Померанцев Дмитрий, родился 26 октября 1858 г.; Московская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец: Илья Померанцев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Косино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 326 об., 327; д. 1832, л. 210). Померанцев Николай, родился около 1854 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Илья Матвеев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Косино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 187). Пономарев Василий,родился 22 января 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Василий Григорьев Пономарев, пономарь; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Троицкая церковь 1870, (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 292 об., 293). Пономарев Сергей, родился 11 июня 1859 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Афонасий Григорьев († до 1878 г.), священник; Московская губерния, Богородский уезд, Богородск, Богоявленский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 316 об., 317). Попов Александр ,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1869–1876 гг.). Отец: Иван Попов, дьячок; Москва, Сретенский сорок, Крестовоздвиженская в Алексеевском монастыре церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 284 об., 285). Попов Павел,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец: Василий Феодотов, пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Св. Богоотец Иоакима и Анны, что на Якиманке, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 281 об., 282). Поспелов Александр,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иоанн Алексеев , заштатный священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Воловичи, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 62). Поспелов Николай,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Александр Алексеев , пономарь; Москва, Пречистенский сорок, Богоявленская в Дорогомиловской слободе церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 237).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А разложение феодально-патриархального порядка в деревне угрожало исчезновением главнейшей исторической опоры самодержавного строя - поместного дворянства Некоторые внешние признаки этих противоречий Мещерский начал замечать ещё в 1860-е гг., наблюдая развитие промышленности в провинции во время своих командировок. Тягостное впечатление на него произвёл " русский Манчестер " (подмосковный Богородск): " Едешь по большой дороге и когда смотришь в даль полей и лесов, то видишь, как во всех направлениях ложится дым паровой трубы на синем небосклоне и как мало сквозь эти облака просвечивают купола и кресты православных церквей! Самый город в этом отношении удивляет приезжего из Москвы , привыкшего к множеству церквей: в нём одна только церковь, зато... кругом города со всех сторон на берегу Клязьмы возвышаются громадные фабрики и высокие её трубы!.. " Это возвышение фабричной трубы над церковной колокольней зримо выражало для Мещерского наступление индустриально-капиталистической цивилизации на устои патриархальной старины. Его беспокоило " влияние фабрик и промыслов на разрушение здоровья и растление нравственности " народа, при том, что " наши фабриканты настолько же равнодушны к этому важному вопросу, насколько они неравнодушны к увеличению своих доходов " Слепой эгоизм и хищничество капиталистов производит, по мнению князя, " бедность от фабрик, отнимающих последние силы и (вследствие того, что рабочие пьянствуют и у них вычитают за это штрафы из жалованья) не вознаграждающие труд крестьян, работающих на этих фабриках " В деревенском мире эра капиталистического грюндерства повлекла разорение дворянства и сугубое угнетение крестьян: " Помещичьи дома, - писал Мещерский в середине 1870-х гг., - стояли заколоченными и, пока во всех городах открывались банки и конторы железнодорожных обществ, пока рельсы клались и станции строились... народ, только что освобождённый, выходил из кабака с понятием о новом виде крепостного права - под названием кабалы у кулака " В результате быстро возрастал пауперизм, обострялись социальные конфликты, с которыми государственному аппарату империи становилось всё труднее справляться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Патриарх ездил в