Кардинал Вальтер Каспер считает, что в вопросе о возможной встрече папы Бенедикта и Патриарха Алексия «на сегодняшний день не существует никаких конкретных решений» 23 января 2007 г. 17:23 Кардинал Вальтер Каспер , глава Папского совета содействия христианскому единству, сегодня встретился с журналистами и ответил на их вопросы, касающиеся экуменического движения на современном этапе. Кардинал Каспер назвал прошедший год плодотворным в контексте развития экуменических контактов. Особенно он подчеркнул значение визита Бенедикта XVI в Турцию и подписанной там совместно со Вселенским Патриархом Варфоломеем декларации . Кардинал Каспер также упомянул о результатах работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католиками и православными. Отвечая на вопрос о возможности встречи папы Бенедикта XVI и Святейшего Патриарха Алексия, кардинал Каспер отметил, что «на сегодняшний день нет никаких конкретных решений». Отношения с Русской Православной Церковью, по его мнению, развиваются, в том числе в аспекте сотрудничества между Русской Церковью и различными подразделениями Римской курии и епархиями Римо-католической Церкви. Говоря о предстоящих экуменических актах, кардинал Каспер назвал Европейскую экуменическую встречу, которая пройдет в Сибиу (Румыния) в сентябре 2007 г., затем, пленарное заседание Совместной международной комиссии по богословскому диалогу между католиками и православными (Равенна, Италия), на котором, возможно, будет присутствовать папа Бенедикт; он также упомянул Второй экуменический конгресс «Вместе — для Европы» (“Together for Europe”), который пройдет в Штутгарте (Германия). Напомним, что в своем выступлении на прошедшем в декабре минувшего года Епархиальном собрании Святейший Патриарх Алексий оценил отношения с Ватиканом как носящие «больше дипломатический характер». «Продолжается католическая миссия в России и в других странах СНГ среди людей, крещенных в православии, а так же крайне не дружественная политика руководства Украинской Греко-Католической Церкви по отношению к канонической Украинской Православной Церкви на Украине, — заявил тогда Его Святейшество. — Надеюсь, что Ватикан предпримет конкретные шаги по изменению ситуации в лучшую сторону, без этого наши встречи с представителями Римско-Католической Церкви будут носить лишь протокольный характер, и не принесут облегчения людям, испытывающим боль от небратских действий», — так оценил тогда Предстоятель Русской Церкви перспективы развития отношений с Ватиканом. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/187015.htm...

Первостепенной задачей Богословской комиссии является выполнение поручений Высшей Церковной Власти. В отчетный период Комиссия занималась следующими вопросами. 1.По поручению Священного Синода Комиссия изучала доклад на тему «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви», который явился результатом 13-го пленарного заседания Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу, состоявшегося 2-9 ноября 2006 года в Братиславе (Словакия). В ходе обсуждения этого согласованного православно-лютеранского документа состоялась содержательная дискуссия о том, каким образом следует сегодня выражать православное понимание Таинства Святой Евхаристии, сохраняя верность многовековому Преданию Церкви. В обсуждении приняли участие как члены Комиссии, так и специально приглашенные богословы — преподаватели духовных школ. Комиссия не сочла возможным целиком одобрить рассматриваемый документ, обнаружив в нем формулировки, которые не соответствуют православному учению о Евхаристии. Результаты работы Комиссии были доложены Священному Синоду, который принял их к сведению и поручил направить соответствующее заключение Комиссии для ознакомления членам Смешанной православно-лютеранской комиссии. Заключение Комиссии по данному вопросу предлагается вашему вниманию. 2.Комиссия также выполняла поручение Священного Синода по изучению и выработке позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. Причиной данного поручения стал тот факт, что в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью проявились значительные расхождения в понимании первенства между представителями Константинопольского и Московского Патриархатов. Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви является весьма сложным. Он имеет различные аспекты: исторический, канонический и экклезиологический, то есть собственно богословский. Для тщательного изучения этого вопроса создана рабочая группа во главе с Преосвященным Марком, епископом Егорьевским, заместителем Председателя ОВЦС. Силами членов рабочей группы проведены исследования и составлены доклады по отдельным аспектам темы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429991/

