Архипастыри православной Русской Церкви с течением времени старались было дать Единоверию более самостоятельное положение: дать кроме священников еще викарных епископов. Но такое расширение, ставившее Единоверие по-прежнему в приниженное положение по отношению к Православию, не отвечало запросам старообрядцев, оно говорило скорее о видах на Единоверие самого архипастырства, а потому, если бы осуществилось, не принесло бы пользы. Мы говорим о проекте митрополита Платона дать единоверцам викарных архиереев. Г-н Сенатов, а вместе с ним два-три десятка московских единоверцев (остальные единоверцы в Москве не согласны) решились подражать митрополиту Филарету. Они в своей петиции планируют, что единоверческие архиереи и в положении викария по отношению к православному областному удовлетворят старообрядцев, наметят путь, по которому можно дойти до единения с Австрийской иерархией. Митрополит Филарет сначала был действительно такого мнения, но потом сам же от него отказался, рекомендовав этим самым оставить свой план и его подражателям. Московский митрополит Филарет для противодействия возникшей Австрийской иерархии послал тогда первенствующему и прочим членам Св. Синода следующее предложение. Учредить в Московской епархии второго викария, с наименованием епископа Богородского (уездный г. Богородск имеет одну церковь со служением по чину единоверческому и наибольшее из всех уездов Московской епархии число раскольников). Поручить ему особенно единоверческие церкви Московской епархии. По усмотрению надобности и по удобству, можно поручить ему единоверческие церкви и некоторых ближайших епархий. Пребывание его основать при существующей, благолепно устроенной церкви единоверческого в Москве кладбища, при котором есть и два двухэтажных каменных здания. Здесь устроить архиерейский дом и вместе единоверческий монастырь, по подобию Чудова. Епископу Богородскому подчинить Богородское духовное правление, чтобы оно заменяло ему консисторию для единоверческих дел. Разрешить ему, в виде опыта, по желанию прихожан часовен Рогожского богадельного дома, с согласия Московского епархиального архиерея, от одного до трех из заштатных священников, честного поведения, по наставлении в чине церковного служения по старопечатным книгам допустить совершать в часовне Рогожского богаделенного дома вечерню, утреню, часы, молебные пения, таинства покаяния, крещения, миропомазания, брака, елеосвящения, погребение и поминовение усопших, а также и в домах означенных прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Simon_Shleev/k...

В 1897 году отец Константин Голубев избирается на три года членом попечительного совета Богородской женской протогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно–нравственное воспитание народа. Какие будут женщины в стране, считал батюшка, какова будет их вера и религиозная просвещённость, такими будут и граждане России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно–приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году его избрали членом Богородского Комитета народной трезвости. При этом он не оставлял миссионерской деятельности. Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья у него была большая, дружная, дети — а их было семеро — воспитывались в строго православном духе. Две старшие дочери его были замужем за священнослужителями, старший сын, митрофорный протоиерей Константин Константинович Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Троицкого храма в Наташине, а младший, Леонид Константинович, окончил М. Д. А. и позднее был педагогом и директором средней школы. Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок священномученику протоиерею Иоанну Восторгову (память 23 августа), часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а в приезды Государя Императора Николая II был участником торжественных молебнов в Кремле. После совершённого государственными преступниками переворота 1917 года начались жестокие гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого Богородска. Хотя новая богоборческая власть ещё не вполне была установлена в Богородске, отца Константина довольно быстро арестовали. Несколько дней его содержали под арестом в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия приговорили к смертной казни. По–видимому, о том, что он будет расстрелян ему было объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный Крест и служебник.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