Богородск, промышленный город Московской губернии, а позже – в Ярославль и в Петроград. В жизни святейшего патриарха пребывание его в Петрограде было одним из радостных событий. От вокзала до Александро-Невской Лавры по Старо-Невскому проспекту были выстроены крестные ходы и депутации от приходов. Все бросались к экипажу, плакали, становились на колени. Патриарх, благословляя всех, стоял в коляске до самой Лавры. Здесь его ожидали викарии епархии Преосвященные епископы Нарвский Геннадий, Ямбургский Анастасий и Ладожский Мелхиседек, около двухсот священников и более шестидесяти диаконов в облачениях. После молебна в переполненном соборе патриарх обратился с речью о стоянии за веру до смерти. Дни пребывания патриарха в Петрограде были днями настоящего всеобщего ликования; даже на улицах чувствовалось необычайное оживление. Самыми торжественными моментами были его службы в соборах Исаакиевском, Казанском и в лаврском. В Исаакиевском соборе при встрече патриарха пел хор из шестидесяти диаконов в облачениях, так как соборный хор пришлось распустить из-за отсутствия средств. Сослужили патриарху митрополит, три викария, восемнадцать протоиереев и десять протодиаконов. На праздник Вознесения в Казанском соборе после Литургии был совершен крестный ход. На последней торжественной службе в Лавре был хиротонисан во епископа Охтенского единоверческий архимандрит Симон, принявший потом мученическую смерть. Святейший ездил в Иоанновский монастырь на Карповке и служил панихиду на могиле отца Иоанна Кронштадтского . Он посетил также и Кронштадт. В церковном служении патриарх Тихон соблюдал ту же простоту, какой он отличался в частной жизни: не было у него грубости по отношению к служащим, тех громких окриков и суетливости, какими иногда сопровождается торжественная служба. Если нужно было сделать какие-либо распоряжения, они отдавались тихо и вежливо, а замечания делались исключительно после службы и всегда в самом мягком тоне. Да и мало их приходилось делать: служащие проникались тихим молитвенным настроением патриарха. Торжественное его служение со множеством архиереев и клириков, многолюдные крестные ходы всегда совершались чинно, с особым религиозным подъемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

далее... Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века - " золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья " . Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. далее... Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Список с чудотворного Иверского Образа был написан иконописцем Иверского монастыря специально по просьбе московского царя. Москвичи всегда очень любили свою часовню. Ее называли " отрадным перепутьем для всех верующих " . далее... Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы, построен по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Покровский собор стал сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились - он сам был иконой, запечатленной в камне. далее... Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре известна с 1625 года и была основана при Романовых. В ней хранилась древняя икона св. евангелиста Иоанна Богослова, подаренная еще царем Михаилом Федоровичем. Память святого апостола Иоанна Богослова совершается 9 октября (26 сентября ст. ст.). далее... Ямщицкая Рогожская слобода была названа по селу Рогожь, в которое вел Владимирский тракт - современное Шоссе Энтузиастов. В 1781 году село Рогожь переименовали в уездный город Богородск - с советского времени город Ногинск. А еще в этой слободе торговали рогожами и огромными возами сена, отчего ее главная площадь называлась в старину Рогожской-Сенной. далее... Место, на котором возвели этот храм, определила история - здесь в старину проходила из Кремля Большая дорога в Золотую Орду. С той поры одна из центральных улиц Замоскворечья, к которой прилегает Черниговский переулок, названа Ордынкой. Память Черниговских чудотворцев " святых князя Михаила и верного болярина его Феодора " , мученически убитых в Золотой Орде в XIV веке, совершается 3 октября (20 сентября ст. ст.).

http://pravoslavie.ru/47.html

