Кто увидит мои слезы, кто сочтет мои страданья? Не сметет их даже ветер, грозный ветер мирозданья... Но суровое возмездье напророчили пророки. Значит, скоро, значит, близко? При дверях и на пороге. Что ж ты медлишь, Всемогущий, или стрелы затупились? Или молнии погасли, или громы разрядились?.. Боже, Боже милосердный, перед той грядущей встречей Ты прости мне дерзкий ропот, мои суетные речи. Ты прости мне малодушье, Ты прости мне маловерье, Я – лишь слабая былинка пред Твоей высокой дверью. Моя горькая молитва никого не потревожит, Только Ты ее услышишь, Ты ее услышишь, Боже... Богородская трава В детстве мне причудилось: на святую Троицу – Виделось, как будто наяву, – Ходит по России Матерь Богородица, Сеет богородскую траву. Ранними утрами, в легком одеянии Шла Она, нездешняя краса, – Зажигались степи золотым сиянием, И мерцали темные леса. Детскою душою так хотелось слиться С образом небесной чистоты... Где Она ходила, распевали птицы, Где ступала, там росли цветы. И несла незримо помощь человеку: Путника водою напоит, Плачущих утешит, исцелит калеку, Пахаря на труд благословит... В плаче покаянном вдруг душа заходится: Праведно ли, правильно ль живу? Где Ты нынче, Матерь Богородица, Сеешь богородскую траву? Под солнцем единым у Господа Бога Нас мало – дающих; просящих – нас много. И каждый по-своему с Ним говорит, И каждый о чем-то молитву творит. Но мало кто помнит в гордыне пустой: Мы – только песчинки под Божьей пятой. И мало кто Господа боготворит, С мольбой и смирением благодарит. Кто нежность и кротость приносит Ему – За утренний свет и вечернюю тьму, За бренное тело и всю его боль, За горькую нашу земную юдоль; За звездную душу – подарок небес, За то, что однажды ты к жизни воскрес И понял ценою страданий и слез Величие жертвы, что Он нам принес. За то, что дано нам, чрез муки Отца, Трагедию мира познать до конца. Не роптать бы надо, а молиться Ранний час доверчиво встречать. Солнышку и небу удивиться, Травам и деревьям поклониться, Ощутить земную благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

С 1763 года и до октябрьского переворота этот чин совершался в особой Крестовой палате Патриаршего дворца (XVII век), потому и называвшейся Мироваренной. А затем, после довольно продолжительного перерыва, с середины 40-х годов - в старом соборе Донского монастыря. В Православной Церкви святое миро употребляется в трех случаях: после Крещения, при освящении храмов и над Государями при короновании. Состав его насчитывает от сорока до семидесяти пяти компонентов. Само описание мира звучит необычайно поэтично: елей, вино белое виноградное, стиракса, ладаны - росный, простой белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, трава базилика, корни - фиалковый, белый, имбирный, ирный, калганный, кардамонный, масло мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин (скипидар) венецианский, благовонные масла - бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое. Сегодня, как и несколько веков назад, утром Великого Понедельника Патриарх трикирием (переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы) возжигает под мироварною печью огонь и начинает чтение Евангелия, которое потом продолжает читаться чередой непрерывно сменяющихся священников. Диаконы в это время помешивают состав особыми веслами. В Великую Среду крестообразно, трижды по трижды, в миро добавляют последние необходимые вещества, и состав разливают по сосудам. Мироварение не случайно заканчивается в Великую Среду - в этот день Церкви вспоминает, как грешница помазала Господа миром, читая об этом евангельское повествование. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, после заамвонной молитвы, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. В Великий Четверг в главном московском соборе во время литургии совершается освящение приготовленного мира, в алавастре (сосудец, в котором держали миро, жидкие масти и ароматы), где хранится святое миро еще от апостолов Христовых: в него каждый раз вливается некоторое количество свежего мира.

