В то же время всегда актуальным остается предупреждение Господне: " Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас " (Мф. 7:6). Это заповедь рассмотрительного отношения к проповеди, чтобы она не оказалась раздражающим вызовом для неподготовленных и духовно неспособных к ее восприятию. Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея и в его лице каждого христианина: " От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины " (2 Тим. 2:23-25). 2. Краткий очерк истории апологетики Для более удобного рассмотрения историю апологетики обычно разделяют на периоды. Поскольку строго установленной периодизации не существует, в данном обзоре предлагается следующее деление: Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов Необходимость защиты своей веры имела место и до появления христианства. В иудейской среде это нашло, например, отражение в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др. Христианские писатели были не только знакомы с методами, аргументами и идеями иудейской апологетики, но и использовали их Первые христианские апологетические элементы встречаются уже во многих местах Евангелий, Деяний и посланий апостольских, особенно у апостола Павла. Апостол Петр призывает каждого христианина быть готовым дать ответ всякому, требующему отчета о его христианской надежде (1Пет. 3:15). В первые века христианства появляется и особый жанр богословско-полемических сочинений - апологии. Раннехристианские апологии имеют два адресата: иудейство и язычество, по разным причинам противостоящие христианству. " Мы проповедуем Христа распятого, - пишет ап. Павел, - для иудеев соблазн, а для эллинов безумие " (1 Кор. 1:23). Защита от тех и других имела свою ярко выраженную специфику. Если с иудеями дискуссия шла, главным образом, о мессианском достоинстве Иисуса Христа, Его Божественности, то с язычниками - о единстве Божества, уникальности Богоявления во Христе, лживости различного рода обвинений против христиан и несправедливости гонений на них. Как писал В. Болотов, эти апологии были одной " из форм обращения к общественному мнению " . Они, " хотя и медленно, но верно достигали своей цели: они знакомили общество с христианством и разрушали предрассудки и предубеждения против христиан " Что особенно обращает на себя внимание в апологиях древнего периода - это их духовная сила, засвидетельствованная исповедничеством и мученической кровью многих самих писателей и их учеников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

В то же время всегда актуальным остается предупреждение Господне: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7, 6 ). Это – заповедь рассудительного отношения к проповеди , чтобы она не оказалась раздражающим вызовом для неподготовленных и духовно неспособных к ее восприятию. Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея и в его лице каждого христианина: От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины ( 2Тим. 2, 23–25 ). § 2. Краткий очерк истории Апологетики Для более удобного рассмотрения историю Апологетики обычно разделяют на периоды. Поскольку строго установленной периодизации не существует, в данном обзоре предлагается следующее деление: 1 . Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов (II – VII вв.) 2 . Средневековье и эпоха Возрождения (VIII –XV вв.) 3 . Новое время (XVI-XIX вв.) 4 . ХХ век 5 . История русской апологетики. Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов Необходимость защиты своей веры имела место и до появления христианства. В иудейской среде это нашло, например, отражение в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др. Христианские писатели были не только знакомы с методами, аргументами и идеями иудейской апологетики, но и использовали их 7 . Первые христианские апологетические элементы встречаются уже во многих местах Евангелий, Деяний и посланий апостольских, особенно у апостола Павла. Апостол Петр призывает каждого христианина быть готовым дать ответ всякому, требующему отчета о его христианской надежде ( 1Пет. 3:15 ). В первые века христианства появляется и особый жанр богословско-полемических сочинений – апологии. Раннехристианские апологии имеют два адресата: иудейство и язычество, по разным причинам противостоящие христианству. «Мы проповедуем Христа распятого, – пишет апостол Павел, – для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» ( 1Кор. 1:23 ). Защита от тех и других имела свою ярко выраженную специфику. Если с иудеями