Итак, возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего помышления твоего и от всея души твоея и всею крепостию твоею (см.: Втор. 6:5 ; Лк. 10:27 ). Я хочу, чтобы все твое помышление, весь ум, все созерцание твое были обращены ко Мне, чтобы ты не думал, не размышлял, не представлял себе ничего другого, кроме Меня; так, чтобы и малейшая твоя мысль не уклонялась к какому-нибудь другому предмету. От всея души твоея – Я хочу, чтобы все твое влечение, стремление, любовь, надежда твоя были направлены ко Мне и никто другой не имел места в твоем сердце. Всею крепостию твоею – Я хочу, чтобы вся твоя сила, весь труд и делание были посвящены Мне, и не потерплю, чтобы ты имел часть с другим господином. Я – Бог ревнитель и хочу один быть твоим Господом. Слыши, Израилю, Господь Бог твой Господь Един есть. Я хочу тебя всего, с телом и душой, и поэтому требую, чтобы ты любил меня одного, Мне одному служил всеми чувствами своего тела, всеми силами своей души. Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего... от всея души твоея и всею крепостию твоею. Так повелевает Бог. Мы рождены и воспитаны в мире и потому опутаны многоразличными узами мира; чтобы порвать их, Сын Божий пришел на землю, вооруженный мечом. Не мните, яко приидох воврещи мир на землю ( Мф. 10:34 ), заключить мир с отступником миром. И действительно, он – отступник, так как отделился от Бога и не признает Бога – мир Тем бысть, и мир Его не позна ( Ин. 1:10 ). Не приидох воврещи мир, но мечь ( Мф. 10:34 ), хочу вести с ним вечную войну, так как он Мой враг. Великие узы, слушатели мои, узы, которые привязывают нас к миру, есть любовь родителей к детям, детей к родителям, брата к брату, друга к другу, любовь к собственной жизни; и Христос говорит, что Он мечь приидох воврещи на землю, чтобы рассечь эти узы и отделить детей от отца их, дочь от ее матери и невестку от свекрови. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою ( Мф. 10:35 ). Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф. 10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Итак, нам сопутствует новый удел Благодати Новаго Завета, новое знамение народа Божия. И это исполняет нас благодарностью к Богу за то, что все мы запечатлены Его собственной святой печатью, Его неизгладимой духовной печатью. Мы не как нации, т.е. не как язычники, которые вне Христа пребывают незапечатлёнными и поэтому, становятся игрушкой у демонов. Когда дьявол увидит незапечатлённаго, то легко делает его своей добычей. Если же он видит запечатленнаго Именем Господа Иисуса Христа и святым крещением, то не может его сделать своим, если только тот сам не отдаст своё сердце дьяволу . Не имеет власти ни дьявол ни антихрист над запечатленными во имя Господа Иисуса Христа. И всё это мы переживаем в сей день, который является и первым днём года. И мы просим Господа, чтобы Он нас простил: во-первых за то, что мы, будучи как и все люди немощными и грешными, постоянно Его огорчали: и в прошлом году и всю свою жизнь. И не только большими грехами мы огорчаем Всесвятаго Бога, Создателя, Творца и Господа нашего. Я думал сегодня, когда служил Литургию, следующее: всякий раз когда ум наш уходит от Бога, не огорчаем ли мы Бога? Для чего нас создал Бог ? Он сотворил нас быть в единении с Ним. Чтобы мы были в непрестанном общении с Ним. И когда мы оставляем свой ум блуждать тут и там, хотя бы даже и помышляя о добрых вещах, которые однако же не являются Богом, разве Бог не огорчается тогда? А когда Он видит, что у нас нет любви и стремления быть в постоянном единении с Ним? И для всех христиан, и для нас монахов, – взыскующих совершенства, ищущих совершеннаго благоугождения Богу, как бы угодить Богу в полной мере, – разве не причиняет боль то, что прошло столько времени нашей жизни, – и прошедший год в том числе, – а мы не имели и не имеем постоянной памяти Божией? Поэтому, пусть возносится горячее моление наше ко Господу: перво-наперво о том, чтобы простил Он нам все наши прегрешенья. Во-вторых, да подаст нам Он Благодати Своей, благословения Своего, просвещения Своего и Свою божественную силу, чтобы в новом году нам с великим стремлением подвизаться и бороться за то, чтобы ничем не огорчать Его или, по крайней мере, огорчать Его намного меньше, чем в прошлом году мы Его огорчали. И да сподобит нас благость Его и любовь не только не огорчать Его, но и благоугодить Ему, и чтобы такой была вся наша жизнь, вся наша борьба, вся наша молитва , весь наш подвиг, всё наше послушание, всё наше причастие Пречистым Таинствам и участие в священных богослужениях, чтобы мы угождали Господу и Богу нашему. А когда пройдёт этот год, если Богу будет угодно и мы живы будем и доживём до следующаго года, то мы должны будем снова взвесить и подъитожить всё то время, которое прошло, чтобы было возможно нам сказать: «благодарим Тебя Господи за то, что по Твоей благодати в этом году мы меньше оскорбляли Тебя чем в прошлом».