6-е число Св. и праведного Иова многострадального, жившего между 2100 и 1700 г. до Р. Хр. в стране Уц или Авситидийской, на границах Аравии с Идумеей Жизнь Иова представляет величественнейшую картину человеческого страдания и сам он, «многострадальный», по истине изображает прообраз страдавшего на земле Богочеловека, как и представляется это в учении Церкви 118 . Поразительны сопоставления между страданиями человека Ветхого Завета и Человека Нового Завета. В том и другом поражены были испытаниями, искушениями и неизреченными страданиями не виновные люди, но чистейшие праведники. Тот и другой хотя и изливали в минуты изнеможения скорбь свою в потрясающих воплях: «Душа Моя скорбит смертельно!» «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия...» И наконец: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня!» взывал Иисус на кресте в минуты предсмертной истомы... И в сопоставлении с этими скорбными излияниями Христа – из глубины сорока веков поражают человеческий слух вопли Иова, другого страдальца, недоумевающего среди непосильного томления: «На что дан страдальцу свет, и жизнь – огорчённым душою, которые ждут смерти и нет её, которые восхитились бы, что нашли гроб» ... «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание моё, оно, верно, перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой; ужасы Божии ополчились против меня»... Но не смотря на эти скорбные излияния Богочеловека и человека – Иова, который сам слова свои называет неистовыми, величие страдальцев не затмилось недостойным ропотом или недостатком веры в Того, Кто предначертал им прискорбнейший путь; и пребыла в них до конца и не поколебалась любовь и преданность воле Пославшего их, чтобы прославить имя Его... 119 . Но обратимся к началу истории Иова. Когда, по изволению Божию, допущен был дух злобы и зависти (в посрамление ему) искусить праведнейшего раба Божьего Иова 120 (только не касаясь души его), да явятся дела Божии на нём, устремился враг человеческий на жертву свою и внезапно подверг Иова всем испытаниям, которые могли бы смутить его и заставить хулить Бога своего... В один из мирных дней наслаждавшегося земным счастьем Иова, как громом поразили его вести одна за другой о потере всего богатого имущества его, о гибели всех детей его. Как же подействовали на праведника эти удары? Он «пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» «Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8-е Свв. Апп. от 70: Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия «Привтствуйте Иродиона, сродника моего», пишет св. Апостол Павел в послании к Римлянам ( Рим.16:2 ). Иродион был родом из города Тарса Киликийского; он был рукоположен св. Ап. Петром в епископы городу Патре, в нынешней Ливадии, называвшейся тогда Ахайской областью. Много потерпел он преследований от Иудеев и язычников. Однажды был замучен ими до полусмерти, но по благодати Божией оправился и последовал за св. Ап. Петром в Рим, для проповедования Евангелия. В день распятия Ап. Петра был взят вместе с Апост. Олимпом и многими другими христианами и осуждён на казнь. Всем им отсекли головы мечом. Тела их были с честью погребены св. Климентом, учеником св. Ап. Петра, который был взят и присуждён к смерти вместе с другими христианами, но был помилован, отпущен с места казни живым, потому-что приходился родственником императору. «Между тем, как мы пребывали у них (у диакона Филиппа – в Кесарии, четыре дочери которого пророчествовали), – пришёл из Иудеи некто пророк, именем Агав, и вошедши к нам, взяв пояс Павлов и, связал себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот Пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» ... ( Деян.21:10–11 ). «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян.11:27–28 ). Из исполнившихся в своё время предсказаний видно, что Апостол Агав, проповедовавший Евангелие в странах вокруг Иудеи, был одарён свыше пророческим даром. Апостола Руфа, бывшего епископом в Фивах, так воспоминает св. Ап. Павел в своём послании к Римлянам, Рим.16:13 : «приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою». Апостолов: Асинкрита, бывшего епископом в Иркании, Флегонта, бывшего епископом в Марафоне, Ермия, епископа Далматского, также вспоминает св. Апост. Павел в послании к Римлянам, Рим.16:13 : «приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ермия , и других с ними братьев».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

