О. Августин: Я думаю, что ответить на этот вопрос не так просто, но одновременно получается, что ответить на него довольно несложно. Дело в том, что мы часто ставим перед собой глубокие и высокие цели. Мы забываем о том, что быть христианином означает быть человеком в полноте, значит нести в себе смысл и нести смысл другим. Мне кажется, что эта способность вполне проявлялась у великих каппадокийцев, проявлялась прежде всего в готовности раскрыться в диалоге. Вспомним первых христиан. Под словосочетанием «первые христиане» я имею в виду не только людей, которые общались с Иисусом Христом в Палестине, но и людей, которые жили первоначальным импульсом христианского вдохновения первых столетий. Мы вряд ли можем представить первых христиан в диалоге с представителями манихеизма, с представителями каких-то других разнообразных, чудных культов. Но первые христиане постоянно вступали в диалог с философией. Философия была главным партнером первых христиан по диалогу. К сожалению, эта способность и открытость к диалогу была нами утрачена. Мы же призваны к этому. Философия всегда была нехристианской и антихристианской. Здесь раскрывается парадокс готовности к диалогу с тем, кто не такой, как ты, кто абсолютно противоположен тебе. Как первые христиане строили храмы? Они брали камни языческих капищ, несли их в другое место, водружали крест или даже не переносили их, а водружали крест и совершали Евхаристию. Вот эта открытость, на мой взгляд, и была свойственна великим каппадокийцам. Способность в обработке того, что есть, способность восприятия той ограниченности, той конечности, той историчности, в которой мы находимся и пребываем. Будучи православными христианами, мы, конечно же, по идеалу своему ориентируемся на времена, когда существование мира было гораздо более строгим, гораздо более правильным. Тем не менее перейти ни назад в прошлое, ни вперед в будущее нам не дано. Единственной возможностью и единственным шансом для нас является именно переживание того исторического момента, в котором мы находимся. И только так мы можем повторить и реализовать заданное каппадокийцами. Именно так мы можем донести то, что было прочитано и сказано ими. То, что было прочитано и сказано ими для других. Речь идет о способности воспринимать «здесь и сейчас» христианской истории, истории, в которую вошел Бог две тысячи лет назад и в которой Он постоянно пребывает. Мне кажется, что главное свидетельство великих каппадокийцев — это свидетельство об этой простой истине.

http://bogoslov.ru/article/884207

Невероятный риск Ещё одна проблема диалога — в том, что в нашем церковном сообществе есть, к сожалению, не вполне изжитая болезнь переходного периода, которую можно назвать скрытым антагонизмом к светской культуре. Мы воспринимаем культурное сообщество как людей, которые пытаются собой подменить религию. 25 декабря, 2012 Ещё одна проблема диалога — в том, что в нашем церковном сообществе есть, к сожалению, не вполне изжитая болезнь переходного периода, которую можно назвать скрытым антагонизмом к светской культуре. Мы воспринимаем культурное сообщество как людей, которые пытаются собой подменить религию. Интервью с протоиереем Павлом Великановым, главным редактором научного богословского портала «Богослов.Ru», проректором МДА по научно-богословской работе Отец Павел, у нас недавно появилась рубрика, посвящённая диалогу церкви и культуры. Как только мы стали говорить об этом сравнительно регулярно, а не от случая к случаю, мы гораздо яснее увидели, как много тут есть подводных камней с самых разных сторон. Так как Вы на эту тему размышляете, хотелось бы знать, какими Вы видите самые главные проблемы диалога церкви и культуры сегодня? Есть несколько ключевых проблем, которые мешают полноценному диалогу. Одна из них — то, что церковное общество в своей массе вообще не готово к любому открытому диалогу независимо от того, диалог ли это с культурой, или с учёным сообществом, или даже с журналистским. В церкви есть хроническая болезнь, название которой — декларативность. Мы привыкаем вещать с амвона и подсознательно уже не предполагаем, что нам кто­-то имеет право и может ответить, тем более ответить аргументированно, обоснованно и т. д. Мы сразу же пугаемся этих вещей, замыкаемся в себе и воспринимаем этого человека как потенциального «духовного врага». Так что первая задача, которую необходимо решить, чтобы вывести диалог на более высокий уровень, — это научить будущих священников самой форме диалога. Ещё одна проблема диалога — в том, что в нашем церковном сообществе есть, к сожалению, не вполне изжитая болезнь переходного периода, которую можно назвать скрытым антагонизмом к светской культуре. Мы воспринимаем культурное сообщество как людей, которые пытаются собой подменить религию. Такое мнение действительно имеет право на существование, поскольку в секулярном обществе (в том числе коммунистическом) значительную долю функций церкви именно в плане просвещения, более того — я бы даже сказал катарсиса, брали на себя деятели культуры.

