Все от малого до большого выходили на встречу, матери держали на руках грудных младенцев 48 ! Преосв. Игнатий благословлял каждого из них отдельно. А в селениях, где живут закоренелые раскольники, народ и не показывался: не восхоте благословения, и удалится от него ( Псал. 108:17 )! По возвращении в Павловский посад, несмотря на видимую усталость, преосвященный посетил кладбище, где строится новая церковь , и благословил начатое здание на все четыре стороны. Здесь же была лития над могилою почетного гражданина В. И. Грязнова. Покойный, как слышал я, за десять минут до своей кончины благоговейно причастился и произнес: аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси ( Псал. 22:4 ). На другое утро, 4-го сентября, преосвященный слушал литургию в Казанской села Мери церкви (в 8 вер.), построенной в 1863 году, благодаря усердию проживающих в том селе купцов Павловского посада: Ф. Е. Рудакова и С. И. Салтыкова. Преосв. Игнатий посетил их. В самом посаде он в 11 часу дня посетил училище подведомственное министерству народного просвещения. Послеобеденное время посвящено было обозрению церквей, находящихся на пути в г. Богородск (в 16 вер. от посада). Таковы: 1) Христорождественская, что у озера Далинищева (в 5 вер.), 2) Успенская в селе Богословском (в 7 вер.), на шоссейной дороге, основана первоначально 1726 года строителем бывшей на том месте Богословской пустыни, о. иеродиаконом Петром. Священник В. П. Белоусов уволен за штат по прошению, и в сей день назначено было венчание в Богословской церкви будущего священника Покровского. В селе от общества деревни Буньковой была встреча с иконою, хлебом и солью. 3) Успенская (в 14 вер.). В Богородске (в 50 вер. от Москвы), куда преосвященный Игнатий прибыл вечером в начале 5-го часа, всех жителей 1709 чел. Соборная Богоявленская церковь воздвигнута новая, но еще не окончена внутреннею отделкою и только оштукатурена. Придельный храм с двумя престолами устроен в благодарность Богу за последовавшее в 1812 году 1-го октября избавление г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Захар Саввич – основатель богородской ветви морозовского дома. В 1842 г. второй сын знаменитого Саввы Васильевича Морозова купил у дворян Жеребцовых сельцо Глухово (Жеребиху) на берегу Клязьмы в 2 верстах от Богородска. Спустя пять лет началось строительство бумаготкацкой фабрики с механическими станками и бумагопрядильным отделением, а в 1857 году утверждено Товарищество Богородско-Глуховской мануфактуры. Память о деде Арсений Иванович увековечил в названии храма, а его брат Давыд Иванович – в названии «Захарово» конечной станции железнодорожной ветки, соединившей Богородск с Нижегородской железной дорогой. Во время стройки Морозов не докучал архитектору излишним контролем. При строительстве Бондаренко применял новейшие технологии. Он смело внедрял железобетон в храмостроительную практику, сотрудничая с инженером лучшей московской фирмы по бетонным работам «Юлий Гук» А.Ф. Лолейтом. Спроектированный и построенный под надзором Бондаренко храм заказчику понравился, особенно восхитила его акустика, «резонанс», ведь храм был предназначен для церковных служб в сопровождении знаменитого старообрядческого хора Морозова. Проект рассмотрен и одобрен строительным отделением Московского губернского правления по протоколу, состоявшемуся 29 апреля 1911 г. Сохранилась Пояснительная записка к проекту храма Богородско-Глуховской старообрядческой общины в г. Богородске Московской губернии. Здесь мы можем почерпнуть следующие данные: Проектируемый храм рассчитан на 270 человек, считая по 12 человек на кв. сажень полезной площади пола, причем площадь храма делится на 1) храм 5.00 х 3.50=17. 50 кв. саженей и 2) притвор 5.00 х 2.00=10. 00 кв. саженей; полезную площадь притвора можно принять равной ½, так как притвор предназначается для скамей для отдыха и церковных ящиков (17 50 – 5.00=22.50 х 12=270 человек). Придел [святителя Николы Чудотворца] площадью=5. 00 кв. саженей предназначен для будничной службы. Храм перекрыт железобетонными сводами (расчет коих прилагается) с утеплением их изолирующей массой толщиной в 4-5 вершков.