9-е Святого апостола Матфия Св. ап. Матфий родом из Вифлеема, от племени Иудова. По вознесении Иисуса Христа, когда все апостолы пребывали в Иерусалиме, ожидая сошествия обетованного им Св. Духа, Матфий из числа 70 учеников Иисуса Христа, с Иосифом Варсавою, который прозван Иустом, т. е. правдивым, представлен был ап. Петром Церкви Христовой, в собрании коей было около 120 человек, для восполнения дванадесяточисленного лика апостолов, умаленного отпадением Иуды Искариотского. «Братия! говорил Ап. Петр, надобно было исполниться тому, что в Писании прорек Дух Святый устами Давида о Иуде, приведшем тех, кои пояли Иисуса. Он сопричислен был к нам и получил жребий служения сего. Но приобрел землю неправедною мздою; и когда низринулся, разверзлось у него чрево и выпали все внутренности его. И сие сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на их отечественном языке названа Акелдама, т. е. земля крови. В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем и достоинство его да приимет ин (LXVIII, 26. CVIII, 8). Итак надобно, чтобы кто-нибудь из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, как он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. Тогда поставили двоих, Иосифа, называемого Варсавою и Матфия, помолились и сказали: ты, Господи Сердцеведче всех, покажи, егоже избрал еси от сею двою единаго, прияти жребий служения сего и апостольства, из него же испаде Иуда, ити в место свое. Бросили жребий; жребий пал на Матфия, и он причтен к 11 апостолам ( Деян.1:15–26 ). По сошествии Св. Духа ап. Матфий первоначально благовествовал Евангелие в Иерусалиме и Иудее, вместе с прочими апостолами ( Деян.6:2, 8:1,14 ). Из Иерусалима с ап. Петром и Андреем, во время первого его апостольского путешествия, ходил в Антиохию сирийскую, был в Тиане, городе каппадокийском, и в Синопе. Здесь св. ап. Матфий заключен был за слово Божие в темницу, из которой чудесно освобожден был св. ап. Андреем Первозванным. После сего ап. Матфий путешествовал также в Амисию или Амазию, город на берегу Понта. Во время третьего путешествия ап. Андрея Матфий был с ним в Эдессе и Севастии. Он странствовал также с проповедию Евангелия, как пишет Дорофей и Никифор Каллист, в Ефиопию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

XXX. Глаз, который ругается над отцом и не хочет повиноваться матери, выклюют вороны на поле и сожрут птенцы орлиные. Когда собьешь молоко, выйдет масло, когда разобьешь нос, пойдет кровь, а когда возбудишь гнев, заведется ссора. III VIII Паремия читаемая на дни посвященные святителям. Память праведного благословенна и благословения сыплются на главу его. Блажен человек, нашедший премудрость, и человек приобретший разум! ибо прибыль от ней превосходит прибыли от серебра, и выгоды от ней больше, нежели от золота. Она дороже жемчугов, и все драгоценности твои не сравняются с нею. В правой руке ее долгоденствие, а в левой руке у ней богатство и слава. Послушайте меня, дети, ибо я буду говорить ясное, и блажен человек, который слушает меня. Ибо нашедши меня, нашел жизнь и получил благодать от Господа. Посему взываю к вам, люди, и голос мой обращаю к сынам человеческим: Я – мудрость, поселяюсь там, где есть смысл, и ума рассудительного я ищу. От меня благоразумные советы и верность суждения, от меня разума мужество. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня. Научайтесь, неопытные, быть осторожными, и глупые познакомьтесь с умом. Послушайте меня, снова, ибо я буду говорить ясное, и уста мои откроют верное, истину изречет язык мой, а неправда отвратительна для уст моих. Во всех словах уст моих прямизна, нет в них ничего хитросплетенного и лукавого. Все они для разумного ясны, а для постигших мою науку верны. Научу я вас истине, да будет упование ваше на Господа и исполнитесь духа. IX. Парения читаемая в церкви в праздники богородичные. Премудрость построила себе дом, и вытесала себе семь столбов; заколола у себя предназначенное ею к закланию, растворила у себя вино, и приготовила стол свой. Послала служанок своих, провозглашала на хребтах городских возвышенностей: «иди сюда, кто не образован, и кто малосведущ» и потом говорила ему: идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, которое я растворила. Оставьте невежество, и живите, и ходите путем разума. Кто учит распутного, тот долучит себе бесчестие, и кто дает совет беззаконному, тот опятнает себя. Не давай совета распутному, чтобы он не возненавидел тебя, дай умному наставление, и он полюбит тебя. Дай умному, и он будет еще умнее, вразуми праведника, и он преумножит сведения. Начало премудрости есть благоговение пред Богом, и знание святейшего есть истинное ведение. Ибо от меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