науч. кат./Общ. ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1998, 1999, 2002. Вып. 1-3; 2009. Вып. 4; Чекмарёв А. В. Майорат Чернышевых как архитектурно-градостроительный замысел//Рус. усадьба: Сб. М., 1999. Вып. 5(21). С. 300-311; он же. Архитектурный замысел и его реализация: Работы В. И. Баженова и К. И. Бланка в усадьбе Ярополец Чернышевых//Архитектура в истории рус. культуры/Отв. ред.: И. А. Бондаренко. М., 2001. Вып. 3: Желаемое и действительное. С. 139-151; он же. Двухколоколенные храмы в усадьбах гр. П. А. Румянцева-Задунайского//Рус. усадьба. М., 2006. Вып. 12(28). С. 537-563; он же. Троицкий собор Александро-Невской лавры как иконографический образец//Архитектура в истории рус. культуры. М., 2007. Вып. 7: С.-Петербург и архитектура России. С. 317-362; он же. Два ранее неизвестных мавзолея Д. Жилярди//История архитектуры и градостроительства: Мат-лы науч.-практ. конф. МАРХИ «Наука, образование и экспериментальное проектирование» 9-13 апр. 2012 г.: Тез. докл. сек. 4. М., 2012. С. 27-32; он же. Неизвестные произведения семьи Жилярди//Рус. усадьба. М.; СПб., 2012. Вып. 17(33). С. 192-247; он же. Новые атрибуции церк. построек А. Г. Григорьева//Там же. 2014. Вып. 19(35). С. 374-409; Пэнэжко О., прот. Храмы г. Видное и окрестностей. Владимир, 2002; он же. Храмы Мытищинского р-на. Владимир, 2002; он же. Г. Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского р-нов. Владимир, 2003; он же. Г. Клин и храмы Клинского р-на. Владимир, 2003; он же. Храмы г. Пушкино и окрестностей. Владимир, 2003; он же. Храмы Солнечногорска, Химок и окрестностей. Владимир, 2003; он же. Г. Люберцы и храмы Люберецкого р-на. Владимир, 2004; он же. Г. Чехов, храмы Чеховского р-на Московской обл. Владимир, 2004; он же. Ногинск (Богородск): Храмы Ногинского р-на. Владимир, 2004; он же. Храмы г. Подольска и окрестностей. Владимир, 2004; он же. Коломна и окрестности; Храмы Коломенского р-на. Владимир, 2007п; он же. Г. Можайск; Храмы Можайского р-на. Владимир, 2007; он же. Г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра и храмы района.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Архимандрит Феофил в Москве и чрез три дня отправится к вам. Если я успею послать с ним к вам лоскут шелковой ткани, то знайте, что это вам на полукафтанье. Мир обители, вам и братии. Августа 31-го 1840. Письмо 270 Благодарю, о. наместник, за устроение Евангелия. С экономами беда мне. Петербургский эконом просит у вас смены иеромонаха, а в Петербурге не сказал о сем. Здешний, недавно, доносит, что служитель три дня пропадает, сделавшись нетрезв в Данилове монастыре на празднике и бросив должность, по которой он там был. – А для чего ты не сказал мне в тот же день? – Я узнал на другой день. – Следовательно за порядком и безопасностию дома смотрит промысл Божий, а не эконом. – Напомните поговорить о сих предметах в лавре, если Бог приведет меня к вам. Князь Дмитрий был в Москве, говорит, не малое время; но я его не видал. Мирствует ли он и как располагается на дальнейше время? Теперь была у меня Хотьковская игумения, и разговор наш о монастыре довел, между прочим, до тамошней торговли нитками, фольговыми образами и даже финифтяными. Последнее есть чисто торговля, и потому должно быть запрещено сестрам обители. Сбыт произведенной работы должен иметь свою удобность; но то никуда не годится, что послушницы в Хотькове так же докучают богомольцами, как в лавре нищие. О нищих я сказал вам, что не наше дело управлять ими, а послушниц и монахинь привести в порядок наша обязанность. Благочинный Хотькова монастыря должен обратить на сие внимание и, по совещании с игумениею, сказать мне, как привести сие в порядок. Господь, силою пресвятого и страшного Своего имени, да запретить врагу, худышку святыни, и Душу, им возмущаемую, да очистит, да умирит, да утишит и светом благодати Своей да вооружит к отражению приражений тьмы. Благословен Господь, уже начавший посрамлять врага тем, что усиленные его возмущения послужили к открытию болезни и к принятию врачевания. По стечению обстоятельств, у меня составилось предположение на следующей неделе быть в Берлюковской пустыне и в Богородске, а в воскресенье освящать храм в Гуслицах, а оттуда, чрез Богородск, поспевать в лавру к празднику. Помолитесь, чтобы Господь у правил путь и дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Возобновление собора после пожара завершилось в 1912 г., каменный пол заменили асфальтовым и плитным. 