http://zavet.ru/news/news-s010408.htm

Владимирский собор 1274 года осудил укоренившуюся было практику, сводящую Миропомазание и помазание елеем во время Крещения в одно действие. Отцы собора постановили совершать их отдельно и когда это положено в чинопоследовании Таинств. В XV веке во время совершения Таинства пелся псалом «Блажени, имже оставишися беззакония» и кроме вышеуказанных частей тела помазывалось иногда «на сердце, на чреве и на плечах». Затем следовало облачение новокрещенного в срачицу и верхнюю одежду со словами: «Одевается раб Божий, имярек, одеждою веселия и возрадования». В XVI веке к частям тела, которые помазываются в современном чине Таинства, прибавлялись «сердце, чрево и плечи». Приготовление и освящение Мира Святое Миро – благовонный состав, насчитывающий, по разным источникам, от 35 до 75 элементов 18 , среди которых: елей, белое виноградное вино, стиракса; ладаны – росный, простой белый и черный; мастика, сандарак, розовые цветы, трава базилика; корни – фиалковый, белый, имбирный, калганный, кардамонный; масло мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин (скипидар) венецианский; благовонные масла – бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое; смирна, толченый мрамор 19 и др. Обилие составляющих миро элементов символизирует многообразие христианских добродетелей. Мироварение . Варили и освящали Миро для совершения Таинства только сами апостолы, а несколько позже право мироварения было дано поставленным ими епископам. Те в свою очередь стали рассылать сваренное Миро священникам, использовавшим его при совершении Таинства Миропомазания. Миро стали приготовлять по образцу того благовонного состава, которым в ветхозаветную эпоху помазывались цари (И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула – ред.) и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего ( 1Цар. 10; 1 )) и пророки, а также священники для Иерусалимского Храма. В Русской Церкви были традиционные места приготовления святого Мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