дискуссия шла, главным образом, о мессианском достоинстве Иисуса Христа, Его Божественности, то с язычниками – о единстве Божества, уникальности Богоявления во Христе, лживости различного рода обвинений против христиан и несправедливости гонений на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Во-первых, это сравнение будет развито самим ап. Павлом (ср. Рим. 5, 12–19 ). Во-вторых, эта тема будет по достоинству оценена и с особенной любовью подхвачена и развита в христианской православной гимнографии, касающейся праздника Пасхи Воскресения Христова: Nлo1miю и3снувъ, я4kw ме1ртвъ, цр7ю2 и3 гдси, тридне1венъ воскре1слъ е3си2, а3да1ма воздви1глъ t тли2, и3 и3праздни1въ сме1рть, па1сха hemлe1hiz, мjpa cnace1hie (Екзапостиларий Пасхи). На этом можно завершить краткий разбор некоторых представляющихся наиболее важными идей 1 Кор. Как видим, 1 Кор., даже в большей степени, чем 1 и 2 Фес., ценное во многом в силу своей репутации самых ранних новозаветных писаний, дает повод величать ап. Павла творцом христианского богословия как вероучения, основанного на горячей вере, на большой богословской подкованности, на понимании главной сути Благой вести и на готовности ответить на самые неожиданные и животрепещущие вопросы современников («совопросников века сего»). 4. Основные важные темы 2 Кор. Апостольское служение в страданиях 2 Кор. содержит много автобиографичных свидетельств об особенностях апостольства Павла. Он вынужден оправдывать свои апостольские полномочия в ответ на подозрения и обвинения со стороны тех, кто считает его интерпретацию Евангелия недопустимой, «слишком вольной» по сравнению с «незыблемыми» ценностями иудейского закона, а потому и его апостольство самозванным и неавторитетным. Поэтому 2 Кор. столь же биографично, как и Гал., написанное, как мы увидим, тоже в том числе и как оправдание правомочности и истинности собственного апостольства: 22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. 23 Христовы служители? в безумии говорю: я больше... ( 2Кор. 11:22–23 ) Коснемся 2 Кор. лишь очень кратко и отметим один примечательный аспект апостольской апологетики во 2 Кор. В качестве признака подлинности своего апостольства Павел указывает на собственные немощи, слабости и страдания: 23 ... Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. 24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; 25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; 26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, 27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор. 11, 23–27 ; ср. 4, 7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы с вами продолжим наши беседы о Десяти заповедях. Вы помните, в прошлый раз мы говорили о первых трех заповедях: «Я есть Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов; не сотвори себе кумира; не поминай имени Божьего всуе». Сегодня мы поговорим о четвертой заповеди, последней из тех, которые говорят об отношениях между человеком и Богом. Эта заповедь — «Помни день субботний, чтобы свято хранить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а седьмой день суббота — Господу Богу твоему». Заповедь о субботе, о субботнем покое имеет богословское обоснование в рассказе о сотворении мира, который мы читаем в первой и второй главах Книги Бытия, потому что в шесть дней Бог сотворил мир, а в день седьмой Бог почил от всех дел своих. Он как бы предоставил миру продолжать развиваться под согревающим действием Его Духа. Бог как бы инкогнито присутствует в мире, подобно тому, как человек сейчас не видит явно присутствия Божия. Хотя для верующего ока, конечно, любое творение есть свидетельство Его присутствия в мире, потому что творение говорит нам о Творце. И вот именно в память об этом покое, который Бог принимает после шести дней творения, Израилю дается заповедь: «Помни день субботний, чтобы свято хранить его». И в этот день не совершается никакой работы, этот день посвящается Богу, посвящается молитве, посвящается воспоминанию о делах Божиих, чтобы человек смог отдохнуть. И в самом деле, и другие места Ветхого Завета, Пятикнижия, говорят о том, что в этот день должен отдохнуть и ты, и раб твой, и рабыня твоя, и осел твой, и вол твой, и все, кто в доме твоем, должны в этот день иметь отдых — не просто отдых от работы, но и воспоминание о Господе Боге — нашем Творце. Это, конечно, гуманное установление и очень важное. Важное не только потому, что оно дается от Бога, но потому, что оно регламентирует