Вы, наверное, знаете, что для наших студентов-богословов, как и для наших верующих, этот вопрос очень важен. И я знаю, что через молитву, через взаимное изучение наших традиций, через диалог мы сможем достичь лучшего понимания. Я думаю, что со времени Халкидонского собора у нас были сотни лет, чтобы попытаться уяснить, что тогда произошло и как лучше понять друг друга. Для этого требуется знание языков, много книг, многочасовые дискуссии, но я знаю, что с помощью Бога и предстательством святых мы сможем достичь большего понимания и продолжить искать, какова воля нашего Бога на это. Благодарю вас». Как отметил модератор заседания иеромонах Стефан (Игумнов), «цель консультаций состоит в том, чтобы открыто, честно, в братской атмосфере поднять проблемные богословские вопросы и попытаться их решить совместными усилиями обеих сторон». Секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям напомнил участникам диалога, что первый раунд богословских консультаций состоялся в период с 20 по 24 января 2020 года в Нидерландах, Ливельде. И тогда же был сформирован состав рабочей группы. «Встреча в Нидерландах оказалась весьма содержательной и конструктивной, и по итогам было принято совместное коммюнике, в котором подчеркивается, что богословские консультации носят характер совместных научных изысканий, они не имеют целью заключение соглашений о восстановлении евхаристического общения, поскольку подобные задачи могут ставиться только в формате общеправославно-дохалкидонского диалога. Вместе с тем консультации призваны оказать содействие возможному в будущем возобновлению работы смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами», — отметил он. Иеромонах Стефан (Игумнов) также подчеркнул: «Для Русской Православной Церкви ведение двусторонних консультаций с Коптской Церковью также является реализацией ряда соответствующих общецерковных решений, которые были приняты по итогам деятельности смешанной комиссии по богословскому диалогу на этапе, завершившемся в 1993 году: Архиерейских Соборов 1997 и 2000 годов, Священного Синода и результатов изысканий Синодальной библейской комиссии, посвященных данной теме.

http://patriarchia.ru/db/text/6068864.ht...

Вернее было бы сказать, что сами-то понятия они различают (достаточно прочитать, например, такой текст, как Пролог Книги Иова, чтобы в этом убедиться), но специальной богословской терминологии для их описания в Библии нет, что и неудивительно: ведь Библия — не богословский трактат. Но в таком случае не все действия, приписываемые Богу, могут исходить непосредственно от Него. Чему-то или кому-то Он может просто не мешать, до времени не вмешиваясь в ситуацию, как, возможно, и произошло в случае с Акедой. Авраам, очевидно, принимает чей-то чужой голос за голос своего Бога, а Бог не вмешивается в ситуацию. Как правило, в таких случаях речь идёт об испытании, которое позволяет проходящему его понять нечто принципиально важное, иногда не только для себя, но и для тех, кто оказался рядом. Возвращаясь снова к диалогу из мидраша, о котором у нас уже шла речь выше, заметим, что такого рода диалоги рассматривались, как средство избежать того влияния, которое испытывает человек, попавший под власть нижнего мира и хтонических божеств. Это было жизненно важно, так как их власть считалась непреодолимой: даже небесные боги, боги верхнего мира не могли спасти того, кто попал под власть нижнего мира, мира теней. Выйти из него не удавалось никому, и об этом в древнем мире знали все; не было ни одной культуры, религиозная традиция которой хранила бы хоть какую-то память о возвращении из нижнего мира, из мира теней в мир живых (можно, конечно, вспомнить греческое предание об Орфее и Эвридике, но и здесь всё кончается весьма печально). Заместительная жертва была возможна лишь до тех пор, пока не прозвучало имя жертвы настоящей, то есть того человека, который должен быть принесён в жертву; в дальнейшем рассчитывать было уже не на что. Но у Авраама, судя по диалогу с Исааком по дороге к месту жертвоприношения, надежда всё же оставалась ( Быт.22:7-8 ). Более того: эту надежду он сумел передать и своему сыну, который, конечно же, прекрасно понимал, куда и зачем они идут: ведь ситуация, столь таинственная для нас сегодня, для человека той эпохи должна была быть совершенно ясной.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

В Украинской Православной Церкви создана комиссия по диалогу с УПЦ КП и УАПЦ 24 февраля, 2014. Редакция " Правмира " Рассмотрено «Обращение Священного Синода УПЦ КП к Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) о необходимости безотлагательного преодоления разделения Православной Церкви в Украине» от 22 февраля 2014 года На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви рассмотрено «Обращение Священного Синода УПЦ КП к Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) о необходимости безотлагательного преодоления разделения Православной Церкви в Украине» от 22 февраля 2014 года. Члены Священного Синода Украинской Церкви постановили засвидетельствовать готовность к продолжению диалога с УПЦ КП и УАПЦ. Принято решение создать комиссию для диалога с представителями УПЦ КП и УАПЦ в следующем составе: 1) архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ — Председатель; 2) архиепископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор; 3) епископ Львовский и Галицкий Филарет, председатель Синодального отдела по вопросам здравоохранения и пастырской опеки медицинских учреждений; 4) протоиерей Николай Данилевич, ответственный секретарь Отдела внешних церковных связей УПЦ; 5) В.В. Бурега, проректор по научно-богословской работе КДАиС.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-ukrainskoj-pravoslav...