X.), идучи в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня на дороге я увидел с неба свет, превосходящий солнечное сияние, который осиял меня и шедших со мной. Все мы пали на землю, и я услышал голос ко мне, говорящий на Еврейском языке: Савле, Савле, что Мя гониши; жестоко (трудно) ти есть противу рожна прати. Кто еси, Господи, в трепете и ужасе возопил я? Аз есм Иисус, Егоже ты гониши, отвечал таинственный голос. Господи, что мне повелишь делать? Востани и вниди во град, и речется, что ти подобает творити. Люди, шедшие с ним, стояли в оцепенении, голос слыша, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел». Спутники, не менее его поражённые дивным событием, должны были вести его за руку; блеск света ослепил его. Прибыв в Дамаск, Савл три дня ничего не видел, не принимал пищи и пития, и пребывал в посте и молитве. В сём городе жил один из 70 учеников Христовых, св. Апостол Анания; Господь в видении открыл ему жилище Савла и повелел идти к нему. «Господи! отвечал Анания, я слышал от многих об этом человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме. И здесь имеет власть от первосвященников вязать всех, призывающих Твоё имя». Иди, сказал ему Господь, яко сосуд избран Ми есть пронести имя Мое перед языки и царьми и сынми Израилевыми. Анания нашёл Савла и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, тебе явившийся, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Св. Духа. И тотчас как-бы чешуя отпала от глаз Савла, вдруг стал он видеть; немедленно крестился и сделался, по выражению Златоустого, из волка агнцем, из терния виноградом, из плевел пшеницей, из врага другом, из богохульника Богословом. Вместо гонения имени Христова он стал проповедать в синагогах и всюду, что Иисус Христос есть Сын Божий, к величайшему удивлению всех, кои знали Савла гонителем христиан. Кто не признает сверхъестественной десницы Божией в обращении Савла, столь неожиданном и открытом? Упорный гонитель христианства вдруг делается неутомимым проповедником Евангелия! Жизнь, поступки, слова, послания Павла – всё свидетельствует об нём, как избранном сосуде благодати Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

    «Благословен грядый во имя Господне» (Мф.21:9), и     «Осанна в вышних» (Мф.21:9) — народное приветствие при Входе Господнем в Иерусалим.     «Слава в вышних Богу и на земли мир...» (Лк.2:14) песнь ангелов при рождении Спасителя.     «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...» (Мф.26:26—28) — слова Господа при установлении таинства причащения на Тайной Вечери.    “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” — слова из данной Господом заповеди крещения: «крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).    И наконец, столь часто слышим в храме слова хананеянки, слепого, прокаженных и других лиц ко Господу Иисусу Христу: “Господи, помилуй... Иисусе, помилуй.” Как и они неотступно просили Господа помилования и были за эту веру услышаны, так и мы многократно просим Господа этими их простыми словами. Такое моление, с указанием священнослужителя, о чем молиться, называется ектинией, то есть усиленным, прилежным молением. Когда слышим эти призывы “Еще и еще миром Господу помолимся,” или “Рцем вси от всей души, от всего помышления нашего,” — тогда нужно усилить внимание и молитвенное настроение, и молиться стоя.    Кроме того нам даются постоянно образы из евангелия, особенно покаянного характера: мытарь, блудный сын, благоразумный разбойник, мудрые девы, мытарь Закхей... Все главнейшие евангельские события и многие притчи составляют темы песнопений всего дня и даже седмиц, посвященные Господским и Богородичным праздникам, как и неделя о Страшном Суде, о Фоме, о Расслабленном, о Самарянке, о Слепом. Богослужение также насыщено мыслями, образами, выражениями из апостольских писаний. В него входят и целые стихи, напр., благословение ап. Павла: «Благодать Господа...» (Рим.16:24), или ап. Петра: «Ему слава и держава» (1Пет.5:11). Из Откровения ап. Иоанна Богослова: «Свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель (Саваоф)». «Достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу» (Откр. 4:8, 11). Псалтирь в богослужении    Из Ветхозаветных Писаний на первом месте стоит Псалтирь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

