Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Богословие отшельников и религиозная идеология Богословие отшельников и религиозная идеология О том, как анализ событий Византийской эпохи помогает разобраться в трудных вопросах современных церковной жизни. И наоборот! (Лекция иером. Серафима (Захарова)) Комментарии Всего комментариев: 5 2021/01/01, 14:40:11 Братья с Праздником Ильи Муромца Желаю духовных Побед во Славу Отечества. Благодарю за молитвы н п Архимандрит Амвросий Диденко достиг Царствия Небесного сказал Иеромонах Спиридон нам всем на 40день после проповеди. Поцелуйте пожалуйста стопы Матери Божьей Экономису за меня с родами идущими. Воин Тамара 2020/12/21, 11:04:23 Почему же Церковь превращается в " религиозно-нравственную " систему? В Систему - несомненно, но что же может быть в обмирщении религиозного и нравственного? Нравственность, а за тем и религия, религиозный институт, может основываться только на живом опыте святых. " Стяжании Святого Духа " словами преп. Серафима. Вне Духа не может быть нравственности, и тем более не может быть религии. Василий О. 2020/12/20, 16:04:09 Дорогие Отцы, Ваши богословские труды необходимые для спасения душ верующих православных христиан :«Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» (Ин.14 ). Помощи Вам Пресвятой Богородицы, всех святых Небесных сил. С наступающим Рождеством Христовым! Здоровья, благополучия Вам, крепости духовных и телесных сил, душевного спасения! Милости и щедрой всемерной помощи в спасительных трудах Господа Иисуса Христа, на многая и благая лета! С не достоинством, низким сердечным поклоном, благодарностью, прошением молитвы Нина. 2020/12/19, 12:55:55 Очень поучительно и познавательно. Спаси Господь! Константин4791 2020/12/19, 07:05:53 Благодарю за ваши публикации! Спаси Господи!!! Надежда Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=384&iid=3171

Патриаршее поздравление с престольным праздником Санкт-Петербургских духовных школ 9 октября 2008 г. 12:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира , преподавателей и учащихся Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии с престольным праздником духовных школ. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, профессорско-преподавательской корпорации, сотрудникам и студентам СПБДАиС Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую Вас в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — престольный праздник Петербургских духовных школ. Апостол Иоанн Богослов, именуемый в православной традиции апостолом любви, был самовидцем и служителем воплощенного Спасителя мира и явил людям таинственное ведение судеб Божиих через приобщение к неизреченной Премудрости Бога-Слова. Посему и ныне все, кто трудится на ниве богословского образования, неизменно ощущают благодатную помощь, ниспосылаемую от Господа Вседержителя по молитвам его возлюбленного ученика и наперсника Его на Тайной Вечери. Богообщение, которое мы достигаем в молитве и участии в Таинствах церковных, во все времена является главным средоточием жизни каждого истинного последователя Христова. Посему призываю всех вас, дорогие мои, быть ревностными молитвенниками, стремясь предстоять престолу Божию с кротостью и благоговением, дабы исполнились слова апостола языков, говорящего: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Петербургские Духовные школы традиционно отличались высоким уровнем духовного образования и богословским дерзновением, свойственным христианам, прочно укорененным в святоотеческой традиции богомыслия и не боящимся отвечать на самые сложные вопросы современности. Желаю вам, Высокопреосвященнейший владыка митрополит, досточтимые отцы, уважаемые преподаватели, дорогие воспитанники и студенты, неоскудевающей помощи Божией в трудах на ниве духовного просвещения. «Да укрепит Вас Господь и Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа (2 Фес. 1:11-12)». +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/471232.htm...

