Нам не ведомо, много ли собрал тогда юный монах Серафим, но месяцы пребывания святых его мощей в Богоявленском Патриаршем соборе явили всенародное почитание и поклонение честным его останкам. Может быть, только сегодня собирает Россия тот обильный урожай возрожденных в жизнь вечную христианских душ, сеяние и возделывание которых было цело-жизненным подвигом смиренного Саровского подвижника. За полгода пребывания святых мощей в столице около честной раки побывало множество наших соотечественников и верующих из-за рубежа. Стали традиционными всенародное акафистное пение Преподобному, щедрые пожертвования на восстановление московских святынь и храмов, на укрепление и расширение социального служения церкви. Июльские проводы святых мощей к месту их постоянного пребывания – Дивеевской обители – вылились во всенародное торжество. Страницы жития Преподобного Серафима, перечисляя подвиги и труды святого, являют благочестивому читателю воистину равноангельское житие подвижника, небесное родство которого засвидетельствовала Сама Царица Небесная, двенадцать раз являвшаяся своему избраннику и сказавшая, что «сей – от рода нашего». Естественно поэтому и то, что в шествии Преподобного по городам Руси участвовала не только Церковь земная, но и Церковь Небесная, чествуя вместе с нашими соотечественниками второе явление и прославление Саровского чудотворца. Первая остановка святых мощей была в древнем подмосковном городе Богородске. 23 июля – память положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Но для москвичей этот день многие годы был связан с днем рождения покойного Святейшего Патриарха Пимена, неукоснительно отмечавшего акафистным пением дни памяти Преподобного Серафима. И если вспомнить, что город Богородск – родина покойного Патриарха, т. е. то место, где впервые будущий Первосвятитель в семнадцать лет от роду решился, подражая юному Прохору, оставить мир и на всю жизнь облечься в монашеское одеяние, то невольно выстраивается таинственная духовная связь. В Богородске святые мощи принимал под своими сводами только что восстановленный из руин Богоявленский собор, во дворе которого кое-где еще были следы большой строительной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Так состоялось обретение мощей Преподобного. Их переместили в специально изготовленную раку и отныне воздавали все подобающее им поклонение. Крестный ход 6 февраля 1991 года святые останки отправили на поезде из Ленинграда в Москву. Это событие проходило без официальной огласки — никто ничего не объявлял, но проводить преподобного собралось великое множество верующих. Уже на Московском вокзале «так много людей вышло на перроны, что посадка в поезд стала проблематичной, — вспоминает митрополит Истринский Арсений, — я очень хорошо помню — когда поезд с мощами Серафима тронулся, все, кто был на вокзале, в это время опустились на колени». В Москве мощи в сопровождении крестного хода были принесены в Богоявленский кафедральный собор. Здесь они находились с февраля по июль 1991 года. 23 июля начался грандиозный крестный ход из Москвы в Дивеево, который возглавил Патриарх Алексий II. Мощи святого провезли в микроавтобусе через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбово, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород и Арзамас. В больших городах совершались литургии, молебны, непрерывно пелись акафисты святому. Повсеместно люди выходили к микроавтобусу — навстречу Серафиму. «На дорогу вышло много людей — с хоругвями, крестами, цветами и иконами, — вспоминает участник этих событий митрополит Арсений, — Они вышли поприветствовать преподобного Серафима! А тут — ливень! И вдруг, увидев наш кортеж, все эти люди, несмотря на потоки воды, становятся на колени!» Митрополит Ювеналий: «Узнав, что мощи приносят во Владимир, в Ногинск, в Орехово-Зуево, люди шли лавиной, не один километр, под дождем и пели “Христос воскресе”». Иногда людей у дороги собиралось так много, что Патриарх благословлял совершать незапланированные остановки, чтобы верующие могли поклониться любимому святому. Возвращение домой 30 июля 1991 года, накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского, его мощи вернулись в полуразрушенный Дивеевский монастырь. Митрополит Ювеналий вспоминает: «Когда мы наконец достигли через неделю места подвигов Преподобного, Святейший Патриарх (Алексий II) сказал: “Перелистнулась еще одна страница Дивеевской летописи”». 31 июля в 15:00 Патриарх вместе с другими епископами пропел акафист святому, а затем совершил всенощное бдение в Троицком соборе Дивеевского монастыря (единственное здание, которое успели к тому моменту как-то восстановить). Утром, после окончания поздней литургии, которую Патриарх совершил под открытым небом, был отслужен молебен с крестным ходом вокруг собора. Затем раку с мощами внесли в храм, где они до сегодняшнего дня покоятся у северного столпа. Так закончился десятидневный крестный ход, беспрецедентный по числу участников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В 1771 году, когда смертоносная язва пожирала жителей и Москвы и прилежащего сей Обители селения, не смотря на то, что Обитель ежедневно была отверста для молящихся, ни одного из принадлежащих ей не коснулась зараза. Наконец и в страшную годину нашествия Галлов, когда прогневанный грехами нашими Бог , и древнюю Столицу, и самые Храмы ее, предал на попрание неистовым; и ближайшие грады, Дмитров и Богородск, гораздо менее важные для корыстолюбивых врагов, были заняты войском их; ни одна нога нечестивых не допущена ступить на Святое место сие, – не допущена не силою оружия, но силою невидимою и безвестною. Буди препрославлен Единый Триипостасный Боже, дивный во Святых Своих ! Пробави еще милость Твою на месте сем! Отверзай еще благодетельную руку Твою молящимся при стопах Святого, с верою, надеждою и любовию! Путь Праведника Твоего да светит причастникам звания его, земного и небесного, и чрез сию Обитель да приводит их к обителям Твоего вечного Света! Простирай чрез него выну действенное благословение на Церковь и Отечество наше, да будешь слава благости Твоей во веки. Аминь. Некоторые черты жития Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия Радонежского, после смерти, то есть некоторые сказания