    Стихи псалмов — общие святителям.     Общие тропари на Богородичные праздники. Гл. 4: «К Богородице прилежно ныне прибегнем мы, грешные и смиренные, и припадем к Ней, в раскаянии взывая из глубины души: Владычица, помоги, умилосердившись над нами, поспеши — мы погибаем от множества грехов. Не отпусти Твоих рабов ни с чем, ибо в Тебе мы имеем единственную надежду».     Слава и ныне: «Не перестанем никогда мы, недостойные, возвещать о могуществе Твоем, Богородица, ибо, если бы не Ты защищала нас Своими молитвами, кто бы избавил нас от многих бед, кто сохранил бы нас доныне свободными. Не отступим от Тебя, Владычица, ибо ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий».     Кондак, гл. 6: «Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица, Ты нам помоги, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы Твои рабы, да не постыдимся».     Прокимен, гл. 4: «Сделаю имя Твое памятным в род и род».     Стих: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44:2, 18).     Общие тропари и величания святым.     Тропарь святым бесплотным, гл. 4: «Небесных воинств Архистратиги! Мы, недостойные, непрестанно умоляем вас — защитите нас своими молитвами, охраняя покровом крыльев невещественной вашей славы усердно к вам припадающих и взывающих: избавьте нас от бед, как вожди вышних сил».     Прокимен гл. 4: «Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий».     Стих: «Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже ной, Ты дивно велик» (Пс.103:1).     Величание: «Прославляем вас, Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы, и все воинства, непрестанно славящие Господа». Стихи псалмов: «Славлю Тебя всем сердцем моим, пред Ангелами пою Тебе» (Пс.137:1). «Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий» (Пс. 103:4). «Благословите Господа, все Ангелы Его. Благословите Господа, все воинства Его. Поклонитесь пред Ним все Ангелы Его» (Пс. 102:20-21). «Восседающий на Херувимах, яви Себя» (Пс. 79:2). «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его» (Пс. 33:8). «Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его — все воинства их» (Пс 32:6). «Воссел на Херувимов и полетел» (Пс. 17:11). «Славою и честью увенчал Его» (Пс. 8:6). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все воинства Его» (Пс. 148:1-2). «Все дышущее да хвалит Господа» (Пс 150:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

" А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству " (2:14-15) — " детьми " называются здесь все спасаемые, то-есть все смертные люди. Смысл этого изречения тот, что Христос для поражения диавола, подчинившего людей смерти, и для уничтожения страха перед смертью, Сам, подобно нам, принял на Себя " плоть и кровь " , то-есть смертную человеческую природу. " Также воспринял [плоть и кровь] " — этим словом обличается ложь еретиков-докетов, будто Господь Иисус Христос имел только призрачную человеческую природу. " Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово " (2:16) — то-есть: не ангельскую природу принял на Себя Сын Божий, а человеческую, подобную той, какую имели потомки Авраама. Здесь связь с предыдущими рассуждениями Апостола о превосходстве Иисуса Христа пред Ангелами. Умаление Господа требовалось самым существом дела: Он пришел на землю спасать не Ангелов, а людей, а потому принял на Себя не ангельскую природу, а низшую — человеческую. Но эта человеческая природа по вознесении Господа была превознесена пред Ангелами, ибо приобщилась славы Божества и воссела одесную Бога Отца. Став по Своей природе подобным нам, немощным людям, Христос сделался нашим первосвященником, испытавшим на Себе Самом немощи естества человеческого, а потому вполне сострадая немощам нашим, Он наилучшим образом смог исполнить великое дело искупления человечества (2:17-18 [ 12 ]). Так как в стихах этих (2:11-18) говорится о воплощении Сына Божия, а также и об искупительной смерти Христовой, то они читаются в некоторые Богородичные праздники (на Благовещение и на Собор Пресвятыя Богородицы) и в Великий Пяток на 6-м часе. Часть II В третьей главе Апостол говорит о превосходстве Господа Иисуса Христа перед вождем еврейского народа Моисеем. Господь Иисус Христос выше Моисея прежде всего потому, что Он есть Устроитель дома, а Моисей — только верный служитель в этом доме. Под этим " домом " разумеется ветхозаветная Церковь (3:1-6 [ 1 ]).