«Бог, богатый милостью... и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:4—6). «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:20, 22, 23). А что употребляется при этом яйцо, окрашенное в красный цвет, то это должно напоминать нам в отношении ко Христу Кровь Его, которой Он исходатайствовал нам эти дары, а в отношении к нам означать духовное веселье. — Впрочем, поскольку Церковью таковым вещам не дано постоянного значения, то можно, взирая на употребление красных яиц во время Пасхи, представлять себе и другое, приличное празднеству. 2. Хождение священников по домам с крестом или с иконами принадлежит также к особенностям Пасхи. В Малой России ходят токмо в городах, а в Великой и в городах, и в деревнях; в Малой России и во многих городах великороссийских токмо с крестом, а в деревнях Великой России и некоторых городах и с иконами, в числе которых необходимым считается иметь икону Богоматери так называемой запрестольной, а в некоторых местах и икону Воскресения, и хоругви. Иконы носятся прихожанами, которые при разных случаях жизни дают на то обет. Почему во время ношения соблюдают строгую умеренность в пище и питии; а иные почти и постятся, не употребляя, во все продолжение ношения икон, мяса. Ходя с крестом, поют, вошедши в дом, так называемый задостойник, то есть стихи: Ангел вопияше и Светися, светися; а ходя с иконами — канон Пасхи или молебны. При этом, обходив все дома одной деревни, в некоторых странах ходят и на поля, засеянные озимым хлебом, и там поют канон Пасхи, прося Воскресшего, да воскресит Он и посеянное на поле. 3. Целодневный во все колокола звон через все продолжение праздника, в знаменование духовного торжества и сердечной радости о победе над врагами нашего спасения. Обыкновение это принадлежит Великой России; а в Малой ограничиваются тем, что во все течение этого праздника звонят во все колокола вместо обыкновенного звона в один колокол, к церковным службам и в продолжение их, где положено звонить в один колокол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3216...

Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет, как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» 253 . Пророчествовал также Даниил и о втором пришествии и страшном суде Господнем, о славе святых и о мучении грешников. Святые Анания, Азария и Мисаил также пережили плен Вавилонский и так же, как и св. пророк Даниил, не возвращаясь в отечество, скончались в Вавилоне. Преподобного Даниила исповедника Он был богатый начальник острова Ниверты, близ Кадикса V в Испании. Оставив власть и имущество детям, отправился в Рим и сделался монахом. Из Рима пришёл в Константинополь, где беседовал с царями Константином (912–959) и Романом (948–963), в Иерусалиме принял схиму с именем Стефана от патриарха Христофора, в Египте кончил жизнь после многих мучений за веру от мусульман. Преподобного Дионисия Егинского Уроженец острова Закинфа (Занта), он был архиепископом острова Егины. Отказался от престола в 1589 году и, воротившись в отечество, подвизался в Богородичном монастыре скалистого островка Строфады. Тут он однажды скрыл от преследователей убийцу брата своего, увидев в несчастном раскаяние. Скончался 17-го декабря 1624 года. Нетленные мощи его, по случаю набегов Турецких, перенесены в Зант и почивают в кафедральном соборе. 238 Так были переименованы в Вавилоне пленные отроки Иудейские Анания, Мисаил и Авария начальником, поставленным над ними. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Декабрь. – 514, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мы снова узнаём сегодня, что такое богородичные праздники. Где Божия Матерь — там легкость и кротость, и там огонь. Но этот огонь спешит, у него нет времени сжигать нас, потому что это искра, которая скачет, летит и переходит от одного к другому. И Божия Матерь соединяет нас всех в единой радости, в которой присутствует радость Бога. Но чтобы этот огонь, всегда стремящийся передать себя, с такой же легкостью переходил от одних к другим, — зависит от нас! Церковь пророчески свидетельствует об этом в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Еще много что имеет Церковь сегодня нам сказать. И прежде всего может быть, о том, что Божия Матерь показывает на этом пути всех самых меньших — на этом пути детства. Чтобы и мы всю жизнь учились в простоте и смирении, и в детском доверии Богу восходить во Святое Святых. В истории святости много святых, которые были облагодатствованы присутствием Божией Матери, когда они чувствовали, что Она рядом с ними, не видя Ее и не слыша Ее. Это уже — величайший дар. Будем стараться так жить, чтобы ничем не опечалить Духа Святого, чтобы Божия Матерь была с нами. Но то, о чем пророчествует этот праздник и что уже исполняется в нем, — больше чем дар Ее присутствия с нами. Нам дается узнать, что мы едины с Ней, что Бог совершает это чудо нашего ради спасения. Это принадлежит нам. Только через такое единение узнаем мы волю Божию о нас. Мы призваны быть причастниками Нового Завета, который Бог заключил с нашей человеческой природой через Нее. Она вся принадлежит Богу, и потому — Она наша Мать. И все, что у Нее есть, Она спешит дать нам. Литургия Лк, 54 зач., 10, 38—42; 11, 27—28 Тогда пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

