12. О посещении СССР по приглашению РПЦ делегации Всемирной Лютеранской Федерации. 13. О поездке в ГДР группы ОДС по приглашению СЕЦ в Германии. 14. Об участии делегации РПЦ в VI собеседовании с представителями “Пакс Кристи интернационалис”. 15. Об участии еп. Дюссельдорфского Лонгина в заседании Европейского комитета Всемирной конференции “Религия и мир”. 16. Об участии архиеп. Берлинского Феодосия и прот. Г. Яблонского, редактора журнала “Голос Православия” в праздновании 40– летия Польского католического объединения “ПАКС”. 17. Об участии представителей РПЦ в заседании Президиума ХМК. 18. Об участии представителей РПЦ в I заседании Смешанной богословской комиссии по диалогу между Православной Церковью и Ориентальными Православными нехалкидонскими Церквями. 19. Об участии архиеп. Краснодарского Владимира в качестве наблюдателя от Всемирной конференции “Религия и мир” в симпозиуме на тему “В опасности ли Вселенная?”. 20. О составе делегации РПЦ в VII богословском собеседовании с представителями ЕЛЦ Финляндии. 21. О внешней деятельности РПЦ за 1985 год. 22. О плане внешней деятельности РПЦ на 1986 год. – 1986, 3, 2–6. 1226. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 апреля 1986 года: 1. О составе делегации РПЦ на IX Генеральную Ассамблею КЕЦ. 2. О посещении США представителями РПЦ и других Церквей Советского Союза с IV Обменным визитом НСЦХ. 3. Об участии архиеп. Берлинского Феодосия в научном симпозиуме Общественной ассоциации польских старокатоликов, посвященном 120– летию со дня рождения епископа Франтишека Ходура, основателя Польской Национальной Католической Церкви. 4. О пребывании в СССР делегации польского католического объединения “ПАКС”. 5. О заседании Президиума КЕЦ. 6. О заседании РК ХМК. 7. Об участии архиеп. Рязанского Симона во встречи Смешанной богословской комиссии по планированию православно – реформатского диалога. 8. О пребывании в Польше делегации РПЦ. 9. О заседании Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференции в Европе. 10. Об участии делегации РПЦ в VII Генеральной конференции за мир.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вряд ли стоит много говорить о важности таких встреч — с философами, учеными-гуманитариями, деятелями культуры и искусства. Богословие сегодня призвано выполнять очень важную миссионерскую задачу: раскрывать богатство религиозной, церковной мысли миру светской культуры и науки. И подобные усилия часто находят живой отклик. Скажу по своему опыту: среди тех людей, с которыми мы общаемся в ходе подобных встреч, все больше православных верующих, нуждающихся в осмыслении и углублении своей веры и духовного опыта. В связи с общей темой настоящего заседания предлагаю включить в итоговый документ нашей рабочей группы пункт, в котором была бы подчеркнута необходимость развития диалога Церкви с наукой и культурой как одного из важнейших направлений православного свидетельства в современном мире. В такой диалог следует вовлекать новых участников — заинтересованных представителей как гуманитарных, так и естественных наук, деятелей культуры, искусства и образования. Со своей стороны Богословская комиссия намерена расширять круг партнеров по такому диалогу, включив в него различные академические институты и высшие учебные заведения. В процессе реализации находится еще один проект, осуществляемый Богословской комиссией совместно с Культурным центром «Духовная библиотека» в Москве. Это научно-издательский проект, получивший название «Христианское богословие. XX век». Его цель – перевод и публикация серии трудов христианских ученых и богословов, которые значимы как с точки зрения вклада в современную христианскую мысль, так и с точки зрения той пользы, которые они могут принести нашему богословию и прежде всего богословскому образованию. Пока вышла — в прошлом году — только одна книга серии: первый том фундаментального 5-томного исследования американского православного ученого Ярослава Пеликана под названием «Христианская традиция. История развития вероучения». Этот том озаглавлен «Возникновение кафолической традиции (100-600)» . В печати второй том, целиком посвященный восточно-христианской традиции: «Дух восточного христианства» (600-1700)