http://sobory.ru/article/?object=16770

5) Если будет обнаружено злоупотребление церковным имуществом или растрата последнего. 6) Если общество или группа не зарегистрируется. 7) В случае недостаточной охраны храма. 8) Если молитвенное здание, в виду своей ветхости, угрожает обвалом, а верующие отказываются от производства затребованного технической комиссией ремонта. 9) Если общество или группа не платит налогов, страховой премии или устраивает принудительные сборы на церковныя нужды. 10) Если общество или группа само отказывается от храма. При наличности таких поводов, любой храм и в любое время может быть отобран от верующих. «Не мало теперь сел, городов и даже целых местностей, – говорит проф.  С. Троицкий , в своем труде «Почему и как закрываются храмы в советской России», откуда мы взяли много материала, – где не осталось ни одного храма. Таким селам и городам большевики присваивают имя или эпитет «безбожных». Такими являются (1930 год) село Новое Владимирской губ., город Богородск, Подольск, Херсон, Калуга, Коломна, Арзамас, Чита, Калач, Переяславль и другие. На съезде безбожников Украины в Киеве в 1929 году было постановлено уничтожить иконы. В 1927 и 1928 годах в Туле было сожжено более 2.000 икон, а в Бахмаче даже 4.000. Почти отовсюду сняты колокола. Драгоценныя вещи из ризниц монастырей и церквей проданы заграницу или «берутся для научной переработки на дому и не возвращаются». Никакой охраны музейных ценностей по существу нет. Возвращаясь к храмам, нужно заметить, что в 1928 году в Харькове было 28 церквей, теперь только 6 и то на окраинах. В Петрограде с 1921 по 1937 г.г. уничтожено 8 соборов, 44 приходских, 43 монастырских и 12 часовен, осталось 20 церквей, которыя и обслуживаются 30-ю священниками. В Благовещенске многия церкви разрушены до основания, а та, которая сохранилась, в 1936 году обращена в склад сена. В 1936 году в Новгороде взорван собор, в Житомире открыта только одна кладбищенская церковь . 26 июня 1936 года закрыта последняя церковь в Волчанске около Харькова. Часовня Св. Тихона на Арбате в Москве и Св. Власа в Ярославле обращены в общественныя уборныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Максимилиана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Ювеналий, который, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Сегодня Вы совершили богослужение на этой земле, освященной благочестием и мученической кровью священнослужителей и верующих, запечатлевших свою горячую веру. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон вместе с сопутствующими ему архипастырями совершил сюда свой пастырский визит. А 20 лет назад, когда совершалось перенесение честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий служил здесь всенощную, пребывал здесь, а наутро направился дальше сопровождать святые мощи и совершил Божественную литургию в Орехово-Зуеве». Митрополит Ювеналий преподнес Его Святейшеству икону священномученика Константина Богородского с частицей мощей. Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом . В память о посещении Святейший Патриарх Кирилл передал Богоявленскому собору список Казанской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки священномученика Константина Богородского с Патриаршим благословением. В XVII в. город Ногинск был ямским селом Рогожа. На месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755-1767 гг. в с. Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и было переименовано в Богородск. В 1822-1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В 1873 г. церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 г. построен новый, более просторный храм в честь Святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885-1886 гг. колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 г. сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.

http://patriarchia.ru/db/text/1839860.ht...

