Так как орудием обновления рода человеческого Бог избрал Ноя и так как улучшенное религиозно-нравственное состояние человечества, имевшее последствием облегчение проклятия, лежавшего на земле, было в зависимости от того, что Ной был «праведен и непорочен»; то Ламех, прозревая такое значение сына, и сказал о нём, что он облегчит людей от, тяжкого труда над землей, пораженной бесплодием за грех Адама. Что земля действительно стала щедрее для Ноева потомства, это обнаружилось уже при самом Ное, потому что вскоре же после потопа на ней прозябали не только трава для скота и хлебный злак на службу человекам, но появилась и виноградная лоза. Изложенное родословие потомков Адама через Сифа показывает, что истинное боговедение и богопочтение, переданные прародителями, хранились во всё допотопное время по крайней мере в той линии поколений, которая прямо шла от Сифа до Ноя. Это видно как из нескольких прямых указаний свящ. бытописателя, так отчасти из значения имён 439 патриархов. Сиф оправдал уверенность Евы, нарекшей ему имя, что он заменит собой праведного Авеля. Энос сознавал особенную близость к Богу, свою и своих потомков, которые и стали называться «сынами Божиими» в отличие от нечестивых потомков Каина и, может быть, самого же Сифа в других линиях. Жизнью Малелеила прославлялся Бог среди людей. Энох показал пример высшей праведности, возможной для человека, жившего верой в грядущего Христа. Он был первый пророк, и Промысл Божий избрал его исключительным орудием для вразумления людей, забывших Бога и свою духовную природу. Мафусал, по-видимому, продолжал отчасти дело своего отца. Ной явился единственным избранником из всех тогдашних людей для сохранения и обновления рода человеческого, обречённого на истребление потопом. Священное предание, как источник научения истинному боговедению и богопочтению, получивший начало из близкого общения прародителей с Богом в раю, легко сохранялось без помощи письмен, благодаря необыкновенному долголетию людей того времени: Иаред мог слышать его ещё от самого Адама, а Ной от Иареда.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Ногинск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан на месте прежнего храма во имя свт. Николая был возведен новый каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и переименовано в Богородск. В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери и во имя свт. Николая. Тогда же сооружена двухъярусная колокольня, к которой через 20 лет надстроили еще один ярус. В 1876 г. по просьбе прихожан на месте старого храма был выстроен более просторный, новый, с теми же приделами, но он уже стал называться собором. В 1890 г. на надстроенную колокольню торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой в то время из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего в здании было 13 колоколов. В 1895 г. настоятелем назначен будущий сщмч. Константин Богородский - протоиерей Константин Алексеевич Голубев. Его честные мощи были обретены 20 ноября 1995 г. и в настоящее время почивают в Тихвинском храме города. Собор был закрыт в 1938 г., в здании размещалось сапоговаляльное производство. В 1953 г. со стороны местного исполкома были предприняты попытки сломать купол и разобрать колокольню — но храм отстояли верующие. Храм передан православной общине в 1989 г. В ноябре 1997 г., после неудачного захвата собора в 1993 г. раскольнической группой, храм окончательно возвращен Православной Церкви. Постепенно тут восстановилась приходская жизнь, были проведены большие восстановительные работы, сооружены новые резные иконостасы с писаными иконами. Село Рогожа, которое находилось на месте города Ногинска и которое в XVIII веке было преобразовано в уездный город Богородск Московской губернии указом императрицы Екатерины II, с 6 марта 1930 года Богородск стал именоваться Ногинском в честь большевистского деятеля Виктора Ногина (1878-1924), впервые упоминается в духовной грамоте (завещании) Великого Московского князя Ивана Калиты, которую датируют 1339 годом. Императрица Екатерина Великая по пути во Владимир вышла из кареты на берег Клязьмы и увидела плывущую по воде икону с образом Богородицы. Императрица поняла это как знак свыше и повелела основать на этом месте город, назвать его Богородском. По второй легенде,  Екатерина II, проезжая по Владимирскому тракту, в пути была застигнута грозой. Она остановилась в одном из домов села Рогожа и обратилась с молитвою к Богородице, чтобы гроза прекратилась и она смогла продолжить свой путь. Скоро туча ушла, выглянуло солнце, умытая листва искрилась в его лучах, в воздухе разливалась благодать. «Бог родился», - произнесла императрица и в знак сего доброго события повелела на месте села учредить город, наименовать его Богородском.