А Аллегория (от др.-греч. λληγορα – иносказание) – художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа иди диалога. Антракт (фр. entracte, от entre – между и acte – действие) – перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. Б Бабье лето – длительный период тёплой и сухой погоды в конце сентября или в нерпой половине октября в Европе и Северной Америке. Связан с устойчивым антициклоном. Бабье лето наступает после значительного похолодания и может сопровождаться вторичным цветением некоторых растений, обычно цветущих только 1 раз и год. Согласно словарю Брокгауза и Эфрона бабье лето – это начало осени (обыкновенно с 1 до 10 сентября), когда по воздуху носятся белые нити. По словарю В. Даля, начало и конец бабьего лета были связаны с народными праздниками: оно начиналось в день Симеона-летопроводца 1(14) сентября и закапчивалось на Осенины 8(21) сентября (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) или в день Воздвиженья 14(27) сентября. Бельмо – помутнение роговой оболочки глаза. Богородицкая (богородская) трава, или тимьян, или чабрец (лат. Thymus) – род полукустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae), листья используются в качестве приправы. Растение обладает сильным ароматом, пряным тёплым запахом, обусловленным в основном фенольными летучими ароматными веществами. Макс Фасмер выводит русское название темьян (именно через «е»), равно как и древнерусское темьанъ, старославянское темьнъ, болгарское тимян, сербохорватское из греч. Θυμαμα – благовонные вещества. Зафиксировано множество народных названий тимьяна (в большей степени относящиеся к виду Thymus serpyllum – Тимьян ползучий): богородская трава, бороной перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка, чабрец. Богородская трава с древних пор используется в народной медицине. Лечебные свойства чабреца неоспоримы. Отвары его и просто истертая в порошок трава в народной медицине обычно применяются в виде различных повязок при воспалении седалищного нерва, при радикулите. В виде отвара или мази (обычно па меду) тимьян «очищает лёгкие», способствует лучшему отхаркиванию и хорошо успокаивает боли. Рекомендуется при лечении бронхитов (в виде сиропов). К положительным свойства чабреца относится и то, что его можно применять в виде ванн. Ванны из чабреца полезны при неврологических заболенаниях, кожных сыпях, радикулите, ревматизме, заболеваниях суставов и мышц. Чай из чабреца рекомендован при гриппе, спазмах желудка, заболеваниях почек, как мочегонное, при анемии, бессоннице, мигренях, ревматических болях. Распространённая и окрестностях города Богородиц-ка Тульской области и перекликающаяся но названию Богородицкая трава в XVIII в. была помещена па герб, указывая па название города.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Богородицкая (богородская) трава, или Тимьян, или Чабрец (лат. Thymus) – род полукустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae), листья используются в качестве приправы. Растение сильно ароматно, с пряным тёплым запахом, обусловленным в основном фенольными летучими ароматными веществами. Макс Фасмер выводит русское название темьян (именно через «е»), равно как и древнерусское темьанъ, старославянское темынъ, болгарское тимян, сербохорватское maмjah, из греч. Θυμαμα – благовонные вещества. Зафиксировано множество народных названий тимьяна (в большей степени относящиеся к виду Thymus seipyllum – Тимьян ползучий): богородская трава, боровой перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка, чабрец. Богородская трава с древних пор используется в народной медицине. Лечебные свойства чабреца неоспоримы. Отвары его и просто истертая в порошок трава в народной медицине обычно применяются в виде различных повязок при воспалении седалищного нерва, при радикулите. В виде отвара или же мази (обычно на меду) тимьян «очищает лёгкие», он способствует лучшему отхаркиванию и хорошо успокаивает боли. Рекомендуется при лечении бронхитов (в виде сиропов). К положительным свойства чабреца относится и то, что его можно применять в виде ванн. Ванны из чабреца полезны при неврологических заболеваниях, кожных сыпях, радикулите, ревматизме, заболеваниях суставов и мышц. Чай из чабреца рекомендован при гриппе, при спазмах желудка, заболеваниях почек, как мочегонное, при анемии, бессоннице, мигренях, ревматических болях. Распространённая в окрестностях города Богородицка Тульской области и перекликающаяся по названию Богородицкая трава в XVIII в. была помещена на герб, указывая на название города. Бонза – буддийский монах. Брачный контракт – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Верста – русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 м, до реформы XVIII в. – 1066,781 м). Упоминается в литературных источниках с XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Колонисты скоро привыкли пользоваться лестницей. Все они были людьми ловкими и подвижными. Пенкроф в качестве бывшего моряка, привыкшего лазать по вантам, дал им несколько уроков. Значительно труднее было научить этому искусству Топа. Бедняга не привык к таким упражнениям. Но Пенкроф был отличным учителем, и в скором времени Топ стал так же легко взбираться по лестнице, как это делают его собратья в цирке. Нечего и говорить, что моряк был горд успехами своего ученика. Тем не менее частенько Пенкроф поднимался в Гранитный дворец с Топом на спине, к большому удовольствию умного пса. Несмотря на то, что работы по оборудованию жилья велись ускоренным темпом, так как холодный сезон приближался, колонисты не забывали позаботиться и о заготовке провизии. Герберт и журналист, ставшие главными поставщиками съестных припасов, каждый день по нескольку часов кряду охотились. Из-за отсутствия моста или лодки они не могли перебраться через реку Благодарности. Поэтому огромные леса Дальнего Запада до поры до времени оставались неисследованными — экскурсия туда была отложена до первых весенних дней, — и колонисты охотились только в лесу Якамары. Но и в этом лесу было множество дичи, и деревянные пики и стрелы колонистов служили им здесь не хуже, чем самые усовершенствованные ружья. Однажды Герберт нашёл в юго-западной части леса полянку, покрытую высокой, густой и чуть влажной травой, насыщавшей воздух приятным запахом. Тут росли тимьян, богородская трава, базилик, чабер и другие пахучие травы. Журналист заметил, что было бы странным, если бы возле так хорошо накрытого стола для кроликов не оказалось самих кроликов, и вместе с Гербертом внимательно обследовал поляну. На ней росло множество полезных растений, и натуралист нашёл бы здесь немало образцов для пополнения своих коллекций. Герберт собрал некоторое количество лекарственных растений — базилика, ромашки, мелиссы, буквицы и т.д., из которых готовятся жаропонижающие, вяжущие, кровоостанавливающие, противогнилостные и противоревматические средства. Когда по возвращении Пенкроф спросил юношу, к чему ему эта трава, тот ответил:

http://azbyka.ru/fiction/tainstvennyj-os...