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А что всего хуже, братие, постяся телесно, мы часто, к стыду нашему, забываем о посте духовном; даже многие из нас не знают, что такое пост духовный. Между тем, сей-то пост и есть истинный, существенный пост. В чём же этот пост должен состоять? Послушаем, как говорит о сем пророк Исайя: Се в день поста вашего вы исполните прихоти всех работников ваших мучите. Се для ссор и распрей вы поститесь. и чтобы бить дерзкою рукою, а не для того, чтобы услышан был на высоте глас ваш. Тот ли пост, какой Я люблю, и тот ли день, в который человек томит душу свою, когда он согнет главу свою, как трость, и постилает себе вретище и пепел. Это ли называется пост и день угодный Господу! Вот пост, который Я люблю: сними оковы нечестия, разреши цепи порабощения, отпусти угнетённых на свободу и расторгни всякое иго неправды ( Ис.58:4–6 ). Вот в чём, по слову Пророка, состоит истинный, духовный пост. Тоже самое внушает нам во время нашего пощения и св. Церковь в своих песнопениях: постящеся, братие, телесно, постимся и духовно, разрешим всякий соуз неправды, дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы. И еще другими словами научает св. церковь , что истинный пост есть злых отчуждение, ярости отложение, воздержание языка. Итак. недовольно того, что мы мало едим. мало пьем, надобно поститься духовно, т.е. воздерживаться от худых дел и поступков. Ты не ешь хлеба, а язык твой снедает ближнего – поносит, бесчестит, злословит; ты мало пьешь, а от сердца твоего, по словам Писания, исходят потоки злых помышлений, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства. хулы. И от чего в самом деле бывает, что после; поста мало, или даже совсем не является в нас добрых плодов; – даже вместо того чтобы водворилась в нас тишина и спокойствие, укротились страсти, происходит еще какие-то раздражение; многие от поста становятся сердитее, гневливее, раздражительнее? От чего это? От того, что пост их не искренний; от того, что они не от души постятся, пост их больше лицемерный или принужденный?

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

«Блажен человек, слушающий меня, бодрствующий каждый день у ворот моих, стоя на страже у дверей моих, потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа...» Конечно, – скажем, – эти возвышенные образы не выдает автор книги за некие свои мистические видения или откровения свыше. В первых же словах этой своей книги он предупреждает, что будет говорить причтами, а это значит аллегориями: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление..., простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познание, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их...» Хотя слова призывов в книге аллегоричны, но духовное созерцание писателя книги выражает полноту его веры, созерцания истины. Это дает ему право или долг перейти к деяниям Премудрости на земле. Здесь его духовный взор преображается в богодухновенный . «Премудрость создав себе Дом, и утверди столпов семь. Закала своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготовав Свою Трапезу. Посла своя рабы, созывающие с высоким проповеданием на Чашу глаголющие: иже есть безумен да уклонится ко мне, и требующим ума рече: Придите, едите мой хлеб и пейте вино, еже раствори вам. Оставите безумие, и живи будете. И взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении...» Приводим этот отрывок в церковно-славянском его чтении, так как чтение его введено в наше богослужение в Богородичные праздники. А это применение его указывает на то, что здесь отцы Церкви видят действительно облагодатствованное пророчество о Новом завете: Ипостасная Премудрость есть воплотившийся Сын Божий; Дом Премудрости – Церковь Христова; Трапеза – таинство Тела и Крови Христовых. А при этом и Сама Богородица – первый на земле дом Сына Божия. В богослужении Церковь пользуется и другими чтениями из книги Притчей. Так в христианском сознании плод художественного олицетворения, принадлежащий ветхозаветному верующему мыслителю, возвышается в степень пророческого видения, превышая, к чести писателя, точку зрения его самого на достоинство его творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010