Позвольте мне, Monseigneur, привести здесь несколько личных фактов; быть может они послужат к тому, чтобы несколько смягчить строгость вашего суждения. Моя деятельность в качестве профессора богословия продолжалась 47 лет, с 1823 по 1871 год. В течение этого долгого времени я преподавал противоположное тому, что определено Пием IX в 1870 году. Весь свет знал или мог знать, чему я веровал и учил по этому вопросу; различные апостолические нунции, здесь один за другим следовавшие, не могли этого не знать. Они обращались со мною благосклонно и ни они, никакой либо немецкий или французский, или английский епископ никогда не сказали ни одного слова и не сделали никакого намёка, из которых бы я мог узнать, что они недовольны моим преподаванием. Я учил тому, чему научился от моих учителей, что для меня подтвердилось моими исследованиями и что я находил в исторических и богословских трудах, которые считал наиболее основательными, именно: что непогрешимость папы есть мнение, очень поздно выдуманное, но теперь терпимое в церкви; приписывать же его всему католическому миру было бы, как выразился один очень распространенный английский катехизис, протестантскою клеветою. Я знаю от множества неопровержимых свидетелей, из признаний, проскользнувших у них, что ватиканский собор не был свободен, что на нем прибегали к угрозам, запугиваниям, обольщениям. Я знаю это от епископов, которых письма сохраняю, или которые мне устно сознавались в этом. Тот же самый мюнхенский архиепископ, который отлучил меня, приходил ко мне на другой день по возвращении из Рима и рассказал мне подробности, не оставившие во мне никакого сомнения. Правда, все эти прелаты покорились, все в свое оправдание говорили: «мы не хотим делать раскол» (схизму). И я не хочу быть членом схизматической общины; я изолирован. Убежденный, что изданный против меня приговор несправедлив и напрасен, я продолжаю считать себя членом великой католической церкви, и сама церковь устами святых отцов говорит мне, что такое отлучение не может вредить моей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Почему мы не понимаем Бога? Бог, дай нам здоровья, хлеба, рыбы и зрелищ. А что такого? Жалко, что ли? 30 июля, 2017 Бог, дай нам здоровья, хлеба, рыбы и зрелищ. А что такого? Жалко, что ли? Священник Константин Камышанов о сегодняшнем евангельском чтении о чуде насыщения народа пятью хлебами. Священник Константин Камышанов Второй раз мы встречаем в Евангелии слово «жалость». И ни разу оно нам не попадается в молитвах, богословских трудах и евангельской этике. Но ведь написано черным по белому, нарочно обращено внимание на жалость. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Что же вместо жалости мы встречаем в молитвах? «Милость». Милость сильно отличается от жалости. Слово «милость» более спокойное. Слово «жалость» более драматичное. Жалость – одна из форм чувства дискомфорта, часто приобретающая вид снисходительного сострадания. Печальное чувство, сожаление, грусть. Милость – доброе, великодушное отношение. Благосклонность, доверие, расположение к низшему лицу со стороны вышестоящего лица. В данном случае Христос проявил жалость к внешним людям, а милость к ученикам. Христу просто стало жалко людей, которых Он учил и которые вместо благодати и силы смогли воспринять медицинскую помощь, рыбу и хлеб: И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. Народу было по приблизительным подсчетам около двенадцати тысяч человек. Из них никто не последовал за Христом. Из них никто не стал Его учеником. Из них никто не воспринял Его слов. И Христу стало их жалко. Господу жалко всех. Но Бог не может насильно сделать человека подобным Ему. Господь не может насильно затащить людей в Рай и сделать их святыми. Через все Евангелие проходят красной нитью слова и предупреждение Христа о том, что спасутся не все, а только «малое стадо». Только те, кто родился от Духа. Только те, кто преобразился во Христе.

http://pravmir.ru/pochemu-myi-ne-ponimae...

