Этим заканчивалось «совершение» мира. В Великий четверг совершалось только перенесение его в Успенский собор для постоянного здесь хранения. Перед обеднею, в Великий четверг, архиерей с духовенством облачались там, где приготовлялось миро, и диаконы торжественно несли миро при пении «строками» «Святый Боже». В соборе миро поставлялось влево от престола, и в него (миро) вливалась часть преждеосвященного мира. Следовали часы и литургия обычным порядком. На великом входе, после всех священников, переносилось и миро и поставлялось на правой стороне престола. После обедни, за печатью архиерея, миро относилось для хранения или в сосудохранительницу или же в алтарь придела Похвалы Богородицы. III В 1683 году, по приказу патриарха Иоакима, переведен был с греческого языка особый «Чин сочинения и священия святаго мира, из киих же вещей составляется и како строится и в какое время и како святится оное предрагое великое миро» (Рукопись гр. Ф. А. Толстого, 332). Напечатан был этот (по свидетельству И. Снегирева ) чин впервые лишь в 1767 году, к каковому времени он, очевидно, и вошел в постоянную практику нашей Церкви. С того времени этот чин соблюдается и теперь. Изменено лишь, в 1853 году, количество составных частей мира с 25 на 30, в зависимости от новых разысканий по истории составления мира и у нас при патриархах. В настоящее время в состав мира входят следующие вещества: елей, вино белое виноградное, стиракса, ладаны: росной, простой белый и черный, мастика, сандарак, розовые цветы, базилика (трава); корни: фиалковый белый, имбирный, ирный, налганный, кардамонный, масло мушкатное густое, бальзам перувианский, терпентин венецианский, благовонныя масла: бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, роговое, коричневое, маиоранное, померанцевое и мушкатное жидкое. В ожидании мироварения, которое совершается в зависимости от потребности через два или три года, синодальный ризничий заготовляет все необходимые вещества с Крестопоклонной недели Великого поста. Твердые из них растираются в порошок, и делаются настои на вине и елее. Все предварительные приготовления заканчиваются к Великому понедельнику Страстной недели, и все необходимое для мироварения приносится в мироварную палату. Здесь для этого нарочито устроен каменный очаг под деревянной золоченой сенью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

А Аллегория (от др.-греч. λληγορα – иносказание) – художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа иди диалога. Антракт (фр. entracte, от entre – между и acte – действие) – перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. Б Бабье лето – длительный период тёплой и сухой погоды в конце сентября или в нерпой половине октября в Европе и Северной Америке. Связан с устойчивым антициклоном. Бабье лето наступает после значительного похолодания и может сопровождаться вторичным цветением некоторых растений, обычно цветущих только 1 раз и год. Согласно словарю Брокгауза и Эфрона бабье лето – это начало осени (обыкновенно с 1 до 10 сентября), когда по воздуху носятся белые нити. По словарю В. Даля, начало и конец бабьего лета были связаны с народными праздниками: оно начиналось в день Симеона-летопроводца 1(14) сентября и закапчивалось на Осенины 8(21) сентября (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) или в день Воздвиженья 14(27) сентября. Бельмо – помутнение роговой оболочки глаза. Богородицкая (богородская) трава, или тимьян, или чабрец (лат. Thymus) – род полукустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae), листья используются в качестве приправы. Растение обладает сильным ароматом, пряным тёплым запахом, обусловленным в основном фенольными летучими ароматными веществами. Макс Фасмер выводит русское название темьян (именно через «е»), равно как и древнерусское темьанъ, старославянское темьнъ, болгарское тимян, сербохорватское из греч. Θυμαμα – благовонные вещества. Зафиксировано множество народных названий тимьяна (в большей степени относящиеся к виду Thymus serpyllum – Тимьян ползучий): богородская трава, бороной перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка, чабрец. Богородская трава с древних пор используется в народной медицине. Лечебные свойства чабреца неоспоримы. Отвары его и просто истертая в порошок трава в народной медицине обычно применяются в виде различных повязок при воспалении седалищного нерва, при радикулите. В виде отвара или мази (обычно па меду) тимьян «очищает лёгкие», способствует лучшему отхаркиванию и хорошо успокаивает боли. Рекомендуется при лечении бронхитов (в виде сиропов). К положительным свойства чабреца относится и то, что его можно применять в виде ванн. Ванны из чабреца полезны при неврологических заболенаниях, кожных сыпях, радикулите, ревматизме, заболеваниях суставов и мышц. Чай из чабреца рекомендован при гриппе, спазмах желудка, заболеваниях почек, как мочегонное, при анемии, бессоннице, мигренях, ревматических болях. Распространённая и окрестностях города Богородиц-ка Тульской области и перекликающаяся но названию Богородицкая трава в XVIII в. была помещена па герб, указывая па название города.