27 июня 1912 г. воссозданный Корсунский храм был торжественно освящен еп. Антонием в присутствии обер-прокурора В. К. Саблера , министра путей сообщения С. В. Рухлова. 28 июня им же был освящен Сергиевский придел. 31 июля - 1 авг. того же года П. О. м. посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . 8 июня 1914 г. еп. Вельский Антоний совершил в П. О. м. литургию по случаю 500-летия существования обители. Кроме игум. Никона, возведенного на литургии в сан архимандрита, в служении приняли участие архимандриты Прилуцкого, Коряжемского во имя святителя Николая Чудотворца мон-рей, Семигородной пуст. и др. священнослужители. В торжестве также приняли участие наследник цесаревич Алексий Николаевич и великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия Николаевны, гробу преподобного от них в дар была принесена драгоценная сребропозлащенная лампада в форме древневизант. светильника. По указу Синода от 17 янв. 1911 г. мон-рь был преобразован в общежительный (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 18865. Л. 8). В 1914 г. в нем насчитывалось ок. 80 насельников, в т. ч. 5 иеромонахов и 5 иеродиаконов, годовой доход обители составлял 18 749 р. Послушником в 1900-1914 гг. был известный духовный писатель, краевед А. К. Воскресенский (впосл. иером. Димитрий; 1871 - не ранее 1920), автор лучшего описания монастыря (Открытие забытого имени. Богородск, 2016). Дважды в год, на Пятидесятницу и 24 июля, в монастыре совершались крестные ходы. В 1918 г. был подписан договор о передаче монастырских зданий церковной общине. Однако стремление коммунистических властей закрыть обитель проявлялось изначально и сводилось к стандартному набору обвинений: отсутствие ремонта зданий, «развратное» поведение монахов, срыв «культпросветработы» и кампании по реализации гос. хлебного займа «вследствие проводимой агитации в массах, что работа эта идёт на укрепление большевиков», невыполнение о. Никоном предписания епархиального управления в 1923 г. «с предупреждением вплоть до закрытия монастыря» (что было связано, вероятно, с противодействием тихоновцев обновленцам) и постановления о «выселении ряда иеромонахов из монастыря в трехдневный срок за антисоветскую агитацию». В зданиях еще до офиц. закрытия размещались: с 1921 г.- коммуна, с 1922 г.- «школа соцвоспитания» (обл. школа особого режима).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

1864. 54. С. 513 – 514. 34 Соколов С. Воспоминание о затворнике Саровской пустыни отце Серафиме//Духовная беседа. 1864. 54. С. 514 –515. 35 Отставной генерал-майор, полный кавалер орденов россейских граф Василий Сергеевич Шереметев (правильное написание фамилии нижегородских помещиков) приобрел имения в нижегородских землях в начале XIX века. Известно, что сподвижник М. И Кутузова, участник всех русско-турецких войн, которые вела Екатерина , уйдя в отставку, поселился в Нижегородской губернии, в селе Богородск. У Шереметева было четверо сыновей. Старший Сергей прославился в Отечественной войне 1812 года. Он получил рану, которая, по словам адъютанта генерала Барклая-де-Толли, могла украсить любого русского офицера. В свите Императора Александра I он въехал в побежденный Париж. Был награжден золотым оружием за храбрость и мужество. С. Шереметев 14 декабря 1825 года сделал первый выстрел по восставшим декабристам. Правда, в их числе находился его младший брат Николай, впоследствии осужденный и сосланный на Кавказ. Добившись от императора прошения, Николай все же вернулся на Нижегородчину, однако отец не принял его, отправив в маленькую деревеньку о 157 душах – Балахну, где он жил в одиночестве, занимаясь псовой охотой. Судьба третьего сына Шереметева, Василия, трагична: он был убит на дуэли из-за балерины Татьяны Истоминой. О четвертом сыне. Петре Васильевиче Шереметеве, известно лишь то, что он был полковником царской армии, имел сына Василия и трех дочерей. После смерти отца вся земля перешла его старшему сыну. Сергею Шереметеву. Требуется разыскания, чтобы внести ясность в домонашескую судьбу о. Гурия и в его жизнь у Шереметевых. 36 В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» рассказ А. П. Еропкиной приводится с очевидными хронологическими ошибками. Получается, что приехала к преподобному Серафиму неутешная вдова после 12 мая (день похорон мужа), а уехала 17 марта. Затем, пробыв около 2-х месяцев дома, в Петров пост снова была в Сарове. Ясно, что речь идет не о мае, а о марте месяце.