о его явлениях и чудодействиях, выписаны из книг и рукописей в 1834 году Житие Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия описано не однократно и должно быть довольно известно чтущим святую память его. Но поскольку Праведницы во веки живут, как говорит Премудрый ( Прем. 5:15 ): то житие их на земле до временной смерти есть только первая и малая часть жития их; и есть ли чудно и поучительно житие их до временной смерти, когда они еще подвизаются достигнуть в чин Праведников, и утвердиться в нем; то колико чуднее и полнее премудрости должно быть житие их по смерти, когда они, как говорить тот же Премудрый, приимут Царствие благолепия и венец доброты от руки Господни? Тело тленное отягощающее душу, и земное жилище, обременяющее ум многопопечителен ( Прем.9:15 ), не позволяешь нам прозревать во свете сего Царствия: однако свет сей должен более или менее проникать из невидимого в видимое, из духовного в телесное, с неба на землю, когда Праведники, как еще говорить Премудрый, судят языком, и обладают людьми ( Прем.5:8 ), – обладают посредством силы чудесь и знамений, – судят судом благодати, милостей, благодеяний, избавления, наставления ко спасению, а иногда и благодетельного наказания для побуждения ко благочестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Заведующий отделом управления                              Бочков Помета: Богородск. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 1.Д. 74. Л. 10. Копия. V.16. Сообщение комиссариата по военным делам Нарофоминского уездного совета в Президиум Московского губернского совета о выполнении распоряжения о трудовой повинности 10 декабря 1918 г. Почто-телеграмма 5054 Нарофоминского уездного комиссариата по военным делам Президиуму Московского губернского совета 1) Доношу, что в вверенном мне комиссариате мобилизация буржуев производилась только один раз 2 октября сего года. 2) Принято 2 человека. 3) Торговец и священник. 4) Уклонений от мобилизации не было. 5) Принятые по мобилизации обслуживают конский запас, труд их не оплачивается и производительность заслуживает доверия. 6) Находятся в отдельном помещении при местной роте. Военный ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 1.Д. 74. Л. 11. Заверенная копия. V.17. Прошение монашествующих подворья Староладожского Николаевского монастыря в Петрограде Председателю СНК РСФСР В. И. Ленину об освобождении от трудовой повинности 11 декабря 1918 г. Товарищу Председателю Совета народных комиссаров Ульянову (Ленину) г. Петрограда иеромонахов Германа, Феодорита и архидиакона Александра (жительство Забалканский 48. Подворье Николаевского монастыря) заявление Советом народных комиссаров 10 июля сего 1918 года издан Декрет о мобилизации на всеобщую трудовую повинность всех лиц, имеющих карточки для получения продуктов III категории от 18 до 45 лет. Этой мобилизации принадлежат и монахи, причем в «Вологодских известиях» 1179 Совета отпечатано было в тех же числах, что духовенство черное и белое не подлежит к призыву на работы (монах – это еше не духовенство). Честь имеем почтительнейше заявить Вам о той несправедливости, последствия которой нам, не имеющим протекции «среди сильных мира сего», приходится нести на своих плечах. Дело в следующем: служа в Петрограде на подворье Старо-Ладожского Николаевского монастыря 1180 , мы, причисленные к III категории, были вызваны в отдел по трудовой повинности (Малая Московская ул., д. 7) для регистрации на работы. Так как всем живущим в доме по III категории прийти сразу нельзя из-за того, что не на кого оставить подворье, то записаться на работу пошли мы сначала трое. Нам было заявлено председателем отдела, что мы будем отправлены на местные работы на 2–3 дня и по нашем возвращении будут приглашены следующие. Причем сказали, что призываются даже до 60 лет, не имеющие свидетельства от врача (районного) о своей нетрудоспособности. Ну что же делать! Мы записались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. 9 июля 1829 года новым игуменом Николаевской Берлюковской пустыни назначается иеромонах Венедикт. При нём идёт активное строительство на территории обители, увеличилась и духовно укрепилась братия (численность ее впервые превысила 50 человек). При нём начинается история знаменитых Берлюковских крестных ходов, которыми обитель стала известна далеко за пределами Московской епархии, также растёт почитание чудотворного образа " Лобзание Иисуса Христа Иудою " . Во время праздников Троицкий храм уже не может вместить всех желающих поклониться чудотворному образу Спасителю, люди вынуждены были стоять на улице, вне храма. В это время в пустыни активно ведётся сбор средств и подготовка к строительству нового соборного храма специально для чудотворного образа. Инициатором и благотворителем строительства выступил московский купец Афанасий Емельянович Щёкин. Храм начал строиться по проекту знаменитого архитектора - Фёдора Михайловича Шестакова (1787-1836), мастера московского ампира. Он принимал участие в строительстве храма Большого Вознесения у Никитских ворот (где венчался А. С. Пушкин с Н. Гончаровой), храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, храма Троицы в Вешняках и церкви преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Погребён на Калитниковском кладбище в Москве в сентябре 1836 года. С августа 1835 года после благословения митрополита Филарета, начинается сооружение грандиозного сооружения - храма во имя Христа Спасителя в Берлюковском монастыре. Средства на соборный храм собирали шесть лет: с 1835 по 1841 год. Откликнулись все соседи Берлюковской обители, благотворители, многочисленные прихожане. Деньги на это богоугодное дело собирались по книге, специально заведённой по указу Московской Духовной Консистории. Так, Афанасий Емельянович Щёкин первым внёс взнос 30 000 рублей, за что получил благословение от Святейшего Синода. Вохненский купец Давыд Иванович Широков пожертвовал 21 587 рублей. Позднее он оплатил изготовление иконостаса для храма стоимостью 7000 рублей, а также изготовление очень красивой серебряной ризы для иконы Спасителя сидящего на престоле для этого же иконостаса стоимостью 4415 рублей. Много средств пожертвовали купеческие династии Куманиных, Лепёшкиных, Желудёвых и Морозовых.