Поэты и мыслители всех времен и народов широко использовали эти образы в своих литературных произведениях, в философских и богословских трудах, составляющих драгоценную сокровищницу человеческой мысли. Также и в своей повседневной жизни люди часто используют художественные аллегории, данные природой суши. Например, про человека эгоистичного, неуживчивого, говорят тяжелый характер. Про человека необидчивого и миролюбивого скажут - у него легкий характер. Про человека жестокого и безжалостного скажут, - у него каменное сердце. Про упорного и стойкого скажут - как скала, а о добром и миролюбивом говорят, мягкий сердцем. Про человека надежного и верного говорят, его слово как алмаз. Человеческое сердце может быть горячим, взгляд бывает холодным, тяжелым, и даже свинцовым, слова теплыми или колкими и т.д. Можно привести бесчисленное множество примеров художественных аллегорий в человеческом языке, связанных с сушей - они встречаются на каждом шагу. Но мы привыкли к ним и не замечаем, какую важную роль в человеческом мышлении и общении имеют образы земной поверхности и составляющих ее веществ. О третьем дне творения Часть 2 «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий». Третий день творения венчается созданием «зелени», то есть первой формы жизни на земле - растительного мира, покрывшего землю ковром трав и цветов, зарослями кустов и деревьев. Удивительным образом земная почва, состоящая из различных простых веществ, одухотворяется Богом и производит из хаоса химических элементов многоцветное множество прекрасного вида растений, являющих собою образ красоты и порядка. Земная растительность явилась как великое чудо преображения вещественного хаоса в высокоорганизованную структуру, действующую и самостоятельную, которая сама себя выстраивает, хранит и питает, проникая корнями в почву. По слову Творца, растения явились из земли способными «сеять семя» и «приносить плоды, в которых семя по роду и по подобию» . Зелень сотворена не только для красоты, она еще приготовлена в пищу будущим новым живым творениям - животным и человеку, поэтому она должна иметь способность восполнять свою убыль.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/22/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Апостол Петр Ученики: апостол Петр 9 мин., 12.07.2014 В местечке Кесария, откуда берет свой исток Иордан, на песке лежит бетонный конус. Если взяться за специальную ручку и со всей силой надавить, он начинает медленно катиться и оставляет на песке оттиск, на разных языках повторяя одну и ту же фразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Эти слова от лица всех апостолов произнес на этом месте апостол Петр. Это были дерзновенные слова. О Христе говорили разное. Большинство склонялось к тому, что Он — один из пророков. Но Петр называет Иисуса Его подлинным Именем. Ты — Тот Самый долгожданный Помазанник Божий, Которого ждал мир, Ты — Сын Божий. На этом утверждении строится все христианская вера и это — самая важная формула христианства. В ответ на слова ученика Иисус отвечает: Блажен ты, Симон… Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16:18—19). Уже только об этом обещании, данном Петру и в его лице — всем апостолам, можно написать целую богословскую книгу, уж очень важны эти слова. Несомненно, что апостолы выделяли Петра как старшего. Очень часто мы слышим вопросы, заданные Иисусу Петром. Тут важно помнить, что Петр во многих случаях действует не от своего лица, а как старший, по поручению всех остальных апостолов. Так же и обещания, данные Христом Петру, не означают, что они касаются только Петра, но — обращены ко всем апостолам. Обратим внимание на очень важные слова: Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах… Каким он был, этот Первоверховный апостол? Симон (прежнее имя Петра) был зрелым человеком, рыбаком. В Капернауме у него был дом, в котором жили жена и другие родственники. Впоследствии жена Петра станет его спутницей в миссионерских трудах.

http://foma.ru/ucheniki-apostol-petr.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему рядом с евангелистом Иоанном изображают орла? 1 мин., 21.10.2021 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4:1–8). Это отрывок из Апокалипсиса, одной из самых таинственных книг Библии. Записал это видение святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, любимый ученик Христа. На этих строчках и основывается наше представление о тетраморфе — ангельском существе о четырех лицах. В христианском богословии каждое из этих лиц связывается с одним из четырех евангелистов. Матфей (ангел) рассказывает о Христе-человеке, Его земном воплощении; Марк (лев) — о царском достоинстве Спасителя; Лука (телец) — о священническом, жертвенном служении Мессии; Иоанн (орел) — о Боге Святом Духе, Утешителе, Который пришел после Вознесения и пребывает с нами до сегодняшнего дня. Такое определение в русской церковной традиции закрепил Большой Московский Собор 1666 года. Оно основано на богословских трудах святого Иеронима Стридонского, но как на Западе, так и на Востоке такое толкование было не единственным. К примеру, старообрядцы придерживаются системы другого западного отца, святого Иринея Лионского. Так что не удивляйтесь, если увидите, что на иконе Иоанна Богослова за его плечом будет изображен не орел, а лев! Кстати, в октябре дни памяти двух из четырех апостолов-евангелистов: Луки (31) и Иоанна (9). Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-rjadom-s-evangeli...

Современные папирологисты обнаружили подобные libelli. Их содержание демонстрирует всю сложность религиозного компромисса для христианской совести: «Я всегда и беспрестанно приносил жертвы богам, и ныне в присутствии вашем в соответствии с буквой указа совершил возлияние, и принес жертву и отведал часть от жертвенного (животного), что прошу вас ныне засвидетельствовать». Бриан Сток прослеживает историю влияния исповеди Августина, включая Петрарку, Монтеня, Паскаля – и вплоть до Руссо. Цит. по переводу М.Е. Сергеенко, который впервые был опубликован в «Богословских трудах» в  1978  году. Считается классическим современным переводом. Исповедь начинается со смиренного признания Патриком своей крайней неучености и грешности : « Я Патрик, грешник, человек весьма неученый, последний среди всех верных, совершенно презираемый многими» (Исповедь, § 1). За основу взята история выхода евреев из египетского плена. По повелению Моисея, евреи вынесли из Египта в качестве трофея, различные ценности: «И когда пойдете (из Египта), то пойдёте не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущих в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сынов ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» (Исх.3:21). « Моим отцом был Кальпурний, диакон, сын священника Потита, из поселения Бонавем Табернийский» (Исповедь, § 1). « М ы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о спасении» (Ibid). Исследование Элизабет Маклуан посвящено вопросу самоотождествления Патрика с апостолом Павлом. Питер Дронки, исследователь стиля святого Патрика, практически убежден в том, что Патрика читал Киприана Карфагенского. В своей книге «Круг чтения святого Патрика» он пишет: «Что касается того, знал Патрик некоторые из писаний Киприана, в этом, я думаю, мы можем быть уверены». См.: Dronke , Peter. « St.   Patrick " s reading», Cambridge Medieval Celtic Studies, vol. 1. 1981. P. 26. Комментарии ( 2): Татьяна, Смоленск

