Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Риторическая конференция в Ногинске 5, 6 и 7 февраля состоялась совместная риторическая конференция классической гимназии во имя Константина Богородского и Православной классической гимназии Радонеж. Мы ездили в гости. Елена Николаевна Себина, преподаватель риторики о поездке в город Ногинск на риторическую конференцию. " Мы посетили славный город Богородск. В этом городе прошла совместная риторическая конференция классической гимназии во имя Константина Богородского и Православной классической гимназии Радонеж. Нас принимал протоиерей собора города Богородск, благочинный отец Михаил Ялов. Очень понравилась эта поездка, потому что было много положительных результатов. Программа была весьма насыщена, каждый день были мероприятия, связанные собственно с риторической конференцией: разминочные задания, диспуты на разные темы, игровые, шуточные задания, которые тоже очень понравились детям. Была очень большая культурная программа. Мы отправились на сталелитейный завод и посмотрели, как закаляется сталь. Так наша экскурсия и называлась " Как закаляется сталь " . Там может не столько закаливается сталь, сколько выплавляется, но это потрясающее впечатление! Когда сорок тонн горящего металла прямо при вас выливается из доменной печи – это никого не может оставить равнодушным! Это незабываемое зрелище! После этого бытовая сварка, та, которая на улицах - уже не привлекает внимание. На фоне этого огромного количества горящего металла, похожего на извержение вулкана на ваших глазах, бытовая сварка меркнет. Интересно еще, что размер человека по сравнению с этими огромными доменными печами не велик, и человек всем этим управляет. Именно он все это делает - плавит металл, управляет сложными процессами. То есть какой-то миф о человеке, который и мал и велик, просто воплощается тут в реальность; очень интересно! Кроме того, мы посетили монастырь в Киржаче. Монастырь посвящен Роману Киржачскому, ученику Сергия Радонежского. Интересно, что этот монастырь основал сам Сергий Радонежский. Нам как радонежцам, которые уже давно путешествуют по местам, связанным с жизнью Сергия Радонежского, это особенно дорого. Сергий Радонежский туда приезжает с холма Маковец и проводит там четыре года. После себя он оставляет своего ученика Романа Киржачского, который был прославлен в лике святых. Мы ходили по тем местам, где ходил и сам преподобный Сергий.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/115...

В 1897 году протоиерей Константин Голубев был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа. Какими будут женщины в стране, считал он, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковноприходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году он был избран членом Богородского комитета о народной трезвости. При всех своих обширных начинаниях отец Константин не оставлял миссионерской деятельности, и, кроме проповедей в соборе, им по приезде в Богородск было организовано более десяти публичных бесед как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда. Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья отца Константина была большая, дружная, дети – а их было семеро – воспитывались в строгом православном духе. Две старшие дочери его были замужем за священнослужителями, старший сын, митрофорный протоиерей Константин Константинович Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Троицкой церкви в Наташине (преставился в 1970 году), а младший, Леонид Константинович, окончивший Московскую духовную академию, позднее был педагогом, директором средней школы. Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок протоиерею Иоанну Восторгову , часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а в приезды императора Николая был участником торжественных молебствий в Кремле. В 1913 году преставилась о Господе супруга отца Константина матушка Мария Никитична. Замечательны обстоятельства ее предсмертной болезни и кончины. Перед всенощной дня, когда совершалась память праведного Филарета Милостивого, отец Константин прилег отдохнуть. Ему в тонком сне явился святой Филарет и сказал: «Что же ты смотришь, ведь жена твоя серьезно больна». 166 Мария Никитична почила о Господе 30 января (13 декабря), накануне дня, когда в Церкви празднуется память святого Филарета Милостивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игнатий,родился около 1846 г.; из болгар; Московская духовная семинария (1867–1872 гг.), иеородиакон Болгарского Рыльского монастыря (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1714, л. 49). Иеропольский (Иерапольский, Яропольский) Василий,родился 16 марта 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Димитрий Иеропольский, протоиерей; Московская губерния, Богородский уезд, Богородск, Богоявленский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 299 об., 300). Иеропольский Иван, родился 12 июня 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Димитрий Иеропольский, протоиерей; Московская губерния, Богородск, Богоявленский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 313 об., 314). Измайлов Петр,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Семен Измайлов († до 1873 г.), диакон; Московская губерния, Богородский уезд, село Купавна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 