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Каков смысл этого сооружения? Скиния – образ Боговоплощения. «Нерукотворная по своей природе, эта скиния становится тварной, когда ей нужно быть воздвигнутой посреди нас. ‹...› Это и есть Единородный Бог, объемлющий Собою вселенную, но и среди нас устроивший Свою скинию» 118 . Когда евангелист Иоанн говорит: «И Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин. 1:14 ), это «вселися в ны» может быть истолковано как «поставил Свой шатер посреди нас». Скиния стояла посреди стана Израильского. Если вы прочитаете внимательно его описание, то увидите, что израильтяне располагались так, что их стан в плане представлял собою крест, и в центре этого креста находилась скиния ( Числ. 2 ). Скиния была символом пребывания Бога среди народа израильского, ее осеняло облако и наполняла слава Господня ( Исх. 40:35 ). В каноне на Воздвижение (песнь 4, тропарь 3) говорится: «Священнии ополчаются четверочастнии людие, предходяще образом свидетельства скинии, крестообразными чинми прославляеми». Устройство скинии, разные ее детали и цвета тканей  прообразовали Тело Христово, свидетельствовали, что это пребывание осуществится через Воплощение.  Но Тело Христово есть и Церковь . Явление Бога в скинии пророчески изображает устройство Богом Церкви, через которую он явил на земле свое грядущее Царство. Этот же образ присутствует в пророческих видениях Апокалипсиса. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» ( Апок. 21:3 ). Иногда устройство скинии толкуется как пророчество о Божией Матери, в Которую вселился Бог Слово. Существуют два обычных апостольских зачала на Богородичные праздники: первое – это послание к филиппийцам ( 2:5–11 ) о первенстве и самоуничижении Христовом, второе – послание к евреям ( 9:1–7 ), в котором как раз и говорится о скинии. Во-первых, потому, что скиния прообразовала Саму Божию Матерь, во-вторых, потому что Богородица послужила делу Боговоплощения, которое пророческим образом изображалось этой скинией. 5.15. Освящение скинии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Личное имя нашего Спасителя «Иисус» (что значит Ягве – Спаситель) Апостолы обычно сочетают со словами: Господь и Христос, подчеркивая спасительную силу Имени Богочеловека. В известном месте послания ап. Павла к Филиппийцам, которое мы слышим в литургийном апостольском чтении в Богородичные праздники, почитание Имени Господня ставится в прямую связь с исповеданием Иисуса Богом и истинным Мессией, т. е. Господом и Христом: «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил. 2:9–11 ). В Символе веры мы говорим: «Верую... во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия Единороднаго...». Перед началом важнейшей части Божественной Литургии – ее Евхаристического канона – мы слышим слова апостольского благопожелания: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами!» В так называемой «Иисусовой молитве», которую Церковь советует чаще произносить каждому христианину, мы также употребляем это сочетание трех священных наименований нашего Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» Православные богословы подлинно церковного направления, говоря о Спасителе, как правило, не называют Его просто именем «Иисус», а пользуются исполненным благоговения выражением: «Господь наш Иисус Христос». Мы стали христианами с того момента, когда над нами были совершены таинства св. крещения и миропомазания. «Все вы, – говорит ап. Павел, – во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ). " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог» ( 2Кор. 1:21 ). Как бы комментируя эти слова Отец Церкви II века св. Феофил, епископ Антиохийский, говорит: «Мы потому и называемся христианами, что помазываемся елеем Божиим» (К Автолику 1:12). Святой отец как бы напоминает нам, что мы потому становимся христианами, что получаем помазание от Того же «елея радости», т. е. от Духа Святого, Которым по человечеству был помазан Сам Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Любовь и терпение в трудах неусыпных Апостол являл неистощимые. Свободен бо сый от всех, всем себе поработих, да множайшыя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу ( 1Кор. 9:9–22 ). Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или ногота, или беда, или меч, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляемы есмы весь день: вменихомся яко овцы заколения. Но во всех сих прееобеждаем за Возлюбльшего ны ( Рим.8:36–37 ). За свои труды Апостол перенёс неисчислимые скорби: «был я, говорит он, в ранах, в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза били меня палками; однажды камнями побивали; три раза терпел я кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был я в опасностях от разбойников, от единоплеменников и от других народов, в опасностях в городе, в пустыне, в море, между лже-братьями; в труде и в изнурении, часто во бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в ноготе. Кроме посторонних приключений, ежедневное было ко мне стечение людей, забота лежала на мне о всех Церквах. Кто немощен, с которым бы и я не чувствовал немощи? Кто соблазняется, за которого бы и я не воспламенялся» ( 2Кор.10:23–29 ). Обращая в христианство Иудеев и язычников могущественною проповедью Евангелия, знамениями и чудесами, которые Господь творил руками Апостола Павла во свидетельство слову благодати Своея, он, подобно другим Апостолам, вёл жизнь святейшую. Все свои нужды и озлобления верховный Апостол переносил с глубоким смирением и со многими слезами среди искушений ( Деян.20:19 ). «Меня ожидают узы и бедствия, но я, пишет он, ни на что не взираю и жертвую своей жизнью, только бы совершить с радостью свой путь и служение, которое принял я от Господа Иисуса ( Деян.20:23–24 ); я всегда готов быть не только узником, но и умереть за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ). Служа другим, Апостол ни у кого не ел хлеба даром, но занимался трудом и работой ночь и день, дабы не бременить кого и для верующих быть примером добродетели ( 2Фес.3:8 ). «Сами вы знаете, говорил Апостол Павел, что нуждам моим и бывшим при мне служили сии руки мои. Во всём показывал я вам, что так надобно, трудясь, поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати ( Деян.20:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Между тем, допущенное не без промысла Божьего это проявление неверия одного из ближайших учеников Христа послужило окончательно – через осязание Апостолом Фомой язв Христовых – к яснейшему обнаружению истины воскресения Христова... «После осми дней, когда опять были в доме ученики Христовы, и Фома с ними, пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин.20:26–27 ). Но, увидев Христа и услышав Его обращение к нему, Фома только из глубины своего верующего сердца воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» – «Иисус же говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Таким образом неверие Апостола Фомы послужило и к тому, что Господь отозвался на него ясным указанием, каково должно быть свойство истинной веры в Него. После вознесения Иисуса Христа и сошествия Духа Святого на Апостолов Фома проповедовал в Палестине, Месопотамии 91 и других странах. О проповеди его у Парфян говорят церковные писатели Ориген , Евсевий, Руфин, Сократ; о проповеди в Ефиопии упоминает Иоанн Златоуст , о проповеди в Индии говорят Григорий Назианзен , Григорий Великий , – и другие о других местах 92 . В беседе LXI на Евангелие от Иоанна св. Иоанн Златоуст говорит о св. Апостоле Фоме: – «Фома, бывший некогда слабее других Апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл с своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам свирепым, диким и кровожадным». В различных древних сказаниях об Апостоле Фоме нет совершенной точности и к ним присоединяются иногда позднейшие прибавления, но одно из них, в котором приводится обстоятельство, выражающее смысл и значение благотворительности, передаётся одинаково многими повествователями об его жизни. Оно относится ко времени до предпринятия святым Апостолом путешествия в Индию – с целью проповеди в этой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