http://pravmir.ru/neveroyatnyj-risk/

Митрополит Волоколамский Иларион: Утверждения о «прорыве» в православно-католическом диалоге не соответствуют действительности Вопреки утверждениям прессы, на заседании православно-католической богословской комиссии в Вене никаких «прорывов» сделано не было. Все заседание было посвящено обсуждению роли римского епископа в 1-м тысячелетии. На эту тему координационным комитетом комиссии был ранее подготовлен документ, обсуждавшийся в прошлом году на Кипре. 27 сентября, 2010 Вопреки утверждениям прессы, на заседании православно-католической богословской комиссии в Вене никаких «прорывов» сделано не было. Все заседание было посвящено обсуждению роли римского епископа в 1-м тысячелетии. На эту тему координационным комитетом комиссии был ранее подготовлен документ, обсуждавшийся в прошлом году на Кипре. Агентство Рейтер опубликовало обширную статью, утверждающую о значительном прорыве, достигнутом в переговорах между представителями Православной и Римо-Католической церквей на заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу . Как подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, растиражированный рядом СМИ рабочий документ Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью не отражает позицию православной стороны по вопросу о первенстве римского епископа и может рассматриваться лишь как сугубо вспомогательный материал для дальнейшей работы, сообщает Патриархия.ру. Вопреки утверждениям прессы, на заседании православно-католической богословской комиссии в Вене никаких «прорывов» сделано не было. Все заседание было посвящено обсуждению роли римского епископа в 1-м тысячелетии. На эту тему координационным комитетом комиссии был ранее подготовлен документ, обсуждавшийся в прошлом году на Кипре. Черновая версия этого документа «утекла» в средства массовой информации и была опубликована. Предполагалось, что в Вене удастся закончить обсуждение этого документа. Однако случилось иное: много времени заняло обсуждение статуса данного текста. Православные участники с самого начала заседания настаивали на том, что «Критский документ» не может быть ни официально опубликован от имени комиссии, ни подписан ее членами. С нашей точки зрения, данный документ нуждается в существенной переработке, но и после переработки он может иметь лишь статус «рабочего документа», то есть сугубо вспомогательного материала (instrumentum laboris), который может использоваться при подготовке следующих документов, но сам не будет иметь никакого официального статуса.

http://pravmir.ru/mitropolit-volokolamsk...

  ЖУРНАЛ 157 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о подготовке документа «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви». Справка: Подготовка данного документа была поручена Синодальной богословской комиссии (ныне Синодальная библейско-богословская комиссия) Священным Синодом в его заседании 27 марта 2007 года (журнал 26) в связи с работой Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Во исполнение данного решения на пленарном заседании Синодальной богословской комиссии 4 октября 2007 года была образована рабочая группа под руководством заместителя председателя Отдела внешних церковных связей епископа Егорьевского Марка. В 2009 году эту рабочую группу возглавил председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион. Рабочей группой был проведена научно-исследовательская и научно-реферативная работа, результаты которой были одобрены Синодальной библейско-богословской комиссии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Представителям Русской Православной Церкви руководствоваться документом «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви» в православно-католическом диалоге.   ЖУРНАЛ 158 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах пленарного заседания комиссии 2013 года. Справка: С 23 по 24 декабря 2013 года в конференц-зале Отдела внешних церковных связей состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии. Члены комиссии рассмотрели проект первых двух глав Катехизиса Русской Православной Церкви, представленный рабочей группой по подготовке Катехизиса, и обсудили результаты состоявшейся с 26 по 28 ноября 2013 года VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/3478892.ht...

Глава синодального отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал результаты редакционного комитета Смешанной богословской комиссии по диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, которое прошло 15-17 июня 2011 года в городе Рефимнон на острове Крит (Греция). Афины. 22 июня. ПРАВМИР — Глава синодального отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал результаты редакционного комитета Смешанной богословской комиссии по диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, которое прошло 15-17 июня 2011 года в городе Рефимнон на острове Крит (Греция). В своем интервью, данном греческому телеканалу Omega , митрополит Иларион в частности сказал: «Диалог с католиками требует большого терпения». Три дня православные и католические участники редакционного комитета, на основании проведенных сторонами богословских исследований, а также исторических данных о Церкви 1-го тысячелетия христианства, обсуждали возможный текст документа Комиссии, посвященный вопросам первенства и соборности в Церкви. «Мы до сих пор ничего не смогли достичь, потому что существуют сильно отличающиеся друг от друга толкования основных текстов и исторических документов. В связи с этим окончательный текст еще не готов. Мы продолжим консультации на следующем заседания редакционного комитета, которое запланировано на ноябрь этого года», — сказал епископ Иларион. Также митрополит Иларион сказал, что «мы пытаемся достичь общей позиции православных и римокатоликов на этот счет. Это не всегда легко, потому что православная традиция концепции первенства очень строга в данном вопросе. На Православном Востоке никогда не было ничего похожего на папство, а всегда были автокефальные Церкви». Ранее митрополит Иларион также комментировал позицию Русской Православной Церкви в вопросе первенства и соборности в Церкви: «проблема не будет решена ни принятием унии, ни принятием православными того папизма, который существует сегодня в Католической Церкви. Проблему можно решить, только если сами католики пересмотрят свое понимание папского примата, вернутся к тем позициям, на которых они стояли в первом тысячелетии. И тогда с этих исходных позиций можно будет начинать диалог».