весь ритм человеческой жизни. Собственно говоря, ведь отсюда мы имеем семь дней недели — тот календарь, по которому живет весь наш цивилизованный мир и мы с вами. Эта заповедь ориентирует человека на то, чтобы он не только надеялся на свое трудолюбие, а чтобы он как бы жертвовал часть своего времени для Бога, чтобы он жил с надеждой, что то, что он не доработает в седьмой день — день субботний, это воздастся ему в трудах его в последующие дни. Чтобы он тем самым доверял Богу, что Бог его не оставит, и чтобы он имел вот это определенное, как бы выделенное Богом время, для того, чтобы иметь время молитвы, размышления о Боге, общения с близкими на эти же темы.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

Если очень хороша научная система богослова, но плоха его жизнь, едва ли такой человек может быть назван богословом. Апостол Павел может быть предметом научного обследования с двух сторон: можно изучать его христианское мировоззрение и можно изучать его жизнь; можно комментировать его послания и можно писать историю его благовестнических трудов. Не берусь решать вопроса: что полезнее иметь для нашей богословской науки: первое или второе. На основании того небольшого знакомства с литературой предмета и с его содержанием, какое приобрел я, скажу только, что жизнь Апостола Павла – это широчайший, глубочайший и благотворнейший предмет для научного исследования. Летопись жития этого великого Апостола, который в молодости был отчаянным хулителем Христовой веры, который жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде своем, будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий 10 , а впоследствии исповедывал: для меня жизнь – Христос и смерть приобретение 11 и говорил: я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа 12 , который всем был вся, все переносил ради Господа Иисуса – жизнь этого святого человека – неиссякаемый источник назидания. Замечательно, что почти во всех своих посланиях Апостол Павел делает ссылки на свой жизненный опыт, выставляя его в пример. Вся речь к Ефесским предстоятелям построена на том, что он призывает их помнить его пастырскую деятельность и следовать ей. Подобное же значение имеют подробные перечисления Апостола многочисленных, перенесенных им страданий за благовестие: я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. 13 . Слова Апостола: подражайте мне как я Христу, которые он любил употреблять весьма часто 14 , должны быть понимаемы нами так: смотрите на мою жизнь и деятельность, которая есть воплощение Христова закона, и подражайте моей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Еще одним серьезным вызовом Церкви является проникновение в ее ограду духа мира сего, ведущее к внутренним разделениям, и, соответственно, ослаблению ее свидетельства миру. В третьем тысячелетии по Рождестве Христовом к нам вновь обращен вопрос апостола Павла: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:13) — и его же вдохновенный призыв к единению «в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Тот же апостол говорит о разномыслиях, которым надлежит быть между нами (1 Кор. 11:19). Несовпадения мнений по вопросам, не связанным с православным вероучением, действительно имеют место в межцерковных отношениях. Однако при наличии взаимной любви и они могут побудить нас к более глубокому осознанию и переживанию церковного единства. От лица многонациональной Русской Православной Церкви, Церкви, прошедшей в ХХ столетии тернистым путем мученичества и исповедничества, призываем наших православных братьев во всем мире делать все для предотвращения разделений, «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Доброй поддержкой тому является наше литургическое общение, а также общение в молитвах и трудах на ниве богословских исследований, подобное нынешнему всеправославному форуму. От души молитвенно желаем его участникам благословенных успехов и помощи Божией, дабы вашими трудами прославлялось на земле имя Христово, к чему вдохновенно призывает нас святой апостол Павел: «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Я сердечно благодарю за доклад, который сделан Его Святейшеством. Он ввел нас в обсуждение и богословское осмысление того наследия, которое оставил нам святой апостол Павел. И я убежден, что симпозиум, посвященный жизни, учению, подвигу святого апостола Павла, даст нам много для того, чтобы нам в нашем служении подражать его примеру. Спасибо за внимание.   