КУЛЬТУРА (раздел). – С.56-94 25 лет «Фоме». Золотые архивы журнала. Николай Лисовой. Век Серафима: житие и время . лет назад грандиозный крестный ход доставил чудом обретенные мощи преподобного Серафима Саровского из Москвы в Дивеево. Эти торжества открыли собой новую эпоху в жизни христианской России. К юбилею памятного события «Фома» вновь публикует статью, посвященную святому Серафиму Саровскому и его эпохе, написанную в 2003 году к 100-летию прославления преподобного. Автор статьи — известный историк Николай Лисовой . В январе 2019 года он отошел ко Господу. Эту публикацию мы также посвящаем памяти Николая Николаевича]. Записала Вероника Богданова . Фото Константина Селезнева (на развороте к материалу). Ил.: Дальняя пустынька — место, где жил и молился преподобный Серафим; Личные вещи преподобного Серафима: шапка и рукавицы; Саровская пустынь, прославление и обретение мощей преподобного Серафима, 1903 год; Богоматерь «Умиление» - келейный образ преподобного Серафима; Император Николай II с членами Августейшей фамилии несут мощи прп. Серафима. 1903; Автограф Прохора Мошнина, 1774; Подпись Серафима Саровского; Крестный ход с мощами преподобного Серафима Саровского отправляется из кафедрального Елоховского собора в Москве в Дивеевский монастырь, 23 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/ТАСС; Второе обретение мощей преподобного Серафима, 1991. Патриарх Алексий II. За ним - будущий Патриарх Кирилл; Преподобный Серафим Саровский. Сайда Афонина, 1996//Фома. - — август 2021. - С.56-69. - (раздел « Культура »). В публикации имеются две важные иллюстративно-информационные вставки: Икона преподобного Серафима Саровского с житием [даются пояснения, касающиеся образа преподобного (А.Б.В.Г.Д) и представляющие содержание каждого из 20-ти сюжетов жития]. Кроме иконы, публикуются сохранившиеся прижизненные портреты старца (1.2.3), которые легли в основу его иконографии. - С.62-63; Из Сарова в Дивеево: история перемещения мощей. Инфографика. Краткое изложение (по основным датам) того, что происходило с мощами преподобного Серафима Саровского от 17 декабря 1920 года до 30 июля 1991-го. Как известно, в 1920-е гг. мощи, хранившиеся в Саровском монастыре, были вскрыты, изъяты и увезены в неизвестном направлении. Их обнаружили осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии, который находился в Казанском соборе (Санкт-Петербург). В феврале 1991 года мощи были перенесены в Москву в Богоявленский собор для поклонения. Крестный ход с мощами отправился из Москвы 23 июля через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбово, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас... 30 июля 1991 года мощи преподобного были привезены в Дивеевский монастырь. Фото Владимира Ештокина, Skif-Kerch, Ded Egor; Среди иллюстраций - фрагмент географической карты России с обозначенными на ней основными точками, связанными с историей мощей: Саров, Санкт-Петербург, Москва, Дивеево. - С.66.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-220-...

Дай Бог народу нашему никогда не забывать этих слов апостола Павла, никогда не забывать подвиг новомучеников и исповедников Российских. А если кто и забудет, приезжайте сюда, в Богородск, нынешний Ногинск, поклонитесь мощам настоятеля сего храма, заколотого не до смерти, но задушенного в могиле за одну только Божию правду. И, может быть, перед этими останками, перед этими мощами совесть заговорит, сердце пронзится, ибо что еще нужно сказать и сделать, чтобы убедить человека в правоте правды Божией?! Пусть Господь хранит Отечество наше, всю историческую Русь, но в эти дни особенно — Россию. Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог, чтобы не разрушалась наша национальная жизнь, такими трудами по крупицам собираемая. Но для того чтобы преодолеть недоумение, восстановить доверие, сделать общество еще более сплоченным и способным идти в будущее, власти должны с б о льшим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий — с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей. Нам более не дано право на разделение. Кровь, пролитая в XX веке, не дает нам такого права. А чтобы жить вместе, облекитесь во всеоружие правды Божией, как учит нас апостол Павел. Если же для кого-то эти слова покажутся анахронизмом, смею таковых разочаровать: не может быть анахронизмом слово, живущее 2 000 лет и возрождающее в человеке самые сильные и самые прекрасные чувства. Пусть Господь молитвами святых новомучеников и исповедников Российских благословит землю нашу миром, согласием, взаимообщением, способностью совместно созидать лучшее будущее для самих себя и для следующих поколений. Я хотел бы, Ваше Высокопреосвященство, в память о пребывании в этом соборе преподнести Вам Казанскую икону Божией Матери. Пусть она, как дар Патриарха, пребывает в этих священных стенах. Храни вас всех Господь!

http://patriarchia.ru/db/text/1838647.ht...