http://sobory.ru/article/?object=13934

Современное состояние Троицкой церкви можно считать вполне удовлетворительным - крепки еще фундаменты, почти не протекают своды. Фасады, хотя и были перекрашены уже несколько раз, утрат практически не имеют. Однако, как и любой храм, церковь Святой Троицы ждет своего часа - реставрации, нового освящения и возобновления богослужений. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. В начале XVII века, когда шайки поляков опустошали города и селения, грабили и сжигали храмы и обители иноческие, пришёл в дремучие леса, на берег речки Вори, настоятель бывшего Стромынского Троицкого монастыря иеромонах Варлаам с иконой Святителя Николая Чудотворца и поселился здесь в чудном месте на берегу небольшой реки. Пришёл он сюда около 1606 года, после того, как Стромынскую обитель разорили польские интервенты. Спустя некоторое время, к отцу Варлааму стала стекаться братия из уничтоженных поляками окрестных монастырей. В историческом очерке 1875 года написано следующее: " Скоро разнеслась молва о пришельцах, о часовне и о находившейся в ней иконе, и дотоле безмолвное место оживилось толпами богомольцев, и дремучие леса огласились звуками молитвенных песнопений " . В самом центре старинного погоста, на месте теперешнего Троицкого собора, отец Варлаам с братией строят каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Это место с тех пор стало местом главного храма Николаевской Берлюковской пустыни. 1613 год - год постройки и освящения храма Николая Чудотворца. Но это, так же и год окончания Смуты и воцарения Дома Романовых на российском престоле. Таким образом, храм, построенный отцом Варлаамом со своими единомышленниками, стал одним из первых на Богородской земле, указ об освящении которого подписал Царь Михаил Фёдорович, первый из династии Романовых, взошедший на российский престол. В 1701 году после смерти последнего Патриарха Адриана, земля на которой стоит храм св.