http://pravoslavie.ru/3814.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Преображение Господне 25.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Преображение Господне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Праздник Преображения Господня озаряет нас светом Царства Божия. Царства, где только блаженство, красота, добро, мир, радость. Там, где присутствие Бога, любящего нас. Это Царство — не мечта, не утопия. В нем — обетование великого Бога, всеправедного и всемилостивого, которое Христос пришел исполнить. Он родился, жил, проповедовал, страдал, умер и воскрес, чтобы дверь Его Царства открылась нам. Преображение являет воскресение. Нам дано ясно это услышать, когда Господь говорит с Моисеем и Илиею о Своем исходе ко Отцу, который Он скоро совершит в Иерусалиме. Путь Христа — от нашей многогрешной земли, где Он живет со дня Своего Рождества к Царству, где Его Отец, от Которого Он пришел. Христос преобразился перед Своими учениками незадолго до Своих Крестных страданий и смерти, чтобы ученики всегда помнили об этом дне и поняли его глубокий смысл. Этот смысл заключается в том, что страдания и смерть не разрушительны для нас. У страданий и смерти — пасхальная природа. Они ведут в страну Бога, в Царство Небесное. Как хорошо, что Церковь напоминает нам об этом, когда мы совершаем Успенский Пост. Пост зовет нас к духовным усилиям, к воздержанию, углубленной молитве, забвению себя ради более внимательного служения другим. Пост зовет нас к покаянию, которое всегда подобно переходу через смерть. Чтобы совершить этот переход, чтобы решиться на настоящее покаяние, на такую глубокую и полную отдачу себя, необходимо знать, куда он ведет. Праздник Преображения напоминает нам, что этот переход ведет к радости воскресения, к Богородичной Пасхе, которую мы будем праздновать в конце Поста. И он ведет — от поста к посту — к Богу, в Царство Небесное, наследниками которого мы являемся. Христос преобразился. Он зовет нас следовать за Ним, и мы можем сделать это, зная, что Он совершил. Но мы должны прежде проникнуть как Петр в тайну Христа. Посмотрите, как этот ученик весь устремлен к своему Господу: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Петр хотел, чтобы слава была с ним, так, чтобы все нам было сразу дано, и чтобы мы пребывали здесь на земле в славе. Это невозможно. Потому что тайна Господа — тайна восхождения ко Кресту, который и есть Его слава. Но Петр не знал, что говорил. Апостолы вошли в облако, и получили великое откровение о пути Господнем: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Чтобы мы могли осуществить этот путь ко Кресту, нашему кресту, который дан каждому из нас по его росту, есть только одно — принять это единственное слово: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте».

http://moral.ru/преображение/

Рождество Пресвятой Девы – начало домо-строительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца. Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму ( Мф. 3.9 )? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то не сказал ли Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» ( Лк. 11.27–28 )? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии , но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1.14 ), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь ( Евр. 2.16–18 ). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сретение Господне соединяет в себе черты Богородичного и Господского двунадесятого праздника. Продолжается он 8 дней: с 2/15 февраля до 9/22 февраля Главную мысль и основное настроение праздника выражает тропарь: Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,/дарующаго нам воскресение Не может ли почитание святынь увести от Бога в идолопоклонство? иеромонах Иов (Гумеров) Почитание икон и других святынь в Православной Церкви основывается не только на многовековой традиции, но и на твердом богословском фундаменте. Особое значение имеют труды преподобного Иоанна Дамаскина , который опирался на идеи святого Максима Исповедника . Последний в «Мистагогии» дает толкование литургических образов. Между образом и первообразом может существовать не только условная, но и реальная (онтологическая) связь. «Для обладающих [духовным] зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь [там] благодаря своим логосам. Ибо чувственный мир существует в умопостигаемом посредством своих логосов, а умопостигаемый в чувственном – посредством своих отпечатлений» ( Максим Исповедник , преподобный. Мистагогия. Введение). Вещественное начало способно к обожению. Оно при определенных условиях может вместить в себя божественные энергии. Эта мысль имеет основание в Священном Писании. В Деяниях святых апостолов говорится об апостоле Павле: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян. 19:12 . Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. На этом основано почитание святых мощей. Это тоже имеет подтверждение в Библии: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13: 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Стих 2: Память их в род и род. Стих 3: Души их среди благ водворятся. Ср. Пс 64:5; 101:13; 24:13 И тропарь за упокой (2); Слава, и ныне: Богородичен. Аще убо есть неделя, или Владычний, или Богородичный праздник, или святый, имеяй великое славословие, поем полиелей: Если праздник, то после двух кафизм поется полиелей – псалмы 134 и 135 (или их отдельные стихи), с припевом “Аллилуия”. 3 Псалом 134: Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, трижды. Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко Благ Господь, пойте имени Его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе. Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих. Иже порази первенцы Египетския, от человека до скота. Посла знамения и чудеса посреде Тебе, Египте, на фараона и на вся рабы его. Иже порази языки многи и изби цари крепки: Сиона, царя Аморрейска, и Ога, царя Васанска, и вся царствия Ханаанска, и даде землю их достояние, достояние Израилю, людем Своим. Господи, имя Твое в век и память Твоя в род и род: яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится. Идоли язык, сребро и злато, дела рук человеческих. Уста имут, и не возлаголют, очи имут, и не узрят, уши имут, и не услышат, ниже бо есть дух во устех их. Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня. Доме Израилев, благословите Господа, доме Ааронь, благословите Господа, доме Левиин, благословите Господа. Боящиися Господа, благословите Господа. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа, трижды. Псалом 134 Хвалите имя Господне, хвалите, рабы, Господа, стоящие в храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. Хвалите Господа, ибо благ Господь, пойте имени Его, ибо это сладостно! Ибо Иакова избрал Себе Господь, Израиля в собственность Свою. Ибо я познал, что велик Господь, и Господь наш – выше всех богов.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