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-dia...

В ходе семинара были обсуждены такие темы, как этическая основа и эволюция доктрины прав человека, отношение к этим правам в различных религиозных общинах, взаимосвязь между правами человека и религиозными ценностями. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви. 2. Считать полезным продолжение сотрудничества Московского Патриархата с Советом Европы. ЖУРНАЛ Слушали: Доклад Преосвященного Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездке в город Дрезден (Германия) и участии в церемонии вручения премии Европейского культурного фонда, присужденной богословскому диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии. Справка: Европейский культурный фонд " Рго Еигора " был основан в 1993 году в Базеле (Швейцария). Фонд присуждает премии видным политическим и общественным деятелям, людям искусства. Среди лауреатов - председатель и члены Европейского суда по правам человека, многие высокопоставленные деятели Совета Европы. В 2006 году премия фонда была присуждена богословскому диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии. Церемония вручения премии состоялась 10 октября 2006 года в Дрездене. Постановили: Доклад принять к сведению. ЖУРНАЛ Слушали: Сообщение Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о Всемирном конгрессе соотечественников, который состоялся 24-25 октября 2006 года в Санкт-Петербурге. Справка: 24-25 октября 2006 года в Санкт-Петербурге прошел Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. На форум собралось около 600 участников из более чем 80 стран мира. Конгресс открылся выступлением Президента России В.В. Путина. Приветствие в адрес участников конгресса направили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. Среди делегатов от соотечественников, проживающих за рубежом, были священнослужители и представители православной общественности из стран СНГ, а также Австралии, США, Европейского Союза. В качестве делегатов на конгресс они были избраны местными русскоязычными общинами.

http://pravoslavie.ru/20041.html

Постановили: 1) Доклад принять к сведению. 2) Отметить участие делегации Русской Православной Церкви в торжествах по случаю интронизации Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II. 3) Выразить надежду на то, что традиционные братские связи, соединяющие Русскую и Кипрскую Православные Церкви, будут и далее укрепляться и развиваться во благо обеих Церквей и всей полноты Православия. ЖУРНАЛ Слушали: Доклад Преосвященного Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о пленарном заседании Совместной православно-лютеранской комиссией по богословскому диалогу. Справка: 2-9 ноября 2006 года в Братиславе (Словакия) состоялось 13-е пленарное заседание Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу, посвященное теме «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви». Сопредседателями заседания были с православной стороны - митрополит Сасимский Геннадий, с лютеранской стороны - епископ Дональд МакКайд (Юго-Западный Пенсильванский Синод, США). В ходе дискуссии обсуждались вопросы: характер изменения хлеба и вина во время совершения Евхаристии и Евхаристия как жертва. В заседании приняли участие представители Поместных Православных Церквей. Представители Церквей не имели возможности своевременно ознакомиться со списком православных участников, вследствие чего в итоговом коммюнике встречи появилось упоминание о так называемой Эстонской Апостольской Православной Церкви. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить озабоченность в связи с отсутствием надлежащей координации православного участия в диалоге, вследствие чего оказалось возможным упоминание в итоговом документе так называемой Эстонской Апостольской Православной Церкви, не признанной в качестве Поместной Церкви всей Православной Полнотой. 3. Направить Главам Поместных Православных Церквей и Лютеранских Церквей, участвующих в диалоге, обращение с выражением позиций Русской Православной Церкви по поводу представительства так называемой Эстонской Апостольской Православной Церкви в мероприятиях, проводимых при участии Поместных Православных Церквей.