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Богородицкая (богородская) трава, или Тимьян, или Чабрец (лат. Thymus) – род полукустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae), листья используются в качестве приправы. Растение сильно ароматно, с пряным тёплым запахом, обусловленным в основном фенольными летучими ароматными веществами. Макс Фасмер выводит русское название темьян (именно через «е»), равно как и древнерусское темьанъ, старославянское темынъ, болгарское тимян, сербохорватское maмjah, из греч. Θυμαμα – благовонные вещества. Зафиксировано множество народных названий тимьяна (в большей степени относящиеся к виду Thymus seipyllum – Тимьян ползучий): богородская трава, боровой перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка, чабрец. Богородская трава с древних пор используется в народной медицине. Лечебные свойства чабреца неоспоримы. Отвары его и просто истертая в порошок трава в народной медицине обычно применяются в виде различных повязок при воспалении седалищного нерва, при радикулите. В виде отвара или же мази (обычно на меду) тимьян «очищает лёгкие», он способствует лучшему отхаркиванию и хорошо успокаивает боли. Рекомендуется при лечении бронхитов (в виде сиропов). К положительным свойства чабреца относится и то, что его можно применять в виде ванн. Ванны из чабреца полезны при неврологических заболеваниях, кожных сыпях, радикулите, ревматизме, заболеваниях суставов и мышц. Чай из чабреца рекомендован при гриппе, при спазмах желудка, заболеваниях почек, как мочегонное, при анемии, бессоннице, мигренях, ревматических болях. Распространённая в окрестностях города Богородицка Тульской области и перекликающаяся по названию Богородицкая трава в XVIII в. была помещена на герб, указывая на название города. Бонза – буддийский монах. Брачный контракт – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Верста – русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 м, до реформы XVIII в. – 1066,781 м). Упоминается в литературных источниках с XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Колонисты скоро привыкли пользоваться лестницей. Все они были людьми ловкими и подвижными. Пенкроф в качестве бывшего моряка, привыкшего лазать по вантам, дал им несколько уроков. Значительно труднее было научить этому искусству Топа. Бедняга не привык к таким упражнениям. Но Пенкроф был отличным учителем, и в скором времени Топ стал так же легко взбираться по лестнице, как это делают его собратья в цирке. Нечего и говорить, что моряк был горд успехами своего ученика. Тем не менее частенько Пенкроф поднимался в Гранитный дворец с Топом на спине, к большому удовольствию умного пса. Несмотря на то, что работы по оборудованию жилья велись ускоренным темпом, так как холодный сезон приближался, колонисты не забывали позаботиться и о заготовке провизии. Герберт и журналист, ставшие главными поставщиками съестных припасов, каждый день по нескольку часов кряду охотились. Из-за отсутствия моста или лодки они не могли перебраться через реку Благодарности. Поэтому огромные леса Дальнего Запада до поры до времени оставались неисследованными — экскурсия туда была отложена до первых весенних дней, — и колонисты охотились только в лесу Якамары. Но и в этом лесу было множество дичи, и деревянные пики и стрелы колонистов служили им здесь не хуже, чем самые усовершенствованные ружья. Однажды Герберт нашёл в юго-западной части леса полянку, покрытую высокой, густой и чуть влажной травой, насыщавшей воздух приятным запахом. Тут росли тимьян, богородская трава, базилик, чабер и другие пахучие травы. Журналист заметил, что было бы странным, если бы возле так хорошо накрытого стола для кроликов не оказалось самих кроликов, и вместе с Гербертом внимательно обследовал поляну. На ней росло множество полезных растений, и натуралист нашёл бы здесь немало образцов для пополнения своих коллекций. Герберт собрал некоторое количество лекарственных растений — базилика, ромашки, мелиссы, буквицы и т.д., из которых готовятся жаропонижающие, вяжущие, кровоостанавливающие, противогнилостные и противоревматические средства. Когда по возвращении Пенкроф спросил юношу, к чему ему эта трава, тот ответил:

http://azbyka.ru/fiction/tainstvennyj-os...