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Хорепископы, протопресвитеры, протоигумены и архимандриты ставропигий (1-го класса) – генерал-майорам. – Особам 4 класса. Титулярные епископы имеют ранг равный хорепископам и генерал-майорам. Протосинкелы, клирошане, архимандриты, архипресвитеры. – Особам 5 класса. Бригадиры. Статские советники. Деканы и игумены – полковнику. Вице-декан и проигумен – подполковнику. Парохи, настоятели монастыря – штаб офицеры – майору. Старший викарий, наместник монастыря – капитану, ротному командиру. Викарий, капеллан, иеромонах – штабс-капитану. Архидиакон приматств – статскому советнику. Архидиакон – полковнику. Старший диакон-клирошанин – подполковнику. Протодиакон – капитан. Диакон вторствующий – штабс-капитану. Диакон – поручику. Иподиакон – подпоручик. Аколуф – прапорщик. Клирик – подпрапорщик. Епархии русской церкви Митрополии Епархии подведомственные Великая Русь Москва. Патриарх. чл. с. Коломна, архиеп. Члены Синода Дмитров, Можайск, Волоколамск, Серпухов, Звенигород, Богородск, Бронница, Клин, Подольск, Верея, Руза, Павлово тит. члены с. Радонеж арх.чл. с. Воскресенск арх. тит. чл. с. Крутицы архиеп. чл. с. Владимир старш. чл. с. Тверь старший Титулярные: Бутырки, Воробьево, Рогожское, Коломенское занимают должности хорепископов в Москве Примечание: Епархиальные епископы, члены синода как и архиепископы управляют уездами через своих ген. викариев в сане хорепископа Муром, Переяславль, Суздаль, Ковров Кашин, Старица, Белецк, Весьегонск Нижний-Новгород Балахна, Ардатов, Арзамас, Лукьянов Смоленск Вязьма, Гжатск, Дорогобуж, Рославль Ростов и Ярославль Рыбинск, Углич, Молога, Романов Кострома Нерехта, Кинешма, Галич, Сольгалич Рязань Егорьевск, Сапожок, Касимов, Раненбург, Зарайск, Скопин Воронеж Бобров, Задонск, Богучар, Павловск Тамбов Борисоглебск, Козлов, Моршанск, Кирсанов Брянск, Елецк, Трубчевск, Болхов Кашира, Венев, Белев, Ефремов Калуга Козельск, Малоярославец, Жиздра, Перемышль Малая Русь Киев эксарх Умань, Чигирин, Черкасск, Канев, Липовец, Радомысль Архиеп. Луцк» Переславль» Васильков тит. архиеп. Почаевс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Многие десятилетия место кончины о. Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска и, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, духовные дети и почитатели о. Константина вновь и вновь восстанавливали его, принося на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампаду, служили панихиды по убиенному. Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени, когда Господь со всей силой явил славу Своего свидетеля: 20 ноября 1995 г. были обретены нетленные мощи протоиерея Константина, а также мощи двух других пострадавших с ним мучеников. 5–6 марта 1996 г. в Московском Епархиальном Управлении под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось заседание Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. По представлению Комиссии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил причислить протоиерея Константина Голубева и иже с ним убиенных к лику местночтимых святых города Ногинска (Богородска) Московской Епархии. 18 апреля сего года в Тихвинском храме города Ногинска (настоятель — протоиерей Василий Извеков), где находится рака со святыми мощами, при большом стечении народа за Божественной Литургией был торжественно совершен акт канонизации. Память сщмч. Константина будет совершаться 19 сентября (2 октября), в День его тезоименитства. По публикациям «Прот. Константин Голубев», «Троицкая Православная газета», 1996; и В. Кузнецов, «Священномученик протоиерей Константин Богородский (Голубев)», «Богородский край», I, 1996, Ногинск-Богородск. Тропарь священномученику Константину Голубеву Украшение священников явился еси Константине, восприем бо крест яко оружие, проповедию славною устраняя раскол и ереси, благовествовал еси Иисуса Христа глаголя: спасайтеся от рода сего развращеннаго. Сего ради мученическою кровию обагрися славне и ныне радуяся с лики агнельскими, моли Христа Бога Церковь Всероссийскую от ересей и расколов сохранит и спасти души наша. «Господь взыщет за все». Протоиерей Николай Сильченко и священник Иоанн из с. Марки

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010