http://sobory.ru/article/?object=02854

Богородск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1801. Год утраты:приблизительно 1938 (разрушена) Адрес: Нижегородская область, Богородский район, г.Богородск, ул.Кашина, напротив дома за забором завода Хромтан (бывший Калининский) Координаты: 56.09995, 43.51685 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ко второй четверти XIX века в селе Богородском Нижегородской губернии было четыре храма: Рождества Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Успения Божией Матери, Всех Святых. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы считалась главной. Она располагалась в том месте, откуда стало расти село, первоначально называвшееся Подольцем. Начиналась история храма с часовни, поставленной безвестным купцом. Заблудившемуся в окрестностях Подольца, ему, по легенде, был явлен образ Пресвятой Богородицы, после чего купец сумел выбраться к селению целым и невредимым. Здесь на его средства якобы и срубили в благодарность Богородице за спасение часовню, где была помещена чудом явленная икона. Случилось это в конце XVI века. Впоследствии на месте часовни возвели деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а само село стало называться Богородицким, позднее - Богородским. Время постройки деревянного храма неизвестно. В конце XVIII века, летом 1791 года, церковь сгорела от удара молнии. Это событие жители с. Богородского восприняли как наказание Божие, вот почему новый каменный храм на месте сгоревшего строили всем миром с 1791 по 1801 год. Немалые средства на возведения церкви жертвовал помещик Василий Сергеевич Шереметев, владелец села. Существует предположение, что церковные колокола отливали в самом Богородском, где меднолитейным делом занимались Сыровы; представителей этой фамилии, по всей видимости, выслали сюда из Москвы в конце семнадцатого века, как сочувствовавших стрелецкому бунту. Новый белокаменный храм имел три придела: центральный – Рождества Богородицы, правый – Ильи Пророка, левый – Василия Блаженного.

http://sobory.ru/article/?object=33398

Вскоре отец Константин вошел в число директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности и в совершении богослужений в тюремном храме, пока туда не был определен постоянный священник. Весной 1896 года его назначили председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства. В том же году отец Константин был награжден фиолетовой скуфьей, через год за ревностное служение Церкви Божией – камилавкой, а за обращение православных из раскола и сектантства – наперсным крестом. В 1897 году он был поставлен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковноприходской школой, в которой в 1901 году стал законоучителем. В 1897 году протоиерей Константин Голубев был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете выявили проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной степени зависело религиозно-нравственное воспитание народа. Какими будут женщины в стране, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковноприходскую школу, в которой стал заведующим и законоучителем. В 1901 году отец Константин был избран членом Богородского комитета народной трезвости. При всех своих обширных начинаниях отец Константин не оставлял миссионерской деятельности, и по приезде в Богородск им было организовано более десяти публичных бесед как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда. Беседы разъясняли старообрядческие заблуждения, причем поскольку они проводились публично и вне стен храма, то были открыты для любых вопрошаний и диспутов. В декабре 1895 года газета «Московские ведомости» писала об отце Константине: «С осени текущего года в местном соборе (в Богородске. – И. Д.) открыты противораскольнические беседы миссионером – благочинным отцом Константином Голубевым. Так как Богородск и его уезд населены раскольниками, преимущественно приемлющими австрийское лжесвященство (всего в уезде около 57 000 раскольников обоего пола), то предметом бесед отца Голубева служит положительное учение о святой Церкви и о священстве, каковым учением и разоблачаются заблуждения именуемых старообрядцев. Беседы, основанные исключительно на слове Божием, на учении святой Церкви и на старопечатных книгах, чужды даже намеков на укоризну, а потому они охотно посещаются и слушаются как православными, так и раскольниками, которые являются к беседам в огромном количестве, хотя и не выступают с возражениями. И если в настоящее время плод бесед отца Голубева обнаружился в присоединении нескольких старообрядцев ко святой Церкви, то в будущем, и, пожалуй, недалеком, от бесед можно и должно ожидать больших плодов.