54). Ильинский Иван,родился около 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Иван Ильинский, бывший дьячок; Московская губерния, Верейский уезд, село Бурцово, Тихвинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 289 об., 290). Казанский Алексей,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Петр Алексеев, заштатный священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Комлево, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 235). Казанский Алексей,родился около 1860 г.; Московская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец: Василий Семенов Казанский, диакон; Москва, Никитский сорок, Пименовская в Старых Воротниках церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 324 об., 325; д. 1832, л. 212). Казанцев Сергей,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1871 гг.). Отец: Михаил Иоаннов († до 1871 г.), священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, Бронницы, Михаилоархангельский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 39). Каржавин Николай,родился 6 августа 1857 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Николай Иларионов († до 1876 г.), священник; Москва, Китайский сорок, Варваринская на Варварке церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 289 об., 290).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

80 . Бовкало. СПбДА=Бовкало А.А. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 – Петроградской) духовной академии 18141894, 18961918 гг. [Электронный ресурс:] http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html. 81 . Богатство православия=Богатство православия и нищета сектантства. ВСС. 1926. 11 (7). С. 1517. 82 . Богданович= Богданович С. , свящ. На страже православия. ПЦВ. 1910. 1617. С. 722724. 83 . Боголюбов= Боголюбов Д. И. Так что же нам делать? Миссионерский сборник. 1905. 6. С. 493502. 84 . Богородск-Ногинск=Богородск-Ногинск. Богородское краеведение [Электронный ресурс:] http://www.bogorodsk-noginsk.ru/lyudi/m-a. html. 85 . Большаков=Большаков А.М. Деревня: 18171927. С предисл. М.И. Калинина и С.Ф. Ольденбурга. М., 1927. 86 . Бондаренко=Бондаренко А. Как спасаются в «миру». НГ-религии. 2000. 14 июня. С. 8. 87 . Боровой=Боровой В., протопресв. «И он был верен до смерти». Ювеналий (Поярков), митр. Человек Церкви: К 20-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы (19291978). М., 1998. С. 91120. 88 . Борьба с панфинской=N. Борьба с панфинской и лютеранской пропагандой. АЕВ. 1907. 19. С. 633636. 89 . Боченков=«Впрочем, в моей епархии на священников гонения…»: Переписка архиепископа Мелетия и епископа Иоанникия Саратовского и Астраханского. Подг. текста и публ. В. Боченкова. Во время оно… История старообрядчества в свидетельствах и документах. Прилож. к ж-лу: Церковь . М., 2005. Вып. 1. С. 5592. 90 . Брокгауз-Эфрон=Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауза и Эфрона. СПб., 18901904. Т. 141. 91 . БРЭ IXIV=Большая Российская энциклопедия. М., 20042007. Т. IVIII (Издание продолжается). 92 . БСЭ IXXX=Большая советская энциклопедия. М., 19701981. Т. 130 (3-е изд.). 93 . Булгаков В.=Булгаков В.Ф. В осиротевшей Ясной поляне (Заметки из дневников 19121919 гг.). Голос минувшего на чужой стороне: Журнал истории и истории литературы. Париж, 1926. 3/XVI. С. 107122. 94 . Булгаков Г.=Булгаков Г.И. Западно-русские православные церковные соборы как органы церковного управления: Опыт историко-канонического исследования. Курск, 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Сотрудничал в московском старообрядческом журнале « Церковь », где постоянно публиковал полемические материалы в защиту старой веры и освещал дела Богородской старообрядческой общины, почетным председателем которой был, иногда помещал свою переписку с официальными лицами (вплоть до министров и самого премьер-министра П.А. Столыпина) по вопросам, затрагивающим интересы старообрядцев. Был прирожденным математиком, в уме свободно манипулировал огромными цифрами, вплоть до семизначных. Прекрасно играл в шахматы. Был знатоком живописи, имел множество картин: полотна И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, Переплетчикова, Жуковского, Ф.С. Рокотова; ему принадлежали две скульптуры – бюст Екатерины II работы Ф.И. Шубина и римская скульптура Колумба, стоившая огромных денег. Сейчас бывшая коллекция А.И. Морозова находится в запасниках краеведческого музея Ногинска. Для строительства своего дома, дома сыновей, а также одной из фабрик Морозов пригласил в Богородск модного тогда архитектора A.B. Кузнецова. В городе работал также и еще один известный архитектор – И. Е. Бондаренко. Благодаря Морозовым Богородск (Ногинск) стал городом русского модерна. В Богородске строились мужские и женские училища. В Глухове благодаря стараниям Арсения Морозова к началу Первой мировой войны сформировался уникальный социально-бытовой комплекс, включавший жилые дома, больничный городок, школы и училища, церкви, клуб приказчиков, библиотеку, фабричные лавки и магазины, а также огородные плантации для выращивания различных овощей. Жилые дома, построенные Морозовым для рабочих и служащих Глуховской мануфактуры, до сих пор используются по назначению. Для рабочих были построены 4-этажные казармы Т-образной формы с вентиляцией, канализацией, воздушным отоплением. Служащие жили в двухэтажных деревянных домах. Существовала и привилегированная улица, где жили иностранные специалисты и отечественные инженеры. Практически во всех домах, включая деревянные, была канализация. Для детей рабочих была открыта фабрично-заводская школа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