II. Девица и брак Большая часть девиц, которые вступали в брак с непосредственными потомками Авраама, воспитывались в Месопотамии. Здесь было отечество Авраама, откуда он был призван для распространения имени Господа в страну Ханаанскую; здесь умер его отец, здесь жили его брат и племянники, и в их семействе он намеревался находить для своих потомков жен, которые могли бы стать истинными помощницами своих мужей в деле миссии, к которой Бог призвал его потомство. Таким образом, за первыми шагами женщин патриархального периода мы должны следить не в долине Хевронской, в Ханаане, где жили патриархи, но на равнинах Месопотамии. Страна эта, расположенная при подошве Арарата, в наших глазах имеет ту особенную прелесть, что среди чудной и необычайной для нас растительности Востока напоминает нам природу Европы. Правда, в Месопотамии мало чего-нибудь похожего на наши густые леса; но там и сям она усеяна рощами черных кипарисов, букетами тополей, груш и орешин, которые перемежаются обворожительными садами апельсинов, лимонов, вишен и гранатов. С роскошным видом сплошного сада эта страна соединяет уединение пустыни. Луга Месопотамии испещрены вен­чиками лилии, красными головками чертополоха, золотистыми цветами полыни и лазоревыми звездочками васильков. Овцы гложут здесь морские растения, которые теперь, удаленные от волн, некогда их обмывавших, сохраняют еще внутри оживляющую соль, которою они напитаны. Там же животные находят для себя душистые пастбища: тимьян, богородская трава, душица, шафран, цветок которого то белый, то красный или лиловый, выставляет свои красно-оранжевые пестики, наполняют воздух удивительным благоуханием. Среди этой-то природы и с этою природой жила девица. Она жила не в затворе, но показывалась всюду с открытым лицом 26 . То с кувшином на плечах она выходила в поле к источнику черпать воду, назначенную для домашнего употребления (Быт 24:11–16), то ходила среди этих самых полей, надзирая за стадами своего отца (Быт 29:6–9). Месопотамская девица была подчинена царской власти своего отца, которая ей и покровительствовала и грозила судом, могла мстить за ее оскорбления и наказывать ее за вину. Лишь только придя из Месопотамии в землю Ханаанскую, братья Дины страшно отомстили за свою оскорбленную сестру; а Иуда, сын Иакова, осудил на смерть свою виновную сноху, законно считавшуюся его дочерью (Быт 34; 38). Но редко случалось, чтобы отец употреблял право смерти, которое он по обычаю имел над своими детьми. Заботливость, с которой патриархи искали жен для своих сыновей в Месопотамии, среди своих родственников, свидетельствует о чистоте и скромности этих девиц, которые предназначались быть воспитательницами народа Божия.

http://pravmir.ru/zhenshhina-v-vethom-za...

Другим духом отличается песнь, которую дееписатель называет «последними словами Давида» и которая произошла, очевидно, позднее, когда Давид, счастливо избавившийся от рук человеческих, два раза еще впал в руки Божии и, после того, как был помилован, обращал свой взор более на внутренние основания благоволения Божия к нему и его дому, чем на внешнюю форму проявления этого благоволения. «Дух Господень говорит во мне и слово Его на языке у меня, – начинает Давид, – выражая этим свое высокое, пророчественное настроение и просветление, сказал Бог Израилев, говорит о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет (должен быть) праведен, владычествуя в страхе Божием. Как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мной, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое? А нечестивые будут, как выброшенное терние, которого не берут рукой, но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте». Здесь Давид отрешается от всего, что составляло наружный и временный блеск его жизни, размышляет о праведности и страхе Божием, как основах своего земного величия, и созерцает чудную судьбу своего дома, возникшего, как бы из праха, под живительным солнцем Божественного призрения на него и имеющего процветать на нескончаемые времена по вечному, твердому и непреложному завету Бога с родоначальником этого дома, т. е. с ним, Давидом. В последних словах можно видеть пророчественное указание на бедствия, которые имел потерпеть народ за свое нечестие. На такую высоту самосознания Давид стал, как мы заметили, после того, как, укрепленный верой в беспрерывное покровительство спасающей руки Всевышнего, испытал и действия суда Божия над собой и над народом. Кроме вышеописанных невзгод, постигших Давида в его семейной жизни, из которых возмущение Авессалома едва не лишило его престола, в последнее десятилетие царствования постигло общее бедствие и царя, и народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