http://fond.ru/kalendar/911/konstantin/

Успенский Евгений,родился 29 февраля 1856 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец: Павел Николаев, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Ильинское, Воскресенское тож, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 309 об., 310; д. 1812, л. 105). Успенский Иван,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Александр Сергиев, священник; Московская губерния, Богородский уезд, Богородск, Тихвинская на городском кладбище церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 26). Успенский Илья,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Павел Николаев Успенский , священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Ильинское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 17). Успенский Николай , родился 18 февраля 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1879 гг.). Отец: Александр Успенский , священник; Московская губерния, Богородский уезд, Богородск, кладбищенская Тихвинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 320 об., 321; д. 1832, л. 217). Ушаков Иван,родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария, Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Иван Иванов, диакон; Московская губерния, Можайский уезд, село Пески, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 41). Фаворский Никита,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Иоанн Алексеев , священник; Москва, Троицкая, что на Пятницком кладбище, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 193). Фелицын Николай,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Алексей Петров († до 1873 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Коломенское, Казанская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 24). Фивейский Михаил ,родился 7 января 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Павел Иванов, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Никольское, Урюпино тож, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 299 об., 300).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 г. Главный престол церкви освящен в честь пророка Захарии и мученицы Евдокии. Это связано с тем, что деда и бабушку А.И. Морозова, давшего деньги на строительство храма, звали Захарий и Евдокия. До построения Захарьинской церкви старообрядческий храм располагался в здании Управления Богородско-Глуховской мануфактуры.  О. Пэнэжко " Ногинск (Богородск). Храмы Ногинского района " , 2004 г. Храм Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы был построен для Богородско-Глуховской старообрядческой общины в 1911 году. Как сообщал старообрядческий журнал " Церковь " 2, 1911 г .), она была возведена по типу древнего храма, построенного Св. Евфросинией Полоцкой в ее монастыре в г. Полоцке. Действительно, сохранившиеся проекты и старые фотографии храма дают представление о том, что за образец был взят древнерусский храм - отсюда и одноглавие, и позакомарное завершение кровли, и отдельно стоящая звонница, соединенная с храмом небольшим приделом. Даже наружная роспись храма, а также устроенные внутри него хоры говорят о том, что древние традиции русского зодчества здесь соблюдались неукоснительно. И вместе с тем, Захарьинская церковь была удивительно современна, так как отвечала духу возрождения национальных традиций, который был ощутим в культуре начала XX века. Автором проекта церкви был архитектор Илья Евграфович Бондаренко, много строивший для старообрядцев и хорошо понимавший стилистические особенности древнерусской архитектуры. Деньги на строительство храма, на колокола и на устройство иконостаса давал известный деятель старообрядчества А. И. Морозов. Кроме основного посвящения в честь пророка Захарии, храм имеет и второе посвящение - во имя преподобной мученицы Евдокии. Храм был посвящен святым пророку Захарии и преподобномученице Евдокии – святым, тезоименитным бабушке и дедушке Арсения Ивановича.