Первоначально колокольня была отдельно стоящей. Вскоре после постройки храма между ним и колокольней была возведена паперть, в которой размещалась кладовая для ризницы. В 1877 году последовали большие переделки в храмовом комплексе: внутреннее пространство храма увеличили за счет постройки трапезной и объединения ее с папертью. Тогда же западный вход был дополнен небольшим крыльцом. В интерьере храма сохранились фрагменты клеевой живописи середины XIX века, а также иконостас первой трети XIX века, выполненный в традициях классицизма. Современное состояние Успенской Стромынской церкви достаточно хорошее. Из книги «БОГОРОДСКИЕ СВЯТЫНИ. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. Старинное село Стромынь расположено в одном из живописнейших уголков Подмосковья, у границы с Владимирской областью. Через него проходила известная дорога Стромынка, получившая своё название в год осявщения Дубенского монастыря на Стромыни и соединявшая Москву с Владимиром. Название села связывается со словом " строить " - крепить, огораживать заболоченный участок местности. Монастырь возводился на низком месте, которое необходимо было " строить " , т. е. возвышать насыпью. По другой версии " стромынь " ( " стремнина " ) - место, где русло реки Дубёнки, в те времена быстрой и бурной, имело крутой поворот. Своё летоисчисление село начало с XIV столетия, когда оно стало упоминаться в актах и на картах Древней Руси под первоначальным названием Коровицыно. Всего около 50 километров разделяют Стромынь и Троице-Сергиеву Лавру. Но близость эта не только географическая, но и духовная. Самим угодником Божиим преподобным Сергием Радонежским был основан на Стромынской земле Успенский Дубенский монастырь. В 1379 году по воле Великого князя Дмитрия Иоанновича преподобный Сергий Радонежский ревностно занялся устройством монастыря. Местом для обители он избрал на Стромыни берег речки Дубёнки. В Никоновской летописи сказано: " ... и священа бысть церковь месяца декабря въ 1 день... лета 6887 " .

http://sobory.ru/article/?object=03920

Боголюбово. Церковь Иоакима и Анны. Карта и ближайшие объекты Над ст. Боголюбово в марте 1932 г. нависла угроза переименования. Возможно, сыграли свою роль переименования, произошедшие в Московской области в 1930 г., когда Воскресенск, Сергиев Посад и Богородск стали Истрой, Загорском и Ногинском, и переименование в 1932 г. Иваново-Вознесенска в Иваново. Вопрос же о переименовании ст. Боголюбово в ст. Безбожное был выдвинут Владимирским райисполкомом и был направлен в Облисполком. Но на заседании Административной комиссии при президиуме Ивановского облисполкома от 16 апреля 1932 г. вопрос о переименовании заслушали и оставили открытым. 3 ноября 1937 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК пишет Владимирскому райисполкому: «Если церковь с. Боголюбова не закрыта в установленном законом порядке, вызовите представителей религиозного общества и произведите регистрацию служителя культа». ГАВО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 68. Л. 1–2; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 698. Л. 8//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 22, 61. Село Боголюбово находится к востоку от Владимира, в 10 верстах, рядом с Боголюбовым монастырем. Когда в первый раз в Боголюбове построена церковь, неизвестно, но в патриарших окладных книгах 1628 г. значится церковь Богоотец Акима и Анны в селе Боголюбове в вотчине Боголюбова монастыря. В переписных книгах 1645-47 гг. «письма и меры князя Григория Шехонского» замечено, что церковь св. прав. Богоотец Акима и Анны деревянная, в церкви образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое строение церковное мирское. На церковной земле двор попа Федора Савина, двор дьячка Левки Ильина, двор просвирницы Марьицы, Маркелова дочери. В 1687 г. здесь была та же церковь с деревянною при ней колокольнею. В 1703 г. была построена здесь новая церковь и освящена во имя тех же святых; тогда при церкви был поп Тимофей, который и получил новый антиминс из патриаршего приказа. Как долго существовала эта новопостроенная церковь, с точностью неизвестно, но из хранящейся в церкви храмозданной грамоты, данной в 1819 г. епископом Ксенофонтом, видно, что в начале XIX ст. в Боголюбове были две обветшавшие уже деревянные церкви: одна во имя Рождества Христова, а другая в честь Богоотец Иоакима и Анны. Вместо этих деревянных церквей и выстроена существующая ныне каменная двухэтажная церковь. Престол в нижнем этаже освящен в 1830 г., а в верхнем - в 1857 г. Немного позднее церкви построена каменная колокольня. Престолов в церкви два: в верхнем этаже – в честь св. прав. Иоакима и Анны, а в нижнем – в честь Рождества Христова. В нижней церкви сохранились иконы древнего письма, перенесенные сюда из прежней деревянной церкви. К числу замечательных икон нужно отнести икону Нерукотворенного Спаса, перенесенную сюда, по местному преданию, из бывшей когда-то на кладбище церкви. Остальные все иконы письма нового, работы местного живописца.