Посему почтительнейше испрашиваю вашего архипастырского наставления во 1-х, относительно того, какой ответ я должен дать на предложенный г. генерал-губернатором вопрос; во 2-х, в случае, если благоугодно будет вашему высокопреосвященству разрешить мне совершить молебствие, то когда и как оно должно быть совершено. Преосвящ. Леонид сегодня утром отправился в Саввин 196 монастырь на праздник и хотел пробыть там до 21-го числа». Письмо это возвращено было мне его высокопреосвященством с следующею на оном резолюциею от 16-го числа: «Ответствуйте его высокопревосходительству, что я давно о сем думаю и жду, что скажет Петербург. В ведомостях сказано, что назначено молебствие в Исаакиевском соборе, но не видно только ли, или и во всех церквах. Посему я писал в Петербург вопросительно. Но если его высокопревосходительство согласен, назначьте благодарственное молебствие о покорении и о умиротворении Кавказа в следующее воскресенье во всех церквах столицы; и вы совершите оное в Успенском соборе». 19-го ч., в воскресенье, совершено было мною в Успенском соборе, в присутствии военных и гражданских чинов, благодарственное молебствие. 17-го числа писал я в Лавру преосвящ. митрополиту: «Вашему высокопреосвященству угодно было предоставить нам войти во взаимное соглашение с преосвящ. Дмитровским 197 относительно обозрения нынешним летом епархии. Преосвящ. Леонид располагается предпринять путешествие с этою целью во второй половине августа, предоставляя мне отправиться в путь в конце настоящего месяца. Если не встретится особенных препятствий и если последует на то соизволение вашего высокопреосвященства, то я предполагал бы выехать из Москва 23 или 24-го ч. сего месяца и направить путь свой чрез Бронницы в Коломну, где 26 и 27-го располагался бы, если Бог благословит, совершить Богослужение. Из Коломны желательно было бы мне посетить Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь и обозреть окрестные селения. Оттуда чрез Богородск проехать в Берлюковскую обитель и затем около 7-го числа будущего августа возвратиться в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Кроме основного престола, храм имеет два придела - во имя пророка Ильи и Архангела Михаила. В интерьере сохранились росписи, относящиеся к 1857 году, неоднократно поновлявшиеся. Сохранились иконостасы, выполненные в третьей четверти XIX века. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 г. Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела на погосте Черневе, на речке Раменке, при селе Иванисове. По писцовым книгам 1631 – 33 г. Московского уезда, в дворцовой Куньевской волости, находился «погост, на речке Раменке, а на погосте церковь Архангела Михаила; пашни паханой церковной земли 4 чети, сена по речке Раменке 30 копен…». По окладным книгам казенного приказа за 1627 – 28 гг. «церковь Архангела Михаила в Куньевской волости, на погосте Черневе, дани 11 алтын, наместничих 8 денег, заезда 4 деньги, кормовая гривна». По дозорным книгам 1680 г. «великого государя в дворцовой Куньевской волости, в Доблинском стану, погост на речке Раменке, у церкви Архангела Михаила во дворе поп Роман Федотов, да дьячок Федотка Романов, во дворе просвирница; церковь построена исстари; церковною землею и сенными покосами владеет поп с причетниками, по писцовым книгам 1631 – 33 гг.». В 1704 г. церковь Архистратига Михаила деревянная. В XVII ст. при погосте Михаила Архангела находилась деревня Иванисова, в 1623 г. вотчина боярина Федора Ивановича Шереметева, по приправочным книгам 1585 г., что было за отцом его поместье; в деревне был двор вотчинников, двор делового человека и 3 двора крестьянских. Потом этой деревнею владел князь Василий Федорович Одоевский, а от него перешло к князьям Алексею, Михаилу и Василию Юрьевичам Одоевским, при которых Иванисово в 1704 г. было сельцом с 11 дворами крестьян; в 1736 г. оно принадлежало Ивану Петровичу Толстому, доставшееся ему по закладной от князя М. Ю. Одоевского. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г.