местам, по окончании которого решились они и получили благословение от старца Даниила проводить дальнейшую жизнь в общей кельи в скиту Данииловом – на условии соблюдения того же безмолвия, – и таким образом духовным единением в общем подвижничестве соединились вновь разлучившиеся добровольно ради пребывания в едином Боге супруги. И так прожили они вместе двенадцать лет. – Когда же приблизилась кончина той, которую все принимали за инока Афанасия, то пришедший напутствовать умирающего Даниил, застав его в слезах, увещевал не плакать, но радоваться наступающему соединению со Христом. «Не о себе плачу, но об Андронике»... – загадочно для старца излилась из души умирающей естественная скорбь её о разлуке с мужем, с которым не переставала соединять её святая любовь, – «прошу тебя, отче, – прибавила Афанасия, – возьми после погребения моего письмо под изголовьем моим и, прочитав, передай его отцу Андронику»... Старец Даниил исполнил просьбу мнимого брата, и тогда открылось, что в кельи с Андроником жила бывшая жена его. Он только семью днями пережил её и был похоронен вместе с ней. Св. праведного Авраама праотца и Лота, племянника его «Авраам – великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе», – говорит Иисус, сын Сирахов ( Сир.44:19 ), и продолжает: «он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, а на своей плоти утвердил завет, и в испытании оказался верным. Поэтому Господь с клятвой обещал ему, что в семени его благословятся все народы, обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звёзды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли. – И Исааку ради Авраама, отца его, Он также подтвердил благословение всех людей и завет. И оно же почило на голове Иакова. Он ущедрил его Своими благословениями и дал ему в наследие землю» ... ( Сир.44:20–26 ). Прославляя Авраама, ветхозаветный «премудрый» Иисус сын Сирахов ещё не мог измерить всего значения Авраама, как «отца верующих», которое могло проявиться только в течении многих грядущих веков, когда успело выразиться и оправдаться во всей полноте и значение веры в человечестве, и то, к чему она его уже привела, и, по Высшему обетованию, должна окончательно привести, – и что составляет единственное спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Могут быть однако же в жизни обстоятельства, по которым исполнение обета не только извинительно отложить, но нужным оказывается и совсем отменить. Кто обещается раздать бедным часть своего достояния, но внезапно, от несчастного случая, сам лишится всего имущества: тот конечно лишается вместе и возможности исполнить этот свой обет. В законе Моисеевом приведен такой пример: «Если женщина даст обет Господу, и услышит отец ее, и промолчит: то все обеты ее состоятся. Если же отец, услышав, запретит ей: то все обеты ее и обязательства, которые возложила она на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей; потому что запретил ей отец ее» ( Числ. 30:4–6 ). Долг зависимости, повиновения, человеколюбия не должен быть оставляем для произвольных дел благочестия: ибо и сам Спаситель требовал милости, а не жертвы ( Мф. 9:13; 12:7 ). Поелику же препятствия, не допускающие выполнить обещанного Богу, всегда тяжелы для верующей души; то Священное Писание заповедует не спешить обещанием, и не медлить исполнением. «Прежде, нежели дашь обет, обдумай лучше, и не будь как человек, искушающий Господа» ( Сир. 18:23 ). «Если же обещаешь что Господу, не замедли отдать» ( Еккл. 5:3 ). Только точность в исполнении обещанного низводит милость Божию на обещавшего. Закхей, человек грешный, обещал половину имения раздать нищим; Спаситель, видя, что он верно исполнит это, сказал о нем: днесь спасение дому сему бысть ( Лк. 19:9 ). Аминь. 21. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы в великий пяток (1866 г.). (Третье) Аз есжь алфа и омега, начаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе, и грядый, Вседержитель. ( Откр. 1:8 ) Ныне благовещение и распятие, радость и ужас, жизнь и смерть, начало и конец. Это совместное воспоминание противоположных событий наводит мысль нашу на ту тесную связь, какая положена между рождением и смертию. Если мы живем, то значит родились. Если мы живем, то несомненно, что некогда умрем. Наша жизнь так скоротечна, а любовь наша к ней так велика, что и юноша мечтает о столетней старости, и старцу дряхлому еще хочется жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Молитвой Исаии было совершено и другое чудо: «В те дни Езекия заболел смертельно, и молился Господу, говоря: о, Господи! вспомни, что я ходил перед лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. – И заплакал Езекия сильно. – И было слово Господне к Исаии и сказано: Пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я слышал молитву твою, увидел слёзы твои и вот, Я прибавлю к дням твоим 15 лет»; для удостоверения же в этом, по молитве Исаии, тень солнца была возвращена на 10 степеней в солнечных часах... Таким образом Исаия представляется не только пророком, но и чудотворцем. Во время осады Иерусалима, от которого вода была отведена неприятелем и жители томились, не имея воды, Исаия молитвой чудно извёл из горы Сионской источник, по преданию, тот самый Силоам, о котором упоминается в Евангелии и водой которого Христос исцелил слепорождённого. Последующие обстоятельства жизни Исаии неизвестны. По древнему преданию он прожил до времён царя Манассии, по повелению которого был распилен пилой между досками. Главной причиной осуждения пророка на смерть, по сказанию раввинов, было то, что он Иерусалимских князей назвал князьями Содомскими, а народ – народом Гоморрским... Богобоязненные люди похоронили тело его близ источника Силоамского, близ царских гробниц. При этом источнике устроена была купель, в которой впоследствии был исцелён Иисусом Христом слепой от рождения. И до сего дня вода эта имеет целебную силу от разных болезней. Месяцеслов Василия 174 говорит о положении Исаии в церкви св. Лаврентия во Влахернах, по перенесении в Константинополь. Кедрин относит перенесение мощей его к 35 г. импер. Феодосия Младшего (408–450) или 443 по Р. Хр., а Кодин – ко временам императора Маркиана (450–457). Маркиану и Пульхерии приписывается и построение храма пророку 175 . Преподобного Иоанна, Зедазнийского чудотворца, начальника Сирийских отцов Иоанн родился, воспитался и достиг зрелого возраста в Антиохии. По обычаю тогдашнего времени (в начале VI-ro века) и главное, следуя своему внутреннему призванию, он вступил в иночество и был ревностным и смиреннейшим подвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На Афоне это как нигде знают. Потому что Афон — место особого подвига. Здесь на протяжении столетий ведется ежедневная, ежесекундная схватка с врагом рода человеческого. В этой схватке нет послаблений. Это непрерывная невидимая брань, непрекращающиеся боевые действия. Если на земной войне, как мы знаем, невозможно постоянно находиться на линии фронта и войска обязательно отводят в тыл для переформирования, то на Святой Горе те, кто по-настоящему подвизаются, — все время под огнем. И им особенно нужна помощь Божией Матери. Человек посторонний посмотрит на Афон с его огромным количеством чудотворных икон Богородицы и подумает, что это уже какой-то перекос — монахи только Ее чтят и только к Ней обращаются. Но надо понимать, что монах непрестанно творит Иисусову молитву, бóльшую часть суток находится на богослужении, восхваляя имя Божие, практически ежедневно на литургии причащается Святых Христовых Таин. Вся его жизнь направлена ко Господу и сосредоточена на любви к своему Создателю. А Богородицу святогорцы почитают как Свою. Ее еще называют первой монахиней — ведь она была Девой, всю жизнь посвятила Господу, слышала слово Божие и творила волю Его. Помните отрывок из Евангелия, который читается в храмах на богородичные праздники? Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 27–28). Может показаться, что Христос Своим ответом умалил значение Богородицы. Но нет. Наоборот, и святые отцы обращают на это наше внимание — мы ублажаем Богородицу не только за то, что Она родила Богомладенца, но и за то, что весь Ее земной путь был освящен полной покорностью воле Божией. Она со смирением приняла от архангела Гавриила благую весть ( се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38)), родила Богомладенца в убогой пещере, растила Его. Ее сердце разрывалось, когда Ее Сына бичевали и распинали. Вместе с апостолами Она радовалась Его воскресению, а после Вознесения проповедовала Его учение.

http://pravmir.ru/vsesvyataya-arhiepisko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010