http://sobory.ru/article/?object=01996

29. В 1771 году, когда по Божиим судьбам царствующий град Москва и другие грады и места посещены были смертоносною язвою, тогда и состоящее при Лавре селение многих жителей от тоя язвы лишилося. Но во Обители, хотя она и отверста была всем приходящим, не только монашествующие и семинаристы, коих было более 200 человек, ни чем невредны сохранились: но и из служителей Обители, вне ея живших и домы свои не особенно, но вкупе с прочими от язвы умершими, или умирающими имевших, ни к единому та смертоносная язва не прикоснулась. 30. В 1812 году, когда надменный повелитель Франции с огнем и мечем вторгшись в любезное наше Отечество, опустошил многие веси и грады и самый Первопрестольный град Москву, и захватив алчными руками своими Дмитров и Богородск, простер оные далее к Обители Преподобного Сергия и Никона; тогда помянув Бог древния милости своя к Обители сей молитвами Святых Угодников своих сохранил ее от всегубительного огня и меча и из градов Дмитрова и Богородска, внезапно обратил в бегство нечестивые полчища Наполеона. 31. Не должно же предать забвению, что Лавра удостоила в недра свои принять и хранить благочестивые останки многих знаменитых особ. В ней кроме тех, о коих выше в своих местах объявлено, погребены: Епископ Смоленский Михаил, в 6910 году, Моисей Архиепископ Рязанский. Архиепископы Вологодские: Иоасаф, Алексий и Варлаам, Архиепископ Ростовский Никандр. Еще в Лавре же погребен Феодосий Митрополит Московский и всея России, и хотя гроба его в Лавре никакого знака не осталось; но о сем точно поминается в летописце печатанном в Синодальной типографии в 1784 году, на странице 286 в 6984 году. Также премногие во Обители сей из знаменитых родов погребены, яко то, Князей Одоевских, Князей Трубецких, Князей Голицыных, Пронских, Басмановых, Желябужских, Булгаковых, Волынских, Салтыковых, Воротынских, Нагих, Князей Горбатых, Глинских, Князей Бахтеяровых, Приимковых и Буйносовых Ростовских, Кашиных, Оболенских, Плещеевых, Бутурлиных, Шубиных, Князей Хворостиных, Шуйских, Скопиных, Ташевых, Годуновых, Князей Пожарских, Князей Гагиных, Князей Елецких, Клубуковых, Дмитриевых, Зачесломских, Скрыпицыных, Курцовых, Бутеневых, 3агрязских, Дуровых, Елизаровых, Холмских, Князей Ряполоских, Князей Куракиных, Телятевских, Соловцовых Писемских, Князей Щербатовых , Сукиных, Полтевых, Собакиных, Милославских , Булатниковых, Ляпуновых, Ржевских, Князей Мещерских, Князей Мосальских, Новосильцовых, Князей Шаховских, Пушкиных, Головкиных, Головиных, Опочининых, Военачальник Шеин, и других премногих, их же имена в книге животней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старообрядческие краеведы считали, что «Беливский приход в Гуслицах свое начало берет в средних годах XVII в.» (Старообрядцы. Н. Новг., 1909. 5/6. С. 378-379). По др. данным, в 1671 г. близ дер. Беливо (ныне Орехово-Зуевского р-на) был устроен старообрядческий мон-рь, в 70-х гг. XVIII в. здесь числилось более 240 насельников. Близ этой обители, среди торфяных болот, располагались муж. мон-ри «Камень» и «Осипова Грива», неподалеку был устроен жен. мон-рь «Прексенна Грива». Близ дер. Анциферово Богородского у. действовал жен. скит во имя св. Параскевы Пятницы. В XVIII в. гуслицкие иноки поддерживали связи со своими единоверцами в Москве, Стародубье , на Ветке, Иргизе (см. ст. Иргизские монастыри ), на Керженце. Село Рогожи, ставшее в 1781 г. городом Богородском (с 1930 Ногинск), было большой ямской станцией на тракте от Рогожской заставы в Москве, близ которой в 1771 г. основано Рогожское кладбище - центр старообрядцев-поповцев, до Владимира и Н. Новгорода. Богородск