II. Девица и брак Большая часть девиц, которые вступали в брак с непосредственными потомками Авраама, воспитывались в Месопотамии. Здесь было отечество Авраама, откуда он был призван для распространения имени Господа в страну Ханаанскую; здесь умер его отец, здесь жили его брат и племянники, и в их семействе он намеревался находить для своих потомков жен, которые могли бы стать истинными помощницами своих мужей в деле миссии, к которой Бог призвал его потомство. Таким образом, за первыми шагами женщин патриархального периода мы должны следить не в долине Хевронской, в Ханаане, где жили патриархи, но на равнинах Месопотамии. Страна эта, расположенная при подошве Арарата, в наших глазах имеет ту особенную прелесть, что среди чудной и необычайной для нас растительности Востока напоминает нам природу Европы. Правда, в Месопотамии мало чего-нибудь похожего на наши густые леса; но там и сям она усеяна рощами черных кипарисов, букетами тополей, груш и орешин, которые перемежаются обворожительными садами апельсинов, лимонов, вишен и гранатов. С роскошным видом сплошного сада эта страна соединяет уединение пустыни. Луга Месопотамии испещрены вен­чиками лилии, красными головками чертополоха, золотистыми цветами полыни и лазоревыми звездочками васильков. Овцы гложут здесь морские растения, которые теперь, удаленные от волн, некогда их обмывавших, сохраняют еще внутри оживляющую соль, которою они напитаны. Там же животные находят для себя душистые пастбища: тимьян, богородская трава, душица, шафран, цветок которого то белый, то красный или лиловый, выставляет свои красно-оранжевые пестики, наполняют воздух удивительным благоуханием. Среди этой-то природы и с этою природой жила девица. Она жила не в затворе, но показывалась всюду с открытым лицом 26 . То с кувшином на плечах она выходила в поле к источнику черпать воду, назначенную для домашнего употребления (Быт 24:11–16), то ходила среди этих самых полей, надзирая за стадами своего отца (Быт 29:6–9). Месопотамская девица была подчинена царской власти своего отца, которая ей и покровительствовала и грозила судом, могла мстить за ее оскорбления и наказывать ее за вину. Лишь только придя из Месопотамии в землю Ханаанскую, братья Дины страшно отомстили за свою оскорбленную сестру; а Иуда, сын Иакова, осудил на смерть свою виновную сноху, законно считавшуюся его дочерью (Быт 34; 38). Но редко случалось, чтобы отец употреблял право смерти, которое он по обычаю имел над своими детьми. Заботливость, с которой патриархи искали жен для своих сыновей в Месопотамии, среди своих родственников, свидетельствует о чистоте и скромности этих девиц, которые предназначались быть воспитательницами народа Божия.

http://pravmir.ru/zhenshhina-v-vethom-za...