http://sedmitza.ru/lib/text/429991/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОДЕРНИЗМ [Лат. modernus - современный], употребляющееся в полемическом ключе в религии обозначение богословских мнений, учений, обрядовых изменений, направленных на сближение с современностью, вносящих новизну в ортодоксальные вероучительные положения, в традиц. религ. представления и практики; в специальном историко-конфессиональном значении - движение в католицизме во 2-й пол. XIX - нач. XX в., направленное к обновлению богословской мысли и организационной структуры Римско-католической Церкви, к их соответствию научному, культурному и общественно-политическому контексту современности. В понимании модернистов они преследовали прежде всего апологетические цели. Понятие М. стало входить в употребление в Новое время. В полемических высказываниях М. Лютера модернистами назывались представители номиналистического течения в схоластике (via moderna). Так же именовали своих оппонентов сторонники протестант. ортодоксии в XVIII в. В католицизме В силу того что в католич. среде М. привел к внутреннему кризису, длительной полемике и открытому столкновению с церковной властью, вызвав обширную антимодернистскую реакцию (см. статьи Интегризм , Ультрамонтанство ), его чаще всего связывают по конфессиональному признаку именно с католичеством. После осуждающей офиц. реакции Ватикана термин «модернизм» стал фактически синонимом ереси, обозначающим стремление либерально и прогрессивно настроенных католиков к неприемлемому, по мнению руководства и консервативного крыла католической Церкви, примирению католицизма с совр. обществом и мировоззрениями, к диалогу и поиску точек соприкосновения с нецерковной культурой, с др. христ. конфессиями, сопряженному со злоупотреблениями в применении новых научных методов в богословской области, в первую очередь в исследованиях Свящ. Писания, истории Церкви и христ. догматов. Противодействие верховного учительства М. связано на первом этапе гл. обр. с понтификатом Римского папы Пия IX , в решающей фазе - папы Пия X . В энциклике «Quanta cura» от 8 дек. 1864 г. папа Пий IX, не употребляя самого термина «модернизм», осудил буржуазно-демократические и секулярные тенденции в развитии гос-в и обществ, постулирующие среди прочего принципы свободы совести и вероисповедания. В приложении к документу был составлен «Перечень главнейших заблуждений нашего времени» (Syllabus complectens praecipuos nostrae aetatis errores//ASS. 1867. Vol. 3. P. 168-176), в к-ром к сурово осуждаемым «язвам» отнесены пантеизм , рационализм , социализм, коммунизм, тайные и библейские об-ва, а также либерализм и либерально-демократические представления о морали и свободе совести, о христ. браке, гражданском обществе, церковном устройстве и праве (подробнее см. ст. «Syllabus errorum» ). В контексте противостояния модернистским тенденциям в католицизме следует рассматривать причины созыва и центральные решения Ватиканского I Собора .