http://www.patriarchia.ru/db/text/473108.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Житие преп. Анастасия свидетельствует, что он не только писал аскетические творения, но и в жизни воплотил наставления своего духовного отца – преп. Иоанна Лествичника. Так, во время богословских диспутов с еретиками он «беседами с ними частными и прениями действовал на них и, присоединяя к проповеди чудотворения (однажды во время засухи молитвами своими испросил спасительный дождь), он многих из еретиков обратил в православие» . Итак, и в жизни, и в своих трудах преп. Анастасий Синаит сочетал две стороны совершенного христианина, о которых сам же и говорит в своем произведении «Вопросы и ответы» (вопросы 1-3). Для того чтобы быть истинным и совершенным христианином, недостаточно иметь правую веру и дела благочестия. Наш ум с помощью этих добродетелей обустраивает душу: «верой и добрыми делами созидается умом нашим дом души нашей». Но если в этом доме души живет гордость, то Христу там нет места. А только тот христианин является совершенным, в котором поселился Христос, согласно обетованию: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). А в «Путеводителе» преп. Анастасий объясняет своим читателям, что ни знание Священного Писания и творений Святых Отцов, ни владение философско-богословским аппаратом, ни выдающиеся полемические способности нисколько не помогут им в борьбе с еретиками, если Святой Дух не пребывает в них как путеводитель .  Итак, вера вместе с богословскими изысканиями и добрые дела, согласно святому отцу, направляются в человеке Одним и Тем же Святым Духом. Эти  добродетели не есть лишь две разные стороны жизни христианина, тем более они не противостоят друг другу. Они содействуют друг другу, они вместе служат тому, чтобы в душе христианина поселился Христос. Соединяясь же со Христом, чему служат и аскетические подвиги, христианин познает Его, познает Бога. С другой стороны, добрые дела и аскетические подвиги в сочетании с внимательной духовной жизнью – это богатый опыт самопознания. В труде «Три слова об устроении человека по образу и подобию Божию», где преп. Анастасий сформулировал свое антропологическое учение, он как раз и рассуждает о взаимосвязи самопознания и богопознания.

http://pravoslavie.ru/42876.html

И в наше время эти слова подтверждаются. Приход Спасо-Преображенского монастыря молод в буквальном смысле. Люди среднего возраста и молодежь приезжают сюда не только на службы, но для того, чтобы помочь немногочисленной братии в трудах по благоустройству. Вечернее богослужение довольно продолжительное, около трех часов, поэтому, помолившись на службе, можно пойти потрудиться на послушании и затем снова вернуться в храм. Цельность и простота монашеского образа жизни таинственным образом влечет людей,- так начинается новая история саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Преображение Господне Праздник Преображения Господня, расположившийся в календаре посреди Успенского поста, как яркий маяк указывает христианам направление к Богу, к возможно большему («якоже можаху», см. тропарь праздника) сближению человека с Господом. Воссоединение твари со своим Творцом, созданного и любимого Богом человека со своим Создателем, во всей полноте совершилось в Боговоплощении. Иисус Христос преобразившись на Фаворской горе, накануне Своих страданий, смерти и Воскресения, приоткрыл ближайшим ученикам тайну будущего века, ту цель, ради которой «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Цель эта - скиния (совместное пребывание) Бога с человеками, Небесный Иерусалим, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (см. Апок. 21). Этот праздник имеет много богословских смыслов, но едва ли не самый главный из них - это наше личностное участие в Преображении, открывшаяся для нас возможность обОжение нашей человеческой природы. Что мы видим во Христе, и чуть позднее еще ближе для нас раскроется в Успении Пресвятой Богородицы, сможем ли мы, имея ту же человеческую природу, увидеть свет Преображения как залог всеобщего Воскресения? Фаворский свет сияет нам в этот праздник с особой силой, проникая как свет далекого маяка сквозь толщу греховного тумана. Церковь в праздник Преображения призывает в своем богослужении идти на этот свет: «Востаните ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения» (см. кондак службы Преображения).