http://sobory.ru/article/?object=13933

Спасибо также за Ваш ответ на мой комментарий к первой части статьи. Полностью согласна и ровно такую позицию и занимаю во всех спорах - вносят разделения по идеологическому признаку часто бессознательно (даже и батюшки - что меня и удивило), часто искренне полагая, что есть православные, а есть " совки " . Но результат будет один - " За второй виток «десоветизации» будем расплачиваться и морскими шельфами, и газом с нефтью, и территориальными потерями, а, может быть, и государственным суверенитетом. " (из Вас). Мы пережили это раз, как можно этого опять не понимать? Поддерживаю Вашу статью в целом и,думаю, что вместе со статьями о. Владимира (Василика) она дает власовщине окончательный ответ. Спаси Вас Господи! Николай, Москва 18 ноября 2009г. 02:36 Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: так и ждешь, что автор вот-вот ввернет каноническое чекистское " от мертвого осла уши " , " все сопли жуем и политиканствуем " , " кто нас обидит - тот трех дней не проживет " ... Кстати, еще одна деталь, в которой бог истории. Профессор церковный истории солидарен в оценке книги Пыхалова с кумиром современной молодежи бывшим опером Гоблиным (http://oper.ru/torture/read.php?t=1045689209) Не церковно-историческая кафедра МДА прям, а академии МВД. Но это так к слову. Нисколько не сомневаюсь в профессиональной компетенции и отличных человеческих качествах Алексея Константиновича. Просто фотография эпохи... которая когда-нибудь все же кончится. Диакон Владимир Василик, СПб 18 ноября 2009г. 13:01 Дорогой Алексей Константинович! Огромное спасибо за Вашу статью. Все по существу и в " десятку " . Жаль, что она не успела попасть в сборник " Правда о генерале Власове " . Но первая Ваша статья там - на почетном месте. С почтением и благодарностью за Вашу подлинно гражданскую и церковную позицию Диакон Владимир Василик диакон Олег Баяк, Богородск 18 ноября 2009г. 21:00 Зная о.Георгия как преподавателя СПбДАиС, могу сказать что он никогда не выступал в роли апологета гос. устройства дореволюционной России. Однако нередко подчеркивал трагическую роль государственной власти (особенно в лице представителей династии Романовых)в постепенном обмирщении и в конце-концов почти полного расцерковления российского народа.И то что мы наблюдаем сейчас-это прямое следствие атеистической пропаганды советских идеологов, потомков из того самого строя,который породил Ленина,Сталина и т.п. нечеловеков ..А что касается жертв советского режима, то они ничем не оправданы и не сопоставимы даже с теми что принес Гитлер, который в отличии от наших вождей не осуществлял массового геноцида против собственного народа.Зато первые в космос полетели.Всего то надо покаяться и признать что все трагическое что с нами и нашей Родиной происходит-следствие наших грехов а не искать как всегда внешних врагов в Европе и Америке. А о.Георгий в своем труде лишь беспристрастно отделяет зерна от плевел.

http://bogoslov.ru/article/505319

В 1837 году старую " холодную " петровскую церковь разобрали - она уже не вмещала всех верующих, так как приход существенно увеличился. Да и в архитектуре появились новые веянья. Как отмечено в клировой ведомости, " сего же 1837 года мая 21 дня настоящая холодная церковь по прошению прихожан разобрана и начата каменная же, которая строится на иждивение прихожан и прочих доброхотных дателей по плану, начальством утверждённому " . " План " был разработан известным московским архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным. Всего за семь лет в Елохове вырос современный пятикупольный собор. В нём, по мнению специалистов, проявились противоречия и признаки распада классической традиции. Е. Д. Тюрин хотел придать классицизму более современные черты, и в поисках вдохновения обратился к эпохе Возрождения. Так, центральный купол " перекликается " по форме с куполом римского собора святого Петра работы Микеланджело. Одновременно, стремясь добиться монументальности, зодчий специально утяжелил пропорции здания. Известно, что на строительство пошло 200 тысяч рублей - треть этой суммы внёс купец второй гильдии Василий Щапов. 18 октября 1853 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил Богоявленский собор. В 1812 году, до нашествия наполеоновских войск, в приходе Елоховской церкви числилось 210 дворов, однако после пожара Москвы их осталось всего шесть. Число прихожан значительно увеличилось только после реформы 1861 года. Тогда этот район начал активно заселяться. К 1866 году в приходе было уже 187 дворов, почти 1800 мужчин и более двух тысяч женщин, что вполне сравнимо с населением небольшого уездного города. В предреволюционном 1916 году количество домов перевалило за две сотни. Кроме того, в границах прихода жило много семей старообрядцев, но их доля в общем населении со временем уменьшилась. Если в 1767 году там насчитывалось почти 300 таких дворов, то через сто лет осталось 66, а к 1916 году - всего 43. Старообрядцы уходиди всё дальше от центра - за Преображенскую и Рогожскую заставы; желавшие избежать суеты большого города часто переселялись в староверческие центры провинции - Боровск, Егорьевск, Богородск...