http://pravenc.ru/text/2563914.html

—594— учебные заведения с целью ведения научной работы и повышения квалификации. Закрывая заседание Совета Московской духовной академии и семинарии, ректор архиепископ Верейский Евгений поблагодарил членов профессорско-преподавательской корпорации за активное участие в решении насущных вопросов жизни Московской духовной академии и семинарии и пожелал помощи Божией в наступающем 2003/2004 учебном году. 2. Особые труды преподавателей Академии и Семинарии Ректор Академии архиепископ Верейский Евгений состоял членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, работал в Координационном Совете по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии РПЦ, в Общественно-политическом экспертном Совете при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе, участвовал в подготовке к Дням славянской письменности и культуры и координировал их работу, в Международных рождественских образовательных чтениях, в работе Круглого стола «Православие и предпринимательство» в рамках программы «Христианство-2000». Заслуженный профессор К.Е. Скурат осуществлял сотрудничество с Синодальной Богословской комиссией, с научно-редакционным советом «Православной энциклопедии», писал для энциклопедии статьи, опубликовал учебное пособие по патрологии и монографию «Православные основы культуры в литературных памятниках Древней Руси», а также участвовал в Рождественских и Глинских чтениях. 30 декабря 2002 года Совет Минской духовной академии присвоил ему звание Почетного члена Академии. Проф. А.И. Осипов в отчетном году участвовал: в Калужских епархиальных Рождество-Богородичных образователь- —595— ных чтениях (г. Обнинск), в 12 собеседовании с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, где выступил с докладом «Оценка результатов диалога „Синаппи“ по богословской тематике. 19701999 годы», в 11 встрече смешанной православно-лютеранской комиссии по диалогу, в 4 Международной конференции «Качество жизни: критерии, оценки, отечественный и зарубежный опыт», в Педагогической конференции г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отсутствие грифа Издательского Совета на его книгах и дисках лишает многих верующих возможности познакомиться с тесным путем спасения в приложении к нашему времени, но в полном соответствии с православным вероучением. Будет ли пересмотрен вопрос о грифах Издательского Совета на его труды? Простите за дерзновение. P.S. С С.М. Масленниковым лично не знакома, но уверовала через его лекции «Кратко о пути ко спасению», и не сомневаюсь в богоугодном характере его деятельности. Татьяна Моллет — Дорогая Татьяна, Вы указали в своем письме ссылку на официальный сайт Московской Патриархии, где идет речь об отзыве грифа Издательского совета на книги Сергея Михайловича Масленникова. Чтобы лучше ознакомиться с этим вопросом, можно прочесть интервью руководителя секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки О.В. Костишака, в котором достаточно подробно обозначена проблематика, связанная как с сочинениями упоминаемого Вами автора, так и с самим автором. От себя скажу, что Издательский совет всегда готов сотрудничать с авторами, в чьих произведениях встречаются определенные недостатки богословского характера, но только при том условии, что авторы готовы к конструктивному диалогу. Этот диалог, конечно же, предполагает принятие во внимание всех замечаний Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке, в состав которой входят опытные и авторитетные священнослужители и ученые Русской Церкви, деятели церковного образования и науки. В свое время Издательским советом С.М. Масленникову было указано на недостатки, после исправления которых он смог бы повторно обратиться за получением церковного грифа. Но, к сожалению, с его стороны было лишь полное несогласие с замечаниями Издательского совета и упорное нежелание исправлять ошибки. Что касается признания С.М. Масленникова в качестве лауреата Всероссийской литературной премии им. св. кн. Александра Невского в номинации «Богословие для народа», следует иметь в виду то обстоятельство, что все это происходило до размещения информации о недопустимости распространения сочинений С.М. Масленникова на официальных церковных сайтах. Кроме того, вряд ли комиссия конкурса детально исследовала и анализировала все сочинения С.М. Масленникова на предмет соответствия их содержания церковному учению и традиции, тем более, что даже Издательский совет не сразу обнаружил всю духовную опасность его произведений, поскольку объем материалов просто огромен, и чтобы выявить ошибки, пришлось ознакомиться с большинством его произведений.