11, 27 –28)? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии, но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – " " служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение " " (Евр. 1, 14), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 16-18, 1). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости. Восприятие Богом естества человеческого от самого человечества падшего – это дело, более дивное, чем создание нового человека силою всемогущества Божия. Это чудо из чудес. Чтобы соединить с Собою падшее естество человеческое, нужно было его для того предочистить. Еще ветхозаветные люди вопрошали с недоумением: " " Кто родится чистым от нечистого? ни один " " (Иов. 14, 4), ибо они сознавали вместе с Давидом: " " В беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя " " (Пс. 50). Если земля должна по грехопадении произращать человеку, трудившемуся над нею в поте лица, тернии и волчцы, то это было знамением того, что и в душах людей после того, как посеяно семя греха и заглушено семя добра, при всех усилиях человека будут произрастать тернии греха и страстей, семя же добра будет возрастать редко, и не будет иметь надлежащей силы.

http://zavet.ru/rbogorod.htm

15-е Святых Апостолов от 70-ти: Аристарха, Пуда и Трофима О Св. Аристархе, обращённом к И. X. Апост. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.19:29 ), что ремесленники, делавшие серебряные храмы Артемиды и получавшие от того немалую прибыль, возмутились против Апост. Павла и спутников его, проповедовавших, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и, «схватив Македонян Гаия и Аристарха, они единодушно устремились на зрелище» ... Другое упоминание об Ап. Аристархе – в послании Ап. Павла к Колоссянам – свидетельствует о том, что он был узником вместе с Ап. Павлом: «Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мной» ... (Посл. Кол.4:10 ). Ещё упоминает о нём св. Павел в послании к Филимону: «приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» ( Флм.1:23 ). Аристарх был епископом в Апамее Сирской. – Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с Апп. Павлом, Пудом и Трофимом. Св. Пуд, упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею ( 2Тим.4:21 ): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был Римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы Церковью. Об Ап. Трофиме, бывшем родом из Ефеса, обращённом ко Христу св. Ап. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.20:4,21:29 ), что он сопровождал Ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею ( 2Тим.4:20 ) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими Апостолами. Святых мучениц Василисы и Анастасии Просвещённые верой Христовой от самих Апостолов, эти благородные Римлянки, посвятив себя на служение Христу, погребали замученных в Риме за исповедание Иисуса Христа и за это сами после истязаний обезглавлены при Нероне. – Мощи их в Риме, в церкви Божией Матери – Умиротворительницы. Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

17-е Св. пророка Даниила и св. мучч. отроков Анании, Азарии и Мисаила в Вавилоне Даниил, происходивший из рода царей Иудейских, и сверстники его – Анания, Азария и Мисаил были из числа тех отроков Иудейских, которых царь Вавилонский, когда (за 606 л. до Р. X.) взял Иерусалим, разрушил храм Соломонов и увёл в плен множество Иудеев, велел воспитывать при своём дворе, чтобы они потом могли служить в его царстве, помогая ему в сношениях с чужими, подвластными ему народами. Жизнь этих отроков, окружённых придворной роскошью и чужеземными, противными Иудейским законам, обычаями, представляла для них много искушений и соблазнов, но, не смотря на свою молодость, они пребыли твёрдыми в исповедании веры отцов своих и не уклонились от исполнения закона Моисеева. Так, с самого начала «Даниил положил в сердце своём – не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьёт царь» 230 , и просил начальника, поставленного над ним, позволить ему со своими тремя товарищами питаться только овощами. Но тот, обязанный беречь отроков, опасаясь, чтобы они не похудели и не расстроили своего здоровья от недостаточной пищи, не позволил им лишать себя пищи, назначенной им с царского стола. – Сделай опыт над рабами твоими в течении десяти дней, – стал уговаривать тогда Даниил своего начальника Амелсара, – пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья, – и потом пусть явятся перед тобой лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. – Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. «И даровал Бог четырём этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу ещё даровал разуметь всякие видения и сны» 231 . По окончании воспитания Даниила, Анании, Азарии и Мисаила, «царь приказал представить их себе и говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных им, и стали они служить перед царём. И во всяком деле мудрого уразумения, о чём ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всём царстве его» 232 . Так, напр., когда однажды царь Навуходоносор видел сон, смутивший его, но который не мог он отчётливо вспомнить при своём пробуждении, и потому созвал всех мудрецов и требовал от них под угрозой смерти, чтобы они отгадали и объяснили ему его сон, то только один Даниил мог исполнить то, что недоступно было ни для какой человеческой мудрости...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010