Его Святейшество положительно оценил обмен опытом церковных специалистов, работающих в социальной сфере, а также развитие взаимодействия между двумя Церквами в области академического сотрудничества. В настоящее время реализуется множество инициатив по линии студенческого и преподавательского обменов, совместного участия в тематических конференциях, контактов на уровне библиотечных фондов, регентских и иконописных школ. «Наши духовные школы готовы и впредь принимать на обучение студентов из Коптской Церкви, — сказал Святейший Патриарх. — Известно, что сегодня и в светских вузах России обучается достаточно большое количество студентов из Египта, среди них есть и копты. Они учатся в лучших университетах нашей страны. Всего около 700 молодых египетских христиан учатся сегодня в разных учебных заведениях Российской Федерации». Святейший Владыка отметил, что каждому из прибывших в Россию коптских студентов необходимо чувствовать заботу со стороны Русской Православной Церкви: «В этой связи мною было дано поручение местным епархиям приглашать их на встречи с правящими архиереями, привлекать к участию в молодежных мероприятиях. Таких мероприятий за последний год состоялось большое количество во многих епархиях Русской Церкви». Святейший Патриарх отдельно подчеркнул необходимость возобновления работы Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, а также продолжения двусторонних богословских консультаций, ведущихся между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. Его Святейшество попросил передать самые теплые приветствия Святейшему Патриарху Коптскому Тавадросу II, отмечающему в этом году 70-летие со дня рождения и 10-летие со дня избрания на Патриарший престол. «Думаю, что наша очередная встреча могла бы сделать еще более эффективным общее движение навстречу друг другу в рамках двустороннего диалога», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. В ответном слове митрополит Лос-Анджелесский Серапион выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за прием и передал ему приветствие и благопожелания Святейшего Патриарха Коптского Тавадроса II.

http://patriarchia.ru/db/text/5961552.ht...

Главным пунктом повестки дня сегодняшнего заседания станет обсуждение плана работы комиссии на 2024 год. Прежде чем мы приступим к работе над этим пунктом, я хотел бы сделать краткий обзор наиболее значимых направлений работы комиссии в предшествующие периоды ее существования. Напомню, что Синодальная богословская комиссия была образована решением Священного Синода от 28.12.1993 г. В 1994 г. Комиссия занималась изучением вопросов, связанных с экуменическим движением и участием в нем Русской Православной Церкви. 17 июля 1995 г., во исполнение Определения Архиерейского Собора, Священный Синод образовал специальную Рабочую группу по изучению темы «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». 16 ноября 1995 г. состоялось заседание президиума Комиссии, которое было посвящено вопросам продолжения диалога между Православной и Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами и деятельности в этом направлении Смешанной комиссии по богословскому диалогу под председательством митрополита Швейцарского Дамаскина (Константинополький Патриархат). На пленарном заседании, состоявшемся 8-10 февраля 1996 г., члены Комиссии и приглашенные консультанты продолжили анализ результативных документов (1 и 2 Общих Согласованных Заявлений 1989 и 1990 годов) Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными (дохалкидонскими) Церквами. Итогом состоявшихся обсуждений стала подготовка первого проекта комментариев к изучаемым документам, которые после дальнейшей доработки на Президиуме Комиссии поступили на рассмотрение Священного Синода. В 1997 г. По поручению Комиссии Московская, Санкт-Петербургская и Киевская духовные академии, Отдел внешних церковных сношений и Свято-Тихоновский богословский институт подготовили специальные доклады о богословских предпосылках участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении, а также архивные и исторические исследования на эту тему. В работе Пленума, состоявшемся 6-7 февраля 1997 г., приняли участие члены Синодальной Рабочей группы по изучению темы «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», а также консультанты.

http://patriarchia.ru/db/text/6062560.ht...

В ответ на это Алексей Бодров, в прошлом много сотрудничавший со знаменитым Темплтоновским фондом, поддерживающим во всем мире ученых, ведущих диалог с религией, заметил, что на его взгляд диалог между наукой и богословием на Западе не менее маргинализирован, чем в России. За исключением нескольких учебных заведений, по его мнению, защитить диссертацию на " смежные " с религией темы физику проблематично и там. Библейско-богословский институт, ректором которого является Алексей, уже не первый год занимается изданием зарубежных монографий, посвященных диалогу науки и веры. Руководитель круглого стола отец Владимир Шмалий выразил Алексею Бодрову особую благодарность за издательские программы института, подчеркнув, что опыт этого учебного заведения теперь обязательно будет востребован, в отличие от предыдущих десятилетий, когда по инертности церковного мышления, духовное образование было не готово ставить вопросы научно-богословского диалога на современном уровне, ограничиваясь апологетикой, сложившейся как семинарская дисциплина еще в XIX веке. " Эта апологетика во многом устарела и вряд ли может в нынешнем своем виде удовлетворить светского ученого " , – считает отец Владимир. Напомним, что ближайшая научная конференция, посвященная диалогу науки и религии, уже не в рамках Рождественских чтений, а как часть научной сессии МИФИ (это своеобразный смотр научных достижений ведущего физического института страны) состоится 4 февраля под руководством митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), ректора Общецерковной аспирантуры, одновременно являющегося заведующим кафедрой теологии, открытой в МИФИ около полугода назад. Ее заседание пройдет с 11:00 до 18:00 в конференц-зале 3-го этажа главного корпуса университета. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_99306.html