Другим духом отличается песнь, которую дееписатель называет «последними словами Давида» и которая произошла, очевидно, позднее, когда Давид, счастливо избавившийся от рук человеческих, два раза еще впал в руки Божии и, после того, как был помилован, обращал свой взор более на внутренние основания благоволения Божия к нему и его дому, чем на внешнюю форму проявления этого благоволения. «Дух Господень говорит во мне и слово Его на языке у меня, – начинает Давид, – выражая этим свое высокое, пророчественное настроение и просветление, сказал Бог Израилев, говорит о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет (должен быть) праведен, владычествуя в страхе Божием. Как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли, не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мной, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое? А нечестивые будут, как выброшенное терние, которого не берут рукой, но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте». Здесь Давид отрешается от всего, что составляло наружный и временный блеск его жизни, размышляет о праведности и страхе Божием, как основах своего земного величия, и созерцает чудную судьбу своего дома, возникшего, как бы из праха, под живительным солнцем Божественного призрения на него и имеющего процветать на нескончаемые времена по вечному, твердому и непреложному завету Бога с родоначальником этого дома, т. е. с ним, Давидом. В последних словах можно видеть пророчественное указание на бедствия, которые имел потерпеть народ за свое нечестие. На такую высоту самосознания Давид стал, как мы заметили, после того, как, укрепленный верой в беспрерывное покровительство спасающей руки Всевышнего, испытал и действия суда Божия над собой и над народом. Кроме вышеописанных невзгод, постигших Давида в его семейной жизни, из которых возмущение Авессалома едва не лишило его престола, в последнее десятилетие царствования постигло общее бедствие и царя, и народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Земля теперь имела такой вид: твердое вещество её, сохранившее форму шара, полученную им ранее (во второй день), когда оно было в разреженном, удобоподвижном состоянии, в большей части своей поверхности было покрыто водой; по местам были пространства, свободные от воды; над всей поверхностью расстилался мощный слой свободных газов, азота и кислорода, с примесью разных других элементов и главным образом – углерода. В этом состоянии она стала способна извести из себя низший вид органической жизни, необходимый для развития высших видов её. Землю здесь не нужно понимать в ограниченном смысле, как одну сушу, состоящую из песка, глины, извести, и проч.; в изведении органической жизни принимала участие вся совокупность планеты – и твёрдые её части, и вода, и воздух. Когда основные элементы вещества велением Божиим приведены были в деятельное состояние, они стали вступать в разные сочетания между собой, узаконенные Творцом сообразно с предначертанным планом мироздания, и некоторые из этих сочетаний произвели растительную жизнь на земле. Как показывает употребленный Моисеем порядок перечисления растений (зелень, трава, сеющая семя, дерева плодовитые), в образовании растительного царства господствовала строгая постепенность восхождения от низших, несовершеннейших видов растений к высшим. Сначала земля произрастила «зелень», т. е., как удостоверяют и естественнонаучные исследования, мелкие водоросли, лишаи, мхи, хвощи, ползучие пальмы, папоротники, может быть, грибы и прочие простейшего строения растения, характеризуемые в ботанике названием «тайнобрачных», лишённые цветения и размножающиеся посредством невидимых для глаз семян. Потом она произрастила «траву, сеющую семя», т. е.. злаки, растения цветущие и плодоносящие, стоящие по своей организации выше предыдущих. Наконец она произвела «дерева плодовитые», красоту и венец растительного царства. Первобытная растительность отличалась необыкновенной мощью, как показывают её окаменелые остатки. Хвощи, которые ныне имеют вид травы, достигали тогда величины строевого леса; папоротники представляли из себя громадные деревья.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Кайоморт, Дух вола, скорбя и сетуя, поднялся на небо, но взял семя его и скрыл на луне (у духа луны). Из этого семени и из тела вола произошли на земле чистые растения (из мозга и внутренностей деревья и трава, из рогов – плоды, из крови – виноградные ягоды, из хвоста – хлебные злаки) и животные, полезные и кроткие. Ариман постарался испортить и это творение: в царство растений он внёс растения сорные и ядовитые, а в царстве животных появились змеи, волки, мухи и другие вредные и кровожадные животные. И Кайоморт жил недолго, всего 30 лет, и был убит злыми духами. Но его семя не уничтожилось на земле, и от него произошли первые муж и жена – Мешиа и Мешиана, родоначальники настоящих людей. Все творение продолжалось 365 дней: небо сотворено в 45 дней, вода – в 60 дней, земля – в 75, растения – в 30, животные – в 80, человек – в 75 дней 51 . – Несмотря на явные следы библейских представлений о миротворении, занесённых к персам иудеями и именно: творение мира словом и повелением Ормузда, Ариман в образе змея и шесть последовательных периодов миротворения (хотя и не равных), – персидская космогония в общем отстоит от библейского