http://sobory.ru/article/?object=01964

Чада светлой России. Священномученик Василий Соколов В фильме использованы материалы из книги игумена Дамаскина (Орловского) " Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия " Документальный фильм-воспоминание рассказывает о жизненном пути и глубокой внутренней жизни священника Василия Соколова, в 1922 году приговорённого к расстрелу по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В основу фильма легли материалы из книги игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия». Чада светлой России. Архиепископ Фаддей Священномученик Фаддей (Успенский, 1872–1937) – величайший христианский святой ХХ века, соединивший в жизни архипастырское служение и аскетический монашеский подвиг. Святость архиепископа Фаддея стала очевидна современникам ещё при жизни. Многочисленная паства Волынской, Астраханской и Тверской епархий почитала архиепископа Фаддея за труды и молитвенный подвиг. Патриарх Тихон назвал владыку светочем Церкви и чудом нашего времени. Господь увенчал праведное житие владыки Фаддея мученической кончиной в 1937 году. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1997 году. В фильм вошли документальные съёмки перенесения мощей архиепископа Фаддея, обретение которых состоялось в 1993 году. Ныне честные останки великого русского святителя пребывают в Вознесенском соборе города Твери. Чада светлой России. Священномученик Константин Голубев Город Богородск, названный советской властью именем революционера, известен тем, что и в дореволюционные годы, и после революции 1917 года в нем произрастали ядовитые семена раскола. И в этом городе совершил подвиг веры видный миссионер Русской Православной Церкви священномученик Константин Голубев. В начале фильма рассказывается об обретении мощей священномученика, которое состоялось по благословению Высокопреосвященного митрополита Ювеналия 20 ноября 1995 года на опушке соснового леса, где в 1918 году был заживо погребен настоятель Богоявленского собора города Богородска протоиерей Константин. При расстреле изуверы нанесли протоиерею только рану и еще живого засыпали землей, не вняв мольбам дочери, которая на коленях умоляла не хоронить отца живым. Вместе с протоиереем Константином приняли мученическую кончину еще два христианина, одним из которых стал солдат, убитый за отказ стрелять в священника. Своими размышлениями о значении Православной миссии, одним из значительных деятелей которой был отец Константин Голубев, поделился со зрителями автор жизнеописания священномученика игумен Дамаскин (Орловский).

http://fond.ru/video/kino

Добротность образования – важнейший из вопросов. Некоторым христианам кажется, что православная гимназия должна спрятать ребенка не только от нравственных, но и мировоззренческих соблазнов. Но особенность элитарного образования в том и состоит, что ученика обучают осваивать знания не пассивно, а в творческом споре, не замалчивая альтернативные точки зрения, а обучая, как правильно с ними вступать в схватку. Мы живем в эпоху кризиса элит, острой нехватки людей со стратегическим мышлением Другими словами, не прятать книги Ницше и Докинза, а показывать, как их можно читать, чтобы не пугаться, дать такую прививку мысли и воспитать такой навык интеллектуальной работы, чтобы нашего ученика никто не мог провести на мякине – ни эпатажные атеисты, ни проповедники-фанатики, ни манипуляторы-пропагандисты. Мы живем в эпоху кризиса элит, острой нехватки людей со стратегическим мышлением, и нехватка таких людей наиболее остро ощущается именно в Церкви. Мир накрыла эпидемия сытой близорукости, и церковное сообщество бодро следует мировым тенденциям. Гимназии и университеты – это вернейший способ «минировать» будущее. С близкого расстояния, с дистанции буржуазной близорукости, их эффективность и полезность сомнительна, и сам проект кажется чересчур затратным, однако другого пути выращивать и воспроизводить элиту человечество еще не придумало. Надо тщательно подбирать педагогический состав Иеромонах Александр (Митрофанов) , настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Богородск Корткеросского района Республики Коми. Эксперт православного телеканала «Спас». Активный участник международного проекта «Батюшка онлайн». – Отец Александр, существует ли проблема социальной дезадаптации детей, обучающихся в православных гимназиях? – Я не настолько близко знаком с гимназиями, у меня нет перед глазами выборки детей, но мне кажется, что среда все равно там адаптивная, просто ребенок адаптируется в религиозной среде, а в школе ему пришлось бы адаптироваться в нерелигиозной среде, но все равно адаптация-то происходит. Социализация все равно происходит. И, опять-таки, от гимназии зависит, как гимназия подает материал, какая цель: если очень тепличная среда, – да, может быть, это и негативно. Но гимназия же может создать ту среду, где будет обучать детей и основам веры, и рассказывать о том, что им со временем придется войти в общество, где будут и многие неверующие. То есть от гимназии зависит, как там поставлен процесс, так что вообще сказать не получится, надо рассматривать личный опыт и оценивать отдельно.