http://pravoslavie.ru/112918.html

Евгений Холодов Апологетическая мысль до IV столетия Скачать epub pdf Содержание Введение 1. Рождение христианской апологетики: причины и факторы 2. Христианская апологетика I-IV веков 3. Некоторые аспекты богословского и социально-политического учения апологетов. Заключение Список цитированных источников и литературы Источники Литература     План Введение. 1 . Рождение христианской апологетики: причины и факторы. – Апология как литературный жанр. – Условия возникновения христианской апологетики. – Христианство и римские законы о культах и религиях. – Отношение к христианам со стороны общества. – Вражда со стороны иудеев. 2 . Христианская апологетика веков: задачи и методы. – Задачи христианской апологетики. – Виды (жанры) христианских апологий. – Методы христианской апологетики. – Литературные особенности христианских апологий. – Отношение к языческой культуре у христианских апологетов. – Творчество Филона александрийского и его влияние на христианскую апологетику. – Влияние западной (греко-римской) литературной традиции на апологетическую письменность. 3 . Некоторые аспекты богословского и социально-политического учения апологетов. – Тринитарное богословие апологетов и тринитарное учение философов. – Учение о Логосе. – Учение апологетов о языческих богах и о происхождении языческого многобожия. – Христианское учение и благо государства: св. Мелитон Сардийский . – Святая Трапеза христиан: Евхаристия в описании св. Иустина. Заключение Список цитированных источников и литературы Введение Христианская апологетическая литература первых веков христианства содержит важнейшие сведения о религиозно-философской полемике первых веков между эллинами и иудеями, с одной стороны и христианскими авторами, – с другой. Именно деятельность апологетов, которые, «впервые в истории христианства заговорили на языке греко-римской цивилизации» 1 , вывела христианскую керигму на новый литературный и культурный уровень. Действительно, как пишет А.В. Вдовиченко, феномен апологии в истории христианства означал обретение «дара общепонятной речи, способности к внешнему диалогу и самовыражению». 2 Являясь по своей сути защитой, раннехристианская апологетика имела цель проложить путь к умам язычников, помогающий открыть их сердце к Благой Вести. Таким образом, апологеты преследовали двоякую цель: «отстоять христианство средствами литературной борьбы и одновременно огласить в истине своих явных или подразумеваемых адресатов», как заинтересованных собеседников, так и ярых противников. 3 Христианская апологетика дала толчок развитию христианской науке, в которой библейское начало, проектируясь на греческую культуру, выразилось в удобопонятной для эллинов языковой форме с одной лишь целью, – выразить спасительную Благую Весть родными для греков понятиями.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИАЛЕКТИКА [греч. διαλεκτικ (τχνη) - искусство беседы, от διαλϒομαι - спорить], философский и богословский термин, обозначающий на различных этапах его существования: 1) искусство спора в диалоге; 2) установление противоположностей и связи между ними; 3) способ поиска истинных умозаключений посредством рассуждений, опирающихся на закон противоречия и исключенного третьего; 4) учение о правильном разделении и соединении понятий; 5) метод познания и созерцания умопостигаемого бытия; 6) учение о вероятностных (диалектических) умозаключениях; 7) логику как общее учение о родо-видовых отношениях и категориях; 8) тип логики, основанием к-рой является принцип тождества и различия противоположностей; 9) учение о наиболее общих законах развития бытия; 10) ситуацию экзистенциальной связи человека с Богом. Д. определила одну из существенных традиций в истории европ. философской и богословской мысли. Обязанная происхождением древнегреч. диалогу и возникшая из споров философов о бытии, способах его познания и выражения в речи, Д. в своих многообразных проявлениях связывает между собой как родственные, так и противоположные по содержанию философские и богословские течения и школы и охватывает широкий круг разнообразных учений - от элейской школы в античности до диалектической теологии и герменевтики XX в. Многообразие форм диалектического мышления, использование термина «Д.» в качестве обозначения различных способов логической аргументации, метода познания бытия, характеристики самого бытия и опирающихся на принципы Д. отдельных направлений философской и богословской мысли делают весьма трудной проблему определения Д. и классификации ее основных типов. Очевидно, что складывающиеся на разных этапах истории философии способы понимания и конструирования Д., несмотря на их внутреннюю обоснованность, не могут быть распространены на всю историю Д. Так, ставшее почти традиц. деление Д. на субъективную и объективную, проведенное с редкой тщательностью и полнотой Г. В. Ф. Гегелем , неразрывно связано с новоевроп. концепцией сознания и не может быть перенесено на античную или совр. Д. без соответствующих коррективов и дополнений, принятие к-рых делает использование терминов «субъект» и «объект» лишенными их исконного смысла. Деление Д. на отрицательную и положительную в качестве познания предмета мысли посредством отрицаний или утверждений выражает скорее техническую и формальную сторону диалектического процесса мышления, нежели содержательную.