http://bogoslov.ru/article/5541777

СП:Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. ПЕК: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим. И не введи нас во искушение. Но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Как видим, переводы не соответствуют основному греческому тексту по изданию NA. Этот факт, а также множество разночтений рождают вопрос о происхождении Молитвы Господней. Этот вопрос рассматривался еп. Кассианом в нескольких его трудах , которые проливают свет на избрание того или иного чтения при переводе Молитвы Господней в Новом Завете. Сам еп. Кассиан констатирует факт отсутствия цельного научного мнения о Молитве Господней: «С некоторого времени вопрос о Молитве Господней стал в центре моих новозаветных изысканий. Мне кажется все более и более несомненным, что богословская наука еще не сказала о ней своего последнего слова, и что это слово, если оно будет сказано, может дать ответ и на другие вопросы новозаветной истории и экзегетики. Я далек от притязания сказать это последнее слово, но какие-то новые перспективы открываются передо мной, и направление богословского исследования мне представляется довольно ясным» . Тем не менее, в своем анализе еп. Кассиан опирается на предшествующие ему достижения текстологии. Например, он обращается к трудам Ломаера, который открыл литературно-поэтический принцип хиазма. Этот принцип еп. Кассиан усматривает и в Молитве Господней. Сегодня хиазм, как вид параллелизма, является одним из основных методов исследования Библии. Перейдем к изложению анализа еп. Кассиана. «Отче наш» (Молитву Господню) мы встречаем в кратком (у Лк.) и распространенном (у Мф.) виде.

http://bogoslov.ru/article/3322470

Теперь проверим такое значение этой истины чрез Ветхий и Новый Завет и жизнь св. Церкви. Господь называл Св. Духа Утешителем в смысле источника нравственного самоудовлетворения страдальцев. Такое понятие не чуждо было свящ. книгам Ветхого Завета, согласно которым располагались нравственныя понятия Его слушателей и из которых почерпались все вообще богословския определения четвертого евангелия 1 , напр., слово, жизнь, путь, истина, благодать, свет и пр. Имеется ли в В. Завете понятие утешение, утешитель, в смысле нравственного удовлетворения? Имеется и именно в совершенно тожественной связи идей, как и в Прощальной речи Спасителя. «Видел я, говорит Экклезиаст, всякия угнетения, какия делают под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет. И блажил я мертвых, которые давно умерли» (IV, 1. 2). Ужасны, по слову Экклезиаста, не столько самыя страдания, сколько отсутствие при них утешения, осмысления их. Слово утешитель обозначается в греч. Библии тем выражением, как и утешитель Нового Завета, параклит (παρκλητος, παρακαλν), еврейским менахем, от глагола нахам. Глагол этот именно обозначает удовлетворение, напр. в словах Господних у пр. Исаии: «о, Я удовлетворю Себя над противниками Моими» (I, 24). От этого же глагола произведено название Ноя, этого преимущественного носителя благодати и праведности ( Быm. VI, 8 ) во время допотопное и обличителя греховного мира. Когда он родился, то отец его «нарек имя ему: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Бог» ( Быm. V, 29 ). Равно и в прочих местах В. Завета, где встречается это слово, оно обозначает примирение со страданиями, внутреннее удовлетворение, т. е. или успокоение добрых, или обличение злых. Поэтому и Нафана-обличителя называют евреи менахем. Такого-то Утешителя скорбящих ожидал Экклезиаст и, не находя его, признал всякое доброе начинание человека безсильным и безплодным, так как кривое не может сделаться прямым (I, 15), а всякий труд и всякий успех производит только зависть (IV, 4), и на земле одна участь бывает и праведному, и нечестивому, доброму и злому (IX, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010