изображения миротворения едва ли не дальше всех других языческих космогоний. Религиозные воззрения персов подвергались разнообразным влияниям со стороны. Кроме иудейского, на них отразились влияния: индийское, греческое, по-видимому халдейское и даже христианское. Но существенная и наиболее резко выраженная особенность персидского мировоззрения – дуализм прикрыл собой, или растворил в себе все эти влияния настолько, что выделил персидскую религию из всех других, поставив её как бы посредине между монотеизмом и чистым политеизмом. Это, однако же не возвысило персидскую религию над другими языческими. Дуализм, с его двумя равносильными божествами, разрушает идею единства в существе Бога и в Его творческой деятельности даже более, чем политеизм, с его многочисленными, но подчинёнными главному богу божествами. Поэтому предполагать для персидской космогонии и для библейского изображения миротворения один источник – более нежели странно; а предполагать зависимость последнего от первой, как это делают враги Библии 52 , нелепо.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

местах пряха поджигала первую спряденную ею нить и глотала дым. Ист.: Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. Уход за младенцами и их лечение . Русские крестьяне считали, что счастлив будет тот ребенок, который родился в «сорочке» или если он, будучи женского пола, похож на отца, а мужского – на мать; равно хорошим предзнаменованием для него считалось, когда в день его родин в доме была какая-нибудь прибыль. Неживуч считался тот младенец, который родился под исход месяца, у кого голова раздвоенная, у кого рот не цветет, т. е. у кого не бывает болезни молочницы, при которой на кончике языка, губах и нёбе появляется белое творожистое вещество, кто с первого же времени удивлял окружающих своей смышленостью; скорая же смерть предвещалась новорожденному, когда в день его родин случалась какая-нибудь потеря, убыток, когда отдавали в др. дом какую-нибудь вещь совсем, или взаймы, или на подержание, когда вместе с его крестинами в церкви были похороны и когда его волосы, срезанные священником и закатанные в воск кумом, не плавали по воде в купели, а тонули. После крестин бабка-повитуха оставалась в доме родильницы с неделю или две. Обязанности ее в это время состояли в том, чтобы заботиться о ребенке, ежедневно обмывать и пеленать его, а также ходить за родильницей и, если последняя была одинока, хлопотать вместо нее по хозяйству. Родильницу она парила в бане или печке, поила различными лекарственными травами и правила опустившийся после родов ее живот, растирая его при этом деревянным маслом. Из лекарств, употребляемых родильницами, были известны: настой водки на колгане, анис, богородская трава, ромашка и душица. Настой водки на колгане употребляли как средство, способствующее подъему живота; анис и богородскую траву пили для того, что- бы из грудей свободнее шло молоко; ромашку же и душицу – чтобы вызвать «краски» или от простуды. Ничего кислого и соленого родильнице не давали. Счастлива была родильница, которая выбирала себе бабку опытную и расторопную. Такая бабка могла со всем управиться и за всем усмотреть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Страна эта, расположенная при подошве Арарата, окружена, как серебристым поясом токами Евфрата и Шабора. В наших глазах она имеет ту особенную прелесть, что, среди чудной и необычайной для нас растительности Востока, напоминает нам природы знакомых нам климатов Европы. Правда, в Месопотамии мало лесных деревьев, чего-нибудь похожего на наши густые леса; но там и сям она усеяна рощами черных кипарисов, букетами тополей, груш и орешин, которые перемежаются обворожительными садами апельсинов, лимонов, вишен и гранат. И, вместе с роскошным видом сплошного сада, эта страна соединяет уединенности пустыни, которая нарушается только криком шакала, полетом страуса, быстрым бегом дикой козы или криком дикого осла. Луга Месопотамии, непрерывно орошаемые реками, испещрены венчиками лилии, дышащими какою-то невинностью, красными головками чертополоха, золотистыми цветами полыни и лазуревыми звездочками васильков. Овца, баран с широким хвостом гложут здесь сальсоли 124 , эти морские растения, которые теперь, удаленные от волн, некогда их обмывавших, сохраняют еще внутри земли оживляющую соль, которую они напитаны. Там же животные находят для себя душистые пастбища: тимьян, богородская трава, душица, шафран, которого цветок то белый, то красный или лиловый, выставляет свои красно-оранжевые пестики, наполняют воздух удивительным благоуханием. Среди этой-то природы и с этою природой жила девица. Она жила не в затворе, но с открытым лицом она показывалась всюду 125 . То с кувшином на плечах она выходила в поле к источнику черпать воду, назначенную для домашнего употребления 126 , то блуждала среди этих самых полей, надзирая за стадами своего отца 127 . Месопотамская девица была подчинена царской власти своего отца, которая ей и покровительствовала, и грозила судом, умела и мстить за ее оскорбление, и наказывать ее за ее вину. Лишь только пришедшие из Месопотамии в землю Ханаанскую, братья Дины страшно отомстили за свою оскорбленную сестру; а Иуда, сын Иакова, осудил на смерть свою виновную сноху, законно считавшуюся его дочерью 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010