http://sobory.ru/article/?object=16770

Февраля 24-го 1859. 1266 Отцу наместнику и братии мир. Много благодарен вам буду, отец наместник, если подрудитесь съездить на место устрояемаго монастыря; и сделать распоряжения, чтобы дело шло в желаемом порядке. Путьваш должен лежать чрез Берлюковскую пустынь и Богородск, или прямо через Богородск. В Богородске протоиерей может сказать, нужно ли чрез Гуслицы ехать на место монастыря, или есть удобная дорога прямее. Но мне желательно, чтобы вы на первом или на обратном пути ехали чрез Москву. Это будет немного далее: но дорога будет удобнее. А мне хотелось бы поговорить с вами о другом затруднительном деле, или делах. Для Гуслицкаго дела лучше, чтобы вы были у меня на обратном пути: а для меня лучше бы поскорее. Впрочем разсуждайте о сем свободно. Парфений хотел на второй неделе поста быть в Москве. Все ли равно вам быть при нем или без него? – Мне кажется лучше при нем, чтобы ему лично дать наставления. Если бы начали путь чрез Москву: то здесь нашли бы Парфения, и он был бы вам естественным проводником. Но если поедете прямо: то не пошлете ли предварить его, чтобы не ездил в Москву. На планы некоторыя замечания написал я пред сим. Посылаю их при сем. Кстати посылаю картину нашей церкви близ Висбадена. Она следует в скит в мою келлию. Господь да сохранит вам крепость к облегчению моей немощи. Февраля 25-го 1859. 1267 Благодарю, отец наместник, за труд и за посещение. Было бы еще о чем говорить с вами: но иное не вспомнилось, а для инаго недосталов времени. Вы писали, чтобы в Успенском соборе при святыне были священники, а не причетники. Это давно сделано: но случаются ощущения в исполнении, иногда и без большой вины. Андрей Николаевич сказал мне, что при мощах святителя Ионы не застал иеромонаха. Иеромонах сказал, что по окончании службы, когда народ вышел, но собор еще не запирался, он поспешил выйти по случившейся нужде. Протопресвитер также сказал, что иеромонах бывает при мощах неопустительно. Архимандрита Илариона я видел, и хвалил мне его Андрей Николаевич: но мне не понравилось, что когда он определен был в Архангельский монастырь игуменом, в Петербурге дамы домогались ему архимантдрии, и когда Св. Синод в сем отказал, заставили викария сделать противное сему определению и его произвесть в архимандрита. Притом едва ли согласятся на его место обратить из Высокаго монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

По воспоминаниям членов семьи, К. был близко знаком с прот. сщмч. Иоанном Восторговым , часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом мон-ре, был участником торжественных служб в Кремле. Вместе с женой Марией († 1913) К. воспитал 7 детей, старший сын - Константин Константинович Голубев стал митрофорным протоиереем, др. сын, Леонид Константинович, окончил МДА и стал педагогом и директором средней школы. К. придерживался правых политических взглядов. Со времени первой рус. революции возглавлял богородский отдел Русской монархической партии. Как председатель местной монархической орг-ции К. подвергся преследованиям после февральской революции 1917 г. 12 марта был заключен под домашний арест, но 24 апр. был освобожден при условии выезда из Богородского у. Остался в Богородске и 3 мая был повторно арестован, после чего был вынужден отправиться в московский Чудов мон-рь, а оттуда - в Саратов. В авг. 1917 г. члены Богородского церковноприходского совета ходатайствовали перед властями о возвращении К. в Богородск, дав подписку с поручительством, что по приезде он не станет участвовать в контрреволюционных выступлениях. Это позволило К. вернуться в Богородск и продолжить там пастырское служение. В 1918 г. К. был арестован и заключен в тюрьму в Богородске. Прихожане ходатайствовали о его освобождении, однако члены местной ЧК, не дожидаясь утверждения смертного приговора губ. ЧК, приняли решение о расстреле священнослужителя. О предстоявшей казни было известно заранее. К. передал из тюрьмы детям свой наперсный крест и служебник. В газ. «Известия ВЦИК» было дано краткое сообщение, что «Богородская уездная ЧК 20 сентября приговорила к смертной казни протоиерея города Богородска Голубева за контрреволюционную деятельность» (Известия ВЦИК. М., 1918. 24 сент.). Однако в действительности расправа над К. состоялась раньше, поскольку 20 сент. того же года его упомянул в числе других пострадавших от советской власти новомучеников на заключительном заседании Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. секретарь Собора В. П. Шеин (см. Сергий (Шеин) , сщмч. архим.). Он рассказал членам Собора об обстоятельствах мученической кончины К.: «При расстреле в Богородске Московской епархии прот. Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землей. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его, находившаяся при этом дочь его на коленях умоляла, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодейство было доведено до конца - его засыпали живым» (Собор, 1918. Деяния. Т. 11. С. 233).