http://pravoslavie.ru/141230.html

Вот в чем историческая развилка, вот в чем суть разделения, которое произошло в нашем народе – в понимании того, на что может быть обращена свободная воля. Одни волею остались верными Христу, Который сказал, что истинную свободу дает лишь свобода от греха, одоление наших страстей. А другие стали усматривать свою несвободу в чем и в ком угодно, только не в себе (с другими же бороться легче, чем с собой). И этот путь, безбожный, революционно-демократический, мог привести только в руки дьявола, к еще большей несвободе. Рака со святыми мощами Преподобного была установлена в микроавтобус с большими окнами. Ее путь – в Дивеево, через Богородск, Орехово- Зуево, Владимир, Боголюбово, Нижний Новгород, через леса и поля... Впереди на крыше автомобиля ехала икона, и саровский старец, стоя во весь рост, благословлял тысячи людей, выходивших к нему везде, где он проезжал, благословлял всю нашу новую, нарождающуюся, оживающую Русь. На всем пути раку со святыми мощами сопровождал Святейший Патриарх Алексий II. На ночь на две рака с мощами останавливалась в местных соборах, и ночью и днем к ним шли и шли люди, совершались молебны, литургии, православные помазывались перед мощами освященным елеем, исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Преподобный Серафим заповедовал не «пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатию, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Стараясь, по возможности, сосредоточиться в смиренном сознании всецелой греховности своей, с упованием и твердою верою в неизреченное Божие милосердие, следует приступить к искупляющему вся и всех святому Таинству... Кто приобщается – везде спасен будет; а кто не приобщается – не мню», – говорил старец. «Приобщаться Святых Христовых Таин, – сказал он протоиерею Василию Садовскому, окормлявшему дивеевских сестер, – заповедываю им, батюшка, во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни; чем чаще, тем и лучше... Ты, духовный отец их, не возбраняй – сказываю тебе, потому что благодать, даруемая нам приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступить ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться, батюшка, благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В 8 часов 25 минут начался крестный ход от площади трех вокзалов в Богоявленский патриарший собор. Торжественное шествие по улицам Москвы возглавил Святейший Патриарх. Раку с мощами преподобного Серафима несли попеременно иерархи и пресвитеры. Духовенство и верующие пели тропарь и величание преподобному Серафиму. Во время крестного хода уличное движение было приостановлено. Перед входом в Богоявленский кафедральный собор тысячи верующих встречали крестный ход и раку преподобного Серафима. Рака была внесена в собор и поставлена перед амвоном. Святейший Патриарх Алексий с сонмом архиереев и духовенства возглавил праздничный молебен. После этого верующие подходили к раке с мощами преподобного Серафима, и каждому из них Святейший Патриарх дарил на молитвенную память цветную открытку с изображением великого угодника Божия. Перенесение мощей преподобного Серафима из Москвы в Дивеево Около полугода мощи преподобного Серафима находились в Богоявленском патриаршем соборе Москвы. 23 июля, перед их изнесением, в Богоявленском соборе Святейший Патриарх Алексий в сослужении более сорока архипастырей совершил Божественную литургию. В 15.50 раку с мощами обнесли вокруг собора, и крестный ход направился в Дивеево. Между городами крестный ход двигался на колесах: впереди машина с установленной на ней большой иконой преподобного Серафима, за ней – микроавтобус с мощами, возле которых постоянно дежурили несколько монахов, служивших молебны и акафисты. Третьей шла машина Святейшего Патриарха, затем архиереи, духовенство и миряне на автомобилях и в автобусах. Первая остановка – Богородск (Ногинск). У въезда в город крестный ход с мощами приветствовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, епископ Можайский Григорий, настоятель прихода архимандрит Адриан, а также председатель городского Совета и другие представители светских властей. Тысячи горожан приняли участие в крестном ходе по улицам города до Богоявленского собора. Святейший Патриарх Алексий в сослужении сонма архипастырей совершил молебен и утреню, а 24 июля – литургию и молебен перед мощами преподобного. В этом храме, как и в большинстве других, совершалась ранним утром первая божественная литургия иерейским чином, а всю ночь – молебны с акафистами. Всю ночь к мощам подходили прикладываться верующие горожане.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010