Огромный вклад в дело продвижения межрелигиозного диалога вносит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он не только является духовным лидером для православных верующих России и других стран, входящих в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата, но и играет важную объединяющую роль на «постсоветском пространстве», пользуясь заслуженным уважением со стороны всех традиционных конфессий. Отрадно отметить, что межрелигиозному диалогу в Турецкой Республике придается большое значение. За последнее время активизировались контакты религиозных лидеров наших стран. Прежний руководитель управления по делам религии Турции Али Бардакоглу не раз посещал Москву и встречался со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Его Святейшество посетил Управление по делам религий Турции в ходе своего визита в Анкару в 2009 году. Большое значение для развития сотрудничества Русской Церкви и религиозных общин Турции имел визит в Москву нынешнего главы Управления доктора Мехмета Гермеза, который состоялся год назад. Высокие церковные представители приняли участие в «Саммите лидеров перемен», который прошел в Турции 14-15 марта 2011 года. Помимо двусторонних контактов, между нами развивается взаимодействие и в многостороннем формате, как, например, на площадке Европейского совета религиозных лидеров. В 2010 году заседание Совета проходило в Турции. Согласно имеющейся статистике, 2 % населения Турецкой Республики принадлежат к религиозным меньшинствам, в основном это христиане и иудеи. Мы знаем, что правительство Турции уделяет значительное внимание поддержанию межрелигиозного мира и терпимости в стране. Для этих целей проводятся научные конференции, встречи и диалоги. В качестве примера хотел бы назвать прошедший в столице Турции 28-29 сентября текущего года симпозиум «Быть " чужаком " и вступать в диалог с ним», в котором участвовали христиане, мусульмане и иудеи. Очень важно, чтобы никто в Турции не чувствовал себя «чужаком». Мы отмечаем усилия турецкого руководства и Управления Турецкой Республики по делам религий по налаживанию диалога с религиозными меньшинствами, в частности, с Православной Церковью. И решение турецкого правительства примет решение о возобновлении работы православной богословской школы на острове Халки будет еще одним важным свидетельством уважения к религиозным меньшинствам, имеющим многовековые корни в Турции.

http://patriarchia.ru/db/text/2655109.ht...

В этой связи Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск выразили особую озабоченность ситуацией, складывающейся во многих странах Запада, где на государственном уровне утверждается отход от традиционной нравственности, а христиане сталкиваются с ограничениями религиозной свободы. Особую озабоченность христианских лидеров вызывают такие явления, как кризис институтов семьи и брака, распространение практики абортов и эвтаназии, проблемы, связанные с  воспитанием молодежи и отношением к старикам. Отдельно  Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск затронули в декларации тему Украины, обратив ко всем вовлеченным в гражданское противостояние сторонам призыв найти силы, чтобы начать двигаться по пути мирного урегулирования ситуации. В декларации отмечен важный момент, связанный с признанием факта, что такое явление как «униатизм», предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является перспективным с точки зрения достижения межхристианского единства. Вместе с тем, в декларации говорится, что те общины восточной традиции, которые пребывают сегодня в унии с Римом, имеют право на существование на развитие в рамках сложившейся традиции, стремясь к миру с соседями. Очень важно подчеркнуть, что вопросы богословского характера были вынесены за скобки данной встречи. Для их обсуждения существует давно сложившийся, отработанный формат в рамках Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, предполагающий участие в этом диалоге всех Поместных Православных Церквей. Совместная декларация, принятая по итогам встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска, является в некотором роде программой совместных действий Русской Православной Церкви и Римской Католической Церкви на будущее и приглашением к межцивилизационному диалогу в более широком формате. Думаю, что историческая встреча двух  христианских лидеров такого уровня открывает двери для полномасштабного межконфессионального и межрелигиозного сотрудничества по наиболее актуальным темам общественной жизни. Она может стать началом процесса консолидации духовных лидеров всего мира ради содействия выходу нашей цивилизации из глобального кризиса, в том числе посредством совместного отпора натиску агрессивного секуляризма и попыткам строить будущее человеческой цивилизации без всякого упоминания о Боге.

http://pravmir.ru/itogi-vstrechi-patriar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010