http://sobory.ru/article/?object=01857

12 марта 1895 г. епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил его во священники. Через месяц о. Константин был назначен противораскольническим миссионером в г. Богородске и его уезде и определен благочинным на два благочиния — градское Богородское и Павлопосадское. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. Усилиями пастыря, проводившего публичные беседы как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда, возвратились в лоно Церкви многие старообрядцы и сектанты. Отец Константин принимал активное участие в благотворительной деятельности на пользу заключенных, был включен в число обязательных Директоров уездного Отделения попечительного о тюрьмах Комитета и совершал богослужения в тюремном храме до определения к нему штатного священника. Высокопреосвященнейшим Сергием будущий мученик был назначен председателем Богородского Богоявленского Отделения Кирилло-Мефодиевского Братства, с 1897 г. он заведывал Истомкинской церковноприходской школой при фабрике Шибаевых и с 1901 г. состоял в ней законоучителем. Большое внимание о. Константин уделял проблемам религиозного образования и просвещения женщин. Какими будут женщины в стране, говорил он, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России. Также много внимания уделял он борьбе с пьянством, был членом Богородского комитета народной трезвости. При всех своих обширных начинаниях о. Константин находил время и для своей большой, дружной семьи. Дети — а их было семеро — воспитывались строго в православном духе. При наступивших после 1917 г. гонениях на Церковь Христову о. Константин был арестован. Его арест, возможно, вызвало событие, знаменательное для всего православного населения края и ненавистное для власти того времени. Вот что писали «Московские церковные ведомости» 11, 1918 г.): “12–13 мая в Богородске происходило церковное торжество, устроенное по инициативе приходского совета Богоявленского собора православным населением города и 85 окрестных сел. Вечером, 12 числа из Москвы прибыли в Богородск: Святейший Патриарх Тихон, митрополит Владимирский Сергий, архиепископы Кишиневский Анастасий, Коломенский и Можайский Иоасаф, Американский Евдоким, епископы Уральский Тихон, Серпуховский Арсений и Верейский Сильвестр с многочисленным столичным духовенством.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

В 2014 г. завершена внутренняя отделка классов для воскресной школы, закончено строительство пандусов для маломобильных групп населения, укреплена подпорная стена от паводковой воды, устроена котельная, утеплены стены храмового комплекса, проведены гидроизоляционные работы, вымощены дорожки вокруг храма, установлена детская площадка. В 2015 г. облагорожена храмовая территория, устроена асфальтированная парковка, разбит парк. Храм постепенно преображается, появляются многочисленные святыни и необходимые элементы убранства. С сентября 2014 г. издается Приходской листок, который является не только летописью прихода. В нем отражаются важные события жизни Русской Православной Церкви, публикуются проповеди правящего архиерея (колонка “Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий”), жития святых, учение о церковных Таинствах, изречения святых отцов и учителей Церкви (колонка “Духовная мудрость”). Деятельность прихода [ править править код ] При храме действует бесплатная Воскресная школа для детей. Занятия проводятся в приходском доме при храме по воскресениям: Закон Божий, храмоведение, рукоделие. Запись в Воскресную школу производится ежедневно в здании храма. Преподаватели — Горшков Алексей Юрьевич, Манегина Ольга Константиновна, Ржаницина Ирина Владимировна. Для взрослых по воскресениям, после Божественной литургии с 13-00 в приходском доме проводятся занятия воскресной школы для взрослых. Занятия построены в форме изучения Священного писания, разъяснения настоятелем храма сути изученного, тематических бесед. Преподаватель — священник Александр Анохин. Престольные праздники [ править править код ] Матрона Московская, блаженная - 2 мая Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: г. Богородск (Ногинск), ул.Климова, 55 Проезд из Москвы: Проезд из Ногинска: Телефон: 8 (926) 988-93-44 ; 8 (968) 794-39-44 Электронная почта: hram.matrona@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений смотрите на сайте храма . Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_блаженной...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010