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Мы часто вспоминаем предателя Иуду и забываем о тех учениках, которые после проповеди Христа в Капернаумской синагоге возмутились и «уже не ходили с Ним» ( Ин.6:66 ). «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос» ( Ин.6:67–69 ). Жизнь Иисуса из Назарета протекала между Вифлеемской пещерой — загоном для скота — и Голгофским холмом. Она была бедной и бесприютной, наполненной трудом проповедника, странника, целителя болезней телесных, душевных и духовных, — странника, Который говорил о Себе: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ; Лк.9:58 ). Он проповедовал и днем и ночью, страха ради иудейского ; так к Нему приходил для бесед один из начальников иудейских, Никодим. Удивительным, глубочайшим богословским содержанием была наполнена эта ночная беседа. По ночам к Нему, вероятно, приходил и Иосиф Аримафейский и другие потаенные ученики Господа, имена которых история не сохранила. Перечитывая перед Великим Четвергом Евангелия, следует осознать этот труд Господа. Это поможет глубже проникнуться пониманием искупающей наши грехи Голгофской жертвы. Для нашего спасения и назидания трудились Апостолы, святые отцы Церкви, преподобные подвижники благочестия. В их трудах дается разъяснение Священного Писания, из поколения в поколение передается опыт духовной жизни, духовного делания. Чтобы воспользоваться этим богатством духовным, чтобы человек оказался в состоянии стать искупленным кровью Христа, ему необходим труд для восприятия этих даров, ему нужно усилие воли. К нам всем обращены слова: Царство Небесное трудом берется, и употребляющие усилие достигают Его . В Сионской горнице во время Тайной Вечери Христос молился: «Отче!.. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» ( Ин.17:1,4 ). А теперь, дорогие братья и сестры, дело за нами! Нужен наш труд, нужны наши усилия в творении Его заповедей. На этом пути с нами будет Его помощь, помощь Пресвятой Девы, усыновившей весь род человеческий в лице апостола Иоанна Богослова, будет помощь наших святых небесных покровителей. Но без наших, хотя бы слабых, усилий, без нашего желания они к нам на помощь не придут, уважая свободу нашей воли.

http://azbyka.ru/propovedi/polnota-zhizn...

Не случайно ведь и главная истина евангельского Благовестия выражена так, что гласит нам о соединении человеческой плоти с божественной природой в Ипостаси Сына Божьего: «Слово стало плотию ( λγος σρξ γνετο), и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин 1. 14 ). В отраженной в этих словах тайне Боговоплощения мы находим недоступное античной и языческой культуре и философии учение о теснейшем соединении высочайшего божественного Духа и земной материи человеческого тела. Само пришествие Сына Божия во плоти оценивается евангелистом как исполнение пророчества Исаии о спасении всякой плоти ( Лк 3. 6 ; Ис 40. 5 ) 297 . Воплощенный Сын Божий засвидетельствовал о Своей плоти, что она есть «истинная пища» ( Ин 6. 55 ) и «хлеб жизни», вкушение которого дарует воскресение и вечную жизнь ( Ин 6. 51; 6. 54 ) 298 . Воскресший Христос имеет человеческое тело с плотью и костями ( Лк 24. 39 ) 299 . А в Посланиях к Колоссянам и Ефесянам апостол Павел учит о примирении «бывших некогда отчужденными и врагами» с Богом Отцом через страдания Христа в «теле плоти Его» (ν τ σματι τς σαρκς ατο, Кол 1. 21–22 ); об упразднении вражды в плоти Его (ν τ σαρκ ατο, Еф 2. 14 ). Причем эта богословская тема связана здесь с учением об обновленном человеке (καινν νθρωπον). В книге Деяний Апостольских мы находим слова святого апостола Петра, где он свидетельствует об исполнении ветхозаветных пророчеств: пророка Иоиля об обновлении материальной природы человека («излию от Духа Моего на всякую плоть», Иол 2. 28; Деян 2. 17 ) и псалмопевца Давида о воскресении Христа по плоти («плоть моя успокоится в уповании», Деян 2. 26 ; Пс 15. 9 ). В Посланиях св. апостола Павла мы также видим образ христиан, как обновленных Духом Божиим людей, которые есть «письмо Христово… написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (ν πλαξν καρδαις σαρκναις, 2Кор 3. 3 ). Причем выражение «быть во плоти» (ν τ σαρκ) используется Апостолом в переносном смысле для описания доминирования плотских страстей в человеке ( Рим 7. 5 ). Находясь в том же земном теле, христиане призваны «служить Богу в обновлении духа» ( Рим 7. 6 ), жить «по духу» ( Рим 8. 5, 9 ) таким образом, «чтобы… жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (ν τ θνητ σαρκ μν, 2Кор 4. 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010