являлся важным центром старообрядчества. В этом подмосковном крае сложилась уникальная старообрядческая культура, оказавшая влияние на всю Россию. В 1826 г. в Богородском у. официально числилась 51 старообрядческая моленная (по «московской вере», или «по Рогожскому кладбищу»). Моленные существовали почти во всех гуслицких деревнях и селах, в нек-рых (в Беливе и Заволинье (Заволенье) Богородского у.) действовали по 2 моленных (ЦГИАМ. Ф. 16. Оп. 109. Д. 4. Л. 155). В нач. XIX в. мн. предприимчивые гуслицкие крестьяне перебрались в Москву, где записались в московское купечество и стали экономической опорой старообрядческой общины Рогожского кладбища: Солдатёнковы , Рахмановы , Царские, Аллилуевы, Досужевы, Симоновы, Кулаковы и др. В 30-50-х гг. XIX в. гуслицкие мон-ри почти все были разорены, их насельники скрывались в тайных кельях. В сер. XIX в. большинство старообрядцев в Вост. и Юж. Подмосковье приняли новоучрежденную Белокриницкую иерархию . К 1898 г. в Богородском у. действовали 118 моленных старообрядцев, приемлющих священство. Ряд моленных (в деревнях Богородского у. Гридиной, Чёлоховой, Кругловой, Алексеевской, Максимовской) существовали к тому времени более 70 лет. После издания в 1862 г. Московской архиепископией «Окружного послания» появились многочисленные общины старообрядцев белокриницкого согласия, не принявших этот документ («неокружники»). Движение «неокружников» здесь было многочисленным до кон. XX в.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Во второй половине дня совершил молебен в Ярославских мастерских у Ярославского вокзала. Паровозные машинисты преподнесли патриарху благодарственный адрес: «Христос воскресе, Ваше Святейшество! Как счастливы мы видеть Тебя, Святейший Патриарх, среди нас, тружеников, в великий для нас день памяти покровителя нашего Святителя Николая. Какими словами мы будем приветствовать и благодарить Тебя за Твою любовь к нам, труженикам, и сердечную простоту, с которой Ты откликнулся на наш призыв приехать к нам и помолиться в этот знаменитый для нас день?! Мы – русские люди, и нам дороги обычаи седой старины, и поэтому, встречая Тебя на пороге вседневной нашей работы, мы приветствуем Тебя по старинному русскому обычаю словами: «Добро пожаловать, Святейший Патриарх, и прими же наши скромные хлеб и соль». Гряди и помолись с нами, чтобы Господь, воскресший из мертвых, по молитвам Твоим и Святителя Николая дал нам силы и крепость для дальнейшего продолжения той трудной работы, какая нам поручена». 12/25 мая. День памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России. Служил литургию в Успенском соборе Кремля. В тот же день выехал в город Богородск Московской губернии, где совершил всенощную в Богоявленском соборе. Священнослужители Богородского уезда и города преподнесли патриарху адрес. В нем, в частности, говорится, что его патриаршее служение напоминает служение священномученика Ермогена в Смутное время и «все, не исключая врагов Твоих, почувствовали, что в новое лихолетье в древней Москве на страже народных святынь опять стоит сильный духом Божий избранник». 13/26 мая. Служил литургию в Богоявленском соборе Богородска. К концу богослужения к собору прибыли крестные ходы из окрестных сел, слились в единый крестный ход и во главе с патриархом прошли вокруг города. Завершился крестный ход молебном в присутствии не менее 100 тысяч богомольцев. В тот же день патриарх отбыл в Москву. 15/28 мая. Служил литургию в Архангельском соборе Кремля. 18/31 мая. Служил литургию в храме Христа Спасителя и возглавил крестный ход на Москву – реку.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010