Услышав о движении наших войск от Можайска, владыка целый день ничего не ел, как его ни упрашивали... Он покинул Москву лишь за два дня до вступления туда французов и, отказавшись следовать вглубь России, остался в Вифании. Вместе со всеми ночью видел он грозное зарево, когда горела Москва... Приходили вести из Москвы, занятой французами. Наполеоновские войска были голодны. Мародеры ходили по городу, забирали, что им глянется, уводили лошадей, коров. Начались пожары. Разные были толки насчет пожаров Москвы: одни думали, что поджигают французы; французы говорили, что по наущению Ростопчина, которого они считали воспитанником митрополита Платона 304 , поджигают русские, а как впоследствии выяснилось, в основном поджигали свои дома сами хозяева. Многие рассуждали так: «Пропадай все мое имущество, сгори мой дом, да не оставайся окаянным собакам, будь ничье, чего я взять не могу, только не попадайся в руки этих проклятых французов». Бонапарт торжествовал, когда, вступив в Москву и поселившись в Кремлевском дворце, вообразил себе, что со взятием русской столицы покорил и всю Россию; но не тут-то было: с этого времени и начались все его бедствия. В ту пору Наполеон торжественно объявил жителям, что богослужение позволяется в церквах отправлять беспрепятственно, и между тем наводил справки о митрополите Платоне. Пишут – он заставлял одного старого иерея, Михаила Пылая, облачаться в архиерейские ризы, желая представить пред собою митрополита. Кто знает, какие виды имел он на митрополита Московского и что готовил ему. Меж тем дошли известия до Вифании, что французы захватили Богородск и Дмитров, ближайшие к Лавре подмосковные города. А ведь Лавра находилась в Дмитровском уезде. Смертельно раненый князь Багратион, привезенный с Бородинского поля в Лавру, умолял братию спасать мощи Преподобного Сергия и лаврские сокровища от наступавших французов. Но митрополит Платон не велел прикасаться к святыне и нарушать веру в заступничество Преподобного. На праздник Покрова крестным ходом обошли стены обители, и в тот же день отряд французов, шедший на Лавру, получил приказ возвратиться с половины дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Померанцев Дмитрий, родился 26 октября 1858 г.; Московская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец: Илья Померанцев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Косино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 326 об., 327; д. 1832, л. 210). Померанцев Николай, родился около 1854 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Илья Матвеев, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Косино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 187). Пономарев Василий,родился 22 января 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Василий Григорьев Пономарев, пономарь; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Троицкая церковь 1870, (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 292 об., 293). Пономарев Сергей, родился 11 июня 1859 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Афонасий Григорьев († до 1878 г.), священник; Московская губерния, Богородский уезд, Богородск, Богоявленский собор (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 316 об., 317). Попов Александр,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1869–1876 гг.). Отец: Иван Попов, дьячок; Москва, Сретенский сорок, Крестовоздвиженская в Алексеевском монастыре церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 284 об., 285). Попов Павел,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец: Василий Феодотов, пономарь; Москва, Замоскворецкий сорок, Св. Богоотец Иоакима и Анны, что на Якиманке, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 281 об., 282). Поспелов Александр,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Иоанн Алексеев, заштатный священник; Московская губерния, Коломенский уезд, село Воловичи, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 62). Поспелов Николай,родился около 1853 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Александр Алексеев, пономарь; Москва, Пречистенский сорок, Богоявленская в Дорогомиловской слободе церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 237).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Но прежде, чем излагать указанный ответ Московского святителя, нам следует обратиться несколько назад, вернуться к 1857 году, когда вопрос об единоверческом епископе был возбужден м. Филаретом по-своему личному почину, без всякаго участия со стороны самих единоверцев, и решен им в положительном смысле. Причина возбуждения этого вопроса Московским митрополитом и благоприятного для единоверцев решения его этим архипастырем заключается в известных уже нам особенных обстоятельствах того времени. To было время, когда, с одной стороны, раскольники-поповцы, все еще колебавшиеся между старым беглопоповством и новоявленною австрийскою иерархией, делали последние усиленные попытки получить независимых от духовного начальства священников, – попытки, встретившие себе поддержку в некоторых влиятельных правительственных лицах и соблазнившие самих единоверцев; когда, с другой стороны, австрийская иерархия, пользуясь наступившим с нового царствования более благоприятным для раскола временем, начала делать быстрые успехи среди раскольников. В это-то печальное для православия время, м. Филарет, «стараясь, по его собственному выражению, открыть путь к выходу из затруднения» 1287 , т.е., как он сам выясняет, чтобы, с одной стороны, «оказать и со стороны духовного начальства споспешествование снисхождению правительства к раскольникам, без нарушения церковных правил и без опасения расстройства иерархии» 1288 , а с другой – «для отражения начинавшегося влияния заграничной лжеиерархии» 1289 , – предложил, в секретном письме к митрополиту С.-Петербургскому Григорию (от 24 декабря), «суждению иерархии», между прочим, мысль об учреждении единоверческого епископства «в ограниченном, по его позднейшему выражению, виде» 1290 , именно – в качестве второго викариатства Московской епархии, с наименованием нового викария епископом Богородским, так как «уездный город Богородск, говорит Филарет, имеет одну церковь со служением по чину единоверческому и наибольшее из всех уездов Московской епархии число раскольников». Этому единоверческому епископу Богородскому можно было, по мысли Московского митрополита, поручить единоверческие церкви не только Московской епархии, но, «по усмотрению надобности и по удобству», – и «некоторых ближайших епархий». Ему же следовало «подчинить Богородское духовное правление, чтобы оно заменяло ему консисторию для единоверческих дел». Московский святитель указал и местопребывание этому новому епископу – «при существующей, благолепно устроенной, церкви единоверческого в Москве кладбища, при котором есть и два двухэтажных каменных здания. Здесь устроит архиерейский дом и вместе единоверческий монастырь по подобию Чудова» 1291 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Представительница мастерской Андрея Мельникова пояснила, что иконы и росписи выполнены в классическом палехском стиле с использованием золота — на золотом фоне и золотой росписью. «Это самый красивый храм в Богород­ском благочинии и по архитектуре, и по внутренней отделке. Многие люди, про­знав о таком благолепном храме, будут приезжать сюда на службы», — полагает назначенный сюда настоятелем священник Иоанн Минин. Богослужения будут здесь совершаться по выходным и праздничным дням. В округе четыре деревни, в 12 кило­метрах — Богородск. Открывшийся приход должен послужить духовному возрождению русского села. Ради этого и возрождаются на Руси храмы. Источник: 27.08.2012 г. сайт Нижегородской епархии http://www.nne.ru/events.php?id=288   Вознесенская церковь в селе Нагавицыне Богородского района является памятником истории и культуры регионального значения. Ныне существующее здание построено в 1845 году на месте более ранней Георгиевской церкви. Крестьяне села Нагавицына были издревле приписаны к Нижегородскому Печерскому монастырю, до середины XIX века являлись его крепостными и занимались заготовкой дров в близлежащих лесах. Храм строился на средства прихожан и на средства, собираемые со сборными книгами. При храме имелась церковно-приходская и земская школы. После закрытия церкви в 30-е гг. XX века были разобраны колокольня и приколоколенные палатки, здание приспособлено под мирские нужды. Однако, до 50-х гг. XX века церковь, будучи недействующей, сохраняла свой облик. Председатель местного колхоза, до середины XX века объединявшего Нагавицыно и Кузнецово, попытался разобрать ее на кирпичи.  Планировочная структура храма имеет трехчастную продольно-осевую систему типа " корабль " . Архитектура фасадов решена в стиле классицизма. В настоящее время церковь имеет три престола: кроме Вознесенского, еще в честь Смоленской иконы Божией Матери и Георгия Победоносца. Храмовая часть представляет собой бесстолпный, двусветный четверик, со световым барабаном, покоящимся на подпружных арках и парусах. Фасады четверика венчаются фронтонами на четыре стороны. Круглый барабан в восемь полуциркульных окон завершен сферическим куполом, увенчанным небольшой главкой с подкрестным шаром и деревянным остовом креста.

