к общению и диалогу. Диалог достигает подлинного характера, когда происходит на личностном уровне и подтверждается личным присутствием Бога. Глубоко укорененный в святоотеческой православной традиции божественный принцип «монархии Отца», как отметил отец Георгий в своем докладе, является основой представления человека о Боге.

http://patriarchia.ru/db/text/1184621.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010