http://pravenc.ru/text/171919.html

Существенный урон успешному и прогрессировавшему развитию диалога нанесло появление у англиканской стороны практики рукоположения женщин в священный и епископский сан, чуждой традиции Церкви. Но, несмотря на возникшие трудности, снизившиеся уровень и церковное значение диалога, он должен быть продолжен с большим вниманием к раскрытию духовных основ православной традиции. Третье Предсоборное Всеправославное совещание в своем постановлении сочло «удовлетворительной работу, проделанную Смешанной богословской комиссией по диалогу между Православной Церковью и Церковью Англии, несмотря на проявленные англиканами тенденции к снижению значения этого диалога. Комиссией составлены общие тексты по темам триадологии и экклезиологии, а также жизни, богослужения и Предания Церкви. Вместе с тем совещание отмечает, что подписанное в Москве (1976) соглашение относительно изъятия Filioque из Символа веры еще не встретило широкого отклика в Англиканской Церкви. Точно так же, несмотря на состоявшиеся в Афинах (1978) и других местах обсуждения и заявления православных, выступивших против хиротонии женщин, некоторые Церкви англиканского сообщества продолжали совершать подобные хиротонии. Эти тенденции могут отрицательно сказаться на дальнейшем ходе диалога. Серьезную трудность для нормального ведения этого диалога представляют также нечеткие экклезиологические предпосылки англикан, которые лишают конкретности совместно подписываемые богословские тексты. Следует отметить и трудности, возникающие в результате различных крайних заявлений по вопросам веры отдельных руководящих деятелей англикан. Относительно тематики диалога совещание, в частности, рекомендует подчеркивать согласие, которое может иметь место по догматическим вопросам, разделяющим обе Церкви. Также можно было бы включить в тематику и вопросы духовности, пастырского попечения и служения нуждам современного мира». Диалог Русской Православной Церкви со старокатоликами Этот диалог также отличается богатой историей и богословской содержательностью, а также весьма серьезными результатами; отмеченными, в частности, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Вряд ли стоит много говорить о важности таких встреч – с философами, учеными-гуманитариями, деятелями культуры и искусства. Богословие сегодня призвано выполнять очень важную миссионерскую задачу: раскрывать богатство религиозной, церковной мысли миру светской культуры и науки. И подобные усилия часто находят живой отклик. Скажу по своему опыту: среди тех людей, с которыми мы общаемся в ходе подобных встреч, все больше православных верующих, нуждающихся в осмыслении и углублении своей веры и духовного опыта. В связи с общей темой настоящего заседания предлагаю включить в итоговый документ нашей рабочей группы пункт, в котором была бы подчеркнута необходимость развития диалога Церкви с наукой и культурой как одного из важнейших направлений православного свидетельства в современном мире. В такой диалог следует вовлекать новых участников – заинтересованных представителей как гуманитарных, так и естественных наук, деятелей культуры, искусства и образования. Со своей стороны Богословская комиссия намерена расширять круг партнеров по такому диалогу, включив в него различные академические институты и высшие учебные заведения. В процессе реализации находится еще один проект, осуществляемый Богословской комиссией совместно с Культурным центром " Духовная библиотека " в Москве. Это научно-издательский проект, получивший название " Христианское богословие. XX век " . Его цель – перевод и публикация серии трудов христианских ученых и богословов, которые значимы как с точки зрения вклада в современную христианскую мысль, так и с точки зрения той пользы, которые они могут принести нашему богословию и прежде всего богословскому образованию. Пока вышла – в прошлом году – только одна книга серии: первый том фундаментального 5-томного исследования американского православного ученого Ярослава Пеликана под названием " Христианская традиция. История развития вероучения " . Этот том озаглавлен " Возникновение кафолической традиции (100-600) " . В печати второй том, целиком посвященный восточно-христианской традиции: " Дух восточного христианства " (600-1700)

http://religare.ru/2_55550_1_21.html

Произошедшее в XX ст. развитие межхристианского диалога стимулировало более углубленное изучение богословской традиции Древних Восточных Церквей. Результаты современных догматических, патристических, литургических и иных исследований позволили пересмотреть традиционное отношение к ориентальному христианству, многие века пребывавшему вне общения с Вселенским Православием. Как выяснилось, существующее разделение между Поместными Православными Церквями и Древними Восточными Церквями базируется не столько на разности исповеданий, сколько на различии богословской терминологии и методологии, что обусловлено лингвистическими и ментальными особенностями восточных христиан 171 . Так, в общем заявлении Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Православными Церквями, принятом 23–28 сентября 1990 г., говорится: «Сегодня мы ясно поняли, что обе семьи (имеются в виду «семьи» Поместных Православных и Древних Восточных Церквей – прим. авт.) всегда верно придерживались одной и той же подлинной православной христологической веры и непрерывного продолжения апостольского предания, хотя и по-разному применяли христологические термины. Эта общая вера и постоянная верность апостольскому преданию должны стать основой нашего единства и общения. Обе Церкви согласны в том, что все разделяющие на сегодня анафемы и осуждения прошлого должны быть отменены, чтобы милостию и силой Божией было устранено последнее препятствие на пути к полному единству и общению между двумя нашими семьями Церквей» 172 . 5.5. Административно-каноническое отделение церковной области от кириархальной Церкви при сохранении церковного общения с другими Поместными Православными Церквями Церковной истории известны эпизоды возникновения разделений между Поместной Церковью и пребывающими в ее составе церковными областями (епархиями, митрополиями, экзархатами). В большинстве случаев разделения такого рода бывают обусловлены конфликтом нерелигиозных ценностей и/или конфликтом интересов, то есть противоречиями политического, национального или церковно-административного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010