местах пряха поджигала первую спряденную ею нить и глотала дым. Ист.: Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. Уход за младенцами и их лечение . Русские крестьяне считали, что счастлив будет тот ребенок, который родился в «сорочке» или если он, будучи женского пола, похож на отца, а мужского – на мать; равно хорошим предзнаменованием для него считалось, когда в день его родин в доме была какая-нибудь прибыль. Неживуч считался тот младенец, который родился под исход месяца, у кого голова раздвоенная, у кого рот не цветет, т. е. у кого не бывает болезни молочницы, при которой на кончике языка, губах и нёбе появляется белое творожистое вещество, кто с первого же времени удивлял окружающих своей смышленостью; скорая же смерть предвещалась новорожденному, когда в день его родин случалась какая-нибудь потеря, убыток, когда отдавали в др. дом какую-нибудь вещь совсем, или взаймы, или на подержание, когда вместе с его крестинами в церкви были похороны и когда его волосы, срезанные священником и закатанные в воск кумом, не плавали по воде в купели, а тонули. После крестин бабка-повитуха оставалась в доме родильницы с неделю или две. Обязанности ее в это время состояли в том, чтобы заботиться о ребенке, ежедневно обмывать и пеленать его, а также ходить за родильницей и, если последняя была одинока, хлопотать вместо нее по хозяйству. Родильницу она парила в бане или печке, поила различными лекарственными травами и правила опустившийся после родов ее живот, растирая его при этом деревянным маслом. Из лекарств, употребляемых родильницами, были известны: настой водки на колгане, анис, богородская трава, ромашка и душица. Настой водки на колгане употребляли как средство, способствующее подъему живота; анис и богородскую траву пили для того, что- бы из грудей свободнее шло молоко; ромашку же и душицу – чтобы вызвать «краски» или от простуды. Ничего кислого и соленого родильнице не давали. Счастлива была родильница, которая выбирала себе бабку опытную и расторопную. Такая бабка могла со всем управиться и за всем усмотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я согласился всё терпеть и во всём его слушать и повиноваться. Тогда отец Онисим сказал: – Ну, брат, давай помолимся Господу Богу, чтобы Он нас укрепил в этом новом начинаемом нами подвиге. Мы должны, брат, всю надежду возлагать на Господа, как Господь говорит: Без Мене творите не можете ничесоже 19 . И Давид пророк говорит: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудшиася зиждущим, аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий 20 . Итак, брат, всё доброе от Бога, а от нас желание, произволение, решение и терпение. И мы стали на молитву. Отец Онисим прочёл просительные молитвы, а я стоял молча, только в сердце и уме просил Бога так: «Господи, устрой жизнь мою не как я хочу, а как Тебе угодно, и тогда мне будет на пользу». Отец Онисим прослезился и говорит: – Господи, Ты испытуешь сердца и утробы и ведаешь тайная помышлений наших; буди помощник рабу Твоему, начинающему многотрудный путь сей для прославления имени Твоего Святого во имя Отца, Сына и Святого Духа! Я сказал: – Аминь! – И после молитвы почувствовал, что моя заветная мечта исполнилась и я стал пустынником. 10 Алсары (абх. Ажара) – село в Гулрыпшском районе Абхазии. Расположено в горной полосе, в верховьях реки Кодор, в верхней зоне Кодорского ущелья. – Прим. ред. 12 Фамиамник – многолетний ароматный полукустарник высотой 10–15 см. Другие названия: богородицына трава, богородишный тимьян, богородская трава, боровой перец, верест, волчьи ягоды, жадобник, ко- лотовичики, лебюшка, лимонный душок, материнка, мухопад, мухопал, тимьян обыкновенный, тимьян ползучий, толокница, толоконник, чабер, чабор, чабрец, чебарка, чебрец, чебрик, чебчик, чепчик, чобрик, щебрец. – Прим. ред. 13 Дранда (в древних источниках – Цкубин) – ныне железнодорожная станция между Сухумом и Очамчырой в Абхазии. В 1883 г. при древнем соборе в Дранде был основан мужской Успенский монастырь. Драндский собор упоминается византийским историком Прокопием Кесарийским и был построен в VI в. Императором Юстинианом Великим . Здесь же располагалась кафедра Архиепископа Абхазской Епархии. К кон. XIX в. Драндский монастырь становится вторым по величине монастырём Абхазии. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010