http://pravoslavie.ru/20041.html

Участие православных во Всемирном совете церквей способствует богословскому диалогу 30 июня, 2010. Мария Сеньчукова Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопрос корреспондента портала «Правмир», ведется ли богословский диалог в рамках работы Всемирного совета церквей. Он сообщил, что по богословским вопросам идет активная и плодотворная дискуссия. Так, например, в рамках деятельности комиссии «Вера и церковное устройство» несколько лет назад было предпринято изучение темы «Значение Отцов Церкви для современного христианства». Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопрос корреспондента портала Правмир , ведется ли богословский диалог в рамках работы Всемирного совета церквей. Он сообщил, что по богословским вопросам идет активная и плодотворная дискуссия. Так, например, в рамках деятельности комиссии «Вера и церковное устройство» несколько лет назад было предпринято изучение темы «Значение Отцов Церкви для современного христианства». Благодаря проведенной конференции, некоторые протестантские церкви впервые в своей практике получили возможность обратиться к творениям Отцов Церкви и задуматься об их значении. На пленарном заседании комиссии всем участникам раздавались футболки с цитатами из текстов святителей Амвросия Медиоланского, Григория Богослова, преподобного Исаака Сирина. Следующая консультация в рамках этой же темы произойдет в будущем году в Москве. Она будет посвящена вопросам о церковной иерархии. Таким образом, богословский диалог во Всемирном совете церквей ведется успешно, уверен глава Отдела внешних церковных связей. «Иногда случается так, что какие-то темы, очень важные для нас, православных, и оказавшиеся забытыми в протестантских церквах, открываются и для протестантов», — подвел итог митрополит Иларион. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/uchastie-pravoslavnyx-...

Святая гора Афон одной из первых отреагировала на результаты собеседований. В ряде документов богословы Святой горы высказали свою позицию касательно достижений богословского диалога.  Благодаря мощному внутрицерковному противодействию поспешная уния не была осуществлена, и активность диалога в последние 20 лет была заметно снижена. Воодушевление первых встреч сменилось более взвешенным и трезвым взглядом; многим стало очевидно, что «достижение консенсуса с нехалкидонитами в вопросах веры оказалось значительно сложнее, чем представлялось ранее» . Но нельзя сказать, что результаты работы комиссии никак не осуществились на практике: в двух Поместных Православных Церквях – Антиохийском (1991) и Александрийском Патриархатах (2001) на основании решений Смешанной комиссии было осуществлено частичное восстановление общения в церковных Таинствах между православными и антихалкидонитами . Тем не менее результаты богословских собеседований не удовлетворили большинство Поместных Православных Церквей, а также и антихалкидонитскую сторону. Поэтому было решено возобновить работу Смешанной комиссии по диалогу.  1-е заседание обновлённой комиссии состоялось в марте 2005 г. в Шамбези и было посвящено предварительному обсуждению тем и перспектив диалога .  24–25 ноября 2014 г. в Афинах состоялось заседание рабочей группы официальных делегатов для разработки плана будущих действий Смешанной комиссии. В ходе встречи сопредседатель комиссии митрополит Галльский Эммануил призвал дать систематическую оценку богословской критики решений Смешанной комиссии и разработать богословскую защиту против всех предубеждений и полемических аргументов . 13 апреля 2018 г. в Антелии (Ливан) прошла встреча рабочей группы Международной богословской комиссии по диалогу между православными и антихалкидонитами, состоящей из сопредседателей комиссии, в ходе которой обсуждалась эволюция двустороннего богословского диалога; целью встречи также было «совместное изучение возможности реактивизации этого важного процесса в жизни двух семейств церквей» . Ближайшее собрание пленарной комиссии было назначено на октябрь 2018 года .

http://bogoslov.ru/article/5877680

Безусловно, не все католические богословы готовы подписаться под этими словами, равно как никто из православных богословов никогда не признает тождества святоотеческого учения о способе присутствия Христа в Евхаристии с лютеранским учением по данному вопросу. Но само наличие такой «примиренческой» позиции в современном папизме говорит о том, что в нём в настоящее время очень сильны экуменические идеи и стремление к внешнему сближению, в противовес замалчиваемому глубинному вероучительному и мистическому различию между конфессиями, в частности, различию по евхаристической теме. Антилатинская полемика по-прежнему актуальна. Но при этом, как всегда и во всём, необходимо держаться святоотеческого учения и с позиций этого учения оценивать заблуждения папистов. Между тем, неуместный полемический задор заставляет некоторых богословов изобретать у латинян такие пункты заблуждений, в которых последних святые отцы никогда не обличали. Такой подход обличает в образе мысли таких антилатинских полемистов существенное расхождение со святоотеческой мыслью. Причиной этого расхождения является подверженность самих этих полемистов сильно выраженному протестантскому влиянию. В результате неосторожной полемики с католицизмом они, прямо или опосредованно, заимствовали протестантские аргументы и прониклись протестантскими идеями. Из-за этого сама их полемика обращена уже не только против католических заблуждений, но и против тех идей, которые признавали святые отцы и которые само католичество заимствовало от Православия в период так называмой «неразделённой Церкви». К числу таких учений относится прежде всего учение о литургическом пресуществлении, вполне определённо выраженное в Священном Писании и в творениях святых отцов. 5 Цит. по: Заключение Синодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2–9.11.2006). – www.theolcom.ru – С. 10. 7 Цит по: Заключение Синодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2–9.11.2006).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010