http://pravenc.ru/text/1841996.html

Успенский Евгений,родился 29 февраля 1856 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец: Павел Николаев, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Ильинское, Воскресенское тож, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 309 об., 310; д. 1812, л. 105). Успенский Иван,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Александр Сергиев, священник; Московская губерния, Богородский уезд, Богородск, Тихвинская на городском кладбище церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 26). Успенский Илья,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Павел Николаев Успенский, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Ильинское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 17). Успенский Николай, родился 18 февраля 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1879 гг.). Отец: Александр Успенский, священник; Московская губерния, Богородский уезд, Богородск, кладбищенская Тихвинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 320 об., 321; д. 1832, л. 217). Ушаков Иван,родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария, Московская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец: Иван Иванов, диакон; Московская губерния, Можайский уезд, село Пески, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 41). Фаворский Никита,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Иоанн Алексеев, священник; Москва, Троицкая, что на Пятницком кладбище, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 193). Фелицын Николай,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Алексей Петров († до 1873 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Коломенское, Казанская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 24). Фивейский Михаил,родился 7 января 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Павел Иванов, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Никольское, Урюпино тож, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 299 об., 300).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Уничтожались также названия, присвоенные по личным именам представителей царствующего дома, например: Елизаветград, Елизаветполь, Екатеринбург, Екатеринодар, Николаевск, Новониколаевск, Алексеевск. Ликвидировались названия, связанные с фамилиями так называемой знати. В эту категорию попадали и помещики, а поскольку три четверти деревень России называлось по землевладельцам, полная ликвидация таких наименований оказывалась в принципе невыполнимой. Безоглядное же уничтожение названий, связанных с именами «помещиков и генералов», приводило к серьёзным историко-культурным потерям. Например, город Пржевальск, названный в память о великом русском путешественнике, исследователе Центральной Азии Н. М. Пржевальском, был переименован в Каракал, поскольку Пржевальскому за его научные заслуги было присвоено генеральское звание. Известно, каким гонениям подвергалась Церковь после установления советской власти, однако в 1926 г. ВЦИК специальным декретом предложил местным органам прекратить ходатайства о переименовании селений, имеющих названия по церковным праздникам или по именам святых, что было вызвано исключительной распространённостью этих названий в России. Иную позицию занимал Союз воинствующих безбожников. На конференции его Московской организации (1929 г.) было принято решение добиваться переименования городов и улиц, носящих религиозные названия. Непосредственными жертвами этого решения были переименованные в 1930 г. подмосковные города Сергиев (Загорск), Богородск (Ногинск), Воскресенск (Истра). Но в других областях России безбожники были не столь воинственны, благодаря чему уцелели названия многих городов, в том числе областных центров Архангельск и Благовещенск, а также ряда меньших городов: Белая Церковь, Богородск (Нижегородская обл.), Спасск-Дальний, Троицк и ряд других. Названия, которые появлялись взамен отменяемых, были очень разнообразны. Но с самого начала видное место принадлежало названиям идеологизированным, таким, например, как: Вождь Пролетариата, Коминтерн, Коммунар, Новый Быт, Новый Строй, Парижская Коммуна, Правда, Пролетарск, Свободный, Советский, Труд, Ударный и т. п. Часто выбор нового названия производился по контрасту со старым названием: Великокняжеская - Пролетарская, Генеральский - Красноармейский, Дворянский - Крестьянский, Потёмкинская - Пугачёвская и т. д.

http://pravoslavie.ru/75409.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010