http://sobory.ru/article/?object=13894

Круг его миссионерской деятельности постепенно расширялся, по благословению преосвященного Тихона он был утвержден учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначен миссионером братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем противораскольнической библиотеки в Вольске. Еще через три года преосвященный Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначил его противораскольническим миссионером Саратовской епархии. За время своего самоотверженного подвижнического миссионерского служения в Саратовской епархии с 1876 по 1895 годы Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в старообрядчество и различные раскольнические секты и утвердить в Православии более пятисот человек, хотя, по свидетельству современников, их число и «исчислить трудно». Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) , обеспокоенного активностью старообрядцев и сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде. Именно сюда, в Богородск, 4 марта 1895 года Константин Голубев был определен митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию в Богоявленский собор с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов. 12 марта епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. В том же году протоиерей Константин вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного комитета о тюрьмах и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных – так, он совершал богослужения в тюремном храме, покуда туда не был определен постоянный священник. За обращение православных из старообрядчества и сектантства отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 года он назначается председателем богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 году он был поставлен заведующим Истомкинской церковноприходской школы при фабрике Шибаевых, при которой с 1901 года стал состоять законоучителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

510 Князю же сущу на Рогожьских полех... – Древнее село и волость Рогож, затем город Богородск, ныне Ногинск Московской обл. 511 ...в корътл – верхней женской одежде типа халата с длинными, широкими рукавами, в зимнее время подбивалась мехом. 512 ...жал ми увисла же отлогъ. – Отлог (видимо, от южнорусского видлога)– название пришивного κ верхней дополнительной одежде типа откидного колпака или башлыка. Увисла – вероятно, кожаная бахромчатая оторочка «видлоги». Эти объяснения, высказанные Η. Η. Ворониным (Воронин Н. Н. Из истории русско-византийской церковной борьбы XII в.//Византийский временник. М., 1965. Т. XXVI. С. 180–218), подтверждают миниатюры Лицевого свода, посвященные «Сказанию об иконе Владимирской Богоматери» XVI в., на которых изображена попадья Микулина со снохою, в их одеждах различимы корътль, увисла, отлог. 515 ...извлекоша и въ притвор... – Сказание упоминает действительно существовавшую часть храма – притвор Успенского собора, который исчез при реконструкции собора в 1185–1189 гг., что еще раз подтверждает раннее время возникновения Сказания (Воронин Η. Η. Из истории... с. 197). 517 ...омывше водою икону Пресвятыя Богородица... – Омовение водою чудотворных икон, которые таким образом передавали свою чудотворную силу, было известно на Руси и в Византии. При написании списка чудотворной Иверской иконы Богоматери на Афоне для растворения красок использовали омовенную воду с чудотворной иконы – святыни Иверского монастыря. Известен специальный чин «омыти мощи святых потребы ради», перевод его приписывается митрополиту Киприану. Об освящении воды посредством омовения мощей и икон и употреблении ее для исцеления от болезней повествуют Стоглав и Домострой. Β народной традиции был распространен обычай употребления при недугах воды, слитой с благословенной родительской иконы (Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу, т. II, М., 1868, с. 189). Β Сказании об Ахтырской иконе Богоматери говорится, что сама Богоматерь, явившись во сне священнику, поведала ему, что водою, омовенною с Ее иконы, получат исцеление страдающие лихорадкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010